Реакция калий с водой название. Калий. Свойства калия. Применение калия. Взаимодействие с основаниями

История создания ГАТТ начинается со второй половины 40-х гг., когда были предприняты попытки образовать международную организацию по вопросам торговли и занятости. ГАТТ – многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. (Женева) и регламентирующее торговую и тарифную политику стран-уча­стниц, занимающее центральное место в правовом регулирова­нии международной торговли товарами .

В это время США, укрепив свою эко­номику после второй мировой войны, повели борьбу за со­здание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило мно­гостороннее соглашение об основных нормах таможенной по­литики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) .

Попытки создать международную торговую организацию продолжались в 50-е и 60-е гг. ХХ в. К этому времени ГАТТ по­степенно обретает новых членов, расширяется деятельность ГАТТ, по существу, она включает выполнение функций нефор­мальной международной торговой организации. В рамках ГАТТ стали действовать многочисленные межгосударственные много­сторонние органы (комитеты, рабочие группы, Совет ГАТТ и др.). Многие стороны деятельности ГАТТ (наличие постоянного сек­ретариата, способность заключать договора с иностранными го­сударствами, статус решений договаривающихся сторон, дипло­матические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) довольно четко свидетельствовали о том, что ГАТТ обладает многими характеристиками, присущи­ми международным организациям. Примерно с середины 60-х гг. ХХ в. в международное право вошло следующее определение: ГАТТ - это де-факто международная организация . Она справля­лась со своими обязанностями вплоть до начала 80-х гг.

Основные положения ГАТТ появились из главы IV (Торго­вая политика) Устава международной торговой организации, одобренного 53 государствами-участниками одноименной Кон­ференции ООН в Гаване (Куба, 1947-1948 гг.). Среди этих поло­жений – обязательство стран-участниц предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Отказ США ратифицировать Устав сделало ГАТТ единствен­ным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 гг. функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Сформировавшийся на базе Соглашения орга­низационный межгосударственный механизм (Сессия договари­вающихся сторон, Совет ГАТТ и др.) выполнял роль межгосу­дарственного учреждения по вопросам торговли и организации многосторонних торговых переговоров.

В положениях ГАТТ-1947 в общей форме требовалось, чтобы вступающая в ГАТТ страна привела свое национальное законода­тельство в максимально возможное соответствие с правилами ГАТТ. В силу этого ГАТТ содействовало унификации национальных норм, правил и принципов, регулирующих международную торговлю.

ГАТТ за время своего существования стало своеобразным гене­ратором процессов по упрощению и унификации таможенных фор­мальностей и процедур в других международных организациях, в частности, на базе ГАТТ и в значительной степени по инициативе ГАТТ, в рамках Совета по таможенному сотрудничеству (теперь Международная таможенная организация) и в других международ­ных организациях был выработан ряд конвенций, регламентирую­щих многие стороны действия таможенно-тарифных систем. Эти по­ложения сближаются с положениями ГАТТ, создавая единую сис­тему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 гг. было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в прак­тике ГАТТ накопилось значительное количество решений, игра­ющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно най­ти в аналитическом индексе ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении своей истории ГАТТ, действуя как междуна­родное учреждение, выступало в роли организатора многосто­ронних торговых переговоров. В общей сложности было прове­дено восемь раундов.

Уругвайский раунд привел (1986–1994 гг.) привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, включившего ГАТТ в состав новой международной организации .

Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и практикой ВТО .

Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы тор­говли, достижение которой, как предполагается, будет дос­тигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками". Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участ­ницы обязуются принимать решения по вопросам, связан­ным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров.

    Подход ГАТТ к торговле между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Анализируя эволюцию ГАТТ/ВТО и механизм ее функционирования приходится констатировать, что ни на одном из этапов своего развития данная система не являлась беспристрастным институтом, обеспечивающим равноправие и взаимовыгодное осуществление мировой торговли. Прежде всего, это объясняется ведущей ролью США в организации как ГАТТ, так и ВТО, созданной с целью проведения в жизнь идей глобализации посредством либерализации мировой торговли и связанных с ней прочих экономических операций.

По условиям Вашингтонского консенсуса принципы оказания помощи развивающимся странам обрекают эти государства на развитие по догоняющему принципу. Ярким примером двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО стали соглашения Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, направленные против завуалированного протекционистского применения нетарифных средств. После этого раунда договаривающиеся страны разделились на два лагеря. С одной стороны – участницы, ратифицировавшие только пакет документов ГАТТ, а с другой – участницы, подписавшие как ГАТТ, так и новые соглашения. Новые положения в законодательстве предоставляли ограниченному кругу развитых стран определенные льготы и преимущества по сравнению с развивающимися странами, чьи интересы в достаточной степени не были учтены при разработке документов Токийского раунда – что, в свою очередь, не позволило им быть полноправными участницами дополненного ГАТТ.

Схемы двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО, помимо нарушения целостности ее структуры, применялись также в отношении либерализации торговли текстильными товарами и продукцией агропромышленного комплекса. Конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся стран навязывались жесткие количественные ограничения. Несмотря на то, что инициаторы этой меры – промышленно развитые страны – объявили о временном характере данного положения, оно действует уже более трех десятилетий, лишь расширяя ассортимент текстильных товаров, попадающих под квотирование.

Помощь странам с развивающейся и с переходной экономикой

Развивающиеся страны составляют около трех четвертей от числа всех членов ВТО. С увеличением числа членов, развивающиеся страны и страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, будут играть все возрастающую роль в ВТО.

Исходя из этого, большое внимание уделяется специальным потребностям и проблемам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Секретариат ВТО организует многочисленные программы для разъяснения работы системы и помощи в обучении правительственных служащих и чиновников, ведущих переговоры. Некоторые мероприятия проводятся в Женеве, другие - в заинтересованных странах. Часть программ организуется совместно с другими международными организациями. Одни программы проводятся в форме учебных курсов. В других случаях может быть предложена индивидуальная помощь.

Темы мероприятий могут быть самыми разнообразными - от помощи в переговорном процессе о вступлении в ВТО и реализации обязательств ВТО до получения рекомендаций для эффективного участия в конкретных многосторонних переговорах. Развивающиеся страны, особенно наименее развитые из них, получают помощь в тех областях торговли и тарифных данных, которые затрагивают их экспортные интересы и касаются участия в органах ВТО.

Учебные курсы для представителей развивающихся стран проводятся в Женеве дважды в год. С момента их учреждения ГАТТ в 1955 году и вплоть до июня 1997 года курсы посетили около 1.515 торговых представителей из 130 стран и 11 региональных организаций. С 1991 года в Женеве ежегодно проводятся специальные курсы для представителей стран, осуществляющих переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике.

    Раунды многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Основные итоги Уругвайского раунда.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов , целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 - Женева / Швейцария;

1949 - Аннеси / Франция;

1951 -Торки / Великобритания;

1956 - Женева / Швейцария;

1960-1961 - Женева / Швейцария (Диллон-раунд);

1964-1967 - Женева / Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973-1979 - Женева / Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 - Женева / Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.

В 1964-1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986-1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части - о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:

Соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);

Соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;

Протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);

Генеральное соглашение по торговле услугами;

Меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой - привести в действие предусмотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);

Процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;

Решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;

Другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);

Решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.

Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25-30 до 3-4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70-80-е гг.

    Договорная основа, структура и задачи функционирования Всемирной торговой организации (ВТО).

Организационно-правовая основа ВТО . Всемирная торговая орга­низация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Систе­ма ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвай­ский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключи­тельного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу дей­ствия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизне­са. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной орга­низацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридичес­кий статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определя­ющий права и обязанности правительств в сфере международной тор­говли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собствен­ности (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способство­вание экономическому росту и повышению экономического благосостоя­ния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны - члены ВТО, которых на 11 января 2007 г. насчитывается 150, решают эти задачи путем конт­роля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механиз­мом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведе­ния обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торго­вой политики и значительную часть международной коммерческой прак­тики, т.е. международного бизнеса.

Энциклопедия юриста

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (англ. General Agreement on Tarrifs and Trade ) - крупнейший многосторонний международный торговый договор, на базе которого сложился механизм регулирования внешнеэкономических отношений (с 1994 г. - Всемирная торговая организация - ВТО). Соглашение заключено на Женевской конференции 1947 г. (вступило в силу в 1948 г.) с целью предоставления его участникам режима наибольшего благоприятствования. Секретариат ГАТТ находится в Женеве. Основные задачи, провозглашенные в ГАТТ, - либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов. отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в ГАТТ занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Однако ГАТТ содержит и ряд оговорок, дающих возможность не соблюдать этот принцип. Так, предусматривается исключение для стран-участниц, в которых действуют преференциальные режимы; оговорки используются и при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Кроме того, объем фактического предоставления режима наибольшего благоприятствования той или иной стране зависит от условий, содержащихся в документе о присоединении этой страны к ГАТТ.

Основная форма деятельности ГАТТ - проведение тарифных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле (так называемые раунды переговоров). Всего было проведено 8 раундов. В итоге работы шестой конференции Кеннеди-раунд (1964–1967) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время Токио-раунда (1973–1979) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33 %. Итогом Уругвайского раунда (1986–1993) стало создание новой многосторонней системы международной торговли - ВТО.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как не дать себя обмануть. Книга 1 автора Ошкадеров Олег Валерьевич

Из книги автора

Из книги автора

4. НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства нетарифного регулирования – ряд средств внешнеторговой политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций играют роль регуляторов

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства форсирования экспорта – торгово-политические методы расширения экспорта – прямые и косвенные субсидии («Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам»). С их помощью обеспечиваются преимущества

Из книги автора

22. ГАТТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) подписано в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. Сначала в его составе было 22 государства, впоследствии – 150 стран, из них 92 – полных члена. Всего в

Из книги автора

45. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Экономисты Всемирного банка пророчат развивающимся странам бурные темпы экономического роста в ближайшее десятилетие. По их мнению, краткосрочные перспективы может омрачить лишь наступление рецессии в США. Об этом

Из книги автора

Глава 1. Обман в торговле Ученик продавца хозяину: – Клиент купил ботинки, но деньги принесет завтра. – Что? Да он никогда здесь больше никогда не появится! – Как бы ни так! Я положил ему в коробку два левых башмака. Обман в супермаркетах: обман при упаковке товара, продажа

И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран -- членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО).

Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем -- в Торки (1950) и снова в Женеве (1955--1956).

Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

Раунд Диллона (1960--1961) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.

Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге -- полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны -- участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964--1967), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.

В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».

Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально -- кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны -- участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.

Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран -- участниц ГАТТ, их подписавших; для стран -- участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.

Последний в истории ГАТТ -- Уругвайский раунд переговоров -- привел к созданию ВТО и, соответственно, -- иных правовых конструкций в системе международной торговли.

Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле . Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации , основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощённо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

ГАТТ 1947

ГАТТ 1947 в США

ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967

Шестой раунд переговоров в рамках ГАТТ, названный в честь президента США Дж. Кеннеди , проходил с мая 1964 по 30 июня 1967 года.

В результате переговоров были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долларов США, в том числе уступки США по импорту в размере 8,5 млрд долларов и ответные уступки других стран по экспорту в США на ту же сумму.

Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырёх крупнейших участников - США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.

ГАТТ 1973-1979

Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.

Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали ещё более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.

Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углублённое исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объёма (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

Уругвайский раунд 1986-1994

Уругвайский раунд переговоров начался 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и длился восемь лет. В результате Уругвайского раунда были приняты "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)" и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

«Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках ». В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей ».

ГАТТ и Всемирная торговая организация

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

(1960-1961): 45 стран. Дальнейшее снижение тарифов. .

Ссылки

  • Jackson, John H. The World Trading System Second Edition, page 74
  • Irwin, Douglas A. "The GATT in Historical Perspective," American Economic Review Vol. 85, No. 2, (May, 1995), pp. 323–328 in JSTOR