Процесс создания инноваций и его структура. Инновационный процесс и инновационная деятельность

Научные исследования и конструкторские разработки

Этапы инновационного процесса

Опытно-конструкторские работы

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники , материала , технологии . Опытно-конструкторские работы - это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К опытно-конструкторским работам относятся:

  • выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали , сборочные соединения , изделие в целом;
  • изготовление и испытание опытных образцов;
  • разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы ;
  • разработка идей и вариантов нового объекта;
  • разработка технологических процессов ;
  • определение наименования продукта , товарного знака , маркировки , упаковки .

Основные научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: прототип, промышленный образец , полезная модель , компьютерные программы , базы данных , научно-техническая документация . Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.

Жизненный цикл инновационного продукта

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок , рост производства , замедление роста и спад объёмов продаж.

Внедрение продукта на рынок

На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.

Подготовка ведётся по двум основным направлениям:

  1. создание соответствующих мощностей для резкого увеличения объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка производства и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных мощностей;
  2. через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.

Рост объёмов производства

При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль . На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства , что способствует снижению цены . Прибыль от реализации товара нередко достигает пика. По некоторым оценкам, объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара .

Замедление роста производства

Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции . Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.

В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта , зачастую низкого качества , под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.

Спад объёмов продаж

Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром . Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли . Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии , смены вкусов и предпочтений потребителей , а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами .

Использованная литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Инновационный менеджмент на тему:

«Инновационный процесс и инновационная деятельность»

Преподаватель Плахин А.Е.

Студентка Чемезова А.С.

Группа МП-09Р

Екатеринбург

Сожержание

Ведение……………………………………………………………………… 3

      Сущность инновации и ее содержание…………………………….. 6

      Функции инновации………………………………………………….. 9

Глава 2. Инновационный процесс………………………………………….. 11

Заключение…………………………………………………………………... 17

Список используемой литературы…………………………………………. 15

Введение

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:

    разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

    дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

    закрытие старых производств.

Под термином "инновация" понимается процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, что находит воплощение в новых продуктах и технологиях.

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

Чем быстрее общественная и экономическая жизнь развивается, тем больше потребностей возникает: на одной из экономических конференций, проходившей в 2006 году, был представлен доклад, в котором были обнародованы довольно занятные данные данные, говорящие о том, что по подсчетам специалистов в течении ближайших двадцати лет крупнейшие державы мира должны сделать следующее:

    накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:

    в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;

    произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;

    удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;

    генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;

    радикально улучшить условия жизни, работы, образования, городской и окружающей среды, как в развитых, так и в развивающихся странах;

    одновременно повысить стандарты здравоохранения всех стран, перейти от лечения болезней к их предотвращению и ограничить рост населения разумными пределами;

    увеличить занятость на 30 – 50%, создав новые рабочие места, во многом, в сфере обслуживания, в то же время, увеличив производительность настолько, чтобы удержать инфляцию;

    выполнить все названные задачи без необратимого нарушения природного равновесия или ресурсного кризиса, способного привести к войне.

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние – сегодняшние технологии. Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.

В своей контрольной работе я хотела бы затронуть следующие темы:

    Что такое инновация;

    Система инновационного процесса;

    Инновационная деятельность.

Глава 1. Инновация – как экономическая категория.

      Сущность инновации и ее содержание.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.

Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии XX в. « В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

    использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

    внедрение продукции с новыми свойствами;

    использование нового сырья;

    изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

    появление новых рынков сбыта. »*

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого были приняты два типа технологических инноваций:

♦ продуктовая инновация;

♦ процессная инновация.

Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:

    «Инновация (новведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    «Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или

* - данные из статьи сайта http://ru.wikipedia.org/

усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее. Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

    «Государственная инновационная политика» - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

    «Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации)» - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

    «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

    «Инновационная инфраструктура» - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

    «Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая)» - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

      Функции инновации

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого х>6мена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

♦ воспроизводственную;

♦ инвестиционную;

♦ стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Глава 2. Инновационный процесс

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

    во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

    во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

Как и любой другой процесс, инновационный процесс имеет свои этапы существования:

В ходе первого этапа происходит выдвижение научно-технических идей. Завершаются научно-исследовательские работы обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

На втором этапе выполнение прикладных научно-исследовательских работ связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР.

На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов (Аванпроект - это полный проект системы на уровне система / подсистема; обычно на этом этапе требуется лишь ограниченное число испытаний. В дополнение к спецификации функций и задач рассматриваются альтернативные концепции проекта, разрабатываются и рецензируются предварительные чертежи оборудования и описания рабочих процессов. В детальном проекте чертежи аванпроекта делаются более подробными, пересматриваются и доводятся до уровня компонентов), эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

На четвертом этапе при запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё не известна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. На финансирование работ на четвертом этапе, связанных с освоением масштабного производства нового товара и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6-8 раз больше затрат, чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг, она позволят привлечь дополнительные инвестиции.

Финансирование работ по четвертому этапу инновационного процесса может привести к организации технического освоения неконкурентоспособного продукта, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трех этапах. Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект, потому как он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции. С другой стороны, если новшества, созданные на первых трёх этапах инновационного процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, немеющей зарубежных аналогов, то государство принимает частичное участие в финансирование этих работ.

Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

Инновационная деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, и как много видов этой деятельности, так может быть много форм проявлений инноваций.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Под сущностью инновационной деятельности понимается её внутреннее содержание, выражающееся во взаимосвязи всех многообразных свойств и отношений, обнаруживающееся в различных формах существования: научная, проектно-конструкторская, технологическая деятельность, опытные разработки, работа по освоению новшеств в производстве, их реализации. Содержанием инновационной деятельности, по мнению авторов, является единство всех составляющих её элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Оно выражается во взаимосвязанной и эффективной деятельности по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к практическому использованию, которое предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям.

Несмотря на то, что в настоящее время наметились определенные тенденции взаимной увязки различных теорий и появились обобщающие, синтезирующие прежние результаты направления, окончательное единство во взглядах на сущность инновационной деятельности еще не достигнуто. Направления развития инновационной теории, содержащиеся в научной литературе, зачастую дополняют друг друга, не отражая общей картины существующих концепций. Отечественные разработки освещают в большей степени не результаты аналитических исследований, а возможность использования зарубежного опыта в наших условиях.

Заключение

Любая организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами, она нуждается в грамотной инновационной политике.

К сожалению, на данный момент, в России инновационная политика проводится недостаточно контролируемо в целом и, по моему мнению, недостаточно квалифицированными управленцами на местах. В цепочке «разработка-производство-рынок» слабыми звеньями у нас является не столько финансирование, сколько отсутствие навыков технологического менеджмента, т.е. управления технологическими инновациями. Практически отсутствуют в России подготовленные специалисты, которые знают и специфику инновационного продукта, предлагаемого на рынок, и владеют умением работать с ним на рынке. Сегодняшний интеллектуальный потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок. Страна сможет получать за счет продажи лицензий, разработок, выполнения внешних заказов, реализации совместных международных инновационных проектов суммы, сопоставимые с бюджетом страны, а это – возрождение хозяйства, образование среднего класса, ликвидация безработицы.

На мой взгляд, выход достаточно не сложен: максимальная активизация инновационной деятельности предприятия. Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новые конкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта продукции в современных условиях невозможно без совершенствования организации труда и подготовки кадров, нацеленных на более полное использование творческого потенциала коллектива.

Список используемой литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2007

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА – М, 2001.

Инновационная Инновационная деятельность (7)Курсовая работа >> Маркетинг

Воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания...

Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». Виды инноваций и субъекты инновационной деятельности

Понятие «инновация» появилось в научных исследованиях XX в. и первоначально означало проникнове­ние некоторых элементов одной культуры в другую. В России первоначально под инновацией понималось новообразованное слово в языке, возникшее в данном языке позднее

Инновации и нововведения - идентичные категории. Новшество и нововведение различные категории.

Новшеством может быть открытие фундаментальной науки или изобретение рационализатора, установленная закономерность учёным или найденное новое свойство и(или) явление у какого-либо продукта, вещества, конструкторское решение, а также новшеством будет новый способ в организации, в управлении производством.

Инновация - это внедрённый новый продукт, новый способ производства, освоенный новый материал, осуществлённое внедрение нового способа организации и управления деятельности предприятия. Следовательно, инновация (нововведение) – это внедрённое в практику новшество (идея, открытие).

В тоже время понятие инновации тождественно понятию инновационный процесс. Инновационный процесс представляет собой последовательную цепочку событий, в ходе которой идея предполагаемой инновации превращается в конкретный продукт, технологию или услугу, реализуется и распространяется среди потребителей. Таким образом, последовательно осуществляются стадии или этапы инновационного процесса:

1. Зарождение (осознание потребности и поиск новшества, идеи, открытия, изобретения). Для начала инновационного процесса необходимо выбрать цели инновации и задачи, которые инновация должна решать, произвести поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование, то есть показать экономическую целесообразность, техническую возможность создания нового продукта. Поиск идеи инновации – это творческий процесс, который тесно связан с интуицией и инсайтом (озарением);

2. Освоение и внедрение новшества. Материализация идеи представляет превращение идеи в новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) или в документ по технологической операции;

3. Многократное тиражирование. Благодаря рекламе, организации процесса торговли инновацией осуществляется реализация и продвижение инновации;

4. Рутинизация – последующее совершенствование. Происходит распространение инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.

Инновационный процесс завершён, если пройдены все этапы от зарождения инновации до рутинизации.

Эффективность инновационного процесса зависит от временного аспекта стадий инновационного процесса в их строгой логической последовательности и одновременно в комплексе.

Инновационная деятельность - деятельность по созданию, освоению и реализации результатов интеллектуального труда, научных исследований, новых товаров и технологий. Инновационной деятельность обеспечивает: выпуск конкурентоспособной продукции, новый уровень взаимодействия факторов производства, удовлетворение общественных потребностей. Происходит изменение или совершенствование мира, новые идеи и знания приобретают реальные формы, имеют практический результат. Инновационная деятельность включает в себя содействие реализации инновационного процесса.

Реализация продукта научной сферы в материальном производстве при условии защиты права интеллектуальной собственности и права на продукт научной деятельности обеспечивается инновационной сферой эконо­мики. Результат инновационной сферы – инновационный продукт, стоимость которого определяется его новизной.

Рассмотрим классификацию инноваций по признакам.

Классификация инноваций по степени инновационного воздействия на сферы деятельности:

1. Революционные или базовые. Это принципиально новые научные идеи, технологии, виды продукции или методы управления. Они завоёвывают новые рынки, являются гарантом выживания компании. В основе базовой инновации – «подрывная технология», которая привлекает покупателей дешевизной, простотой использования. Часто на рынок с «подрывной технологией» выходит никому до сих пор неизвестная фирма. В наше время «подрывная технология» - персональный компьютер, в 50-х годах – транзистор и т.д.

2. Основанные на смене поколения техники, появлении новых технологий на базе исходного фундаментального принципа.

3. Модифицирующие, связанные с обновлением моделей и модификаций продукции, технологий, форм хозяйственной деятельности, её совершенствования.

Инновации (2) и (3) класса в жизнедеятельности необходимы, так как они значительно улучшают свойства товара, но не значительно увеличивают конкурентоспособность компании на рынке. Основа данных инноваций – «поддерживающие технологии».

Другой вид классификации по типу инновации или по сфере её предложения:

1. Технико-технологичные. Это – производство новой продукции вследствие совершенствования технологических процессов, экономии ресурсов, решения задач повышения качества выпускаемой продукции, снижении себестоимости, расширения ассортимента. Они – основа технологического прогресса и технического перевооружения производства. Осуществляются за счёт модернизации оборудования, реконструкции и нового строительства.

2. Организационно-управленческие. Это – организация новых отделов, служб, новые формы найма, контракты, методы оплаты труда, методы работы аппарата управления вследствие ускорения решения поставленных перед предприятием задач. Осуществляются за счёт эффективного соединения труда (работников) с элементами производства (предметами труда).

3. Экологические. В последнее время приобрели первостепенное значение для общества в целом и каждого человека в отдельности, особенно в промышленно развитых странах. К ним относятся изменения в технике, организации и управлении предприятием, исключающие и предотвращающие негативное воздействие на окружающую среду.

4. Финансовые. Это - экономические инновации, выраженные в положительном изменении финансовой, бухгалтерской сферах деятельности, в планировании, ценообразовании, оценки деятельности. А также - новые формы контроля и учёта, новые финансовые операции, новый финансовый продукт.

Как правило, инновации на современном предприятии носят комплексный характер, наблюдаются взаимосвязанные изменения в ассортименте продукции, технологиях, в организации и управлении персоналом, сбыте, финансах, экологии.

Существуют мнимые инновации, которые вносят изменения под влиянием колебаний потребительских предпочтений.



Субъектами инновационной деятельности являются:

Физические лица (граждане РФ, иностранцы), осуществляющие инновационную деятельность;

Юридические лица (отечественные и иностранные предприятия, организации, независимо от организационно-правовых форм, занимающиеся инновационной деятельностью);

Собственники объектов интеллектуальной собственности;

Инвесторы;

Посредники, осуществляющие поддержку инновационной деятельности (маркетинговую, рекламную, лизинговую, кадровую, информационную);

Специализированные субъекты инновационной деятельности (инкубаторы, технопарки, технополисы);

Органы государственной власти.

ТЕМА 2. Формирование теории инноваций (исторический аспект)

Основы теории инноваций были заложены русским учёным-экономистом Н.Д.Кондратьевым. Он обосновал теорию больших циклов конъюнктуры (экономической ситуации).

Николай Дмитриевич Кондратьев родился 1892 году в семье крестьянина, первым из 10 детей. Учился в церковно-приходской, церковно-учительской школах, в училище земледелия, экстерном получил аттестат зрелости. С 1911 по 1915 год обучался на юрфаке Петербургского университета, где и остался работать по окончании. Дипломную работу посвятил сельскому хозяйству родной Костромской губернии. С 1917 года работал при Временном правительстве в земельном комитете. Октябрьскую революцию принял не сразу. С 1919 по 1920 год преподавал в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, параллельно был членом Всероссийского закупочного союза, занимался проблемами кооперации, обеспечения продовольствием. После 1920 года возглавил институт конъюнктуры при Наркомфине, который осуществлял анализ экономической конъюнктуры СССР. В этот период им были написаны основные работы, которые получили отзывы ведущих экономистов Запада (Дж.Кейнса, С.Кузнеца, М.Фишера, У.Митчела). Он разрабатывал основы развития сельского хозяйства и планы индустриализации экономики. Предлагал материально заинтересовать крестьян и всех производителей в результатах своего труда, развивать отрасли лёгкой промышленности, участвовать в мировом рынке, а рост заработной платы приравнивал к росту производительности труда. За эти идеи был раскритикован, например, Зиновьев называл его «кулаком», «либеральным буржуа». В 1930 году был арестован, в 1931 году приговорён к 8 годам заключения, в 1938 году дело было пересмотрено, и Н.Д.Кондратьев был приговорен к расстрелу. В настоящее время его реабилитировали посмертно, труды призналы всемирно, издаёют в Америке журнал «Циклы», в России проводят конференции, посвящённые его имени, а в Австрии организовали целый институт, занимающийся изучением циклов.

Н.Д. Кондратьев обработал методами математической статистики экономические показатели (товарные цены, процент на капитал, заработную плату, оборот внешней торговли) наиболее развитых стран США, Англии, Германии, Франции за 150 лет (со времён конца 18 века). Он получил два полных и один неоконченный цикл конъюнктуры и сделал предположение о цикличной закономерности развития общества. В 20-30-ые годы на Западе разразился кризис, названный в Америке Великая депрессия, что позволило СССР с уверенностью утверждать о загнивании капитализма и скором его конце, в это время Кондратьев опровергает этот тезис, доказывает цикличность развития капиталистического (рыночного) хозяйства, что тоже в свою очередь послужило поводом его ареста и расстрела.

Каждый цикл был длиной 48-55 лет. Длинный цикл конъюнктуры распадается на повышательную и понижательную части цикла протяжённостью 25-30 лет. Его объяснение чередования кризисов, оживления, бума и спада в экономике связано с появлением новых изобретений и нововведений, которые влекут за собой изменение пассивной части капитала (зданий, сооружений, мостов, каналов, железных дорог, квалификации рабочей силы). Причём эти изобретения именно революционны, затрагивают фундаментальные принципы существования человека, иногда меняют условия жизни общества. В повышательной волне имеется необходимое наличие сбережений, низкий процент получения ссуд, низкий уровень цен на товары, которые приводят в действие научно-технический потенциал общества. По мере оживления экономики происходит постепенное повышение процента по кредитам, возникает ситуация нехватки ссудного капитала, в результате чего свёртывание хозяйственной активности, предприниматели ищут способы удешевления производства, происходит накопление технических изобретений, реализовать которые станет возможным при условии дешёвого ссудного капитала.

Эти идеи развивал выдающийся американский учёный Йозеф Шумпетер.

Й. Шумпетер родился в 1883 году в семье фабриканта в Австро-Венгрии. Получил юридическое образование, но увлёкся экономической теорией и стал заниматься наукой, работая в университете. В 1912 году он преподавал в Черновцах (на задворках империи), куда был отправлен за использование математических приёмов в экономическом анализе, что не приветствовалось тогдашней элитой учёных. Позже был профессором Грацкого университета, его другом и научным наставником являлся известный экономист Бем-Баверк. После первой мировой войны государств Россия, Германия, Австро-Венгрия в их первоначальном виде больше не существовало. Социалистическое правительство Германии и глава экономической комиссии Каутский пригласили Шумпетера в 1918 году быть советником по вопросу социализации промышленности. Затем после прихода к власти в 1919 году в Австрии социалистического правительства Й.Шумпетер был в нём министром финансов, потом - директором банка, который обанкротился в 1924 году. Будучи профессором в Бонне, основал журнал «Эконометрика». Приход нацистов и относительное признание вынудили Шумпетера эмигрировать за океан, где с 1932 года он был профессором Гарвардского университета. Умер Шумпетер 07.01.1950 года. Его труды: «Теория экономического развития», написанная им в 29 лет в 1912 году, «Экономические циклы» (1939 год), «Капитализм, социализм и демократия» (1942 год), «История экономического анализа» (1944 год).

Он был полностью согласен, что в мире развитие происходит волнообразно, цикл равен примерно 50 лет. Й. Шумпетер отметил, что данные волны развития – инновационные волны. Каждая новая волна приносит новую экономическую эпоху, которая характеризуется первоначально повышением экономической активности, резким ростом инвестиций. Компании, специализирующиеся на новых технологиях на «повышательной» волне получают сверхприбыли, выходят в лидеры своей индустрии, затем на «понижательной» стадии волны рынок становится насыщенным и зрелым, сверхприбыль превращается в прибыль и далее сокращается, в последствии инвестиции переходят к новым технологиям. Им были предложены новые экономические понятия: «созидательное разрушение» (конкуренция, основанная на инновациях ведёт к разрушению имеющихся отраслей и рынков через научно-исследовательскую деятельность корпораций и предпринимателей-новаторов, способных превратить новые идеи в эффективные технические решения); эффективная монополия (использующая нововведения и получающая прибыль за счёт этого, а не за счёт особых прав или владения каким-либо благом) и эффективная конкуренция (не на ценах, а на нововведениях).

В мире в течение последних двух столетий последовательно сменились следующие инновационные волны:

1. Первая инновационная волна с 1780-х по 1840-е годы. Связана с новыми технологиями в текстильной промыш­ленности, металлургии.

2. Вторая инновационная волна с 1840-х по 1900-й год. Инициирована развитием железнодорожного транспорта, сталелитейной промышленности и появлением парового двигателя.

3. Третья инновационная волна с 1900 по 1940-е годы. Базируется на использовании в промышленном производстве и в быту электрической энергии и двигателя внутреннего сгорания. Широко используется радиосвязь, телеграф, автомобили, самолёты, применяются цветные металлы, алюминий, пластические массы. На рынке образовались крупные фирмы, картели, тресты. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

4. Четвертая инновационная волна с начала 1950-х по конец 1980-х длилась около сорока лет. Если длительность предыдущей волны составляла 50 лет и больше из-за совпадения периода спада уходящей волны с периодом роста новой, то данная волна в связи с появлением транснациональных и межнациональных компаний, которые сами активно осуществляли разработку новых технологий, осуществляли прямые инвестиции, получила ускорение. Главные достижения в областях - аэрокосмосе, электронике, химической промышленности. Волна характеризуется массовым производством автомобилей, самолетов. Появляются первые компьютеры и программные продукты для них. Атом используется в мирных целях. Организовано конвейерное производство.

5. Пятая инновационная волна началась в 1988 году. Ожидается ещё большее сокращение её длительности по сравнению с предыдущей в связи с большим ускорением научно-технического прогресса. Волна продлится 20-25 лет. Она опирается на достижения в области микроэлектроники, распространения корпоративных сетей, развития программного обеспечения, биотехнологии, генной инженерии, телекоммуникаций, мультимедиа, новых видов энергии, освоения космического пространства.

6. В настоящее время намечены контуры шестой инновационной волны, которая утвердится в 20-30-х годах 21 века. Если пятая инновационная волна возникла в недрах индустриального общества, основа которого была микроэлектроника, процессы по сбору, переработки и передачи информации, то шестая инновационная волна будет опираться в своём развитии на постиндустриальное общество, приоритет которого духовное развитие человека, решение проблемы безвозвратно уничтоженных планетарных материально-технических ресурсов, сглаживание глобального материального и духовного неравенства населения планеты.

Опора этой волны – первоначально микроэлектроника, затем наноэлектроника, генная инженерия человека, нетрадиционная энергетика, информатизация второго уровня (постинтернетовская), биокомпьютер, совместимый с разумом человека. Общество и государство интегрируется во всемирную социально взаимосвязанную систему. Глобализацию мира наблюдаем мы уже сегодня, когда благодаря концентрации производства, монополизации, функционирования транснациональных корпораций (ТНК) деятельность охватывает не только национальные рынки, но региональные и мировые.

Изменилось понятие рыночного товара, теперь это не только материальные товары, но и компьютерные программы, услуги, знания, идеи.

Нами прожито четыре длинных цикла, до 2010 года мы будем в стадии повышательной волны. Отмечено, что повышательные фазы богаты войнами революциями (1789-1812, 1896-1920).

В течение долгосрочного цикла Кондратьева происходит 5-7 раз смена поколений оборудования на основной базе технологий. Между тем кризисы периодические 7-11 лет соотносятся с соответствующей фазой длинной волны и изменяют свою динамику в соответствии с видом волны, например, в период подъёма больше времени приходится на «процветание», а в период спада учащаются кризисные годы.

С середины 1970-х годов идеи Н.Д.Кондратьева и Й.Шумпетера привлекли пристальное внимание экономистов в связи с тем, что под влиянием нового экономического и экологического кризиса началась волна базисных инноваций.

Герхард Менш установил, что массовое освоение технических нововведений приходится на середину фазы депрессии, вслед за которой через определённое время происходит подъём экономической активности, предложил используемую нами классификацию инноваций на базисные и улучшающие.

А. Клайнкнехт обработал статистические данные и показал, что в основе перехода к очередным «длинным волнам» в экономическом развитии лежат группы (кластеры) базисных инноваций, которые широко осуществляются в периоды депрессий и помогают выходить из кризиса.

Для современной теории инноваций важны идеи:

1. Фридриха фон Хайека. Он считал, что наличие рыночной конкурентной среды предопределяет появление рационализаторов и изобретателей. Рынок выявляет, координирует и использует знания независимых людей, определяющее значение в появлении нового открытия принадлежит конкуренции.

2. Дугласа Норта. Он показал, что конкуренции, основанной на инновациях, содействует развитая система институтов (разветвлённые формальные отношения и механизмы, обеспечивающие более высокую эффективность рынка и более низкие трансакционные издержки), то есть имеется взаимосвязь интенсификации инновационных процессов и наличия системы государственных институтов, осуществляющих поддержку инноваций, которые прямо и косвенно влияют на знания и технологии.

Отметим, что цикличность развития экономики кроме теории инноваций объясняют следующие теории: денежная теория, согласно которой цикличность определяется экспансией и сжатием банковского кредита (Хоутри); психологическая теория, трактующая цикл, как следствие охватывающих население воли пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот); теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс); теория чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное инвестирование (Хайек, Мизес); теория солненчных пятен – погоды - урожая (Джевонс, Мур). Перечисленные теории не противоречат объяснению циклов в экономике теорией инноваций, они по-своему её дополняют.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ И ЕГО СТРУКТУРА

Данная работа представляет собой часть курса «Введение в Инновационный Инжиниринг» , прочитанную нами в Томске 17–20 сентября в рамках Открытого Универсета Сколково

Целями инновационной политики ведущих стран мира являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке, укрепление национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшение экологической обстановки и др.

  • Реализация инновационной политики экономически развитых государств происходит в рамках непрерывного процесса создания инноваций. Процесс создания инноваций определён как основа социально-экономического развития современного общества. Основными компонентами структуры этого процесса являются: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный инжиниринг, инновационный инженер и его профессиональная подготовка.

Инновация . В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. *)

  • Новый продукт считается инновационным, если он отвечает критериям рыночной потребности, новизны и экономической целесообразности. Т.е. этот продукт должен быть необходим определённой группе людей или производств, быть новым или обладать существенными отличиями по сравнению с прототипом и его производство в требуемых количествах должно быть экономически целесообразно. В соответствии с этими критериями инновационный продукт классифицируется по глубине вносимых изменений и по характеру рыночной новизны.

Инновационный процесс. В общем определении процесс создания инноваций называется инновационным процессом. Он связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

  • Инновационный процесс осуществляется на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом и исполнительском.

Государственный уровень реализации инновационного процесса заключается в государственной политике стимулирования и поддержки инновационной деятельности.

Каждый последующий нижний уровень инновационного процесса более конкретен в плане участия в реализации инновационных проектов. Самым нижним и самым конкретным является исполнительский уровень инновационного процесса.

  • Исполнительский уровень инновационного процесса определяется как последовательность стадий и этапов воплощения идеи возможного нововведения в разработку, производство, продажу и диффузию нового инновационного продукта, кратко называемого «инновацией».

Инновационный процесс на исполнительском уровне обеспечивается деятельностью непосредственных исполнителей инновационных разработок, к которым относятся инновационные инженеры, учёные, специалисты по маркетингу (маркетологи), патентоведы, конструкторы, технологи, экономисты, и др.

  • Инновационная деятельность . Инновационный процесс представляет собой объединённую общей целью инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики. Эта деятельность направлена на реализацию законченных научных исследований и инженерных разработок в виде нового или существенно усовершенствованного и реализуемого на рынке продукта. Характер инновационной деятельности связан с предметной областью, в рамках которой создаётся инновационный продукт.

Множество предметных областей, которые имеют общий научный базис, образуют отдельное направления в разработке инноваций. Инновационная деятельность может быть разделена на следующие основные направления: вещественное, методологическое, программное и системное.

  • Вещественное инновационное направление , связанно с созданием новых веществ, материалов (конструкционных, полупроводниковых, строительных и др.), покрытий, продуктов сельского хозяйства, пищевых продуктов, лекарственных средств, косметики и т.п.
  • Методологическое инновационное направление включает: новые методы диагностики, предупреждения и лечения заболеваний, новые методы обучения, экономические модели, экспертные системы и др.
  • Программное инновационное направление включает: новые программные продукты, предназначенные для удовлетворения существующих общественных потребностей и обеспечивающие прогресс в различных областях человеческой деятельности.
  • Системное инновационное направление включает новые технические системы в широком многообразии практических реализаций.

Разделение инновационной деятельности на отдельные направления носит условный характер. В реальности все направления создания инноваций тесно связаны друг с другом.

  • Например, при создании новых материалов используются соответствующие по новизне технические системы в виде экспериментальных установок и технологического оборудования, новые методы, технологии и программное обеспечение.

Развитие программных продуктов стимулирует развитие компьютеров, которые для своего дальнейшего совершенствования нуждаются в новых компонентах и материалах.

  • В свою очередь, постоянно увеличивающиеся вычислительные мощности компьютеров создают благоприятные условия дя создания всё более сложных программных продуктов.

В целом, взаимосвязь инновационных направлений определяет технологический уклад , который характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический и инновационный потенциал и др.

  • Целенаправленная инновационная деятельность, связанная с процессом непосредственного создания инновационных продуктов, является по своей сущности инновационным инжинирингом.
  • Инновационный инжиниринг . В соответствии с определением инжиниринг (инженерия) – это область человеческой интеллектуальной и практической деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов природы и её ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

Исторически возникновение инжиниринга связано со строительством. В дальнейшем смысловое сочетание строительства (построения) и инженерии вошло в определение других технических и научных направлений. К этим направлениям, к примеру, относятся: машиностроение, авиастроение, приборостроение и др.

  • Структура, процесс и обеспечивающие его методы создания востребованного рынком нового продукта на исполнительском уровне называется инновационным инжинирингом .

Инновационный инжиниринг является ориентированным на удовлетворение рыночной потребности подходом, отвечающим за создание удовлетворяющего эту потребность инновационного продукта и использующего для этой цели все доступные ресурсы.

  • Любой новый для рынка продукт является результатом инновационного инжиниринга, как процесса структурно-функционального соединения всех необходимых для создания инновации ресурсов, осуществляемого производительными силами.

К многообразию ресурсов (прямых и косвенных, материальных и нематериальных), используемых при создании инноваций относятся: образование исполнителей, их опыт работы, подбор кадров, микроклимат в коллективе, материально-техническое обеспечение, используемые программно-инструментальные средства разработки, различного рода методы разработки, патентно-информационный фонд, конструкционные материалы, комплектующие изделия и др.

  • Инновационный инжиниринг существует наряду со множеством других инжинирингов: системным, программным, социальным, генным, инжинирингом знаний и др.

Инновационный инжиниринг определяет характер и методы практической деятельности каждого из участников создания инновационного продукта, а также принципы и порядок их взаимодействия в процессе разработки, проектирования, реализации, продвижения и внедрения (диффузии) инноваций.

  • Инновационный инжиниринг имеет как минимум три связанные между собой составляющие: методологическую, структурную и процессуальную.

Инновационный инжиниринг, как методология, представляет собой совокупность выбираемых исполнителями методов последовательного создания инновационных продуктов.

  • Инновационный инжиниринг, как структура, представляет собой систему связанных производственными отношениями производительных сил, с помощью которых осуществляется процесс создания инновационных продуктов, производимый при помощи использования соответствующих методов.

Инновационный инжиниринг, как процесс, представляет собой практическую реализацию методов создания инновационных продуктов, осуществляемую производительными силами.

  • Большая часть функций инновационного инжиниринга осуществляется в процессе исполнения начальной стадии жизненного цикла технических систем (ЖЦТС) , которая названа инновационной.

Основные характеристики, структурно-функциональная модель будущего объекта техники, рыночная привлекательность, патентоспособность и др. определяются в процессе реализации инновационной стадии его жизненного цикла.

  • Используемые при реализации инновационной стадии ЖЦТС методы должны обеспечивать выполнение всех её этапов.

***В перечень методов, используемых в инновационном инжиниринге, входят: системный инжиниринг, разнообразие методов активизации творческого мышления, функционально-стоимостный анализ, проверка на патентную чистоту и на патентоспособность, инновационный менеджмент, инновационный маркетинг и др. ***

  • Важной составляющей инновационного инжиниринга является методика и процесс поиска необходимых для создания инновации ресурсов.

Согласно определению, производительными силами являются специалисты в конкретной области и используемые ими средства производства (инструментальные средства разработки).

  • Применяя профессиональные знания, трудовые навыки, приобретённый опыт и инструментальные средства инновационные специалисты осуществляют процесс разработки инновационных продуктов.

Средства производства, используемые в процессе разработки инноваций, подразделяются на материальные и нематериальные.
К материальным средствам производства (разработки) относятся компьютеры, стенды, технологическое оборудование, приборы, инструменты и т.п.

  • К нематериальным средствам относятся программное обеспечение компьютеров общего характера, интернет, используемые в разработках программные инструментальные средства, методики, патентно-информационный фонд, относящиеся к конкретной разработке стандарты и другие нормативные документы.

Характер производственных отношений между непосредственными исполнителями инновационной разработки определяются профессиональной и должностной причастностью каждого из них к конечному результату разработки, порядком прохождения этапов инновационной стадии и психологическими принципами функционирования малых групп.

  • Процесс взаимодействия и производственные отношения между членами рабочей группы регулируется инновационным инженером, являющимся ответственным исполнителем инновационной стадии жизненного цикла технической системы (ЖЦТС).

Жизненный цикл технической системы (ЖЦТС) включает следующие стадии:

  • 1. Инновационную
  • 2. Конструкторско-технологическую
  • 3. Подготовки производства
  • 4. Производства и сбыта
  • 5. Эксплуатационную

Основными задачами, которые должны быть решены в процессе реализации инновационной стадии ЖЦТС, являются:

  • всесторонний анализ первичной идеи (ПИ);
  • анализ потребности, которая должна быть удовлетворена при реализации ПИ;
  • анализ рынка, для которого создаётся новое изделие;
  • проверка новизны инновационного предложения;
  • создание рыночного образа инновации;
  • построение структурно-функциональной модели будущего изделия;
  • осуществление компонентного синтеза;
  • разработка и испытания прототипа;
  • разработка технического задания для осуществления технического проекта.

Инновационная стадия ЖЦТС начинается с формулирования и анализа первичной идеи и заканчивается передачей документации и технического задания для дальнейшей разработки проекта в рамках конструкторско-технологической стадии. В решении задач инновационной стадии участвуют менеджер проекта, экономист, инновационный инженер, специалист по маркетингу и патентовед.

  • Каждый из специалистов, участвующих в разработке этапов инновационной стадии ЖЦТС, выполняет свою часть инновационного проекта, которая определяется для каждого из них соответствующим комплексом задач. Инновационный характер разработки определяется, в основном, деятельностью инженера, маркетолога и патентоведа.

Процесс разработки ИС ЖЦТС требует особым образом организованного творческого и интерактивного взаимодействия участвующих в реализации этапов инновационной стадии специалистов.

  • Инновационный инженер . Интегративные (объединяющие) и менеджерские функции при реализации инновационной стадии ЖЦТС осуществляются инновационным инженером.

В рамках этой стадии инновационный инженер выполняет функции менеджера, осуществляя планирование и координацию работ других исполнителей (специалиста по маркетингу, патентоведа, экономиста и др.), а также функции непосредственного исполнителя отдельных этапов.

  • Менеджер проекта , при этом, решает общие организационные вопросы, касающиеся всех стадий разработки инновационного продукта.

Кроме функций инновационного менеджера, инновационный инженер в рамках инновационной стадии ЖЦТС выполняет функции исполнителя инженерной части проекта.

  • Основными исполнительскими функциями инновационного инженера в процессе реализации ЖЦТС являются:
  • 1. Преобразование первичной идеи в инновационный замысел с последующим оформлением инновационного предложения.
  • 2. Структурно-функциональный и компонентный синтез инновационного продукта.
  • 3. Разработка, изготовление и испытания прототипа.
  • 4. Разработка и оформление технического задания для дальнейшего продвижения инновационного процесса на этапах стадии технического проекта (стадии конструкторско-технологической разработки).

Преобразование первичной идеи в инновационный замысел с последующим оформлением инновационного предложения.

Авторами первичных идей далеко не всегда являются специалисты в области техники, к которой эта идея относится. Во многих случаях идеи по улучшению существующих систем, приборов и устройств или по созданию принципиально новых объектов техники возникают у нетехнических специалистов, которые эти системы используют в своей повседневной работе. Первичные идеи в области медицины и медицинской техники, например, чаще всего появляются у медицинских работников, так как именно они, в основном, сталкиваются с проблемными ситуациями в их профессиональной деятельности и вынуждены задумываться о путях их решения.

  • Cтруктура системы, представленная к рассмотрению на базе первичной идеи, представляет собой субъективное видение её автором средства и способа решения той или иной проблемы, связанной с удовлетворением существующей или будущей потребности. Предлагаемый вариант решения задач, связанных с реализацией первичной идеи, является в большинстве случаев стартовым для дальнейшего процесса внедрения инновации. Как показывает практика, задачи, видимые авторами первичных идей, а также пути и методы их решения, необходимые для реализации этих идей, могут быть очерчены спонтанно и непрофессионально. Кроме этого, последующая за процессом возникновения первичной идеи авторская эйфория и «зацикливание» на единственном варианте её реализации, мешает самостоятельному трезвому и всестороннему анализу предложенной первичной идеи.

Одной из основных функций инновационного инженера и других исполнителей инновационной стадии ЖЦТС является преобразование первичной идеи в инновационный замысел (ИЗ) . Инновационный замысел является концептуальной формой представления первичной идеи. Он должен содержать необходимое техническое, экономическое, маркетинговое и патентное обоснование.

  • Значения слова «замысел» происходит от существительного «мышление». Это значит, что любой замысел является результатом процесса мышления. Т.е. процесс перевода первичной идеи в инновационный замысел предполагает реализацию методов, основанных на использовании различных форм воображения, а также существующего перечня мыслительных операций и способов мышления.

Преобразование (перевод) первичной идеи в инновационный замысел включает:

  • а) построение рыночного образа (функциональной модели) изделия, которое необходимо создать на базе предлагаемой первичной идеи;
  • б) анализ и классификация рыночной потребности в новом изделии в соответствии с её видом и характером возможного удовлетворения;
  • в) внешняя системная и рыночная адаптация функциональной модели будущего изделия, создаваемого на базе первичной идеи;
  • г) формирование инновационного замысла и оформление инновационного предложения.

Структурно-функциональный синтез инновации . Построенные в соответствии с требованиями рынка и условиями патентования структурно-функциональная модель и рыночный образ инновации определили её обобщённую функциональную структуру, предназначенную для системы, в которой инновация станет одним из элементов. Эту структуру можно назвать внешней по отношению к разрабатываемому нововведению. Она должна определять и обеспечивать все необходимые функциональные связи инновации с остальными элементами системы, в среде которой она должна функционировать.

  • Структурно-функциональный синтез (СФС) производится для создания оптимальной внутренней функциональной структуры инновации, которая должна соответствовать ранее построенной внешней структурно-функциональной модели новой ТС. Внутренняя функциональная структура, по сравнению со структурой внешней, более конкретна в плане будущей реализации и ориентирована на использование реальных системных компонентов.
  • Компонентный синтез инновации . Компонентный синтез производится на основе построенной внутренней структурно-функциональной модели новой ТС.

В процессе компонентного синтеза:

  • а) производится поиск и выбор системных компонентов, каждый из которых способен выполнять одну или несколько функций внутренней структуры будущей ТС;
  • б) проверяется сочетаемость характеристик реальных системных компонентов новой ТС при их совместном функционировании;
  • в) производится оценка характеристик выбранных системных компонентов по множеству декларируемых показателей (рабочая температура, напряжение электропитания, размеры, вес и т.п.);
  • г) производится моделирование или макетирование нового продукта как системы с выявлением и исправленрием ошибок предварительного компонентного синтеза.

Разработка, изготовление и испытания прототипа . Разработка, изготовление и испытания прототипа является логическим продолжением и натурным воплощением компонентного синтеза, реальным способом проверки качества его реализации. Целями создания прототипа являются выявление и исправление ошибок структурно-функционального и компонентного синтеза, а также проверка в заданных условиях (лабораторных, производственных, полевых, экстремальных) функций и характеристик разрабатываемого изделия. При разработке прототипа не учитываются параметры будущего изделия, связанные, например, с его конкретным конструктивным исполнением и дизайном, если они не влияют на его основные характеристики. В процессе разработки прототипа инновационный инженер должен продемонстрировать знания и умения инженера системотехника и инженера-конструктора. При разработке прототипа должны быть также учтены и проверены возможности технологической реализации будущего изделия.

Разработка и оформление технического задания на выполнение технического проекта. Разработка и оформление технического задания (ТЗ) является заключительным этапом инновационной стадии. В случае разработки технических систем, ТЗ является исходным документом на проектирование объекта техники. ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования. Существуют различные формы заданий, близких по своей сущности к ТЗ, на создание чего-то нового в ряде предметных областей. Например, в области медицинской техники разрабатываются и оформляются медико-технические требования (МТТ), в области военной техники – тактико-технические требования (ТТТ), при создании технических средств обучения и обучающих систем – технико-дидактические требования (ТДТ).

В соответствии с международными стандартами качества (ISO 9000), в зависимости от структуры системы, ТЗ должно быть представлено, как минимум, двумя документами:

  • Hardware Requirements Specification – для аппаратурной части,
  • Software Requirements Specification – для программной части.

Рекомендуемое содержание ТЗ приведено в ряде стандартов, однако в каждом конкретном проекте оно устанавливается в соответствии с особенностями предмета разработки, фирмы, страны и др. В любом случае, в ТЗ должен быть отражён весь список требований, необходимый для создания рыночного продукта, который соответствует концепции инновационного замысла. В соответствии с этим, вполне логично, что разработка ТЗ осуществляется инновационным инженером. ТЗ, как юридический документ, утверждается после его согласования со всеми заинтересованными сторонами.

  • Профессиональная подготовка инновационного инженера . Инновационный инженер относится к категории специалистов, работа которых относится к высшим формам человеческой деятельности (творческие работники, учёные, инженеры-изобретатели, педагоги, врачи, адвокаты). Процесс подготовки этих специалистов отличается тем, что достижение ими продуктивного (или высокого) квалификационного уровня происходит через 10 – 12 лет с момента начала учёбы в университете. Это связано с тем, что в педагогике профессионального обучения за обозримый исторический период каких-либо существенных методологических прорывов, направленных на сокращение сроков профессионального становления, не произошло. Стихийно-повседневный процесс приобретения индивидуального профессионального опыта является доминирующим для этой категории специалистов.

В отличие от традиционных образовательных методов, процесс подготовки инновационных инженеров должен также иметь инновационный характер. Необходима разработка обучающих методов, которые способствуют повышению качественных показателей обучения и сокращению сроков достижения специалистами уровня профессионального мастерства.

  • Уровень развития образовательных технологий по части технического обеспечения, разнообразия и доступности учебной информации, а также её мультимедийности за последние годы существенно возрос. Поисковые системы Интернета, игровые обучающие и тренинговые программы, виртуальные инструменты и экспериментальные установки стали реальными компонентами общеобразовательных и обучающих технологий.

Однако, эти достижения в развитии технических средств обучения (ТСО) не привели к ощутимому прогрессу в области образования. Причиной этого является то, что консервативным элементом системы обучения является сам обучаемый. Если более конкретно, то это свойственные человеку механизмы восприятия, связанное с этим восприятием мышление и последующее ассоциативное запоминание учебной информации.

  • Необходима разработка дидактических методов, учитывающих психологию восприятия, т.е. возможности студентов воспринимать и эффективно усваивать определённый объём учебной информации за единицу времени. Педагогика, как наука и часть общей системы знания, не является обособленной и невосприимчивой к использованию междисциплинарных моделей или аналогий. Возможность использования в разрабатываемых образовательных методах аналогий и изоморфных явлений других предметных областей является эффективным средством повышения КПД учебного процесса.

Реализация процесса объединения изоморфных явлений, аналогий, процессов, принципов и законов для целей образования и обучения является составной частью ассоциативной дидактики, которая, помимо снижения объёма учебной информации, позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия образовательного процесса в направлении расширения междисциплинарного кругозора, развития общего и системного мышления, а также повышения прочности знаний. Основой метода является принцип тематического объединения, реализуемый путём взаимной ассоциативной привязки тем и решаемых задач изучаемых предметов к похожим явлениям и задачам других предметных областей. Тематическое объединение может быть произведено также на основе общего ассоциативного признака (например, общей математической модели). Практическое осуществление метода ассоциативной дидактики производится путём соответствующего логического анализа учебных материалов и подбора изоморфных явлений, математических и семантических моделей из существующей системы знания, состоящей из множества взаимосвязанных предметных областей.

  • Процесс профессиональной подготовки инновационного инженера рассчитан на 2-х годичный период. Примерный перечень изучаемых предметов для подготовки специалистов в области технических систем включает следующие целевые адаптированные курсы:
  1. Прикладную математику.
  2. Прикладную физику.
  3. Общую теорию систем и законы развития технических систем.
  4. Развитие творческого мышления и творческого воображения.
  5. Теорию решения изобретательских задач.
  6. Функциональные компоненты технических систем (включая химические и биологические структуры).
  7. Основы программирования и программирование встроенных систем.
  8. Функциональный и компонентный синтез технических систем.
  9. Инструменты и системы компьютерного моделирования и проектирования.
  10. Функционально-стоимостный анализ.
  11. Системный инжиниринг.
  12. Инновационный маркетинг.
  13. Инновационный менеджмент.
  14. Патентоведение.

Личностные качества. Базовой основой для профессиональной подготовки инновационных инженеров являются основные личностные качества специалистов. Личностные качества – это вид социально- и профессионально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в его деятельности и в обществе. По разным оценкам, существует от 30 до 50 различаемых личностных качеств. Значительная часть из них являются социальными, т.е. связанными с поведением человека в социуме. Что же касается профессиональных качеств креативных специалистов, то творческая их составляющая основана на базовых личностных качествах – мотивации, воображении и мышлении.

Желание, как конкретизированная потребность, является побуждением к действию или мотивацией. Мотивация является важным и первичным фактором в появлении инновационных идей. Человек, озадаченный конкретной проблемой, становится прагматиком в поиске, усвоении и интерпретации всей получаемой информации в проекции на искомое решение. Мотивация и настойчивость в решении проблемы являются существенной составляющей успеха. В отношении к любому виду деятельности мотивация имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

Внутренняя (интринсивная) мотивация обусловлена содержанием конкретной деятельности. Субъекту мотивации нравится сам процесс и характер этой деятельности. В значительной степени это связано с его способностями к конкретной деятельности и устойчивыми положительными результатами выполняемой работы.

Внешняя (экстринсивная) мотивация связана с влияющими на неё факторами, находящимися вне конкретной деятельности субъекта мотивации.

К таким факторам относится материальная заинтересованность, высокие социальные притязания и т.п. В случае доминирования экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто бывает недостаточно для побуждения к эффективной творческой деятельности.

Если в процессе деятельности, связанной с непосредственным созданием инноваций, экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального творческого эффекта. Отсюда значимость профессиональной ориентации и профессионального отбора для творческих видов деятельности. Вместе с тем, обеспечивающие уровни инновационного процесса (государственный, региональный, отраслевой, муниципальный, фирменный) должны создавать условия внешней мотивации для творческих и продуктивных исполнителей инновационных разработок.

  • Вторым по значимости фактором, благодаря которому появляются инновационные идеи, является воображение. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Воображение играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирования, планирования, творчества, игры, человеческой памяти. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Воображение, как одна из форм отражения мира, является психическим процессом, заключающимся в создании образов и манипулировании ими в различных ракурсах, состояниях и сочетаниях в прошлом, настоящем и в будущем времени. С помощью воображения осуществляется процесс прогнозирования этапов будущей деятельности и её результатов.

Воображение является сложным психическим процессом с соответствующей этой сложности классификационной структурой. Из многообразия компонентов структуры этого процесса, которые в большинстве своём более важны для целенаправленного формирования воображения как важного для генерации инновационных идей качества, выделим активное и пассивное воображение. Пассивное воображение не предполагает какую-то реализацию создаваемых образов, так как ими, по большей части, являются мечтания или грёзы. Активное воображение, в свою очередь, может быть творческим или воссоздающим, т.е. создающее образы по готовым описаниям.

  • Высшей формой активного воображения является творческое воображение, которое предполагает самостоятельное создание образов и их последующую реализацию. Этот вид воображения – неотъемлемая часть любого вида творчества, так как он присущ любой творческой личности – писателю, художнику, изобретателю. Без этого вида воображения не были бы решены многие изобретательские задачи, не были бы сделаны великие открытия, не появились бы на свет шедевры искусства и т.д. Примеров великих достижений человеческого гения во всех областях деятельности достаточно много, но всех авторов этих известных миру инноваций объединяет единое качество – творческое воображение. Благодаря именно ему, они сумели в своём воображении «оторваться от действительности», вообразить конечный результат, наметить пути и план реализации и практически исполнить задуманное.

Эффективным учебным предметом, развивающим творческое воображение и способность к генерации идей является пройденный и усвоенный, при эффективном тренинге, курс РТВ (Развитие Творческого Воображения) . Его роль в подготовке инновационных специалистов столь же высока как и роль гимнастических упражнений при подготовке спортсменов.

  • Такие известные учёные как Давид Ландау, Альберт Эйнштейн и Нильс Бор справедливо считали, что в науке воображение и мышление в тысячу раз важнее знаний.

Творческое мышление является третьим по значимости личностным качеством инновационного инженера. В его базисной основе находится творческое воображение. В отличие от наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно- логического мышления, обеспечивающих оценку и анализ реально наблюдаемых и воспринимаемых объектов и событий, творческое мышление оперирует виртуальными объектами. Оно требует способности удерживать в воображении множество предметов, образов и взаимосвязей между ними. При этом вся эта синтезированная изначально в статике система подвергается различного рода комбинаторным или целенаправленным структурно-функциональным изменениям до достижения приемлемого результата.

Творческое мышление является осуществляемым в воображении процессом мысленных манипуляций с проектируемой системой в статике и динамике, в пространстве и во времени, в подсистемах и в надсистеме с использованием известных операций и способов мышления.

  • В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операций осуществляется процесс проникновения в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, их взаимосвязь и характер противоречий. Решение задач, развивающих профессионально ориентированное мышление, является одним из аспектов подготовки инновационных инженеров.

Заключение . Создание инноваций является многофункциональным процессом, зависящим от множества влияющих факторов. Любой новый для рынка продукт является результатом инновационного инжиниринга, как процесса структурно-функционального соединения всех необходимых для создания инновации ресурсов, осуществляемого производительными силами. В структуре производительных сил основным разработчиком новых рыночных продуктов является инновационный инженер. В его профессиональной структуре главным фактором, влияющим на качество инноваций, являются необходимые личностные качества, уровень профессиональной подготовки и накопленный опыт работы.

Литература

  1. K. Levkov, O. Figovsky: On the training of innovative engineers. Scientific Israel – Technological Advantages, vol. 12, No.4, 2010, pp. 179–186.
  2. Левков К.Л, Фиговский О.Л. Построение профессиональной модели инновационного инженера на основе анализа его деятельности. Сборник докладов конференции «Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching». Ariel University Center of Samaria. 19–21.09.2011.
  3. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Двумерный метод обучения в процессе подготовки инновационных инженеров. Сборник докладов научной школы с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития». Казань 5–7.10.2011.
  4. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Инновационный процесс и инновационный инженер. Апрель 2012. http://rehes.org/…2_innov.html .
  5. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Функции инновационного инженера в процессе перевда первичой идеи в инновационный замысел. Июль 2012 г. http://rehes.org/…levkov2.html .

6, Левков К.Л., Фиговский О.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ МОДЕЛЕЙ, АНАЛОГИЙ И ИЗОМОРФНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРА. 26 сентября 2012 г. http://park.futurerussia.ru/…ogs/figovsk/

7. Рыжов В.П. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Открытое образование 5/2005.

8. С.Ройтман, О.Фиговский. Система приема, формализации и продвижения новаций // Экология и жизнь. – 2007. – N 10. – С. 26–31.

9. А.И.Гасанов, Б.М.Гохман, А.П.Ефимочкин, С.М.Кокин, А.Г.Сопельняк. РОЖДЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (стратегия и тактика решения изобретательских задач). Москва. Интерпракс. 1995г. ISBN 5–85235–226–8/

10. Владимир Петров. Основы Теории Решения Изобретательских Задач. Учебник. ISBN 965–7127–00–9. 1990 – 2003.

11. Инновационное управление. http://innovation-management.ru/

12. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. Под редакцией проф. В.Л.Попова. Москва. ИНФРА-М. 2009.

13. Огарков С.А. , Кузнецова Е.С, Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Издательство «Академия Естествознания» , 2011 год.

14. Элизабет Халл, Кен Джексон, Джереми Дик. Разработка и управление требованиями. Практическое руководство пользователя. Telelogic. 2005

К.Л.Левков.О.Л.Фиговский

*) Иногда в литературе используется абсолютно эквивалентный термин «нововведение» … (Н.Ст)