Мажоритарные выборы. Мажоритарная избирательная система: ее виды, недостатки и достоинства

В науке конституционного права в понятие "избирательная система" вкладывается двоякое содержание: 1) в широком смысле она рассматривается как важнейший элемент политической системы государства. Это весь организм формирования выборных органов государственный власти и органов местного самоуправления. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Она охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право); б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс); в) в некоторых странах отзыв выборных лиц; 2) в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов.

Мажоритарная избирательная система (от фр. "majorite" - большинство) означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа. Причем от каждого округа обычно избирается один депутат (т. е. один округ - один депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. Действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еше в нескольких десятках стран. Практика применения этой избирательной системы показывает, что подобная система способна обеспечить более успешное формирование парламента с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительства.

Недостатком мажоритарной избирательной системы является то, что она заметно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых вообще остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения.

Типы мажоритарной избирательной системы большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарной системы различают три ее разновидности. 1) Мажоритарная система относительного большинства - самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем его соперники.

Преимущества данной избирательной системы: она всегда результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить второй тур голосования или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум; понятна избирателям; экономна; позволяет крупным партиям получить "твердое" большинство и сформировать устойчивое правительство. Недостатки системы: 1. Часто депутат избирается меньшинством избирателей 2. "Теряются" голоса, поданные за других кандидатов 3. Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь 1/10 голосов избирателей. Рассматриваемый тип мажоритарной избирательной системы более приемлем для стран с двухпартийной системой (США, Великобритания и др.).

2) Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что: во-первых, для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство, а обязательно абсолютное (т. е. 50 % плюс один голос) большинство голосов от принявших участие в голосовании избирателей; во-вторых, если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре; в-третьих, победителем (из двух оставшихся кандидатов) во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем соперник; в-четвертых, как правило, предусматривается обязательный кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо участие более половины (т. е. 50 %) избирателей от числа зарегистрированных (реже - 25 % или иное количество). Достоинством указанной избирательной системы является то, что она дает меньше искажений.

3) Мажоритарная система квалифицированного большинства предъявляет крайне высокие требования к количеству голосов, необходимых для избрания. Например, до 1993 г. в Италии, чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было получить 65 % (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно. Поэтому данная система применяется крайне редко.

Мажоритарная избирательная система - это такая система выборов, когда избранными считаются те, кто получил большинство в своем избирательном округе. Такие выборы проводятся в коллегиальные органы, например, в парламент.

Разновидности определения победителей

На данный момент существует три разновидности мажоритарной системы:

  • Абсолютная;
  • Относительная;
  • Квалифицированное большинство.

При абсолютном большинстве побеждает тот кандидат, который набрал 50% + 1 голос избирателя. Бывает так, что при выборах ни у одного из кандидатов такого большинства нет. В этом случае устраивается второй тур. В нем обычно участвуют два кандидата, которые набрали больше голосов в первом туре, чем другие кандидаты. Такая система активно используется на выборах депутатов во Франции. Также такую систему применяют на президентских выборах, где будущего президента выбирают всенародно, например, Россия, Финляндия, Чехия, Польша, Литва и др.

При выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату нет необходимости набирать более 50%голосов. Ему просто надо получить больше голосов, чем у других и он будет считаться победителем. Сейчас данная система действует в Японии, Великобритании и др.

При выборах, где победителей определяют по квалифицированному большинству, ему надо будет набрать заранее установленное большинство. Обычно оно составляет больше половины голосов, например, 3/4 или 2/3. В основном это применяется для решения конституционных вопросов.

Достоинства

  • Данная система достаточно универсальная и позволяет избирать не только отдельных представителей, но и коллективные, например, партии;
  • Важно отметить, что в основном выдвигаются конкурирующие между собой кандидаты и избиратель, когда делает свой выбор, то основывается на личных качества каждого, а не на партийной принадлежности;
  • При такой системе маленькие партии могут не только участвовать, но и реально побеждать.

Недостатки

  • Иногда кандидаты могут нарушать правила, чтобы выиграть, например, подкупить избирателей;
  • Бывает так, что избиратели, которые не хотят, чтобы их голос «не ушел впустую» отдают свой голос, не за того, кто им симпатизирует и нравится, а за наиболее понравившегося из двух лидеров;
  • Меньшинства, которые разбросаны по стране не могут добиться большинства в определенных кругах. Поэтому, чтобы как-то «протолкнуть» своего кандидата в парламент им необходимо более компактное проживание.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Мажоритарная избирательная система - исторически первая и наиболее простая. Применяется, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Она основана на принципе большинства и имеет несколько вариантов применения.

Мажоритарная система относительного большинства - самая простая из существующих и наиболее распространенная, как правило, применяется в одномандатных округах. При ее использовании избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее число голосов. При использовании системы относительного большинства не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, даже если хотя бы один проголосовал - выборы считают состоявшимися. В случае если выдвинут всего один кандидат на место, он считается избранным автоматически, так как достаточно одного проголосовавшего за него избирателя, даже если таким избирателем будет он сам.

Данная избирательная система обладает рядом преимуществ. Прежде всего, она результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования. Случаи нерезультативности достаточно редки, если двумя и более кандидатами может быть получено одинаковое число голосов, законодательно разрешений жребий урегулирует данную ситуацию. Во-вторых, является понятной для избирателей, в отличие от смешанных и нетрадиционных систем. В-третьих, данная система экономна, так как нет необходимости проводить повторное голосование в округах. В-четвертых, она позволяет крупным партиям получить «твердое» большинство и сформировать устойчивое правительство. Зорина Ж.О. Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии, Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме в 2001/2002 г., науч. ред. Ю.А. Веденеев, Москва, РЦОИТ при ЦИК РФ, 2002, с. 44. К недостаткам мажоритарной избирательной системы относительного большинства можно отнести ее крайне несправедливое отношение к средним и малым по своему влиянию политическим партиям. Применение мажоритарной системы относительного большинства на национальном уровне может привести к существенному искажению результатов выборов. Также голоса, которые избиратели отдают за не победившего кандидата вообще «пропадают» и не имеют никакого значения. Например, в 1997 году на парламентских выборах в Великобритании партия лейбористов во главе с Тони Блэром получила 64% мандатов - такого большинства еще никто не добивался в истории современного парламентаризма, и при этом за нее проголосовало лишь 44% избирателей. Консерваторы под предводительством Джона Мейджора получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы, которых поддержало 17% избирателей, - всего 7% мест. Кандидаты от других партий набрали 7% голосов и 4% мест. данные предоставлены по запросу сайтом http://ru.wikipedia.org Однако такая система имеет своих сторонников, ее применяют в качестве единственной для проведения выборов 43 государства, в том числе и США.

Мажоритарная система абсолютного (простого) большинства требует для избрания соответственно абсолютного большинства голосов, что означает больше половины общего их числа, как правило, минимум 50% + 1 голос. Однако само исходное общее число может трактоваться трояко: это может быть общее число зарегистрированных избирателей, или общее число поданных голосов, а может и рассматриваться общее число поданных действительных голосов. Поэтому в избирательных законах обязательно должно быть указано, что при проведении выборов по такой системе считается абсолютным большинством. В отличие от рассматриваемой ранее системы относительного большинства, при этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании и если он не будет достигнут, то выборы, соответственно, будут считаться несостоявшимися или недействительными.

Для данной системы характерны свои достоинства и недостатки. Основным ее достоинством является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы превышение над меньшинством составляло один голос, то есть она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство. Однако сохраняются дефекты, присущие системе относительного большинства. Первый дефект мажоритарной системы абсолютного большинства состоит в том, что голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Второй - заключается в том, что она выгодна лишь крупным партиям, а малые партии имеют весьма сомнительные шансы на успех. Наконец, третий - заключается в том, что она нерезультативна. В случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о том, какой депутат получит мандат, остается открытым. Для того чтобы избежать таких случаев и сделать систему более результативной, прибегают к различным способам.

Одним из таких способов является проведение второго тура или повторного голосования, при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре, а только двое, которые набрали наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Данный способ называют перебаллотировкой и применяют достаточно часто. Например, на президентских выборах 1986 года в Португалии социалист Марио Соареш набрал в первом туре 25,4% голосов - значительно меньше консерватора Диего Фрейташа ду Амарала, за которого проголосовали 46,3% избирателей. Однако для большинства сторонников других кандидатов М. Соареш был более предпочтительным, чем Фрейташ ду Амарал. В результате чего во втором туре Соареш одержал вверх над своим соперником, получив 51,4% голосов против 48,6%, и стал президентом Португалии. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем, Москва, Полис, лекция №3, электронная версия.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства заключается в проведении альтернативного голосования, которое позволяет обойтись без второго тура выборов, используется долгие годы в Австралии. В данном случае избирателю предлагается выделить в бюллетене, как первое, так и альтернативные предпочтения. Чтобы победить кандидату, нужно получить поддержку абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов не стал первым, набрав более чем 50% голосов избирателей, подсчет голосов продолжается, а кандидат с наименьшим количеством первых предпочтений вычеркивается из списка. Полученные им голоса передаются оставшимся кандидатам, выделенным соответствующими избирателями в качестве вторых предпочтений. Как только число полученных кандидатом первых предпочтений плюс число голосов, переданных ему от других кандидатов, превышает половину общего числа бюллетеней, его объявляют победителем. На мой взгляд, данная система помогает реально установить, кого бы выбрало большинство, если принять во внимание все предпочтения, однако, она же может привести к неадекватному распределению мест в законодательных органах, посредством завышенного представительства мелких партийных объединений.

Мажоритарная система квалифицированного большинства считает избранным того кандидата, который получил квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство - это заранее установленное количество голосов, которое превышает абсолютное большинство, то есть больше чем 50% + 1 голос. Так, например, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвующих в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 года было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На практике получить такое количество голосов очень трудно, поскольку голоса избирателей разбиваются между разными кандидатами, поэтому данная система может считаться также весьма нерезультативной и подразумевает проведение нескольких туров голосования.

Для сглаживания недостатков мажоритарной системы некоторые страны используют «переходные» варианты, такие как система ограниченного голоса (вотума) и непередаваемого голоса, и кумулятивного вотума. Суть первой и второй примерно одинакова, и заключается в том, что у избирателя в многомандатном избирательном округе меньше голосов, чем следует избрать от него депутатов. Кумулятивный вотум характеризуется наличием у избирателя стольких голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше, и распределение имеющихся голосов в свободном порядке. Данные системы достаточно редки (Испания применяет ограниченный вотум для избрания сенаторов), но опыт их использования был у многих зарубежных стран.

Рассмотрев мажоритарную избирательную систему и ее разновидности, следует сделать промежуточные выводы. Очевидно, что данная система в целом обладает неотъемлемыми достоинствами, которые заключаются в простоте ее использования как для проводящих выборы органов, так и для участвующего в них населения страны. Также достоинство состоит в непосредственно заложенном принципе большинства, несмотря на разновидность данной системы, избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством избирателей, что позволяет говорить о создании прочного и стабильного государственного органа. На мой взгляд, система идеально подходит для одномандатных избирательных округов. Однако имеются и существенные недостатки, которые зачастую делают систему нерезультативной и не экономной в использовании, как правило, неадекватность полученных результатов проявляется в применении данной системы в многомандатных избирательных округах.

Проведя достаточно подробный анализ в данной главе мажоритарной избирательной системы, были сделаны определенные выводы и отражены ее достоинства и недостатки. Для подведения окончательных итогов и выбора оптимальной избирательной системы в следующей главе будет рассмотрена другая разновидность избирательной системы - пропорциональная.

Практически для каждого представителя современного выбор руководителей различного уровня является нормой. Свою точку зрения каждый гражданин отражает в бюллетене и опускает его с избирательную урну. Именно такой принцип определения глав разного уровня формируется мажоритарной избирательной системой. Далее будет дана характеристика и перечислены принципы организации мажоритарной избирательной системы.

Вконтакте

Описание

Именно предпочтение большинства является древнейшим способом выбора лидера или направления деятельности. Перечислим особенности мажоритарной избирательной системы . При определении руководителей применяется принцип списков претендентов на представленную должность.

Важным условием становится право каждого заявить о собственных претензиях занять предложенное место . Адекватность претензий кандидата определяется всеобщим голосованием. Предпочтение отдается тому, кто получит наибольшее число сторонников. Права на соискании могут заявлять граждане определенного государства. Участвовать в мероприятии добровольно может каждое заинтересованное лицо. Речь идет только о гражданах конкретной страны.

Важно! Когда мажоритарные выборы проводятся в определенном регионе, к участию приглашаются исключительно жители данной местности.

Порядок выборов президента

Избирательная система Российской Федерации основывается на мажоритарных принципах . Избирается президент РФ на 6 лет. В выборах принимают участие все граждане страны. Для упрощения проведения анализа поданных голосов, выборы проводятся в конкретной местности. Выделяется специальное место, куда приглашаются граждане, официально зарегистрированные на данной территории. Условий для претендентов предлагается несколько:

  • возраст не менее 35 лет;
  • наличие российского гражданства, двойное подданство исключается;
  • если гражданин два срока подряд был главой страны, третий раз на выборы он выходить не имеет права, через срок такая возможность возвращается;
  • заявить о планах возглавить государство не получится из мест заключения или даже просто в случае наличия непогашенной судимости.

Определение участников голосования проводится по нескольким этапам. На первом из них о своей готовности возглавить страну имеет право заявить любой гражданин государства. Далее для продолжения участия претенденты подтверждают серьезность намерений представлением голосов поддерживающих сторонников.

В России намерение, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2003 года №3-ФЗ, требуется подтверждать 300 000 подписей . Важно, что от одного региона РФ в этом списке не может быть более 7500 подписантов. Те, кто может представить такие подписи, получает статус кандидата и возможность выставлять свою кандидатуру. Далее претендент знакомит со своей программой население.

Дальше начинает работать избирательная комиссия. Она действует на каждом участке, чтобы собрать бюллетени, подсчитать полученные данные и передать их для централизованного сведения данных. Участники ИК предлагают каждому гражданину страны оставить свой голос за выбранного претендента в единый день голосования.

Побеждает тот претендент, который наберет максимальное число сторонников , передавших официальный бюллетень. Победитель возглавит страну на следующие 6 лет. Важно, что для победы в первом туре, требуется получить согласие не менее 50% и еще одного сторонника, пришедшего на место проведения голосования. В иной ситуации определяются промежуточные победители. Голосование проводится среди двух претендентов. Победит тот, у кого на этом шаге будет больше сторонников.

В число принципов входит возможность для каждого желающего попробовать свои силы в роли получателя бюллетеней сторонников и перспектива для каждого потенциального сторонника претендента заявить о собственном выборе.

Соответствие всех процедур действующему законодательству контролирует избирательная комиссия. В её состав входят лица, которым избиратели доверяют осуществление контроля.

Все процедуры обязательно являются полностью прозрачными. В качестве наблюдателя за ходом процедуры может выступить любой претендент, отвечающий требованиям и соответствующий определенному социальному статусу: являться гражданином государства, не имеющим судимостей и достигшим определенного возраста.

Выборы могут проводиться по принципу многомандатного или одномандатного типа округов.

Разновидности, «плюсы» и «минусы»

Существуют следующие виды:

  • выбор программы действий большим числом сторонников. Используют его Российская Федерация, Франция, Чехия, Польша, Литва, Украина;
  • принцип определения победителя по относительному большинству. К таким государствам относятся ИС Великобритании, Японии, и некоторых других стран. Предполагается наличие согласия большинства.
  • по принципу обязательного набора определенного большинства голосов на предварительном этапе, это может быть 1/3, 2/3 и другой показатель.

Недостатки мажоритарной системы:

  • возможная электоральная диспропорциональность;
  • проигравшие не принимают участие в распределении мест в парламенте;
  • «третьи» партии не попадают в число парламентских и правительственных коалиций;
  • возможное большинство в парламенте у выигравшей партии при отсутствии должного уровня поддержки в регионах;
  • при «нарезке» округов могут допускаться нарушения

При наличии определенных недостатков, есть позитивные признаки мажоритарной системы. В первую очередь, это выявление лучшего кандидата путем подсчета согласия большинства, что позволяет исключить спорные ситуации при определении результатов.

Позитивной особенностью становится равное право каждого желающего заявить о личностных претензиях. Вопрос решается простым большинством.

Внимание! Прозрачность каждой выборной процедуры обеспечивает то, что она является максимально простой и понятной.

Какие виды применяются в разных странах

Примером использования определения победителя простым выявлением большинства голосов, с учетом требования получить согласие 50% и официально еще одного соглашающегося, становятся Россия, Украина, Франция, Польша, Литва и некоторые другие государства.

В Германии, Дании и ряде других государств используется пропорциональный вариант избирательной системы. Он предполагает распределение мандатов в правительстве, в зависимости от того, сколько было набрано сторонников заявленного направления действий. Вне зависимости от победителя, партия кандидата, набравшего четверть процентного соотношения, получает ¼ мест в парламенте страны.

Определяется минимальный процентный порог. В ФРГ требуется набрать минимум 5%. В таком органе, как парламент Дании, получить места может даже партия, набравшая 2% бюллетеней.

По какой системе проходят выборы в Японии, Китае и еще 20 государствах : здесь действует смешанный тип, который дает возможность представить все заинтересованные стороны, часто придерживающиеся полярных политических взглядов. В этом случае используется сочетание выборов по мажоритарному и пропорциональному принципам.

Существуют и другие особые черты мажоритарной системы. Приведем примеры. Так, для получения объективных результатов прийти в определенное место осуществления процедуры передачи бюллетеня должно определенное число претендентов. Данный показатель неодинаков, в одних странах он составляет 50%, в других — 25% или иное число, которое требуется обязательно определить и сообщить предварительно.

Перечислим достоинства мажоритарной избирательной системы. Она является исторически сложившимся вариантом выбора победителя. Метод использовался еще в доисторический период. В современном обществе к подобному принципу голосования на официальном уровне государства начали приходить после . Первыми на современном витке развития общества система была опробована в 1889 года в Дании.

Только развитие общества дало возможность официально определить список претендентов, имеющих моральное и социальное право пробовать заявить о собственных претензиях стать лидером сообщества. В каждом государстве устанавливается возрастной ценз, отсутствие непогашенной судимости и ряд иных показателей и требований. Они помогают выявить достойного претендента.

Назва­ние этой системы происходит от французского слова majorite (боль­шинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что по­бедившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинст­во голосов избирателей. Законодательство конкретного государ­ства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответ­ствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинст­ва, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства . 3

Мажоритарные избирательные системы действуют преиму­щественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возмож­но их применение и в многомандатных (полиноминальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная система квалифицированного большинст­ва

При мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3, 3/5, 65% и т.д.). Так, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 г. было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На деле получить такое большинство очень трудно, поскольку голоса разбиваются между разными кандида­тами. Поэтому в Италии в первом туре избирали в лучшем случае семь сенаторов из 315, иногда одного, а то и никого.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. 4

Мажоритарная система относительного большинства

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А-11%; Б-23%; В-34%; Г-32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некото­рых стран устанавливают минимальное число го­лосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кан­дидат считается избранным, если он набрал в своем округе боль­шее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в це­лом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Про­иллюстрируем это следующим примером:

в пяти избирательных округах с равной численностью изби­рателей в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей распределились между ними следую­щим образом:

Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе избирательных округов, получит и большее чис­ло мандатов. В нашем примере партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,- 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей бу­дет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.

Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК на выборах в Народную палату за весь пе­риод независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство мест, набирая око­ло 1/4 голосов всего избирательного корпуса.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажо­ритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нуж­но так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а макси­мальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, поста­рается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максималь­ное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспе­чивая тем самым победу себе в других округах. Формально ра­венство округов не нарушается, а фактически заранее предопре­деляются результаты выборов. Предоставив возмож­ность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэн-деринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который использовал нарезку округов в интересах своей партии, и анг­лийского слова, переводимого, в частности, как «мастерить») 5

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количест­вом избирателей, чем в городах. В результате, при равном коли­честве избирателей, проживающих в городской и сельской мест­ности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов.

Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно широкое распространение в развивающихся стра­нах, в некоторых из них (Индия, Египет и др.) приобрела своеоб­разные формы, фактически лишив граждан в определенных слу­чаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной систе­мы относительного большинства является то, что голосование про­водится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше). Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является мажоритарная система абсолютного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсо­лютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после пер­вого), где вновь применяется то же требование абсолютного боль­шинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного боль­шинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрирован­ные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравне­нию с другими кандидатами.

По мажоритарной системе абсолютного большинства избира­лись все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голо­сов избирателей, все остальные президентские выборы проводи­лись в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы Президента Узбекистана. При выборах в Национальное собрание Франции нередкой бы­ла ситуация, когда в результате действий нескольких политиче­ских партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Та­кую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Кон­ституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.

Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддержи­вают объединившиеся правые партии, что существенно повыша­ет его шансы на победу.

При избрании Президента Узбекистана повторное голосование проводится не ранее чем через 15 дней со дня первого голосования, но в пределах одного месяца. 6 Если ко дню повторного голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Узбекистана, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение вы­боров на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдви­нутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и неза­висимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как предста­вителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума

Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единствен­ного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорцио­нальной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, со­держащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собрав­шие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответству­ет числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определя­ется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разно­видностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный;

дат. cumulo - складываю) избиратель имеет не один, а несколько голо­сов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать канди­дату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос - кандидату под № 4). Избиратель может также, если это разрешает закон, приме­нить панашаж (или панаширование; от фр. panachage - смешивание, пестрота): проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. О панашаже подробнее говорится ниже, поскольку он обычно разрешается очень редко и при пропорциональ­ной избирательной системе. Если используется система кумулятивно­го вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу отно­сительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутат­ских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: изби­ратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии. 7

Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределе­ние депутатских мандатов предоставляет пропорциональная из­бирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.