Камни для го свими руками из муки. Камни для го из различных материалов: делимся впечатлениями. Для изготовления доски нам будут нужны

В Го играют двое (существует вариант для четверых игроков - ренго, где союзники играют одним цветом, пара на пару, а также одноцветное или «белое» Го, где оба противника играют только белыми камнями, целиком полагаясь на собственную память). Игра идёт на одноцветной доске, расчерченной вертикальными и горизонтальными линиями. В игровой комплект также входят фишки-камни (180 белых и 181 чёрный) и чаши для их хранения. Помимо большой турнирной доски 19х19, стандартами являются «старая» доска 17х17, «этюдная» 13х13 и ученическая 9х9. В неформальной обстановке игроки могут взять доску любого размера - 5х5, 7х7, 11х11 и т.д. вплоть до 37х37 - ни правила, ни тактику при этом менять не потребуется, хотя стратегия может измениться кардинально.


Фишки в Го традиционно именуются «камнями» (яп. «иси»). В древнем Китае их действительно вытачивали из драгоценных и поделочных камней, кости, рога, а также делали из стекла и керамики. Найденные в захоронениях древние камни почти всегда зелёные и красные либо коричневые, а не белые и чёрные, форма у них конусовидная. Чаши для камней изготовляли из керамики, фарфора, камня, бамбука и дорогих пород дерева. Поля часто делали матерчатыми, кожаными, хотя деревянные и каменные доски тоже были в ходу повсеместно.


Япония бедна полезными ископаемыми, и местные мастера нашли замену поделочным камням в виде чёрного базальтового сланца из префектуры Вакаяма и раковин двустворчатого моллюска хамагури (Meretrix lusoria) с отмели Хюга (хотя на снимке вверху, как мне кажется, тридакна - Д.С.).

Стандартом становится также и массивная, очень толстая доска-столик - , обычно сделанная из древесины каи (торреи орехоносной). Именно в Японии игра обретает свой характерный узнаваемый золотисто-чёрно-белый аскетизм.



Новые материалы повлекли за собой и изменение формы фишек, а затем и всего игрового набора. Камни, которые в Китае традиционно делали с плоским основанием, в Японии стали двояковыпуклыми, чечевицеобразными.



Играть такими выпуклыми камнями - особое умение, которое также служит показателем мастерства. Существует правильный комплекс движений, включающий взятие камня из чаши и особый перехват его указательным (снизу) и средним пальцем (сверху), позволяющий одним ударом поставить камень в любую точку на доске, не разметав других - такой хват и движение, как считают японцы, напоминает удар меча.


В грамотном исполнении всё это выглядит одним движением (японская традиция вообще уделяет много внимания правильной последовательности действий, будь то чайная церемония, единоборства или Го). Уверенный, отработанный удар камнем образует на гобане маленькую ямку, в которой он остаётся стоять (фокус в том, что древесина каи упругая, и по прошествии времени ямка сама собой выправляется).

Основную стоимость элитного набора для Го составляют белые камни, чаши и гобан (базальт практически ничего не стоит, кроме работы камнереза).
Камни классифицируют по толщине на 7 типов - чем толще, тем дороже. Диаметр чёрных камней на полмиллиметра больше, чем белых, поскольку чёрный цвет зрительно уменьшает размеры объекта, и белые камни при равных размерах выглядят чуть крупнее. Помимо этого белые камни сортируют по узору слоёв перламутра: дороже всех ценятся прямые «юки», далее - равномерно выгнутые «цуки», и наконец, асимметричные «джитсуйо». На одной стороне камня из раковины узор, как правило, более плотный, на другой - разрежённый. Что любопытно, эта японская традиция в свою очередь повлияла и на Китай - из тамошних камней особо ценятся опаловые, чья полосатая структура напоминает раковину. Элитные китайские комплекты могут быть чрезвычайно красивыми, хотя играть этими скользкими камнями трудновато.



Однако в Китае до сих пор делают камни, у которых одна сторона выпуклая, а другая - плоская. Классическим материалом для чёрных камней является вязкое стекло наподобие смальты, а для белых - полупрозрачный искусственный мрамор юнзи; такие камни зеленовато-чёрные и молочно-белые на просвет. Материал для этого композита добывается в провинции Юньнань, а рецептура держится в секрете. Процесс изготовления камней, которые местные жители называли «плавленый сухой камень», восходящий ко временам династии Тан, в 20-е годы прошлого века был утерян и заново открыт только в 60-е.

Играть ими приходится осторожнее - при сильном ударе нагрузка на плоское основание распределяется неравномерно (палец давит на центр, а удар приходится на край), и камень может расколоться. Камни покрывают специальным минеральным маслом, придающим матовой поверхности блеск и глубину (наши люди советуют ТНК или «Johnson’s Baby»). Камни в наборах могут слегка различаться по величине, что, впрочем, тоже придаёт им определённую прелесть: эстетика Го подразумевает гармоничный баланс между полным подобием камней в наборе и еле заметными различиями между каждым из них по отдельности.
Начиная с сороковых годов XX века на японский рынок вторгается Корея с камнями из фаянса и вязкого стекла, настолько удачными, что Япония полностью свернула собственное производство дешёвых камней, предпочитая закупать для клубных нужд корейские.

Наконец, в начале XXI столетия получает распространение тайваньский стандарт - т.н. «камни Инга» из твёрдой резины - супервулканизированного каучука с металлическим сердечником-утяжелителем, чуть приплюснутые с «полюсов» для лучшей устойчивости, и хотя вид у них не столь шикарный, удобство, прочность и малая цена с лихвой компенсируют недостатки. Китайские камни по диаметру чуть больше японских и корейских, а те в свою очередь больше инговских.
Чаши традиционно делают из редких пород дерева. Старинные китайские чаши цилиндрической формы, с плоскими крышками.


В более поздней традиции чаши становятся бочонкообразными, в виде сплюснутого шара. В выпуклую перевёрнутую крышку принято складывать срубленные камни.


Японские чаши не такие крутобокие и слегка конические: их основание немного шире вершины. Наряду с классическими деревянными и сувенирными каменными и лаковыми чашами встречаются плетёные - из соломы или бамбука, а в последнее время и пластиковые.



При игре по правилам Инга, где важно общее количество камней, применяют особые чаши с подвижным мерным механизмом в крышке, позволяющим мгновенно определить, все камни на месте или нескольких не хватает: их легко отличить по характерной шестиугольной форме.

Традиционный японский гобан до сих пор разлиновывается при помощи самурайской катаны - мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает очень густую краску, после чего поверхность полируется, поэтому разметка японских гобанов всегда рельефная, «врезная» (фото слева), а корейских и китайских - плоская, гладкая (справа).

Камни и гобаны старинной работы очень ценятся, поскольку в последнее время кая и хамагури стали исчезающими видами, и гобаны всё чаще делают из древесины других пород (ель, бук, клён), которые в Японии называют собирательным именем «син кая» - «новая кая». Однако любой гобан всё равно остаётся штучным товаром, позволить который себе может далеко не каждый, поэтому большинство игроков довольствуются тонкими досками или бамбуковым ширпотребом.


Камни сегодня делают из раковин того же моллюска, только с берегов Мексики (причём, и тут мастера жалуются, что качество мексиканских ракушек значительно ниже японских).


Во всех трёх странах производят портативные комплекты Го из пластика со встроенными магнитами и полем из листовой резины любых размеров и ценовой категории - от карманных до больших настенных, демонстрационных.
В последнее время выпускаются также специальные рельефные доски, на которых могут играть слепые игроки и люди с ослабленным зрением. Чёрные камни при этом гладкие, на белых есть рельефные метки.


Для контроля времени в Го ранее использовались обычные шахматные часы. На партию игроку даётся определённый отрезок времени, по истечении которого начинается так называемое «бэйоми »: на каждый следующий ход даётся 30 секунд. У игрока есть 5 таких промежутков, таким образом он может позволить флажку упасть 4 раза (то есть, просрочить время), на пятый время истекает, и партия считается проигранной. Пока игрок тратит на каждый ход менее 30 секунд и вовремя нажимает кнопку, он может играть фактически бесконечно. Кнопку принято нажимать той же рукой, которой игрок ставит камень (часы стоят с какой-то одной стороны доски, и один игрок будет иметь преимущество по времени, если повадится ставить камни одной рукой, а бить по часам другой).
Сегодня на турнирах обычно применяют « говорящие » электронные часы системы Инга (на снимке, вот эти, похожие на автомобильчик), с функцией голосового предупреждения: когда у игрока остаются последние 10 секунд, начинается обратный голосовой отсчёт: эта традиция идёт от общепринятого в профессиональном Го контроля, когда за игрока записывает ходы и переключает часы его ассистент (он же и предупреждает голосом о том, что время истекает).

Правила игры

Если игра идёт не на форе, первый ход в Го делают чёрные. Это давняя восточная традиция, согласно которой чёрный цвет нападающих символизирует агрессивные, дурные намерения. Традиционный розыгрыш цвета носит название «нигири» (от японского «колобок», «комочек») и основан на игре в чёт-нечет.

Игрок, которому досталась чаша с белыми, берёт наугад горсть камней и разом выкладывает их на доску, в это же время игрок с чёрными выкладывает рядом один или два камня. Если чёрные угадают чётность камней, выложенных противником, ему предоставляется право выбрать цвет, если нет - это право переходит к партнёру.

Первый ход обычно делается в правый верхний угол доски (левый угол противника) - этот «ход к сердцу» символизирует добрые намерения начинающего. Это совершенно необязательное старинное правило, но большинство игроков традиционно его придерживаются. Далее игроки по очереди выставляют камень на любое перекрестье доски, стремясь выстроить «стены» и огородить себе на доске как можно больше пустых перекрёстков. Два камня за один ход ставить нельзя, однако игрок в любой момент может спасовать - такой пас также считается ходом. Выставленный на доску камень уже не двигается и может быть только срублен и снят с доски, если противник окружит его со всех четырёх сторон своими камнями или прижмёт его к стене.

В основе игрового процесса Го лежат три простейших принципа:


Поскольку камни в Го ставятся не в клетки, а на перекрестья линий, каждый камень при постановке граничит максимум с четырьмя свободными соседними перекрёстками (на краю доски - с тремя, в углу - с двумя). Никаких диагональных соединений в Го нет. Пока у камня или группы камней есть контакт хотя бы с одним свободным перекрёстком, камень или группа «живут», как только все контакты оказываются перекрыты камнями противника или краем доски - они «умирают» и сразу снимаются с доски. По-японски каждое такое свободное перекрестье рядом с камнем называется «дамэ» («дыхание»). Ставить камень в точку, у которой нет «дыханий», запрещено. Окружение лежит в основе Го, но на деле это тактический приём, угроза, механизм давления, а вовсе не цель игры, хотя бывает, что большая группа гибнет, окружённая противником (как правило, при игре равных игроков это сулит проигрыш).

2) Построение Крепости.

Камень, выставленный на доску, уже не двигается (его можно только срубить и снять) и может избежать окружения единственным способом - развиться в большую неубиваемую группу. Объединённые камни можно уничтожить, только окружив их все разом. Каждый добавленный союзный камень увеличивает такую группу, она разрастается, отращивает петли, щупальца, занимает оборону, контратакует и при удобном случае формирует внутри себя замкнутые пустоты (так называемые «глаза»), состоящие из незанятых пунктов. В «глазу» может быть много пустых перекрёстков, но если внутри него нет разделяющих сплошных стен, он всё равно считается одним «глазом». Группа, у которой есть два «глаза» и более, не может погибнуть: если противник попытается занять один, у такой группы остаётся второй, а поскольку «самоубийственные» ходы запрещены, противник в итоге вообще не может её атаковать, даже если окружит со всех сторон и припрёт к стенке. Такая «бессмертная» группа камней называется Крепостью. На рисунке типичные построения в углах доски: две двуглазые Крепости чёрных (слева) и одна - белых (справа).

3) Деление территории.

Когда на доске формируются столько Крепостей, что стены их соприкасаются, и новые негде строить, противники фактически делят оставшееся пустое пространство. Этим пространством могут быть маленькие «глаза» в 2-3 перекрёстка внутри крепостей, извилистые «коридоры» и большие «мешки» в разных концах доски, а также огромные владения (яп. «мойо») с грамотно расположенными внутри сторожевыми камнями, готовыми задушить любое вторжение (дело в том, что территорию мало огородить, нужно защитить её, иначе противник высадит десант, построит внутри крепость, и очки перейдут к нему).
В конце игра распадается на области, которые уже не влияют друг на друга. Нет и больших слабых групп, которым грозит опасность. Далее следует заполнение нейтральных пунктов, обмен пленными камнями и подсчёт очков, определяющий победителя. Каждый незанятый пункт, окружённый игроком, приносит ему 1 очко, каждый пленный и убитый камень противника тоже даёт 1 очко.
Случаются ситуации, когда две или более группы камней остаются «жить» в состоянии, когда ни один из противников не может сделать ход на этом «участке фронта» без опасения быть уничтоженным. Такая ситуация по-японски называется «секи» («преграда», на рисунке слева), при подсчёте все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты - ничейными.

В игре может возникнуть занятный спорный момент в виде взаимного захвата камня или группы камней (по-японски «ко» - «вечность»; на рисунке внизу). Правила запрещают такие повторные взятия, иначе они будут продолжаться, пока не кончатся камни. Игрок в такой ситуации может срубить камень противника только через один ход, который он обязан сделать в любой другой пункт доски, или спасовать. Противник обязан поступить так же. Ко-борьба - сложный тактический приём, когда оба игрока выбирают для «отвлекающих» ходов опасные для противника постановки (ко-угрозы), на которые тот волей-неволей обязан отвечать. В некоторых случаях от исхода ко-борьбы зависит жизнь больших групп, но чаще такое происходит в конце партии, когда большого перевеса нет и идёт борьба за каждое очко.

Японские и Китайские правила Го слегка отличаются друг от друга, но отличия касаются, в основном, подсчёта очков и некоторых спорных моментов. После 1960 года появилось несколько новых сводов правил: правила AGA (Американской ассоциации Го), правила Инга и упрощённые правила Инга, Новозеландские, а также правила Тромпа-Тейлора. Все они основаны на китайской системе подсчёта очков и характерны некоторыми игровыми тонкостями (скажем, правила Инга разрешают «самоубийственные» ходы, что может изменить ситуацию при розыгрыше некоторых групп).

Для указания ходов ранее использовалась только цифровая нотация (13-8, 2-6 и т.п.), сегодня чаще применяется «шахматная», буквенно-цифровая: цифры от 1 до 19 - по вертикали доски и буквы латинского алфавита от «a» до «t» по горизонтали (однако в этом ряду отсутствует «i», чтобы не возникало путаницы из-за её сходства с «j»). Графическая запись партии (яп. «кифу») выглядит как разлинованная диаграмма доски, на которой чёрными и белыми кружками изображаются ходы с указанием номера каждого.

Кружочки можно и не рисовать, в этом случае игроки просто записывают свои ходы и ходы противника чернилами разного цвета. И в рэндзю, и в Го принята сквозная нумерация ходов, то есть, первый ход (чёрных) помечается как №1, второй ход (белых) - №2 и т.д. Никаких подчисток не допускается; если камень ставится на место срубленного, внизу листа делается пометка, скажем: «123=30» (т.е. ход №123 сделан туда, где на диаграмме значится камень №30). Мастера и знатоки читают кифу очень быстро, однако для начинающего игрока это весьма нелёгкое дело, причём, уяснить сам порядок ходов нетрудно - система интуитивно проста, труднее представить пустоту на месте камней, поставленных позже.

Поскольку чёрные ходят первыми, считается, что они имеют изначальное преимущество в несколько очков. Эта проблема встала особенно остро в конце XX века с развитием теории Го и появлением новых дебютов. Доходило до того, что на турнирах сильных мастеров стали побеждать исключительно чёрные. Чтобы выровнять баланс, в XIX веке было введено «правило комидаши» (в просторечии - «коми»), согласно которому перед началом игры белые получают компенсацию в 2,5 очка. Из-за дробности коми в Го не бывает ничьих: у одного игрока в любом случае окажется лишних пол-очка; ничья возможна или в ученической партии, или по взаимной договорённости игроков. Со временем правила были неоднократно пересмотрены, и сегодня размер коми составляет 5,5 очков в Японии, Корее и Китае, 6,5 - в Корее (в последнее время), 7 - в Новой Зеландии и 7,5 - на Тайване, где играют по правилам Инга. Также практикуется «свободное коми», когда игроки перед игрой устраивают своеобразную «торговлю», по очереди повышая размер коми, покуда противник не ответит согласием. Загвоздка в том, что игрок, предложивший самую большую принятую компенсацию, после этого играет чёрными.

За доской в Го запросто могут сойтись мастер и начинающий игрок. Уравнять их шансы и сделать игру гармоничной призвана фора, которую сильный игрок даёт слабому. Самая простая - отказ от гандикапа, когда сильный игрок играет белыми с коми в пол-очка или вовсе с обратным, минусовым коми. Увеличение форы сводится к постановке форовых камней (двух и больше). Существует классическая фора, когда камни ставятся в строго определённые «звёздные» пункты, и свободная (в просторечии «китайская»), когда сильный игрок даёт слабому несколько ходов вперёд, а сам при этом каждый раз пасует. Опытный игрок обычно знает свою силу и может рассчитать, сколько камней форы попросить у сильного или дать слабому, чтобы сыграть на равных.
При таких правилах трудно поверить, что Го считается самой сложной игрой в мире. Общие принципы и тактические приёмы Го просты и незамысловаты, но требуют в ходе партии постоянного переосмысления. В Го нет фигур, один камень ничем не отличается от другого, значение имеет только место, которое он занимает, и форма, которую камни образуют. Однако в их столкновении и взаимодействии раскрывается сложнейшая архитектура. Оценить отдельный и совокупный потенциал своих и чужих построений, раскрыть и реализовать его и не дать это сделать противнику, расставить приоритеты при атаке, защите и захвате новых территорий - сами по себе сложнейшие задачи, а их, вдобавок, ещё и приходится решать одновременно.

В таких условиях каждый выбирает себе стратегию «по росту»: новички принимаются гоняться за отдельными камнями, более опытные игроки строят форпосты, делают вылазки и затевают локальные сражения, однако настоящие мастера мыслят более масштабными категориями, нежели банальная драка в углу или захват отдельной фишки, и уже на начальном этапе начинают глобальное стратегическое планирование. Фактически Го - это игра в основание царства, где каждый строит замки, проводит границы и в итоге захватывает столько «земли», сколько сможет удержать.

В отличие от шахмат или шашек, в Го нет наработанных «сценариев победы», которые позволяют играть по схеме. Уровень высокого творчества, тактической импровизации, который в шахматах доступен только настоящим мастерам, игрок в Го познаёт уже на этапе ловли своего самого первого камешка. Расчёт, конечно, тоже важен, но истинное понимание Го лежит на границе между осознанным и подсознательным восприятием. В знаменитом аниме «Хикару и Го» есть сцена, когда мальчик недоумевает: «Я выиграл! Как это у меня получилось?..».

Ещё в древности, во времена династии То китайский чиновник высшего ранга Осэкинин сформулировал «Десять заповедей Го», передающие суть учения. Заповеди эти не потеряли своей актуальности до наших дней; они таковы:

1. «Чересчур стремящийся к победе не победит».

2. «Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее».

3. «Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя».

5. «Отдай малое, возьми большое».

6. «Если грозит опасность, не задумываясь отдавай».

7. «Воздержись, не разбрасывайся».

8. «Когда противник атакует, непременно отвечай».

9. «Если противник усилился, укрепись и сам».

10. «Если ты безнадёжно изолирован, избери мирный путь».

Сперва игроки делят территорию в углах доски, потом на сторонах, и только после - центр (никто не делит небо, не поделив прежде землю). Распознать, когда одна фаза игры сменяет другую, поймать момент, когда черновой раздел окончен и группы набрали силу, очень важно - такой игрок перехватывает темп (по японской терминологии - «получает сэнте») и первым ходом на свободную территорию столбит за собой новые владения. Невероятно важно понимать, до какой степени можно уступить натиску соперника, а когда необходимо оказать сопротивление: брошенная, не доигранная ситуация в углу или на стороне чревата потерей группы или даже крепости, а то и целого владения.

Опишу случай из своей практики. Я обучал десятилетнюю девочку, которая никак не могла усвоить принципы Го и вместо передела сфер влияния устраивала бесконечные тактические драки. Представь, сказал я ей, что есть вкусный торт, от которого тебе отрезали кусок. Ты съела сколько-то и вдруг увидела, как соперница залезает ложкой тебе в блюдце и ворует куски. Как исправить ситуацию? Первым ответом было, естественно - защищать свой кусок, вторым - отъесть в отместку от куска подруги… А вот отрезать себе от торта ещё один большой кусок ей в голову не приходило!
Аналогия оказалась удачной. Действительно, делить, а не враждовать - вот принцип Го. Рано или поздно игрок понимает, что проигрывает из-за желания отнять огрызок яблока у соперника. Мастерство приходит с глубинным пониманием общей природы гармоничных построений, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства, которые распространяются в итоге на любую жизненную ситуацию. И когда игроки начинают делить «корзинку с яблоками», и к концу игры на доске только «яблоки», а не огрызки, и разница в полграмма, это и есть Го. Как следствие, там, где шахматы в итоге порождают кшатрия, бескомпромиссного бойца и полководца, Го воспитывает мудрого правителя и организатора.
.
[Окончание следует]
(с) Дмитрий Скирюк

В последнее время заметил за собой тягу к логическим играм. Однако множество отдельных игр занимает много места. Будем делать многофункциональную доску для шашечных игр.

Приступим.

Для изготовления доски нам будут нужны:

  • Обрезки досок;
  • Клей;
  • Газовая горелка;
  • Плашка;
  • Дрель;
  • Клей;
  • Бумага;
  • Канцелярский нож;
  • Принтер;
  • Шканты;
  • Металлический ерш;
  • Краска;
  • Акриловый лак;
  • Наждачная бумага.

Из обрезков досок на шкантах собираем щит.

Размечаем контуры нашего поля. Обрезаем.

Проходим (не очень тщательно) наждачкой углы и поле.

После чего горелкой обжигаем нашу заготовку.

Можно пойти и другим путем, но под мой интерьер больше подходит обожженное дерево.

Металлический ершиком проходим до проявления структуры и получения необходимого оттенка.

Фишки изготавливаем аналогично , дрелью прогоняя брус через подходящую по размеру плашку.

После чего распиливаем полученный цилиндр на отдельные фишки. Фишек необходимо в моем случае минимум 64шт. Шкурим наши шашечки, и обжигаем с одной стороны.

Распечатав на принтере, вырезаем трафареты.

Набиваем краской разметку на поля.

Я отдаю предпочтение водорастворимой, т.к. она быстрее сохнет, и через полчасика можно продолжать злодействовать работу.

Теперь вскрываем нашу доску и фишку акриловым лаком.

Настал момент, когда мы смело можем пользоваться данным изделием.

На такой доске можно играть в: шашки, реверси, го, 5 в ряд, крестики-нолики, уголки, кучу всяких других игр шашечного типа, и отдельно хочу выделить игру абалон (очень интересная тактическо-логическая игра, ИМХО рекомендую).

Теперь вам не страшны длинные зимние вечера, да и на летнем отдыхе эта доска будет вам очень полезна.

Ежедневно я даю краткие консультации тому, кто собирается сам изготовить доску для игры го, иногда я покупаю «невероятные доски» или обмениваю их на нормальные, у меня сформировалась в некотором смысле коллекция «человеческих и нечеловеческих» досок для игры в Го …

Отличная идея, по моему, как Вам кажется?

Скажу прямо — первые доски, а часто партия досок, всегда уходит в брак, деньги — туда же. Но это не значит, что не стоит предпринимать попыток, не значит…
Предлагаю, обратившись к опыту Гоама, обратить свое внимание:
1. на идею линии (это первая ИДЕЯ ГО)
2. на идею точки (это вторая ИДЕЯ ГО)
3. на сочетание этих идей и соответственно размеров линии и хоси…

Гоама намеренно не приводит в этой статье размеров, ибо размер вторичен, хотя и очень важен. Доска без идеи — это гораздо хуже, чем доска без размеров. Итак, подробнее …

Плохая ручная разметка — сильно дешевле машинной, но мастерская ручная разметка — может быть сильно дороже.
Но тогда должна быть видна РУКА мастера. Если она ЕСТЬ, то ее не спрячешь. После этого вопрос о цене может не стоять. Кто-то готов платить, например.
Но идея — дороже всего. Даже взятая сама по себе.
Даже взятая по фото.

Можно задуматься — а почему собственно катана, почему меч?
Почему, зная японскую страсть к технологии, не был изобретен специальный разметочный инструмент? Хотя бы для дорогих досок?
И тогда мы получим правильный ответ — почему. И тогда можно понять и идею ручной разметки, и идею дорогой доски, и идею линии Го. Правильно? Таким образом можно понять то, что японский мастер не расскажет даже под пыткой

С пафосом:

1. Меня больше не интересует цена доски Го. Я не хочу покупать, исходя из цены. Меня теперь интересует только, как сделана доска Го.

2. Меня более не интересует из чего сделана доска. Меня теперь интересует только, как сделана доска Го.

3. Я готов платить дороже за любую доску Го, если она подписана с обратной стороны, например так — Мастер Имя Фамилия (этого мастера), еще раз — не просто Имя, Фамилия, а Мастер Имя Фамилия.

Х ватит ли у нас в РоссГо денег на доску, сделанную российским мастером?

Боюсь, что пока хватит Пока доски Го от российского производителя не могут стоить дорого:

1. россмастер пока экономит на материале, нехотя находя сухой материал. Он не имеет влагомера и не носит его в кармане.

2. россмастер пока не сможет найти правильную толщину линии, которая заключена не в числе миллиметров
3. он не понимает саму идею ручной разметки, он не продавливает линии после карандашной разметки, а карандаш не качественно вычищает ластиком.

4. он заходит линией за линию, думая что это незаметно.

5. он не понимает какая должна быть толщина доски, он не понимает модуля доски и не имеет представления о том, что такое модуль доски

6. сетка 19 на 19 линий — это прямоугольник. Этот прямоугольник также имеет свою идею. Например, его надо располагать соответственно направлению волокон.
7 . он не понимает размеров точки хоси и ее предназначения
8. он не сможет понять размеры полей и их соотношение, посчитая это несущественным
9. он будет «сразу делать на материале»
10. он выберет лак непродуманно, нанесет лак не той кистью, помещение будет пыльным
11. он не знает сколько нужно слоев лака
12. он не сможет выполнить всех нюансов доски, ибо он никогда не имел дорогой доски, не выбирал ее и не покупал за свои кровные деньги

13. доска для Го должна быть красивой

14. доска должна быть законченной вещью, законченность должна быть видна потребителю

…О чем мы, собственно, говорим здесь?

Мы говорим о том, чем могут заняться люди в регионах, если они хотят заработать, создавая по-настоящему ценные продукты.
Имеются в в виду люди, у которых «руки из правильного места».
Я хочу сказать, что человек, который способен изготовить очень хорошую доску Го пусть не боится за то, что ее некому будет купить.
Будет. Хотя и покупатель будет придирчив, и его будет трудно удивить.
Ему не удастся подсунуть «непроизведение». Ему не подсунешь туфты.
Он не будет смотреть на цену, но он будет смотреть на то, что Гоама старался перечислить. Он оставляет за собой право осмотреть, но не купить несовершенную вещь. Еще он будет смотреть на то, что он не перечислил Гоама. На то — о чем он умолчал или даже не знал, не догадывался. Но это, например, уже будет в доске.

Считаем, что Гоама объявляет конкурс на доску для Го.

«Го создаёт в душе некий образ. И частицами этого образа являются все детали обстановки — гобан, камни, помещение, игроки, книги и т.п. Го должна быть не «логической игрой, развивающей смекалку», а чем-то таким, что затрагивает душу — красотой, качеством вещей, качеством отношений, самой своей атмосферой» — Алексей Хованец, Владивосток.

Второй путь.

Если ты смог организовать вокруг себя десять человек, увлеченно занимающихся Го, то ты уже будешь с хорошим комплектом, просто он появится у тебя почти сам собой. Если ты организовал 100 любителей, у тебя будет базальт, кая и камни из мексиканской раковины, 1000 человек — камни из японской раковины и т. д.
Этот путь — не трудный, но требует определенного старания, души и времени.

То есть, организация собственного Го-клуба — приравнивается к изготовлению хорошей доски.
Это еще один путь для людей со средним уровнем благосостояния. Никто не сможет выделить из своего бюджета несколько тысяч на дорогой комплект, просто не будет такой статьи в расходах, просто он будет «не нужен».
Комплект появляется от избытка людей и для людей, которых много вокруг тебя, ОН ПРИХОДИТ САМ, ЕГО ПРИВОДИТ ТЕБЕ ГО, если ты общаешься с этим го, слышишь его шепот, передаешь его шепот другим.
Правда Гоама в том, что Гоама смог не только вообразить такой путь, а и пройти им. Даже более. Теперь по пути Гоама могут пройти и другие.

Это перепост из моего журнала. Тут много сведений для тех, кто не в курсе про го, поэтому не ругайте)

Вчера в IKEA случайно увидел и понял - вот оно. Я уже давно вынашиваю месту сделать сам гобан. Гобан - это толстая доска, даже платформа для игры в го. Строго говоря, я хочу сделать лишь доску для игры в го, потому что гобан выглядит вот так , в японской традиции все размеры полностью стандартизованы, играют на нем, сидя на полу. Самые дорогие стоят сотни тысяч долларов, делаются из цельного куска определенного сорта сосны кайя, которое росло сони лет и все в таком роде - настоящий "барабан Страдивари". Причем, почти в буквальном смысле - одно из важнейших свойств качественного гобана - звук, издаваемый ударом камня о доску. В клубах используют доски попроще.

У меня уже есть дома доска из прессованного картона или ДСП - с одной стороны стандартный размер 19х19, с другой поменьше 13х13. Меньше 13х13 только малюсенькая доска 9х9, которую используют начального обучения для совсем начинающих. Но нужно, чтобы было по-крутому, чтобы была приятная тяжесть доски, звук от постановки камня на дерево и другие эстетические тонкости.

Короче, домашним мастерам го на заметку. В Икее на 1 этаже продается разделочная доска LAMPLIG. Вместо буквы А там пишется буква А с двумя точками вверху. Судя по тяжести, доска сделана из клееного дуба, обработана маслом. С одной стороны приделан загиб под 90 градусов. Стоит 600 или 700 руб.



Вид с торца - хорошо заметны линии склейки. В домашних условия такой щит сделать нельзя, делают его на заводах, под давлением, с высокой температурой, итд.

При наложении картонной доски на разделочную видно, что по бокам LAMPLIG шире всего на 2-3 мм, в длину - сантиметров на 5-6 выдается:

А вот ее рабочая поверхность как разделочной доски, с загнутой ручкой и желобком для стока жидкости:

Скоро я ей займусь. Резать, наверное не буду, размеры практически подходят. Что делать с загибом - пока не решил. Можно его аккуратно срезать циркуляркой, а можно под противоположную сторону подложить планку или брусочек, приклеить или привинтить - и будет доска на стойке!

Наш товарищ делал сам из МДФ, а - западный, но наш в свой блог вставлял его фотки для демонстрации.

Еще одно развитие темы в российских условиях. Основано на том же источнике, но делал из мебельного щита. В магазинах я не находил такой мебельный щит, чтобы был без особенностей типа больших сучков, ярких перепадов и др.

Вот нашел видео, как мужик делал себе гобан, долго и мучительно, зато интересно и занимательно:

Что-то подобное я предвижу летом на даче.

Поделки из камней могут делаться из самых разных камушков: строительных, обычных уличных, морских.

Они отлично сочетаются с ракушками, макаронами и другими материалами, но даже в чистом каменном исполнении поделка будет выглядеть оригинально и интересно. А взять для ее создания можно камни разных размеров и форм, а главное, цветов.

Кстати, если у вас есть разноцветные камни, можно их комбинировать так, чтобы не пришлось даже красить поделку.

Бутылка из камней

Обычную винную бутылку можно превратить в оригинальный предмет декора, если оформить ее тонкими камушками.

Впрочем, если есть определенные навыки и острые инструменты, уже имеющиеся камни можно разрезать на тонкие пластины, да еще и придать им форму.

Кроме того, разноцветный природный материал даже красить не нужно, но даже в случае, если вам нужны цвета, которых нет, можно нанести на камни краску и получится красивый

.

Например, гуашь…

Она не будет водостойкой, но если поделка будет украшать интерьер, можно остановить свой выбор именно на ней.

Что потребуется:

  • винная бутылка;
  • пластилин серого цвета;
  • тонкие пластины камней или объемные камни;
  • бусины;
  • стразы.

Итак, сначала берем бутылку, хорошо очищаем ее от грязи и пыли. Конечно, заранее снимаем этикетку и слой клея, который мог остаться на поверхности.

Использовать поделки из камней можно как в интерьере, так и в ландшафтном дизайне. Ведь такая красота не требует особых усилий и траты денег!