Исследование восприятия

Исследование восприятия проводится в направлении изучения либо отдельных свойств восприятия, либо совокупностей свойств.
Гайда и Лоскутов предложили трехуровневое деление свойств объектов:
1-й уровень. Особенности восприятия отражать свойства объектов: локализации в пространстве / удаленность от субъекта / направление движения относительно субъекта и (или) друг друга / рельеф / форма / величина / длительность воздействия объекта на субъект / последовательность воздействия.
2-й уровень. Свойства более высокого порядка: предметность / константность / целостность / структурность / обобщенность.
3-й уровень. После включения в сознание: избирательность / осмысленность / целенаправленность / категориальность...
При исследовании того или иного свойства восприятия экспериментатор варьирует, исходя из своей гипотезы, физические характеристики объекта восприятия и установку испытуемому.
Гайда и Лоскутов приводят эксперимент: "восприятие формы при пассивном и активном осязании. Изменение физических характеристик - изменение формы фигурок. Изменение установки: просьба описать форму фигуры либо не ощупывая, либо ощупывая. Соколова Е.Т. описывает эксперимент, изучающий влияние мотива на восприятие.
Условия экспериментов сильно варьируются в зависимости от того, какие свойства изучаются.
Гайда и Лоскутов приводят 2 эксперимента на константность восприятия размеров (ограниченность поля зрения / наклон плоскости), один на исследование адаптации зрительного восприятия к искажениям сетчаточных изображений (очки), 2 на зрительные иллюзии.


Свойства восприятия :

Апперцепция - зависимость от прошлого

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений.

Структурность (обобщенность) – мы воспринимаем фактически обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.

Свойства ощущений :

Качество - особенность, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида.

Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления.

Продолжительность (длительность) – это время, в течение которого сохраняется

Управление восприятием

Чем шире ваше восприятие, чем больше красок, звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит окружающий мир. Обычное восприятие отличается от расширенного, также как отличается восприятие человека спящего от бодрствующего. Восприятие сужается, потому что большинство информации, которую получают ваши органы зрения, слуха, обоняния и осязания, отфильтровывается в подсознании. Создано большое количество методов, позволяющих сделать восприятие более осознанным. Это дает вам возможность самим решать, какая информация должна быть отфильтрована. Работа, связанная с расширением восприятия, в результате обязательно приведет к переходу на более высокий качественный уровень. Вы придете к цельному голографическому восприятию. Работа над расширением восприятия будет вестись на трех основных «фронтах»: визуальном (зрение), аудиальном (слух) и кинестетическом (ощущения). Вы уже продвинулись на этом пути, когда создавали образы и представляли океан энергии (визуальный канал восприятия); слушали одновременно несколько звуков (аудиаль-ный); практиковали дыхание через сердце (кинестетический). Следующий этапом развития восприятия будет синестезия - синтез всех трех каналов восприятия.

Начнем с аудиального канала. Для этого прислушайтесь к какому-нибудь звуку или включите приятную для слуха музыку.Теперь почувствуйте этот звук. Задайте себе вопрос: какие ощущения он у меня вызывает? Как он отражается на мышечном тонусе?Подключите зрение. Попробуйте увидеть этот звук.Найдите цвет, с которым он у вас ассоциируется.

Время от времени меняйте последовательность работы. Например, начните с какого-нибудь ощущения, а потом окрасьте его и сопоставьте звук. Результатом будет усиление эффективности любой практики по управлению собой. Ведь практически все они непосредственно связаны с использованием каналов восприятия. Работу с образами можно дополнять звуками. Возрастная регрессия станет для вас более простой. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни

Нарушение восприятия

Агнозии/псевдо агнозии - нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания/ нарушение контроля за результатами деятельности и общее осмысление ситуации.

Галлюцинации/псевдогаллюцинации - восприятия, возникающие без наличия реального объекта при психических /расстройства восприятия, подобные галлюцинаторным, однако, в отличие от них, лишенные "ощущения объективности и действительности".

Ошибки восприятия:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Внимание -это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

ВИДЫ(основные)

· непроизвольное и произвольное внимание

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации,

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

· определяет точность и детализацию восприятия,

· определяет прочность, и избирательность памяти,

· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Объем внимания

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные.

Распределение внимания

Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

26. Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

27. Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

После того как были рассмотрены теоретические аспекты понятия «восприятие» перейдем к методологическим, к тому какие способы существуют, чтобы измерить восприятие. Потребность в таком методологическом аппарате возникла в связи с тем, что у людей появилось осознание того, что изучив особенности восприятия образа конкретного объекта у различных индивидов или социальных групп, можно получить ценную и интересную информацию для дальнейшего анализа. В настоящее время адекватными и, по сути, единственными методами для решения задачи оценки сходств и различий между конкретными социальными группами и описывающими их атрибутами, возникающими на основе изучаемого объекта, являются многомерные статистические методы. Широкое распространение данная группа методов получила в начале 80-х годов, когда алгоритмы, первоначально разработанные исключительно для больших специализированных компьютеров, стали доступны и адаптированы для пользователей персональных компьютеров, а для их применения больше не требовалось специфических и узкопрофильных знаний программистов. По сути, использования данной группы статистических методов для изучения восприятия сформировало отдельную конкретную методику, называемую картами восприятия. Карты восприятия подразумевают под собой графическое представление сходств и различий между конкретными социальными группами в контексте описывающих их свойств или атрибутов в пространстве низкой размерности. Данный подход к анализу данных позволяет значительно упростить задачу сравнения восприятия изучаемого объекта различными социальным группами. Наглядность графического подхода и широкое распространение статистических программ для анализа привели к росту использования карт восприятия, а также к увеличению решаемых задач с помощью них, а соответственно и росту ошибок при выборе правильного инструментария для построения карт восприятия. В связи с этим, рассмотрим концептуальные и методологические особенности всей совокупности методов, позволяющих использовать такую методику как карты восприятия .

В рамках изучения многомерных статистических методов можно выделить две группы таких методов: композиционные и декомпозиционные. Естественно при построении карт восприятия исследователь должен в первую очередь определить какую группу методов ему необходимо использовать. От этого выбора во многом зависит и дизайн будущего исследования, так как данные собранные при помощи композиционных методов, нельзя обрабатывать декомпозиционными. Итак, композиционные методы подразумевают под собой, что для изучения сходств и различий между конкретными индивидами или социальными группами / категориями исследователь самостоятельно составляет список атрибутов, степень соответствия которых изучаемым категориям и предлагается сопоставить респондентам. Соответственно, после статистической обработки собранных данных изучаемые социальные категории и описывающие их атрибуты графически отображаются в пространстве низкой размерности. Положение категорий определяется касательно полученных ими оценок от респондентов по каждому из атрибутов, на основе чего и происходит композиция (формирование) общей оценки близости между категориями . Далее, рассмотрим преимущества и недостатки данной группы методов. Важнейшим преимуществом является относительная простота интерпретации полученных карт, так как в ходе анализа используются заранее составленный список атрибутов, который уже логически и семантически согласован между собой. Данный список сам по себе формирует некоторое пространство, в которое затем и помещаются исследуемые категории, все это значительно упрощает интерпретацию. Другим достоинством композиционной группы методов является факт, что категории и описывающие их атрибуты помещены в единое пространство. Это позволяет наглядно оценить положение каждой из исследуемых категорий и ее восприятие относительно каждого атрибута . Теперь поговорим о недостатках данной группы методов. Первый - использование самостоятельно составленного списка описывающих атрибутов, так как зачастую некоторые из используемых атрибутов могут искажать целостную картину восприятия у респондента, а также готовый список атрибутов не будет отражать всю когнитивную систему респондента (аналогично понятию генеральной совокупности и выборки). Другим недостатком является высокая зависимость композиционных методов от качества полученных данных. Очевидно, что под качеством исходных данных подразумевается их нормальное или близкое к нему распределение, так как любое изменение выборки в ту или иную сторону приведет к непосредственному изменению конечного решения, что может ввести в заблуждение исследователя .

Теперь поговорим о декомпозиционном подходе. В данной группе методов респондент дает лишь общую оценку степени сходства или различия между изучаемыми категориями, руководствуясь только собственными решениями, а не заранее составленным списком атрибутов. Полученная матрица расстояний на основе общих оценок может быть отражена в пространстве низкой размерности. Соответственно можно говорить о декомпозиции общих оценок в необходимое количество измерений для сравнения изучаемых категорий . Рассмотрим достоинства и недостатки декомпозиционных методов. Главным преимуществом является тот факт, что данная группа методов позволяет получить некую «идеальную» модель восприятие категории, неограниченную заранее созданным списком атрибутов. Соответственно, можно говорить о более точной оценке, нежели композиционными методами. Еще одним преимуществом можно назвать малые требования к исходному массиву данных, так как для анализа требуется, по сути, только наличие матрицы расстояний, которая может состоять даже из единичного наблюдения .

Существенным недостатком декомпозиционной группы методов является сложность интерпретации, полученного пространства, так как в нем отсутствуют какие-либо описывающие атрибуты, поэтому зачастую данные нуждаются в дополнительной пост-обработке в специализированных программах, которые требуют от исследователя специализированных навыков.

Следующий минус - относительная утомительность опросного листа для респондента, так как существует правило касательно минимального количества сравниваемых объектов, то респонденту приходится попарно сравнивать между собой довольно значительное число объектов.

Еще один недостаток заключается в том, что из анализа нельзя выбрасывать ни одной категории или социальной группы, совокупное пространство которых требуется получить. Потому что даже при отсутствии одного объекта данные получат сильное смещение в силу того, что данная группа методов отображает относительные позиции всех объектов касательно друг друга.

И последний недостаток говорит о том, что из-за отсутствия заранее подготовленного списка атрибутов, полученные данные могут сильно различаться друг от друга, так как когнитивные системы каждого респондента не совпадают, а соответственно, и критерии, по которым они воспринимают изучаемые объекты тоже скорее всего будут отличаться. Поэтому массив данных должен быть однородным, то есть включать респондентов из примерно одного сегмента, что позволит принять гипотезу о схожести их восприятия .

Рассмотрев композиционную и декомпозиционную группу методов, возникает вопрос: как же сделать правильный выбор между ними? В каких ситуациях следует использовать каждую группу методов? Сразу стоит обратить внимание, что правильного ответа на поставленные вопросы нет, так как все определяется спецификой конкретного исследования, но можно сделать ряд предположений. Так, использование композиционных методов более оправдано в ситуации, когда требуется определить конкретные различия между исследуемыми категориями и их соответствие конкретным заданным атрибутам. Также использование данной группы методов будет в приоритете, когда необходимо получить в первую очередь соответствие атрибутам, а не различие между категориями. Аналогично можно предположить, что использование декомпозиционных методов будет более актуально, когда поставленной задачей является нахождение общей степени различия между категориями, а не их конкретное сопоставление с атрибутами. Естественно, в ситуации, когда исследователь понимает, что в исследуемой сфере попросту невозможно составить список атрибутов, который будет отражать реальное положение вещей, использование декомпозиционных методов будет оправдано. Также, оно будет оправдано, если есть возможность дальнейшего контакта с экспертами исследуемой сферы, с целью помощи в интерпретации полученных данных .

Далее, рассмотрим подробнее следующий шаг исследователя после определения концептуального подхода, а именно конкретный выбор статистического метода, благодаря которому будет построена карта восприятия. В рамках композиционного подхода он может использовать дискриминантный анализ, факторный анализ или анализ соответствий, а в рамках декомпозиционного - многомерное шкалирование. Отметим то, что в данной работе не будем подробно вдаваться в техническое описание методов, а постараемся раскрыть их сильные и слабые стороны при построении карт восприятия. Начнем с композиционных методов.

Дискриминантный анализ представляет собой количественный метод, при котором на основании некоторых признаков объект может быть определен в ту или иную заданную заранее группу. Основной идеей является то, что в качестве групп (зависимой переменной) используются изучаемые категории, а в качестве независимых соответственно атрибуты из заранее составленного списка, по которым респонденты оценивали каждую категорию. Далее, рассчитав дискриминантную функцию будут получены коэффициенты при независимых переменных, по которым можно будет судить о важности каждого из атрибутов. Соответственно атрибуты с наиболее высокими коэффициентами будут интерпретироваться как те, которые формируют значительные различия между категориями.

В самом процессе дискриминантного анализа производится последовательное построение целого ряда дискриминантных функций, что позволяет далее получить из стандартизованных коэффициентов при независимых переменных координаты осей пространства. Получив пространство восприятия благодаря атрибутам необходимо добавить на него исследуемые категории, для этого необходимо взять стандартизованные средние значения дискриминантных функций, полученных для каждой из категорий. Очевидно, что отразив эти данные мы окончательно сформируем карту восприятия .

В реальной практике дискриминантный анализ достаточно редко используется, но это не отнимает у него ряд преимуществ. Основным достоинством данного метода является статистически верная методологическая основа метода. Так, исследование различий между категориями на основании их значений по атрибутам наиболее адекватный способ для построения карт восприятия.

Еще одной положительной стороной является легкость интерпретации - чем ближе категория к атрибуту на карте, тем сильнее выраженность данного атрибута у этой категории (в отличие, например, от анализа соответствий, где такую же близость нельзя трактовать данным образом). В качестве недостатка стоит отметить, что дискриминантный анализ очень чувствителен к исходным данным. Желательно подавать «на вход» только нормально распределенные данные, иначе велика вероятность получить неудовлетворительный результат .

Факторный анализ прежде всего известен как один из самых эффективных способов снижения размерности данных, изучения их структуры и латентных переменных, которые формируют исходный массив. В процессе факторного анализа сильно коррелирующие между собой переменные объединяются в один фактор, а именно латентную переменную, которая состоит из линейной комбинации исходных. Но факторный анализ зачастую используется и для построения карт восприятия, так как полученные факторы будут независимы по сравнению друг с другом, то их можно использовать в качестве осей. Очевидно, что для того, чтобы построить карту восприятия необходимо получить два или три фактора. В качестве координат каждой из осей карты восприятия необходимо задать средние значения факторных нагрузок для исследуемых категорий / объектов. За кажущейся простотой построения карт восприятия с помощью факторного анализа, можно найти несколько существенных недостатков данного метода. Во-первых, если рассмотреть подробнее, что такое фактор, то мы получим, что это некие сгруппированные атрибуты, то есть назвать получившееся пространство пространством восприятия респондентов довольно сложно из-за его общего характера, так как оно не дает представлений о том, как конкретно респонденты предпочитают данные категории. Во-вторых, для построения карты восприятия, как правило, используется два первых фактора, но обычно они учитывают и объясняют только порядка половины (а то и меньше) всей информации, то есть происходит значительная потеря информации при использовании метода факторного анализа .

Анализ соответствий в настоящее время является самым популярным методом для построения карт восприятия. Для применения анализа необходима всего лишь таблица сопряженности между категориями и описывающими их атрибутами, причем оценка соответствия атрибута категории может быть дано даже в категориальной форме. Основой анализа соответствий является критерий хи-квадрат. Сам анализ проводится в две стадии: сначала для набора категорий одной переменной (строк таблицы), затем для набора категорий второй переменной (столбцы таблицы). После проведенных стадий результаты совмещаются. Каждая из стадий состоит, в свою очередь, из трех этапов. На первом этапе происходит расчет так называемых профилей или другими словами относительных частот, а также их масс - маргинальных пропорций. Второй шаг заключается в вычислении расстояния между каждой парой профилей, а также средним профилем. На третьем шаге происходит нахождение осей n-мерного пространства, которые лучше всего будут описывать получившееся облако точек. Соответственно в полученных ортогональных измерениях исследуемые объекты располагаются согласно приобретенной степени близости . Размерность, полученного пространства с которой в итоге работает исследователь, также низкая (обычно двумерное пространство), потому что одной из задач метода является снижение размерности исходного пространства, а также работа с трехмерным пространством значительно усложняет процесс интерпретации данных. Соответственно, одним из главных достоинств метода будут достаточно простые требования для исходного массива данных, а также некая автоматизация процесса построения карты, так как все современные статистические пакеты сразу же выдают карту восприятия с уже нанесенными на нее атрибутами и объектами. Недостатками метода могут являться недостаточно точные данные из-за допущения использовать категориальную шкалу ответов, так как данные, полученные с ее помощью будут менее точными, чем если использовать шкалы более высокого уровня .

Многомерное шкалирование, если рассматривать общую логику метода, то его задача эффективно (максимально приближенно к исходным данным) разместить исследуемые объекты в пространстве низкой размерности на основе критериев сходства или различия. Как правило, исходными данными для данного метода является симметричная матрица. Данные метод достаточно прост в реализации, но обладает значительной сложностью со стороны интерпретации данных, так как на карту не нанесены описывающие атрибуты. Так, чтобы дать правильную интерпретацию необходимы обширные знания о природе исследуемых объектов у исследователя или же помощь экспертов .

При построении карт восприятия композиционными методами, дизайн исследования рекомендуется составлять таким образом, чтобы можно было построить карты восприятия всевозможными методам для дальнейшего их сравнения между собой и расширения спектра полученных оценок. С методологической точки зрения рекомендуется в первую очередь использовать дискриминантный анализ, так как он позволяет в наибольшей степени решить поставленную задачу - оценить степень восприятия объектов на уровне определенных атрибутов .

В данном исследовании было принято использовать методы композиционной группы, а именно факторный анализ и анализ соответствий, Решение использовать данные методы было принято в связи с наиболее низкими требованиями к исходным данным массива - требует простую таблицу сопряженности между переменными, а также из-за самого удобного вида для интерпретации результатов.

Стоит отметить особую важность качества составляемого списка атрибутов / конструктов, на данных которого в последствии основаны композиционные методы анализа данных: в нашем случае факторный анализ и анализ соответствий. На данный момент, мы имеем слабое представление о существующих конструктах в личной системе восприятия университетских специальностей абитуриентов и выпускников образовательной программы «Социология», поэтому самостоятельно составив данный список атрибутов / конструктов, мы рискуем оказать сильное влияние на восприятие респондентов. Именно поэтому было принято решение воспользоваться таким психосемантическим методом как метод репертуарных решеток Дж. Келли, а конкретно его разновидностью - методом триад.

Далее, постараемся определить, что это за разновидность психосемантических методов. Дж. Келли является создателем теории индивидуальных конструктов. В своей основной работе он разрабатывает такой метод измерения конструктов, как метод репертуарных решеток . Для начала постараемся дать определения основным понятиям его теории.

Так, главным понятием является понятие «конструкт». Под конструктом Дж. Келли понимал особое субъективное средство, которое создал и проверил на личном опыте сам человек. С помощью таких конструктов каждый человек оценивает различные события, поведение людей, систему общественных взаимоотношений и т.п. Конструкт всегда является биполярным, то есть обладает противоположными по смыслу полюсами. Поэтому сразу можно отметить, что конструкт подразумевает под собой как минимум шкалу порядка. Все схожие конструкты объединяются в системы. Люди оперируют от части общими конструктами, но существует и отдельная другая часть конструктов, которая различается у всех. Наличие общих конструктов у людей характеризуется наличием у них социальной общности, а различие конструктов связано с их индивидуальным способом формирования - их не возможно усвоить из социального мира или общества, в котором мы находимся. Например, можно найти конструкты, которые существуют исключительно у одного индивида. Таким образом, техника репертуарных решеток представляет под собой экспериментальный метод, направленный на выявление конструктов личности. Стоит обратить внимание, что данный метод получает информацию не о каждом респонденте в отдельности, а о конкретных объектах шкалирования .

Под методом триад Дж. Келли определяет следующий тип репертуарных решеток, при котором респонденту предлагается выбрать два из трех исследуемых элементов, сказав чем они похожи, а также указать, чем они отличаются от третьего. Так, по мнению Дж. Келли конструкты, которые выявляются по его предложенным методам, представляют собой некую репрезентативную выборку из различных глубинных конструктов каждого респондента, данная выборка оказывается более релевантна для всего исследования в целом .

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для которых характерно, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП :

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория восприятия. Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом, а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологическая гештальттеория – концентрация химических веществ на окончаниях возбуждения.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувствительную природу, порождается физиологическими элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внешним миром (напр., представление о форме вещей, их пространственной локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознательного умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории).

1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его характеристики. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Основные положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естественной целенаправленной деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием.

11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания :

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания :

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании . По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.