Храм на красной пресне. Храм Иоанна Предтечи на Пресне: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Где находится храм

В столице России располагается множество больших и малых культовых построек. Каждая из них по-своему уникальна. Но только в храме Иоанна Предтечи на Пресне за скромным внешним видом скрываются настоящие сокровища.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы - остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора - Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы - Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.

Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально.
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ - росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.

Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Церковь в Малом Предтеченском переулке - один из немногих храмов, не прекративших свою работу в советские годы. Большевики изъяли церковные ценности (1922 г.), сбросили колокола со звонницы (1930 г.) и уничтожили многие захоронения на старом церковном кладбище. Но, благодаря помощи и заступничеству Господа, настоятелю Иоанновской церкви - Алексию Флерину - удалось проводить службы даже в самые тяжёлые времена.

Благодаря роли Русской православной церкви в победе советского народа в Великой Отечественной войне, отношение к ней власти смягчилось. Это позволило произвести в храме ремонтные и реставрационные работы. Его кровлю покрыли железными листами, а всю церковную территорию огородили каменным капитальным забором.

Современность

Сегодня церковь на Пресне - одно из самых посещаемых культовых религиозных мест столицы. После падения советского режима духовная жизнь российского общества начала возрождаться очень быстрыми темпами. Иоанновская церковь активно реставрировалась и обновлялась. В 90-е годы провели следующие работы:

  • провели капитальный ремонт крыши с заменой перекрытий и кровли;
  • обновили позолоту на крестах;
  • возобновили работу колокольной звонницы, вернув на неё старые малые и новый большой колокола;
  • вернули на свои места иконы, украшающие главный фасад (образы святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца);
  • отреставрировали иконы в нишах южного и северного фасадов;
  • удалили загрязнения со стен и сводов церковных залов.

Деятельность прихода

Традиция ведения попечительской, социальной и просветительской деятельности сложилась в Иоанновском приходе ещё в XVIII веке. Сегодня при нём действует Воскресная школа для детей и взрослых. Церковнослужители организуют регулярные встречи молодёжи с интересными людьми. Социальная служба прихода работает по следующим направлениям:

  • оказание помощи социально незащищенным слоям населения (одинокие престарелые люди, инвалиды, бездомные);
  • опекание детей-сирот, кризисных и многодетных семей;
  • духовная поддержка больных людей, инвалидов;
  • работа с осуждёнными.

Богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Служение настоятеля

С октября 2015 года настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне является архиепископ Венский и Будапештский - Антоний. В этом же году он вошёл в Высший Церковный Совет Русской православной церкви. Отец Антоний является руководителем Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Его назначили управляющим следующих зарубежных епархий:

  • Берлинской;
  • Итальянской;
  • Венско-Австрийской;
  • Будапештско-Венгерской.

Сан архиепископа Антоний получил в феврале 2018 года.

Расписание богослужений

Церковные службы в храме проводятся ежедневно в 7.30 и 17.00 часов. Во время вечерней службы в понедельник читается акафист Иоанну Предтечи, в воскресенье - святому Николаю Чудотворцу. Освятить воду и исповедоваться прихожане могут воскресным утром.

Время проведения службы в дни общецерковных и престольного праздника (Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля) необходимо уточнить на сайте или по телефону в информационной службе.

Как добраться

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне находится в Малом Предтеченском переулке, д. 2. Добраться до неё можно, совершив десятиминутную пешую прогулку от станции метро «Краснопресненская».

На заметку! Иоанновский храм на Пресне будет интересно посетить и верующим людям, и любителям русского искусства XVIII-XIX веков. Пребывание в его стенах дарит покой, умиротворение и эстетическое удовольствие.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь Климента папы Римского или, по-другому, Рождества Иоанна Предтечи на Варварке расположена в конце улицы (дом 15), на небольшом холме. Чтобы правильно оценить архитектуру этого здания, надо представить себе его окружение, существовавшее до 1930-х годов. К юго-востоку от храма, на расстоянии 50 метров, стояла башня Варварских ворот Китай-города, завершённая шатром. К башне с севера и с юга примыкали крепостные стены. То есть при взгляде с Варваринской площади мы могли видеть только изящные завершения храма. После сноса стены он открыт весь, снизу доверху.

В старой Москве церковь чаще называли не по главному престолу, во имя Рождества Иоанна Предтечи, а по приделу Климента папы Римского. Традиция называть храмы по приделу существовала у москвичей очень давно и очень долго.

Впервые церковь на этом месте упоминается в первой четверти XVII века. Существующее здание храма построено на месте прежней церкви в 1741 году на деньги промышленника Ф.С. Подсевальщикова. Наиболее сложными и эффектными частями храма были его завершения. Они даже послужили образцом при строительстве верха церкви Введения во Храм, что в Пятницком монастыре, на подоле, в Сергиевом Посаде. На стенах кубического объёма Климентовской церкви были расположены наличники сложной формы, а над ними горизонтальные восьмигранные окна со своим оформлением. Вдоль Варварки церковный участок ограничивался классической оградой.

Храм представляет собой двусветный центральный четверик, с востока к которому примыкает пятигранная апсида, а с запада –
трапезная. Пластическое белокаменное и кирпичное убранство храма, созданное в два строительных этапа, отражало эволюцию форм московской барочной храмовой архитектуры эпохи Анны Иоанновны. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре. Кроме того, в церкви Климента проходила коронация императрицы Елизаветы Петровны.

В 1822 году северный, Климентовский придел был перестроен в классических формах.

В 1920-е годы храм закрыли. Здание использовали и под детский сад, и под конторы (так в ХХ веке называли офисы). В конце концов, из церкви сделали жилой дом, а потом в ней разместились хозяйственные службы ЦК КПСС. Храм и колокольня лишились своих завершений, отделки интерьера, наличников на фасаде. Мало похожее на церковь здание передали верующим в 1991 году, но службы в нём долго не начинались. В соседних кварталах давно уже нет жилья, прихожан, поэтому церковь была включена в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Полномасштабные реставрационные работы начались в 2013 году. Реставраторы выполнили укрепление фундаментов, произвели вычинку белокаменного цоколя и кирпичной кладки, усиление перемычек, восстановили утраченные ярусы колокольни и восьмерика храма, главы и кресты. Также были воссозданы крыши, оконные и дверные заполнения. Особую сложность вызвало восстановление белокаменного пластического убранства при условии сохранения остатков подлинного декора. При выполнении фасадных работ была обнаружена и укреплена наружная монументальная живопись. В 2014 году завершилась реставрация храма.

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, что на Пресне — один из интереснейших храмов первопрестольной, в нем собрано множество бесценных, уникальных святынь

Наш храм расположен в Центральном административном округе столицы, в районе, также носящем имя Пресни. Но из всех храмов района только ему одному был усвоен этот топоним. Пресня — правый приток Москвы-реки, уже сто лет как она заключена в бетонный коллектор. Тем не менее, ее водами и доселе питаются пруды Московского зоопарка. Считается, что свое название речка получила из-за пресноватого вкуса своей воды.

Много воды утекло в ней более чем за триста лет, что стоит здесь Предтеченский храм. Вот и речки уже не видно на карте столицы, а святыня, посвященная Предтече и Крестителю Спасову Иоанну продолжает принимать в свои стены всех желающих обрести смысл жизни и вечное спасение в Боге, и этот поток не оскудевает. История нашего прихода имеет много славных страниц. Основанный на месте проведения древних языческих обрядов, связанных с культом славянского бога Купалы, он нес миссионерское служение по просвещению москвичей и искоренению суеверных предрассудков. Некоторое время в XVIII веке здесь располагался духовный центр грузинской диаспоры в России с кафедрой грузинского митрополита.

Предтеченский храм на Пресне — жемчужина церковного искусства

Архитектура храма складывалась на протяжении столетий и вобрала в себя элементы как начала XVIII века, так и позднего классицизма века XIX. Завершал композицию храмового ансамбля известный архитектор Ф. Шестаков. Церковь никогда не закрывалась, и благодаря этому удалось почти полностью сохранить многие древние намоленные образы XVII — XVIII веков, перед которыми и сейчас испрашивают божественной помощи православные христиане. В конце XIX столетия здесь работал выдающийся русский художник В. М. Васнецов. Его монументальная живопись стала украшением Пресненского храма, но, к сожалению, в дальнейшем практически все произведения великого мастера были закрыты слоями краски. В 2007 году совершилось второе обретение этих бесценных творений. Теперь, после раскрытия и консервации васнецовских работ, храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне может считаться обладателем значимой и уникальной монументальной живописи Виктора Михайловича Васнецова в России.

В храме совершали свое пастырское служение многие замечательные московские священники, а торжественные богослужения в нем возглавляли видные православные иерархи.

«За речкою Преснею на горе меж дворов новоселебных...»

«За речкою Преснею на горе меж дворов новоселебных...»

Так описывает место, где суждено было стоять храму Рождества Иоанна Предтечи, документ 1685 года. 24 мая (по старому стилю) того года Святейший Патриарх Иоаким, посетив эту местность, благословил здесь строительство деревянного храма. Именно эта дата и является первоначальной в истории прихода.
В то время эта местность, которая теперь входит в Центральный округ столицы, считалась еще Подмосковьем. «Промышленная окраина», сказали бы мы сейчас. Здесь располагались государственные предприятия — Солодовый двор, где готовили солод для пивоварения, и Новый государев сад, где выращивали фрукты и овощи для царского стола. На месте современного Горбатого моста располагалась плотина с водяной мельницей для обмолота солода. Выше по течению Пресни, в запрудах, разводили рыбу для царского и патриаршего столов. Теперь здесь пруды зоопарка. Здесь же селились обслуживающие эти производства люди.

Пресненские пруды. Рисунок 1825 г.


«Новоселебные» — значит заселенные недавно.

Действительно, еще в начале XVII века здесь практически было поле. Эта пустынная местность принадлежала Новинскому монастырю (упразднен в конце XVIII века), а затем перешла в собственность города и значилась городской выгонной землей, то есть значит предназначенной для выпаса (выгона) скота московских обывателей.

Активное заселение и промышленное освоение Пресненской окраины началось с середины XVII века. Но еще с незапамятных времен красивая местность устья Пресни, впадающей в реку Москву, и не менее живописное соседнее лесистое урочище Три горы (надпойменные холмы ее излучины) являлись излюбленными местами летнего времяпрепровождения москвичей. Пресненские и Новинские летние гуляния были популярны у горожан вплоть до начала ХХ века. Хороводы, качели, народные песни, катания на лошадях — вот бесхитростные развлечения прошлых веков. Однако свой исток эти невинные забавы брали в темном языческом культе славянского бога Купалы. Его почитание было сопряжено со временем летнего солнцеворота — периодом расцвета сил животного и растительного царств. Празднование Купальских дней, продолжавшееся около недели, сопровождалось безумством магических действ, в том числе развратных, художественную интерпретацию которых мы видим в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев». Но в действительности ритуалы Купальных дней более походили на древнеримские вакханалии — не праздник пресловутой свободной любви, но мистическая оргия культа плодородия, насильственно низводящая личность человека до уровня даже не животного, а скорее растения.

Святая Церковь с самого момента своего основания утверждала новый образ человеческой жизни во Христе во враждебном окружении язычества. Тем не менее, в своей проповеди она не страшилась этого мира, но устремлялась в самые центры идолопоклонства, направляя туда своих проповедников, сокрушая ложных кумиров и возводя истинные алтари храмов и монастырей. Порой это вызывало активное противодействие со стороны поборников язычества, и немало крови христианских мучеников было пролито за многовековую историю Церкви. Но эта кровь падала добрыми семенами на языческую почву, принося обильный плод — новообращенных христиан.

В России XVII века ситуация была иная. Открытого язычества уже давно не существовало, не было ни жрецов, ни капищ, христианство являлось господствующей государственной религией, но в форме так называемого двоеверия оно было еще живо в умах людей.


Давно отжившая вера продолжала тлеть в народных играх, песнях и поверьях, уйдя с городских площадей, она затаилась в лесах и домах в виде мифических леших и домовых. Древние суеверия, страхи и магия мешали людям свободно дышать чистым воздухом православия, порой становясь препоной для спасения их душ.

Давно уже не вспоминали на обрывистом берегу реки Москвы бога Купалу, но обряды, посвященные ему, продолжали существовать. Как и много веков назад, молодежь прыгала через костер, девушки пускали по реке венки и привязывали ленточки к ветвям березы. В эти действия уже не вкладывался магический смысл древней веры, но обряд — это та часть религии, которая способна увлечь человека и изменить его мировоззрение. Кроме того, летние народные игры сопровождались непристойными действиями участников, а также соответствующими песнями и плясками, все это растлевающее действовало на молодое поколение. «Ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение, и женам мужатым осквернение и девам растление», — так описывал подобный праздник один из игуменов, живший в XVI веке.

Вид Пресненских прудов. Литография О.Ф. Леметра по рисунку О. Кадоля 1825 г.

Вид Пресненских прудов.

Литография О.Ф. Леметра

по рисунку О. Кадоля 1825 г.

Церковь, заботящаяся о спасении душ своей паствы, не могла без тревоги смотреть на эти безнравственные забавы с отголосками язычества. Но борьбу с ними старалась вести не полицейским мерами, заранее обреченными на неудачу, а через христианскую проповедь и личный пример христианского благочестия. Поэтому, как только на пресненской окраине появились первые поселения, было решено поставить здесь православный храм, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи. Престольный праздник, отмечаемый 24 июня (7 июля по новому стилю) совпадал с периодом летних игрищ и, как известно, получил в народе название Ивана Купалы. В данном случае слово «купало» ассоциировалось с погружением в воду, «купанием» в таинстве Крещения, основоположником которого был пророк Иоанн Креститель. Главный праздник храма всегда привлекает к богослужению множество прихожан и отличается особенной торжественностью. Жители Пресни, вместо того чтобы прыгать у реки через костер, направлялись в церковь, где пастырь напоминал им о духовной пагубности языческих пережитков, приводя в пример подвижническую жизнь Христова Предтечи. Конечно, сменилось не одно поколение москвичей, прежде чем старые предрассудки канули в лету, но миссионерское служение духовенства Предтеченского храма принесло свой добрый плод.

Сейчас уже никто не вспоминает грозного Купалу, ушли в прошлое народные гуляния в период летнего солнцеворота, но приход храма продолжает осуществлять проповедническую, просветительскую и миссионерскую деятельность в современном мегаполисе, ведь соблазнов не стало меньше.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким 24 мая 1685 года благословил строительство новой церкви на Пресне.

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1674-1690)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким 24 мая 1685 года благословил строительство новой церкви на Пресне. Очевидно, уже к осени того же года храм был возведен. Сооружение небольшого деревянного храма не было долгим. Его освящение состоялось, по всей вероятности, осенью того же года. Впрочем, по древнерусскому времяисчислению это произошло уже в 1686 году от Рождества Христова — ведь начало года тогда отсчитывалось от 1 сентября.

Кто именно совершил чин освящения храма неизвестно, но подарок к этому событию был преподнесен поистине царский — три удивительные иконы, специально написанные для этой церкви. Храмовый образ (икона, изображающая святого или событие священной истории, в честь которого освящен данный храм) «Рождество святого Иоанна Предтечи», помимо своей иконографии, уникален еще тем, что имеет подписание, указывающее на авторство и время написания.

Он был сотворен иконописцем Ефимом Ивановым в 1686 году, т. е. приурочен ко времени освящения храма. Две другие иконы — Спасителя и Божией Матери «Рудненская» — творения неизвестных нам царских изографов конца XVII века. Эти три образа стали украшением иконостаса церкви. По православной традиции, справа от царских врат была установлена икона Христа, а слева — его Пречистой Матери. Храмовый образ занял традиционно свойственное ему место за иконой Богородицы. С тех пор прошло более трехсот лет, храм на Пресне неоднократно перестраивался, но эти святыни по-прежнему пребывают на своих местах в его главном иконостасе.

Икона святого Иоанна Крестителя «Ангел пустыни». Первая пол. XVII в.

Возможно, с самого момента открытия деревянного Предтеченского храма в его стенах хранится святыня более древняя, чем он сам. Это удивительный по иконографии образ Иоанна Крестителя, именуемый «Ангел пустыни». Время его написания возводится специалистами к первой половине XVII века. На иконе Предтеча изображен в рост, в одеянии из верблюжьей шерсти и с большими ангельскими крылами за спиной. Этим символом иконописец пытался показать равноангельское житие Иоанна Предтечи в пустыне, чуждое мирским устремлениям и суете, полностью сосредоточенное на созерцании Бога и служении Ему. Образ установлен в отдельном киоте перед центральным иконостасом.

Первым настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был иерей Варфоломей Кузмин. В то время в большинстве храмов России священническое место передавалось по наследству, существовало понятие духовного сословия. Вслед за отцом Варфоломеем в храме последовательно служили его сын и внук, вплоть до 1734 года. До начала ХХ века причет Предтеченской церкви, равно как и большинство других российских приходов, состоял из священника, диакона и дьячка (в дальнейшем — псаломщика).

Население Пресненской окраины быстро увеличивалось, в 1702 году в приходе храма числилось уже 240 дворов. Для сравнения, приблизительно в то же время в расположенном ближе к центру московском приходе церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке числилось лишь 12 дворов. Меж тем старая деревянная церковь уже не могла вместить в себя всех богомольцев, к тому же она заметно ветшала. В 1714 году было получено разрешение на строительство нового каменного храма. Но, едва начавшись, работы были приостановлены в связи с выходом указа Петра I, запрещавшего любое каменное строительство в империи ради скорейшего возведения новой столицы — Санкт-Петербурга.

Только в 1728 году запрещение было отменено, строительство церкви возобновилось, однако к 1730 году был завершен лишь один малый теплый придел. В 1731 году он был освящен малым чином в честь святого мученика Иоанна Воина. С тех времен в храме хранится почитаемый верующими образ этого угодника Божьего. Полностью отделка храма была закончена в 1734 году. В конце того же года на Рождество Христово (25 декабря) новый храм был освящен настоятелем кремлевского Успенского собора протоиереем Никифором Ивановым.

Сейчас храмовый образ святого Иоанна Воина находится у бокового столпа придела в отдельном киоте. Святой мученик изображен в рост, в доспехах, с осьмиконечным крестом в правой руке — символом мученичества. Над его головой расположена новозаветная Троица, а слева от него — небольшой картуш (украшение в виде свитка в котором помещается надпись или эмблема) с текстом: «Великий всемилостивый страдальче дивный Иоанне воине послушный небесного царя прими моления от недостоинства моего раба стоящего (имярек) настоящия от хищения злаго и будущаго мучения избави ми смиренно вопиюще. Алилуйя трижды». Это обетная икона. В нижней части доски находится надпись: «Се свты образ иконописец Тимофе Кирилов».

Икона святого мученика Иоанна Воина.
Конец XVII века.
Иконописец Тимофей Кириллов

Иконописец Тимофей Кириллов в 1685 году писал иконы Страстей Христовых для Смоленского собора Новодевичьего монастыря. По своим стилевым и иконографическим особенностям икона соответствует этому живописному направлению. Возможно, она была написана тогда же и пользовалась в храме особым почитанием. Поэтому, когда позднее был построен теплый придел, его посвятили святому Иоанну Воину.

В то время здание церкви представляло собой сравнительно небольшой бесстолпный четверик с двумя рядами окон (в «два света», как тогда говорили), с характерными для того периода наличниками оконных проемов верхнего ряда. Четырехскатная кровля венчалась световым барабаном с небольшой главкой. Сегодня эта древнейшая часть Иоанновского храма является его главным архитектурным объемом. В XVIII веке с запада к церкви примыкала прямоугольная деревянная колокольня. В таком виде храм простоял почти сто лет. В 1736 году Святейшим Синодом было дано разрешение грузинскому митрополиту Самтаврийскому и Горийскому Роману (Эристави) освятить этот храм архиерейским чином, совершать впредь в нем богослужения и посвящать духовенство на грузинские приходы, находящиеся на территории Российской империи. Такое решение было связано с тем, что именно на Пресне с 1729 года располагалась Грузинская слобода, где находились и покои грузинского митрополита (на берегу Верхнего Пресненского пруда), но собственный каменный храм в ней освятили только в 1800 году.

Таким образом, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне некоторое время являлся церковно-административным центром грузинских приходов в России и, возможно, имел статус подворья Грузинской Православной Церкви в Москве. Митрополит Романос (Эристави) преставился, вероятно, в 50-хгодах XVIII столетия и был похоронен за алтарем, ставшим для него родным, пресненского храма. Над жертвенником главного алтаря и сегодня можно видеть белокаменную закладную доску, сообщающую о месте погребения владыки.

На внешней стене храма также сохранились две закладные доски, сообщающие о месте погребения в 1733 году супруги (имя не читается) провинциал-фискала (налогового инспектора) Григория Кирилловича Ярославова, скончавшегося в 1774 году и похороненного здесь же. Это все, что осталось от обширного кладбища прихожан храма XVII — XVIII веков, некогда занимавшего всю площадь окрест него. Могильные памятники и кресты перестали существовать здесь уже в XIX веке.

Хоронить умерших при городских храмах было запрещено после страшной эпидемии чумы 1771 года, унесшей в могилу почти треть населения второй столицы. Тогда были образованы общественные кладбища: Ваганьковское, Калитниковское, Пятницкое и другие. Таким образом, погребение Г. К. Ярославова может считаться исключением из общего правила. Страшная эпидемия не прошла мимо Пресни. Многие прихожане Иоанновского храма умерли, погибло и все духовенство церкви. Богослужения в ней прекратились до 1774 года, когда сюда был направлен новый причт во главе с иереем Георгием Ивановым.

В 1804 году деревянная колокольня сгорела. Вместо нее в 1806 — 1810 годах на средства церковного старосты купца Ф. И. Резанова строится новая величественная 25-метровая колокольня. Строение было вынесено на красную линию Малого Предтеченского переулка. Прямоугольный нижний ярус колокольни являет собой величественный арочный вход в храм, вписанный в рустованные пилоны. Средний ярус колокольни представляет собой монументальный подиум для верхнего. А верхний цилиндрический ярус выполнен в виде ротонды прекрасных пропорций и великолепно завершает массивные и пластически напряженные нижние формы. Он украшен пилястрами с пышными коринфскими капителями.

Колокольня была отделена от храма значительным пространством. Очевидно, приход храма рассчитывал соединить эти два архитектурных объема за счет расширения церкви, но война 1812 года приостановила реализацию этого плана. Только в 1828 году началось строительство трапезной части храма. Смета постройки приближалась к 30 тыс. рублей — огромные по тем временам деньги. Создателем обширной трапезной был архитектор Федор Шестаков (1787 — 1836), известный как автор окончательного проекта храма «Большого Вознесения». Шестакову удалось удачно соединить две разновременные и разностильные части храма лаконичными и монументальными формами трапезной — сегодня здание церкви представляет собой единое целое. Значительную финансовую помощь при возведении храма оказал доктор медицины М. Я. Мудров. По его завещанию в 1843 году в церкви был освящен южный придел во имя Софии, Премудрости Божией. Придел имел алтарь в виде классической ротонды и был мало приспособлен для богослужебного использования.

Еще в 1751 году при церкви существовала богадельня для престарелых, не имевших средств к собственному пропитанию. В 1893 году при храме открывается приходское попечительство и церковно-приходская школа. Для размещения школы и богадельни на средства, завещанные Ф. П. и А. И. Беляевыми, напротив храма был сооружен двухэтажный кирпичный дом. Сегодня он вновь принадлежит церкви, здесь располагаются духовно-просветительский центр, церковная лавка и помещения причта. В 1894 году храм расширялся за счет пристроек с запада к колокольне и трапезной. Основным жертвователем этого строительства стал прихожанин, выходец из сословия ямщиков, купец А. П. Напалков. Работы выполнялись по проекту архитектора П. А. Кудрина. При этом ротондные иконостасы боковых приделов были разобраны и заменены на ныне существующие, в результате чего служить в приделах стало намного удобнее.

В 1811 году в ризнице храма появилась удивительная святыня. Дьякон Введенской церкви подмосковного города Дмитрова отец Алексий Васильев собственноручно в технике полуустава переписал Евангелие, а затем украсил его медной вызолоченной чеканной обложкой с финифтью и стразами. Диакон разместил весь евангельский текст на 80 листах. При высоте книги в один аршин (71 см) вес ее весьма внушителен — 22 кг.

Чертеж храма св. Иоанна

Предтечи на Пресне,

архитектор Ф.Шестаков(1787-1836)

Почему он пожертвовал Евангелие именно в наш храм, остается загадкой. Подаренная святыня была высоко оценена в Предтеченском храме. В дореволюционной описи ризницы это рукописное Евангелие заняло почетное первое место. Хранилось оно в главном алтаре на Горнем месте в специально изготовленном для него футляре. Святыня чудом сохранилась во времена большевистского лихолетья и дошла до наших дней. Правда, время и люди все же заметно повредили ее красоту. В советское время неумелые «реставраторы» скрепили детали оклада слесарными болтами и гайками, а выпавшие стразы прилепили пластилином. Только в 2006 году заботами настоятеля храма епископа Бронницкого Амвросия удивительная книга была отреставрирована профессионалами, которые вернули ей былой вид, позолотив и восстановив утраченные детали.

С дореволюционных времен в храме сохранились два серебряных потира, они и сейчас используются в богослужении.

В 2007 году эти евхаристические сосуды были отреставрированы и вызолочены, а к празднику Святой Пасхи 2008 года по заказу прихода был изготовлен новый роскошный евхаристический набор. Эмалевые образки на потире из этого набора — это копии элементов васнецовской росписи Предтеченского храма. Еще одним украшением ризницы храма, чудом дошедшим до наших дней, является большой напрестольный крест, пожертвованный в церковь в 1885 году «в память усопших рода Сафоновых». В 2006 году он был отреставрирован и позолочен.

В 1913 году к юбилею 300-летия дома Романовых для храма были изготовлены бархатные комплекты иерейского и диаконского облачений зеленого и красного богослужебных цветов. На оплечьях золотым шитьем выведено изображение креста в обрамлении дубовых и пальмовых ветвей и надпись «Сим победа». Эти облачения бережно сохраняются и сегодня. Конечно, оберегая их почтенную древность, священнослужители редко совершают в них богослужения. По благословению Преосвященного епископа Амвросия в настоящее время ризница полностью обновлена: приобретены облачения всех богослужебных цветов для священников и диаконов, вышиты новые покровцы для Святых Даров.

Протоиерей Феодор Ремов, настоятель храма в 1885 — 1898 гг.

Именно при отце Феодоре Ремове в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне появилась удивительная настенная живопись, принадлежащая кисти великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Об истории ее появления, утраты и возрождения следует рассказать подробнее.

В 1896 году Виктор Михайлович вернулся в Москву из Киева, закончив там работы по росписи храма Святого Владимира. Есть основания утверждать, что художник работал над росписью церкви Рождества Иоанна Предтечи и выполнял эскизы для данного храма.

Подтверждением этого предположения может служить тот факт, что В. М. Васнецов был записан в Синодиках храма Рождества Иоанна Предтечи на вечное поминовение, а также воспоминания старейшей прихожанки храма Т. А. Енько, скончавшейся в 1998 году. Ее дед А. П. Напалков на собственные сбережения выстроил северную и южную пристройки для расширения трапезной. Он рассказывал, что в 1890-е годы В. М. Васнецов бывал в храме Рождества Иоанна Предтечи и лично руководил росписями стен. Очевидно, у прославленного мастера были помощники. Роспись храма была закончена в 1898 году.

В. М. Васнецов сохранил православное богословие в своих произведениях. Будучи глубоко верующим, воцерковленным человеком, ведя строгий образ жизни, он считал себя религиозным художником, свое искусство называл «свечой, зажженной перед ликом Божьим». Его новаторские решения в живописи явились результатом многолетнего труда, отображением его мировоззрения, которое начало складываться под влиянием православия еще в детские годы на Русском Севере, в Вятской губернии. Будущий живописец родился в семье священника и учителя Михаила Васильевича Васнецова. В его роду многие посвятили себя церковному служению. Виктор Михайлович, окончив Вятское духовное училище и семинарию в 19 лет, все же решил стать художником. И во время обучения в Петербургской Императорской Академии художеств (1868 — 1875), и позднее, по ее окончании, религиозные сюжеты занимали одно из важнейших мест в его творчестве. Сам Виктор Васнецов, скромно оценивая свой труд, писал так: «Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».

Вершиной религиозного искусства В. М. Васнецова стала роспись собора Святого Владимира в Киеве, под влиянием которой во многом исполнена и живопись церкви Рождества Иоанна Предтечи, что на Пресне. Вместе с тем художник не стремился слепо следовать иконописным канонам. Виктор Михайлович пытался найти синтез древних традиций, собственного видения и требований эпохи, создавая образы отчасти каноничные, отчасти новаторские. Именно о таком художественном решении свидетельствует ряд росписей храма Рождества Иоанна Предтечи, что на Пресне.

Состоялось первое богослужение в храме при Детской больнице № 9 им. Г.Н. Сперанского 16.03.2017 14:37 15 марта 2017 года состоялось первое богослужение в возрождающемся храме святого праведного Филарета Милостивого при Детской городской клинической больнице № 9 им. Г.Н. Сперанского. Чин молебного пения св. Филарету возглавил почетный настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Борис Михайлов в сослужении старшего священника храма — иерея Алексия Воронцова и диакона Евгения Кузнецова. Перед молебном были освящены новоприобретенные предметы церковной утвари ― купель для крещения и водосвятный бак. С приветственным словом к собравшимся сотрудникам больницы и пациентам обратился священник Алексий Воронцов, который сообщил, что богослужения в больничном храме отныне будут совершаться еженедельно и в самое ближайшее время будет отслужена первая Божественная литургия. По окончании молебна всем пришедшим были подарены иконки преподобного Стилиана ― святого покровителя детей. Распоряжением Святейшего Патриарха храму св. прав. Филарета Милостивого усвоен статус приписного к храму Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Проведение работ по внутреннему обустройству храма, возобновлению богослужений в нем и духовному окормлению находящихся на лечении в больнице детей, их родителей и медицинского персонала больницы поручено почетному настоятелю храма протоиерею Борису Михайлову, старшему священнику храма иерею Алексию Воронцову, совместно с причтом храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.