Германские репарации по первой и второй мировым войнам

Контрибуция - это слово, уходящее своими корнями в латинский язык. Переводится оно как "сбор" или "платежи", которые накладываются государством-победителем на побежденную сторону. Международное право запрещает подобные поборы. Но выплата контрибуции происходит и сейчас под видом других различных взысканий.

Как появилась контрибуция?

С давних времен существовала традиция, что победитель забирает у побежденного его имущество. Так рыцари, участвующие в турнирах, не упускали возможность присвоить себе доспехи, деньги или коня сраженного соперника. Это было законно, не оспаривалось и не осуждалось.

Историки утверждают, что Александр Суворов после взятия Измаила разрешил своим солдатам три дня грабить все, что им захочется. Точно так же произошло с городом Очаковым, захваченным Потемкиным. И история знает ещё огромное количество подобных фактов за время существования человечества.

Завоеванные города, села или общины могли самостоятельно «добровольно» уплатить дань, чтобы избавить себя от разгромов и разорения.

Конечно, корни этого явления уходят глубоко в древность. Тогда племена воевали, отбирая у соперников еду, шкуры, украшения и прочие ценности того времени.

В 1917 году появляется «Декрет о мире», который призывал отказаться от контрибуций.

Наполеон и контрибуция

Контрибуция - это возможность обогащения для генералов и командующих во время войны. После освобождения Италии от австрийского гнета золото, картины, скот вывозились из страны в огромном количестве. Бонапарт помог, таким образом, своим генералам стать миллионерами. Огромное количество этих богатств сейчас исполняют роль ценных экспонатов во французских музеях. При этом Италия не претендует на возврат незаконно вывезенных богатств с 1796 по 1812 года. Удивительно, что в стране до сих пор стоят установленные ранее памятники Наполеону. В его честь названы площади и улицы.

Контрибуция Германии

Первая и Вторая мировые войны обернулись для Германии полным крахом. Страны, вошедшие в военно-политический блок Антанта, буквально полностью разворовали побежденную страну. Это был величайший грабеж за всю историю человечества.

Германия расплачивалась за содеянные преступления углем, сталью, продуктами, военным и торговым флотом. Изымалось и вывозилось из страны все, что было возможно. Версальский договор определил, что контрибуция Германии составит сумму 269 млрд золотых марок. В данном случае эта расплата очень схожа с репарацией. Именно эта форма возмещения предполагает выплату стране-победителю побежденной страной, если она начала военные действия и признана виновной стороной. Контрибуция - это прямое нарушение норм права.

Контрибуция в современном мире

В современном мире контрибуция - это явление, которое считается недопустимым. На подобные поборы введен запрет. Победители не только хотели возместить понесенные расходы, связанные с военными действиями, они жаждали покрыть абсолютно все свои издержки. Современное право говорит о том, что если оккупантам необходимо что-либо из собственности мирных граждан, они должны предложить оплату или какое-либо вознаграждение. Несмотря на это, контрибуция продолжает существовать и в современном мире. Она выглядит в виде взысканий, дозволенных современным международным правом. Это допускается в таких формах:

а) взамен налоговых сборов, которые население уплачивало в мирное время своему правительству;

б) взамен реквизиции, или снабжение необходимыми войску предметами натурой;

в) в виде штрафа за содеянное преступление (вместо уголовного наказания).

Есть такой вид материально-правовой ответственности, как реституция. В данном случае государство-агрессор обязуется полностью восстановить нематериальные и материальные активы. Эта выплата не предполагает получения выгоды. Применяется это очень редко, поскольку чаще невозможно провести восстановление имущества. Чаще всего реституция применялась как один из способов компенсации в рамках договора о репарации. Они отражены в Версальском мирном договоре, Парижском мирном договоре, договоре с Болгарией и в других документах.

И ещё одна форма ответственности - это ресторация, которая предусматривает полное восстановление страной-нарушителем статуса захваченной или оккупированной территории, который был установлен до совершения ею противоправных действий.

Общее и различное в контрибуции и репарации

В целом оба этих явления имеют больше схожих моментов, чем различий. В обоих случаях одно государство забирает у другого материальные ценности в различном виде: деньги или материальные блага. Это своего рода дань. Взыскания производит страна-победитель, что также объединяет эти выплаты.

Контрибуции и репарации различает тот факт, что при победе страна, на которую совершено нападение, получает компенсацию за причиненный ущерб. Это уже не выглядит как побор, дань или разграбление. Репарация возможна только при победе жертвы агрессии. То есть она происходит после окончания войны, а контрибуция может происходить во время и после неё.

Репарации могли быть в виде полного запрета использовать свои материальные ресурсы государством-нарушителем. Такие меры носят название «чрезвычайные».

Наибольшее количество выплат происходило, конечно, после Первой и Второй мировых войн.

К исключениям можно отнести США. Именно они должны были выплатить компенсацию Японии, несмотря на свою победу.

Контрибуция - это прямое нарушение норм права.

Страны, выплатившие репарации

Германия лидирует в списке стран, от которых требовали выплату компенсаций. К ней предъявили претензии Великобритания, Греция, США, Франция, Израиль, Югославия, СССР и другие страны.

Япония из-за выплаты репараций потеряла 42% национального состояния.

Италия, как союзник Германии, провела компенсации Югославии, Греции, СССР, Эфиопии и Албании.

Финляндия в 1952 году полностью погасила свои долги, что является уникальным случаем. Хотя позже она заявила, что контрибуция России, которая была полностью выплачена, должна быть возвращена.

Венгрия выплатила 300 млн долларов СССР и Югославии. Такую же сумму должна была погасить и Румыния.

Болгария должна была компенсировать 70 млн долларов Греции и Югославии.

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция) . Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долларов, предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долларов) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции.

С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долларов при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота, а все репарации – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 млрд. золотых марок — эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долларов, т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота.

Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору.

На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР, вскоре после своего образования, полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне . Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики:

«Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы ».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долларов, что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики — преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту.

Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию:

«Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны ».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении.

Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено . По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу .

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок, или 15,8 млрд. долларов. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий – 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) – 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии.

С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 - немецких предприятий Польши, 206 - Австрии, 11 - Венгрии, 54 — Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием . В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Репарации

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор , по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый «План Дауэса ».

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд долл., от Англии - 1,5 млрд долл. Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства предприятий.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой, и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе , были предусмотрены в мирных договорах на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.


ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. Репарация (от лат. reparatio - восстановление) - возмещение за причиненные войной убытки, которое государство-агрессор выплачивает в пользу страны-победителя.

Переговоры о выплате репараций

Вопрос о репарациях Германии за ущерб, причиненный в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на Ялтинской и Потсдамской конференциях. В них принимали участие руководители государств-победителей - СССР, Великобритании и США - Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).

На ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Советский Союз выступил с предложением определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов, из которых 50% должны были быть выплачены в пользу СССР, однако оно не было поддержано. Было решено создать специальную союзническую комиссию для разработки плана взыскания репараций.

Согласно документам конференции в Потсдаме (Германия; 17 июля-2 августа 1945 года), репарации должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом) в отличие от репараций после Первой мировой войны, которые были определены и взимались только в денежной форме. Общая сумма германского имущества, которое страны-победительницы могли вывезти из своих зон оккупации, не была оговорена. Указывалось, что СССР дополнительно получит из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, примерно 25% демонтированного оборудования. Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон.

Договоренности о режиме поставок в счет репараций из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, были достигнуты на конференции в Париже в ноябре-декабре 1945 года и закреплены в договоре от 14 января 1946 года. Его участниками стали 19 стран, включая Великобританию, США, Францию, а также Албанию, Грецию, Чехословакию и Югославию. Парижский договор устанавливал процентную долю от репараций для отдельных государств и предусматривал создание Межсоюзнического репарационного агентства (ИАРА; Inter-Allied Reparations Agency; штаб-квартира в Брюсселе), которое занималось учетом и распределением репараций.

Конкретная общая сумма репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, на международном уровне закреплена не была. В 2000 году министерство финансов ФРГ подготовило отчет, в котором подчеркивалось, что "страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке, и нормативных записей об этом не существует".

Как происходила выплата репараций СССР

Согласно отчету, СССР изъял из своей оккупационной зоны и впоследствии из ГДР имущества на сумму, превышающую 66 млрд марок ГДР (15,8 млрд долларов). По данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-х годах российскими исследователями, в СССР, в частности, было вывезено 72 тыс. вагонов строительных материалов, около 3 тыс. заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна. Поставки из западных оккупационных зон в счет репараций для СССР прекратились в 1949 году после создания ФРГ.

По данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил репараций на общую сумму в 3,081 млрд долларов (по курсу 1938 года), из которых на долю Польши пришлось 228 млн (порядка 7,5%).

В 1953 году между СССР и ГДР было подписано соглашение, согласованное с руководством Польши, в соответствии с которым с 1 января 1954 года из ГДР прекращались все поступления в качестве репараций.

Репарации другим странам

Поставки из западных секторов оккупированной Германии фактически закончились в 1950 году. ИАРА прекратила деятельность в 1959 году, определив стоимость вывезенного имущества в 530 млн долларов (по курсу 1938 года). По оценкам советской печати, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации демонтировали и вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд долларов, золота - 277 тонн (эквивалентно почти 300 млн долларов), морских и речных судов - на 200 млн долларов. Под контроль этих стран перешли зарубежные авуары Германии на сумму порядка 4 млрд долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оценивается примерно в 5 млрд долл.

В сентябре 1952 года между ФРГ и Израилем было подписано так называемое Люксембургское соглашение (вступило в силу в марте 1953 года). В соответствии с этим документом в течение 14 лет правительство ФРГ выплатило израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок (по сегодняшнему курсу, примерно 7 млрд евро) в качестве компенсаций евреям, пострадавшим в годы Холокоста (1933-1945). Многие историки отмечают, что это единственный случай, когда репарации получило государство, не существовавшее во время войны, по итогам которой они выплачивались.

В 1960 году ФРГ и Греция подписали договор, согласно которому Греция получила 115 млн марок (59 млн евро) в качестве компенсации за ущерб, нанесенный в годы нацистской оккупации. В последние годы Греция неоднократно поднимала вопрос о новых репарациях от Германии за преступления в годы Второй мировой войны. По мнению греческой стороны, Германия должна также компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд долларов (по текущему курсу около 54 млрд евро). Официальная позиция ФРГ по этой проблеме в последний раз была озвучена канцлером Ангелой Меркель в марте 2015 года: "Вопрос репараций с точки зрения права закрыт".

В 1961 году было заключено германо-итальянское соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительству Италии было выплачено 40 млн марок (примерно 20 млн евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды. В ответ Германия обратилась в Международный суд ООН, обвинив итальянские судебные власти в том, что они "игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства". В феврале 2012 года суд объявил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и не подлежит обжалованию ни в какой другой инстанции.

Компенсации жертвам нацизма

Помимо репараций, Германия также выплачивает компенсации различным категориям жертв нацизма.

В 2000-2007 годах в ФРГ действовал Фонд "Память, ответственность и будущее", из которого предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности фонд располагал 5,2 млрд евро (средства перечислили правительство ФРГ и германские предприятия). Всего компенсации на сумму 4,4 млрд евро получили 1,66 млн человек, проживающих в России, Польше, Чехии и других странах. Самым крупным получателем стала еврейская организация Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которая получила 1,149 млрд евро. России Фонд выделил 427 млн евро.

Германия неоднократно принимала решения о единовременных выплатах различным категориям пострадавших во время Холокоста (помимо выплат по Люксембургскому соглашению). В декабре 2011 года ФРГ согласилась выплачивать дополнительные пенсии 16 тыс. жертв Холокоста. Общая сумма в ближайшие 10 лет составит 650 млн евро. В ноябре 2012 года началась программа по выплате компенсаций 80 тыс. человек, проживающим в странах бывшего СССР и пережившим Холокост. Общий объем выплат - порядка 245 млн евро. В мае 2013 года на конференции по удовлетворению материальных претензий евреев к Германии, которая состоялось в Иерусалиме, ФРГ обязалась в 2014-2017 годах перечислить 772 млн евро различным учреждениям, оказывающими поддержку жертвам Холокоста. Деньги будут потрачены на социальное обслуживание 56 тыс. человек, треть из которых проживает в Израиле.

Советский Союз простил Германии большую часть ущерба, причиненного в ходе Великой Отечественной войны. В условиях развязанной Берлином санкционной борьбы наследники Советского Союза - Россия и другие страны СНГ - вправе требовать компенсаций за преступления прошлого


Акция «Бессмертный полк», проведенная 9 Мая, наглядно показала, насколько глубоко в нас сидит память о Великой Отечественной войне. Стержнем этой памяти, безусловно, является бесконечная боль военного поколения, понесшего беспрецедентные утраты, цену которым невозможно ни назначить, ни выплатить. Поэтому мы в России вряд ли когда-нибудь поймем Запад, считающий, что все долги отданы и вопрос можно закрыть раз и навсегда. Запад, который, как кажется, искренне удивляется, почему День Победы остается для нас главным, священным праздником. Русский народ не злопамятный, но вправе возмутиться неблагодарностью «партнеров», с легкостью переписывающих целые главы .

Спустя семьдесят лет после поражения в Великой Отечественной войне Германия вновь решилась на противостояние с Россией. Теперь - во главе единой, но безвольной и недальновидной Европы, которая, следуя советам Вашингтона, регулярно разжигает разрушительные конфликты как на своих границах - в Северной Африке и на Ближнем Востоке, так и в самом центре - на Балканах, а теперь и на Украине. Берлин выступает идейным вдохновителем экономических и политических санкций в отношении Москвы, а также закрывает глаза на возрождение радикального национализма в Киеве. Между тем (коль скоро сегодня экономические механизмы управления конфликтами вновь взяты на вооружение) нелишне будет напомнить не только о моральной ответственности Германии за преступления фашизма и не только о банальной благодарности за решающую и бескорыстную роль СССР в разрушении Берлинской стены, а еще и о материальной ответственности перед советскими гражданами за причиненный ущерб. В конце концов, у СССР с той Германией до сих пор нет мирного договора, в котором была бы обозначена сумма репараций, а понесенные убытки значительно превышают дивиденды от вывезенных активов. Это напоминание - вовсе не повод решить сегодняшние проблемы страны за счет героизма предков. Это лишь попытка осознать, что благодушие в мировой политике редко возмещается сторицей.

Репарации, доброта и обман

«Сталинская щедрость» - именно так историки оценивают ситуацию с выплатой репараций Советскому Союзу. Строго говоря, точная сумма компенсаций не фигурирует ни в одном официальном документе. Конкретные положения предполагалось зафиксировать в итоговом мирном договоре с Германией, однако уже через четыре года после окончания войны такой страны просто не существовало. В 1945 году был подписан Акт о капитуляции и лишь спустя десять лет, в 1955-м, президиум Верховного совета СССР выпустил указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени был также заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Впрочем, на Ялтинской конференции 1945 года в устных переговорах Сталин назвал цифру примерных выплат Германии - 20 млрд долларов, которые должны были быть разделены пополам между СССР и союзниками. Сумма смехотворная, учитывая, что, например, поставки союзников по лендлизу оценивались в 11 млрд долларов. Однако советский вождь настоял на щадящем режиме выплат, памятуя историю с репарациями Германии после Первой мировой. Те неподъемные санкции истощили немецкую экономику, обусловили уязвленное национальное самосознание нации и в итоге привели к власти фашистский режим.

В итоге фактические поставки в рамках репараций Германии оцениваются всего в 3–4% всего ущерба, который был нанесен СССР в ходе войны. Такие данные приводит, скажем, Николай Вознесенский, кандидат в члены Политбюро и председатель Госплана, в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Точные суммы советских потерь скрупулезно подсчитывала государственная чрезвычайная комиссия. Так, прямой ущерб от уничтожения имущества граждан и организаций составил 679 млрд рублей, или 128 млрд долларов в ценах 1941 года. Косвенный ущерб от непроизведенной продукции, снижения национального дохода от прекращения или сокращения работы учреждений, предприятий и граждан, стоимости конфискованных предметов производства и снабжения плюс военные расходы и потери от замедления темпов общего хозяйственного развития страны оценивается в 1890 млрд рублей (357 млрд долларов). Общая же сумма составила 2 трлн 569 млрд рублей - 485 млрд долларов. То есть страна по доброте Сталина получила в 50 раз меньше причитающихся по итогам войны средств. К слову, по оценкам современных немецких экспертов, итоговая сумма возмещенных Союзу потерь составила около 15 млрд долларов, немногим больше заявленных в Ялте требований.


«Немецкое правительство рассматривает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель греческому премьер-министру Алексису Ципрасу

Впрочем, бескорыстие советского руководства объяснимо дальновидными намерениями. Вместо наложения денежных штрафов, которые еще долгое время подрывали бы экономику разделенной Германии (и, что более важно, дружественной ГДР), Сталин потребовал компенсации в виде поставок в СССР немецких станков и технического оборудование. Это позволило бы не только восстановить советскую промышленность, но и сделать мощный индустриальный рывок, как в 1930-е. Такого в условиях разгорающейся холодной войны союзники нам позволить не могли.

«ФРГ была изначально технологически более развита, чем ГДР, - рассказывает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский. - Поэтому Советский Союз договорился с союзниками о том, что часть заводов, находящихся в их оккупационных зонах, будет передана Москве в качестве репараций. Решения Потсдамской конференции гласили, что СССР получит из западных зон Германии 15 процентов капитального оборудования, пригодного для использования, в обмен на эквивалентную стоимость различных товаров и материалов и десять процентов упомянутого оборудования безвозмездно. Однако нас просто кинули. Союзники выслали в СССР единицы производств, едва ли десятую часть обозначенных позиций. Это также затрудняет подсчет суммы ущерба, понесенного Союзом. Сюда стоит включить сумму недополученной прибыли от непоставки причитающегося нам оборудования из ФРГ, непроизведенных товаров, торможения общего хозяйственного развития страны, лежащей в руинах».

Стоит также добавить, что в 1950-е годы СССР фактически кормил и восстанавливал советскую часть Германии, строил концессионные предприятия, которые затем передавались ГДР, возвращал культурные ценности (как ни одно другое западное государство-победитель), обустраивал жизнь и быт побежденного народа. То есть частично вернул изъятый репарационный капитал.

«Сегодня мир практически растоптал решения Ялтинской конференции, Потсдамской конференции, заключение Хельсинкского акта 1975 года о нерушимости послевоенных границ. Мы имеем моральное и юридическое право вернуться к теме репараций, - убежден профессор МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов. - Я не питаю никаких иллюзий, что Германия или Япония вернут нам какие-то средства. Но мы должны использовать этот инструмент давления. Я приведу в пример большевиков, которых в 1922 втором году на Генуэзской конференции хотели размазать по стенке, а они приехали со своими встречными требованиями. Запад считал, что Россия фактически национализировала 18,5 миллиарда рублей и должна их возместить, а мы выступили со встречными претензиями на 39 миллиардов золотых рублей за ущерб, нанесенный нашими союзниками по Антанте, в период интервенции и экономической блокады. У большевиков стоит поучиться такой дипломатии».

Тему неоплаченного Германией долга в феврале подняли депутаты Государственной думы. «Сегодня Германия, являясь флагманом Евросоюза, наносит санкциями ущерб российской экономике. Развивая эту тему, мы посчитали важным напомнить, что Германия нанесла колоссальный ущерб Советскому Союзу и за это не рассчиталась, - заявил депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев. - Вопрос репараций не закрыт. Наша задача состоит в том, чтобы получить цифру ущерба, нанесенного СССР в ходе Великой Отечественной войны. Предварительные грубые расчеты показывают сумму три-четыре триллиона евро. Мы хотим дать инструмент нашему внешнеполитическому ведомству для ведения международной политики. Требовать или не требовать - это прерогатива президента. Впоследствии могут возникнуть и правовые механизмы обращения в суды с требованием компенсаций для физических лиц по примеру израильтян».

Еврейский прецедент

«Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма», - заявила немецкий канцлер Ангела Меркель в марте этого года, отвечая на требования Афин о дополнительных выплатах репараций. Немецкие политики также добавили, что Германия выплачивает компенсации пострадавшим людям в качестве адресных выплат, и это является исключительно актом доброй воли. Эта самая «добрая воля» и вызвала юридический казус, оформленный еще в 1950-е.

В международном праве до сих пор существует лишь единственный всеми признанный метод возмещения ущерба стране по итогам военных действий - межгосударственный договор о репарациях (в XIX веке использовали понятие «контрибуции»). То есть побежденное государство выплачивало компенсации победившему государству, а то уже по своим каналам распределяло средства потерпевшим гражданам.

Однако в 1952 году союзники создают прецедент, вынуждая ФРГ выплатить компенсации определенной категории граждан, а именно евреям, пострадавшим от холокоста. По итогу Люксембургских соглашений Германия перевела 3 млрд марок Государству Израиль и 500 млн марок Конференции по материальным претензиям евреев к Германии. Эта организация с тех пор становится главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах о компенсациях.

С 1953-го по 1965 год поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Некоторые эксперты уверены, что именно эти выплаты во многом способствовали стремительному развитию израильской экономики, даже в большей степени, чем помощь из США. Удивительный случай в мировой истории, когда страна выплачивала репарации государству, которое не только не участвовало в войне, но и вовсе не существовало в этот период на карте.

С тех пор Германия продолжает выдавать компенсации различным фондам и организациям Израиля, которые, в свою очередь, перераспределяли средства частным лицам. Часто на этом были построены мошеннические схемы, деньги просто разворовывались. Весьма живо эта сторона вопроса описана в книге американского политолога Нормана Финкельштейна «Индустрия холокоста».


На Потсдамской конференции союзники пообещали СССР передать часть заводов, находящихся в их оккупацион- ных зонах. Но слово не сдержали

В конце 1957 года бывшие узники концлагерей, работавшие на немецких предприятиях, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I. G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета Конференции по материальным претензиям евреев около 52,5 млн марок. В 1980-м к программам выплат подключили евреев из стран Восточной Европы, в 1998-м - из бывшего СССР. В 1990 году, после объединения Германии, состоялись переговоры по поводу реституции еврейской собственности. Продажа принесла 250 млн долларов, получателями стало более 41 тыс. человек. Всего же к 2008 году Германия выплатила Израилю и еврейскому народу в порядке компенсации ущерба жертвам холокоста репарации более чем на 60 млрд евро. То есть в пересчете с учетом колебания валютных курсов - до половины суммы ущерба, возмещенного в свое время СССР.

В 1990-е Германия подключила к выплатам компенсаций еще две категории частных лиц - узников концлагерей и перемещенных лиц, используемых в качестве рабочей силы на предприятиях Третьего рейха. После ряда частных исков в американские суды Берлин создал фонд «Память, ответственность и будущее». Немецкое государство и ряд частных компаний перечислили почти 4,5 млрд евро. За семь лет компенсации получило более 1,66 млн человек из 80 стран мира, в том числе 300 тыс. жителей СНГ. Размер выплат составил от 536 до 7669 евро на человека.

В 2008 году правительство ФРГ согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающих в западных странах евреев, пережившим блокаду Ленинграда. Однако до сих пор к программе не удалось подключить 80 тыс. евреев из России и стран СНГ. Кроме того, блокадники других национальностей почему-то остаются в ином правовом статусе и приравнены к пострадавшим в результате боевых действий. Поэтому Германия посчитала, что после выплаты репараций бывшему СССР не несет перед этой категорией лиц иных компенсационных обязательств.

Однако фактом признания блокадников-евреев жертвами нацистских преступлений и, соответственно, самой блокады - преступлением нацистского режима была создана правовая коллизия, о чем немецкой стороне напомнил российский МИД в 2014 году. Вопрос остается в подвешенном состоянии.

Требования в частном порядке

В общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн человек, 6 млн из которых - евреи, жертвы холокоста. Нисколько не подвергая сомнению факт геноцида и не умаляя трагичности судьбы еврейского народа, мы вправе задаться вопросом: имеют ли право граждане иных национальностей, пострадавшие от военных преступлений нацистского режима, и их прямые родственники требовать компенсации у Берлина в частном судебном порядке?

Решением о компенсациях евреям, пережившим блокаду Ленинграда, и другими официальными заявлениями Берлин фактически признает ответственность не только за преступления фашистов и национал-социалистической партии, но и за военные действия регулярных частей вермахта. Что теоретически открывает широкое окно возможностей для обоснования исковых заявлений - скажем, для родственников жертв массовых расстрелов, жертв изнасилований, пыток. Интересно, что ФРГ аккуратно выплачивала и выплачивает военную пенсию военнослужащим, которые участвовали во Второй мировой, в соответствии с их рангом и регалиями. А значит, несет как минимум моральные обязательства перед пострадавшими от преступных действий своей армии.

Российские юристы и официальные лица пока крайне аккуратно оценивают возможности подачи индивидуальных исков в адрес Германии. Власти благоразумно опасаются открывать ящик Пандоры и создавать прецедент, которым вполне могут воспользоваться граждане Грузии, Украины, Прибалтики, выступив с претензиями к самой российской стороне. Юристы же говорят, что судебные издержки окажутся выше самих компенсационных выплат, а потому инициатива экономически нецелесообразна. Однако если государство столкнется с массовым явлением, то реагировать придется. В том числе и немецкой стороне. Ведь именно частные иски в американских судах приводили к созданию компенсационных фондов для решения вопросов фашистского наследия Второй мировой во внесудебном порядке. Репутационный вопрос для Германии по-прежнему актуален.

Существуют и правовые механизмы, позволяющие частному лицу истребовать возмещения ущерба, причиненного нацистами. В конце 1996 года в США было возбуждено несколько исков против швейцарских банков. Финансовые институты обвиняли в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. Спустя два года было заключено соглашение о компенсации на 1,25 млрд долларов. В списке пострадавших оказалось 24 тыс. имен. Выплаты смогли получить как потерпевшие, так и их наследники.

В 2000-е германские суды оказались завалены исками о компенсациях от немцев и их потомков, которые в 1945 году были выселены с исконных территорий, отошедших Польше по итогам войны. От Германии требовали реституции - восстановления прав собственности, прежде всего недвижимости. Для представления интересов таких немцев было даже создано Прусское общество за возврат собственности. Чаще всего суды ФРГ выносили решения в пользу истцов. Однако о суммах выплат мало что известно.

Наконец, можно привести в пример тех же греков, которые продолжают шантажировать Берлин решением Верховного суда от 2000 года. Постановление гласит, что немцы должны выплатить 28 млн евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, которые были расстреляны фашистами 10 июня 1944 года. Судебное решение позволяло провести конфискацию собственности Германии на территории Греции в качестве компенсации, но хода этому решению Афины пока не дают.