Течения протестантизма таблица. Основные течения в протестантизме. Из истории протестантских учений

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Протестантизм - одно из основных, наряду с православием и католицизмом, направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений церквей и сект. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрошенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь религии без Бога (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвия, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма около 325 млн. человек. Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например. Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм.

Кальвинизм - одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасаюшей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканам.

Меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крешение совершают над взрослыми.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношении друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Методизм - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

«Армия спасения» - международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. Ныне действу во многих странах мира. Возникнув на почве методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, проводятся кампании против проституции и т.д.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Иеговисты, или -Общество свидетелей Иеговы* - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство Божье.

Мормоны, или «Святые последнего дня» - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» - «говорения на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопрел о мления, большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятничества характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц.

Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестантского лагеря христианства осталась в ХХ в. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство

Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютеранство. Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение " человека, утверждал он, зависит не от выполнения " добрых дел ", таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не " священное предание " (решения церковных соборов, суждения пап и т.п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса.

Основными вероучительными документами лютеранства являются " Аугсбургское вероисповедание " и " Апология " , написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль,государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию " дешевой церкви " .

После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория ", представителями которой являются К.Барт, Э.Бруннер,Р.Бультман. Основная идея " диалектической теологии " сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из " внутренней непосредственной встречи " с Богом. Истинная религия - религия Откровения. Сторонники " диалектической теологии " апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско - евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

Кальвинизм

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городе-государстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздо большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.

Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Большое значение в кальвинизме имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается «свыше». Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма».

Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становятся энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Англиканская церковь

Англиканство - третье основное направление в раннем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в. английскому церковному суду было запрещено апеллировать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством. Этот документ признает Священное Писание основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое. Подобный компромисс стал поводом для переориентации части последователей англиканской церкви на соединение с кальвинизмом как более радикально и последовательно порывающим с католицизмом направлением (пуританизмом).

В настоящее время в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединенных в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образований. С середины XIX в. существует Англиканский союз церквей, объединяющий церкви в Англии, Шотландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет свой консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским.

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.

Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан.Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:
СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфесии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ» Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...», что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

христианская газета "Слово пробуждения" http://gazetasp.net/

Протестантизм – одно из трех ведущих направлений христианства, самое молодое по времени появления, объединяющее около 600 млн человек.

Возникает протестантизм в ХVI в. в результате Реформации – антикатолического движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов, освобождение национальных церквей от диктата папы римского. Его идеологи считали себя возвращающимися к первоначальному, «чистому» христианству, которое было искажено новациями средневекового католицизма. Началом Реформации считается 31 октября 1517 г. , когда профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 антикатолическими тезисами, осуждавшими торговлю индульгенциями. Появление термина «протестантизм» также связано с Реформацией в Германии. В 1529 г. немецкие князья заявили «Протест» в ответ на отмену Шпейерским рейхстагом обретенной ими в 1526 г. привилегии устанавливать религию для своих подданных, и отстояли право на реформы церковной жизни. В дальнейшем понятие «протестантизм» (от лат. protestans – возражающий, несогласный) стало употребляться для обозначения всей совокупности христианских направлений, генетически связанных с Реформацией.

Реформация отразила потребности нарождавшейся буржуазии, заинтересованной в удешевлении и либерализации церкви, ее модернизации в духе индивидуализма. Факторами Реформации стал рост в обществе антифеодальных настроений, разногласия между католической церковью и городами, борьба князей за независимость от Папы Римского, недовольство светских правителей по поводу чрезмерных притязаний церкви на управление мирской жизнью, а также гуманистическая критика церковных злоупотреблений, образа жизни духовенства. Идейные истоки Реформации лежат в антипапских движениях позднего Средневековья. В XIV в. с идеей церковного суверенитета английской церкви выступал Джон Виклиф , отрицавший верховенство Папы Римского, институт монашества и др. В XV в. за возвращение к принципам раннего христианства ратовал чешский реформатор Ян Гус , приговоренный за свои убеждения к сожжению на костре.

В отличие от православия и католицизма, протестантизм никогда не представлял собой единого целого, являясь конгломератом течений, имеющих вероучительную, культовую и организационную специфику. Но при всем их своеобразии могут быть выделены черты, свойственные большинству направлений. Протестантизм признает общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, откровении, двойной природе Иисуса Христа (божественной и человеческой); об искупительной жертве Христа, его воскресении и вознесении; о бессмертии души, аде и рае. Особенности протестантизма обусловлены его тремя главными принципами: личной веры, исключительного авторитета Библии и всеобщего священства . Протестанты считают, что оправдание и спасение может быть достигнуто только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Одновременно отвергается значимость добрых дел для спасения, вера в заступничество святых, в чистилище, в действенность индульгенций. Согласно доктрине о предопределении, посмертная судьба человека предрешена Богом.

Протестанты признают исключительную вероучительную роль Библии , рассматривают ее единственным источником божественного откровения. Священное предание отвергается как богооткровенное, но может использоваться для лучшего понимания Священного писания. Библия переведена на национальные языки, ее изучение и толкование рассматривается одной из обязанностей верующего. Принцип всеобщего священства подразумевает право каждого христианина на проповедь «слова Божьего», совершение богослужений. Тем самым отвергается посредническая роль церкви, упраздняется догматическое различие между священниками и мирянами, церковная иерархия. Протестанты имеют профессиональных служителей культа (пасторы, пресвитеры, проповедники), но они избираются общиной и подотчетны ей. Отсутствует целибат, монашество, монастыри. Отрицается власть в церкви какого-либо первосвященника, прежде всего папы римского, а нередко и епископат. Если епископство существует, то рассматривается как высшая церковно-административная должность.

Протестанты значительно упростили культовую деятельность. Главное место в богослужении отведено проповеди, молитве, чтению Библии, пению псалмов. Из семи таинств сохранено два – крещение и причащение (Вечеря Господня), которые восходят к Новому завету. Они рассматриваются преимущественно как главные обряды, и не связываются с обретением божественной благодати. Большинство протестантов отказалось от традиционных христианских обрядов – почитания икон, святых, мощей, культа Девы Марии, молитв за умерших, от поста, паломничеств и т.п. Сохранена часть праздников, связанных с Иисусом Христом. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, колоколов, служители культа не имеют специального облачения. Церковное устройство имеет три основные формы: епископальную (группы общин управляются епископом), пресвитерианскую (соседние общины создают пресвитерию, обладающую некоторыми функциями контроля), конгрегациональную (каждая община фактически независима). Протестантские направления нередко имеют объединения на национальном и международном уровнях. Интеграционная тенденция привела к созданию в 1948 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ), который стал руководящим органом экуменизма – движения за объединение христианских конфессий. В деятельности ВСЦ участвуют и некоторые православные церкви, включая РПЦ.

Протестанты проживают в большинстве стран мира, но преобладают в скандинавских странах, США, Великобритании, Папуа–Новой Гвинее, в некоторых островных государствах Америки и Океании. Значительное распространение протестантизм получил также в Германии, Бразилии, Швейцарии, Нигерии, ЮАР, Кении, Австралии, Южной Корее и ряде других стран. Мировым центром протестантизма являются США, где расположены штаб-квартиры многих протестантских организаций, а протестантизм исповедуют около 160 млн человек (61% населения). На территории Беларуси протестантизм в формах кальвинизма, антитринитаризма (отрицали догмат Троицы) и лютеранства появляется в середине XVI в., в период Реформации в Великом княжестве Литовском, но под натиском контрреформации уже к началу XVII в. утрачивает свое влияние.

Протестантизм подразделяется на два исторических типа – классический и поздний. Классический состоит из трех основных направлений – лютеранства, кальвинизма и англиканства , возникших в XVI в .

Лютеранство – исторически первое направление протестантизма, умеренно реформированная церковь, сформировавшаяся под определяющим влиянием идей М. Лютера (1483–1546). Лютеране разделяют основные общехристианские и протестантские догматы. Их доктрина изложена в Книге согласия , которая включает три исторических символа веры христианства, Аугсбургское исповедание веры, его Апологию, катехизисы М.Лютера и др. Все эти документы трактуются как подчиненные Священному писанию – единственному источнику вероучения. Догматика лютеранства строго христоцентрична. Принята идея о спасении и оправдании человека Божьей милостью через личную веру в Иисуса Христа, догмат о предопределении Богом к спасению избранных людей. Важность добрых дел не отрицается, но они рассматриваются как производные веры. Признаются таинства крещения и причащения. Крещение совершается в детском возрасте, путем окропления водой. Оно символизирует рождение во Христе, прощение грехов и освобождение от власти зла. Причащение выражает союз верующего с Богом, приобщение к телу и крови Иисуса Христа. Другие таинства (кроме исповеди) практикуются как простые обряды. Богослужения упрощены, но сохранен ряд элементов католической мессы. Используются свечи, ладан. Иконы не признаются, но в церквях допускается настенная живопись на библейские темы, имеется алтарь, распятие. Отрицается поклонение святым, их мощам, сокращено количество христианских праздников. Официальным церковным символом признается четырехконечный крест.

Провозгласив священство всех верующих, лютеранство сохранило сословие священнослужителей (пасторы). Рукоположение (ординация) признается как традиция ранней церкви, существует и практика ординации женщин. Пасторы имеют особые церковные облачения. Они избираются, в сане остаются пожизненно. Единая система церковного устройства отсутствует, существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Делами церквей, возглавляемых епископами, управляют синоды, которые состоят из священнослужителей и мирян. Действует Всемирная лютеранская конференция (1947), координирующая деятельность региональных организаций. Последователи лютеранства составляют около 76 млн человек. Наиболее многочисленные организации – в Германии (27 млн) и США (12 млн). Лютеране образуют большинство населения в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии. Значительные группы имеются во многих других европейских странах, а также в Бразилии, Танзании, Эфиопии, Намибии, Индонезии, Индии. В Беларуси лютеранство было изначально (с XVI в.) связано с представителями немецкой национальности. В Республике Беларусь оно признано традиционной религией, действуют 22 общины этой конфессии.

Кальвинизм – радикально реформированное направление классического протестантизма. Возникает оно в Швейцарии благодаря реформаторской деятельности Ульриха Цвингли (1484–1531), которую в 30-х гг. XVI в. продолжил эмигрант из Франции Жан Кальвин (1509–1564). Последователи Кальвина стали называть себя кальвинистами, или реформатами. Кальвинизм не признает Священное предание, главным требованием к верующим является точное следование Библии, которая считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни. Особым авторитетом пользуются труды Кальвина – «Наставления в христианской вере» и «Женевский катехизис» . Доктрина кальвинизма зафиксирована в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях. Одна из важнейших особенностей вероучения кальвинизма – идея абсолютного предопределения посмертной судьбы человека. Бог еще до творения мира определил одних к спасению, а других – к вечным мукам в аду, и ни вера, ни добрые дела не могут изменить их судьбу. Знаками предопределения к спасению считаются профессиональные успехи человека.

Культовая практика в кальвинизме существенно упрощена, даже в сравнении с лютеранством. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение в кальвинистской церкви – простые проповеди пресвитера или его помощников, чтение молитв и пение псалмов на родном языке. Кальвинисты отказались не только от почитания святых, реликвий и мощей, от монашества, от скульптур и икон, но и от любых сакральных изображений, от органной музыки, креста, алтаря, свечей, ладана, специального облачения для духовенства, ряда религиозных праздников и т.п. Существенно демократизирована организация церкви, но введен надзор за бытом и образом жизни мирян. Проповедуется строгий мирской аскетизм в личной жизни, обязательное посещение церкви, жесткое соблюдение нравственных предписаний.

Кальвинизм существует в трех формах: реформаторство (возникло в континентальной Европе), пресвитерианство (имеет корни на Британских островах) и конгрегационализм (отличается отсутствием пресвитерий). Управляются церкви либо пресвитериями (образуются священниками и старейшинами общин из числа мирян), либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне помогают священникам в поддержании дисциплины и управлении общинами. Сбором пожертвований ведают диаконы. Кальвинистские церкви действуют в 120 странах, имея около 62 млн прихожан – прежде всего в Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Германии, Великобритании, Франции, США, Южной Корее, Индонезии, ЮАР, Нигерии, Гане, Кении. В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей, объединивший большую часть кальвинистов мира. В истории Беларуси кальвинизм известен с середины XVI в., до рубежа XVI–XVII вв. он был наиболее влиятельной организацией протестантизма. В Республике Беларусь действуют 2 общины реформатского направления и 1 община пресвитериан.

Англиканство – наименее реформированное направление классического протестантизма. Начало англиканству положил парламентский акт 1534 г. , по которому Церковь Англии отделялась от римско-католической, а король Генрих VIII провозглашался в Англии главой церкви вместо Папы Римского. Формальным поводом к этому послужил конфликт с папским двором, нежелание папы санкционировать бракоразводный процесс монарха. Модернизация англиканства осуществлялась в течение тридцати лет, что получило отражение в ряде доктринальных документов – «10 статей» (1536), «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), «42 статьи» (1552). В 1549 г. был опубликован официальный служебник – «Книга общественного богослужения». При королеве Елизавете I в 1562 г. были приняты «39 статей », которые до настоящего времени остаются догматической основой англиканского вероучения. «39 статей» стали своего рода компромиссом между пропротестантскими и прокатолическими партиями Англии, поэтому многие их положения изложены в обтекаемых формулировках.

Основным вероучительным авторитетом для англиканства является Священное писание. Признаются также три исторических христианских символа веры, а также догматические решения первых четырех Вселенских соборов. Принимая догматы раннего христианства, англикане сохранили католическое учение о филиокве. Отказались от догматов о сверхдолжных заслугах святых, чистилище и главенстве Папы Римского, от практики индульгенций. Не принимая католическую доктрину пресуществления (чудесное превращение при причащении хлеба и вина в тело и кровь Христа), англикане не приняли кальвинистскую идею об элементах причастия как простых символах тела и крови Иисуса, и примкнули к компромиссному учению лютеранства об их реальном присутствии в причастии. В целом из семи таинств сохранено лишь два – крещение и Вечеря Господня. Отвергается монашество, целибат, почитание святых мощей, реликвий, икон. Обрядность англиканства более проста по сравнению с католической, но богослужения отличаются большей торжественностью, чем у других протестантов. Службы проводятся на национальном языке.

Наряду с положением о спасении человека личной веры сохранена доктрина о добрых делах и о спасающей роли церкви, причем особо подчеркивается апостольское преемство церковной иерархии. Ритуал ординации не рассматривается как сообщение священнику особой, божьей благодати. Возможно священство и для женщин. Существует три степени священства (диаконы, священники, епископы). Церковь имеет епископальное устройство, епископы избираются синодами. Особый порядок существует в церкви Англии. Она является государственной и подчиняется королю. Король назначает епископов и архиепископов, служители культа получают жалование от государства. Титул примаса всей Англии по традиции имеет архиепископ Кентерберийский. В современном мире насчитывается около 30 англиканских церквей и церковных организаций. Они входят в Англиканский союз церквей, имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, проводящиеся с 1867 г. Англиканство распространено в Англии, Ирландии, Шотландии, США, Австралии, Уганде, Нигерии, ЮАР, в других бывших английских доминионах и колониях, насчитывая около 69 млн прихожан.

Поздний протестантизм (неопротестантизм) объединяет реформаторские течения, появившиеся в XVII–XIX вв. в результате обособления от ранних форм протестантизма. Среди его основных направлений – пятидесятничество, баптизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, мормонство, Новоапостольская церковь и др. Многие формы неопротестантизма представлены в современной конфессиональной структуре Беларуси. По общему числу общин они занимают второе место, после православия, но их сторонники составляют около 70 тыс. человек, что менее 1 % населения республики.

Баптизм (от греч. baptizo – погружать, крестить в воде) возникает на основе радикального крыла англиканства в Англии и Нидерландах в начале ХVII в. , его основателем считается бывший англиканский проповедник Джон Смит (ок. 1554–1612). В XVII–XIX вв. баптистские организации распространяются в США и континентальной Европе. Выделяют два направления баптистов: «общие» и «частные». «Общие» считают, что искупительная жертва принесена Христом для спасения всех людей, и их судьба зависит от свободной воли, а «частные» придерживаются кальвинистской доктрины, согласно которой Христос искупил грехи только избранных к спасению. Единственным источником вероучения и культа баптисты признают Библию, прежде всего Новый завет. Они не признают святых, монашество, Христа считают единственным посредником между Богом и людьми. Проповедуют «греховность мира» за пределами общин, принцип «Жить в мире, но быть не от мира сего» (подчиняться земным законам, но духовно жить во Христе). Баптисты отрицают культ икон, креста, крестное знамение, крещение новорожденных.

Главная особенность баптизма – т.н. «сознательное крещение» . Оно совершается по воле самого человека, обычно в 12–14 лет, путем погружения в воду. К крещению допускаются верующие, выдержавшие испытательный срок («приближенные»). Другим основным обрядом считается хлебопреломление (причащение), трактуемое как воспоминание о последней трапезе и жертвенной смерти Иисуса Христа. Практикуются также особые ритуалы бракосочетания и погребения. На молитвенных собраниях главное внимание уделяется проповеди, чтению Библии, молитвам и исполнению религиозных гимнов. Большое значение придается «евангелизации» – распространению своей веры. Обязанности священнослужителей исполняют назначаемые пасторы, общинами руководят миряне. Большинство баптистских организаций имеет конгрегациональное устройство, но существуют и объединения на региональном и национальном уровнях. Действует Всемирный союз баптистов (1905), координирующий работу общин в более чем 180 странах. Наиболее широкое распространение баптизм получил в Северной Америке, главным образом в США, где проживает около 48 млн. из 75 млн. баптистов мира. Их организации многочисленны также в Индии, Эфиопии, Бразилии, Нигерии и ряде других стран.

На территории Беларуси баптизм появляется в 1870-х гг. Значительное распространение он получил в Советской России. В 1944 г. на основе организаций баптизма и родственных ему евангельских христиан был создан Союз Евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ), в 1945 г. – Всесоюзный Совет ЕХБ, в который вошли и некоторые другие протестантские организации. В настоящее время баптисты в Беларуси составляют около 14 тыс. человек, объединенных в два союза. Союз ЕХБ насчитывает 257 общин; представляет собой умеренное направление в баптизме. Второе объединение – Совет Церквей ЕХБ (более 20 общин, которые отказываются от регистрации, проповедуют религиозный фундаментализм, выступают за неподконтрольность государственным органам).

Пятидесятничество – крупнейшее религиозно-мистическое направление в позднем протестантизме. Оно возникло на рубеже ХІХ–ХХ вв. в США, основателем обычно считают Чарлза Фокса (1873-1929). В настоящее время в США насчитывается около 30 крупных пятидесятнических объединений, наиболее влиятельные из которых – «Ассамблеи Бога», «Церковь Бога», «Церковь Святости». Наименование культа происходит от новозаветного сказания о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа , после чего они заговорили на «иных языках». Главная специфическая черта пятидесятников – вера в крещение верующих Святым Духом, в результате чего они получают «дары Святого Духа». Видимым признаком «духовного крещения» признается глоссолалия (дар говорения на «иных языках»), что проявляется в экстатическом смехе, плаче, бессвязных звуках и т.п. Большинство других христиан к глоссолалии относится отрицательно.

Пятидесятники признают богодухновенность Библии, верят в спасение путем принятия веры и духовного возрождения, в божественное исцеление, в пророчества, в конец света. Спорными у них являются вопросы триединства бога, обретения спасения, организационной структуры и др. В пятидесятничестве существует множество направлений, которые объединяются в пять основных групп: 1) пятидесятники двух благословений , признающие в качестве Божьих благословений обращение (принятие веры) и крещение Духом Святым. Их объединяют «Ассамблеи Бога» и др. организации; 2) пятидесятники трех благословений , добавляющие к двум названным благословениям третье – освящение, или рождение свыше как полное очищение от всех грехов («Церковь Бога» и др.); 3) радикальные пятидесятники , исповедующие также и Божественное исцеление, пророчества и т.д. Они немногочисленны, объединяются в «Независимые ассоциации Бога»; 4) апостольские пятидесятники , руководимые живыми «апостолами» и «пророками» («Апостольская церковь» и др.); 5) пятидесятники-унитарии , отличающиеся признанием одной, а не трех ипостасей Бога («Евангельские христиане в духе апостолов» и др.).

Пятидесятники имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя около 84 млн верующих. Наиболее многочисленные общины действуют в Бразилии, США, Чили, Мексике, Нигерии, Конго, Южной Корее, Индонезии, Индии. На территории Беларуси пятидесятничество известно с первой трети XX в. В настоящее время официально действует 547 общин, которые насчитывают около 40 тыс. человек. Они объединены в три основные конфессии: Христиане веры евангельской (ХВЕ), Христиане полного евангелия (ХПЕ) и Христиане веры апостольской (ХВА). ХВЕ имеют 482 общины, объединенные в Союз ХВЕ, который входит во Всемирный Союз «Ассамблеи Бога». Здесь формируется институт профессиональных служителей культа, созданы средние и высшие духовные учебные заведения, миссии, благотворительные организации, издается религиозная литература. ХВА отличаются отрицанием триединства Бога. ХПЕ (др.: «неопятидесятники», «харизматики») проповедуют иудео-христианство, их культовая практика наиболее экстатична. Нелегально действует несколько общин Христиан евангельской веры (ХЕВ), для которых особенно характерны изоляционизм, обостренный эсхатологизм, фундаментализм, негативизм в отношении окружающего мира.

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возник в 1830-х гг. в США. Его основатель Уильям Миллер (1782–1849) приобрел популярность после своего предсказания (1831), что второе пришествие Христа состоится в 1843 г. Несмотря на провал пророчества и «великое разочарование», идея скорого второго пришествия и конца света стала основой нового протестантского направления. В ходе богословских споров адвентизм распался на ряд течений. Самое крупное из них – Адвентисты седьмого дня (АСД). Большую роль в создании АСД, обособившихся в 1844 г. и организационно оформившихся в 1863 г. , сыграла «пророчица» э ллен Уайт (1827–1915).

АСД считают Библию единственным авторитетом в делах веры, признают триединство Бога, веру считают единственным условием спасения. Главным догматом остается вера в близкое второе пришествие Христа. Несостоявшееся пришествие в 1843 г. объясняют тем, что Христос пришел в этот год не на землю, а на небо. АСД пересмотрели традиционное христианское учение о бессмертии души, аде и рае. Бессмертие, в их представлении, будет даровано Христом лишь праведникам, которые будут воскрешены и станут жить с ним на небе в течение тысячи лет, после чего вернутся на совершенную и обновленную Землю. Грешников после второго пришествия ожидает смерть через сожжение. Еще одной характерной чертой АСД является празднование субботы вместо воскресенья. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу. В этот день проводятся молитвенные собрания, состоящие из проповедей, молитв и пения гимнов. Почитание АСД субботы (библейского «седьмого дня» ) обусловило и название этого направления позднего протестантизма.

Важнейшими обрядами адвентизма являются крещение, допуск к которому определяется членами общины путем голосования, и хлебопреломление, перед которым верующие моют друг другу ноги в знак смирения (ритуал «омовения ног»). Обряды совершаются пасторами. Принятая АСД «санитарная реформа» включает ряд запретов – есть свинину, ракообразных и других «нечистых животных», употреблять алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Ограничивается секс, верующим не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театр и особенно цирк). Воспрещаются азартные игры, танцы, использование косметики и ношение ювелирных украшений. Не одобряется чтение художественной литературы. Как и многие другие протестанты, адвентисты должны передавать общине десятую часть своих доходов. Организация АСД строго централизована, руководящим органом является периодически созываемая Генеральная конференция и ее постоянно действующий Исполнительный комитет. Практикуется чрезвычайно активная миссионерская работа, благодаря которой адвентисты действуют в 190 странах, насчитывая около 16 млн человек. На территории Беларуси адвентизм известен с первой трети XX в. В настоящее время насчитывается 69 общин, около 5 тыс. верующих.

Свидетели Иеговы были основаны в 1878 г. в США Чарлзом Расселом (1852–1916). С 1884 г. организация иеговистов называлась Обществом сторожевой башни (Товарищество исследователей Библии), в 1931 г. было принято современное наименование – Свидетели Иеговы , что обосновывается ссылками на Книгу пророка Исайи (43:10-12) о «свидетелях» всемогущества Бога. Свидетели Иеговы признают Библию «словом Бога», но пользуются собственным переводом Священного писания, в котором везде проставлено древнееврейское имя Бога – Иегова.

Вероучение иеговистов значительно отличается от других направлений христианства. Они отвергают доктрину Троицы, учат о единственном и едином Боге – Иегове . Дух Святой считается деятельной силой Иеговы. Иисус Христос рассматривается первым и высшим божественным творением, духовным сыном Иеговы, святым человеком, который за грехи людей умер на столбе (крест считается языческим символом), воскрес и вознесся на небо, а с 1914 г. незримо присутствует на земле. Свидетели Иеговы отрицают общехристианские идеи о бессмертии души всех людей, аде для грешников. Они верят в близкий конец света, предрекают скорую решающую битву армии Христа с силами зла – армагеддон , в результате которой сатана будет повержен, а на земле для праведников будет установлено тысячелетнее Царство Божье. На Страшном суде грешники будут уничтожены, 144 тыс. избранных праведников («помазанные духом божьим» руководители свидетелей, или «малое стадо») обретут бессмертие в небесном царстве, а другим «овцам» будет даровано бессмертие в земном раю. Конец света иеговисты назначали на 1872, 1874, 1914, 1925, 1975, 1984 гг.

Специфична обрядность Свидетелей Иеговы. Символический характер носит крещение, раз в году совершается «вечеря поминания смерти Христа», на которой избранные свидетели могут принимать хлеб и вино. В воскресные дни устраиваются собрания, на которых читают молитвы, поют религиозные песни, изучают Библию. Молитвенные здания («залы царства») не имеют церковной атрибутики. Христианские праздники не отмечаются, запрещено отмечать и дни рождения. Все крещеные члены общины считаются священниками. Огромное значение придается миссионерской работе («от двери к двери»), распространению издаваемой значительными тиражами религиозной литературы – журналов «Сторожевая Башня» , «Пробудитесь!» , буклетов и книг. Иеговисты не участвуют в общественной жизни, государственную власть рассматривают как орудие сатаны, отказываются проходить службу в вооруженных силах. Отстаивают исключительность своего учения, отличаются негативным отношением к другим религиям, считая лишь себя истинными христианами. Отвергают переливание крови, которое рассматривается ими как нарушение библейского запрета принимать кровь в пищу.

Организация Свидетелей Иеговы строго централизована. Ее главный религиозно-административный центр – Руководящая корпорация из 15 человек во главе с президентом, которая расположена в Бруклине (район Нью-Йорка). Весь мир разделен на зоны во главе с уполномоченными представителями Руководящей корпорации. Зоны состоят из филиалов, филиалы – из областей, области – из районов, которые объединяют до 20 собраний свидетелей. Руководители подразделений назначаются вышестоящей структурой. Свидетели Иеговы имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя более 4 млн верующих. Особенно много их в США, Бразилии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Италии, на Филиппинах. На территории Беларуси приверженцы иеговизма появились в 1920-х гг., в настоящее время имеется 26 общин, около 3 тыс. иеговистов.

Новоапостольская церковь была создана в 1863 г. в Великобритании сторонниками возрождения в христианстве апостольских традиций. Новоапостольцы признают бессмертие души, триединство Бога, искупительную жертву Иисуса Христа, его воскресение и вознесение на небо, верят во второе пришествие Христа для установления тысячелетнего Царства Божьего на земле и т.д. Главная особенность этой конфессии – восстановление апостольской преемственности путем избрания «живых апостолов» . Ныне их более 200, один из которых («старший апостол») считается видимым воплощением Христа на земле. Практикуются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Святым Духом». Водное крещение рассматривается как возрождение человека к новой жизни, причащение проводится не только для живых верующих, но и для умерших. Таинство «запечатления Святым Духом» понимается как принятие Духа Святого, происходит посредством рукоположения и молитвы «апостола». На собраниях произносятся проповеди, молитвы, поются гимны, совершаются причащения, обряды отпущения грехов и др. Новоапостольская церковь является строго централизованной организацией. Верховное руководство осуществляется 12 «апостолами» во главе со «старшим апостолом», резиденция которого находится в Цюрихе. Апостолы назначают епископов, старейшин, пасторов и евангелистов. Приходы Новоапостольской церкви действуют в 190 странах мира, объединяя около 7 млн человек. Более всего новоапостольцев в Германии, странах Центральной и Южной Африки, Канаде. В Беларуси приверженцы этой организации появились в начале 1990-х гг. Ныне зарегистрировано 20 новоапостольских общин, включающих около 2,5 тыс. верующих.

Мормонство возникло в США в 1830 г. , когда Джозеф Смит (1805–1844) основал «Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней» . Адепты культа верят в пророчество Смита, что он получил от Бога посредством ангела Морония откровение и повеление возродить истинную христианскую церковь. Название организации связано с легендой о неком пророке Мормоне , книга которого, «чудесно» переведенная Смитом, стала у мормонов священной. Главными источниками вероучения, наряду с «Книгой Мормона» , рассматриваются написанные Смитом «Учение и заветы» и «Драгоценная Жемчужина» , а также Библия. Многие положения сочинений Смита концептуально противоречат библейскому учению, поскольку пропагандируют политеизм, утверждают о существовании множества миров, управляемых своими богами. Спасение («закон вечного прогресса») мормоны понимают как постепенный процесс возвышения – превращения человека в бога. Считается, что личность, достигшая божественного состояния, способна создавать свои миры и населять их произведенным в земной жизни потомством. С этим связан особый культ семьи и чадородия (в XIX в. практиковалась полигамия). Условиями спасения мормоны признают не только личную веру во Христа и преданность Богу, но и совершение таинств, служение своей организации.

Согласно составленного Дж. Смитом символа веры (1842), мормоны должны верить в Бога-Творца, Иисуса Христа и Святого Духа, в наказание человечества за грехи, в искупление Христа, в посредничество между Богом и человеком избранных людей, в ангелов и демонов, в пророчества и видения, в непрерывные откровения от Бога, во второе пришествие Христа и его тысячелетнее царствование на земле, в Страшный суд, в ад и рай и др. Центром будущего мира мормоны считают Америку, а себя – «новым Израилем». В культовой практике наибольшее значение придается обрядам крещения и возложения рук. Крещение означает прощение грехов и прием в члены общины. Возложение рук (конфирмация) связывается с получением дара Святого Духа для очищения, освящения и просвещения верующего. Важным компонентом учения является доктрина о спасении мертвых, согласно которой совершаются акты крещения мертвых душ («заместительное крещение») с целью их приобщения к «церкви святых». Богослужения мормонов состоят из проповеди, чтения и исполнения гимнов. Большое значение придается миссионерской деятельности, молодые мормоны считают ее своим священным долгом. Наряду с молельными домами существуют и мормонские храмы (ныне их 100), в которые имеют доступ только избранные. В храме мормоны проходят своеобразное посвящение, получают «тайное имя» и приносят клятву верности своей организации.

«Церковь Святых» имеет сложную иерархию. Ее глава – пророк, образующий с двумя советниками «высшее президентство». Оно управляет «кворумом двенадцати апостолов», а тот, в свою очередь – «кворумом семидесяти», которому подчиняются возглавляемые президентами «ограды». «Ограды» состоят из «стражей» – приходов одной местности, во главе которых стоят епископы. Общее число мормонов, проживающих более чем в 100 странах мира – около 8 млн человек. Большинство их них живет в США, где в г. Солт-Лейк-Сити (штат Юта) находится мировой центр организации и главный мормонский храм. В Беларуси мормоны известны с начала 1990-х гг., ныне зарегистрированы три общины (около 300 человек).

Среди множества направлений позднего протестантизма, не получивших распространения в Беларуси, выделяются квакеры, методисты, меннониты, Армия Спасения.

Секта квакеров (от англ. quake – трястись, дрожать) возникла в Англии в ХVII в. как «Общество друзей внутреннего света» . Особенность их вероучения проявляется в утверждении, что истина веры заключается в неком акте «озарения святым духом» или «внутренним светом», который свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем. Признавая Библию единственным источником веры, квакеры отказались от внешней обрядности, религиозных атрибутов, института духовенства. Характерная черта их молитвенных собраний – установление после чтения Священного писания т.н. «творческого молчания», когда верующие в состоянии внутреннего сосредоточения ожидают сошествия на них Святого Духа. Общины квакеров имеются главным образом в США, Великобритании, Канаде, странах Восточной Африки.

Методизм сложился в первой половине ХVIII в. на почве англиканства, сохранив с ним значительную близость по вероучению и культу. Свое название методисты получили за особое религиозное рвение, упорство и методичность в изучении Библии. Организации этого направления существуют более чем в 100 странах мира, шире всего представлены в США, Великобритании, ЮАР.

Меннонитство (от имени основателя – Менно Симонса ) зародилось в ХVI в. в Нидерландах. После неудачной попытки создания т.н. Королевства Святых (государства с полным обобществлением собственности и женщин) многие меннониты переселились в Пруссию, Россию, затем в Канаду и США, где и ныне проживает самая большая группа приверженцев этой религии. Источником вероучения выступает написанный Менно Симонсом «Фундамент истинной христианской веры» . Приоритетное значение придается личной вере. Меннонитам особо свойственны идея крещения в сознательном возрасте (до ХХ в. они называли себя «сознательно крещающиеся»), вера в грядущее установление тысячелетнего царства божьего на земле, отказ от военной и государственной службы.

Религиозно-благотворительная организация Армия Спасения основана в 1865 г. в Лондоне Уильямом Бутсом . Признавая основные идеи христианства (о Троице, двойственной природе Иисуса Христа, греховности людей, бессмертии души, воскрешении из мертвых и Страшном Суде), последователи Армии Спасения верят в возможность достижения человеком при жизни полной святости. Специфическими чертами данного направления является полный отказ от традиционных христианских обрядов и таинств, включая крещение и причащение. Организации свойственны военизированный характер, жесткая дисциплина, ношение единой формы, ее члены имеют звания от солдат до генералов. Наряду с молитвенными собраниями, сбором пожертвований, благотворительной и миссионерской деятельностью, в Армии Спасения практикуются маршировка, коленопреклонение и молитвы по команде и под звуки оркестра. Ее приверженцы проживают более чем в 80 странах, но главным образом в США, Индии, Кении, Индонезии.

В целом протестантизм распадается на сотни течений и толков, что обусловлено его идеей всеобщего священства.