С чем взаимодействует калий формулы. Калий. Свойства калия. Применение калия. Смотреть что такое "калий" в других словарях

Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле . Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации , основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощённо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Международное экономическое право (автаркия)

Субтитры

ГАТТ 1947

ГАТТ 1947 в США

ГАТТ 1949

ГАТТ 1951

ГАТТ 1955-1956

ГАТТ «Диллон» 1960-1961

ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967

Шестой раунд переговоров в рамках ГАТТ, названный в честь президента США Дж. Кеннеди , проходил с мая 1964 по 30 июня 1967 года.

В результате переговоров были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долларов США, в том числе уступки США по импорту в размере 8,5 млрд долларов и ответные уступки других стран по экспорту в США на ту же сумму.

Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырёх крупнейших участников - США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.

ГАТТ 1973-1979

Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.

Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали ещё более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.

Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углублённое исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объёма (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

Уругвайский раунд 1986-1994

Уругвайский раунд переговоров начался 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и длился восемь лет. В результате Уругвайского раунда были приняты "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)" и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

«Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках ». В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей ».

ГАТТ и Всемирная торговая организация

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Энциклопедия юриста

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (англ. General Agreement on Tarrifs and Trade ) - крупнейший многосторонний международный торговый договор, на базе которого сложился механизм регулирования внешнеэкономических отношений (с 1994 г. - Всемирная торговая организация - ВТО). Соглашение заключено на Женевской конференции 1947 г. (вступило в силу в 1948 г.) с целью предоставления его участникам режима наибольшего благоприятствования. Секретариат ГАТТ находится в Женеве. Основные задачи, провозглашенные в ГАТТ, - либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов. отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в ГАТТ занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Однако ГАТТ содержит и ряд оговорок, дающих возможность не соблюдать этот принцип. Так, предусматривается исключение для стран-участниц, в которых действуют преференциальные режимы; оговорки используются и при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Кроме того, объем фактического предоставления режима наибольшего благоприятствования той или иной стране зависит от условий, содержащихся в документе о присоединении этой страны к ГАТТ.

Основная форма деятельности ГАТТ - проведение тарифных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле (так называемые раунды переговоров). Всего было проведено 8 раундов. В итоге работы шестой конференции Кеннеди-раунд (1964–1967) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время Токио-раунда (1973–1979) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33 %. Итогом Уругвайского раунда (1986–1993) стало создание новой многосторонней системы международной торговли - ВТО.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как не дать себя обмануть. Книга 1 автора Ошкадеров Олег Валерьевич

Из книги автора

Из книги автора

4. НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства нетарифного регулирования – ряд средств внешнеторговой политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций играют роль регуляторов

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства форсирования экспорта – торгово-политические методы расширения экспорта – прямые и косвенные субсидии («Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам»). С их помощью обеспечиваются преимущества

Из книги автора

22. ГАТТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) подписано в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. Сначала в его составе было 22 государства, впоследствии – 150 стран, из них 92 – полных члена. Всего в

Из книги автора

45. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Экономисты Всемирного банка пророчат развивающимся странам бурные темпы экономического роста в ближайшее десятилетие. По их мнению, краткосрочные перспективы может омрачить лишь наступление рецессии в США. Об этом

Из книги автора

Глава 1. Обман в торговле Ученик продавца хозяину: – Клиент купил ботинки, но деньги принесет завтра. – Что? Да он никогда здесь больше никогда не появится! – Как бы ни так! Я положил ему в коробку два левых башмака. Обман в супермаркетах: обман при упаковке товара, продажа

ГАТТ
многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80% международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц. Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) 1 января 1995.
Предпосылки. В период депрессии 1930-х годов США проводили политику высоких тарифов (Закон Холи - Смута 1930), в надежде увеличить производство и занятость в стране. Корделл Халл, государственный секретарь в администрации президента Франклина Делано Рузвельта, признал, что высокие тарифы скорее препятствовали, чем помогали оживлению экономики. Его усилия привели к принятию Закона о торговых соглашениях 1934, который предоставил президенту право заключать двусторонние соглашения о снижении тарифов. Программа Халла периодически продлевалась в 1940-х годах. К концу Второй мировой войны стало очевидно, что двусторонние соглашения имеют серьезные недостатки. Импортные квоты использовались в качестве угрозы против использования квот другими странами, а от снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь из них выгоду. Требовался многосторонний подход, и США взяли на себя инициативу по формированию ГАТТ.
Функции. ГАТТ имело три существенных черты: график снижения тарифов; свод принципов и правил, регулирующих импорт и экспорт; и периодические встречи, обеспечивавшие международный форум для обсуждения проблем торговли. В результате переговоров о тарифах импортные пошлины и тарифные льготы могли быть сохранены или устранены. Графики снижения тарифов включали свыше 60 000 товаров, охватывая большую часть мировой торговли. Переговоры начались на двусторонней основе и превратились в многосторонние при разработке графика снижения тарифов для всех стран-участниц. Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов и дополняли его ослаблением других ограничений в мировой торговле, таких, как импортные квоты, налоговые сборы и административные меры регулирования. Условия ГАТТ распространяли на все страны-участницы режим наибольшего благоприятствования в области тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов. Периодические встречи в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. За первой встречей в Женеве (1947-1948) последовали переговоры в Аннеси (Франция) в 1949; Торки (Англия) в 1951; Женеве в 1956, 1960-1962 и 1964-1967. Шестая встреча (1964-1967), известная как раунд Кеннеди, привела к соглашению ок. 50 стран-участниц о снижении тарифов в среднем на одну треть. Седьмая встреча, проходившая в Токио с 1973 по 1979, привела к аналогичному соглашению 99 стран. Токийский раунд рассмотрел также проблемы, поднятые развивающимися странами. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993. Она привела к глобальному снижению тарифов до 40%, резкому сокращению государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами. Вместе с тем Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и создал ВТО, наделенную более широкими полномочиями для осуществления регулирующих функций.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГАТТ" в других словарях:

    - (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), см. в статьеВсемирная торговая организация. * * * ГАТТ ГАТТ, см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)) … Энциклопедический словарь

    - (GATT) См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ … Экономический словарь

    - [англ. GATT, сокр. Словарь иностранных слов русского языка

    См. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Большой Энциклопедический словарь

    ГАТТ - (GATT), см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Всемирная история

    ГАТТ - абревіатура Загальна угода з тарифів і торгівлі незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ГАТТ - генеральное соглашение о тарифах и торговле англ.: GATT, general agreement on tariffs and trade англ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    ГАТТ - ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ … Юридическая энциклопедия

    ГАТТ - (GATT)GATT (аббр. General Agreement on Tariffs and Trade)General Agreement on Tariffs and Trade, Генеральное соглашение о тарифах и торговле, многостороннее межправительственное соглашение, которое устанавливает режим ведения международной… … Страны мира. Словарь

    - (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках На примере Европейского Союза ЕАЭС АСЕАН МЕРКОСУР НАФТА и в ГАТТ ВТО , Лисицын-Светланов А. (гл.ред.) , В монографии впервые в отечественной юридической литературе подробно рассматриваются механизмы решения споров в региональных международных экономических организациях на примере ЕС, ЕАЭС,… Категория:

Сущность и история создания Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Создание этой организации скорее стало следствием стечения обстоятельств и достижения компромисса участников переговоров в рамках последнего - восьмого, так называемого Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ собственно и стало предтечей ВТО.

Необходимость создания полновесной международной организации в сфере международной торговли следовала из определенной слабости ГАТТ как международной структуры, из невозможности создать в рамках Генерального соглашения эффективных, распространяющихся на всех участников соглашения, правовых механизмов, которые бы регулировали все более усложняющиеся к концу XX в. отношения в различных сферах международной торговли. Появление ВТО стало, таким образом, следствием необходимой трансформации ГАТТ.

Однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ-47) значительно отличалось от ГАТТ-94 по разработанности механизмов регулирования международной торговли. ГАТТ к 1995 г. представляло собой в правовом отношении уже целый набор фактически независимых, различных по силе и составу участников, соглашений и договоренностей, стремящихся охватить различные сферы международной торговли. Но даже сейчас, после 10 лет работы ВТО, было бы ошибочно относиться к Генеральному соглашению только как к историческому феномену. Нынешняя правовая система ВТО выросла из Генерального соглашения 1947 г., и трансформировалась в своей основе и включает в себя современный текст Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-94) как одну из составных частей единого пакета соглашений ВТО. Весь пакет соглашений и договоренностей на то время включал в себя 29 юридических документов и 25 деклараций и решений по дополнительным обязательствам и правилам, которые берут на себя члены ВТО.

Развитие и правовые особенности ГАТТ 1947 г. И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран - членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО)2.

Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем - в Торки (1950) и снова в Женеве (1955-1956 гг.).

Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %3. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза4.

Раунд Диллона (1960-1961 гг.) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.

Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге - полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны - участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964-1967 гг.), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.

В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».

Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально - кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно8. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны - участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.

Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.

Последний в истории ГАТТ - Уругвайский раунд переговоров - привел к созданию ВТО и, соответственно, - иных правовых конструкций в системе международной торговли. Поэтому, прежде чем отметить правовые особенности в сфере торговли товарами, представим (Рис. 1) правовую систему ГАТТ, сложившуюся с 1947 по 1993 г. с учетом итогов Токийского раунда.

Рис. 1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-47)

Содержание двусторонних источников международного торгового права было раскрыто и изучено в гл. 3 учебника; содержание многосторонних (региональных) договоров – в гл. 3 и 6 учебника. Рассмотрим теперь подробнее некоторые нормы международного торгового права универсального характера применительно к международной торговле товарами (в узком смысле слова). Эти нормы были заложены в тексте ГАТТ-47 и сохранились в тексте ГАТТ, который вошел в пакет соглашений ВТО в 1994 г. (ГАТТ-94).

ГАТТ-47 отличается от ГАТТ-94 незначительно: к ГАТТ-94 по результатам Уругвайского раунда приложены соответствующие протоколы о тарифных уступках, протоколы о присоединении; составной частью ГАТТ-94 стали соглашения и договоренности о толковании и применении ряда статей ГАТТ.

ГАТТ-47 не подписывался и не ратифицировался государствами-участниками; он применялся на основании Протокола о временном применении ГАТТ. В Протоколе говорилось, что положения части II (ст. III–XXIII) ГАТТ подлежат применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. ГАТТ-94 является частью пакета соглашений ВТО, а согласно Уставу ВТО государства обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с нормами этих соглашений. Приоритет норм национального права заменен на приоритет норм права ВТО.

ГАТТ сыграл и играет в международной торговой системе роль центрального механизма (средства) регулирования международной торговли товарами. Можно отметить ряд направлений, где эта роль наиболее заметна: а) обеспечение либерализации правового режима международной торговли; б) поддержание честной конкуренции в международной торговой системе; в) унификация, гармонизация внутренних правовых систем государств-участников в части торговых отношений.

В годы после Второй мировой войны ГАТТ служил инструментом внешнеторговой политики США, которые с его помощью обеспечили скоординированное понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин при импорте в страны Европы; американские товары проникли на европейские рынки. Позднее, в эпоху биполярного мироустройства, ГАТТ превратился в главный инструмент регулирования торговли всего "капиталистического мира" и представлял собой общее достояние государств западного цивилизационного типа. Сегодня ГАТТ регулирует торговлю товарами практически между всеми государствами – участниками международной торговли. Это, конечно же, не означает, что текст ГАТТ безупречен, справедлив и не имеет пробелов.

В текст ГАТТ заложена долгосрочная стратегия, суть которой заключается в следующем: выявить барьеры (препятствия) на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все барьеры и начать их ликвидацию – сначала в отдельных секторах международной торговли, а затем и во всех остальных.

ГАТТ нацелен на то, чтобы:

  • – снижать в рамках линии на либерализацию международной торговли средний уровень ставок таможенных пошлин вплоть до нулевого; нулевой уровень и будет означать глобальную зону свободной торговли (в 1947 г. средний уровень ставок таможенных пошлин составлял примерно 60%; в середине 1950-х гг. – 40%; в 1970-х гг. – порядка 10%; в 1990-х – 7%; сегодня – 3%); там, где пока не удается снижение ставок, замораживать – по терминологии ВТО, "связывать" – их на существующем уровне;
  • – устранить все нетарифные барьеры, которые возможно; если устранить какие-то нетарифные меры нельзя по объективным причинам, то согласовать единые правила применения таких нетарифных мер.

История ГАТТ – это история решения этих двух кардинальных задач. Для их достижения в ГАТТ предусмотрено (ст. XXVIII bis) регулярное проведение многосторонних торговых переговоров, которые впоследствии получили название "раундов ГАТТ". При этом соблюдается "пакетный подход": раунд не завершен, пока не найдены решения по всем вопросам повестки международного торгового права. До появления ВТО под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов международного торгового права:

  • – в 1947 г. – в Женеве;
  • – в 1949 г. – в Аннеси (Франция);
  • – в 1950 г. – в Торки (Великобритания);
  • – в 1956 г. – в Женеве;
  • – в 1960–1961 гг. – в Женеве (получил название "раунда Диллона");
  • – в 1964–1967 гг. – в Женеве (получил название "раунда Кеннеди");
  • – в 1973–1979 гг. – в Токио и Женеве (получил название "Токио-раунда");
  • – в 1986–1994 гг. – в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и Женеве (получил название "Уругвайского раунда").

На повестке дня первых раундов находилось только снижение уровня таможенного обложения товаров. Участники переговоров согласовывали друг с другом уступки по таможенному обложению, которые они готовы были предложить, и фиксировали договоренности в перечнях уступок. Уступки в ставках таможенных пошлин, которые делали друг другу участники международных торговых переговоров, посредством принципа наибольшего благоприятствования автоматически распространялись на всех членов ГАТТ. Перечни уступок становились частью ГАТТ. В последующем круг вопросов, выносившихся на переговоры, расширялся и усложнялся.

Во время "раунда Диллона" предметом переговоров стали также проблемы, связанные с созданием ЕЭС. Во время "Кеннеди-раунда" было согласовано "линейное" снижение уровня таможенного обложения промышленных товаров, подготовлены и приняты соглашения по некоторым видам нетарифных барьеров (в том числе первый "антидемпинговый кодекс"); было утверждено исключение из принципа взаимности в пользу развивающихся стран.

Во время "Токио-раунда" государства-участники договорились об очередном линейном снижении тарифов, подписали ряд соглашений по нетарифным мерам. Были приняты: Соглашение по техническим барьерам в торговле ("кодекс по стандартам"), Соглашение по толкованию и применению ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ ("кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам"), Соглашение по применению ст. VII ГАТТ ("кодекс по таможенной оценке"), Соглашение по применению ст. VI ГАТТ ("антидемпинговый кодекс") и др.

Постепенно в системе ГАТТ накопились фундаментальные недостатки, которые не позволяли развивать ее дальше. Вот некоторые из них:

  • юридически ГАТТ не имел надлежащей формы, оставался ершенным актом и его существование основывалось на Протоколе о временном применении ГАТТ;
  • ГАТТ не обладал необходимой институциональной инфраструктурой, не имел необходимых органов, в том числе органа по разрешению споров, не был международной организацией (хотя на определенном этапе был создан Секретариат ГАТТ, департаменты, комитеты);
  • долгое время ГАТТ по составу участников был недостаточно репрезентативным, не был универсальным;
  • ГАТТ, по сути, закрепил приоритет норм национального права над нормами ГАТТ;
  • ГАТТ содержал много пробелов, которые пришлось восполнять отдельными соглашениями, однако участниками таких соглашений становились не все участники ГАТТ; в результате правовая ткань ГАТТ стала фрагментарной;
  • ГАТТ распространял свое действие не на все товары: из-под его действия стараниями США и европейских стран были выведены огромные сектора международной торговли – торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами. Кроме того, ГАТТ не распространялся на "невидимую торговлю" – сферу услуг.

Уругвайский раунд международных торговых переговоров привел к коренному изменению всей системы ГАТТ и трансформации ГАТТ в ВТО. Многие из указанных недостатков были устранены.

В ходе Уругвайского раунда участники переговоров согласовали новое понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин, оставшиеся тарифные пошлины были заморожены ("связаны", "консолидированы", по терминологии ГАТТ); уровень связывания ставок по товарной номенклатуре развивающихся стран достиг 70% всей номенклатуры.

К Уставу ВТО приложены десятки соглашений, составляющих единый пакет (за некоторым исключением); участие в ВТО автоматически означает участие в этих соглашениях. Обеспечен приоритет норм права ВТО над национальным законодательством.

Сфера действия права ВТО распространена на сектор торговли услугами. Под правила ГАТТ юридически заведены (или заводятся) сектора международной торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами. Появился орган по разрешению споров.

В 2001 г. на четвертой Конференции министров в г. Доха (Катар) был открыт 9-й раунд международных торговых переговоров, получивший несколько названий: "Раунд тысячелетия", "Миллениум-раунд", "Раунд Доха", "Дохийский раунд", "Раунд развития" и т.п. В настоящее время переговоры находятся в тупике: развитые и развивающиеся страны не могут согласовать свои политические и правовые позиции по целому ряду вопросов. Проблема в том, что в результате Уругвайского раунда международных торговых переговоров баланс прав и обязательств, вытекающих из права ВТО, оказался явно смещен в пользу развитых стран.