Внимание. Внимание и его физиологические основы

Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется оп­ределенной направленностью и избирательностью. Внимание - это направлен­ность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсор­ной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо уси­лий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, т. е. рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Не­произвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию чело­века в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание возникает тогда^.когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатываетпрограмму действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «из­влекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, при­нимать правильные решения.

Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может ра­ботать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связы­вают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятель­ности.

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и тор­можения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда свя­зана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми осталь­ными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляет­ся контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.



Любая избирательная деятельность мозга связана с определенным уровнем его активности, который в свою очередь задается специальным мозговым аппара­том, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга.

Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражителями из внешней среды (например,

Сигнал опасности). Раздражители могут влиять на деятельность мозга двумя пу­тями: через ретикулярную формацию и специфические сенсорные зоны коры и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания.

Произвольное внимание связано с деятельностью лобных долей больших по­лушарий и формированием доминанты в определенном центре мозга (доминиро­вание очага возбуждения).

Оба механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспе­чивающую вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятель­ности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.

Развитие внимания

Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирова­ния доминанты, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание значительно затруднена. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.

Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания фор­мируются только к 12-13 годам, когда морфологически и функционально созре­вают участки лобных долей.

В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических ме­ханизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся воз­можна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей.

Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспита­тельных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни ре­бенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет.

Большое значение для привлечения внимания школьников имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы.

Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его фи­зиологических механизмов, т. е. к 12-13-летнему возрасту.

Качества внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами, или свойствами, внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.

Устойчивость внимания - временная характеристика. Она определяется дли­тельностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доми­нантного очага возбуждения. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внима­ния, таким образом, характеризуется как длительностью его сохранения, так и сте­пенью концентрации в течение всего данного периода.


Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые оно направлено, и активности личности.

Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов. Невозможно сколько-нибудь длительно удерживать внимание на одном и том же объекте, если он сам не меняется или его нельзя рассмотреть с разных сторон. Все единообразное снижает внимание. Увеличение сложности объекта также повышает устойчивость внимания. Слож­ные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако такая сложность должна быть оптималь­ной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабле­ние внимания. Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов - одно из важных условий повышения вниматель­ности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.

Большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения играет активность личности, которая может проявляться внешне в практических действиях с объекта­ми, а может быть связана с постановкой и решением-разнообразных задач, предпо­лагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установлением связей.

Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками. Одной из них являются колебания внимания, под которыми понимают периодичес­кие кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания (уси­ление или ослабление). Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его слышать. Эти смены проте­кают скачкообразно, в короткие промежутки времени.

Субъективно такие незначительные, кратковременные колебания в рамках ус­тойчивого сосредоточения часто не замечаются и существенно не влияют на эф­фективность многих видов деятельности.

Устойчивость внимания меняется в течение длительной работы. Подобные сдви­ги рассматриваются как стадии сосредоточения:

■ первоначальное вхождение в работу;

■ достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

■ снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Такие изменения устойчивости внимания наблюдаются у учащихся на протяже­нии урока: трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточе­ния и некоторое ослабление внимания к концу урока вследствие наступающего утомления.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Переключение может быть обусловлено: " программой сознательного поведения, особенностями деятельности (при пе­реходе от одного объекта, одного действия к другому в пределах определен­ной деятельности);

■ необходимостью включения в новую деятельность;

■ потребностью в отдыхе (когда предыдущая работа уже привела к утомлению).

Если деятельность в течение длительного времени остается неизменной и проис­ходит лишь смена объектов или операций, то возможно переключение внимания при сохранении его устойчивости. Подобное переключение при продолжитель­ной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость вни­мания, однако оно не должно быть слишком частым.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий, в частности, от особенностей предыдущей и последующей деятельности. Так, успешность пере­ключения значительно снижается при переходе от легкой деятельности к труд­ной, от более интересной к менее интересной. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит также от того, насколько было привлечено внимание к предыдущей де­ятельности: при глубоком сосредоточении переключение достигается с трудом. Большое значение имеет и то, насколько важна новая деятельность для личности, насколько ясна ее цель.

Имеются существенные индивидуальные различия в переключении внима­ния. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной деятельности к другой, для других это требует длительного времени и значительных усилий. Предполага­ется, что индивидуально-типологические особенности обусловлены различиями в подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показате -лей переключения путем упражнений.

Учебный процесс предполагает смену видов и форм активности (смена пред­метов в течение школьного дня, этапность изучения материала на уроках), что вызывает необходимость переключения внимания учащихся. Рациональное пе­реключение внимания важно и с точки зрения гигиены умственного труда, по­скольку способствует поддержанию работоспособности.

Существует непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточен­но в присутствии отвлекающих раздражителей, имеются значительные индиви­дуальные различия. Предположительно они связаны с силой нервных процессов. Например, у лиц с сильными нервными процессами при решении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность работы может даже несколько повышаться. При сла­бых нервных процессах такое же воздействие может привести к ухудшению пока­зателей умственной деятельности.

Распределение внимания - это свойство, с которым связана возможность од­новременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов.деятель-


ности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятель­ности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержани­ем своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагиро­вать, если учащиеся отвлекаются, нарушают дисциплину. При опросе учащихся нужно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зре­ния весь класс. Умение распределять внимание в значительной степени определя­ется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труд­нее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно. Совмещать два вида умственной деятельности довольно трудно. Распределение внимания более эффективно при сочетании двигательной и умственной деятельности. Продуктив­ность умственной деятельности при этом может снижаться в большей степени, чем моторной. Во всех случаях основным условиемГуспешного распределения вни­мания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуще­ствляемых видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятель­ностью, оно может быть развито через упражнения и накопления соответствую­щих навыков.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспри­нимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объ­ектов (букв, цифр, фигур и т. д.) за время 0,07-0,1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспри­нимаемых объектов. Например, легко воспринимаются слова до 14 букв. Вместе с тем, воспринимая объект в целом, человек может не заметить в нем ошибок.

Объем внимания младших школьников очень ограничен. Основным услови­ем его расширения является формирование умения группировать, систематизи­ровать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Границы между объемом, распределением и переключением внимания прак­тически неуловимы, они являются сторонами единого акта. В трудовой деятель­ности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения - дополняться и заменяться быстрым переключением внимания.

Расстройства внимания

Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может прояв­ляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность - одна из причин снижения работоспо­собности и неорганизованного поведения.

Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особен­ность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и мо­жет быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безна­казанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеян­ностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстрой­ством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный харак­тер - как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомле­ния. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.

О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в ра­боту, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слы­шит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивнос­тью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружаю­щим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математи­ческих расчетах и т. п.), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необ­ходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним от­носятся чрезмерная подвижность внимания, т. е. постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая под­вижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представ­лений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых орга­нических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной ор­ганизации познавательного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?

2. Какие формы памяти выделяют?

3. Как можно улучшить память?

4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?

5. Что такое внимание?

6. Какие основные свойства внимания выделяют?


ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Понятие внимания. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой - некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

Психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием . В свою очередь, под целенаправленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.

Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его, следовательно, другой характеристикой внимания является сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Когда человек направляет на что-либо свое внимание, то одновременно на этом и сосредотачивается. И наоборот, когда он сосредотачивается на чем-либо, то направляет на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие.

Внимание обеспечивает осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.

Физиологическая основа внимания. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией . Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.


В качестве «пускового» механизма внимания выступает ориентировочный рефлекс - врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных (поворот головы на звук и т.п.).

В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других.

Согласно закону индукции , возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Возникновение оптимальных условий для возбуждения вызывается не только особенностями предмета, но и отношением к нему человека – его потребностями, интересами, переживаниями.

Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. НО Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

Виды внимания. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Одно из основных направлений исследования внимания заключается в выявлении механизмов, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы. Таким простейшим механизмом является физическая переориентация наших сенсорных датчиков в сторону этих объектов. В случае зрения это означает перевести взгляд, чтобы интересующий предмет попал на наиболее чувствительный участок сетчатки. Однако, как показывают исследования зрительного внимания, построенные на наблюдении за глазами испытуемого, глаза не стоят на месте, а ведут сканирование.

В слуховом восприятии ближайшим аналогом движений глаз являются движения головой, при которых уши ориентируются по отношению к источнику звука. Во многих же ситуациях этот механизм внимания имеет ограниченное применение. Возьмем, например, вечеринку, на которой собралось много людей. Мы слышим множество голосов, и их источники недостаточно удалены, чтобы переориентация ушей позволила избирательно отслеживать какой-нибудь один разговор. Но можно избирательно воспринимать сообщение, ориентируясь го и особенности его голоса (высота, темп и интонация).

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано прежде всего с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи.

Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозгу всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающих объяснить физиологические механизмы внимания.

Известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

Концепция П. Я. Гальперина состоит из следующих основных положений.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание.

Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

/. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более

интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Физиологические основы внимания

В коре больших полушарий мозга могут параллельно протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Работа очага возбуждения тесно связана с вниманием, сознанием человека. В это же время деятельность невозбужденных участков мозга связана с неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс . Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является принцип доминанты (Ухтомский). Павлов для обозначения этого же явления говорит о центре оптимальной возбудимости.

Принцип доминанты является "общим рабочим принципом нервных центров". Сама доминанта описывается как "господствующий очаг возбуждения". В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи ее в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные доминанты. Эти доминанты, привлекая к себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозя другие нейтральные участки, могут существенно разнообразить работу центров.

Не следует слишком буквально понимать доминанту как топографически единую область возбуждения в центральной нервной системе. Обычно она является констелляцией ("созвездием") центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе.

Доминанта обычно поэтому проявляется сразу в целом комплексе симптомов во всем организме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные, раздражения могут подкреплять доминанту, потому что влияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбуждений направляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбужденное состояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правило подкрепления доминанты).

Взаимоотношения доминанты и субдоминант не является постоянным. Если это было бы не так, человек просто не смог бы переключить свое внимание и деятельность на что-то принципиально иное. Все мы знаем, что очень сложно мгновенно перестроиться с одного вида деятельности на другой, например переключиться с общения с другом на решение математических задач: некоторое время в голове как бы сами собой будут возникать мысли, относящиеся к ситуации общения. Однако переключение на другую деятельность для нас не является чем-то фантастическим. При должном уровне мотивации и готовности это переключение и правда происходит в считанные секунды.

Доминанта передвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг (одна из бывших субдоминант). Интересен тот факт, что соседние центры (потенциальные доминанты и субдоминанты) выступают одновременно и партнерами и конкурентами. Вместе они оттягивают возбуждение на себя, на свою пару, но внутри этой пары у них конкуренция.

В субъективном плане смена доминанты выступает как переключение внимания и смена мотивации (установки). Только что человек увлеченно смотрел по телевизору сериал, но тут ему пришла в голову мысль, что неплохо было бы выпить чаю, и вот теперь он мыслями обращен к процессу заваривания чая, за сюжетом следить совершенно перестал.

Феномен констелляций наблюдается и в том, что человеку легче сосредоточиться, у него наибольшая производительность не в абсолютной тишине и вообще спокойной обстановке с минимумом раздражителей, а в ситуациях, когда имеются некоторые, не очень сильные, внешние раздражители: шумы, вспышки, колебания воздуха и т.д. Это объясняется тем, что доминанта впитывает в себя энергию от всех нервных центров. Если энергии субдоминанты не хватает на то, чтобы самой стать доминантой, она питает текущую доминанту своей энергией.

Существенные основы для раскрытия физиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрах оптимальной возбудимости, а также в учении А. А. Ухтомского о доминанте. [А. А. Ухтомский, Доминанта как рабочий принцип нервных центров, «Русский физиологический журнал», 1923, № 6.]

Согласно установленному И. П. Павловым закону индукции нервных процессов, всякий возникающий в коре очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Таким образом, возбуждение неравномерно распространяется по коре. В каждый данный момент в коре имеется участок с «оптимальными» условиями возбуждения. Он на данное время является творческим отделом коры. С ним связана наиболее яркая работа сознания.

«Если бы можно было, - пишет И. П. Павлов, - видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

Учение И. П. Павлова об иррадиации и концентрации возбуждения особенно чётко вскрыло и установило основные закономерности ведущих процессов, протекающих в коре больших полушарий.

По А. А. Ухтомскому, принцип доминанты является «общим рабочим принципом нервных центров». «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, - пишет А. А. Ухтомский, - является физиологической основой акта внимания и предметного мышления». Термином «доминанта» Ухтомский обозначает «господствующий очаг возбуждения». В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи её в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующие очаги возбуждения». При этом доминанта является не топографически единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определённой констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные раздражения могут подкреплять доминанту, потому что влияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбуждений направляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбуждённое состояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правило подкрепления доминанты ). Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Между тем доминанта передвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабые раздражения при процессе внимания способствуют его концентрации. А. А. Ухтомский ссылается на эти психологические данные в подтверждение своего принципа доминанты и её отношения к субдоминантам. В частности Э. Мейман экспериментально установил, что процесс интеллектуальной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной, мертвенной тишине. Некоторые дополнительные раздражения, нарушающие монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражения усиливают основные, которые переключают их на свои пути. В этом педагогически чрезвычайно важном положении для рациональной организации работы убеждает и повседневный опыт.

Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания.

Вопрос о физиологических механизмах внимания требует, однако, ещё дальнейших исследований, так же как и вопрос о психологической природе внимания. Явление сенсибилизации делает вероятным участие в физиологическом механизме внимания также и вегетативных центров.