Пропавшие экспедиции: реальные факты, тайны и предположения. Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

5 (100%) 1 vote

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»


Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Рекомендуем почитать

Но всё что удалось обнаружить за это время — лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию


4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды


В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес


Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. В память о погибших туристах мы рассказываем о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.

Похороненный во льдах

В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.

Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный "Эребус" и 331-тонный "Террор". Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.

19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с "Эребуса" Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.

Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам. Однако только она и чувствовала приближающуюся беду.

Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул "Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!". С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.


В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами "О Смерть, где твое жало", на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано "Лагерь Террора (Ужаса) пуст".

Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся - так и не известно.

Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция "Святой Анны"

Вероятно, у поговорки "женщина на корабле - к беде" есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась "прокатиться" на шхуне "Святая Анна" вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.



В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: "Чувствую, что поступила, как должна была, а там - будь что будет" писала она отцу.

Зимой 1912 года шхуна "вросла" в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое - штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на "Святой Анне" моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на "Святой Анне", но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: "Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!". Выяснить, о чем он говорит, не удалось.

Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

Экспедиция Роберта Ф. Скотта изучала южный континент на протяжении трех лет - с 1901 по 1904 г. Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так.



Во время санного перехода в глубине материка - в 40-50 км от побережья - Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда. Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули.

На глубине более 40 метров они обнаружили помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Осмотрев всю одежду, Скотт понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: "Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева". Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его.

Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился - надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе... Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинация?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь - Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место "дислокации"... Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя... догнал товарищей. При этом он "вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил - скорее всего, у бедняги была галлюцинация...".

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. "Вершина" осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но - увы! - его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже - 18 января 1912 г. - на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути - в 18 километрах от базового лагеря - путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы... А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: "Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы".

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго... Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но...


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

В XIX столетии, в эпоху выдающихся географических открытий, перед Британией стояли две задачи: во-первых, доказать существование Северо-Западного прохода (то есть возможности успешного плавания из Атлантики в Тихий океан вокруг северной оконечности Америки). Во-вторых — добраться до Северного полюса. К 1845 году осталось исследовать отрезок менее чем в 62 мили (100 км). Эту задачу и предстояло решить Франклину. Однако экспедиция, задуманная Адмиралтейством как блестящее завершение многолетних поисков Северо-Западного прохода, вошла в историю как самая масштабная трагедия Арктики. Только по страшным находкам, которые до сих пор попадаются на острове Кинг-Уильям, удалось частично восстановить обстоятельства этой жуткой драмы.

Остров Кинг-Уильям — одно из самых изолированных мест на планете. Это ничем на первый взгляд не примечательная полярная полупустыня, в которой выходы известняка и болота щедро разбавлены ледяными озерами. Остров расположен на Канадском Арктическом архипелаге и отделен от северного побережья Североамериканского континента проливом Симпсон. Притом что он занимает солидную площадь — 13 111 км², на острове нет горных пиков и значительных возвышенностей. Самая высокая точка поднимается над уровнем моря всего на 137 м. Однако история этого скучного с точки зрения ландшафта острова насыщена самыми настоящими драматическими событиями. Именно здесь в 1848 году превосходно оснащенная и подготовленная Британская арктическая экспедиция под руководством сэра Джона Франклина закончилась невиданной трагедией. Погибли все ее 129 участников, а оба экспедиционных судна — корабли Ее Величества «Эребус» и «Террор» — бесследно исчезли, так же как и все письменные отчеты экспедиции.

Первые поиски

Сначала не было никаких поводов для беспокойства. И только к концу 1847 года в лондонском Адмиралтействе стали волноваться о судьбе Франклина и его команды. Впервые вопрос о необходимости оказания помощи экспедиции был поднят в Палате общин в марте 1848 года.

На помощь сэру Джону Франклину Адмиралтейство направило три новые экспедиции. Капитан Генри Келлет получил инструкции прибыть к Берингову проливу, куда, по расчетам, должен был приплыть Франклин, освободившись от арктических льдов. Вторая экспедиция под командованием сэра Джеймса Кларка Росса была послана к проливу Ланкастер, откуда начинал свой путь Франклин. А сухопутная экспедиция под руководством доктора Джона Рэя и сэра Джона Ричардсона пошла к океану вниз по течению реки Маккензи. Однако всем трем спасательным экспедициям так и не удалось найти следы пропавших людей. Стало очевидно: в экспедиции Франклина что-то пошло не так.

4 апреля 1850 издание Toronto Globe опубликовало объявление о вознаграждении в £20 000 «от правительства Ее Величества любой команде любой страны, если она сможет оказать эффективную помощь экипажам кораблей под командованием сэра Джона Франклина». Еще £10 000 предлагалось любому, кто спасет кого-либо из экипажа или доставит информацию, которая поможет их спасению. Наконец, еще £10 000 было обещано любому, кто подтвердит гибель экспедиции. До осени 1850-го целая флотилия прочесывала воды Арктики в поисках следов пропавших людей Франклина.

23 августа 1850-го капитан Эразм Омманней с офицерами поискового корабля «Ассистанс» нашел следы пребывания экспедиции Франклина на мысе Рили, на юго-западном берегу острова Девон. Но все найденное говорило только о короткой остановке, возможно, для проведения геомагнитной съемки.

Среди поисковых кораблей флотилии, прибывшей на место, было и судно «Леди Франклин» под командованием капитана Вильяма Пенни. 27 августа запыхавшийся матрос оглушил Пенни криком: «Могилы, капитан Пенни! Могилы! Зимовка Франклина!» Даты, высеченные на могильных надгробиях, свидетельствовали о том, что обреченная экспедиция провела зиму 1845-1846 годов, укрываясь в маленькой бухте на восточной стороне острова Бичи. Но это было только началом длинной череды находок. На острове, продуваемом всеми ветрами, участники поисковых экспедиций за короткие дни уходящего лета нашли и другие артефакты: остатки палаточного лагеря, оружейной кузницы, большого склада, слесарной мастерской и нескольких других, меньших. Посреди гальки был найден и маленький огород.

Огород подразумевал своим наличием цель либо остаться, либо вернуться: тот, кто его вырастил, надеялся на будущее. Эта находка на острове Бичи вдохновила Чарльза Диккенса на строчки: Потом, Задержись у следа героев, Разбивших сад в пустыне, Покоренной Парри и погубившей Франклина.

Гибель от несчастного случая или болезни во время исследовательских путешествий случалась довольно часто. И все-таки три смерти в первую же зимовку — это было уже чересчур. В результате постоянных обсуждений искатели пришли к выводу, что причина гибели людей, скорее всего, крылась в возникновении проблем с продовольственными запасами. Самое большее, что исследователи смогли найти на острове Бичи, — отчет о первом годе экспедиции вдали от остального мира. Никто не знал, где искать дальше.

Свидетельства инуитов

28 октября 1854 года до британцев дошло сообщение о том, что завеса, покрывающая судьбу сэра Джона Франклина, сорвана. В письме секретарю Адмиралтейства Джон Рэй из Компании Гудзонова залива обрисовал свои находки: «…во время моего путешествия по льду и снегу этой весной с намерением завершить осмотр западного берега полуострова Бутия я встретил в бухте Пелли инуитов (канадских эскимосов. — Прим. ред.), от которых узнал, что "белые люди" (каблуны) ушли в поисках пищи в западном направлении… В дальнейшем более детальное изучение свидетельств и выкупленные предметы позволили сделать вывод, не оставляющий сомнений, — часть (если не все) тогда выживших из давно затерянной группы сэра Джона Франклина погибли. Их смерть была настолько ужасной, что мы не можем ее себе представить».

С помощью жестов эскимос поведал Рэю, что «они нашли восемь или десять книг там, где были мертвые тела, и что на книгах были штампы, но они не сказали, был ли текст печатным или рукописным». Рэй спросил, что они сделали с этими книгами? Ведь, возможно, это были бортовые журналы. Эскимос ответил, что они отдали их своим детям, «которые разорвали их во время игры». Рэй принес с собой предметы, которые смог выкупить у местных жителей, включая серебряные вилки и ложки с монограммами, на одной из которых были инициалы Крозье, а также ганноверский орден «За заслуги» сэра Джона Франклина.

Леди Франклин продолжает поиски мужа

Леди Франклин, урожденная Джейн Гриффин, отказывалась терять надежду на благополучное обнаружение своего мужа и его команды. Ее решительность в сочетании с готовностью потратить большую часть своего состояния на снаряжение экспедиций не только не давала покоя викторианскому обществу, но и во многом воодушевляла ее современников. На средства, собранные обществом, леди Франклин приобрела паровую яхту «Фокс». К августу 1858 года «Фокс» дошла до острова Бичи — места первой зимовки Франклина. 20 апреля 1859 года руководитель экспедиции МакКлинток встретил две семьи эскимосов. Он выменял у них вещи Франклина и, расспросив, узнал, что они видели два корабля. Один затонул в глубокой воде, второй разбился о береговые торосы. Они рассказали, что белые люди ушли к большой реке с лодкой или лодками, а следующей зимой они нашли их кости. Позже МакКлинток встретил группу из 30-40 эскимосов, которые проживали в деревне на острове Кинг-Уильям. У них он приобрел серебряную тарелку с вензелями и инициалами Франклина, Крозье и двух других офицеров. Женщина из местной деревни рассказала, что «много белых мужчин было брошено по пути к большой реке. Некоторые были похоронены, а некоторые нет». Отряд МакКлинтока дошел до материка и продолжил свой путь на юг, к острову Монреаль, где нашел еще несколько вещей, в том числе часть от жестяной банки из-под консервированного мяса, два куска железного обруча и несколько кусков металла. После этого санная партия вернулась на остров Кинг-Уильям. Вскоре после полуночи 24 мая 1859 года на песчаном хребте вблизи устья реки Пеффер на южном берегу острова им попался человеческий скелет, на котором еще сохранились остатки формы стюарда корабля пропавшей экспедиции.

Скованные льдами с сентября 1846-го, оба корабля Франклина должны были освободиться за короткое лето 1847-го и продолжить путь к западным вратам прохода у Берингова пролива. Вместо этого они продолжали стоять, и команде пришлось провести вторую зиму на острове Кинг-Уильям. Для экспедиции Франклина это стало окончательным приговором. Показатели уровня смертности, особенно среди офицеров, превысили все возможные пределы. Покинув свои корабли 22 апреля 1848-го, 105 оставшихся в живых офицеров и матросов разбили лагерь на северо-западном берегу острова, готовясь к походу на юг к устью реки Бака. Затем им предстоял сложный подъем к отдаленной базе Компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшн, находившейся на удалении 1250 миль (2210 км).

Выйдя из лагеря 26 апреля, экспедиция Франклина двинулась вдоль южного побережья острова Кинг-Уильям. Все шли в одной связке, с трудом волоча за собой шлюпки, снятые с кораблей и установленные на огромные сани. Люди и так мучились от резко ухудшающегося здоровья, а от тяжелых физических нагрузок им становилось еще хуже. Как оказалось, МакКлинтоком был найден полевой госпиталь, организованный командой Франклина всего лишь через 80 миль после начала их пути. МакКлинток подозревал, что у них началась цинга. К этому выводу его подтолкнул тот факт, что на тот момент у людей Франклина еще оставались консервы. Эскимосы потом рассказывали, что они пробовали есть содержимое банок «и это довело многих до сильной болезни, а некоторые просто умерли». Что касается людей Франклина, то большинство из них навсегда осталось на западном и южном побережьях острова Кинг-Уильям.

Экспедиция Франклина по своей оснащенности не имела себе равных. В ее распоряжении были все достижения прогресса, которые на тот момент могли предоставить наука и промышленность. И к гибели экспедиции привело одно из них.

Картина с умирающими моряками, еле волочащими ноги, тянущими за собой нагруженные сани с обломками викторианской Англии, — неизменный образ трагической экспедиции Франклина. Сложив доказательства воедино, МакКлинток в 1881-м сделал вывод, что выжившие члены экспедиции Франклина «…были поражены цингой задолго до высадки на берег. Смена тесной нижней палубы и малоподвижного образа жизни на запредельное воздействие полярных морозов в сочетании с интенсивным трудом — волочением саней — может практически сразу вызвать пик цинги, даже из начальной стадии. Больничная палатка всего в 80 милях (130 км) от места, откуда начался их поход, я думаю, доказывает данное заключение».

Успешное плавание принесло честь и славу МакКлинтоку и Гобсону, а также утешение леди Франклин. Теперь она знала точную дату смерти своего мужа и то, что он умер на борту корабля задолго до финальных, отвратительных событий на острове Кинг-Уильям, что спасало его репутацию. Он умер на последних шагах к своей цели — открытию Северо-Западного прохода. У него есть право — по крайней мере нравственное — считаться первооткрывателем.

Таким образом, исследования острова Кинг-Уильям, проведенные МакКлинтоком, помогли воссоздать полную картину последних дней экспедиции. Оставшиеся 30 или 40 уцелевших членов экспедиции Франклина, видимо, оставили ужасный остров около устья реки Пеффер и пересекли пролив Симпсон в последней бесплодной надежде достигнуть области, которую назвали бухтой Голодной Смерти.
Несмотря на то что не удалось найти бортовые журналы и сами суда, исследователи достаточно широко изучили Арктику, чтобы разгадать главные тайны исчезновения экспедиции Франклина. Был установлен ее маршрут, причина ухода с кораблей «Эребус» и «Террор», стали понятны и свидетельства эскимосов.

Неожиданная версия причин гибели

Более века спустя Оуэн Битти, доцент антропологии Университета Альберты, подготовился к арктическому путешествию, тщательно изучив места, связанные с экспедицией, выявленные исследователями XIX века, и отправился в поездку 25 июня 1981 года. В первый год исследования экспедиция обнаружила останки только одного из 105 офицеров и матросов, покинувших «Эребус» и «Террор», а также кости местного жителя. Тонкие срезы образцов костной ткани, собранные со скелетов, были отправлены в лабораторию на анализ микроэлементов.

Анализ выявил, что уровень концентрации свинца, обнаруженный в костях человека группы Франклина, аномально высок. Разница в показателях у скелетов эскимосов и британского моряка была поразительной. От 22 до 36 мкг/г у местных жителей и 228 мкг/г — у европейца. Эти результаты означали, что, если в команде Франклина был такой уровень поступления свинца в организм на протяжении всей экспедиции, вероятно, он мог вызвать отравление, последствия которого хорошо изучены.

Воздействие свинца вызывает ряд физических и неврологических проблем, которые могут проявляться по отдельности или в любой комбинации, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и степени отравления. Анорексия, слабость, усталость, раздражительность, ступор, паранойя, боли в животе и анемия — это лишь немногие из возможных симптомов. Свинец стал причиной не только физического недомогания, но и психических расстройств. Отравление может вызвать расстройство центральной и периферийной нервной системы, стать причиной невротического и неустойчивого поведения, паралича конечностей. Битте предположил, что в немалой степени гибели экспедиции способствовали нарушения деятельности мозга у членов команды. При постоянном и продолжительном стрессе в условиях длительного пребывания в Арктике даже незначительное воздействие низкой концентрации свинца могло оказать серьезное влияние на способность людей принимать верные решения. Разумеется, это не являлось единственной причиной гибели моряков. Вероятно, здесь сыграла свою роль смертельная комбинация нескольких факторов.

Неожиданное открытие аномально высокого содержания свинца в костной ткани повлекло за собой другой вопрос: что могло послужить источником отравления? Сразу же пали подозрения на относительно новую для того времени технологию хранения пищи в жестяных банках, которых было предостаточно в запасах Франклина.

В этом есть своя грустная ирония. В те времена экспедиция Франклина по своей оснащенности не имела себе равных. В ее распоряжении были все достижения прогресса, которые на тот момент могли предоставить наука и промышленность. И к гибели экспедиции привело одно из них. Никто не мог знать, что в консервах, хранящихся в трюмах судов, уже тикала бомба с часовым механизмом, которая не только лишила Франклина его триумфа, но также унесла жизни 129 смельчаков. Когда члены команды потеряли надежду на благополучное завершение экспедиции, врачи «Эребуса» и «Террора» оказались уже бессильны им помочь. О том, что запаянные свинцом консервы могут нанести вред здоровью, в то время даже не догадывались.

Однако проблема заключалась и в том, что скелетные останки сами по себе не могли служить достаточным доказательством, чтобы сделать далеко идущие выводы. Хотя показатели содержания свинца были необычайно высоки, по костям невозможно определить, является ли это результатом относительно недавнего воздействия или же токсин накопился в течение жизни. Чтобы доказать свою теорию, Бичи добился разрешения эксгумации трех моряков, которые были захоронены во время первой зимовки. Он надеялся, что тот самый экстремальный холод, что способствовал гибели экспедиции Франклина, теперь поможет им раскрыть ее тайну. И не ошибся — тела выглядели так, будто их захоронили вчера.

«Несмотря на всеобщее стремление к знанию, наши сердца не могут не содрогнуться от скорби при мысли о том, какие жертвы пришлось принести Франклину и его людям во имя науки. Есть нечто страшное, неумолимое и нечеловеческое в этих исследованиях, за которые нужно платить такую высокую цену... И когда мы слышим о мучениках науки, пострадавших в арктических льдах или в песках пустыни, то начинаем думать о самой науке… которая, руководствуясь абстрактными и безличными принципами, с добрыми намерениями и во имя высоких целей разбрасывается чужими человеческими жизнями» — эти мысли, высказанные еще до страшных открытий Мак Клинтока, могли бы быть ответом на открытия Битти. Но такие заключения опираются только на ошибки науки и техники, отрицая их успехи.

За Франклином последовали другие. Они тоже использовали достижения прогресса, и им удалось не только пройти Северо-Западный проход, но и покорить последний, самый недоступный участок Земли.

Мир вокруг нас полон тайн, для разгадки которых люди не раз оставляли свои дома и отправлялись в опасные путешествия. Однако не всем экспедициям было предрешено завершиться удачно. Многие из них были потеряны из виду, и долгие годы их судьба оставалась загадкой. А причины исчезновения других до сих пор вызывают массу споров и остаются неизвестными.

Путешествие к полюсу аэронавтов под руководством Саломона Андре – одно из самых рискованных мероприятий в истории человечества. Трое шведских ученых, Саломон Андре, Нильс Стриндберг и Кнут Френкель поставили своей целью достичь Северного Полюса на воздушном шаре. Организаторы экспедиции полагали, что пытаясь сделать это по морю и по льдам, путешественники подвергают себя огромному риску, который исключает путешествие по воздуху. Однако, аэростат особой конструкции под гордым именем «Орел» не принес им удачи. Вышедшие из строя механизмы, превратили его в неуправляемый объект, отданный на волю ветру. Приземлившись на лед, путешественники безуспешно пытались добраться до большой земли и, наконец, решили зимовать во льдах. Нуждаясь в продуктах питания, они охотились на тюленей и моржей. У них была палатка, примус и спички… но все они погибли при весьма загадочных обстоятельствах. Среди множества версий их гибели наиболее правдоподобны смерть от холода во сне, заболевание трихинеллезом и отравление угарным газом. Тела членов пропавшей экспедиции были обнаружены в 1930 году.

Карская экспедиция Владимира Русанова – государственное поручение, целью которого была разведка запасов угля на Шпицбергене. Получение корректных данных было важно для закрепления права России на использование природных богатств. Руководителем экспедиции был назначен геолог Владимир Русанов. В 1912 году на судне «Геркулес» команда отправилась в поход. Согласно предварительно разработанному плану, экспедиция Русанова должна была пройти в Тихий океан из Атлантического, следуя по Северному морскому пути. Однако команда сгинула бесследно. Ни корабля, ни одного из 11 членов его экипажа не было обнаружено до сих пор. Следы экспедиции были обнаружены в районе Карского моря: кострище, фрагмент рукописи и столб с вырезанным на нем именем корабля и датой – 1913 год. Кроме того, вещи участников экспедиции были найдены на острове Попова-Чухчина. Тела самих участников экспедиции или окончательные сведения об их судьбе найти так и не удалось.

Арктическая экспедиция Франклина – мероприятие, руководство которым было доверено опытному исследователю, на себе испытавшему тяготы трех арктических походов. Целью Джона Франклина в этот раз стало исследование Северо-Западного прохода. Но экспедиция его пропала. Последний раз корабли «Эребус» и «Террор» были замечены в 1845 году в районе моря Баффина. Они ждали подходящих условий для пересечения пролива Ланкастер. Пришвартованные ко льдам, они были встречены капитаном китобойного судна Робертом Мартином. С тех пор их никто их не видел, и только спустя 150 лет удалось выяснить, что же произошло с экспедицией. Ее участники стали жертвой льдов, затерших корабли. Пытаясь добраться до канадского побережья, все они погибли в пути.

Экспедиции, пропавшие в поисках Золотого Города Пайтити на Амазонке – то, что не перестает ужасать местных жителей и порождать слухи среди приезжих. Именно здесь, в глубине Амазонской Сельвы, по легенде находится легендарный Золотой Город. Экспедиций, поставивших своей целью обнаружить его, было целых три. И все они пропали в глубине джунглей. Следов их так и не удалось обнаружить. В 1925 году здесь пропала экспедиция британского топографа и военного Перси Гаррисон Форсета. В 1972 франко-британская команда под руководством Боба Николса. И, наконец, в 1997 на территории диких лесов сгинула экспедиция Ларса Хавкшолла, норвежского антрополога. Все они могли стать жертвами хищников, сурового климата или охраняющих, согласно легенде, тайну индейцев из племени Уачипайри.

Пропавшая группа Дятлова – современная легенда, которая до сих пор не дает покоя пытливым умам. Почему в 1959 году погибла группа туристов Уральского политехнического института? Ответа нет до сих пор. Следы радиации на их одежде, жуткие подробности бегства из разрезанной изнутри палатки, босые ноги участников похода и их странные предсмертные позы – все это рождает массу предположений. Не дает исследователям покоя и странный кадр, оставшийся на фотоаппарате туристов. Одна из самых правдоподобных версий гласит, что участники экспедиции стали жертвами военных испытаний, о которых не должны были и не могли знать. Другая версия гласит, что они стали жертвами инопланетян. А кое-кто утверждает, что туристы могли стать жертвами странных обрядов местных северных племен. Вину за гибель группы Дятлова даже возлагали на иностранных разведчиков. Но на 100% ничего доказать так и не удалось.

Пропавшая экспедиция «Святой Анны» - тайна, покрытая мраком. Начиналось все, как желание 20-летней дочери гидрографа Жданко покататься на шхуне. А закончилось вмерзшим в лед кораблем. После ссоры с капитаном Брусиловым, штурман Валерьян Альбанов и часть команды покинули корабль. До большой земли дошли только двое. Что стало с кораблем Брусилова – неизвестно.

Пропавшие корабли Лаперуза – одна из самых известных трагедий, произошедших на море и в океане. «Буссоль» и «Астролябия» - такие имена носили корабли, на которых Жан Лаперуз выполнял поручение короля Людовика XVI по исследованию всех тех земель, которые не смог открыть капитан Кук. Некоторое время тщательно спланированное кругосветное путешествие проходило удачно. Путники побывали даже в России. Но с января 1778 года о них не было никаких вестей. Остатки вещей членов экипажа были обнаружены на острове Ваникоро. Предположительно корабли или один из них налетели на рифы. Подробности того, как закончили свою жизнь европейцы – неизвестны. Некоторые даже предполагают, что, ввиду трагических событий Французской Революции, они вполне могли остаться жить на острове среди местного населения.

129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений. Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор». Трагедия пропавшей экспедиции Франклина - в обзоре Onliner.by.

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Возможные варианты Северо-Западного прохода

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

Джон Франклин

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться. Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.







Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.







Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир. Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.