Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος - путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Любой крупный этап в развитии языкознания – изменение взглядов на язык и изменение метода исследования, стремление создать свой метод.
Методы подразделяются на общие и частные, общенаучные и методы конкретной науки.
Общие методы : обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка. Представляют собой единство «метод - теория». Каждый общий метод подчеркивает ту сторону языка, которая кажется более важной, например, сравнительно-исторический метод.
Частные методы : набор методик, операций, которые опираются на определенные теоретические установки, технические средства, инструменты исследования.
Общенаучные методы: например, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент.
Общие лингвистические методы:
1. Сравнительно-историческое языкознание: общий метод - сравнительно-исторический ; частные методы – метод языковой реконструкции.
2. Структурализм: общий методы – структурные ; частные методы - дистрибутивный анализ, метод непосредственно составляющих, метод оппозиций (Пражский лингвистический кружок).
3. Генеративная лингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика и др.: общие методы – конструктивные (метод моделирования ), направлены на создание концептуальных моделей функционирования языка, которые не только описывают, но и объясняют наблюдаемые факты, предсказывают условия их появления. Частные методы: трансформационный метод, компонентный анализ.
4. Основные типы моделей (по А.Н. Баранову):
5. 1. Компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х).
6. 2. Предсказывающие модели (предсказать поведение Х в определенных обстоятельствах).
7. 3. Имитирующие модели (внешне вести себя как Х).
8. 4. Диахронические модели (как и почему меняется Х с течением времени).
Основные частные методы в современной лингвистике:
1. Метод компонентного анализа : метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала как техника описания узкого круга лексических единиц (терминов родства) в разных языках (50‑е гг. 20 в.).
2. Трансформационный метод : метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).
3. Метод непосредственно составляющих : метод представления словообразовательной структуры слова и синтаксической структуры словосочетания или предложения в виде иерархии вложенных друг в друга элементов.
4. Дистрибутивный анализ : метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте. В современной лингвистике используется в семантических исследованиях для выявления сочетаемостностных характеристик языковых единиц.
5. Метод контекстного анализа – значение языковой единицы определяется с помощью необходимого и достаточного фрагмента текста.
6. Количественные методы : использование подсчётов и измерений при изучении языка и речи. Например, определение частотности языковых единиц, выявление корреляций частотности семантических свойств и т.д.
7. Экспериментальные методы : лингвистический и психолингвистический эксперименты. Лингвистический эксперимент (понятие введено Л.В. Щербой, далее разрабатывался О.Н. Селиверстовой) – проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании теоретической модели. Психолингвистический эксперимент – обращение к языковой интуиции носителей языка, при этом субъективность результатов компенсируется большим количеством испытуемых.
Современные тенденции в развитии методов характеризуются отказом от исключительности того или иного общего метода, стремлением сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные лингвистические методы.
МЕТОДОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКИ , в узком смысле – сформированный в процессе развития лингвистической науки комплекс стандартных приемов и средств (методов и методик) исследования, основанных на правдоподобных предположениях о природе изучаемого объекта и обеспечивающих достижение поставленной цели. В широком смысле к методологии любой научной дисциплины относятся не только приемы и средства исследования, но также и то, что называется метанаучными убеждениями и ценностями, разделяемыми сообществом людей, занимающихся данной наукой.
Методы лингвистического анализа:
1. Метод лингвистического наблюдения и описания, или описательный метод – основной метод исследования языка, который заключается в выделении конкретных языковых явлений и их последовательном описании с точки зрения их структуры и/или функционирования. Например, описание всех форм множественного числа имён существительных в данном языке в определённый период его исторического развития.
2. Метод компонентного анализа предполагает анализ значений языковых единиц через выделение основных компонентов значения, или сем . В глаголе «приезжать», например, в общем значении можно выделить такие компоненты, или семы, как «действие» (или «акциональность»), «движение», «самостоятельность» (или «активность» со стороны исполнителя), «направленность», «повторяемость» и т.д. При изучении лексических значений часто используется анализ словарных дефиниций , то есть толкований значений слов, которые приводятся в различных типах словарей. Эти толкования содержат в себе всю необходимую информацию о компонентном составе значения данного слова и о возможностях его использования.
3. Важное значение для лингвистических исследований имеет также концептуальный анализ , или анализ языковых понятий и их толкование в словаре.
4.Контекстуальный анализ используется для изучения функциональной специфики слов и их значений, он представляет собой анализ текста (фрагмента текста, предложения), в котором использовано данное слово, а также анализ зависимости значения слова от этого контекста.
5. Ещё одним важным методом является валентностный анализ и анализ сочетаемости слов, применяемых при исследовании синтаксических свойств языковых единиц. При валентностном анализе исследуется валентность слова, то есть его потенциальная способность (заложенная в самом его значении) к использованию с определёнными классами слов в конкретной синтаксической функции, например: способность глагола сочетаться с определёнными типами субъектов, объектов (предикативная синтагма) и обстоятельств. Анализ сочетаемости предполагает изучение синтаксических связей данного слова в предложении, например, сочетаемость глагола и существительного (согласование по нескольким грамматическим категориям в зависимости от типологического статуса данного языка). Иногда потенциальную сочетаемость слова, основанную на его значении, называют семантической валентностью слова, а его реальные синтаксические связи – синтаксической валентностью. Первая и вторая могут часто не совпадать.
6. Для определения функциональных возможностей языковых единиц, выявления скрытых синтаксических связей и значений используется метод трансформации (преобразований; превращений). Он заключается в изменении структуры языковой единицы (чаще словосочетания или предложения), её синтаксической модели. Например, трансформация конструкции в активном залоге в конструкцию в пассиве.
7.Диагностические модели используются с целью определения значения языковой единицы, которое не имеет явного формального выражения (так называемые скрытые значения). Это делается для представления данного значения в более очевидной, эксплицитной форме. Например, для определения значения активности действия со стороны исполнителя, или агентивности, в современной лингвистике используются модели с глаголом do (He broke the door – What he did was break door ; но: The door broke – What the door did break ), в то время как для выявления значения процесса или изменения состояния используются модели с глаголом happen (What happened to the door was that it broke ).
8. С целью выявления значений языковых единиц и их функциональных возможностей широко используется метод эксперимента , который заключается в искусственном создании определённой языковой ситуации, например, с помощью одного или нескольких специально придуманных предложений с целью проверки их возможности и невозможности и, соответственно, правильности или неправильности использования определённых языковых единиц.
9. К числу основных теоретических и экспериментальных методов исследования языковых единиц в системе языка и в речи относится также метод лингвистического моделирования , предполагающий составление моделей, то есть схем или образцов, языковых единиц (словообразовательная модель, модель предложения и т.д.) или языка в целом (структурные и функциональные модели языка).
10. В лингвистике широко используются статистические методы – методы подсчёта, с помощью которых устанавливается частотность тех или иных фонем в слове, частота использования той или иной языковой единицы в определённом тексте или в языке в целом, типичность конкретных языковых явлений для определённого периода развития языка или для определённого языкового стиля. С этой целью часто используются различные способы индексации, определяющие количество употреблений анализируемой формы (или слова) на каждые 100 слов текста.
11.Методом сплошной выборки осуществляется подбор примеров для анализа и иллюстрации теоретических положений: выписывание из оригинального (неадаптированного) текста подряд всех встречающихся в нём примеров анализируемого типа.
Под методом нередко подразумевают и общую методологию наук, философский метод познания, формулирующий основные принципы теории познания в целом. Для нас таким общенаучным, философским методом является диалектический метод, согласно которому материя первична, а сознание вторично; материя и сознание образуют единство; движение есть способ, форма существования материи, поэтому материальный мир необходимо изучать, познавать в движении; явления окружающего нас мира между собой взаимосвязаны и тд. Эти и другие принципы диалектического метода составляют философскую основу всякой науки, ориентирующейся на материалистическую диалектику, в том числе и лингвистики. С другой стороны, под методом подразумевается способ добывания конкретного научного знания. Следовательно, лингвистический метод и есть средство, способ, с помощью которого мы получаем сведения о языке, познаем язык. Совокупность таких способов составляет систему специальных методов. Самое общее определение метода: «...Совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности». Для получения эффективных результатов с помощью специальных методов изучения языка необходимо правильно этими методами пользоваться, хорошо ими владеть. Правила, последовательность использования лингвистических методов, а также составляющих их приемов есть методика лингвистического анализа.
Методы и методика лингвистического анализа теснейшим образом связаны с аспектом и концепцией научного исследования.
2. Общенаучные, общие и частные лингвистические методы
В науковедении разделяются общие методы (анализ и синтез, сравнение и т. д.), общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент и т. д.) и частные методы (например, сравнительно-исторический метод в лингвистике). Конкретный вариант того или иного метода, направленный на решение определенного класса исследовательских задач, мы будем называть «методикой».
Лекция 2. Научные парадигмы лингвистического знания
В развитии любой науки, в том числе и языкознания, происходит поэтапная смена научных парадигм. Термин «парадигма научного знания» был введен Т. Куном в его работе «Структура научных революций». Парадигма – это
«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В истории языкознания выделяется три научные парадигмы - сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая
.
1.
Сравнительно-историческая парадигма
связана с господством сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические грамматики и словари.
2.
Системно-структурная парадигма
характеризуется познанием структуры языка, его организации. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Парадигма продолжает свое существование, в ее рамках проводятся исследования, вносящие существенный вклад в развитие лингвистики.
3. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). Истоки парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Именно В. фон Гумбольдт отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» (Гумбольдт 1984: 314).
Лекция 3. Основные лингвистические принципы
В языкознании выделяются такие лингвистические принципы, определяющие развитие современного языкознания, как: экспланаторность, экспансионизм, функционализм, которые были сформулированы и обоснованы, а затем получили дальнейшее толкование в работах ряда исследователей Воркачев, Кравченко Попова др.).
1. Экспланаторность - стремление не только описывать факты языка, но и находить им объяснение.
2. Объяснительность
присутствовала и в предшествующих лингвистических парадигмах, но только в новой парадигме она выдвигается на первый план, оттесняя формальное описание, т. е. в диаде «описание-объяснение» происходит смещение акцентов.
P. M. Фрумкина приводит афористичное описание прогнозируемого будущего лингвистики, высказанное в свое время, предсказавшим переход от «что-лингвистики» (описание структур) к «как-лингвистике» (описание процессов), и далее - к созданию «почему-лингвистики». Тем самым «подчеркивается ценность объяснения (хотя оно видится как задача будущего), а не только описания», что соответствовало положению дел в лингвистике предшествующих периодов. Именно «в установке на объяснение и состоит пафос когнитивной лингвистики». Описание направлено «на постижение структуры и семантики языковых объектов», объяснение - «на выяснение их функционирования». Как отметил, чтобы объяснить особенности объекта изучения, в том числе и языка, «надо выйти за его пределы. И это является законом для всех объяснительных наук без исключения. В любой науке переход от описательной стадии к объяснительной неотвратимо связан с вовлечением в свою орбиту данных тех или иных смежных наук». Следовательно, экспланаторность неразрывно связана с экспансионизмом.
3.
Экспансионизм.
Лингвистическая экспансия заключается в появлении новых объектов исследования, в пересмотре традиционных проблем с новых позиций. Усиление экспансионистских установок проявляется в стремлении расширить область лингвистических исследований, появлении выходов в
другие науки и активном использовании сведений иных наук - культурологии, социологии, антропологии, этнологии, психологии, нейронаук и др.
В лингвистических исследованиях «фокус исследовательского внимания закономерно смещается с изученного центра на проблемную периферию и закрепляется на стыке областей научного знания: возникают этнопсихология, психолингвистика, когнитивная психология, социолингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, внутри которых процесс междисциплинарного синтеза и симбиоза продолжается...»
4. Функционализм.
Главное требование функционализма - изучать язык в действии, при исполнении им его функций. Для новой научной парадигмы характерна переориентация научных интересов с преимущественного изучения внутренних закономерностей языковой системы на рассмотрение функционирования языка как важнейшего средства общения. В процессе лингвистических исследований должны быть «детально изучены и полностью раскрыты все законы и механизмы функционирования языка в его взаимодействии с познающим мир человеком».
Таким образом, лингвистический экспансионизм тесно связан с «экспланаторностью как стремлением найти каждому языковому явлению разумное объяснение и антропоцентризмом и функционализмом как тенденциями искать подобные объяснения в роли человеческого фактора в языке и выполнением языком определенных функций».
5. К рассмотренным принципам современного языкознания, по мнению ряда ученых, можно добавить еще два - текстоцентризм и семантикоцентризм.
Семантикоцентризм
. Вопрос о доминирующей стороне языка - плане выражения и плане содержания - по-разному решался на разных этапах развития языкознания. В период господства системоцентрического подхода семантика не достигла значительных успехов и «лишь обращение к антропоцентризму на новой, более высокой основе дало возможность продвинуться в ее изучении». Семантикоцентрические идеи - идеи о господстве содержательной стороны языка - нашли отражение в работах Э. Сепира, А. Вежбицкой, представителей Московской семантической школы. , анализируя особенности развития семантических теорий в конце XX века, указывает на расширение объекта семантики, отмечая, что им «являются... любые языковые значения, т. е. значения лексем, граммем, дериватем, синтаксических конструкций и т. д.
Текстоцентризм. Наиболее ярко особенности антропоцентрической лингвистики проявляются в исследованиях текста, поскольку «все языковые реалии приобретают истинный смысл только в тексте. Без указания на то, как та или иная языковая единица или категория участвует в создании определенного типа текста, представление о языке будет неполным». Текст невозможно изучать вне человека, являющегося его создателем и адресатом . Текст отражает образ мира, запечатлевает в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью языковых средств.
Таким образом, основными принципами новой лингвистической парадигмы являются антропоцентризм, экспансионизм, функционализм, экспланаторность, семантикоцентризм и текстоцентризм. В рамках названной парадигмы и в соответствии с ее принципами плодотворно развивается несколько научных направлений, наиболее значимыми из которых являются когнитивная лингвистика и лингвокультурология
Лекция 4. Антропологическое направление в изучении языка
В отечественной лингвистике об антропоцентризме как основном принципе современной лингвистики заговорил, анализируя концепцию Э. Бенвениста: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка; в соответствии с ним и язык должен изучаться. Поэтому в своем главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке».
Возникновение антропоцентрической парадигмы в языкознании было предопределено, поскольку сам язык антропоцентричен по своей сути, «человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции, свой интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру, природе, свои отношения к коллективу людей и другому человеку». Взгляд исследователя перемещается с объекта познания на субъект, анализируется человек в языке и язык в человеке.
Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. ... Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели».
Лекция 5. Сравнительно-исторический метод
1. Условия, подготовившие сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод подготавливался, вызревал в течение длительного времени, насчитывавшего столетия. Это естественно, ибо он представлял и представляет собой не только и не столько известную формально-научную, сугубо техническую процедуру, хотя и это важно, сколько отражение определенного уровня культуры и уровня осознания этой культуры. Это прежде всего достаточно строгая и вместе с тем гибкая концепция, опирающаяся на обширную фактологическую базу. Она не могла сложиться вдруг, революционным путем. Нужны были соответствующие условия, к числу которых относятся:
1. Расширение лингвистического, языкового кругозора, начавшееся с эпохи Возрождения и положившее конец средневековой узости. Оно выражалось, в частности: а) в росте интереса к греческому языку (наряду с латинским - главным языком средневековья), восточным языкам, главным образом - семитским (древнееврейскому, арабскому, сирийскому); б) в введении в круг филологических (лингвистических) интересов живых европейских языков (составление эмпирических грамматик этих языков, словарей, в том числе и многоязычных, и т. д.); это имело своим результатом выявление не только необычайного разнообразия языков, но и необходимости сопоставления их в поисках сходных черт; предпринимаются первые попытки классифицировать языки.
2. Неудовлетворенность философскими, рациональными, во многом спекулятивными, общими теориями, оторванными от реальной картины разнообразия языков; преодоление догматических представлений о языке как феномене вечном и неподвижном.
3. Осознание связи языка с формами культуры, с народным мировоззрением, характером и обычаями, что приводит к включению языка в широкий культурный контекст с подвижными границами, определяющимися этнически, исторически, географически и т. д.
4. Всеобщее распространение принципа историзма , начавшееся с естественных наук и затем охватившее и общественные науки. Приходит осознание того, что все социальные институты - закон, обычаи, религия, экономика, социальные классы и языки - непрерывно изменяются, объяснение различных состояний этих институтов в тот или иной период с помощью абстрактных принципов уже не удовлетворяло ученых; подобным объяснениям стали предпочитаться описания развития указанных социальных институтов из некоторого предшествующего состояния - с учетом объективных внешних условий, вызвавших то или иное изменение.
5. Открытие санскрита как генетически родственного европейским. В 1786 г. английский востоковед и юрист Уильям Джоунз в докладе, прочитанном в Азиатском обществе в Калькутте, пришел к выводу о том, что санскрит обнаруживает с древнегреческим и латинским языками такое сходство как в корнях глаголов, так и в их грамматических форма х, которое нельзя объяснить случайным совпадением. Это сходство настолько разительно, что каждый филолог, столкнувшись с ним, должен неминуемо прийти к выводу о том, что эти языки имеют общий источник, который, возможно, уже не существует. Хотя Джоунз и не предложил разработанной методики, приведшей его к такому заключению, сам факт констатации генетического родства между языками, разделенными огромными расстояниями, распространенными на разных континентах, имел выдающееся значение: он направлял исследовательскую мысль на необходимость более развернутых сравнительных работ с привлечением как указанных им, так и других языков, поиски общего источника, возможно, уже не существующего. Следовательно, сравнение должно было бы вестись с учетом фактора времени, т. е. исторически.
Таким образом, к концу XVIII в. ход развития филологической мысли вполне подводил к тому, чтобы изучение языков велось, с одной стороны, в сравнительном плане (для выявления сходств между ними) и, с другой, - в историческом (для решения вопроса об изменении языка в связи с изменениями в социальных институтах, в народном мировоззрении - таковы были методологические устремления филологов-романтиков, а также в поисках ответа на вопрос, каков общий источник родственных языков). Временем, состоянием и запросами самой филологии была поставлена грандиозная задача, решение которой зависело от того, будет ли найден достойный этой задачи и надежный научный метод. И он был предложен - это сравнительно-исторический метод, с открытием и внедрением которого языкознание превращается в подлинную науку.
2. Понятие сравнительно-исторического метода - научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.
Можно вычленить различные формы сравнительно-исторического метод а: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое , которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение , при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений.
Сравнительно-исторический метод - совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории. Метод был создан в XIX в., его основоположники - замечательные ученые Расмус Раек (Дания), Франц Бопп (Германия), Якоб Гримм (Германия) и Александр Востоков (Россия).
Слова в нескольких языках могут быть похожи, потому что один язык их заимствовал у другого. Но есть слова, которые заимствуются редко: простейшие числительные, прилагательные, обозначающие самые обычные признаки, названия частей тела, близких степеней родства и т. д. Не заимствуются окончания спрягаемых и склоняемых слов. И они-то как раз бывают в языках очень похожими. Причина может быть одна: они являются развитием одного слова-предка, а языки, в которых существуют такие слова,- потомки одного праязыка. В каждом языке звуки развиваются и изменяются не хаотично, а закономерно. Например, если в какой-то позиции звук [д] заменяется (в определенную эпоху) звуком [т], то такая замена осуществляется во всех словах данного языка. В результате этого родственные языки, изменяясь, сохраняют закономерные отношения между звуками исконных (незаимствованных) слов. Один язык сохранил [д], а другой во всех словах в данной позиции заменил его на [т]. Тогда существует такое соответствие: украинское [д] на конце слова соответствует русскому [т] в той же позиции.
3. Приемы сравнительно-исторического метода
Для реконструкции истории языков исследователи пользуются сравнительно-историческим методом, включающим следующие основные приёмы исследования: 1) внешняя реконструкция (сравнительно-исторический метод в узком смысле) - обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели. При сохранении в языках достаточно большого числа родственных морфем и не слишком сложной фонетической истории языков-потомков результаты регулярных звуковых изменений выступают в форме непосредственно наблюдаемых регулярных звуко-соответствий между родственными языками. В противном же случае эти звуковые изменения удаётся проследить, лишь реконструировав промежуточные этапы развития (например, праязыки подгрупп и групп в составе семьи языков); 2) внутренняя реконструкция - обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории (например, следы прежнего чередования аллофонов, сохраняющиеся в виде чередования фонем в алломорфах, сохранение следов прежних морфологических структур в реликтовых парадигмах и в виде супплетивизма и т. п.); 3) извлечение информации из анализа заимствованных слов (заимствования из языков, являющихся объектом реконструкции, и в эти языки); 4) извлечение информации из данных топонимики. Полученные реконструкции охватывают все стороны системы языка: фонологию , морфонологию, морфологию, лексику, отчасти синтаксис. Эти реконструкции, однако, не могут быть непосредственно отождествлены с исторически реальным языком-предком, они лишь моделируют имеющуюся информацию о нём как об исторической реальности, неизбежно неполную из-за невозможности реконструировать те корни, фонемные противопоставления и пр., которые исчезли во всех языках-потомках из-за трудностей временного разграничения.
Лекция 6. Методы структурной лингвистики
1. Общее понятие о структурной лингвистике.
Структурная лингвистика - языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания. Складывается структурное направление в языкознании, в котором язык начинает рассматриваться прежде всего как одна из знаковых систем, и на его исследование распространяется семиологический / семиотический принцип, требующий учитывать при анализе каждого из элементов знаковой системы те его признаки, благодаря которым он оказывается дифференцирован от всех других элементов данной системы и сохраняет тождество самому себе во всех его индивидуальных реализациях, во всех возможных вариантах.
Язык предстает как сложная многоуровневая система, включающая в себя множество взаимосвязанных и взаимообусловленных дискретных элементов (и ряд взаимосвязанных, образующих иерархию в рамках целого подсистем, которые включают в свой состав элементы определенного рода). Преимущественное внимание со стороны представителей этих направлений уделяется не столько субстанции языковых элементов, сколько их реляционным характеристикам, которые они получают, функционируя в структуре языка как члены отношений и зависимостей. Язык сводится в большей или меньшей степени к структуре, т. е. сети отношений между ее элементами. Объявляется зависимость языкового элемента от системы в целом, от его места по отношению к другим элементам и к языковому целому. Дифференциальное содержание (совокупность различительных признаков) элемента выявляется через проверку его противопоставлений (оппозиций и контрастов) другим элементам либо в парадигматическом классе, либо в синтагматической последовательности.
Анализ текста / высказывания в качестве исходного материала проводится с целью: а) выделения в нем обобщенных инвариантных единиц (фонем, морфем, схем предложений), соотносящихся с конкретными речевыми сегментами; б) определения границ варьирования языковых единиц при условии сохранения ими самотождественности ; в) установления правил перехода от языковой системы (от глубинного представления) к речевой реализации (к поверхностной структуре ). Статическая структурная лингвистика стала потом базой для формирования динамической генеративной лингвистики (прежде всего порождающей трансформационной грамматики Н. Хомского), для первоначальной разработки и решения задач в области машинного перевода, для развития новых областей прикладной лингвистики, для возникновения структурной типологии языков. В структурном языкознании сформировался ряд строгих методов, предназначенных для синхронического описания языка. Лингвисты вновь обратились к принципу логицизма, стали использовать достижения новой (реляционной) логики и прежде всего такие дисциплины, как логический синтаксис, а затем и логическая семантика . Благодаря структурализму в языкознание стали проникать математические методы исследования (математическая логика, теория множеств, топология, теория алгоритмов, теория графов, теория вероятностей, теория информации, математическая статистика и т. д .).
2. Метод компонентного анализа
Метод компонентного анализа был развит применительно к фонема м и в силу своей эффективности и универсальности распространился на исследование грамматических и затем лексических значений.
Признаки для описания выделяются на основании сопоставления однородных единиц языка. Так, при сопоставлении фонемы <д> и <т> различаются по единственному признаку - звонкости - глухости; все остальные признаки у них общие, интегральные. Напротив, для фонем <д> и <б> признак звонкости-интегральный. Последовательно сопоставляя фонему, например <д>, с другими фонемами - <н>, <д>, <з>, выделяем дифференциальные признаки неназальности, твердости, взрывности, совокупностью которых и определяется фонема <д>, представляющая собой со структурной точки зрения пучок дифференциальных признаков.
Метод этот в разных его модификациях и вариантах достаточно широко используется в современной исследовательской и аналитической практике.
Лекция 9. Методы исследования языка на морфологическом уровне
Морфология как часть грамматики, которая занимается изучением совокупности грамматических категорий в их противопоставленности друг другу, а также способов их выражения, традиционно пользуется рядом специальных методов. С помощью этих методов достигнуты большие успехи в определении и квалификации различных явлений морфологического строя конкретных языков. Остановимся лишь на следующих из них.
1. Традиционно-комплексный метод
Если бы поставить вопрос, какая отрасль (какой раздел) языкознания зародилась раньше всего, то однозначно ответить на него было бы совсем не просто. Древнейшей областью лингвистики можно было бы назвать, например, и морфологию, и синтаксис, и семасиологию. Вместе с тем известно, что синтаксис как самостоятельная лингвистическая дисциплина даже в высокоразвитой европейской традиции выделяется не раньше конца XVIII - начала XIX вв.: к этому времени относятся первые развернутые синтаксические описания, ориентированные на материал конкретных национальных языков. Еще позже, примерно к середине XIX в., определяется семасиология. Означает ли это, что у истоков языкознания на многовековом пути его становления и развития стояла морфология, не связанная ни с синтаксисом, ни с семасиологией, автономная, обозначившаяся именно как морфология? Разумеется, нет. Морфология в современном понимании начинает существовать с того же времени, с какого существуют противостоящие ей по предмету, задачам и методам анализа синтаксис и семасиология. До этой дифференциации морфологии так же не было, как не было синтаксиса и семасиологии. Лингвистическая традиция в силу исторических причин была синкретична: аспекты анализа, изучения, оценки языковых фактов еще не обозначилис. Со временем входят в лингвистический оборот собственно морфологические понятия падеж, склонение, спряжение, время, вид, словоизменение, форма и т. д., служащие для характеристики соответствующих классов слов, что протекало параллельно с углублением и детализацией идей, связанных с классификацией частей речи. Наиболее полно учение о частях речи в античной традиции было сформулировано в александрийской школе грамматики. В дальнейшем, вплоть до наших дней, это учение совершенствовалось, уточнялось, расширялось, подвергалось почти непрерывной критике, но тем не менее продолжало и продолжает существовать в различных его вариантах. Таким образом, так называемые "акциденциальные", т. е. собственно морфологические, словоизменительные, параметры частей речи были определены лишь потом, когда само понятие о частях речи уже сложилось на иной, неморфологической основе, которая опять-таки не была однородной.
Суммируя сказанное, можно заключить: грамматическое учение о частях речи, принципиально соответствуя конкретным и многообразным языковым фактам и представляя возможность достаточно строго систематизировать их, безусловно, означало заметный шаг вперед по пути поступательного развития науки о языке. Выводы, как и учение в целом, были сформулированы с использованием вполне ясных приемов и принципов наблюдения над языковыми фактами. Последовательность, с которой их применяли, свидетельствует о том, что они составляли не случайную совокупность, а метод, не лишенный внутренней логики и целостности. Условно его можно назвать традиционно-комплексным.
Сторонники этого метода исходят из ряда положений:
1. Признавая понятие о частях речи одним из фундаментальных в науке о языке, они справедливо считают, что это понятие не поддается однозначному и одномерному определению.
2. Поэтому определение его должно быть многомерным, многосторонним, комплексным. Каждый из названных аспектов анализа слов с точки зрения определения принадлежности их к той или иной части речи , конечно, автономен в том смысле, что в любом случае можно прийти к вполне конкретным и достаточно убедительным результатам. В самом деле, если обратиться к произвольно взятой группе слов стол, письмо, ручка, рисовать, ходить, петь, красивый, высокий, сегодня, завтра, то при всех различиях представляемых ими лексических значений они сравнительно легко интуицией объединяются в группы: а) стол, письмо, ручка; б) рисовать, ходить, петь; в) красивый, высокий; г) сегодня, завтра.
Внутри групп составляющие их связаны между собой общей идеей, общим смыслом, благодаря чему, собственно говоря, они оказываются способными выражать те лексические значения, которые они реально выражают. По той же причине группы в целом тоже противопоставлены друг другу. Общий смысл, объединяющий слова группы а) обобщенное значение предметности, субстанции;
б) обобщенное значение действия;
в) обобщенное значение признака;
г) обобщенное значение времени.
Условно говоря, эти значения соотносятся с лексическими значениями примерно так же, как алгебраические выражения - с арифметическими. Если обобщенное значение предметности обозначить символом S, то оно может быть реализовано конкретными единицами практически бесконечного ряда слов данного языка, обозначающих предметность, например: S - [улица, дом, корова,
небо, звезда, муравей, вода, ножницы, Москва, Петр, старина, высота
и т. д.]. Подобное обобщенное значение называется категориальным, или, по современной терминологии, "глубинным". Это категориальное, "глубинное" значение частей речи, замеченное еще в глубокой древности, традиционно и обоснованно принимается в качестве необходимого критерия при разграничении, классификации частей речи.
Традиционно-комплексный метод широко используется в современном языкознании при изучении самых разных языков. Он выдержал испытание не только временем, но и огромным разнообразием языкового материала.
Попытки, предпринимавшиеся в разные периоды истории языкознания, противопоставить ему одностороннюю ориентацию или на семантику, или на синтаксис, или на морфологию не только оказались безуспешными, но и лишний раз подтвердили его жизнеспособность и эффективность.
2. Метод оппозиций (противопоставлений).
Основы метода оппозиций зародились в недрах классического (традиционного) языкознания очень давно. Иначе не могло и быть, поскольку оценка любого факта языка предполагает обязательное сопоставление его с другими, аналогичными ему. Так, например, находил, что русское "неопределенное наклонение" (инфинитив) может выражать пять различных значений в зависимости от сочетающихся с ним морфологических показателей (частиц): "неизвестное следствие" (инфинитив + ли), "отчаяние о желаемом" (инфинитив + не), "начинательность" (было + инфинитив), "раскаяние в том, что не сделалось" (инфинитив + было), "принуждение" (быть + инфинитив)163. Столь подробное описание значений инфинитивных конструкций в русском литературном языке XVIII в. было бы невозможно без учета противопоставленности каждой из них в рамках единой парадигмы.
Однако метод оппозиций в его современном толковании был разработан представителями Пражской лингвистической школы, сначала - применительно к фонологии, затем - применительно к морфологии. Непосредственной базой для теории морфологических оппозиций послужило учение о фонологических оппозициях165.
Основной единицей языка на морфологическом уровне, согласно Пражской школе, является морфема, квалифицируемая как пучок элементарных морфологических оппозиций (например, числа, лица, вида, падежа и тд.). В условиях различных оппозиций она разлагается на элементарные значения (семы). Так, русская глагольная форма бегут включает в себя сему числа, выявляемую в противоположении бегут: бежит, сему лица, выявляемую в противоположении бегут: бежим, сему времени, выявляемую в противоположении бег гут: бежали (будут бежать), и тд.
Считается, что морфологические оппозиции, как и фонологические, по образцу которых они формулируются, могут нейтрализоваться (так, неодушевленные существительные в русском языке не различаются в именительном и винительном падежах).
Морфологические оппозиции всегда рассматриваются как бинарные (двучленные) структуры независимо от того, какой факт грамматической структуры языка изучается.
Лекция 10. Методы анализа языка на уровне предложения.
1. Логико-синтаксический метод
Методы и приемы синтаксического анализа языка складывались в течение длительного времени. Раньше других определились они в рамках так называемого логико-грамматического направления. И это естественно, поскольку синтаксическая наука в целом формировалась с опорой на логику. Первые опыты синтаксического анализа представляют собой попытки перенести понятия логики на грамматику, синтаксис. Так появляются синтаксические понятия предложение, подлежащее, сказуемое, параллельные логическим понятиям суждение, субъект, предикат и ориентированные на них. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к тому, как эти понятия определялись: 1) "Предмет, о котором мы судим, называется подлежащим..."; 2) "То, что мы думаем или судим о предмете (о подлежащем), именуется сказуемым..."; 3) "Присоединение сказуемого к подлежащему именуется суждением"; 4) "Суждение, выраженное словами, есть предложение. Отчетливо принципы и содержание этого метода, получившего впоследствии название логико-синтаксического, были сформулированы в России в середине XIX в. Большой вклад в разработку логико-синтаксического метода в русском языкознании внесли профессор, академик, академик. Из западноевропейских ученых наиболее влиятельным был профессор К. Беккер, который и считается основоположником логико-грамматического направления в изучении языка.
В своем практически-школьном применении смысл и содержание логико-синтаксического метода сводятся к следующему:
1) предполагается, что предложение состоит, складывается из отдельных членов;
2) члены предложения по их конструктивному и семантическому весу неоднородны;
3) сами принципы распознавания второстепенных членов пред-
ложения оказались неясными и расплывчатыми;
4) оставались не до конца выявленными конструктивные воз-
можности главных и второстепенных членов предложения. Ср.,
напр., конструктивную роль тех и других в следующем предложе-
нии: В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие
края для приобретения сведений, необходимых государству преобразо-
ванному, находился его крестник, арап Ибрагим (. Арап
Петра Великого).
Несмотря на эти существенные недостатки, логико-синтаксический метод сыграл важную положительную роль в истории языкознания и продолжает оставаться действующим и поныне.
2. Формально-грамматический метод
Формальный подход к анализу синтаксических явлений (шире-грамматических в целом) в русском языкознании справедливо связывают со школой академика. Однако на этом основании саму эту лингвистическую школу нельзя квалифицировать как сугубо формальную, поскольку к ней относятся довольно разные ученые, имеющие свои оригинальные синтаксические концепции. Достаточно назвать имена хотя бы таких ученых, как, столь мало похожих по их синтаксическим концепциям, хотя все они в том или ином отношении развивали идеи их общего учителя - .
Формально-синтаксический метод наиболее последовательно реализован в работах.
вслед за исходил из того, что предметом синтаксиса является словосочетание. Отсюда задача синтаксиса отдельного языка, по, сводится, во-первых, к описанию всех типов словосочетаний и их функций, что составляет предмет описательного синтаксиса; во-вторых, к "определению происхождения типов словосочетаний и соединений словосочетаний, определению их основных функций" в истории языка.
Непосредственное содержание описательного синтаксиса русского языка складывается, согласно, из двух разделов: 1) описания соединений слов (т. е. словосочетаний) и 2) описания соединений словосочетаний.
Однако следует заметить, что у остается неочерченным место однословных предложений, поскольку синтаксис определяется им как наука о словосочетаниях.
3. Синтагматический анализ предложения
Синтагматическое изучение речи как самостоятельный тип синтаксического анализа предложения утверждается в основном в XX веке, хотя как прием стилистического рассмотрения языка восходит к традициям античности.
Основной единицей синтагматического анализа является синтагма, что в переводе с греческого значит вместе построенное.
Синтагма как синтаксический термин появляется, по свидетельству, почти одновременно в русском и западноевропейском языкознании, но в различных значениях, идущих соответственно от де Куртенэ и Ф. де Соссюра. Различные толкования понятия синтагма обусловливают то, что перед синтагматическим анализом в русской и западноевропейской лингвистических традициях ставились совершенно несхожие задачи. Поэтому следует говорить, в сущности, о двух типах синтагматического анализа: 1) о типе, восходящем к идеям де Куртенэ и, и 2) о типе, восходящем к идеям Ф. де Соссюра. Рассмотрим их по отдельности.
В русском языкознании, как уже отмечалось, термин синтагма был введен в научный оборот де Куртенэ, который определял синтагму в противоположении лексеме: синтагма - это элемент связной речи, в то время как лексема - это совокупность соотносительных форм языка и внутренне связывающих их значений. Так, предложение Клин клином вышибай включает в себя три синтагмы, но две лексемы - клин и вышибать; предложение Едет беда на беде, беда бедой погоняет состоит из шести синтагм, а лексем - три, не считая служебного слова на, не образующего синтагму.
Учение Ф. де Соссюра о синтагме, его методика синтагматического членения применительно к русскому языку наиболее последовательно реализованы в работе "Повторительный курс русского языка".
Синтагма, по, - это комбинация определяемого и определяющего. Если определяемое и определяющее обозначить соответственно через Т и Т, то синтагма имеет формулу Т"Т или ТТ. Во внешней синтагме определяющее слово связано с определяемым отношением, близким к подчинению в толковании формальной грамматики, которое может быть трех видов: 1) согласование, 2) управление и 3) примыкание. Отсюда - три типа непредикативных синтагм: а) определительные синтагмы - с непредикативным согласующимся определяющим: красный шар, жар-птица, пароход "Волга "; б) дополнительные синтагмы - с непредикативным управляемым определяющим: написать письмо, лекция прочитана студентом; в) обстоятельственные синтагмы - с непредикативным примыкающим определяющим: хорошо прочитать, пойдет работать.
Отдельно выделяются синтагмы предикативные , которым, в отличие от обычных, "принадлежит главная роль в языке, потому что подобные синтагмы выражают законченную мысль и готовы в любой момент служить фразой". В предикативной синтагме определяющее отнесено к определяемому вмешательством говорящего лица, связанным с его отношением к содержанию высказывания и ко времени: Мальчик читает.
Предикативные определяющие тоже связаны со своими определяемыми отношениями согласования, управления и примыкания, которые в противовес обычным являются предикативными, напр.: Мальчик читает; Я читаю (предикативное согласование); Он был врачом; Пугачев был росту среднего; Она оказалась больной; Он здесь учителем (предикативное управление). Синтагматический анализ, предложенный на основе соссюровского понимания синтагмы, оказывается узким и во многом механистичным. Он не способен охватить всю совокупность отношений, действительно имеющих место в предложении, и в этом главный его недостаток.
Лекция 11. Методы социолингвистики
1. Методы полевого исследования
2. Методы моделирования социально обусловленной вариантности языка
Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социологических процедур. Они подразделяются на методы полевого исследования и методы социолингвистического анализа языкового материала. Методы полевого исследования включают анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение. Опросники, используемые при заочном выборочном анкетировании, существенно отличаются от социологических анкет характером и числом вопросов, а также стратегией опроса, определяемой его задачей - получить сведения о речи информанта. Большое внимание уделяется составлению программы и разработке техники интервью. Для получения достоверных данных о влиянии ситуативных параметров на речь информантов тщательно контролируют языковую ситуацию, стимулируя либо естественно-непринужденную речь, либо сознательную ориентацию на престижный эталон. Наблюдения над речевой деятельностью информантов строятся таким образом, чтобы исключить или свести до минимума влияние наблюдателя на их речевое поведение. Иногда проводится т. н. включенное наблюдение, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта.
Для обработки данных полевых наблюдений используются разновидности корреляционного анализа. Для социолингвистики типичны корреляции, в которых в качестве независимых переменных выступают те или иные социальные параметры, стратификационные или ситуативные, а в качестве зависимых - языковые явления. Между коррелятами отмечается как полная, так и неполная функциональная зависимость. Зависимости описываются отдельно по каждому социальному разрезу и комментируются с содержательной (социолингвистической) стороны. Для этого используются табличные данные, графики зависимостей, математико-статистические методы.
Получили распространение некоторые методы моделирования социально обусловленной вариантности языка с помощью т. н. вариативных правил, соединяющих в себе элементы порождающей модели с той вероятностной моделью , которая лежит в основе статистического анализа речевой деятельности. Для анализа социально детерминированной вариативности в ситуациях языкового континуума используется импликационная волновая модель, позволяющая установить социальную иерархию языковых
В языкознании методы лингвистического исследования представляют собой комплекс стандартных средств и приемов, основанных на предположениях о природе анализируемого объекта. Они сформировались в результате развития самой науки, а также в процессе деятельности разных направлений и школ. В широком смысле научно-лингвистические методы исследования – это не только средства и приемы изучения объекта, но и метанаучные убеждения, ценности, разделяемые людьми, занимающимися языкознанием.
Особенности
В рамках общего языкознания методы лингвистических исследований формируются на основе глобальных целей анализа, принятых учеными ценностных обязательств, выраженных в:
- стремлении приблизиться к идеалу строгости описания;
- практической ценности деятельности;
- сопоставимости полученных результатов лингвистического анализа с результатами других видов исследования.
При развитии методологии немаловажное значение имеет представление о том, какие подходы к исследованию можно считать научными, а какие – нет.
Вместе с тем – исходные положения, применяемые без доказательств. Они не подвергаются сомнению, пока не возникнет какое-либо кризисное явление в развитии науки или отдельного ее направления.
В широком смысле методология формирует ядро дисциплины, составляет ее базисный инструментарий.
Основные методы лингвистических исследований
Ключевыми средствами и приемами анализа языка следует считать методы:
- описательный;
- сравнительно-исторический;
- сопоставительный;
- исторический;
- структурный;
- оппозиционный;
- компонентного анализа;
- стилистического анализа;
- количественный;
- автоматического анализа;
- логико-смыслового моделирования.
Кроме того, в науке используется стратификация языка. Как метод лингвистических исследований она получила широкое распространение. С нее, пожалуй, начнем описание приемов.
Стратификация в лингвистике
Возникновение этого метода исследования обусловлено разнообразием структуры общества. Стратификация выражается в речевых и языковых отличиях между представителями той или иной социальной группы.
В результате стратификации (социального разделения) возникают социолингвистические индикаторы. Они представляют собой языковые элементы: фразеологические и лексические единицы, синтаксические конструкции, фонетические особенности. Все они указывают на социальный статус говорящего.
Предметом исследования социолингвистики выступает проблема "человек-общество". Объектом изучения является вариативность структуры языка. Соответственно, переменные (индикаторы) становятся объектом анализа.
Одним из ключевых методов социолингвистики выступает корреляция (статистическая зависимость) социальных и языковых явлений.
Данные для анализа (возраст, уровень образования, пол, род деятельности и пр.) можно получить посредством опроса респондентов. Такой способ широко распространен в социолингвистике, поскольку позволяет сформировать представления о языке, определить относительный социальный уровень конкурирующих лингвистических форм.
Представители отечественных школ языкознания всегда проявляли повышенный интерес к социальному аспекту языка. Идеи о тесной связи лингвистики и социальной жизни носителей языка были сформулированы Щербой, Поливановым, Шахматовым и другими выдающимися учеными.
Описательный прием
Он используется при изучении социального функционирования языковой системы. С его помощью можно проанализировать элементы частей "языкового механизма".
Описательный требует тщательной и очень точной характеристики морфем, фонем, слов, грамматических форм и пр.
Рассмотрение каждого элемента осуществляется формально и семантически. Этот прием в настоящее время используется совместно со структурным методом лингвистического исследования .
Сопоставительный прием
Его можно отнести к числу современных методов лингвистических исследований . Как и описательный прием, сопоставительный способ изучения языка ориентирован на настоящее, на функционирование лингвистической структуры. Однако в качестве ключевой задачи выступает познание различий и сходства двух (или даже большего числа) языков.
Главным предметом сопоставительного выступают структуры языковых систем. При использовании этого приема необходимо постоянно сопоставлять и отдельные элементы, и целые области структуры. К примеру, с помощью этого способа можно проанализировать глаголы в русском и английском.
Структурный способ
Этот прием возник в ХХ столетии, поэтому его считают одним из современных методов лингвистического исследования
. Формирование структурного метода было связано с работами польского и русского ученого И. А. Бодуэна де Куртенэ, отечественного языковеда Н. С. Трубецкого, лингвиста из Швейцарии Ф. де Соссюра и других видных ученых.
Ключевая задача этого метода лингвистического исследования
заключается в познании языка в виде целостной структуры, части и компоненты которой соотнесены и связаны посредством строгой системы отношений.
Структурный прием можно рассматривать как продолжение описательного метода. Они оба направлены на изучение функционирования языковой системы.
Отличие в том, что описательный прием применяется при изучении "наборов" частей и компонентов, действующих в языке. Структурный метод, в свою очередь, позволяет исследовать связи, отношения, зависимости между ними. Внутри этого приема существует несколько разновидностей: трансформационный и дистрибутивный анализ, а также метод непосредственных составляющих. Рассмотрим их кратко.
Дистрибутивный анализ
Этот метод лингвистического исследования основан на изучении окружения отдельных единиц в тексте. При его использовании не применяются сведения о полном грамматическом либо лексическом значении компонентов.
Понятие "дистрибуция" дословно означает "распределение" (в переводе с латинского).
Формирование дистрибутивного анализа связано с возникновением в США "дескриптивной лингвистики" – одной из крупных школ структурализма.
Дистрибутивный метод лингвистического исследования опирается на различные явления:
- Сопровождение анализируемого компонента другими единицами либо предшествование других элементов в потоке речи.
- Способность одного элемента лексически, фонетически или же грамматически связываться с прочими компонентами.
Например, рассмотрим предложение "Девочка очень обрадована". Элемент "очень" соседствует со словом "девочка". Но эти языковые единицы не имеют способности связываться. Можно сказать, что слова "девочка" и "очень" обладают речевой, но не языковой дистрибуцией. А вот слова "девочка" и "обрадована", наоборот, лишены языковой, но наделены речевой дистрибуцией.
Анализ по непосредственным составляющим
Этот метод лингвистического исследования направлен на создание словообразовательных структур отдельного слова и конкретного словосочетания (предложения) в форме иерархии элементов, вложенных друг в друга.
Для наглядности рассмотрим следующий пример: "Старая женщина, которая живет там, пошла к дому своей дочери Анны".
Синтаксический анализ заключается в рассмотрении отношений каждого слова, входящего в предложение, с другим языковым элементом, присутствующим в нем же. Однако это довольно длинный путь.
Целесообразнее выявлять отношения наиболее тесно связанных слов. При этом каждое из них может встать только в одну пару. Фразу можно разделить следующим образом:
"Старая женщина" и "которая живет" , "там" , "подошла к дому" и "своей дочери" , "Анны" .
- старая женщина – старуха ;
- которая живет – живущая ;
- к дому – туда ;
- своей дочери – Анны .
В результате предложение сокращается. Сформированную конструкцию можно уменьшать и далее.
Трансформационный анализ
Он был предложен приверженцами структурного метода Н. Хомским и З. Хэррисом. Сначала трансформационный анализ применялся в синтаксисе.
При использовании этого метода изучаемый факт заменяется "отмеченным" вариантом, выраженным в форме, имеющей близкое значение. Альтернатива является осмысленной, допустимой в плане коммуникативных требований. При этом необходимо обеспечить стандартность замен.
К примеру, словосочетание "чтение Достоевского" предполагает 2 трансформации: "Достоевский читает" и "Достоевского читают". Аналогичная ситуация и с сочетанием "встреча друзей". Его можно трансформировать в "друзей встречают" и "друзья встречаются".
Трансформационный метод базируется на правилах преобразования и перераспределения языковых элементов. Принято считать, что прием сопряжен с двумя принципами: формирование глубинных структур и преобразование их в поверхностные.
Метод оппозиций
В современном толковании этот прием был разработан приверженцами Пражской школы лингвистики. Сначала он применялся к фонологии, а впоследствии – к морфологии. Основой для возникновения идей о морфологических оппозициях стал труд Н. С. Трубецкого.
Единицей языка на уровне морфологии представители Пражской школы считали морфему. Она квалифицируется как скопление элементарных оппозиций (числа, вида, падежа, лица и пр.). При разных оппозициях морфема разделяется на "семы" – элементарные значения. К примеру, форма глагола "бегут" содержит сему числа, которая выявляется в противоположении "бегут"-"бежит", сему лица – "бегут"-"бежим", сему времени – "бегут-бежали"/"будут бежать" и так далее.
Как и фонологические, морфологические оппозиции могут нейтрализоваться. К примеру, в русском языке неодушевленные существительные не отличаются в винительном и именительном падеже.
Компонентный анализ
Он представляет собой метод изучения содержательного аспекта значимых функций языковой системы. Разрабатывался прием в рамках структурного семантического анализа.
Компонентный метод лингвистического анализа направлен на разложение значения на минимальные семантические элементы. Этот прием считается одним из универсальных в языкознании. Ученые-лингвисты достаточно широко его используют в научной работе.
Одной из гипотез метода является предположение, что значение каждой языковой единицы (в т. ч. слова) содержит набор компонентов. Использование приема позволяет:
- Определить ограниченный набор компонентов, посредством которых можно описать значение большого числа слов.
- Показать лексический материал в форме систем, выстроенных по конкретному семантическому признаку.
Этот метод целесообразно применять в ходе выявления семантических универсалий, учитывать которые необходимо при автоматическом переводе. Прием базируется на представлении о принципиальной разделимости смыслового содержания каждого слова. Он позволяет анализировать лексическое значение в виде структурного множества упорядоченных элементов разных семантических типов.
Формируются методы научного исследования. Метод путь исследования по определению Ю. Степанова в лингвистике общие 1 обобщенные совокупности теоретических установок методик исследования языка связанные с определенной лингвистической теорией и методологией частные 2 отдельные приемы методики операции технические средства исследования определенного аспекта языка.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Методы лингвистического исследования
Высшая форма человеческой познавательной деятельности - научное изучение объективной действительности. Научное познание отличается целенаправленностью, систематичностью, преднамеренным использованием средств и приемов познания.
Научное познание выявляет сущностные свойства объектов, а эти свойства, как правило, не даны в непосредственном наблюдении. Поэтому человечество накапливает исследовательские приемы, которые способствуют выявлению скрытой специфики объекта. Формируются методы научного исследования.
Метод - путь исследования, по определению Ю.С. Степанова, в лингвистике -
общие 1) обобщенные совокупности теоретических установок, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и методологией,
частные 2) отдельные приемы, методики, операции - технические средства исследования определенного аспекта языка.
Общая философская теория метода изучается в методологии, которая представляет собой систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
В этих принципах деятельности выделяются: 1) условия приобретения, 2) структура, 3) содержание знания, 4) пути достижения истины.
Каждый метод основывается на познании предметов и явлений объективной действительности, основывается на свойствах реалий, но тем не менее это ментальное образование, одно из важнейших категорий субъективной диалектики.
Учитывая сказанное, можно предложить такое определение (лингвистического) метода: путь и способ познания объекта, зависящий от свойств объекта, аспекта и цели исследования.
К общенаучным методам относят наблюдение, эксперимент, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, моделирование, интерпретация.
Наблюдение осуществляется в естественных условиях на основе чувственного восприятия объектов изучения. Наблюдение касается лишь внешней стороны явлений, его результаты могут быть случайными и недостаточно надежными.
Эксперимент дает возможность неоднократно воспроизводить наблюдения в процессе преднамеренных и строго контролируемых воздействий исследователя на изучаемый объект.
Индукция и дедукция относятся к интеллектуальным способам познания. Индукция - это обобщение результатов отдельных частных наблюдений. Данные, полученные в результате опыта, систематизируются, и выводится определенный эмпирический закон. Дедукция опирается на положение либо постулируемое, либо полученное путем обобщения предварительных результатов частных наблюдений. Дедукция позволяет преодолеть ограниченные возможности чувственного опыта, непосредственного наблюдения. Например, Ф.де Соссюр предположил наличие в некоторых древних индоевропейских языках т.н. ларингальных звуков, что было подтверждено Б. Грозным при дешифровке хеттских письмен. Индукция и дедукция взаимосвязаны и взаимообусловлены. Преимущественное их употребление в том или ином случае связано с разграничением двух уровней научного исследования - эмпирическим и теоретическим.
Под анализом понимается мысленное или осуществляемое в эксперименте расчленение предмета на составные части или выделение свойств предмета для изучения их в отдельности. Это база для познания общего через единичное. Синтез - мысленное или экспериментальное соединение составных частей предмета и его свойств и изучение его как единого целого. Анализ и синтез связаны, обусловлены взаимно.
Моделирование - такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей, которая является функциональным аналогом оригинала.
Интерпретация (от лат. т!егрге1а1;ю - объяснение, истолкование) - раскрытие смысла полученных результатов и включение их в систему существующих знаний. В 60-70-е годы XX века возникло научное направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривает значение и смысл языковых единиц зависимыми от деятельности человека.
Прием составляет сущность метода, поскольку это определенное действие с языковым материалом. Например, в рамках сравнительно-исторического метода большую роль играют приемы внутренней (комплекс приемов и процедур, с помощью которых воссоздаются не засвидетельствованные памятниками языковые формы: динамическая праязыковая модель «родословного древа» А. Шлейхера) и внешней реконструкции (сравнение родственных языков). Операции (приемы): 1) Отбор и синхронное сопоставление материально тождественных и семантически близких единиц (принцип материального сходства). 2) Выявление системы закономерных соответствий. 3) Определение временной соотнесенности сравниваемых явлений. 4) Определение хронологической глубины реконструкции. 5) Восстановление праформы. 6) Моделирование праязыкового состояния.
Метод компонентного анализа исследует содержательную сторону значимых единиц языка; цель - разложение значения на минимальные семантические составляющие (семы). Приемы: 1) Выделение архисемы (отражает общие категориальные признаки единиц определенного класса (отец, мать, дочь, сестра - родственник). 2) Выделение дифференциальных признаков - видовых (отец - мужской пол, родитель, прямое родство, кровное родство, первое поколение). 3) Контекстуальные семы, отражающие различные ассоциации слова в разных ситуациях употребления. (Слуга царю, отец солдатам /отечески заботящийся о других). 4) Семная структура.
Методика - последовательность применения приемов, научно-исследовательских и технических, которая зависит от аспекта исследования. Методика охватывает все этапы исследования.
PAGE \* MERGEFORMAT 61
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
18181. | Англоязычная компьютерная терминосистема как объект лингвистического исследования | 570.19 KB | |
Лексико-семантический способ образования единиц компьютерной лексики. Синтаксический способ образования единиц компьютерного подъязыка. удачные термины способствуют развитию науки а неудачные тормозят ее. Это выражается в способности обслуживать другие компьютерные сферы поскольку техническое снабжение неминуемо задействовано при выходе на более высокий уровень компьютерной деятельности; как следствие АКТ обязательны в профессиональном употреблении. | |||
19321. | Материал и методы исследования | 2.07 MB | |
Определение загрязнения окружающей среды пылью по её накоплению на поверхности листовой пластины древесных растений. Чем интенсивней процесс техногенного воздействия на окружающую среду тем выше интерес к её состоянию и качеству к развитию перспективных методов оценки экологического состояния среды. | |||
2743. | ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 23.52 KB | |
Какие инструментальные методы применяют в акушерстве Из наиболее применяемых методов следует указать: наружную кардиотокографию КТГ кардиография механогис терография актография; ультразвуковое сканирование; допплерографию определение скорости кровотока в магистраль ных сосудах матки пуповины и плода; определение биофизического профиля плода; амниоскопию; рентгеноцефалопельвиометрию см. Инвазивные: амниоцентез; хорионбиопсия; кордоцентез; определение в родах pH крови плода полученной из кожи го ловки.... | |||
4734. | Физические методы исследования в химии | 15.98 KB | |
Развитие всех разделов химии – неорганической, аналитической, физической, органической, биологической, химической технологии и т.д. – на современном этапе развития химической науки невозможно без использования физических методов исследования, поскольку чисто химические методы анализа и исследования себя практически исчерпали. | |||
3789. | Физико-химические методы исследования природных вод | 208.08 KB | |
Для нормального функционирования и жизнедеятельности, человеку, да и вообще живому организму, требуется незагрязненная – чистая вода. Но это высказывание слишком тривиально для данной работы, поэтому следует углубиться. Накопленные человеком знания дают конкретизацию или критерии в плане того, какой должна быть вода. | |||
3736. | Подходы к изучению и методы исследования национальной экономики | 5.94 KB | |
Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах. | |||
5793. | Методы выделения и исследования коллекторов в магматических породах | 56.32 KB | |
Оценка емкостных свойств коллекторов в магматических породах методами ГИС. Коллекторы нефти и газа горные породы которые обладают емкостью достаточной для того чтобы вмещать УВ разного фазового состояния нефть газ газоконденсат и проницаемостью позволяющей отдавать их в процессе разработки. Среди коллекторов нефти и газа преобладают осадочные породы. | |||
8055. | Основные методы поиска информации для исследования экономической деятельности | 18.24 KB | |
Основные методы поиска информации для исследования экономической деятельности Интеллектуальный умственный труд в любой форме его проявления неразрывно связан с поиском информации. Процессы поиска информации с развитием общества становятся все сложнее и сложнее поскольку стремительно растет выпуск печатной продукции в мире развивается информационная сеть Интернет. В этих условиях существенно усложняется сама система поиска информации и постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Понятие подготовленности специалиста в этом... | |||
1839. | Феноменологический, экспериментальный, аналитический методы исследования процессов и аппаратов | 516.61 KB | |
Сложность процессов пищевых производств и многообразие действующих факторов являются объективной основой широкого применения так называемых феноменологических зависимостей. Исторически сложилось так, что большое количество явлений переноса энергии и материи аппроксимировано зависимостями вида | |||
6405. | Методы социологического исследования в связях с общественностью на примере компании ООО Альянс | 53.82 KB | |
Для начала автор курсовой работы предлагает рассмотреть понятия программы исследования. Исследование в связях с общественностью направлено на распознавание существующих проблем, содержания и выявление причины этих проблем, а также определение путей их решения. |