Использование предметов-заместителей в игровой. Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку» . Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы : «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет , по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит : «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями , взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например : «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или : «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?» .

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его : «Чем ты кормишь куколку?» . Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос : «Может быть, это яичко?» . Ребенок согласно кивает головой : «Яичко» . После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему : «Предметы –заместители в детской игре » .

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру» .

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши : «Что ты приготовила?» . Она ответила : «Готовлю обед» .

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила : «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили : «спасибо» .

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала : «Что ты везешь по железной дороге Показывая на разные предметы , которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод :

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

«Основные предметы» - История. История Мира История России История Европы. География мира География России География Европы География Азии. Физика. Экономика мира Экономика России Экономика Европы Экономика Азии. Экономика. Русский язык. Повторение. География. Алгебра Геометрия Физика Химия Экономика. Основные предметы: Практический Английский язык Орфография Грамматика.

«Предмет психологии» - Зрительные иллюзии восприятия. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Тема 3. Рациональные формы освоения действительности. Иллюзия Мюллера-Лайера. Виды памяти. Виды внимания. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.

«Волшебные предметы из сказок» - «Волшебное кольцо» Семён спас змею Скарапею. «Иван – царевич и серый волк». Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. « Петушок- золотой гребешок и чудо меленка». Раздел «Волшебные слова». Вы отправляетесь в «Комнату находок» . «По Щучьему веленью» «По щучьему веленью, по моему хотенью…». Здесь вы увидите предметы, музыкальные инструменты сказочных героев.

«Интеграция предметов» - Интеграция литературы и информатики. Проект математики и истории. Интеграция математики и биологии. Всероссийская дистанционная олимпиада "Инфознайка". Интеграция математики и химии. Интеграция биологии и информатики. Клименченко Александра стала призером в России. Всероссийская дистанционная олимпиада "Кенгуру".

«Признак предмета» - Расскажите правила включения и выключения компьютера? Изучить признаки предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус, название) Научится обобщать предметы по какому либо признаку. Сгруппируй (обведи овалами разных цветов) предметы, имеющие общий признак. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики.

«Предмет химии» - Предмет химии. Поддается обработке руками. Химия изучает. Твердое. Нерастворимо в воде. Пластичное. Превращения веществ. Мягкое. Медь. Проводит ток. Формы существования химического элемента. Химический элемент. Термин "химия" египетского происхождения. Выберите признаки для следующих веществ: МЕДЬ, ЖЕЛЕЗО, ГЛИНА.

или О роли предметов-заместителей в детской игре

Можно ли съесть кашу, если под рукой нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он относится к реальной ситуации, а не к игровой.
Участники игры с большим аппетитом (или с ярко выраженным отвращением) поедают несуществующую кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».
Это самое «понарошку» - основа воображения и творческих способностей человека, умения самостоятельно ставить вопросы и находить на них нестандартные ответы.
В ситуации, когда ребенок кормит куклу из игрушечной тарелочки, уже присутствует доля воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но маленькие предметы - копии жизненных реалий помогают ребенку воссоздавать действие. Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет искать им замену среди попавшихся ему под руку предметов: роль тарелочки может выполнить листик, роль ложечки - палочка. Листик и палочку психологи называют предметами-заместителями. Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности («творческости»).
Ведь если ребенок вместо кукольной посуды использует листик и палочку, ему потребуется гораздо больше напрягать свою фантазию и воображение. Он должен будет мысленно наделить случайные предметы неспецифическими для них функциями.
Поэтому, когда говорят о создании среды, способствующей творческому развитию ребенка, обычно отмечают: в такой среде должно быть много предметов и материалов с «размытыми» функциями, легко поддающихся изменению, трансформирующихся, неспецифических - различного вида конструкторы, природные материалы, пластилин, проволока и т.п.
Этот принцип довольно последовательно реализуют вальдорфские педагоги: вальдорфская среда изобилует шишками, камешками и коряжками, кусочками шерсти и клубками ниток. (Правда, конструкторы вальдорфцы не жалуют: считают, что они сделаны из ненатуральных материалов и способствуют технократизации детского внутреннего мира.) Вальдорфские куклы не имеют лиц именно на том основании, что «готовое» кукольное лицо несет на себе печать «готовой» эмоции, и это мешает детям фантазировать по поводу кукольных настроений. Позиция не бесспорная, но аргументированная и имеющая право на существование.

Означает ли признание роли заместителей в развитии ребенка, что следует по возможности сократить «игрушечные» фонды детей? Нет, конечно. Игрушка играет не только развивающую, но и социализирующую роль. Ее функции не ограничиваются ролями в игре. Она может быть престижным предметом обладания, утешителем, собеседником. И она, конечно же, дает уроки манипуляции с предметами. Но игра не сводится к игрушке, может развиваться помимо игрушки и даже без нее, сами игрушки подвергая трансформации и лишая их изначальных функций.

О том, как можно подтолкнуть детей к использованию предметов-заместителей, рассказывает
Наталья ИГУМЕНОВА , педагог детского сада № 306 г. Красноярска.

Дети средней группы обучаются дежурить - накрывать на стол. В силу своей новизны и социальной ответственности дежурство привлекательно для малышей. Эту ситуацию можно использовать для развития игровой деятельности детей и для обучения их пользоваться предметами-заместителями.
Начало было положено экскурсией в подготовительную группу. Четырехлетки наблюдали, как старшие дети накрывали на стол. Ребята из подготовительной группы были очень ответственны: ведь учиться их опыту пришли малыши! Они показали все необходимые во время дежурства действия, рассказали о «принципах» сервировки.
Дети средней группы каждый день видели, как няня накрывает на стол, но не придавали этому значения: ведь перед ними не стояла задача научиться накрывать на стол. Наблюдая за действиями старших детей, малыши быстро их усвоили и стали использовать в своей предметной деятельности.
Через некоторое время воспитательница обратилась к детям с просьбой: «К нам в гости пришел Мишка и просит научить его накрывать на стол». Дети с гордостью взяли на себя роль «учителя» и «поделились» с Мишкой своим опытом. Сначала они просто копировали действия старших детей. Но потом в их деятельности стали появляться новые детали сервировки (например, столы были украшены вазочками с цветами), новые сюжетные действия.
С этого времени игра в чаепитие заняла прочное место среди любимых детьми игровых сюжетов. Дети накрывали на стол, расставляли приборы в определенном порядке, договаривались, спорили, решали какие-то вопросы. Все свои действия они выполняли для того, чтобы напоить чаем кукол-дочек.
Но однажды воспитательница собрала детей и сказала: «Кукла Таня пригласила в гости друзей, хочет их угостить. Но… где же посуда? Исчезла куда-то. Может, разбилась? Как же играть? Что делать?» Действительно - что делать? Дети растерялись. Одно дело - пригласить кукольных гостей к столу, сервированному кукольной посудой. Другое дело - пытаться напоить друзей чаем, если отсутствуют привычные игрушки. Тут воспитательница тоже глубоко задумалась: «Кажется, у меня где-то была волшебная коробочка. В ней лежат разные предметы. По желанию тех, кто берет их в руки, они могут становиться самыми неожиданными вещами». Коробочка была извлечена на свет, и в ней действительно обнаружились разные предметы: кусочки ткани, детали от конструктора, зеркальце, губная гармошка и другие.
Оставалось решить, можно ли использовать все это богатство вместо кукольной посуды и каким образом. Дети быстро включились в обсуждение ситуации. Решения, которые они предлагали, были самыми неожиданными. Губная гармошка, например, была призвана изображать нож. В конце концов на стол «накрыли» и даже умудрились «выпить чаю» с гостями куклы Тани.
Но некоторые проблемы так и остались нерешенными. Среди сокровищ волшебной коробочки не нашлось ничего достойного изображать чайник. Поэтому чайник решили представлять понарошку.
После этого случая воспитатель время от времени включался в игру, «разрушая» ее привычный ход и побуждая детей использовать в игре предметы-заместители.
Возможность использовать предметы-заместители значительно расширила игровые возможности детей. Дети стали использовать принцип заместителей при разыгрывании сказочных сюжетов в настольном театре. Можно ли инсценировать сказку (к примеру, «Колобок»), если отсутствуют необходимые куклы? Оказывается, можно. В роли куклы-Колобка выступит яблоко, в роли медведя - большая коричневая коробка из-под обуви, поставленная на торец, и т.д.
В результате «упражнений» с предметами-заместителями в игре детей появилось более динамичное развертывание сюжета, возникновение развернутого ролевого диалога с воображаемым предметом или с партнером, «выстраивание» сложных отношений между предметами-заместителями.
Когда ребенок использует предметы-заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся не только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Ирина ТОКМАКОВА

Ложка - это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка.
У кошки шесть котят.

Тряпка - это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка.
Оделся - и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово «Плим».
Я повторяю снова:
«Плим, плим, плим!»

Вот прыгает и скачет -
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(Из зарубежного фольклора)

Использование предметов-заместителей в игровой деятельности дошкольников Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде Насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Безопасность Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. -наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Что такое предмет-заместитель? Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, и имеющая много сходных черт с реальным объектом. В своих работах Д.Б. Эльконин отмечает, что, «дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия». А Л. С. Выготский отвечая на вопрос: «Но все ли в игре может быть всем?» указывает на то, что перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. Роль игрушки-заместителя в развитии детей Все психические процессы: воображение, мышление, речь, память, слуховое и зрительное восприятие. Развивает крупную и мелкую моторику. Воспитывает полезные привычки. Увеличивает двигательную активность. Способствует развитию взаимоотношений со сверстниками. Творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Обеспечивает эмоциональное благополучие. Познавательный интерес. Младший возраст Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды: Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик). Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Организовываются индивидуальные пространства для игр. Игра «Во что с этим можно поиграть? » Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка – градусник, ложка, ручка; стульчик – самолет, конь; зонтик – гриб, парашют; веревка – пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Средний возраст Гости Что нужно: Кирпичики- мыло, телефон, котлета, хлеб; Шарики –яичко, яблоко, мороженое, Палочка- ложка, нож Кубик-чашка, мясо Скомканная бумага- каша, суп Трубочки от коктейля – макароны. Мяч – арбуз. Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются. Старший возраст Магазин Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина, шишки, крышки от пластиковых бутылок), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники –полоски бумаги, сыр-баночка из-под крема, пироги - пазлы, пластмассовый мячик-картофель, кольцо от кольцеброса-сумочка, шляпа, блинчик, карманчик. Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек. Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки. Школа Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности. Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры. Цирк Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов, скакалки, верёвочки, кегли, лоскутки ткани, искусственные цветы, шарики, мячики, футляры от киндер-сюрприза… Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное. Умение использовать в игровой деятельности предметы заместители поможет: глубже понять окружающую действительность, оперировать абстрактными образами и понятиями, усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства, формированию отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей, создать положительную мотивацию к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни, стремлению к получению знаний.

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре»

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заместителю-удобство в выполнении игровых действий.

Варя К., 2г 9м

В период наблюдений играла в игры «Приходите ко мне в гости», «Парикмахерская».

Игра «Приходите ко мне в гости» начиналась с того, что я рассказала детям, как надо готовиться к приходу гостей.

Варя подошла к игровому уголку и пригласила в гости кукол Ваню и Катю. Она долго играла с ними: кормила их, сопровождая свои действия развёрнутыми обращениями к ним: «Угощайтесь, гости». Наливала из чайника чай: «Это тебе, Катя, чай, а это – Ванечке». На тарелочку положила мозаику – это были у неё конфеты, а на другую тарелочку положила кубик – это тортик. На поднос разложила колечки от пирамидки – это баранки. Девочка играла свободно, замещая один предмет другим, использовала предметы – заместители (мозаика – конфеты, кубик – тортик, колечки от пирамидки – баранки).

В последующие дни Варя также играла с куклами. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, вносила в игру новые предметы – заместители (пазлы – печенье, геометрические фигурки – вкладыши – пряники).

Играя в « Парикмахерскую» Варя делала мне и детям причёски. В этой игре она использовала игрушечный набор « Парикмахерская», а также предметы – заместители (кубик – мыло, кегли – шампунь, её пальчики – ножницы). Варя мыла нам волосы, сушила их феном из игрушечного набора и делала стрижку.

Вадим К., 2г 7м

В отличие от Вари Вадим не всегда в своих играх пользуется предметами – заместителями. Ему нужна моя помощь, он не комментирует свои действия.

Предложила Вадиму построить мост для машины. В игре мы использовали такие предметы – заместители: песок – детали от конструктора, кубики – кирпичи, блоки – книги. Предоставляла мальчику возможность действовать самому, задавала вопросы. Наши игры сопровождала соответствующими стихотворениями А. Барто.

Вадим сначала копировал мои действия, а в последующие дни самостоятельно построил гараж для машины. Использовал предметы – заместители: кирпичи – детали крупного конструктора «Лего». Мальчик подключил в свои игры детей группы. На машине привозил им в «Магазин» продукты питания. В качестве продуктов использовал предметы – заместители: яблоки – красные и жёлтые мячики, хлеб – кубики, сыр - баночка из – под крема. Играя, Вадим начал комментировать свои действия, проявлять фантазию и воображение.

Таким образом, использование в игре предметов – заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребёнка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Все приведённые примеры показывают, что дети активно пользуются предметами – заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь. Всё это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.