Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Человеческие страхи: психология


Автор

Психологическая особенность, детерминирующая специфику страха

Специфика страха (новый вид страха)

Д. Селли

Осознание «опыта»

Социальный страх, рожденный из опыта

3. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я

А. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я как первый «внутренний» страх

Г. С. Салливен

Система самости получает возможность самоконтроля

Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом знаковых (синтаксических) взаимоотношений ребенка с миром

В. И. Гарбузов

Осознание смерти

Страх смерти

А. И. Захаров

Осознание смерти, активная социализация, «магическое» мышление

Страх смерти, страх «быть не тем», страх мифологических существ

Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, – страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Рассмотрев основные теории детских страхов, обратимся к описанию коррекционной программы, направленной на снижение уровня страхов.

Теоретической основой программы можно назвать взгляды И.Б.Гриншпуна о том, что причиной страха является деприва-ция специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Соответственно когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Из свободного фантазирования оно превращается в аутостимуляцию, строящую «круговое» и жесткое движение образов, – таким образом воображение закрепощается. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет активизация фантазии и накручивание невротической аутостимуляционной цепочки – разрушение привычных паттернов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.

Перейдем к описанию самой коррекционной программы.

Цель программы – активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало не по «законам» страха, а, наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач.

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом.

Активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

«Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 10-15 детей возраста 6-9 лет.

Программа строится по следующему плану.

Занятие 1. Вступление.

Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

Занятие 2. «Бояться можно».

Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

Занятие 3. Архетипы страха.

Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

Занятие 4. «Веселый страх».

Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаний.

Занятие 5. Реальный страх.

Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Занятие 6. Нестрашный страх.

Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

Занятие 7. Страх в сновидениях.

Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

Занятие 8. Заключение.

Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Занятие 1. Вступление

Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

1. «Потерялся!»

Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.

Материал. Повязка на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся , а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.

2. «Фу, убирай!» (на основе народной игры)

Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двигательного напряжения.

Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

3. «Превращаемся в страшных»

Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Содержание. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

4. Рисование страха

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

Занятие 2. «Бояться можно»

Общая цель: снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

1. «Путаница»

Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособности.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей – «распутаться», не расцепляя рук.

2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше»

Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. Осознание социальной приемлемости страха. Переструктурирование сознания с борьбы со страхом на его использование и контроль.

Содержание. 1-й этап. Детям читается рассказ.

В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял.

А Маша – большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша резиновый нож. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

2-й этап. Под руководством ведущего сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3-й этап. Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.

3. «Маски страха»

Цель. Отреагирование негативных переживаний. Подготовка материала для занятия 4.

Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Ножницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки.

Занятие 3. Архетипы страха

Общая цель: 52. Вибрационные поля и шумовое загрязнение">активизация ресурсов бессознательного , связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

1. «Колобок» (игра на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование личных страхов. Материал. Различные маски.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.

2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.

Материал. Маска волка.

Содержание. Один ребенок – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.

3- «Пых» (на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение.

Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера.

Содержание. Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.

Занятие 4. «Веселый страх»

Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

1. «Зайцы и Страшный»

Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье, радость». Формирование основ произвольного управления данной полярностью – изменение содержания страха через смену отношения к нему.

Материал. Двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры.

2-й этап. Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изображает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.

3-й этап. Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям – что нам тогда делать? Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.

2. «Как заставить страх исчезнуть?»

Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх – веселье. Обучение контролю над страхом через смену отношения к нему. Материал. Страшные маски.

Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой герой – один ребенок. Он гуляет по лесу и вдруг – Баба Яга. Что можно сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается , смеется – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными детьми и разными образами страха.

3. «Превращение страха»

Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. Краски, фломастеры, карандаши.

2-й этап. Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.

4. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 5. Реальный страх

Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

1. Сказка «Спасение родителей»

Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха наказания.

Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.

В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.

2. «Кто притаился в темноте?»

Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты. Понимание «обманчивости» страха.

Материалы. Маски «ужасов».

Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит....малень-кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха глаза велики» (автор Т. Шишова).

3. «Я могу!»

Цель. Осознание возможности адекватного проживания и переживания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов.

Материалы. В зависимости от содержания-.

Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой конкретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Основная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуацию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потребностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в зависимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» – нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражнения является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не просто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты.

4. Рисование на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется.

Занятие 6. Нестрашный страх

Общая цель: второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

1. «Зимовье зверей»

Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повто ряется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.

2. Разговор со страхом

Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. Детям говорится, что «мы уже стали могучими волшебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами». Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидящий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль , так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со стороны группы или ведущего (в последнюю очередь) – подсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возможно проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые варианты должны быть согласованы с самим ребенком («Он так сказал? Мог он это ответить?»).

При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия серьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых ситуаций и т. п.) должна проводиться индивидуальная психологическая работа вне рамок тренинга.

j?. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 7. Страх в сновидениях

Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

1. Групповой сон

Цель. Эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном. Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.

Материал. Наличие возможности создать в помещении эффект расслабляющего «полусвета». Магнитофон. Кассеты со спокойной музыкой.

Содержание. Краткий разговор о снах – кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.

Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего.

2. Личный сон

Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций. Интеграция значимых частей личности в процессе работы со снами.

Материал. Тот же, что и в упражнении 1.

Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанного сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна.

J?. Рисование сна

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.

Занятие 8. Заключение. Итоги

Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шуточные одежды.

2-й этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, наполняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Ее структура аналогична структуре волшебной сказки по В. Я. Проппу: звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается и занятие плавно перетекает в 3-й этап.

3-й этап. Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее увеселение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.

5. Консультирование родителей

Итак, мы рассмотрели особенности индивидуальной коррекци-онной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, основная цель и критерий успешности которой – их психологическое здоровье. Однако мы должны также коснуться специфики работы с их родителями. Как мы уже говорили, наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – это их взаимоотношения с родителями. И содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка.

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Однако можно утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

На сегодняшний день консультативная психология является достаточно развитым научно-практическим направлением, включающим различные теоретические концепции и достаточно разнообразный и эффективный методический инструментарий. Наиболее подробно описано семейное консультирование как важнейшая область применения консультаций. Очень интересны работы, рассматривающие проблемно-ориентированный подход как интегративный , обобщающий накопленные достижения различных психологических школ (П. П. Горностай, В. К. Васьковская, В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Однако требуется модифицировать, а иногда где-то по-новому определить структуру консультативной беседы и содержание ее этапов применительно к психологическому здоровью детей как основной цели работы.

Так, после установления контакта одним из первых этапов, традиционно выделяемых всеми авторами, является формулирование запроса, т.е. конкретизация ожидаемой психологической-помощи. Определяется структура жалобы: локус, самодиагноз. Обсуждаются способы работы с ее скрытым и явным содержанием.

Однако принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Как мы уже отмечали ранее, всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. С детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня должна проводиться индивидуальная коррекционная работа. Но начинать ее без согласия родителей неэтично. Кроме того, как известно, практически любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или проблемам детей, вскрытым в ходе групповой или индивидуальной работы, а не приходят сами. И это существенно меняет начальные этапы консультации. Первым этапом становится сообщение педагога-психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа – побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. Сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Страх самораскрытия и неадекватная установка могут взаимодействовать друг с другом, образовывать достаточно мощные психологические защиты, мешающие консультированию.

Мы полагаем, что наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» – яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем ребенка в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т. е. угрожающих его самореализации и здоровью. Построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать с психологом. Таким образом, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога как с точки зрения ее локуса, так и с позиций ее сюжета.

Обратимся к рассмотрению второй принципиальной особенности консультирования в рамках формирования психологического здоровья – кратковременности консультирования, т. е. наличия достаточно ограниченного времени на консультативную беседу. Кратковременность обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного педагога-психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу.

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.

Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:

просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;

использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;

использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».

Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:

в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;

в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».

Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».

Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».

Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка , присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.

В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.

Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.

Однако здесь можно встретиться с такой трудностью.В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери , если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.

Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.

Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.

Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова организационная структура психологической поддержки дош кольников и младших школьников"

  2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофи лактической работе?

  3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?

  4. Что такое терапевтические метафоры?

  5. Где и как используются рефлексивные технологии?

  6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная ра бота с детьми?

  7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?

  8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику дет ских страхов?

  9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?

  10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?

Вопросы для самоанализа


  1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, рабо тающий с детьми?

  2. Умеете ли вы играть с удовольствием?

  3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?

  4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?

  5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

  6. 6 Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?

  7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?
Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.; Минск, 1997.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Батптервортп Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 1998.

Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. – М., 1999.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. – М., 1994.

Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1980.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Хухлаева О.В. Тропинка в мое «Я». – М., 2001.

Многие люди беспокоятся по самым незначительным поводам, даже если ничего серьезного не случилось. Такие чувства не несут ничего кроме тревожности, они разрушают нервную систему. Люди, которые много волнуются, не могут жить полноценной жизнью. Они постоянно напряжены и чувствуют дискомфорт. Обратившись к психологии, можно понять суть этих явлений и избавиться от них.


Чем отличается страх и тревога

Страх и тревога, оба этих явления могут показаться одинаковыми на первый взгляд. Но на самом деле, они не идут рука под руку. Если беспричинная тревога разрушает нервную систему, то страх, наоборот, мобилизует силы организма.

Представьте, что на улице на вас напала собака, чувство страха заставит вас действовать, предпринимать какие-либо действия, чтобы защитить себя. А вот если вы просто будете тревожиться, что собака может на вас напасть, то это заставит вас чувствовать себя плохо. Излишнее чувство страха тоже не приводит ни к чему хорошему.

Чувство тревоги может иметь различную степень - от легкой до сильной. Это чувство тревоги и страха без причины может зависеть от состояния организма, от воспитания или наследственных факторов. Именно поэтому есть люди, страдающие фобиями, мигренями, мнительностью, и т.д.



Основные причины тревожности

При таком состоянии у человека случается внутренний конфликт, который постепенно растет и заставляет его чувствовать плохо. Этому способствуют определенные факторы. Рассмотрим причины страха и тревоги:

  • психологическая травма в прошлом,
  • раздражающие действия,
  • мнительность характера, когда человек ни в чем не уверен,
  • психологическая травма в детстве, когда родители слишком сильно давили на ребенка, предъявляли ему завышенные требования,
  • малоподвижный образ жизни, неправильное питание,
  • начало жизни в новом месте, ранее человеку незнакомое,
  • негативные события в прошлом,
  • особенности характера, когда пессимистичный настрой на жизнь становится стилем жизни,
  • нарушения в организме, которые разрушают эндокринную систему и вызывают гормональный сбой.



Разрушительное действие тревоги и страха

Человек делает себе только хуже, когда он постоянно живет в состоянии тревоги и страха. Страдает не только его психология, но и здоровье. Когда человек испытывает постоянное чувство тревоги, сердце у него начинает биться чаще, ему не хватает воздуха, артериальное давление скачет вверх.

От слишком сильных эмоций человек сильно устает, его организм изнашивается быстрее. Появляется дрожь в конечностях, он не может долго уснуть, появляется боль в желудке без видимой причины. Многие системы организма при таком состоянии страдают, у женщин возникают гормональные сбои, у мужчин нарушается работа мочеполовой системы. Поэтому необходимо знать, как избавиться от страха и тревоги.



Выявление проблем

Нет такого человека, который бы ничего не боялся. Важно, осознать, насколько сильно это мешает жить. У каждого человека свои страхи: кто-то боится выступать публично, другие испытывают проблемы в общении с противоположным полом, следующие просто стесняются своего характера, они не хотя показать себя слишком умными, глупыми, и т.д. Признавая свою проблему, можно будет начать борьбу с ней и преодолеть страх.



Борьба со страхом и тревогой

Существует множество способов избавиться от тревоги и страха.

  1. При чувстве тревоги всегда возникает напряжение. И если это напряжение снять, то негативные чувства рассеются. Чтобы перестать постоянно беспокоиться, необходимо научиться расслабляться. Физическая активность помогает в этом деле, поэтому попробуйте сделать зарядку, а лучше займитесь физической деятельностью в команде. Прогулки на свежем воздухе, пробежки, дыхательные упражнения также помогут бороться с излишним беспокойством.
  2. Поделитесь с близкими людьми, которым вы доверяете, своими чувствами. Они помогут вам рассеять чувство страха. Другим людям чужие страхи кажутся незначительными, и они смогут убедить вас в этом. Общение с близкими людьми, которые вас любят, снимут груз проблем, сдавившие вас. Если у вас нет таких людей, то доверьте ваши чувства дневнику.
  3. Не оставляйте проблемы не решенными. Многие люди беспокоятся чем-либо, но не предпринимают ничего, чтобы изменить это. Не оставляйте ваши проблемы как они есть, начинайте делать хоть что-то, чтобы справиться с ними.
  4. Юмор помогает нам избавиться от многих проблем, разрядить накаленную обстановку и заставить расслабиться. Поэтому общайтесь с теми людьми, которые заставляют вас много смеяться. Вы также можете просто посмотреть юмористическую программу, почитать о чем-то смешном. В ход может идти все, что вызывает у вас радостные чувства.
  5. Занимайтесь приятным для вас делом. Отвлекитесь от ваших негативных мыслей и позвоните друзьям, пригласите их на прогулку или просто посидеть с вами в кафе. Иногда бывает достаточно просто поиграть в компьютерные игры, почитать увлекательную книгу, всегда можно найти что-то, что доставляет вам удовольствие.
  6. Представляйте себе чаще положительный исход событий, а не наоборот. Мы часто беспокоимся, что какое-либо дело может закончиться ужасно, и представляем себе это в ярких красках. Попробуйте делать наоборот и представить, что все закончилось хорошо. Это поможет вам снизить тревожный невроз.
  7. Уберите из вашей жизни все, что порождает тревожное расстройство. Обычно просмотр новостей или передач о криминале, где часто говорится о чем-то негативном, порождает еще большее чувство беспокойство. Поэтому, постарайтесь не смотреть их.



Психологические трюки, помогающие избавиться от чувства страха

Выделите себе 20 минут в день, когда вы можете полностью отдаться тревоге и подумать о том, что вас тревожит более всего. Вы можете дать себе волю и даже поплакать. Но когда отведенное время подойдет к концу, запретите себе даже думать об этом и принимайтесь за свои повседневные дела.

Найдите тихое место в вашей квартире, где ничего вас не будет беспокоить. Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите глубоко. Представьте, что перед вами сгорающий кусочек дерева, от которого поднимается дым в воздух. Представьте, что этот дым является вашей тревогой. Наблюдайте, как он поднимается в небо и растворяется в нем полностью, пока кусок дерева не догорит. Просто наблюдайте за этим, не пытаясь никаким образом повлиять на движение дыма.


Займитесь рукоделием. Монотонная работа помогает отвлекаться от ненужных мыслей и делать жизнь более безмятежной.

Даже если у вас не получается избавиться от тревожных мыслей сначала, со временем вы научитесь это делать. Главное, следуйте советам, и вы постепенно станете меньше беспокоиться.

Избавляемся от страха – советы психологов

Психологи предлагают использовать несколько трюков, как избавиться от страха.

  1. Арт-терапия помогает справиться с чувством страха. Попробуйте нарисовать свой страх, выразить его на бумаге. Затем сожгите листочек с рисунком.
  2. Когда вы испытываете приступы паники, переключитесь на другое дело, чтобы ваше чувство не углублялось и не заставило вас чувствовать себя плохо. Займись другим делом, которое поглотит все ваши мысли и ваши негативные чувства отойдут.
  3. Осознайте природу вашего страха, разложите его по полочкам. Постарайтесь написать все, что вы чувствуете и о чем беспокоитесь, а затем зажгите бумажку.
  4. Дыхательное упражнение "Вдыхание силы и выдыхание слабости" поможет вам избавиться от страха. Представьте, что со вдохом вам в организм поступает смелость, а с выдохом ваше тело избавляется от страха. Вы должны сидеть при этом прямо и быть расслабленным.
  5. Идите навстречу своему страху. Если вы будете преодолевать его во что бы то ни стало, то это поможет вам меньше беспокоиться. Например, вы боитесь общаться с кем-то, идите и общайтесь с ним. Или, например, вы панически боитесь собак, наблюдайте за ними, попробуйте погладить безобидную собачку. Это самый действенный способ, который помогает избавиться от страха.
  6. Когда паника и тревога полностью завладела вами, подышите глубоко 10 раз. За это время ваш разум успеет адаптироваться к окружающей действительности и успокоиться.
  7. Иногда полезно разговаривать с самим собой. Таким образом ваши переживания станут вам более понятными. Вы осознает всю глубину положения, в котором оказались. Понимание вашего состояния поможет вам успокоиться, ваше сердце уже не будет биться так часто.
  8. Чувство злости поможет вам переключиться с вашего страха, поэтому найдите кто, что заставит вас испытать данное чувство.
  9. Найдите что-то действительно смешное, это нейтрализует панические атаки мгновенно. Вы почувствуете себя гораздо лучше после этого.



Перестаньте бояться своих страхов

На самом деле, чувство страха помогает нам преодолевать жизненные препятствия и улучшать нашу жизнь. Многие люди творили великие дела, руководствуясь чувством страха. Великие музыканты боялись, что они останутся непризнанными и сочиняли великолепную музыку, спортсмены боялись поражений и достигали неимоверных высот, ученые и врачи совершали открытия, боясь чего-то.

Это чувство на самом деле мобилизирует силы нашего организма, заставляет действовать активно и совершать великие дела.


Вы никогда не сможете побороть свой страх, просто отпуская его от себя все без разбору или не обращая на него внимание. Но вы можете стать более счастливым. Постарайтесь жить с радостью, наслаждаясь текущим моментом. Не стоит слишком сильно переживать по поводу прошлых ошибок и постоянно грезить о будущем. Это поможет вам жить с комфортом и радоваться тому, что у вас есть.

Занимайтесь делом, которое вам по душе и вы будете чувствовать свою значимость для других людей. Это поможет вам легче справляться со всеми страхами и тревогами в вашей жизни.

С рождения и до самой смерти человек периодически испытывает чувство страха. Кто-то подвержен ему в большей степени, кто-то в меньшей, но нет на Земле таких людей, которые бы совсем ничего не боялись. Иногда вполне объяснимо и закономерно, а в некоторых случаях его природа неизвестна. В чем же причины страха и как от него избавиться?

Что такое страх?

Страх - это негативное состояние человеческой психики, спровоцированное реальной либо мнимой угрозой. Каждый в своей жизни неоднократно испытывал это чувство в различных ситуациях. Даже самый отважный и храбрый человек может в глубине души чего-то бояться.

В психологии страх относят к базовым эмоциональным процессам, присущим человеку с рождения. Он мобилизует защитные системы организма, подготавливает его к борьбе с угрозой либо к бегству.

Страх - это своеобразная сигнализация об опасности, способствующая реализации Под влиянием может совершить такие действия, на которые в обычном состоянии не способен. К примеру, бежать с огромной скоростью, перепрыгивать через высокие препятствия, проявлять удивительную сообразительность и находчивость.

Природа человеческого страха

Страх зародился вместе с самим человечеством. Его корни уходят в далекое прошлое, когда основной его функцией было сохранение жизни нашим предкам. Страх заложен в человека природой с целью быстрого и точного распознавания опасности.

Древним людям было свойственно бояться всего неизвестного и непонятного. Их приводили в ужас любые незнакомые звуки, природные стихии, невиданные ранее животные. С развитием науки человек получил знания о многих явлениях, которых раньше боялся.

На сегодняшний день страх уже не несет в себе функции борьбы за выживание. Исключение составляют те случаи, когда человек попадает в чрезвычайные, экстремальные ситуации. Однако в современном мире на смену страху перед реальной опасностью пришли всевозможные социальные фобии. Это вызвано тем, что на данный момент людям очень важно быть признанными обществом, вызывать уважение к своей персоне.

Страх - это чувство или эмоция?

Психология трактует страх как эмоцию человека, имеющую яркую отрицательную окраску. В то же время некоторые источники рассматривают это понятие как состояние человека. Так что же такое страх? Это чувство или эмоция?

Словом «страх» люди в обычной жизни привыкли называть как чувство, так и эмоцию. На самом деле четкая граница между этими понятиями отсутствует. С одной стороны, страх больше относится к эмоциям, поскольку чаще всего носит кратковременный характер и призван активизировать защитные функции организма человека. А с другой?

Если он не прекращается длительное время, трансформируется, периодически повторяется, приобретает новые формы, тогда можно говорить, что страх - это чувство. В этом случае он уже не служит для спасения, а, наоборот, деструктивно влияет на организм. Чувство страха - это не мгновенная реакция на некий раздражитель, а продукт человеческого сознания.

Виды страха

Существует достаточно много всевозможных классификаций страха. Все зависит от того, чем вызвано это гнетущее чувство. Так, выделяют реальные, экзистенциальные и социальные страхи. Вкратце остановимся на каждом из них.

Реальный или биологический страх - это боязнь, связанная с непосредственной угрозой жизни или здоровью человека. В этой ситуации нечто представляет потенциальную опасность для индивида. Например, огромная собака, пытающаяся напасть на человека, или природные стихии, такие как цунами или землетрясения.

Экзистенциальный страх - это необоснованная боязнь чего-либо, не представляющего реальной опасности для человека. Такие страхи таятся в глубинах подсознания людей и не могут быть до конца объяснены. В эту группу входит смерти, старения, замкнутого пространства.

Социальные страхи - относительно новая группа фобий человека, не существовавшая ранее. Они не могут причинить реального вреда, а несут в себе лишь символическую угрозу. Сюда относится страх перед начальством, ответственностью, публичными выступлениями, неудачами, ударам по самолюбию. Боязни этого типа являются самыми распространенными в современном мире, причиняют человеку психологический дискомфорт и приводят к массе проблем.

и их причины

Страхи детей чаще всего не имеют реальных оснований, они надуманны и преувеличенны. Воображение малышей настолько богатое, что даже простая вещь может представляться им зловещей. К примеру, тень от игрушки может показаться ребенку устрашающим монстром.

Кроме того, дети не обладают достаточной информацией о нашем мире, что также может породить какой-либо страх. Это хорошо, если ребенок делится со взрослыми своими опасениями, просит помощи и защиты. Родители должны постараться объяснить малышу природу пугающих его явлений, успокоить и породить в крохе ощущение безопасности.

Но в некоторых случаях страхи детей вызваны реальными событиями, произведшими на них огромное впечатление. Такое может случиться, если, например, на глазах у ребенка прохожего сбила машина, или его самого покусала собака. Такие фобии могут остаться с человеком на всю жизнь, хоть со временем и ослабеют.

Боязнь смерти

Одни люди практически не задумываются о том, что жить они будут невечно, для других же боязнь умереть становится настоящей фобией. Страх смерти - это одна из самых сильных эмоций, она является для человека базовой. Бояться умереть вполне логично, ведь каждый опасается за свою жизнь, стремится сохранить и продлить ее.

Причин бояться смерти у человека немало. Это и пугающая неизвестность того, что будет после, и невозможность представить свое несуществование, и боязнь боли и страданий перед уходом в иной мир.

Люди, ранее не задумывающиеся о смерти, попадая в ситуации, реально угрожающие их жизни, начинают испытывать настоящий страх. Это может произойти, к примеру, если человека чуть было не сбила машина, или самолет чудом избежал крушения. В такие моменты каждый начинает ценить свою жизнь и задумываться о том, что все мы невечны.

Страх неудачи в любви

Многие люди, хотя бы один раз разочаровавшись в партнере, боятся строить новые отношения. Для них любовь - это страх того, что негативные эмоции и страдания вновь повторятся. Теперь им сложно поверить человеку, открыть для него свое сердце и начать доверять.

Боязнь новых неудач в любви делает закрытыми для общения и новых знакомств. Очень часто на то, чтобы побороть это чувство, уходят долгие годы, а некоторые так и не справляются со своей фобией в течение всей жизни.

В подобных ситуациях важно понять, что на свете очень мало людей, которые ни разу не пережили любовную неудачу. Ошибившись однажды, не стоит всех мужчин или всех женщин считать одинаковыми. Важно верить, что вы обязательно сможете найти человека, который сделает вас счастливым и поможет забыть предыдущие неурядицы.

Как избавиться от страхов?

Страх - это эмоция, время от времени одолевающая каждого человека. Люди боятся абсолютно разных вещей, поэтому единого рецепта избавления от наших фобий быть не может.

Для начала следует постараться понять, чем же именно вызван ваш страх. Иногда сделать это очень сложно, так как боязнь тех или иных вещей спрятана глубоко в нашем подсознании. Выяснив первоисточник своей фобии, необходимо задуматься, действительно ли ваш страх - это жизнь в постоянном кошмаре и переживаниях, или он, в принципе, не доставляет вам особых неудобств. Как правило, страх как кратковременная эмоция не требует особой борьбы, а вот если он начинает перерастать в фобию, то избавляться от него нужно как можно скорее.

Далее необходимо разобраться в себе, проанализировать, в какие моменты вы начинаете бояться больше всего. Постарайтесь сократить до минимума стрессовые ситуации, в которых вы ощущаете дискомфорт, тревогу и опасение.

В борьбе со своими фобиями нужно научиться переключать внимание на что-то позитивное и доброе, как только чувствуете, что страх стал подбираться к вам. Если же вам самим не удается справиться с проблемой, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам.

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что «страх – это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» .

Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия .

Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» .

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленно на источник действительной и воображаемой опасности» .

В. И. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого .

По мнению А.И. Захарова, страх – это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности . Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития .

А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи .

По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией. Страхи являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей .

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием .

В самом общем виде страх условно классифицируют на :

Ситуационный (возникающий в необычных ситуациях)

Личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью).

Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности .

Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка .

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх .

Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:

Возрастные

Невротические

Страх сделать ошибку

Страх перед школой

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми .

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, их представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед педагогом.

Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует .

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их .

По характеру: природные, социальные, ситуативные, личностные.

По степени реальности: реальные и воображаемые.

По степени интенсивности: острые и хронические.

Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности .

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами .

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить чувства .

Таким образом, страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Страх имеет условно - рефлекторный характер в психологическом восприятии ребенка. Страх условно классифицируют на: ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста: возрастные, невротические, страх сделать ошибку, страх перед школой. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова.

Маловероятно, что в мире нет человека, который не боится чего-либо. Психология страха многогранна и глубинна. Страх бывает разным. Есть тот, который необходим каждому для того, чтобы обезопасить его от повторения ошибок, попадания в опасные ситуации, что стоят ему жизни. Только глупцы сочтут нужным не бояться подобного.

Нормальный страх необходим также, как и боль. Последняя является сигналом о каких-либо нарушениях в организме. А главной функцией страха является предупреждение индивида о проблемах, которые могут не случиться, если прислушаться к внутреннему голосу.

Другой стороной этого чувства является страх болезненный. Он мучает некоторых годами, приобретая форму постоянного, хронического, при этом иногда не о чем не сигнализирует. Такое чувство принято называть .

Страх с точки зрения психологии

Страх являет собой не что иное, как внутреннее состояние индивида, вызванное существующей или же предполагаемой опасностью. Эмоциональная реакция на страх возникает тогда, когда человек, находясь в ситуации, воспринимает ее за потенциально опасную.

Можно сказать, что страх – это сигнал об опасности, но мнимый это сигнал или же реальный, все зависит от , его биологического и социального развития.

Страх с точки зрения психологии имеет положительные и отрицательные стороны. Так, отрицательной является эмоция, возникающая во время боязни чего-либо. Нельзя сказать, что отрицательные эмоции несут в себе вред для здоровья и жизни человека в целом. Они являются эмоциональными реакциями, которых люди спешат избежать, вытеснить из своего разума.

Положительной стороной страха является его роль стимула в преодолении опасностей. То есть активизируется ориентировочный рефлекс, вследствие чего притупляется функционирование тех систем, что не обеспечивают выживание индивида в данный момент. Таким образом организм старается приложить все усилия, чтобы спастись.

Страх способен предупредить о том, какая опасность ожидает человека.

Стоит отметить, что генетики и психологи открыли взаимосвязь генов и страха. Так, у некоторых людей не исключено наличие связи, находящееся между мутациями генов, что способна ослабить естественную защиту человека перед жизненно опасными факторами.

Происхождения страха

Если вы хоть раз задавались вопросом «Откуда берутся страхи?», то ниже приводим перечень факторов, которых психология отнесла к тем, что влияют или непосредственно вызывают страх у человека.

  1. Одним из важных компонентов, влияющего на возникновения страха является фантазия человека. В основном, эти страхи зарождаются в детском возрасте.
  2. Зачастую, детские страхи вызваны внушением, психология выявила причину данных страхов в сознательном запугивании малышей взрослыми. Это происходит иногда от того, что учителя, родители ленятся объяснить детям по каким причинам что-то нельзя делать.
  3. Иногда страхи могут быть вызваны физиологическими изменениями в организме, болезнями, психологическими проблемами. К примеру, те, кто испытывают депрессию, подвергаются наибольшей вероятности получения какого-либо страха.

Преодоление страха

Стоит отметить, что вы осознаете, как преодолеть свой страх, если прислушаетесь к следующим советам, что дает психология:

Итак, необходимо помнить, что страха как такового не существует. В большинстве случаев он - плод человеческого воображения.