Решение управленческих проблем. Управленческие проблемы и их решение

Основным продуктом субъекта управления является управленческое решение - действие, включающее выбор цели и методов для ее достижения в конкретной ситуации. В сущности, принятие решения и его реализация и составляют один управленческий цикл.

Управленческое решение должно быть взвешенным, продиктованным сложившейся конкретной обстановкой, а также обеспеченным необходимыми ресурсами. Решение должно учитывать как тактические, так и стратегические цели предприятия, должно быть эффективным с учетом всех последствий, которые можно на данном этапе предусмотреть.

Способы разработки управленческих решений могут быть формализованными и интуитивными. Формализованные способы основываются на утвержденных инструкциях, нормативах, предписаниях и не требуют от руководителя глубокой мыслительной работы. Таковы, например, методы выбора подрядчика при бюджетном финансировании строительства. Интуитивные (эвристические) решения принимает руководитель, основываясь на собственном опыте, неосознанно. Как правило, это происходит при недостатке информации или времени на принятие решения.

В армии, где быстрота и правильность решения определяет сохранение человеческих жизней, методы управления содержатся в боевых уставах. В них в сжатом виде разъясняется последовательность действий руководителя подразделения (порядок работы командира) после получения боевой задачи. Обычно предписывается следующий порядок действий: уяснение задачи, отдача предварительных распоряжений, оценка обстановки и собственных сил, выработка замысла, принятие и утверждение решения, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия, обеспечения и управления, проверка выполнения задачи, доклад старшему начальнику.

Формализованная последовательность принятия управленческого решения в целом напоминает процесс оптимизации проектных решений . Субъектом управления при этом является «лицо, принимающее решение (ЛПР)» - это одно из ключевых понятий управления. В процессе принятия решения необходимо:

  • четко сформулировать задачу и выбрать параметры, которые могут быть изменены;
  • выбрать показатели, которые определяются для принятия решения, и установить критерий выбора решения;
  • оценить влияние внешних факторов и выбрать наиболее существенные;
  • определить ограничения параметров и показателей;
  • назначить варианты решения, определить (рассчитать) показатели для каждого варианта;
  • оценить зону неопределенности решения и возможные риски;
  • выбрать наилучшие варианты, принять и утвердить решение.

Понятно, что далеко не все управленческие решения могут быть формализованы и приняты на основе расчетов. Тем не менее в ряде случаев возможно применение расчетных процедур, например при использовании информационных технологий оптимизации календарных планов, схем механизации. В этих случаях критерием принятия решения могут стать дисконтированный доход, себестоимость строительства, трудозатраты, сроки строительства и др.

Важной составной частью управления является методология. Существуют различные классификации и описания методов управления, однако важно понять, что на каждой фазе управленческого цикла могут применяться различные методы. Например, часто выделяют авторитарные, демократичные и экономические методы управления, однако все они относятся в основном к фазе мотивации и едва ли применимы на других стадиях управленческого цикла. Предлагаем читателю обдумать этот вопрос самостоятельно.

На фазе планирования могут быть применены такие методы, как балансовый, нормативный, прогнозный, факторный, экспертный и др. В частности, балансовый метод связан с составлением балансов получения и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов за определенный период. Материальные балансы могут составляться в натуральном или стоимостном выражении.

Нормативный метод планирования основан на использовании норм расхода ресурсов, норм выработки, нормативов отчислений и др. Широко применяются сметные нормы, которые не только позволяют определить стоимость работ, но и включают нормативы расхода материалов, конструкций, трудовых затрат на единицу работ.

Прогнозный метод (метод экстраполяции) относится к экономико-математическим методам и основан на статистическом анализе динамических рядов отдельных факторов и показателей. При этом рассчитывается тренд в виде математической зависимости, которая с определенной вероятностью прогнозирует изменение показателей на планируемый период .

Метод факторного анализа также основан на математической обработке статистики, однако его задачей является определение относительного влияния внешних факторов на результативные показатели планирования, другими словами, определения чувствительности решения относительно этих факторов. При этом оказывается, что ряд факторов можно будет учитывать приближенно или не учитывать совсем.

Метод экспертных оценок применяется в том случае, если нет достаточной статистики для определения существенных показателей плана. При этом производится опрос группы экспертов, которые анализируют проблему и дают свои интуитивные оценки, которые обрабатываются организаторами опроса. Опрос может быть повторен для сближения точек зрения экспертов (метод Дельфи). В некоторых случаях выработать решение позволяет «мозговой штурм», т.е. коллективное свободное обсуждение проблемы, при котором высказываемые гипотезы практически не критикуются, а накапливаются и потом обсуждаются.

В период организации строительного производства применяются методы, обеспечивающие повышение производительности труда, гарантирующие высокое качество строительной продукции и безопасность производства. В частности, хорошие результаты дает внедрение поточного метода организации строительства, совмещенного метода монтажа, узлового метода и др. Они будут подробно рассмотрены ниже.

Также составной частью организации работ является создание структуры управления. Для оптимизации организационной структуры применяются свои методы, такие как метод организационного моделирования, при котором оптимальная структура управления выбирается по определенному критерию, например по минимуму объемов информации, передающейся между отделами. Можно назвать также метод структуризации целей, который заключается в системном осмыслении функций подразделений и взаимоотношений между ними. К сожалению, попытка построить экономико-математическую оптимизационную модель управляющей системы приводит, как правило, к неоправданным сложностям и неустойчивым решениям. Поэтому применяются более простые методы, например аналоговый метод, позволяющий перенести на новую почву опыт других организаций, а также знакомый читателю экспертный метод.

Методы мотивации широко распространены в управлении, их часто называют методами управления. Методы мотивации - это способы целенаправленного воздействия на людей, предпринимаемого субъектом управления. Современные методы мотивации можно разделить на экономические, административные и психологические. Общим для них является наличие положительной и отрицательной направленности: поощрение наказание. Так, экономические методы имеют, казалось бы, только положительную направленность: уровень заработной платы, премирование, участие в прибылях повышает статус работника. Однако и отсутствие своей фамилии в премиальном списке несет для члена коллектива большое отрицательное воздействие. В то же время одни экономические методы способны удовлетворить лишь «нижний уровень» потребностей человека: собственные физиологические потребности, обеспечение семьи, «запас прочности» на будущее. Как правило, этого недостаточно.

Административные методы в современной практике управления применяются нечасто, так как ассоциируются с авторитарным, недемократичным стилем управления. В большинстве случаев административные методы (приказы, указания, инструкции, ограничения) не несут негативной нагрузки, а являются необходимым звеном производственных отношений. Однако в напряженной обстановке (при нехватке времени и ресурсов, угрозе для фирмы в целом) иногда бывает необходимо отдать жесткое приказание, не подлежащее обсуждению, и подкрепить его угрозой наказания, вплоть до увольнения. Конечно, постоянное применение таких крайних методов ведет к стрессам, падению производительности и качества работы, иногда - к уходу ценных сотрудников.

Морально-психологические методы призваны удовлетворить человеческие потребности высшего уровня: потребность в разнообразных и интересных занятиях, в равноправном общении, в реализации творческого потенциала, в уважении других людей и т.п. Поэтому эти методы предполагают внимательное отношение к личности работника, развитие лучших его черт путем поддержки инициатив, одобрения усилий, признания вклада в общее дело. В то же время руководитель должен подмечать и отрицательные черты членов коллектива (эгоизм, грубость, чрезмерная жажда власти) и не давать им развиваться. Это приходит с опытом.

Наконец, методы контроля включают как чисто технические (измерение, наблюдение, проверка), так и организационно-экономические методы (обследование, анализ, статистическое обобщение). Важнейшее место занимает анализ причин отклонений фактического состояния системы от планировавшегося. Контроль должен быть объективным, достоверным, непрерывным и полным. При этом следует соблюдать законность, применять только запланированные и эффективные методы. На основе контроля следует принятие управленческих решений, и цикл повторяется.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое система? Приведите примеры.
  • 2. Что такое эмерджентность (системный эффект)?
  • 3. Охарактеризуйте строительство как систему.
  • 4. Какие элементы вы включили бы в цикл управления?
  • 5. Назовите некоторые принципы современного управления.
  • 6. Назовите некоторые функции управления.
  • 7. Какие вы знаете методы управления на отдельных фазах управленческого цикла?
  • См. «Экономика строительства».
  • Подробнее см. гл. 42 учебника «Экономика строительства».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ ЕКОНОМІКИ ТА ПРАВА

імені АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТУ

Представлено на кафедру ________________________

(дата, підпис секретаря кафедри)

Рецензування: ___________________________

(кількість балів, “до захисту” (“на доопрацювання”),

дата, підпис керівника курсової роботи)

Захист:____________________________

(кількість балів, дата, підпис викладача)

Підсумкова оцінка _______________________

______________________ (кількість балів, оцінка

за 4-х бальною системою, дата, підпис викладача)

КУРСОВА РОБОТА

з дисципліни «Менеджмент та адміністрування»

на тему "Вирішення управлінських проблем"

Студентки Козюпи Анастасії Валеріївни

Групи МН-09-1

Керівник курсової роботи Момот Володимир Євгенійович,

д.е.н., проф., зав.кафедри менеджменту

Дніпропетровськ

Введение

Управленческая проблема - это сложный вопрос, задача, которая требует четкого уяснения, детального изучения, оценки и рационального решения.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время, вокруг них всегда есть люди или организации которые их порождают, но несмотря на это предприятия не останавливаются в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяются внешние и внутренние факторы, окружение, и в результате чего возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Подразумевается причинно-следственная связь. Например, изменились тенденции, ставки налогов, устарела технология, оборудование и т.д.

Чтобы выяснить причину возникновения проблемы, необходим причинно- следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять неглавные, побочные, глубоко изучить, уяснить и здраво оценить ситуацию. Таким образом, будет приготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей 1, ст.191]. Принятие решений - составная часть любой управленческой функции, одно из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Необходимость принятия решения включает в себя все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.

Исходя из выше изложенного, в данной курсовой работе будут раскрыты основные аспекты решения управленческих проблем.

Управленческие проблемы: суть, классификация, природа возникновения

Процесс принятия решений - это один из главных пунктов управленческой деятельности. Научные исследования и практический опыт говорят о том, что рациональное и грамотное решение проблем возможно тогда, когда руководитель руководствуется общепринятыми методами работы в этой области.

Управленческие проблемы классифицируются по следующим признакам:

· степень важности и срочности. Обычно, самые важные проблемы являются наиболее срочными;

· степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях;

· возможность решение проблемы с минимальными затратами и в оптимальные сроки;

· степень риска, связанного с решением данной проблемы и возникновения новых, на основе имеющейся;

· масштабы последствий если решение не будет принято вовремя, а также количество организаций и лиц, которых непосредственно касаются данные проблемы и т.д.

Также, проблемы могут различаться по способам их разработки:

· безальтернативный, когда вариант решения только один, а другого нет;

· бинарный и много вариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;

· в случае когда ни один из способов не может помочь решить проблему, используется комбинационный способ. Он состоит в том, что комбинируются отдельные части и способы решения проблем, которые не противоречат друг другу. В целом это основа для последующего решения проблемы.

Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.

Виды проблем рассматриваются по следующим критериям:

· стратегические, сопутствуют формированию базы стратегических данных, их изучение, оценку практическое использование;

· тактические, решение происходит в более короткие сроки чем стратегическое;

· краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, текущие;

· по уровням руководства - высшего, среднего и низового звеньев управления.

Человек сталкивается с проблемами в разных социальных ролях: женщина и мужчина, член семьи (мать, дочь, отец ит.д.), человек определенного возраста (молодой парень примет иное решение, чем мужчина в возрасте), член трудового коллектива. В зависимости от социальной роли будут принятии абсолютно разные решения одной и той же проблемы.

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с самого начала своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть серьёзными и не совсем, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутренней или внешней среды, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.2, ст.204 К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести:

· изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;

· неверные принципы и методы деятельности работников;

· ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;

· умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д.;

· изменения в политике и экономике государства;

· природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.).

Предметом анализа управленческих проблем являются управленческие решения, т.е. решения, принимаемые человеком как элементом определенной иерархии, звеном организации в рамках его компетенции и направленные на достижение целей этой организации или предприятия.

Инструментарий, использованный для анализа и решения проблем

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Выбор одежды, продуктов питания, вида транспорта для поездки на работу, учебного заведения, места работы -- все это решения разной степени сложности и важности.

Достаточно распространено следующее определение: «Решение -- один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения. Этот процесс заканчивается принятием решения»3,с.391.

В литературе, посвященной теории принятия решения, можно найти самые разные определений этого понятия. Говоря о решении, обычно подрузумевают:

· элемент множества возможных альтернатив;

· нормативный документ, который регламентирующий деятельность системы управления;

· устные или письменные распоряжения о необходимости выполнения конкретного задания, операции, процесса;

· регламентируемую последовательность действий для достижения поставленной цели;

· нечто, отражающее достижение поставленной цели (материальный объект, число, показатели);

· реакцию на раздражитель.

Обязательным условием определения термина “решение” с позиций данной теории является выбор предпочтительной альтернативы.

При всем разнообразии к определению принятия решения, необходимо помнить что, - это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий.

Схем.1 Этапы развития возможных альтернатив событий

Принятие управленческого решения представляет собой процесс, состоящий из отдельных актов и процедур, предполагающий обязательное осознание целей и средств действия моделирование действия, оценку и анализ условий, в которых принимается решение.

Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации. Решение может рассматриваться как конечный результат управленческого труда, а его принятие -- как процесс, ведущий к появлению этого конечного результата. Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости начала процесса осуществления непосредственных действий, связанных с достижением поставленных перед организацией и ее работниками целей и задач, либо, наоборот, вывод об отказе от этих действий. Необходимость принятия решений обусловлена возникновением в процессе жизнедеятельности организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих разрыв между желаемым и действительным положением дел. Данный процесс включает много различных элементов, но в нем непременно присутствуют такие составляющие, как проблемы, цели и задачи, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Принятие решений характеризуется как:

· сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

· поведение, основанное на достоверной входящей информации, а также миссии организации;

· процесс четкого взаимодействия членов организации;

· выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

· одна из основных частей общего процесса управления;

· одна из основных функций ежедневной работы менеджера;

· важная составляющая выполнения всех других функций управления.

Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим, если проблема текущая, краткосрочная, то и решение должно быть аналогичным.

Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев управления. В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и ответственность за принятые решения стратегического характера. Примером может служить направление инвестиций (капиталовложений) на перспективное развитие производства нового вида изделий, решение о расширении производства или, напротив, о свертывании дел и т.д.

Решение тактических проблем - это дело средних звеньев руководства; на основе предписаний "сверху" они планируют решения проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые звенья управления решают проблемы исходя из устных распоряжений, указаний или письменных приказов.

Текущие проблемы каждодневного характера, так называемая рутинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления. От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие руководители по возможности должны быть освобождены.

Решение проблем классифицируется по ряду признаков: степень обязательности исполнения; функциональное назначение; способ принятия; сфера реализации.

По степени обязательности решения могут быть: директивными - они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур. Рекомендательные решения разрабатываются совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно. Ориентирующие решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно.

По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие ход выполнения решения. Например, предписывающие способ действия и методы решения проблем; распределяющие работу между исполнителями, по проведению контроля, проверок, подготовке нормативных документов и др.

По способу принятия выделяются решения выборочные и систематические. К первым относятся решения одного или нескольких вопросов данной проблемы, ко вторым - решения, охватывающие проблему целиком во всей ее многосложности и взаимосвязи.

По сфере реализации решения связаны с той областью деятельности, которой порождена проблема и от решения которой зависит дальнейший ход дела в данной сфере. Это может быть производство, финансы, сбыт, поставки, кадры и т.д.

Решения классифицируются также на принятые единолично или коллективно, на общие и специальные, на запрограммированные и незапрограммированные, на закрытые и для общего пользования и т.д.

Принятие решений всегда сопряжено с определенной степенью риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно меняющейся обстановки считается нормальной для менеджера. Поэтому он действует на основе, имеющейся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует действительному положению дел. В таких условиях он вынужден действовать наудачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

В практике менеджмента разработаны несколько вариантов комплексной оценки риска в ходе решения проблем. Правилом здесь является то, что общая сумма риска равна сумме частных рисков, а частный риск равен нормативной минимальной ставке с поправкой на каждый элемент риска (скидкой или добавкой).

Среда риска, неопределенности и конфликта предъявляет особенно жесткие требования к субъективным условиям принятия решения. Вот почему менеджер должен обладать целеустремленностью, высокой способностью к адаптации, инновационным и прогностическим мышлением.

Принятие управленческого решения находится под воздействием двух групп факторов, влияющих как по отдельности, так и совокупно: объективных и субъективных.

Объективные факторы:

· внешнее окружение организации, составляющие которого действуют на организацию непосредственно (микросреда) или опосредованно (макросреда). Они взаимосвязаны, динамичны и неопределенны, что серьезно затрудняет принятие решения;

· внутренние условия -- ресурсы всех видов, структура организации и коммуникации -- более управляемы, чем внешние, но в каждый конкретный момент ограничены и не всегда дают возможность достичь цели в объективно обусловленный срок и с оптимальными затратами.

Субъективные факторы:

· инновационные способности, аналитический склад ума, психические процессы, состояния и свойства.

Одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решения, является среда, основными характеристиками которой выступают определенность, риск, неопределенность, конфликтность.

Определенность выражает детерминированный характер процесса, т.е. обязательность наступления результата при соблюдении определенных условий.

Риск -- вероятность наступления события может быть просчитана с помощью экономико-математических методов в интервале от 0 до 1 .

Неопределенность -- часто встречающаяся среда принятия управленческих решений, когда количество влияющих факторов и их взаимодействие непрогнозируемое в связи с отсутствием аналогий и методов (времени) прогнозирования.

Конфликтность -- среда, включающая возможность активного противодействия принятию и реализации решения.

Характер среды значительно влияет на процесс принятия решения.

Существуют общепринятые методы работы рационального решения проблем. К ним относят, прежде всего, научный метод, суть которого состоит, во-первых, в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза (предположение) о самой проблеме и возможных подходах к ее решению.

Во-вторых, научный метод дает системную ориентацию, т.е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации. Выявленные взаимосвязи позволяют наиболее полно представить причины возникновения проблемы и увидеть ее основу. Такой подход даст возможность бороться не с последствиями, порожденными проблемой, а непосредственно с причинами ее возникновения, предпринять действия, исключающие повторение нежелательных явлений.

В-третьих, научный метод пользуется математическим моделированием. К нему обращаются в наиболее сложных случаях, не позволяющих диагностировать проблему и подготовить решение без дополнительного количественно-качественного анализа, лишь на основе причинно-следственной оценки. Метод математического моделирования применяется также, когда в реальности невозможно провести тот или иной эксперимент хода развития события или явления.

Для менеджеров, занятых хозяйственной деятельностью, важное значение имеет метод экономического анализа. Он, по сути, является одной из форм построения модели. Экономический анализ включает методы оценки экономических показателей работы предприятия, издержек, рентабельности, движения денежных средств, уровня спроса и др. Примером может служить модель, в основе которой лежит определение точки самоокупаемости, анализ безубыточности работы. Метод принятия решений здесь связан с определением точки, когда суммарный доход сравняется с общими расходами, т.е. когда работа предприятия перестает быть убыточной, и начинает приносить прибыль.

Многие исследователи полагают, что оптимальной деятельности предприятия способствуют принятые и реализованные рациональные решения. В основе разработки рационального решения проблемы лежит объективный и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует в каждый период времени, а также тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении (это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом) состоит в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Диагностика проблемы. Перший шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз. На данном этапе необходимо определить источник возникновения и причину расматриваемой проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Руководитель должен понимать, что именно можно сделать с проблемой. Многие возможные решения не будут реалистичными. Это связано с недостачей ресурсов для реализации принятых решений.

3. Определение альтернатив. Формулирование набора альтернативных решений проблем, необходимо позаботится о том, чтобы был учен достаточно широкий возможный спектр.

4. Оценка альтернатив. При оценке руководитель определяет достоинства и недостатки каждой альтернативы и возможные общие последствия.

5. Выбор альтернативы. Если все предыдущие этапы были выполнены качественно, то принять решение сравнительно просто. Необходимо выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Таким образом, успех дела может быть достигнут лишь благодаря огромному опыту, знаниям и интуиции руководителя. Решение проблем сопряжено с большой, напряженной и сложной работой всех участников, а также с постоянными поправками, координацией, контролем. Здесь присутствует риск потерять многое, если не все. Но в случае удачного исхода дела и положительного результата нестандартного решения последний превосходит всякие ожидания.

Характеристика компании "Дженерал моторс"

Корпорация "Дженерал моторс" (основано 16 сентября 1908 г.) - лидер "большой тройки" автомобильных гигантов США ("Дженерал моторс", "Форд мотор компани" и "Крайслер"). "Дженерал моторс" -- это вертикально-интегрированная компания, на предприятиях которой выполняются практически все операции, связанные с производством автомобилей: выпуск комплектующих узлов и деталей, сборочные операции, а также сбыт готовой продукции, запчастей и сопутствующих товаров.

Расположение США: Детройт, штат Мичиган; председатель и генеральный директор - Дэниэл Акерсон; отрасль - автомобилестроение; продукция - легковые и коммерческие автомобили; оборот - $104,6 млрд (2009 год); чистая прибыль - -$30,86 млрд (чистый убыток, 2008 год); число сотрудников - 209 тыс. человек (2009 год).

Наряду с главным своим бизнесом -- производством автомобилей -- "Дженерал моторс" производит дизельные двигатели различного назначения, тепловозы, дорожно-строительное оборудование, а также поставляет автомобильные компоненты другим компаниям. Кроме того, "Дженерал моторс" является традиционным поставщиком Пентагона, выпуская продукцию сугубо военною назначения (авиационные турбины и их компоненты, системы навигации и управления, различные типы авиакосмического оборудования). "Дженерал моторс" выпускает следующие марки легковых автомобилей: "Бьюик", "Кадиллак", "Шевроле", "Оддсмобил", "Понтиак".

История становления и роста

История становления и роста монополии "Дженерал моторе" -- это история поглощения других компаний, централизация капитала в руках ее владельцев. Так действовало руководство корпорации в США, в разное время скупив прежде самостоятельные компании "Шевроле", "Юнайтед моторс", "Фишер боди", "Бендикс авиэйшн", "Делко авиэйшн" и др. Таким же образом появились и многие подконтрольные зарубежные предприятия -- в 1929г. была приобретена в Германии (на 80% капитала) компания "Адам Опель АТ". В 1971 г. было скуплено 34% акций японской автомобильной компании "Исудзу моторс". В 1979 г. "Дженерал моторс" перекупила у находившейся на грани банкротства фирмы "Крайслер" 74,4% акций ее предприятия в Колумбии, а также сборочные предприятия "Крайслер" в Венесуэле. Крупнейшей дочерней компанией "Дженерал моторс" является "Дженерал моторс оф Канада", вторая по величине корпорация в экономике Канады. Значительны размеры и подконтрольной "Воксхолл" в Англии. "Дженерал моторс холденс" в Австралии и "Дженерал моторс ду Бразил" в Бразилии находятся в списке 500 крупнейших компаний мира. Полностью принадлежащая "Дженерал моторс" дочерняя компания "Дженерал моторе аксептанс корпорейшн" ведает всеми операциями в финансовой сфере. Принадлежащая ей "Моторс иншурэнс корпорейшн" специализирована на разнообразных видах страхования -- финансовых сделок "Дженерал моторс", продаваемых автомобилей.

управленческий проблема децентрализация

Доля рынка

"Дженерал моторс" контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Уже в 1983 г. "Дженерал моторс" занимала 5-е место в списке компаний -- крупнейших импортеров США. В 1994 г. компания занимала первое место в списке 10 крупнейших компаний США с объемом продаж в 119 686 млн. долл., прибылью 2466 млн. долл. и численностью работающих 876 тыс. чел. На НИОКР было израсходовано 4157 млн. долл., или 4% от объема продаж.

В общей сложности торговая сеть корпорации охватывает около 14 тыс. дилеров в США и Канаде и более 5 тыс. в других странах. Являясь одной из крупнейших транснациональных корпораций, "Дженерал моторс" располагает мощной зарубежной производственно-сбытовой сетью. Более четверти общего объема продаж приходится на иностранные филиалы корпорации в 37 странах мира, на них занят каждый третий из почти 900 тыс. рабочих и служащих корпорации.

Господствующее положение "Дженерал моторс" было наиболее ярко продемонстрировано во время продолжительного спада продаж автомобилей, начавшегося в конце 1973 г., когда менеджеры компаний "Форд" и "Крайслер" признали, что они больше не способны конкурировать с "Дженерал моторс" на всех рынках. Они просто не обладали необходимой для такой конкуренции финансовой мощью. При своих размерах компании "Форд" и "Крайслер" вполне могли бы занимать господствующие позиции в автомобильной индустрии любой другой страны мира. Но в американском автомобилестроении им приходится играть лишь вторую и третью скрипки. Несмотря на то что "Форд" превосходила "Дженерал моторс" в деле обновления продукции, а "Крайслер" -- во внедрении технических новшеств, ни одна из этих фирм не в состоянии была сколько-нибудь существенно сократить громадную долю "Дженерал моторс" на рынках сбыта.

Миссия: «Производство автомобилей для любых кошельков, любых целей, любых людей». Предлагая разнообразные товары, "Дженерал моторс" надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочнению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желаниям потребителей, а не наоборот.

Анализ и решения проблем "Дженерал моторс"

Проблемы управления

В перестройке системы управления фирмы "Дженерал моторс", как в капле воды, отразились главные направления поисков эффективных управленческих решений, соответствующих сегодняшним требованиям хозяйствования.

В начале 80-х годов американское автомобилестроение оказалось в нелегком положении. Японские автомобили захватили до одной четверти американского рынка. Попытки повысить конкурентоспособность компаний США массированными инвестициями в новое оборудование и строительство ожидаемых результатов не принесли. Примерно к середине 80-х годов акцент перемешается в сторону радикального изменения организации управления.

Для "Дженерал моторс", как и для многих других американских фирм, наиболее сложной оказалась проблема изменения основ управленческого мышления, преодоления бюрократических тенденций в принятии решений и их осуществлении. Организационные мероприятия были направлены на дебюрократизацию управления, избавление от бесчисленных заседаний, согласовании, составления отчетов и справок, переориентацию на реальные конечные результаты. Создание "корпорации будущего", по словам главы компании Р.Смита, требует огромных усилий по перестройке внутрифирменного управления, поскольку ньшешние управленческие структуры абсолютно бессистемны.

Стремительное развитие многих корпораций (к которым Н. Р. Смит относит и "Дженерал моторс") привело к тому, что их управление превратилось в лабиринт не связанных между собой, не скоординированных и даже конкурирующих систем. По мере роста корпораций небольшие подсистемы управления, первоначально приносившие успех, попросту увеличивались в размерах. Различные системы продолжали развиваться и расти независимо друг от друга, преследуя свои узкие цели. В результате компания часто мало отличалась от простой суммы функциональных империй, созданных руководителями соответствующих служб, слепо преданных только "своим" ведомствам. Эти руководители презрительно и даже враждебно относились к другим службам и без всякой симпатии -- к общефирменному системному подходу в управлении. По их мнению, такой подход неминуемо должен был разрушить стены, которые они столь тщательно возводили вокруг своих империй. Даже современная техника, в частности компьютерная, не смогла сломать эти "крепостные валы". Вместо этого каждая служба обзавелась компьютерами и стала ревностно оберегать собственные программное обеспечение и данные.

В настоящее время в "Дженерал моторс" работают почти 900 тыс. чел., из них более 130 тыс. -- "белые воротнички" (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).

Оказавшись перед необходимостью совершенствования управления, руководство "Дженерал моторс" обращается к специализированным консультативным фирмам, в частности "Маккинси". Проведенная с ее участием аттестация внутри корпоративной супергруппы "Шевроле -- Понтиак -- Канада" выявив сотни лишних штатных единиц; анализ работы отдела кадров показал, что впустую тратится примерно 20% рабочего времени. Изучение работы отдела маркетинга дало аналогичную картину.

Такого рода обследования послужили основой принятия конкретных решений. Так, к 1990г. аппарат управления фирмы был сокращен на четверть. Разумеется, не все в корпорации с энтузиазмом следили за подобным ходом событий. Большинство управляющих избрало тактику пассивного сопротивления. Открыто не высказывая недовольства, они сознательно не меняли стиль действий, методы управления. (Р. Смит отмечает, что подавить открытый бунт было бы легче.)

Пассивное сопротивление -- результат того, что в психологии получило название "благоприобретенной беспомощности". Специалист или группа так долго приучались действовать по приказу, что просто не в состоянии принять самостоятельного решения, когда в этом возникает необходимость. Именно это служит одним из главных препятствий на пути реорганизации корпорации. Изменить коренным образом содержание и стиль работы аппарата управления, оживить "замороженную середину" (среднее звено) -- в этом руководство фирмы видело смысл и основную задачу реорганизации.

28 марта корпорация General Motors уволила 500 квалифицированных сотрудников из 2500, сокращение которых предусмотрено в 2006 году. Эти меры компания предпринимает в попытке стабилизировать свое финансовое положение и уменьшить убытки за счет сокращения затрат.

Как сообщил представитель General Motors Роберт Херта, 500 специалистов были уволены с требованием покинуть работу в тот же день. Также сотрудникам пришлось возвратить служебные автомобили, которыми они пользовались; лишь нескольким из них было разрешено ездить на них еще месяц.

"Компенсационный пакет уволенных равен их годовой зарплате. Также в течение ограниченного времени они будут получать дополнительные выплаты и премии, размер которых зависит от выслуги лет и занимаемой должности", -- сообщил Херта .

Между тем, аналитики не уверены в том, что массовые увольнения помогут американской корпорации улучшить финансовое положение. "Компенсации, выплаты, премии, разного рода сделки и компромиссы GM настолько запутанны, что трудно понять общую картину происходящего, -- заявил эксперт агентства Argus Research Кевин Тайнан. -- Мне сложно предположить, что корпорация сможет выйти из этой ситуации процветающей и прибыльной" .

Децентрализованная структура управления

Вскоре после первой мировой войны фирма «Дженерал Моторс» осознала серьёзность потенциальных проблем, заключавшихся в функциональных централизованных структурах. Хотя функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции фирмы, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, руководство высшего звена осознало, что количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство фирмы пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим уровням управления. Таким образом, «Дженерал Моторс» стала переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остаётся решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в областях, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Реорганизация

Перестройка организационной структуры "Дженерал моторс" началась с выделения в 1981г. в самостоятельную группу всех операций по проектированию, производству и маркетингу грузовых автомобилей и автобусов. Год спустя упразднили прежние инженерно-технические службы и конструкторские бюро и вместо них создали инженерные центры, объединившие функции проектирования и дизайна автомобилей, их деталей и узлов, а также разработки и совершенствования технологических процессов.

В 1984г. началась реорганизация основного для "Дженерал моторс" производства легковых автомобилей. Руководство фирмы посчитало, что такая реорганизация позволит выполнить график запуска в производство новых моделей, лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества и поможет отделениям фирмы перейти к выпуску более разнообразных моделей взамен нынешних машин, почти неотличимых друг от друга. Задачей реорганизации в компании было повышение конкурентоспособности за счёт отказа от старой философии управления, требующей строгого распределения полномочий, закреплённых чёткими должностными инструкциями по иерархическим уровням организации, централизации власти, авторитарного стиля управления, жесткого и детального контроля сверху за всеми внутренними процессами в корпорации, количественного, формализованного обоснования всех хозяйственных решений.

В "Дженерал моторс" приняты руководящие принципы, отражающие новую философию управления, и они обязаны быть восприняты персоналом в его повседневном труде. Их можно представить следующей группой тезисов:

· Утверждать и поддерживать общекорпоративные обязательства отличного исполнения всех элементов продукции и всей предпринимательской практики. Эти обязательства будут направлять всю работу;

· ставить выше всего понимание, восприятие нужд и ожиданий наших клиентов;

· "Дженерал моторс" - это её люди. Успех компании будет зависеть от взаимной вовлечённости в общее дело, а также от индивидуальной обязательности и исполнительности. Каждый занятый будет иметь возможности, условия и стимулы для максимального участия в достижении наших коллективных целей;

· торговые агенты, потребители и все работники - это партнёры в бизнесе, и их успех важен для нашего успеха;

· всеобщая приверженность к верховенству качества: в продуктах, в производственных процессах и на рабочих местах - является главной составляющей успеха;

· брать на себя обязательство поддерживать рост, который даст возможность играть ведущую роль в мировой экономике;

· продолжать концентрировать усилия на транспортной продукции и услугах, как личных, так и коммерческих, но и впредь со всей настойчивостью изыскивать новые возможности для использования ресурсов в начинаниях бизнеса, которые сочетают наши орудия труда и наши способности;

· предлагать полный набор продукции на североамериканском рынке и выступать с соответствующими продуктами на других рынках повсюду в мире;

· достичь мощных промышленных рубежей на высших уровнях технологии и быть конкурентоспособными с любой промышленной единицей;

· действовать с чётко выраженной централизованной политикой вкупе с децентрализованной оперативной ответственностью в целях приближения решений к операциям настолько близко, насколько это только возможно;

· участвовать в любом обществе, в каком только мы будем делать бизнес, как ответственные и добропорядочные граждане, преданные постоянному социальному и экономическому прогрессу.

Пять автомобильных отделений корпорации ("Шевроле", "Понтиак", "Бьюик", "Олдсмобил" и "Кадиллак") были преобразованы в две супергруппы, наделенные всеми полномочиями по проектированию (в их состав вошли инженерные центры), производству, сборке и маркетингу легковых автомобилей. Первую образовали отделения "Шевроле" и "Понтиак", к которым было добавлено региональное отделение автомобильных операций "Дженерал моторс" в Канаде; вторую -- "Бьюик", "Олдсмобил" и "Кадиллак".

Создание двух супергрупп обозначило курс на реальную децентрализацию, повышение самостоятельности производственных подразделений, ориентацию их деятельности на конечный результат. Прежде производственные операции были организованы по принципу технологической цепочки. Проектные службы разрабатывали узлы, детали и компоненты автомобилей, а изготавливали их в специализированных отделениях заводов. Специальные подразделения занимались производством кузовов (отделение "Фишер боди") и сборкой автомобилей. Отделения по маркам автомобилей ("Шевроле", "Понтиак" и т.д.) фактически осуществляли лишь их сбыт через дилерскую фирменную сеть. Таким образом, маркетинговые функции остались децентрализованными, а производство и техническая политика приобрели большую степень централизации.

После реорганизации производства легковых автомобилей две супергруппы получили статус "центров прибыли". При этом функциональные службы на уровне штабквартиры (дизайна, проектирования, управления кадрами и др.), которые возглавляли вице-президенты, отвечавшие за соответствующий участок работы, частично были ликвидированы, а частично переведены в распоряжение супергрупп.

Реформированы были также сборочное и кузовное производства, которые превратились в последние годы в настоящие феодальные хозяйства, диктовавшие свою волю продуктовым отделениям. Этому способствовала утвердившаяся в "Дженерал моторс" форма оплаты внутренних кооперационных поставок. Отделения платили кузовному производству и сборочным цехам за их продукцию по фактическому уровню издержек плюс фиксированный процент. Ясно, что такой порядок не только не стимулировал снижение, но, наоборот, поощрял увеличение издержек производства. В свою очередь, автомобильные отделения, не поступаясь своей прибылью, отгружали дилерам автомобили по более высокой цене. Дилеры, таким образом, были вынуждены либо идти на уменьшение своей нормы прибыли, чтобы продолжать продавать машины по конкурентной цене, либо повышать цену, теряя покупателей и в конечном итоге уменьшая заказы на автомобили фирмы.

Организационное объединение функций проектирования, производства и сбыта призвано ликвидировать этот анахронизм. Упразднение лишних, дублирующих управленческих звеньев и служб, сокращение документооборота должны выразиться в 30 %-ном снижении совокупных издержек в расчете на один автомобиль.

Реорганизация "Дженерал моторе" предусматривает также создание малых межфункциональных координационных групп, или целевых проектно-технических "команд", одно из основных назначений которых -- изыскание возможностей использования в различных частях корпорации технических нововведений, разработанных в том или ином подразделении. Предусматривается также активное перемещение персонала из наиболее динамичных, передовых подразделений -- "Электроник дейта системз", "Хьюз эйркрафт" (крупные производители электронного и военного оборудования), приобретенных "Дженерал моторс" в 1984-1985гг., и "Сатурн" -- в старые автомобильные отделения (супергруппы).

Проблемно-целевая структура у "Дженерал моторс" имеет свои особенности:

· производственные отделения "Шевроле", "Понтиак", "Бюик", "Олдсмобил" и "Кадиллак", выпускающие легковые автомобили, традиционно подчиняются по вертикали вышестоящим руководителям;

· одновременно имеются руководители программы, возглавляющие и координирующие работу по всем производственным отделениям т.е. по горизонтали, в частности:

По совершенствованию отдельных составных элементов автомобилей (кузовов, моторов, коробок передач);

По решению отдельных проблем, связанных с повышением эффективности работы персонала;

По совершенствованию финансовой системы.

· для осуществления таких работ при каждом руководителе программы имеется своя программная группа;

· управленческая структура "Дженерал моторс" строится на основе матричной системы управления:

Производственные отделения имеют полную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности по выпуску и сбыту автомобилей;

Осуществляется единый централизованный жесткий финансовый контроль в рамках концерна в целом со стороны высшего руководства. Руководители финансовых отделов и управлений, входящих в состав администрации заводов и производственных отделений, находятся в непосредственном подчинении центрального финансового управления, хотя административно они подчиняются своему непосредственному руководителю;

Центральный технический центр концерна регулярно собирает руководителей и специалистов программных групп для решения особых конкретных вопросов, как, например, загрязнение окружающей среды; разработка более надежных правил, гарантирующих безопасность работ в сложных условиях; разработка новых более эффективных моделей электрического двигателя и др.

· проблемно-целевое управление обеспечивает концерну "Дженерал моторс" следующие преимущества:

Позволяет сконцентрировать усилия большого числа специалистов разного профиля на разработке новых моделей автомобилей, обладающих повышенной конкурентоспособностью;

Дает возможность организовать в масштабе концерна производство отдельных деталей, узлов и комплектующих изделий по типу "модулей", обеспечивающих их использование в автомобилях разных марок. Унификация производства способствует повышению его эффективности и вместе с тем облегчает ремонт автомашин, строящийся на основе быстрой замены сломанных узлов новыми, что обеспечивает надежность эксплуатации автомобилей;

Создает условия для сосредоточения усилий большого числа специалистов требующегося профиля на ускоренное решение отдельных наиболее сложных технических проблем.

Информационная система, нововведения

Как было отмечено выше, "Дженерал моторс" в последние годы осуществила кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления. Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных автомобилей и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой информационной системы, включающей банки данных информации с использованием компьютеров, системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма "Электроник Дейта системз". В 1985 г. в структуре "Дженерал моторс" была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели малолитражного автомобиля "Сатурн". Начало было положено в 1982 г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию структуры управления, "Дженерал моторс" ориентировалась как на новые формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала.

Проект "Сатурн" фирмы "Дженерал моторс" предусматривал, что завод "Сатурн" получает оперативную самостоятельность, его работники переводятся на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях "Дженерал моторс". Кроме того, они могут получить оставшиеся 20% и более в зависимости от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе.

Сам автомобиль и система его производства были сконструированы совместно "Дженерал моторс" и профсоюзом автомобилестроителей. Около 100 специалистов из "Дженерал моторс" и профсоюза собирались летом 1983 г., чтобы разработать новую американскую систему производства, основанную на лучшем мировом опыте.

Создатели "Сатурна" построили проект не в виде пирамиды, а как систему концентрических кругов, в центре которой находятся комплексные бригады в 15--20 человек. Бригады координируют работу и обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом -- производственными наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом профсоюза и фирмы, стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей организации.

Привлечение потребителей к разработке новой продукции является одним из важнейших факторов стимулирования нововведений. Наибольшее распространение это явление получило в фирмах авиационной, станкостроительной, автомобильной отраслей промышленности, а также в приборостроении практически во всех странах. Здесь потребители -- заказчики новой продукции оказывали существенное влияние на научно-исследовательские и производственные программы фирм -- поставщиков оборудования.

В "Дженерал моторс были созданы специализированные подразделения по обмену информацией и обслуживанию индивидуальных потребителей, создана хорошо организованная система связи с потребителями в качестве канала информации.

Кризис 2008--2009 годов

1 июня 2009 года GM приступил к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о банкротстве) -- в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. Правительство США предоставит компании около 30 млрд долларов, а взамен получит 60 % акций концерна, правительство Канады -- 12 % акций за 9,5 млрд долларов, Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) -- 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделят между собой крупнейшие кредиторы концерна. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна . В результате 10 июля 2009 года была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company (OTC: MTLQQ).

Предполагается, что после процедуры банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую -- наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В ходе процедуры банкротства будут закрыты 40 % всех дилерских центров в США и остановлены конвейеры на 12-14 американских предприятиях, 20 тыс. человек потеряют работу.

В 2009 году GM планировала продать приносящую убытки автомобилестроительную компанию Opel. Одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.

Для того что бы с самого начала определить источник возникновения проблемы и найти решения для ее полного устранения и получения позитивного результата необходимо знать шесть основных этапов.

Первый этап содержит анализ ситуации, в рамках которой обнаружились симптомы или признаки возникающей проблемы. Если данный процесс удалось обнаружить на ранних стадиях, то возможностей предотвращения негативного развития событий значительно больше. Работа на данном этапе ведется в так называемом проблемном поле, где выявляются и формулируются возникшие перед предприятием проблемы.

На втором этапе проводится анализ самой проблемы. Затягивать его нельзя, так как может быть упущено драгоценное время для решения проблемы.

Третий этап - выявление факторов, ограничивающих принятие рационального решения данной проблемы. Кроме этого, менеджеры могут выработать и реализовать рациональное решение лишь тогда, когда высшее руководство предоставит им соответствующие полномочия.

На четвертом этапе выработки рационального решения осуществляются определение, оценка и выбор альтернативы из имеющихся вариантов. Сначала формулируются все возможные в данном случае альтернативы и из них выбираются наиболее реальные. Здесь главное - найти оптимальный вариант, позволяющий разрешить проблему.

Пятый этап - это согласование решения с исполнителями и всеми заинтересованными сотрудниками. Оно осуществляется путем визирования документа (приказа), предписывающего исполнение решения данной проблемы.

И, наконец, заключительный шестой этап - это утверждение решения высшим руководителем предприятия. Такая процедура является обязательной, если для реализации решения требуется израсходовать материальные, денежные и людские ресурсы и резервы. Тот, кто несет ответственность за эти средства, тот и утверждает решение. После этого начинается реализация рационального решения.

Управленческие решения часто вызывают возражения, а иногда и яростное сопротивление консервативно настроенных специалистов. Ведь ими проведен анализ проблемы, изучены и отобраны альтернативы, построены математические модели и т.д. Но опытный менеджер может настоять на своем и убедить оппонентов принять именно нестандартное решение. И в конечном итоге он оказывается прав, конечно, если все его доводы и предложения не были авантюрой.

Литература

1. Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвиденье. Риск. - СПБ., 1999, - 256с.;

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект 2006, - 504с.;

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник - 3-е изд. - М.: Экономист, 2003, - 528с.;

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб.-2-е изд., перераб. и доп. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, - 480с.;

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решения, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник - М.: Логос, 2000, - 296с.;

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело 1997, - 481с.;

7. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г.Поршнева и др. - М.:ИНФРА - М, 1998.

Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб.-2-е изд., перераб. и доп. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, - 480с.;

Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента - М.,2000;

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник - 3-е изд. - М.: Экономист, 2003, - 528с.;

Бреддик У. Менеджмент в организации. - М,1999;

Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Советское радио, 1969;

Www.hrliga.com;

Delo.ua/Ukraine/bankrotstvo-GM.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ деятельности и финансового положения ОАО "Амурэнерго". Характеристика внешних и внутренних проблем предприятия. Оценка приоритетной проблемы роста и списания дебиторской задолженности. Причины ее возникновения и основные направления решения.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2011

    Управленческие решения в менеджменте. Стадия принятия и реализации решения. Ряд обстоятельств, которые снижают успешность решения проблем. Основные требования, предъявляемые к методам реализации решения. Виды управленческих решений и их классификация.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Организационные решения. Этапы решения проблем. Методы анализа и решения проблем. Как проводить совещания. Требования предъявляемые к управленческому решению. Технология подготовки, принятия и реализации решения.

    реферат , добавлен 28.03.2007

    Классификация и причины управленческих проблем, сроки их решения. Стратегические, тактические и текущие проблемы. Степень обязательности исполнения, функциональное назначение, способ принятия, сфера реализации. Методы принятия решений и их реализация.

    реферат , добавлен 18.10.2009

    Виды управленческих решений. Технологии принятия решения в условиях неопрделенности. Характеристика предприятия и выявление проблем, подлежащих решению. Оценка альтернативных решений выявленных проблем. Разработка плана реализации управленческого решения.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2013

    Понятие и характерные свойства управленческих решений, анализ основных факторов, рассматриваемых при их принятии. Этапы процесса принятия управленческого решения, методика диагностики возникающих при этом проблем и выявление альтернативных решений.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Принципы принятия управленческих решений. Этапы рационального решения проблем: диагностика проблемы, формулировка целей, ограничений и критериев решения, определение, оценка и выбор альтернатив, реализация решения. Управленческая деятельность менеджера.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Процедура составления перечня проблемы и её структуризация. Классификация управленческих ситуаций. Проблемы (задачи) как составные элементы управленческой ситуации, методы их решения. Экономическое обоснование вариантов управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2009

    Анализ руководителей различных уровней. Система управления предприятия "Востокмонтаж". Характеристика структуры предприятия. Выявление проблем структурного характера и причин их возникновения. Решение возникающих проблем по структуре предприятия.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Современные проблемы управления. Глобализация проблем менеджмента в России. Особенности и методы решения проблем в управлении. Процессы глобализации общественной жизни как определяющий фактор развития теории и практики управления в современном мире.

Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих условиях:

  • существует разрыв между желаемым и существующим уровнями развития организации, т.е. определенное несоответствие деятельности организации ее целям;
  • разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;
  • лицо, принимающее решение, стремится сократить этот разрыв;
  • лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.

Проблема - один из основных элементов процесса управления, выявление проблемы и описание проблемной ситуации - первый этап процесса принятия управленческих решений.

В компании выявление и определение проблемы, требующей решения, осуществляется, как правило, в следующих случаях:

  • эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;
  • результаты не соответствуют запланированным целям;
  • результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Это описание состоит из сущности и содержания проблемы, места и времени ее возникновения, а также границ распространения ее воздействия на работу организации. К появлению проблемы могут привести как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия, хотя могут быть частично связаны и с внешней средой. К ним относят:

  • стратегию и цели развития;
  • состояние портфеля заказов;
  • состояние производственных мощностей;
  • организационную структуру;
  • организационную культуру;
  • финансовые и трудовые ресурсы и др.

Внутренние факторы формируют предприятие как систему, поэтому изменение одного или нескольких факторов влечет за собой изменение свойств системы как целостного образования.

Внешние факторы формируют среду, в которой работает организация, и в гораздо меньшей степени поддаются воздействию с ее стороны. Внешняя среда организации, как деловая, так и макросреда, в современных условиях характеризуется высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управленческих решений.

Выявление и описание проблемы - первый шаг на пути ее решения. Но если проблема сложна и охватила большое число подразделений или всю организацию, перед руководителем встает нелегкая задача по диагностированию сложной проблемы. На этом этапе очень важно осознать и установить симптомы затруднений или имеющихся возможностей. Наиболее общие симптомы болезни организации:

  • низкая прибыль;
  • низкая производительность;
  • низкий сбыт;
  • низкое качество;
  • высокие издержки;
  • высокая текучесть кадров;
  • многочисленные конфликты и т.д.

Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, при этом необходимо помнить, что обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например, когда высокие издержки имеются одновременно с низкой прибылью.

Диагностика проблемы во многом зависит от личности руководителя, от его знаний, опыта и компетентности, деловой интуиции и умения видеть проблему, когда она еще находится в стадии зарождения.

Существует два способа рассмотрения проблемы.

  • 1. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, имеются отклонения от запланированных показателей. За этим должна последовать реакция руководителя в виде управленческих решений, и такое управление называют реактивным управлением.
  • 2. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность проблемной ситуации. Например, если руководитель активно ищет пути повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, это превентивное , или упреждающее , управление.

В зависимости от отношения к проблеме выделяют три вида руководителей:

  • менеджер, избегающий проблем, просто игнорирует информацию, указывающую на наличие проблем;
  • менеджер, решающий проблемы, стремится решать проблемы по мере их возникновения;
  • менеджер, выявляющий проблемы, активно ищет проблемы, требующие решения, и новые возможности их решения.

Для диагностики проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внешнюю и внутреннюю информацию. Внешнюю информацию можно собрать, используя данные анализа рынка. Внутреннюю информацию обычно собирают, используя формальные методы, такие как данные финансовых отчетов, интервьюирование и опросы работников, приглашение консультантов по управлению и т.д. Информацию можно собирать и неформально, ведя частные беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения.

Достаточно часто в управлении возникает задача определения неизвестных параметров – характеристик, каких либо элементов управления, или их составляющих. Например, нужно определить, сколько надо закупать столов такого то типа, или выяснить отношение работника к чему-либо. Такую задачу тоже можно считать управленческой проблемой


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2525. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 20.98 KB
Требования к управленческим решениям. В функции принятия решения сочетаются наука и искусство. Решения принимаются людьми и последствия от их реализации затрагивают интересы людей.
3421. Организационно-управленческие правоотношения в сфере 6.33 KB
Социально-партнерские правоотношения своим содержанием имеют ведение коллективных переговоров между представителями соответствующих социальных партнеров и заключение на их основе социально-партнерских соглашений...
16537. Управленческие расширения календарно-ресурсной оценки 123.84 KB
Исходные термины Абсолютно здравая идея о том что планирование является ключевой для успеха проекта фазой породило много здравых и не очень подходов к интерпретации планирования как процесса. Для простоты рассмотрения примем организационную струкутуру проекта сформированную по принципу Заказчик – Исполнитель. Реализация проекта возложена на менеджера проекта со стороны Исполнителя приемка продукта проекта осуществляется Заказчиком проекта.
18688. Управленческие решения, их виды и роль в системе управления 47.88 KB
Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение – это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы
4158. Организационно-управленческие меры территориальных органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта 97.21 KB
Анализ этой проблемы показывает, что значительную часть краж и угонов автомобилей совершается членами преступных групп, которые отличаются высоким уровнем конспирации, мобильностью, частой сменяемостью исполнителей, коррумпированными связями с отдельными сотрудниками правоохранительных органов.
13078. ГЛОБАЛЬНЫФЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 26.08 KB
Общество – есть особая высшая ступень развития живых систем биосферы. Практически все живые существа на Земле находятся в тесной взаимосвязи с природой, а также подчиняются общим экологическим законам. В этой связи, под природой целесообразнее всего понимать единство пространства, времен
20159. Экологические проблемы современности 30.44 KB
Экологические проблемы современности В 21 веке перед всем человечеством остро стал вопрос решения важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы земли для будущих поколений. Ещё одной актуальной проблемой для человечества является уменьшение запасов пресной воды. Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов достаточно актуальная задача на сегодняшний день особенно для больших городов. Во всем мире проблема сбора макулатуры решается разными способами например в Европе используют макулатуру для утепления стен и...
19424. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ 16.43 KB
Этическое измерение современной науки и техники. Долгое время этические проблемы науки и техники специально не рассматривались. Понятия науки техники этики Наука это система постоянно развивающихся знаний о природе обществе и мышлении.
9879. Проблемы сна и сновидений в науке 34.75 KB
Физиологические основы сна. Изучая явления происходящие в организме во время сна было установлено его благотворное влияние. Экспериментально был доказано что во время сна организм не замирает а восстанавливается после длительного бодрствования.
2296. Философские проблемы познания 1.09 MB
Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.

Организация как объект управления

3.1 Управленческие проблемы и их решение

Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения. Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и, в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т. п.

Управленческие проблемы классифицируются по следующим признакам:

Степень важности и прочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными;

Масштабы последствий, в случае принятия или неприятия решений, и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы;

Возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

Степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;

Степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т. д.

Решение - это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем. Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим. Процесс управления предприятием осуществляется на основе принятых решений. По своей сути работа менеджеров состоит из постоянного изучения, анализа, оценки и выбора путей решения производственных и иных проблем. Состояние предприятия, его внутренние переменные и внешнее окружение постоянно создают массу вопросов, требующих своего разрешения. Одни из них текущие, и решать их необходимо немедленно, другие требуют тщательного изучения, диагностики и носят стратегический характер. К таким проблемам подход иной, тут мало разработанных ранее норм и нормативов, стандартов и критериев. Здесь требуется работа не только одного менеджера, но и целых отделов и служб. Цена ошибок в решении стратегических проблем очень высока. Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от высшего руководства.

В менеджменте широко освещены научные методы разработки проблем и способов их реализации. Для менеджеров сферы производства и обращения (обмена) очень важен метод экономического анализа. Он позволяет применить весь арсенал технических и иных средств для принятия действенных мер, способствующих нормальному ходу дел, росту производительности труда, снижению издержек, повышению качества продукции и услуг. Методы решения проблем должны быть экономичными, чтобы доход от полученных результатов решения проблемы превосходил сделанные затраты, кроме того они должны быть надежными и точными.

Особенно важным этапом после выявления сущности проблемы и принятия решения является его реализация. Ход реализации будет тем успешнее, чем яснее проблема и методы ее решения непосредственным исполнителям. Здесь могут полностью раскрыться способности и таланты участников процесса, и в особенности менеджера, если ему удается сплотить людей вокруг своей идеи, увлечь их, заинтересовать и обеспечить им простор для проявления собственной инициативы и творчества в реализации принятого решения.

Неудовлетворенность работы в бригаде может оказаться причиной неэффективности использования членами бригады рабочего времени, снижения качества выполняемой работы, увеличение сроков работы, ростом затрат...

Анализ удовлетворенности трудом в коллективе. Проведение совещания

Неудовлетворенность трудом в коллективе предприятия должна стать тревожным сигналом для руководителя предприятия...

Гендерная дискриминация в трудовой сфере

Конфликтогенность организационных изменений

1. Определите проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблеме определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон. 3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. 4...

Организация работы планово-экономического отдела ООО "Заря" Каслинского района Челябинской области

Подлинник - это основной документ, который оформлен соответствующим образом и подписан должностным лицом (руководителем предприятия или его заместителем). Другими словами подлинник - это оригинал документа...

Особенности вознаграждения работников в организации

Успех любого предприятия напрямую зависит от качества работы каждого его сотрудника. Поэтому хороший руководитель должен создать такие условия для своих работников, которые позволили бы им работать в полную силу...

Особенности коммуникативного поведения в современных организациях

Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели...

Почему я выбрал профессию менеджера?

Подготовка менеджера -- это не передача знаний от преподавателя -- студенту, а самоподготовка, т.е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения лежит целиком на самом обучающемся...

Проектирование государственного и корпоративного налогового менеджмента

Конституционное право на жилище затрагивает основу жизни человека...

Промышленная революция и проблема подготовки персонала

промышленный революция управление механизация В период промышленной революции формирование управления как науки началось с появления науки об управлении персоналом...

Для решения нашей проблемы был привлечен ряд экспертов. Мы решили воспользоваться потенциалом Интернета, в журнале «Секрет фирмы» был объявлен конкурс лучших решений, ниже приведены данные авторов...

Разработка управленческого решения в условиях мебельной фабрики "Герцог"

В ходе анализа проблемы мы выяснили, что первостепенное влияние на нашу проблему оказывают в первую очередь нехватка клиентов, неправильно подобранны ключевые слова в поисковике и заинтересованность дизайн-студий...

Системный анализ проблемы внедрения инноваций

Инновация - это внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Она представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека...

Стратегический план развития ОАО "ЧЭСК"

Практически у каждой крупной компании (в небольших организациях немного реже) возникают проблемы различных уровней: от нехватки финансов до неэффективности всей деятельности организации...

Управленческие решения в процессе менеджмента

Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов...