По виду объекта различают планирование. Виды и методы планирования

В деятельности субъекта хозяйствования используют­ся различные планы. Их классификация подчиняется зада­чам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль со­гласно предназначению.

Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позво­ляет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

♦ долгосрочные (на 10-25 лет);

♦ среднесрочные (на 3-10 лет);

♦ краткосрочные (на 1-3 года);

♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

♦ оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

♦ государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

♦ внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономичес­ки развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии. Франции, Великобритании, Германии, Канаде, а сейчас - и в ЕС. Кроме того, существует боль­шая группа разновидностей региональных планов, в том чис­ле местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее пред­приятиям. План такого уровня отличается от государствен­ного большей детерминированностью, обязательностью, ма­невренностью и нацеленностью на экономический результат.

3. По степени определения параметров:

♦ детерминированные (с четко определенными параметрами);

♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

♦ реактивные, т. е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование дей­ствительности.

5. По назначению:

♦ директивные, обязательные для выполнения;

♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы прини­маются в основном директивные планы, а на уровне государства - индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели;

♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7. По конкретной установке:

♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти пла­ны играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогатель­ную роль во внедрении общей стратегии. Единовре­менные планы могут быть: программными и проект­ными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для кон­троля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьютерской сети, проект рекламной кампании;

♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкрет­ных указаний для регулярно повторяющихся опера­ций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуще­ствлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности - это так называемые функциональные планы:

♦ маркетинга, в том числе сбыта;

♦ прибыли и рентабельности;

♦ инвестиций;

♦ издержек производства и обращения;

♦ персонала;

♦ доходов;

♦ финансов и др.

9. По отношению к действительности:

♦ основные, т. е. официально принятые руководством;

♦ вероятностные {случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" коман­де, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент ус­ловности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. С точки зрения практичес­кого применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достиже­ния искомых результатов.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популяр­ность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес – планы.

1) долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);

2) среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);

3) краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

    Стратегический план – составляется на срок более 5 лет, содержит информацию о направлении развития организации на длительную перспективу, ориентирован, как правило, на достижение качественных показателей.

    Долгосрочный план - составляется на срок до нескольких лет, конкретизирует стратегический план по времени, количественным показателям и ресурсам.

    Текущий план - сопрягает направления деятельности организации на текущий финансовый год.

    Оперативный план - посвящен решению конкретных вопросов деятельности организации в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность и высокую степень детализации.

    Инвестиционный план (проект) - план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию существующих производственных мощностей.

    Бизнес - план - программа деятельности (создания) предприятия позволяющая дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, проанализировать доходность инвестиций и риски.

Задачи:

    планирование роста прибыли;

    планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение;

    увеличение доли рынка, увеличение доли продаж;

    обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала;

    улучшение социальной политики организации.

Методы планирования

Балансовый метод – основан на взаимной увязке ресурсов которыми располагает (будет располагать) организация и потребностей в них в рамках ПлП.

Нормативный метод – на основе норм затрат ресурсов на единицу продукции.

Математико-статистические методы - на основе оптимизации и моделирования систем.

(теория иерархии потребностей Маслоу, теория трех групп потребностей Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория двух групп факторов Герцберга)

Теория иерархии потребностей Маслоу

В теории Маслоу существует следующая иерархия потребностей, заставляющих человека действовать, работать:

    физиологические потребности (голод, жажда);

    потребности в безопасности , стабильности и уверенности в будущем;

    потребности в любви, сопричастности, общении ;

    потребности в признании и самоутверждении ;

    потребности в самовыражении (самоактуализации ).

Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают постепенно начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности человек постепенно становится мотивированным более высшими. Невозможно перескачить ни через один уровень иерархии протребностей.

Самоактуализация - это высшая степень мотивированности человека; это желание и волевые действия человека стать тем, кем он может стать (1 % всех людей).

Теория трех групп потребностей (лестница Альдерфера)

Три группы потребностей:

    Потребности существования (в безопасности, физиологические потребности)

    Потребности связи (в принадлежности к какой-то группе и причастности к какому-то делу, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег и т.д.)

    Потребности роста (потребности в признании, самоутверждении и самосовершенствовании).

В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

долгосрочные (на 10--25 лет);

среднесрочные (на 3--10 лет);

краткосрочные (на 1--3 года);

текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии, Франции. Великобритании. Германии. Канаде, а сейчас -- и в ЕС. Кроме того, существует большая группа разновидностей региональных планов, в том числе местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государственного большей детерминированностью, обязательностью, маневренностью и нацеленностью на экономический результат.

3 . По степени определения параметров:

детерминированные (с четко определенными параметрами);

вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

реактивные, т е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности.

5 . По назначению:

директивные, обязательные для выполнения;

индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства -- индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

стратегические, предусматривающие глобальные цели;

бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7 . По конкретной установке:

функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рекламной кампании;

стабильные, т. е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности -- это так называемые функциональные планы:

маркетинга, в том числе сбыта;

прибыли и рентабельности;

инвестиций, в том числе долговременных материальных;

издержек производства и обращения;

персонала;

финансов и др.

9. По отношению к действительности:

основные, т. е. официально принятые руководством;

вероятностные (случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы.

Индикативное планирование (ИП) в настоящее время является важным инструментом государственной ориентации экономики. Предприниматели, хозяйственные руководители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятельности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Индикативное планирование на уровне государства представляет собой макроэкономическое обоснование показателей экономики и меры регулирования экономических процессов в стране при неизменности принципа самостоятельности субъекта хозяйствования.

Характерными чертами индикативного планирования государства являются:

эволюция экономических отношений на уровне государства;

демократическое воздействие государства на рыночные отношения, на предпринимательскую среду;

координация действий и интересов государства и других субъектов хозяйствования;

использование госпатерналистских инструментов в планировании;

координация использования государственных ресурсов;

создание системы макро- и микропланов на высшем уровне вертикали, в основе которой находится макропланирование, а по горизонтали располагаются микропланы поставок, инвестиций, кооперации и т. д.;

отражение экономической политики государства, в том числе структурной и промышленной;

разработка общих контуров будущего;

процесс формирования параметров (индикаторов) развития и мер их достижения;

использование преимущества экономических регуляторов;

ориентация фирм негосударственного сектора на выполнение государственно важных задач;

возможность включения заданий для государственного сектора;

возможность включения в план: а) контрольных цифр, имеющих информационное значение для самостоятельно действующих субъектов экономики, б) государственных заказов, в том числе по межотраслевым и межреспубликанским поставкам, в) лимитов экономических регуляторов (цены, налогов, процентных ставок, нормативов и др.);

взаимосвязь со стратегическим планированием;

игровая модель по поиску экономического равновесия в стране;

попытка недопущения крупных макроэкономических диспропорций, что решается посредством налоговых ставок, монетарных параметров и бюджетных расходов.

Познавательным является опыт индикативного планирования других стран. Например, практика Франции в этой области стала предметом изучения многих экономически развитых стран. Во Франции ИП осуществляется Комитетом по планированию, в состав которого входит около 150 плановиков-профессионалов. Комитет состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовых, экономических, региональных) подразделений, которые активно взаимодействуют с другими правительственными ведомствами, в том числе Министерством финансов и Комитетом по статистике. Процесс планирования включает три основных этапа:

  • 1-й этап -- определение плановых целей и программирование глобальных макроэкономических показателей;
  • 2-й этап -- дезагрегация макроэкономических показателей;
  • 3-й этап -- согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность.

На 1-м этапе ИП подготавливается два прогноза "развития производства и обеспечения национальной безопасности". Первый из них выявляет главные направления экономического развития страны, которые способны гарантировать рост производства национального продукта в значительном временном горизонте, как правило, десятилетнем. В этой же связи устанавливаются индикаторы совокупного спроса. Второй прогноз содержит прогнозные данные на завершающий год индикативного планирования. Параллельно рассчитываются темпы роста основных экономических потоков (показателей) и проводится их тестирование на совместимость.

Указанные прогнозы разрабатываются по классической схеме: показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, т. е. внешними факторами, после чего изучаются условия достижения их равновесия. Затем составляется сводная экономическая таблица, в которой выделяются:

укрупненные отрасли страны (сырьевое производство, промышленность, сельское хозяйство, услуги);

Далее отражается оценка трудовых ресурсов и капитала. В завершающей фазе первого этапа планирования используется инструментарий системы национального счетоводства с, введением пяти категорий экономических субъектов, двух категорий операций и трех категорий счетов.

На 2-м этапе ИП проводится дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на предыдущем этапе. Она проводится последовательно, по нескольким направлениям. Так, сначала сводная экономическая таблица детализируется в разделе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов, а затем идет дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 видам финансовых операций.

На 3-м этапе ИП начинают работу многочисленные экспертные комиссии, созданные Комитетом по планированию. Они проводят "модернизацию" расчетов. В состав комиссий обычно включают представителей отраслей, предпринимателей и профсоюзов. Общее число экспертов может доходить до 5 тыс. человек. Владея исчерпывающей информацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых параметров. Но главным их предназначением является тестирование плановых параметров на совместимость, ресурсную сбалансированность и соответствие макроэкономическим целям. Ключевой задачей экспертных комиссий является разработка ориентиров для менеджеров государственных и частных компаний, которые, с одной стороны, должны отражать интересы предпринимателей, а с другой -- интересы государства, опосредованные в основных индикаторах национального плана страны.

Индикативное планирование Франции методологически построено на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования и статической концепции национальных счетов, что гарантирует высокую достоверность планируемых показателей.

Вопросы индикативного планирования для России в настоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирования, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому многие ведущие специалисты в области экономики считают необходимым создание такой системы ИП, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария ИП, а также принятия закона о его применении. В России применение ИП на уровне государства может происходить с учетом наличия значительного отечественного опыта методологической работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и взаимодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупненные экономико-математические модели, в частности динамическая модель межотраслевого баланса. Сейчас в стране идет активный поиск будущей системы такого планирования.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

  • 1. По степени охвата сфер деятельности:
    • - общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
    • - частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
  • 2. По содержанию (видам) планирования:
    • - стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
    • - оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
    • - текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
  • 3. По объектам функционирования:
    • - планирование производства;
    • - планирование сбыта;
    • - планирование финансов;
    • - планирование кадров.
  • 4. По периодам (охвату отрезка времени):
    • - краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
    • - среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет.

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

  • 5. По возможности внесения изменений:
    • - жесткое - не предполагает внесения изменений;
    • - гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  • - полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • - непрерывность планирования;
  • - гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  • - возможность контроля за выполнением плана;
  • - экономичность планирования;
  • - точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

- 92.00 Кб

1. Классификация планов

1. Классификация планов

6. Уровню планирования

По степени неопределенности системы планирования можно разделить на два типа:

Детерминированные системы. Системы, которые действуют в полно предсказуемой среде. События в этой системе имеют полную определенность. Наиболее редкий случай.

Вероятностные (стохастические) системы. Наиболее распространенная система планирования. Не дает полной предсказуемости результатов. Система планирования на уровне предприятия является вероятностной.

В общем, планы по степени неопределенности можно подразделить на планы высокой степени неопределенности, средней и низкой.

По временной ориентации идей планирования планы подразделяются на:

1) Реактивное планирование. Характеризует возврат к прошлому. Представители реактивного планирования отрицают все достижения сегодняшнего дня, негативно относятся к технике и технологическому обществу (Ж.Ж.Руссо – «назад к природе»). Всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Недостатки такого планирования:

Рассматривается не как система, а как простая единица или совокупность элементов, не имеющих структуру;

Не соблюдается принцип гибкости; отсутствует учет объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; уступает по технологическим качествам;

Не соблюдается принцип участия; функция высшего руководства (игнорируется возможность молодых участников).

Достоинства:

Постоянное обращение к истории, к прошлому опыту;

Ощущение преемственности и сохранение традиций, охраняющее от необдуманных решений.

2) Инактивное планирование. Характеризует ориентацию на настоящее. При данном виде планирования не считается нужным возвращаться к прошлому и вместе с тем стремиться к будущему. Достоинство: осторожность в планировании. Девиз: «Планировать минимум необходимого, что бы не изменить естественного хода вещей». Недостатки:

Неспособность приспосабливаться к изменениям;

Слабое использование принципа участия (ограничение творческого потенциала персонала).

3) Преактивное планирование (упреждение). Характеризует ориентацию на будущие изменения. Преактивисты стремятся ускорить изменения (в противовес инактивистам). Они стремятся угадать вероятное изменение событий и оседлать их «первую волну» для того, чтобы достичь своей цели. Достоинство: положительно относятся к технике и к научным методам планирования, в том числе к экономико-математическим. Недостатки:

Увлечение новыми методами (слабое использование накопленного опыта);

Недостаточное внимание оказывается текущим нуждам предприятия.

4) Интерактивное планирование. Основывается на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности. Девиз: «Будущее – это продукт созидательных сил участников предприятия». Вбирает в себя самое лучшее предыдущих видов планирования. Данное планирование похоже на идеальную модель, чем на практическую. Р.Акофф проводит следующую аналогию:

Инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;

Реактивисты пытаются плыть против него;

Преактивисты стараются оседлать его первую волну;

Интерактивисты намерены поменять течение реки.

Планы по горизонту планирования (сроку исполнения) подразделяются на:

Долгосрочные (горизонт планирования – 5 лет и более);

Среднесрочные (горизонт планирования – 3 года);

Краткосрочные (горизонт планирования – 1 год).

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование - это простая функция времени, срока исполнения действий. Не являются функцией направления развития.

Планы по степени детализации направлений развития подразделяются на:

1. Стратегические. Стратегическое планирование – это управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия . И это верно. Стратегическое планирование – это функция направления действий предприятия (функция вектора действий). Меняя степень детализации выбранного направления, меняется и вид планирования. Стратегический план – это система стратегий, характеризующаяся укрупненной проработкой (низкой степенью детализации). Стратегия – общая идея достижения в будущем. Стратегии могут быть высокой, средней и низкой степени неопределенности, и рассчитаны, могут быть на долгосрочную (5 лет), среднесрочную (3 года) и краткосрочную (1 год) перспективу. Автор вполне согласен с мнением авторского коллектива под руководством А.К.Казанцева . Стратегический план ориентирован на качественные слабоструктурированные проблемы, на инновации, характеризуется качественными показателями. Например, завоевание нового рынка или переход на производство новой продукции (диверсификация производства). Сущность планирования: «делать правильные вещи». Целевой критерий – создание потенциала успеха. Исходная информация – политика предприятия. Степень детализации – укрупненная проработка. Единица планирования – стратегические хозяйственные единицы (СХЕ) и стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). Обычная форма организации планирования – централизованная. Широкий спектр альтернатив.

2. Тактические. Тактический план – это система действий (мероприятий) предприятия, соответствующие более конкретной обстановке (средняя степень детализации). Тактика – методы, способы и средства достижения намеченной цели в будущем, соответствующие более конкретной обстановке (составляющая стратегии, ей подчиненная). Тактика может быть средней и низкой степени неопределенности, и может быть рассчитана на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

3. Оперативные. Оперативный план – это система конкретных детально проработанных действий (мероприятий) предприятия. Операция – законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Оперативный план рассчитан только на краткосрочную перспективу (до 1 года) и может быть лишь низкой степени неопределенности. Характеризуются детальной проработкой разделов стратегического и тактического планов. Период планирования – год, квартал, месяц, сутки, смена, час. Целевой критерий – реализация потенциала успеха. Сущность планирования: «правильно делать вещи». Вид проблем – хорошо структурированные, количественные. Форма организации планирования – децентрализованная. Единица планирования – все функциональные области и все сотрудники. Узкий спектр альтернатив . В связи с тем, что в нем четко определены календарные сроки исполнения, его еще называют оперативно-календарным планом или текущим планом.

С переходом от стратегического планирования к тактическому, от тактического к оперативному все больше возникает необходимость осуществления планирования по функциям, то есть осуществления технико-экономического планирования (ТЭП). К таким планам следует отнести:

1. План производства и реализации продукции

2. План организационно-технического развития, в который должны входить:

План освоения новой и повышения качества выпускаемых видов продукции

План НИОКР

План организационно-технических мероприятий (совершенствования управления в целом и его функций в отдельности; мероприятий по экономии материалов; капитального ремонта и модернизации фондов)

Технико-экономические нормы и нормативы

План капитального строительства

План обеспечения безопасности жизнедеятельности

3. План материально-технического обеспечения (МТО)

4. План по труду и его оплате

5. План по издержкам и результатам производства

6. План маркетинга

7. Финансовый план

Иногда в состав плана технико-экономического развития предприятия не включают план финансовый и маркетинга [Любанова], т.к. они являются средством связи внутренней среды предприятия с внешней, т.е. их выделяют отдельно. Это можно понять. Но с моей точки зрения, план технико-экономического развития предприятия (ТЭРП) должен отражать предприятие как систему, т.е. не разделять его на отдельные подсистемы (внутренняя среда и внешняя среда). План ТЭРП должен в большей степени отражать функциональную принадлежность входящих в его состав планов.

Данный перечень планов функционального назначения может быть дополнен или откорректирован в зависимости от специфики той или иной отрасли деятельности. В последнее время актуальность экологического и социального вопроса предприятия возрастает. В связи с этим можно, а скорее всего нужно ввести план социального или эколого-социального развития предприятия (т.е. план социального развития и план по обеспечению природоохранных мероприятий).

По уровню планирования планы подразделяются на:

Предприятия в целом

Подразделения (цеха, лаборатории, отдела) – внутрипроизводственные планы

Проекта (бизнес-план, бизнес-проект)

Отдельного исполнителя

1. Продуктово-тематическое. Заключается в формировании плана развития предприятия, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства (план НИОКР, план диверсификации производства, план социально-экономического развития; план ликвидации фондов или предприятия)

2. Ресурсное. Включает расчеты всех ресурсов (материальных, энергетических, трудовых, финансовых и информационных), а также результатов деятельности и оценку эффективности деятельности предприятия (планы материально-технического обеспечения, по труду и зарплате, планы издержек и результатов и т.п.).

3. Объемно-календарное. Заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделения, проектам и всей совокупности планируемых работ (план производства и реализации продукции; планы по оказанию услуг и производству полуфабрикатов подразделений и т.д.).

Выше рассмотрена типовая классификация видов планирования. Состав и сочетания видов плана на отдельно взятом предприятии формируются на основе принятой в ней концепции планирования.

2. Планирование заработной платы

Экономическое назначение заработной платы – обеспечивать условия жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдает в наем свои услуги. Совокупность этих услуг наряду с другими факторами производства создает в обществе продукт, подлежащий распределению. Одна часть этого продукта используется на развитие производства, другая поступает в личное потребление членов общества, образуя их доходы. Причем процесс образования доходов происходит как бы на двух уровнях: на уровне работников как непосредственно участников производства и на уровне семей, где окончательно складываются доходы в соответствии с размером семьи и доходами её членов, принимающих разнообразные формы в виде доходов на землю, капитал, труд или социальные выплаты.

Чем же определяется величина заработной платы каждого работника при наличии существенных различий в качестве труда, его сложности, квалификации?

Общий уровень заработной платы в стране зависит от степени развития производительных сил общества: технологии, производительности, организации труда и т. п. Так, сравнение среднего уровня ставок заработной платы и США и Западной Европе подтверждает данную закономерность.

Существуют ли границы размеров заработной платы? Ответ на этот вопрос выявляет разные подходы к определению сущности данной категории. Так, концепция «минимума средств существования», которая берет начало от Д. Рикардо и Т. Мальтуса, сводит заработную плату к физически необходимому минимуму средств существования. В действительности, по мере развития человеческой цивилизации увеличивается и та часть общественного богатства, которая затрачивается на оплату труда работников.

Марксистская теория рассматривает заработную плату как денежное выражение стоимости товара рабочая сила (способности к труду) и определяет ее как стоимость средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Означает ли это сведение заработной платы к физиологическому минимуму средств существования? Стоимость рабочей силы не может сводиться к этому минимуму, а включает потребности, порожденные экономическими, социальными, культурными условиями, в которых формируется рабочий класс. В то же время определение низшей границы стоимости (цены) рабочей силы физическим минимумом средств существования и утверждение о стремлении предпринимателя свести заработную плату к данной шей границе, вряд ли правомерно для сотенных стран Запада. Как показывает лиственная практика этих стран, на рынке труда средний уровень реальной заработной платы устанавливается на более высоком уровне, чем физиологический минимум средств существования. Рынок труда в конечном итоге определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников.

Заработная плата выступает в различных формах: сдельной, повременной с элементами сдельщины; широко распространены премии и дополнительные выплаты в зависимости от квалификации труда, степени сложности, привлекательности и т. д. Все способы вознаграждения принимают форму ставки заработной платы. И здесь важно не только то, какую заработную плату получает работник, но и какое количество товаров и услуг можно на нее приобрести. Надо различать номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых на данную оплату труда товаров и услуг.

При прочих равных условиях можно вывести соотношение этих величин:

Описание работы

Планы классифицируются по следующим признакам:
1. Степени неопределенности в планировании
2. Временной ориентации планирования
3. Срокам исполнения (горизонту планирования)
4. По степени детализации направления развития
5. Предмету планирования (функциональному назначению)
6. Уровню планирования
7. Содержанию планирования