Органы растений. Органы растений Какие части растений ты знаешь

В природе, окружающей нас, существует великое множество растений, образующих целое царство. Ученые-ботаники предполагают, что их на Земле более 350 тысяч видов! А если посчитать еще и неизвестные науке, ежегодно открываемые в результате исследований, то и того больше. Но несмотря на такое видовое и внешнее разнообразие, все зеленые жители планеты имеют общее строение. Из каких частей состоит растение? Ответ на этот вопрос можно узнать, сравнивая между собой разных представителей наземной и морской растительности.

Из каких частей состоит растение?

Возьмем любого травянистого представителя флоры, к примеру - фиалку. Из каких частей состоит растение такого типа? Во-первых, это мягкий стебель. Многие травы - однолетние, то есть после выпадения семян растение погибает (в первую очередь засыхает стебель). Еще один тип - кустарники, к примеру, возьмем шиповник. Вместо стебля у такого растения - несколько стволов, которые намного тверже, чем у травянистых. Третий тип растений - деревья, к примеру, дуб. У него имеется один твердый и большой ствол (иногда разветвленный), покрытый корой. В остальном все типы растений по строению сходятся.

Какие части есть у растения?

Перечислим их по порядку:

  • корень;
  • стебель (или ствол, или несколько стволов);
  • листья;
  • цветки;
  • плоды.

Давайте присмотримся к тому, из каких частей состоит растение, поподробнее.

Корень

Для чего нужен корень каждому представителю земной флоры? Во-первых, это опора, которую использует растение, чтобы удерживаться в почве. А второй, не менее важный элемент - питание. Через корень происходит поглощение питательных веществ и воды из почвы. Корни некоторых растений живут до 500 и более лет. Кустарников - до 20. У травянистых растений - многие однолетние, но некоторые и до 15-20 лет.

Какие части есть у растения? В первую очередь это корни. Они обитают в почве и помогают организму расти, питая его, всасывая минеральные вещества из грунта. Корни содержат тысячи микроволосков. Корни некоторых растений имеют вид стержня (стержневые). Это большой корень, от которого уже потом ответвляются мелкие. Иногда он заглубляется в почвы на десятки метров в поисках воды и питательных веществ. У других представителей царства много равноценных корней, которые образуют пучковатую корневую систему (к примеру, многие травы).

Не у всех растений корни располагаются в почве. У некоторых тропических видов (к примеру, орхидей) они свисают и из воздуха непосредственно впитывают влагу. А плющ прикрепляется своими к деревьям или стенам.

Стебель/ствол

Основные части растения - стебель (у трав) или ствол (у деревьев). Следует отметить, что стволы отличаются довольно большим разнообразием, но имеют сходные функции и характеристики. У это удлиненный побег. Одна из его основных функций - опорная. На нем располагаются ветки, листья, почки, цветки. Также ствол или стебель выступает в роли связующего элемента между листьями и корнями, функции его, таким образом, - проводные. Из корневищ вода с минералами по стволу попадает к кроне, где происходит

А еще стебли некоторых растений (кактусовые) играют роль хранилища запасных питательных веществ, и когда наступает засушливая пора, растение ими начинает питаться. У ползучих растений стебель может укореняться в почве, в местах узлов образуя придаточные корни, тем самым облегчая функцию размножения и распространения. Цепляющийся стебель гороха крепит растение к опоре посредством усов, обеспечивая наиболее устойчивое расположение.

Листья/крона/иголки

Еще одно название частей растения - листья. Они выполняют множество отвечают за фотосинтез и питание дерева на свету, регулировку температуры (испарение в жару) и рост. Осенью дерево сбрасывает листву, избавляясь вместе с ней от вредных веществ. А еще листья имеют большое значение для осуществления жизнедеятельности других обитателей планеты Земля: растений, микроорганизмов, животных и грибов, служа им кормовой базой.

В процессе эволюционного развития у некоторых растений листья видоизменились, превратившись колючки, или, наоборот, стали более мясистыми. А листья некоторых растений даже могут отлавливать и переваривать мелких насекомых.

Цветки/плоды/семена

По сути это органы размножения растений. Они могут иметь разную структуру в зависимости от вида, но функции остаются общими. Цветы нужны для образования семян и плодов (их количество и внешний вид также отличаются). А для того чтобы из цветков образовались плоды, необходимо опыление. Насекомые различных видов (а также - некоторые птицы) прекрасно справляются с данной функцией. Их привлекает аромат и цвет, нектар и пыльца. Некоторые при помощи ветра, а некоторые искусственно - людьми. А из опыленных цветков уже образуются плоды и семена, обеспечивающие продолжение рода.

Растения, за исключением некоторых низших, состоят из органов, каждый из них выполняет свою функцию. Различают вегетативные органы, которые поддерживают жизнь растений, и генеративные (репродуктивные) органы, приспособленные для размножения.

К вегетативным органам у высших растений относят корень, стебель, листья, к генеративным - цветок, плод, семя.

Корни растений проникают в почву на разную глубину, например от 15 см у огурца до 10 м у люцерны и 20 м у тыквы. Но основная масса корней располагается в пахотном слое на глубине 10-30 см. Корни у некоторых растений сильно распространяются в ширину, например у кукурузы - на 2 м, у яблони - до 15 м. Это надо учитывать при поверхностной междурядной обработке почвы.

Стебель - надземный орган растения, связывающий корень с листьями и генеративными органами. Он служит опорой другим органам, благодаря ему листья наиболее благоприятно размещаются по отношению к свету. По стеблю идет обмен водой и питательными веществами по всему растению.

Стебель, покрытый листьями и почками, называют побегом. Почка - это зачаточный укороченный побег, обычно покрытый защитными чешуями. Почки бывают листовые (вегетативные) и цветочные. Почки, не раскрывающиеся в течение очередного сезона, называют спящими. Они трогаются в рост при повреждении основного побега. Если ветви сильно обрезать, то из спящих почек образуются побеги с крупными листьями.

С видоизменением стебля у него появляются новые функции. Колючки у барбариса и дикой груши - тоже разновидность стебля. Они выполняют защитную функцию. Толстые, мясистые стебли кактусов запасают воду. Усики винограда - органы опоры. Для вегетативного размножения служат корневища - многолетние подземные побеги, похожие на корни (у хрена, пырея), клубни (у картофеля) и луковицы (у лука, тюльпана и др.).

На стеблях многих растений образуются придаточные корни, которые повышают их устойчивость и улучшают питание. Чтобы увеличить число придаточных корней и клубней, растения окучивают. На свойстве стеблей образовывать придаточные корни основан способ размножения черенками: кусочки стебля с почками укореняются.

Лист играет огромную роль в жизни растений. В зеленом листе идет процесс фотосинтеза . Через устьица на поверхности листовой пластинки испаряется вода, происходит газообмен - поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Благодаря испарению листья непрерывно охлаждаются, их температура на 5-7° ниже по сравнению с окружающим воздухом.

У некоторых растений листья превратились то в усики (горох), то в колючки (чертополох, кактусы). У лука, капусты сочные, плотные листья запасают влагу. Своеобразно уст роены листья насекомоядных растений - они покрыты волосками, выделяющими липкую жидкость, привлекающую насекомых. С физиологическим процессом старения листа связан листопад - явление приспособления к неблагоприятным условиям. Из листьев перед листопадом происходит отток питательных веществ, в них накапливаются вредные для растения соли. У травянистых растений листья не опадают, а разрушаются, оставаясь на стебле.

Цветок - орган полового размножения цветковых растений. В завязи цветка после опыления происходит оплодотворение, в дальнейшем развиваются семя и плод. Цветок состоит из зеленой чашечки, которую образуют несколько чашелистиков, и венчика из нескольких лепестков. Венчик и чашечка составляют околоцветник, внутри которого размещаются главные части цветка - тычинки и пестик (число их различно). Все части цветка размещаются на основании - цветоложе. Тычинка состоит из семенной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик - из рыльца и столбика. Цветы бывают обоеполыми (с тычинками и пестиками). У однодомных растений (огурец) на одном растении располагаются и мужские и женские цветки, у двудомных (конопля, тополь) - мужские и женские цветки располагаются на разных растениях.

Плод - орган цветковых растений, служит для защиты семян и их распространения. Плод состоит из околоплодника и семян. Плоды бывают сухие и сочные. Внутри плода образуется много семян, как у мака, огурца, или они односемянные, как у липы, дуба, вишни. Плоды часто снабжены приспособлениями для распространения ветром (одуванчик, клен), животными (репейник). У сочных, спелых плодов вкусный околоплодник, привлекающий птиц и животных, которые поедают плоды с семенами и распространяют их.

Семя - орган воспроизведения и расселения у семенных растений. Оно состоит из кожуры, зародыша и запасов питательных веществ. Зародыш семени содержит зачатки вегетативных органов: стебля, корней, листьев. Некоторые растения питательные вещества запасают в зачатках листьев - семядолях. Эти вещества питают зародыш при прорастании семени. Семена в основном состоят из белков, жиров и углеводов.

1. Что такое орган? Какие органы растений вы знаете?

Орган (от греческого «органон» - орудие, инструмент) - это часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение в организме. Органы цветковых растений: побеги, корни, цветки, плоды с семенами.

2. Какие органы образуют побег?

Побег состоит из стебля, листьев и почек.

3. Каково значение корня?

Растение укрепляется в почве с помощью корня. Мощная корневая поглощает из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ. Некоторые тропические древесные растения, живущие на затопляемых морскими приливами побережьях, образуют дыхательные корни, которые поглощают воздух и снабжают им подземные части растения. У других растений (например, у тропического баньяна) - корни-подпорки. Растения со слабым стеблем (например, плющ) с помощью корней-прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений-соседей.

4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?

Корневые системы бывают стержневыми - с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми - с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук).

5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?

Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Они увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз.

6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?

Нет, только если у растения мочковатая корневая система, главный корень недоразвитый или рано отмирает.

7. Расскажите о многообразии и строении листьев.

Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.

Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке - это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок - это сложные листья.

8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели растения.

По лубу перемещаются органические вещества. Поэтому при его повреждении часть растения ниже раны будет лишена притока органических веществ и постепенно погибнет.

9. Какое строение имеет цветок?

Обычно цветок состоит из венчика, образованного лепестками - сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана.

Главная часть цветка - пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.

10. Что такое соцветие?

Соцветия - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.

11. Что такое плод, каково его значение?

Плод - орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из завязи цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян.

12. Почему у многих растений цветки собраны в группы - соцветия?

Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения.

13. Изучив текст на с. 33, выделите правила схематического изображения соцветий. Самостоятельно нарисуйте схему соцветия растения, предложенного учителем.

14. Какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить?

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы).

Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея).

15. Назовите, известные вам растения, плоды которых ядовиты.

Жимолость лесная, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, паслен сладко-горький, паслен черный, ландыш майский и др.

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: Магнитогорск

ОУ№33, с углубленным изучением английского языка с 2-го класса.

Учитель: Нестерова Светлана Геннадьевна

Класс 1-а

Тема учебного занятия: Что общего у разных растений?

Продолжительность учебного занятия 35 минут

Тип учебного занятия: урок

Цели:

  1. Научить распознавать лиственные и хвойные деревья. Научить различать части растений.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, группировать предметы растительного мира.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Образцы растений (раздаточный материал): пастушья сумка, настурция, лютик.
  2. Корнеплоды моркови, свеклы, картофеля.
  3. Слайды:
  • Кроссворд «С какого дерева этот лист?» (2-6)
  • Найди лист клена (7-8)
  • Как правильно назвать лист хвойного дерева? (9)
  • Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму? (10)
  • Назови одним словом (11)
  • Части растений (12)
  • Обозначь корнеплоды и плоды (13)
  • Соедини плод с его семенем (14)
  • Какую часть каждого растения использует человек?(15)

Дидактические материалы к учебному занятию: Учебник А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс, тетрадь на печатной основе.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

I Организационный момент

1минута

Создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Проверка рабочего места.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

II. Повторение изученного на прошлом уроке

5-7 минут

Определить уровень усвоения учащимися пройденного материала

Знать названия деревьев.

Уметь определить дерево по его листу.

Метод демонстрации, репродуктивный.

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

Слайды № 2-10

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начнём урок с повторения пройденного материала. Разгадаем кроссворд.

Посмотрите на листья. Что изобразил художник листьями? Найдите среди этих листьев лист клена.

Как правильно назвать лист хвойного дерева?

Разгадывают кроссворд(1 Дуб, 2 Береза, 3 Ель, 4 Клен)

Находят лист клена.

Хвоинка.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

III. Работа над новой темой- вступительная беседа.

2

минуты

Дать представление об одинаковых частях всех растений.

Знать, что относят к овощам, фруктам, цветам, деревьям.

Уметь найти и назвать части растений.

Наглядно-иллюстративный. Частично-поисковый, рассказ, беседа, работа с книгой.

Фронтальная.

Слайды № 11-12

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что вы видите на картинке?

Как назвать их одним словом?

Называют растения.

Растения

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

IV Практическая работа

V Игра «Не ошибись»

10-12 минут

Научить распознавать части растений.

Практическим путем определить части растений.

Частично- поисковый.

Работа в парах постоянного состава.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассмотрите разложенные на партах растения. Прочитайте их названия.

Кто может назвать известные части этих растений?

Сегодня мы постараемся выделить общие части всех растений.

Найдите корень, листья, стебель, у ваших растений. Покажите их друг другу.

Есть ли, по вашему мнению, стебель у деревьев? Как он называется? Чем отличается стебель от ствола?

Какую часть растений мы не назвали?

Я приглашаю к доске 3-х ребят. Вам нужно назвать своё растение. Далее я буду называть части растений, а вы должны показать их на своем растении без ошибок.

Читают названия.

Называют части растений.

Находят стебель, лист, корень растений и показывают друг другу.

Ответ: Стебель есть у всех растений и у деревьев тоже. Он называется ствол. Ствол прочный покрыт корой, а стебель мягкий травянистый

Цветок, плод с семенами.

Первый ученик показывает части растений первому ряду, второй- второму, третий- третьему. Дети следят за правильностью показа.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

VI Работа по теме урока.

Игра «Чьи семена потеряны»

Игра «Бал плодов»

10-12 минут

Проверить, верно ли дети практическим путем выделили части растений.

Знать, какие общие части имеют все растения.

Уметь по памяти назвать общие части растений.

Репродук-

тивный

Фронтальная.

Слайд № 12

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какое растение нарисовано на картинке?

Давайте на примере этого растения определим, верно ли мы выделили части растений? покажите нижнюю часть растения, как она называется?

Как называется часть растения, идущая от корня.

Что крепиться к стеблю с помощью черешка?

Какие еще части растения вы можете выделить?

Сколько цветов у этого растения?

Рассмотрим плод с семенами. Внутри любого плода должны быть растения. Муравьишка Вопросик принес сегодня на урок части некоторых растений. Как вы думаете, к какой части растения они относятся? (учитель показывает корнеплоды: морковь, свеклу, картофель)

Если разрежем морковь, свеклу, картофель, увидим ли мы внутри семена? (учитель разрезает овощи и показывает детям)

Можно ли утверждать, что это плоды с семенами?

Все эти части находятся в земле. Как же мы можем их назвать?

Это корни или корнеплоды. Именно их мы употребляем в пищу.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

А знаете ли вы, зачем растеньям корни?

Послушайте правильный ответ (см приложение)

Муравьишка Вопросик принес для нас загадки. Он попросил отгадать их и определить к какой части растения относится слово- отгадка.

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

А откусишь- сладко.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый- все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

Голова на ножке,

В голове горошки.

Проверим, верно ли мы разгадали загадки

Назовите растение и найдите его семена.

Мудрая Черепашка и Муравьишка Вопросик решили устроить бал плодов. Но на бал съехались и другие части растений. Муравьишка просит помощи:

Дети, пропустите на бал только плоды!

Я буду называть растения, если человек употребляет в пищу плод- ворота открыты. Если другую часть растения- ворота закрыты. (Огурец, свекла, груша, картофель, редис, слива, помидор, морковь, абрикос)

Кабачок.

Корень.

Стебель.

Лист.

Цветок, плод с семенами.

2

Ответы детей

Нет

Нет

Корни.

Корнеплоды Слайд № 13

Дети отвечают

Яблоко- плод с семенами.

Арбуз- плод с семенами.

Горох- плод с семенами.

Мак- плод с семенами

Рассматривают слайд № 14

Слайд № 14

Учащиеся берутся в парах за руки, подняв их, образуют ворота. Учитель называет плоды, дети поднимают ворота вверх. Учитель называет другие части растений, а дети опускают руки вниз.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

VII Итог урока

5

Минут

Проверить уровень усвоения изученного материала.

Знать, какие общие части имеют все растения.

Уметь назвать части растений и ту часть, которую человек использует в пищу.

Репродуктивный

Фронтальная работа

Слайд № 15

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что же общего у разных растений?

Назовите части растений

Какую часть каждого растения человек использует в пищу?

Дети соединяют названия растения с той частью, которая используется в пищу. Слайд №15

Приложение к уроку «Зачем растениям корни?»

Растению нужны корни по двум главным причинам. Во-первых, это опора в почве, а во-вторых, с их помощью растение питается- поглощает воду и минеральные соли из почвы. Корни большинства растений растут в почве. Но они не просто «сидят» там, а помогают растению расти. Вытягиваясь, разветвляясь, корни плотно прилегают к частичкам почвы и всасывают минеральные вещества из почвы. По мере роста растения корни утолщаются и могут накапливать большое количество сахара и крахмала. Свекла, морковь, картофель- тому примеры.

Но не у всех растений корни растут в почве. У некоторых тропических орхидей, растущих на деревьях, свисающие корни растут в воздухе и впитывают влагу. Некоторые плющи и лианы также имеют воздушные корни, с помощью которых растение прикрепляется к стенам знаний или деревьям.

С к а к о г о д е р е в а э т о т л и с т? 1 Д У 2 Б 3 Е Л Ь Р 4 Ё З А

С к а к о г о д е р е в а э т о т л и с т? 1 Д У 2 Б 3 Е Л Ь Р 4 К Л Ё Н З А

Н а й д и л и с т к л е н а

К а к п р а в и л ь н о н а з в а т ь л и с т х в о й н ог о д е р е в а? Колючка Иголка Хвоинка

К а к о е и з х в о й н ы х д е р е в ь е в с б р а с ы в а е т л и с т ь я н а з и м у?

Н а з о ви о д н и м с л о в о м

Ч а с т и р а с т е н и й

О б о з н а ч ь к о р н е п л о д ы - , а п л о д ы Свекла Огурец Кабачок Морковь Вишня Редис Тыква

С о е д и н и п л о д с е г о с е м е н е м

К а к у ю ч а с т ь к а ж д о г о р а с т е н и я и с п о л ь з у е т ч е л о в е к? Корень Стебель Листья Цветок Плод с семенами Капуста Морковь Яблоня Укроп Свекла Салат Вишня