Министр образования ольга васильева о том, что ждет студентов и школьников. Ольга Васильева: нужно отказаться от термина "образовательные услуги" О воспитании и личном примере

Без малого год назад, в августе 2016 года, министром образования и науки РФ была назначена Ольга Юрьевна Васильева. В таких тонких сферах перемены происходят медленно, а результаты вообще дают о себе знать через годы. Тем не менее, анализировать провозглашённое, начатое, сделанное новым министром можно и нужно. О том, чего удалось добиться О.Ю. Васильевой за год работы в должности министра и что ждёт российских школьников и студентов в наступающем учебном году, - в материале profiok.com.

Внимание к педагогам

Ольга Васильева сразу сказала, что одной из основных своих задач считает укрепление престижа профессии педагога и повышение качества педагогического образования. «Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач», - повторила она в недавнем интервью газете «Известия».

Напомним, что президент РФ Владимир Путин ещё в декабре 2015 года дал поручение разработать национальную систему учительского роста. Суть в том, что работа над повышением качества преподавания и подготовки преподавателей будет вестись непрерывно: учителя будут постоянно повышать квалификацию. В идеале - каждые три года.

Идея, по словам министра, «очень скоро претворится в жизнь». Для начала пройдёт аттестация учителей. Это нужно для того, чтобы определить их уровень владения профессиональными компетенциями. Пока аттестация пройдёт в 13 российских регионах, которые выразили такое желание. Конечно же, ни о каком наказании для тех, кто покажет неудовлетворительные результаты, речь не идёт. Просто исследование поможет понять, как нужно будет выстраивать систему повышения квалификации педагогов, на что обращать внимание в первую очередь. В дальнейшем при выстраивании этой системы планируется учитывать мнение выпускников общеобразовательных школ - спустя несколько лет после того, как они закончат школу. Идёт работа и над подготовкой профессионального стандарта учителя, который должен быть принят к 2020 году.

Квалификация квалификацией, но профессия педагога - это во многом и «человеческий фактор». Как любит повторять Ольга Васильева, образование - это не услуга, а миссия, сочетающая одновременно обучение и воспитание. Важно, чтобы учителя чувствовали внимание государства, а общество, наконец, по достоинству оценило важность и ценность школьного учителя. Здесь хочется сказать, например, о том, что финал конкурса «Учитель года» стараниями Ольги Васильевой прошёл в прошлом году не где-нибудь, а в Государственном Кремлёвском дворце. В июне этого года наставников выпускных классов, чьи воспитанники отличились во время итоговой аттестации, принимал в Кремле Владимир Путин. Кстати, на этой встрече Ольга Васильева во всеуслышание попросила президента показать концерт, посвящённый Дню учителя, на одном из центральных каналов. «В стране пять миллионов педагогов, которые никогда в жизни не видели концерт, посвящённый Дню учителя, в прайм-тайм», - заявила министр, добавив, что личное присутствие президента на концерте, совпадающем с финалом конкурса «Учитель года», и вовсе стало бы «большим счастьем». «Хорошо, сделаем», - ответил глава государства.

На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) были слишком расплывчатыми. В них не было ответа на основной вопрос: что должен знать и уметь ребёнок «на выходе». Поэтому было решено наполнить эти стандарты содержанием. В конце июля закончилось общественное обсуждение проектов новых стандартов с первого по девятый класс. Теперь в них чётко написано, что ребёнок должен знать в каждом классе по каждому предмету. Стандарты ещё не утверждены, но дело явно движется к логическому завершению. Важно, что в обсуждении и подготовке этих документов принимало участие большое количество экспертов: есть шанс, что ничего критически важного упущено не будет.

Изменения ФГОС - лишь часть работы по созданию единого образовательного пространства. Идея министра проста: переходя из школы в школу, в том числе меняя город проживания или даже регион, ребёнок не должен испытывать никаких проблем со школьной программой. На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки в федеральном перечне содержалось 1423 учебника. Министр сразу сказала, что это слишком много - и к концу года добилась некоторых подвижек. Например, уже с этого учебного года школьники будут учиться по учебникам, написанным на основе утверждённого историко-культурного стандарта, и будет таких учебников всего две-три линейки. На текущий год запланирована также разработка концепций преподавания физики, химии, биологии и иностранных языков.

При этом, считает Ольга Васильева, дети не должны испытывать никаких перегрузок. Школьное расписание должно составляться так, чтобы не вынуждать детей высиживать по восемь уроков в день, оставлять им время на выполнение домашних заданий, занятия спортом и другую внеурочную деятельность. Кстати, в школьных планах есть так называемая внеурочная деятельность - обязательные 10 часов бесплатных занятий после уроков. По мнению министра, это должны быть занятия спортом, техническим творчеством, музыкой, литературой и шахматами. О шахматах Ольга Васильева в последнее время говорит часто. Оказывается, есть статистика: у детей, которые играют в шахматы, в среднем на 40 процентов выше успеваемость (правда, может быть, наоборот, шахматами интересуются самые способные? - profiok.com ). Шахматы хороши не только тем, что развивают ребёнка, но ещё и тем, что не требуют ни больших финансовых вложений, ни организационных мероприятий. Есть разработанные методики, и любой учитель может освоить шахматы сам и научить этому детей.

Особо нужно сказать о том, что с 1 сентября в российские школы возвращается курс астрономии в объёме 35 часов. Возвращается, по выражению Ольги Васильевой, «триумфально». Действительно, ситуация была парадоксальной: в стране, десятилетиями лидирующей в освоении космоса, в школах не изучали астрономию. Несмотря на то, что с этого года предмет станет обязательным, его введение проводится достаточно мягко: например, школы могут сами решать, с какого полугодия включать астрономию в расписание и в каком классе её изучать - в десятом или в одиннадцатом. Всероссийские проверочные работы по астрономии начнутся с 2019 года, ЕГЭ пока не планируется вообще.

Новое качество ЕГЭ

По поводу ЕГЭ можно часто слышать недовольство, но если внимательнее посмотреть на данные опросов , то можно заметить, что среди противников экзамена - в основном, представители старшего поколения. Молодёжь давно уже то ли привыкла, то ли смирилась, а в сознании совсем юных школьников ЕГЭ существовал едва ли не всегда.

Неоспоримая и важная заслуга ЕГЭ - роль «социального лифта». До введения ЕГЭ у многих способных ребят из провинции практически не было шансов поступить в «продвинутые» столичные вузы.

Что касается самой системы, то она постоянно совершенствуется. В этом году из ЕГЭ по физике, биологии и химии был убраны тестовые задания. Таким образом, тестовая часть осталась только в экзамене по иностранному языку.

Результаты ЕГЭ-2017 оказались лучше, чем в прошлом году: зафиксировано намного меньше нарушений, значительно большее количество выпускников справилось с преодолением минимального порога. О коррупции при проведении ЕГЭ давно уже ничего не слышно. Говорят, остался единственный способ получить гарантированного «стобалльника» - отправить ребёнка на год учиться в Дагестан. Желающих, понятно, не очень много, к тому же появились другие способы попасть в желаемый вуз - например, предметные олимпиады или целевое обучение.

Ольга Васильева постоянно говорит о том, что нельзя относиться к баллам ЕГЭ как к цели и превращать обучение в школе в подготовку к ЕГЭ. По её убеждению, в школе нет важных и неважных, нужных и ненужных предметов. Ученик должен полностью осваивать школьную программу, а потом без всякого стресса сдавать выбранные экзамены.

Для того чтобы школьники уделяли внимание всем предметам, появились проверочные работы. После того, как выяснилось, что у школьников утрачен навык так называемого «функционального чтения», то есть способность пересказать прочитанное, зашёл разговор о введении устных тестов по русскому языку в девятом классе, а допуском к ЕГЭ в 11 классе стало сочинение. С 2020 года планируется введение обязательного ЕГЭ по истории, с 2022 года - по иностранному языку.

Подготовка специалистов

В этом году шансы поступить на бюджетные места в вузах имеют 57 процентов выпускников школ. По сравнению с предыдущими годами количество бюджетных мест не уменьшилось, однако они перераспределились в соответствии с государственными приоритетами: больше - на инженерные, технические, педагогические и медицинские специальности, меньше - на юридические и экономические. Высокие баллы ЕГЭ - не единственный способ попасть в престижный вуз. Пропуском на поступление могут также стать победы в предметных олимпиадах, перечень которых утверждается Минобрнауки (в этом году их было чуть менее ста). Другой путь - заключение договора о целевом обучении с предприятием или регионом. Обучение будет бесплатным, однако выпускнику в таком случае предстоит трёхлетняя обязательная отработка.

В любом случае и будущие работодатели, и государство, и сами студенты начали понимать, что задумываться о будущей работе на пятом курсе вуза - слишком поздно. Выпускники вузов нередко жалуются, что устройство по специальности не всегда проходит гладко: работодатели либо требуют опыт работы, либо назначают начинающему специалисту невысокую зарплату, потому что первое время его всё равно придётся доучивать на месте. В планах Минобрнауки - во-первых, изменение правовой основы, чтобы специалистам без опыта было легче устроиться. Во-вторых, студенты смогут начать работать по своей специальности уже во время учёбы. Это будет делаться за счёт создания базовых кафедр, прохождения практики на предприятиях, создания студенческих инновационных предприятий или лабораторий. Новые формы работы для студентов будут создаваться и в рамках Национальной технологической инициативы. Кроме того, вузы в ближайшее время станут центрами не только прикладного знания, но и науки. Один из приоритетных проектов Минобрнауки называется «Вузы как центры пространства создания инноваций». В каждом регионе будет выбран университет, где сосредоточится вузовская наука. Предполагается, что он станет социально-экономическим, научным и культурным центром развития своего региона.

Стоит отметить и успехи в развитии среднего профессионального образования. В последнее время многие ребята после школы поступают не в вуз, а в колледж. И даже если это лишь ступень для дальнейшего пути в вуз (в обход ЕГЭ - profiok.com ), общий уровень студентов учреждений СПО, уровень преподавания, оснащения этих учебных заведений постоянно растут. Для улучшения условий обучения создаются межрегиональные центры компетенций. К 2020 году в нашей стране будет двадцать таких центров. Уже известно, что в 2018 году на поддержку региональных программ развития профессионального образования из федерального бюджета будет выделено более миллиарда рублей. Кстати, грань между выпускниками колледжей, готовящих специалистов для высокотехнологичных отраслей, и вузов постепенно стирается: современный рабочий нередко не отличается от инженера или высококлассного программиста. Поэтому в рамках движения WorldSkills, к которому Россия присоединилась несколько лет назад, проводятся и чемпионаты для студентов вузов. Возможно, кто-то из студентов-участников выберет для себя современную профессию, связанную с реальным производством.

Эволюция как стиль

Несмотря на то, что в системе образования за последнее время многое изменилось, Ольга Васильева не делает никаких резких движений. «Система образования консервативна и не терпит революций», - часто говорит министр. Все изменения должны быть только эволюционными, постепенными, обдуманными. При этом обязательно стоит переосмысливать и использовать уже имеющийся опыт. «Всё новое - хорошо забытое старое, но в современных технологических реалиях», - сказала глава Минобрнауки в одном из недавних интервью.

К новым технологическим реалиям министр относится с пониманием: куда ж без них? Обсуждаются проекты НТИ, запускаются платформы онлайн-образования, появились официальные аккаунты министерства в соцсетях. Ольга Васильева понимает, что современных детей и подростков окружает такое количество информации, что их сложно сравнивать с советскими школьниками - реальность вокруг другая. Но это понимание вовсе не сбивает министра с выбранного курса: по её мнению, новые времена нисколько не повлияли на фундаментальные, базовые вещи.

«Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться», - говорит Ольга Васильева. А раз принципы, лежащие в основе системы образования, не меняются, значит, можно использовать прошлый опыт и брать всё самое лучшее, скажем, из советской системы образования. Да и человеческие ценности, которые формирует школа, не имеют никакого отношения ни к временам, ни к технологиям. «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» - задаётся вопросом министр.

Многие считают Ольгу Васильеву консерватором. Собственно, она и сама признаёт, что во всём, что касается школы и педагогики, она придерживается консервативных позиций. При таком подходе изменения происходят медленнее, однако и возможные разрушения или ошибки минимизируются.

Подводя итоги года, который она провела в должности министра образования, Ольга Васильева отметила, что год был интересным и сложным, а как одно из достижений отметила, что удалось разобраться в том, что есть, и понять, куда двигаться дальше. Здесь необязательно иронизировать - для годичного срока сделано не так уж и мало, а наличие чёткой стратегии - половина успеха любого серьёзного мероприятия. Впрочем, как сказала министр, «задач впереди больше, чем удалось сделать».

Работая в сфере образования, каждый педагог задавался вопросами:
1. как заинтересовать детей в предмете?
2. как разрешать конфликты между учениками и учителями?
3. как относится к администрации, которая постоянно требует отчеты, мероприятия, повышение показателей успеваемости?
4. как не поддастся эмоциональному выгоранию?
5. почему школа превращается в одно из подразделений бюрократического аппарата, где каждый перекладывает обязанности с одного на другого?
6. почему за последние годы в школе администрацией и педагогами расходуется бумаги в разы больше, чем раньше?

1. Актуальность темы
Обучение занимает фактически всю жизнь человека. Этот процесс начинается с детства и длится до смерти. Ведь под словом обучение надо понимать не только посещение различных учебных учреждений. Что-то постигается человеком самостоятельно в процессе жизнедеятельности. Но основной багаж знаний, умственное и духовное развитие мы получаем в школе. Каждый человек помнит золотые школьные годы. Но, наверное, каждый ученик все же хотел бы внести некоторые изменения в школьную жизнь. Поэтому, получив возможность высказать наши предположения о том, что может сделать школьную жизнь интересней и улучшить качество образования мы начали с анализа причин неприязни, проявляющейся у учащихся к школе и процессу обучения, попытались найти средства для подавления этой неприязни.

2. Гипотеза
Благоприятная обстановка в школе способствует усилению желания ученика учиться.

3. Цели
1. Пересмотреть общепринятые взгляды на школу

2. Высказать предположения о том, как улучшить качество образования

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности, учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Выполняя функцию руководства учебно -познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать для меня как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Психолого–педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Мне, как учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления. Поэтому надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Если ответ или работа учащегося будет заслуживать отличной, или хорошей оценки, то всегда отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика. Если же ответ ученика оказывается слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то применяю метод отсроченной отметки, т. е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т. е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки. Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому. Здесь видишь не только уровень подготовки домашнего задания на данный момент, но и виден рост каждого ученика, что носит не только образовательные цели, но и велика роль воспитательная. При этом часто напоминаю детям, что они в данный момент как артисты на сцене. Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал, то сначала выясняю, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешиваю, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т. е. будет ли она служить стимулом получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляется отметку, а в оценочном суждении указываю на слабую сторону ответа или работы. Если же прихожу к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором) не выставляю ее. В таком случае ограничиваюсь оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую обычно получает за свои ответы, а также осознавать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку. Когда ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, то необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки. В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительным причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду. Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчения, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных, педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя. Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач, учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Тематический контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.

Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала. Признаюсь, честно, не все сразу получалось: первое время было достаточное количество неудовлетворительных работ. Вместе с детьми анализировала причины неудач. Всегда давала возможность ребенку доучить, получить положительную оценку. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Для себя я выделила несколько особенностей этого вида контроля: 1. Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку. 2. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным. 3. Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Итоговый контроль Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений, учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель - определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.

Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся. При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения. Контроль за уровнем достижений, учащихся по биологии проводится в форме письменных работ: биологических диктантов, тестов.

Для учащегося отметка - главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя. Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно. Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.

Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:

… Почаще улыбаться (7 кл., жен.)

… Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. (7 кл., жен.)

… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. (7 кл., жен.)

… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора. (7 кл., муж.)

…Всегда образ хорошего настроения. (8 кл., жен.)

…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить (8 кл., муж.)

…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить… (10 кл. жен.)

… Лучше, когда учитель веселый, а не скучный. (7 кл., жен.)

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

1.Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

3. САМООЦЕНКА

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его "личная педагогическая философия" во многом определяются его самооценкой.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

Современный учитель, как показывает практика, должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития ученика, его память, внимание, волю, собранность, усидчивость. Чем руководствоваться при этом? Главная его задача - стремление узнать ученика во всех проявлениях и понять его. Как же соблюдать на уроке оптимальный психологический режим? В первую очередь устранить все то, что мешает ученику сосредоточиться, отвлекает, раздражает в обстановке класса, в поведении товарищей или педагога или в собственной работе. Поэтому учителю чрезвычайно важно владеть специальными психологическими знаниями и практическими навыками, чтобы по выражению лиц учащихся все подмечать и управлять их вниманием, возбуждать и переключать его. Учет интересов, способностей, темпов мышления, подготовки, отношения к ученикам, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть. Требовательному театральному режиссеру обычно недостает репетиций, но их избыток не всегда приводит к положительному результату. Если режиссер укладывается в производственный план, то потому ли, что умело использует время (это хорошо), или потому, что снижены его творческие требования (это плохо)? Если он не укладывается, то потому ли, что эти требования высоки, или потому, что он неумело работает с актерами? Если учитель не укладывается в свои 45 минут урока, значит, он неумело работает с учениками, значит, не все им было продумано и учтено в его поурочном плане - своеобразной режиссерско-педагогической экспликации урока. Урок, как мы считаем, - своеобразный спектакль, замысел которого зарождается у учителя-режиссера в тиши его кабинета. Как режиссер пишет экспликацию будущего спектакля, так и учитель тщательно продумывает архитектонику будущего урока. Под архитектоникой мы понимаем своеобразное построение урока учителем, основанное на композиционных принципах построения спектакля. Как и у режиссера театра, без увлечения всего коллектива художественными достоинствами пьесы не может быть успеха в работе над сценическим воплощением, так и у педагога, если он не сможет увлечь темой урока, его составными компонентами, занятие пройдет обыденно и незаметно. Начинать план урока необходимо с раскрытия его темы. Театральный режиссер в пьесе определяет прежде всего ведущую идею и сверхзадачу. Основной или ведущей идеей пьесы мы будем называть ответ на вопрос: «Что утверждает автор относительно данного объекта?» В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. В цели урока учитель определяет задачи, которые он решает в данном конкретном случае по обучению и воспитанию учащихся. Урок, как и художественное произведение, вбирает в себя мысли и чувства учителя, выражающие его отношение к теме. Очень важно, чтобы учитель, составляя план урока, в котором тема и задачи решения этой темы находятся в единстве и гармонии, не превратил его в голую абстракцию, лишенную реальной жизненной опоры. А это легко случается у начинающих учителей, когда задачи урока оторваны от темы конкретных фактов, условий создания творческого поиска, совместной деятельности учителя и ученика. Основным материалом театрального режиссера в искусстве является творчество актера, а для учителя-режиссера - творчество его учеников в самостоятельном добывании знаний на уроке. Из этого следует: если ученики не мыслят, если они пассивны, творчески инертны, учителю не из чего создавать ткань урока, ибо у него нет в руках необходимого материала. Поэтому первая обязанность учителя заключается в том, чтобы вызвать в ученике творческий процесс, разбудить его органическую природу для полноценного самостоятельного творчества. Когда же этот процесс возникает, то родится и вторая задача - непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим замыслом урока. Поскольку учителю приходится иметь дело не с одним учеником, а с целым коллективом, то возникает и третья его важная обязанность - непрерывно согласовывать между собой результаты творчества всех учеников таким образом, чтобы создать полноценный урок. Если в задачи театрального режиссера входит процесс выполнения главной его функции - творческой организации сценического действия, то в задачи учителя входит творческая организация работы всех учащихся на уроке. Учитель должен уметь увлекать учеников своими заданиями, вдохновлять на их выполнение, будоражить воображение, будить их творческую фантазию, незаметно заманивать их на дорогу истинного творчества. От того, насколько творчески и с выдумкой будет преподнесена тема урока, настолько она заинтригует и привлечет внимание учеников. Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности, ибо без них никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Эмоционально-интеллектуальный фон урока поддерживается различными способами. 1. Во-первых, благодаря использованию интересной информации в содержании изучаемого и дополнительного материала. 2. Во-вторых, благодаря использованию интересной информации, включению в урок сведений о тех или иных открытиях; данных, чаще всего связанных с жизнью и деятельностью известных ученых; рассказа о возможностях пытливого ума человека, вдохновленного на творческий поиск. 3. Третье направление, ведущее к поддержанию эмоционально-интеллектуального фона урока, заключается в способах умелого включения учащихся в интересную для них работу. Таких способов много, а выбор их связан с использованием различных типов проблемных ситуаций, неизбежно поворачивает нечто знакомое новой стороной, подчас неожиданной. Вот эта неожиданность, это удивление, возникающее у учащихся, очень важны для успеха дальнейшего объяснения учебного материала. 4. И, наконец, четвертое направление. Оно связано с формой выражения эмоционального отношения учителя к учебному материалу. Любому учителю надо помнить, что красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого тотчас передаются учащимся.

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

    Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

Различным уровнем усвоения материала на данный момент;

Уровнем работоспособности и темпом работы;

Особенностями восприятия, памяти, мышления;

Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.

Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте «средних» и «слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков «троечник», «двоечник», хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль над результатами работы, диагностики и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Новый министр образования Ольга Васильева подняла на новый уровень интенсивность дискуссии о советской школе:

  • один полюс восхваляет советскую школу и мечтает отменить все реформы, лишь бы вернуться к её плодоносящим корням,
  • другой называет мифами достижения советской школы и приводит в доказательство альтернативные аргументы.

Получается разговор слепого с глухим с постепенным укреплением каждого в собственном мнении. Разумеется, в строгом соответствии с научными данными о способности людей прислушиваться к логическим аргументам.

По сути, это та же дискуссия, которая ведётся о результатах образования, мониторинге образования, оценке качества образования. При полном уважении к её научному компоненту я бы хотел обратить внимание на управленческий аспект, потому что у любой научной модели есть условия воплощения и применения.

Именно применимость критериев и оценок объединяет две стремящиеся навстречу друг другу дискуссии наукометристов и бытометристов. Слова те и другие произносят одни, а смыслы подразумевают совсем разные. Если учёные иногда обозначают где-то в уголочке своей работы, что именно понимают под используемыми словами (хотя определения теряются в последующих дискуссиях), то в бытовых спорах об этом даже не думают. Для бытовых дискуссий характерны сопоставление разных критериев (а не результаты измерения) и диспут об их значимости. Строго говоря, это означает подспудную дискуссию о ценностях, а не о показателях.

Куда же без экзамена?

Экзамен, как любой измерительный инструмент, оценивает сам себя: это способность испытуемого решать задачи, которые представлены именно в этом конкретном экзаменационном листе. Экзамен может быть ориентирован на личностные измерения или на рейтингование - это зависит от подбора заданий.

Важное значение имеет система отношений при проведении экзамена, потому что она влияет на мотивацию всех его участников.

В классической модели образования, когда обучение напоминает обработку деталей на конвейере, экзамен напоминает военную приёмку серийной электроники: что в брак, что в ширпотреб, что на военку, что в космос. .

  • Ученик на экзамене пребывает в стрессе и надежде на более высокий статус. Поскольку его волнует не истина, а «размер», можно «пойти во все тяжкие».
  • Экзаменатор оказывается в двойственном положении: он и демиург для каждого испытуемого, и ответственный за эксцессы. Если он же и учитель испытуемых, что типично для экзаменов по традиционной советской схеме, то он же - и косвенно аттестуемый. Так что, как бы он гордо ни рассекал перед учениками, он тоже заинтересован в максимальном «размере», но совокупно, а не персонально (что не исключает частного интереса как такового).
  • Администратор организации, проводящей экзамен, мечтает побыстрее от него избавиться с минимальными неприятностями. Честность экзамена и достоверность результатов для него не являются самостоятельной ценностью. Если экзаменуются «свои» ученики, он тоже заинтересован в максимально высоких «размерах». Если экзаменуются ученики другой школы, а свои - где-то ещё, то оба администратора хорошо понимают вероятную взаимозависимость отношений.

Таким образом, все участники традиционного итогового экзамена заинтересованы в максимальной величине оценки, а не в её объективности.

Доля честности результата экзамена сильно зависит от личностных качеств ответственных лиц, что в условиях циничных потребительских отношений является сомнительным барьером. Именно поэтому, если есть внешний заказ на честность, приходится мириться со всё более значительными издержками, которые работают только до того момента, пока к ним не найдут ключик.

Вступительные версии экзаменов обсуждать не очень интересно: даже самые упоённые любители традиционной схемы экзаменов хорошо помнят коррупционные скандалы и понимают их неизбежность. В качестве антитезы они приводят изменение схемы коррупции с вуза на пункты сдачи ЕГЭ или на скупку ответов. Некоторые вузы и в новых условиях находят лазейки для манипуляций в приёмных кампаниях. Достоверного подтверждения преимуществ одних форм экзаменов перед другими лично я не видел. Кроме творческих вузов, где отсутствие неформальных компетенций является очевидным препятствием к обучению.

Что оценивает ЕГЭ?

ЕГЭ - экзамен предметный, поэтому оценивает только предметные компетенции ученика, способность решать задачи по данному предмету. Никакие душещипательные истории про «он не учитывает» не имеют значения, потому что задача ЕГЭ даже не столько оценить, сколько ранжировать учеников по способности решать. Перед ЕГЭ две задачи:

  • подтвердить освоение предмета на уровне, достаточном для выпуска из школы,
  • пройти барьер конкурса в вуз.

Ни для первой, ни для второй не нужно оценивать в полном объёме освоенность программных требований - это банальные барьерные задачи. И нет никаких оснований обвинять ЕГЭ в неполноте решения задачи. Разве есть основание полагать прошлую схему локальных экзаменов более полно оценивающей? Если даже да, зачем ставить такую задачу? И кто должен заниматься этим?

Прошлая схема строилась под конкретную программу или даже под конкретного учителя. Это могло создать иллюзию «всесторонней оценки».

В реальности локальная оценка локального экзамена измеряла мнение локальной экзаменационной комиссии об испытуемом. С позиции ученика это только усложняло процесс сдачи экзамена, заставляя подстраиваться под уникальные локальные требования. Как в любом нестандартизированном процессе, кому-то это давало преимущества, кому-то - наоборот. В остальном - полная несопоставимость результатов и непрозрачность экзаменационного процесса со всеми вытекающими. Что полезного ученик вынес из обучения, определяется не экзаменом, о котором он на следующий день забудет, а процессом обучения и потребностями самого ученика.

  • Первый уровень - выявление пороговых значений для зачёта обучения в школе. Судя по неоднократным фактам снижения пороговых значений, задача выпуска из школы сегодня является формальной. И это правильно: возвращать в класс провального ученика, достигшего определённого возраста, никому не надо - это лишняя головная боль и для ученика, и для школы. Обе стороны в этом не заинтересованы.
  • Второй уровень - выявление пороговых значений в каждом вузе для зачисления абитуриентов.
  • Мониторинговый уровень - обобщающие рейтинги по учителям, школам, муниципалитетам и так далее.

К счастью, уже в прошлом время, когда обобщающие рейтинги использовались для «оценки качества образования»: ЕГЭ не имеет никакого отношения к качеству образования в понимании даже самих разработчиков ЕГЭ. Но наличие чисел не могло оставить чиновников равнодушными, пока их не приструнили на фоне громких скандалов с самой верхушки.

Что оценивают международные рейтинги?

Различные международные рейтинги ранжируют страны по обобщённым результатам решения определённых задач на базе национальных выборок испытуемых. Выборку стараются сделать презентативной и валидной. Насколько это удаётся, вопрос к специалистам по диагностике - претензий по неправильной выборке я в прессе не встречал.

Но только примитивные управленцы могут ставить задачи «подняться в международных рейтингах» без определения целей национальной системы образования. Есть известный c 70-х годов прошлого века принцип Гудхарта (Лукаса, Кемпбелла), который заставляет аккуратнее относиться к управляемым показателям, чтобы не превратить управление в профанацию:

Рейтинги хороши для анализа, пока не являются предметом отчётности, пока представляют собой чистые неуправляемые показатели. Впрочем, даже наблюдение влияет на результаты, поскольку обращает внимание на особенности, которые без рейтингов могут оставаться вне зоны внимания. Раз обратил внимание, то неизбежно начал с выявленным аспектом работать.

Результат образования

Казалось бы, есть определение понятия «качество образования» в тезаурусе закона «Об образовании в РФ» (пункт 29 части 1 статьи 2):

…комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия

федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям

и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,

в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы…

Тем не менее, многочисленные исследования и публикации предлагают другие трактовки этого словосочетания. Например, в одной из первых статей, выдаваемых по поиску в сети, Станкевича Е. Ю. «К вопросу оценки качества образования » (2013), на первой же странице предлагается целый спектр вариантов от разных авторов.

Определение в законе довольно ущербно, так как первая часть его определяется функцией государственной образовательной организации. Неисполнение этой функции влечёт административные последствия. Вторая часть органична для сферы дополнительного образования, которое удовлетворяет потребности юридических и физических лиц. Кроме того, определение в законе ограничивает оценку обучающимся.

Определение полезно в предложенном контексте разве что для использования в теле самого закона, где встречается восемь раз.

  • Первой проблемой для меня является трактовка слова «образование», так как смыслов в нём много, вплоть до взаимоисключающих - все они представлены мной в отдельной подборке . Наиболее конфликтными смыслами «оценки качества образования» могут быть контексты «оценка качества системы образования» и «оценка образованности обученного». Причём в первом варианте много подвариантов, так как под системой могут пониматься разные уровни: от всей системы до конкретного преподавателя. Кроме того, в практике слово «образование» часто используется как синоним слова «обучение». Без уточнения разобраться со смыслами обоих словосочетаний невозможно.
  • Второй проблемой вижу угол контроля: чей результат и для кого? Мы привыкли делать оценку качества из административной позиции, а сегодня становится актуальной контролирующая позиция самого обучаемого. Раз образовательная услуга уже декларирована в законе и откровенно востребована новой субъектностью современного ученика, стоит его контролирующие функции тоже принимать во внимание, даже если не каждый хочет и готов их использовать. Точкой интереса может быть также родитель или работодатель.
  • Третьей проблемой мне кажется неравнозначность всех возможных комбинаций предмета оценки, чтобы так легко манипулировать многозначными словосочетаниями на все случаи жизни.

Полезнее исключить многозначные формулировки, несмотря на их популярность, в пользу более точных и конкретных описаний предмета оценки. Или использовать их исключительно в контексте закона, чтобы исключить другие варианты как неадекватные.

Для меня образование и обучение - не только не одно и то же, но и принципиально разные понятия с точки зрения субъекта оценки:

  • обучение - процесс внешнего воздействия (учителя на ученика) для формирования обещанных компетенций
  • образование - личностный процесс освоения компетенций, который может проходить в форме внешнего обучения (педагогом)

В обучении действующим субъектом является учитель, а в образовании - ученик. При этом обучение конкретно, а образование абстрактно (ничем и никак не ограничено и не измеримо).

Таким образом, в моей терминологии оценить качество образования невозможно в принципе - можно оценить некоторые конкретные компетенции, приобретённые в процессе образования.

А каким образом они приобретены - путём обучения, самообучения, размышления или открытия - это значения не имеет.

Что можно оценить?

«Результаты освоения основных образовательных программ», согласно пункту 3 части 3 статьи 11 закона «Об образовании в РФ», должны отвечать требованиям современных ФГОС. Из описанных в стандарте требований личностных, метапредметных и предметных результатов оцениванию подлежат только предметные. При этом конкретные «результаты освоения» по предметам определяются на основе образовательной программы организации, а не по ФГОС. Факт упоминания личностных и метапредметных результатов в стандарте формирует общеизвестный дискурс построения образовательных программ. И это очень хорошо. Но констатирует, по сути, сложность и неоднозначность задачи оценки этих результатов, выводя их, таким образом, из нашего обсуждения проблем формальной оценки результатов.

Важный современный дискурс - оценка компетенций. Но и тут не всё просто. Многие специалисты скептически относятся к диагностике компетенций и спорят об определении понятия. Вызывает путаницу близкое понятие компетентности. Я под компетенцией понимаю некоторые профессиональные качества, позволяющие человеку уверенно выполнять задания определённого типа. Владение компетенциями означает для меня полноценное умение в традиционно русском смысле этого слова. Протестировать его без риска запороть пробное задание не вижу возможности.

Умение решать задачи по сопромату - тоже компетенция, но из неё не следует компетенция по расчёту моста, например.

Компетентностный подход продвигает сферу образования в постановке задач перед системой, но и он обладает недостатками. В статье Владимира Никитина озвучен важный пассаж, который помог мне понять, что всегда угнетало меня в компетентностном подходе: «Идея компетенций - это идея фрагментации» . Без целостности системы фрагменты живут сами по себе, не формируя целостно значимой сущности. Их прелесть - в гибкости выявления и добавления новых элементов мозаики в целостную картину образования. Модные рассуждения о «навыках XXI века» страдают этой фрагментарностью: их можно планировать, культивировать и даже оценивать, но они не складываются сами собой в целое. Только каждый сам в меру своих способностей будет их интегрировать. Как это происходило и раньше: учитель в рамках различных кампаний нечто проводил и отчитывался, а ученик из этих кампаний строил что-то своё. И его реальное умение опирается на его интегрирующие способности. Как мы их оценим? А можем? А нужно?

Поскольку анализ нужен, предлагаю такую терминологическую базу:

  • Конкретные аспекты процесса (по заданным критериям): условия, организационное и методическое обеспечение, инструментальная насыщенность и другие.
  • Качество обучения как рефлексию процесса обучения можно оценить только на основании критериев, которые сформулированы заказчиком обучения. Если их нет, оценка может быть исключительно субъективной и неформализованной, основанной на удовлетворённости. Разные участники образовательного процесса будут иметь разные оценки, в зависимости от своих осознанных или неосознанных целей обучения и роли в процессе обучения. С большой вероятностью, интуитивно обобщая разные этапы от ожидания и целей в начале до эмоций в конце с опорой на память об изменениях в процессе.
  • Результаты обучения как изменения, произошедшие по окончании обучения - приобретённые компетенции, издержки на организацию обучения, эффективность обучения, новые знания или аспекты, выявленные в процессе обучения и достойные учёта в организации следующего обучения. Можно включить удовлетворённость от процесса как эмоциональный результат процесса. У разных участников могут быть разные приоритеты оценки.
  • Результат образования для конкретного человека - его картина мира на данный момент с самопозиционированием в нём: связи, зависимости, способы взаимодействия, ожидания, возможности, желания, цели, планы изменений.
  • Результаты системы образования - состояние науки, культуры, техники, рынка труда; ценности и ожидания граждан, способы и характер их взаимодействия, отношение к другим людям и странам мира.
  • Качество образования конкретного человека (образованность) - соответствие его представлений о мире тем задачам, которые он решает или собирается решать.
  • Качество системы образования - соответствие системы образования потребностям граждан, удовлетворённость граждан условиями получения образования. Для каждого уровня системы должен оцениваться свой уровень соответствия: от задач обучения конкретным компетенциям до потребностей всего общества и государства, в частности науки, культуры, техники, рынка труда.

Хочу обратить внимание, что эти терминологические уточнения выходят за рамки формальной терминологии - это ценностно иная картина оценки, изначально разводящая объекты и субъекты оценки, учитывающая разные интересы. Традиционная интегрально неразборчивая «оценка качества образования» подсознательно уводит все оценки на административное поле.

Можно пытаться оценивать все перечисленные параметры, но наиболее актуальными, на мой взгляд, должны быть стандартизованные компетенции, или навыки. Именно они востребованы. Именно они проверяемы. Именно они могут служить ориентиром для всего остального. Например, если они получены в процессе обучения, то они являются его результатом. Компетенцию по решению некоторого типа задач традиционно определяет экзамен. Должен ли для оценки компетенций использоваться именно экзамен, определяется требованиями по оценке. Это лишь один из вариантов.

Чем заменить итоговый экзамен?

Современная ситуация характерна переносом акцента с обучения как традиционного производственного конвейера на заинтересованное обучение по инициативе активного мотивированного ученика. К сожалению, далеко не все ученики готовы играть такую роль, но именно такие ученики наиболее пассионарны и эффективны для образовательного результата страны. Поэтому такая модель обучения должна рассматриваться как желательная и целевая. А значит, модель старого экзамена как инструмента административного контроля за нерадивым учеником должна смениться на иную, органичную для самостоятельного активного ученика. Но без ущерба для нерадивых, которых пока довольно много.

Поскольку результат обучения интересует разных участников образовательного процесса с разных сторон, они в совокупности формируют общественную заинтересованность в честном результате - в отличие от традиционного экзамена. Если использовать опыт организации ЕГЭ для создания сети независимых постоянно действующих центров оценки, которые бы могли гарантированно и честно оценить уровень стандартизованных компетенций по всем существующим областям знаний, то это позволит одновременно снять все претензии к ЕГЭ как итоговому экзамену (его не станет) и выстроить гибкий контур государственного контроля за системой образования.

Центры оценки компетенций заинтересованы в честности - это главная их ценность по условиям бизнеса. Такие центры делают ненужной и бессмысленной отметку в качестве административного инструмента в школе и в любой другой образовательной организации: уровень знаний по всем областям и на всех уровнях в любое время по желанию оценивает только сертифицированный центр. Такие центры обеспечивают декларированное в законе право на любые формы организации образования, ибо каждый учится где и как хочет, а подтверждает результаты в любое время только центр: учись в любом ритме, темпе и направлении.

Вынос процедуры оценки в независимые структуры и отмена привязки её ко времени приводит к радикальному изменению системы отношений - делает ученика и образовательную организацию равноправными независимыми игроками.

Каждый человек начинает сам выстраивать оценку своей компетентности и отвечать за неё.

Образовательные организации теряют контроль над планированием обучения конкретного человека и должны его заинтересовывать интересными программами и качественным обучением. Только авторитет и польза образовательной организации смогут привлечь и удержать ученика при такой схеме оценки результатов. Активный ученик будет искать более эффективные способы обучения. Пассивный ученик будет выбирать минимальные затраты физических и умственных усилий. Но любой ученик сам является инициатором тестирования, потому что ему нужно предъявлять свои результаты при всех учебных и кадровых переходах. Этот результат является его подтверждённой компетентностью и одновременно он косвенно формирует обобщённые характеристики результативности системы образования.

Чтобы такая схема была более продуктивной, стоит изменить традиционные образовательные цензы в виде аттестатов и дипломов на гибкие развивающиеся по мере необходимости « », задающие пространство обучения. Движение по ним может формировать гибкие личностные профили. Сопоставляя их с компетентностными профилями, людей будут принимать на работу и учёбу, выявлять зоны развития при проектировании карьеры. Естественно, в цифровом виде - бумажные подтверждения образовательного ценза уже устарели и являются удивительным рудиментом бумажной эпохи.

Заключение

Обсуждая качество в сфере образования, необходимо уходить от непродуктивных терминов, использовать более чёткие названия для каждого из аспектов, которые действительно подвергаются оценке. Это заставит более глубоко осмысливать множественные роли участников образовательного процесса и их цели.

Прежде всего нужно ограничить применение слова «образование», которое слишком широко обобщает многообразие покрываемых им смыслов и препятствует концентрации обсуждения на конкретном его аспекте.

Важно осознать различие понятий «образование» и «обучение», которое заметно глубже, чем мы привыкли думать.

В подавляющем большинстве современных упоминаний под «образованием» подразумевается «обучение», что могло быть приемлемо когда-то давно, но не сейчас. В профессиональной среде стоило бы считать моветоном употребление слова «образование» в расширительном смысле, без уточнения или при наличии более точного недвусмысленного термина.

Как бы мы ни обсуждали множественные смыслы результатов обучения, реальный и наиболее востребованный мониторинг может вестись только на основании конкретных критериев и надёжных испытаний. Они нужны всем участникам образовательного процесса как регулятор образовательных и трудовых отношений. Но не как проверка детали на выходе с конвейера, а как добровольная сертификация свободного заинтересованного в обучении или работе человека. Старые образовательные цензы на основе аттестатов и дипломов себя исчерпали. Исчерпали себя и методы их подтверждения. Достоверная независимая система проверки освоенных компетенций, обеспечивающая прозрачный доступ по сети всем юридическим и физическим лицам, заинтересованным в построении образовательных или трудовых отношений, стала бы стержнем современной системы образования. Одни участники процесса наполняли бы её предметами и критериями оценки, другие под них строили бы программы обучения, третьи на основе карты образовательных возможностей строили бы образовательные траектории.

О качестве чего угодно можно говорить только тогда, когда есть множественные цели, выбор, критерии достижения цели и достоверная система контроля достжений. Широкий выбор и прозрачный контроль снимут львиную долю проблем, которые мы так давно и довольно безуспешно обсуждаем в сфере образования.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева считает, что из области образования необходимо убрать термин "образовательные услуги", об этом она заявила на Общероссийском родительском собрании.

"Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании", - сказала Васильева.

Она отметила, что с точки зрения правовой защиты учителя все необходимое уже есть. Кроме того, Васильева сказала, что "необходимо формировать правильное отношение к профессии учителя, в том числе с помощью кинематографа".

"Страхи, наверное, напрасны": Васильева призвала родителей не бояться за будущее образования

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева выступила во вторник, 30 августа, в Москве на Общероссийском родительском собрании и призвала родителей, встревоженных появившимися сразу после ее назначения прогнозами , что теперь православное воспитание в школах будет введено с первого по 11-й класс, не бояться за будущее российской образовательной сферы. Прямая трансляция собрания с 12:00 по московскому времени велась на сайте Минобрнауки.

"Чтобы не было дальше страшно, образование - это та сфера, где должно быть поступательное движение. Я несколько раз говорила, что мы должны посмотреть, оценить то, что было, взять лучшее, что есть, и двигаться вперед. С этой точки зрения страхи, наверное, напрасны", - приводит цитату из выступления Васильевой "Интерфакс" .

В ходе собрания родители школьников обращались к главе Минобрнауки с волнующими их вопросами и, в частности, пожаловались на третий урок физкультуры, введенный в учебный план с 1 сентября 2011 года, назвав этот урок неинтересным для детей и обременительным для педагогов.

Глава Минобрнауки предложила подойти к этому уроку творчески, например, соединив его с музыкой. "Что нам мешает сделать ритмику или спортивные музыкальные танцы?" - сказала Васильева, фактически повторив предложение московского департамента образования, рекомендовавшего разнообразить занятия фитнесом, боевыми искусствами и спортивными танцами, чтобы повысить качество уроков физкультуры.

"Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок - ритмика, спортивные движения под музыку", - сказала Васильева, подчеркнув, что "третий час никому не помешает". "Может, это будут какие-то па, если хотите. Хорошо двигаться - это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку - это здоровье", - добавила министр.

"Натаскать" - глагол неуместный": из ЕГЭ исчезнут тесты по физике, химии и биологии

Васильева выступила против того, чтобы обучение в школе заменялось "натаскиванием" на задания Единого государственного экзамена. "Я категорически против натаскивания на ЕГЭ в послеурочное время - официально в рамках школы. "Натаскать" - глагол неуместный", - сказала она (цитата по "Интерфаксу").

По ее словам, ЕГЭ будет постепенно совершенствоваться по мере необходимости. Агентство "Москва" сообщает, что из ЕГЭ по физике, химии и биологии в 2017 году исчезнут тестовые задания, а в основном государственном экзамене по русскому языку и литературе появится устная часть. "Из ЕГЭ по физике, химии, биологии тестовые задания будут сняты, в первый раз девятые классы будут сдавать устную часть по русскому и литературе, мы сделаем анализ и будем двигаться дальше в старшие классы", - заявила Васильева.

Отвечая на вопрос, как быть с репетиторами, которые предлагают подготовиться к ЕГЭ, министр высказала мнение, что они могут научить отвечать на вопросы теста, но не заменят учителя и не дадут глубоких знаний, которые должна давать школа.

"ЕГЭ дает возможность из очень далеких регионов поступать в лучшие вузы. Здесь нужно идти по пути улучшения и совершенствования: идти по качественному углублению самого состояния и содержания, наполнения ЕГЭ", - цитирует министра РИА "Новости" .

"Просто подготовить к ЕГЭ без прохождения всей программы невозможно. Можно пройти по бизнес-предложению - ради бога, кнопки угадали, угадали правильно. Но впереди вуз, первая зимняя сессия, где кнопки нажимать не надо. Зачем наступать на грабли?" - сказала министр. "Ребенок должен быть подготовленным, и уже будучи подготовленным, легко отвечать на задания", - добавила Васильева.

О профориентации детей в школах: "Главное, захотеть это делать или заставлять это делать"

Васильева выступила за профориентацию старшеклассников, передает ТАСС. "Школам нужно относиться к этому серьезно и прилагать все усилия, чтобы профориентация в школах была", - сказала Васильева. Она добавила, что все необходимые для этого механизмы и условия в школах уже созданы. "Главное, захотеть это делать или заставлять это делать", - подчеркнула министр.

В школе должна быть профильная замена интернета

Министр считает, что современного ребенка получится отвлечь от интернета с помощью кружков и активной деятельности в школе.

Федеральный портал Российское образование" приводит такой фрагмент из выступления Васильевой: "Родители, дома вы можете делать все возможное, чтобы блокировать программы и компьютерные игры, которые отбирают так много времени. Можете ограничивать скачивание файлов, которые скачиваться не должны, - это дома, тут вы вправе решать, какие доступы вам ограничить".

"Что касается школы, я считаю, что в школе должна быть профильная замена. Это значит, что ребенок и мы должны стараться. Необходимо, чтобы он занимался активной деятельностью: кружковая работа, спорт, музыка, техническое творчество, чтобы отвлекать его от желания находиться все время в Сети", - заявила министр.

Она добавила, что в октябре проходят уроки, обучающие безопасности при работе с Сетью. По мнению министра, в этом вопросе родители и образовательная система должны сработать заодно, так как у школьного компьютера ребенок проводит меньше времени, чем у домашнего.

Пятидневка не коснется десяти- и одиннадцатиклассников

Школы, по словам Васильевой, будут постепенно переходить с шестидневной на пятидневную учебную неделю. "Насчет пятидневки. На сегодняшний день она у нас есть во многих школах, и процесс, который сейчас идет, - это постепенное расширение перехода к пятидневке", - сказала министр, отвечая на вопрос родителей о том, что дети не успевают отдохнуть за один день. Она добавила, что вместе с тем это не касается десятого и одиннадцатого классов, сообщает "Интерфакс".

Министр также подчеркнула, что санитарные нормы допустимой максимальной аудиторной нагрузки на детей в школе не должны нарушаться. "Больше вас никто не может нагружать", - сказала Васильева.

"Мы сделаем все возможное для того, чтобы у нас не было не только третьей смены, но и второй - программа 2025 уже действует, развивается, будет выполнена", - цитирует Васильеву портал "Российское образование".

Она привела нормативы допустимой аудиторной нагрузки. По ее словам, школьники во втором-четвертом классах должны учиться 26 часов в неделю, в пятом классе - 32 часа, в шестом классе - 33 часа, в седьмом классе - 35 часов, в десятом - одиннадцатом классах - 37 часов.

Общероссийское родительское собрание проходит в формате видеоконференции с прямыми включениями из десяти регионов России. Это третье такое собрание, первое состоялось в 2014 году.

Год назад президент РФ назначил Ольгу Васильеву министром образования. Историк-теолог, дипломированный хормейстер и бывшая сотрудница администрации президента сменила на этом посту физика-теоретика Дмитрия Ливанова. «Актуальные комментарии» выделили самые важные направления, в которых Ольга Васильева успела отметиться изменениями.

Начало передачи школ от муниципалитетов к регионам

Министр посетовала на то, что «44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются (...) и не подчиняются региону». По ее словам, нынешняя система неэффективна и нуждается в переменах. В качестве решения проблемы она решила провести масштабную реформу школьного образования. Школы предлагается передать от муниципальных властей к региональным.

Действие реформы будут тестировать в 16 регионах. Она уже началась в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге.

Изучение религии и теологии

Васильева предложила увеличить количество часов для изучения основ религиозной культуры и светской этики в школах. Она заявила, что основы религии - предмет, который укрепляет основы нравственности. То, что в центральной России школьники выбирают чаще всего православие и светскую этику, а в мусульманских регионах - ислам, ее не смущает. Она полагает, что эта дисциплина не направлена на религиозное образование.

Тем временем, Минобрнауки уже увеличило количество бюджетных мест по специальности «теология». В этом году науку о религии изучают 475 бюджетников, в следующем планируется 632 студентов.

Уроки астрономии

До недавних пор астрономия носила статус главного аутсайдера среди всех школьных предметов. Науку о звездах в лучшем случае оставляли коротким разделом в учебнике физики и преподавали по остаточному принципу, в худшем - притворялись, что ее не существует. Васильева решила сделать астрономию «великой снова» - предмет появится в программе учебного года 2017/18.

Устное собеседование для девятиклассников

Министр посчитала, что ГИА девятиклассникам недостаточно, и решила создать дополнительный фильтр для допуска к аттестационным экзаменам.

Васильева предложила ввести устное собеседование по русскому языку. Нововведение будет работать уже в следующем году. Также планируется введение устной части ЕГЭ по русскому в 2019 году.

Сокращение количества учебников по всем предметам

Министр уже успела озаботиться тем, что учебники по истории и географии имеют свойство безнадежно отставать от времени. Она предложила «привести в соответствие с временем» учебники географии и истории. «Сейчас мы сможем сделать в электронном виде. Потому что вряд ли носители бумажные смогут прийти в школу в сентябре» - сказала Васильева.

В ближайших планах - сокращение линейки учебников по всем предметам. Она считает недопустимым 400 учебников для начальных классов и предлагает оставить на каждый предмет 2-3 линейки.

Поддержка запрета хиджабов в школе

После скандала с запретом ношения хиджабов в одной из мордовских школ Васильева резко высказалась в пользу запрета. Она заявила, что истинно верующие люди не стараются подчеркнуть своей атрибутикой свою веру. «Несколько лет назад конституционный суд принял решение о том, что хиджабам, как подчеркивающим национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен конституционным судом несколько лет назад», - сказала Васильева.

Трудовое воспитание в школах

Вслед за астрономией Васильева стряхнула пыль еще с одного образовательного артефакта советской эпохи - трудового воспитания. Она «обеими руками» поддержала законодательную инициативу Госдумы о введении трудового воспитания в школах. «Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», - полагает министр.

Закон о трудовом воспитании был внесен в Госдуму, но принять его сразу парламентарии все же не решились: проект был отправлен на доработку.

Сокращение бюджетных мест в аспирантуре

Васильева посчитала, что на кафедрах «должно быть два-три аспиранта». Так, по ее мнению, аспирантура «действительно воспитывать исследователей». Министр недовольна тем, что только треть аспирантов защищает диссертации.

Васильева предложила отменить аккредитацию для образовательных программ аспирантуры, сделать приоритетом аспирантуры проведение научных исследований и сделать защиту диссертации по окончании обучения обязательной. Впрочем, в этом году сокращения бюджетных аспирантских мест не произошло.

Появление в школах логопедов, психологов и шахматных кружков

Обеспокоившись «группами смерти», Васильева намерилась вернуть в школы психологов. «Сейчас моя главная задача (я об этом постоянно говорю) - это вернуть психологов в школу. На сегодняшний день у нас один психолог на 700 ребят. Это ни о чем. Что касается детского сада, один логопед или психолог на 400 человек», - сказала она.

Также глава Минобразования заявила, что в школы нужно вернуть кружок шахмат. Она отметила, что «в каждой школе должен быть шахматный кружок. Ничто не развивает население, как шахматы. Это ничего не стоит». Правда, массового притока шахматных тренеров, психологов и логопедов в школы пока еще не произошло.

Школьное телевидение

Минобразования собирается запустить единое школьное ТВ.

«Это школьное телевидение из себя будет представлять следующее: новости страны и мира... новости во всех областях, которые можно сделать, конечно, с учетом возраста. А вторая часть - это школьное телевидение, их местное телевидение, которое они развивают. Вот это то, что в идеале должно быть», - заявила Васильева.

Васильева опять сделала ссылку к советскому прошлому, считая школьное ТВ логическим продолжением школьного радио. Она считает, что это не вызовет больших затрат и в целом реализуемо, потому что во многих школах уже есть свое собственное ТВ.

Пока действия министра не сильно влияют на восприятие образовательной системы среди россиян. За год ФОМ зафиксировал снижение оценки качества отечественного образования: 36% россиян (+4% за год) оценивают его как плохое, а 40% (-4% за год) как среднее.

Также резко выросло число не одобряющих ЕГЭ (с 49% до 66%). Направления, в которых Васильева предпринимает активные действия, предполагают долгосрочный эффект, однако пока видимых успехов в повышении качества образования и его восприятия не удалось.

Подпишитесь на нас