Меры измерения в физике. Единицы измерения. Рентгеновское и гамма-излучение, радиоактивность

Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека.

Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом . Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их либидо , или ид ), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступенях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенного и недозволенного. Главный мотив поведения ребенка - удовлетворение инстинктивных желаний - в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни - «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте - неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение многих желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал Я , или эго , основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни -суперэго , на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т. е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях - либидо, эго и суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней



жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы . Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами являются следующие:

вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);

проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);

регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень);

сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности - науку, искусство, политику и пр.).

Теория Фрейда содержит идею развития психики, т. е. качественно своеобразных и закономерных этапов ее становления. В основу выделения различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и, в частности, та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму и любой участок тела может стать источником полового удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделено от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетворению других потребностей - питанию, сосанию груди, дефекации и пр. Например, поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией , поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической - это период расцвета детской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс .

Первый объект эротического удовольствия для ребенка - его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях, естественно,

выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) и получил название эдипов комплекс (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека - один из важнейших пунктов фрейдизма. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако, в силу своей асоциальности, эти чувства неприемлемы для суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события.

Теория З. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии - за гипертрофию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, особенно в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказавшись очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.

В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. Я (или эго) стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.

Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, продолжила и развила теорию и практику классического психоанализа применительно к развитию ребенка. Анализируя развитие сверх-Я, А. Фрейд придает решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями

и ограничительными требованиями социального окружения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской жизни. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек), линий развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы - от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и первым законодателем. Факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и антипатии матери влияют на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре рассмотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной атмосферы общества, условий жизни и воспитания. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека - от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту (см. табл. 1 на с. 38).

Задача младенческого возраста - преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру . Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория .
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении , фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными .

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы ( , психозы, фобии, ), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние и немотивированной или, наоборот, .

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и . Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и . На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» - высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства , которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на , науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о , когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной . Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком , так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс

Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о . Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение желаний. Когда невозможно ни удовлетворение желаний, ни избавление от них, то они вытесняются на уровень бессознательного. Желания не исчезают и продолжают оказывать скрытое влияние на поведение человека. На их сдерживание тратятся силы организма, который реагирует на это болезненно, в буквальном смысле слова. Следствием вытеснения могут быть не только неврозы, но и сердечно-сосудистые заболевания, артриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
  • Отрицание. Один из распространенных механизмов, когда избавление от негативных переживаний, вызванных какими-то событиями, происходит через их отрицание: «ничего этого не было», «мне только показалось» и т. д.
  • Рационализация. Совершая неблаговидные, осуждаемые обществом и собственной совестью поступки, человек старается объяснить это рациональными причинами, невозможностью поступить иначе. Объяснения могут выглядеть логично, но истинная причина поступка иная, и она человеком часто не осознается.
  • . Перенесение своих аморальных желаний и нехороших мыслей на других людей, то есть наделение их собственными негативными качествами. Трусливый человек любит обвинять в нерешительности других, любитель выпить – клеймить знакомых пьяниц, а безответственный сетовать на халатность коллег.
  • Замещение. Переадресация агрессивного поведения с более сильного объекта (задираться и скандалить с ним слишком опасно, но очень хочется) на более слабый. Так, в раздражении на начальника мужчина может срывать свою злость на жене.
  • Инверсия. Замена неудовлетворенного желания на прямо противоположное. Например, не добившись любви, человек начинает искать, за что можно возненавидеть объект своей влюбленности. («Не больно-то и хотелось»).
  • Регрессия. Если рациональное, «взрослое» поведение не обеспечивает получение желаемого, то человек заменяет его на более примитивное, «детское». Формами такой регрессии в психоанализе считается не только стремление всем пожаловаться, но и алкоголизм, курение, «заедание» неприятностей и т. д.

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником , фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, - это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.


Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде , где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или .

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.


Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ: