Технология общения журналиста. Интервью или как общаться с журналистами

Корреспондент ИД «КоммерсантЪ» Олеся Герасименко опубликовала в своем Facebook 10 правил для людей, которые общаются с журналистами.

В связи с тем, что мне лень работать, а в последнее время даже самые невинные статьи не обходятся без истерик вида «снимите это немедленно с сайта и уничтожьте весь тираж», написала памятку человеку, который редко общается с журналистами, и мечтаю, что к ней будут обращаться все начинающие ньюсмейкеры. Кроме того, необходимо, чтобы коллеги дополнили, и издать азбуку.

1) Если беседа началась с того, что ранее незнакомый человек представился журналистом, объяснил, какую статью пишет, и сказал: «Я включаю диктофон, если вы не против», - не надо потом кричать в телефонную трубку, что вы разговаривали с ним как с другом и не думали, что ваши слова процитируют.

2) Вообще поймите, журналист вам не друг и не враг. В подавляющем большинстве случаев он вам никто, а вы ему - герой. Не надо апеллировать к пустому месту, будьте героем сами.

3) Журналист не обязан согласовывать с вами текст статьи, ее композицию, сюжет, выбор цитат, заголовок, подзаголовок и меню воскресного обеда с родителями. Все, что вы вправе потребовать - показать вам расшифрованную с диктофона прямую речь (как правило, настоящие главные ошибки журналист допускает именно из-за плохой расшифровки). Практика согласования интервью - порочная.

4) Сказанув лишнего, не надо пытаться уговорить журналиста об этом лишнем не писать. Вы же не ждете от кассира, что он умышленно завысит сумму сдачи, или от дворника, что тот, убрав снег во дворе, заодно вымоет вам посуду.

5) Главный совет в такой ситуации - не преувеличивайте собственную значимость. Даже если вы Сечин или новый Папа Римский, лучше всего замолчать и сделать вид, что в статье нет ничего интересного. Горько сознавать, но для 80% читателей это действительно так. Никто не будет ужасаться новости о том, что ваш папа - строитель, или что вы в детстве кидались яблоками в старушек.

6) Не надо звонить или писать главному редактору, не позвонив и не написав сначала журналисту. Потому что журналисту, как бы вы ни хотели, хуже от этого не будет, а вот правки в вашу прямую речь после такого «ябедничанья» внести, скорее всего, откажутся (это не касается фактических ошибок, разумеется). Газета - это не райком и даже не министерство, настоящий редактор в 99% случаев выступает на стороне своего автора, потому что с самого начала знает, как пишется текст, как вели себя ньюсмейкеры, что им журналист обещал, а что нет.

7) Умейте торговаться. Если вы сказали что-то в духе «это кампания против меня, Путина и патриарха», а теперь вам кажется, что это недопустимое кощунство, и вы хотите это убрать, предложите журналисту взамен хоть что то, кроме слез вашего пресс-секретаря.

8) Если вы подали на журналиста в суд, не надо говорить, что он пиарится, сообщая коллегам, что вы подали на журналиста в суд.

9) Если вы публично угрожали судом - не забывайте судиться, а то когда-нибудь журналисты соберут все иски, о которых было объявлено в информагентствах, но которые так и не дошли до судебной канцелярии, и издадут Книгу Позора.

10) Не надо говорить журналисту: «Давайте я заплачу за ваш кофе, я знаю, как журналисты мало получают».

Общение с журналистами, ищущими сенсаций, не всегда безопасно. Есть некоторые вещи, на которые стоит обратить пристальное внимание. Успешные бизнесмены делятся своим опытом, как правильно общаться с журналистами.

Экс-СЕО Gillette Джеймс Килтс в книге «Ничего лишнего» изложил свой взгляд на отношения со СМИ. Килтс не любит давать интервью, очень редко появляется на различных конференциях и форумах. Килтс считает, что «каждый раз, когда вы без определенной цели выносите свои дела на суд общественности, вы рискуете потерпеть неудачу». Вот его правила общения с журналистами.

  • Секреты PR-стратегии: как заставить СМИ писать о вас регулярно и бесплатно

Как общаться с журналистами: 6 правил, которые не позволят Вам выглядеть глупо

Правило 1. Всегда будьте наготове. Помните, что не бывает случайных или неформальных встреч с журналистами и политиками.

Правило 2. Договоритесь о теме встречи заранее. Важно быть в курсе того, о чем пойдет речь, и не уклоняться от предмета разговора. Дискуссия на отвлеченные темы заставляет потом сожалеть о многих сказанных ненароком словах.

Правило 3. Помните, что журналист – профессионал в сфере коммуникации, а вы лишь любитель. Будьте осторожны. Высказывайтесь просто, кратко, прямо, взвешенно. Не уходите от ответа и не пытайтесь скрыть истину. Такой прием никогда не срабатывает. Вас могут неправильно понять или использовать ваши слова вне контекста.

Правило 4. Серьезно подготовьтесь к встрече, тщательно продумайте то, что будете говорить. Сформулируйте несколько основных идей. Затем постарайтесь выразить их как можно более точно и ясно.

Правило 5. Помните, что репортеры охотятся за сенсационными новостями. Особый интерес для них представляют различные прогнозы на дальнейшее развитие событий. Желание оказать услугу журналисту может обернуться ответственностью за невыполненные обещания.

Правило 6. Чем меньше, тем лучше. Соглашайтесь на интервью или размещение информации в СМИ, только если это действительно принесет пользу. Иначе лучше ответить отказом.

А вот, что пишет в своей знаменитой книге «Победитель» самый известный СЕО General Electric Джек Уэлч. Он советует, как общаться с журналистами, если компания попала в кризисную ситуацию:

«Согласитесь с тем, что нет таких тайн, которые не станут всем известны. Одна из самых распространенных ошибок в кризисных ситуациях – замалчивание фактов. Гораздо лучше раскрыть масштаб возникшей проблемы еще до того, как это сделают другие. Чем более открыто вы говорите о проблеме и о том, как ее разрешить, тем больше доверия вы внушаете тем, кто наблюдает за вами как внутри вашей организации, так и за ее пределами.

Предположите, что предпринятые вами меры по преодолению кризиса будут выставлены журналистами в самом худшем свете. Вам надо определить вашу позицию прежде, чем это сделают другие. Иначе ваша недальновидность будет истолкована как признание вины».

Часто первый опыт общения с журналистами оказывается для многих неудачным. Желая получить положительную публикацию, получают отрицательную, искажение фактов и неправильно переданный смысл слов.

Очень часто журналист, ищущий интересный репортаж и нежелающий вам никакого зла внезапно делает публикацию, наносящую вам вред. Вы можете получить черный PR там, где нет никто не собирался его делать, т.е. организовать против себя черную PR кампанию, спровоцированную не правильным общением с журналистами.

В черном PR ситуация ещё хуже. Пытаясь получить негативный репортаж против вашего конкурента, вы можете получить аналогичный против себя или же конкурента подадут, как незаконно обиженного вами.

Чтобы правильно общаться с журналистами, нужно просто знать, как это делается. Строго говоря, знать правила игры. Обратим внимание, что здесь ничего не зависит от интеллектуального развития и образования того, кто будет общаться с журналистами. Подчас руководители высшего звена, имеющие великолепную квалификацию и являющиеся умными людьми, при общении с журналистами допускают серьёзные ошибки. Общение с журналистами это особый вид деятельности не имеющий аналогов. Ему нужно отдельно учиться. Умение выступать перед аудиторией, умение проводить переговоры и совещания не имеет никакого значения здесь. Это просто совершенно другая деятельность.

Итак, рассмотрим, а что же именно интересует журналистов? Как правило, они охотятся за интересной, может быть даже сенсационной информацией. Для кого интересной? Для их аудитории. Представления о том, что интересно, а что нет у них разные, но как правило есть некие стандарты интересной информации для каждого СМИ.

Пред встречей с журналистом вам нужно знать, что им движет и что за информацию он ищет. Если он обратился к вам в силу воздействия вашего пресс-релиза, то вы знаете канву будущего разговора. Если же обращение журналиста вызвано не известными причинами, то к этому интервью нужно отнестись с предельной степенью осторожности.

Существует несколько принципов, которые надо соблюдать, давая интервью:

* Самую важную и интересную информацию старайтесь сообщить в начале. Однако парочку важных фактов оставьте на конец. Когда у вас берут интервью для кратковременного использования (например, в выпуске новостей), то, как правило, берут фразы из начала репортажа. Если же интервью предназначается для большой передачи, то вполне возможно, что будут взяты отрывки из начала, середины и конца интервью.

* Давая интервью, учитывайте, что его, скорее всего не разместят целиком. Говорите, так, чтобы даже вырезанные кусочки интервью могли существовать самостоятельно. Старайтесь разработать перед интервью краткие предложения, содержащие полный смысл вашей мысли. Есть и другая сторона медали. Из вашего интервью могут вырезать предложение так, что изменится смысл вашей мысли. Иногда это делается специально.

* Старайтесь говорить лаконично и понятно. Распространенной ошибкой является изложение мыслей слишком сложно, долго и запутанно. Большинство СМИ ориентировано на широкие массы людей, и журналисты стараются излагать информацию максимально просто, так чтобы она была доступна людям с разным уровнем интеллектуального развития. Не используйте специальной терминологии.

* Не используйте пустые слова и лишенные новостной информации предложения.

* Очень внимательно относитесь к используемым словам и их синонимам. Многие явления можно характеризовать по-разному и разными словами. Причем в зависимости от использованных слов иногда меняется окраска понятия. Особенно внимательно следите за использованием виртуальных понятий.

* Не допускайте приятельского общения между вами и журналистом. Все, что вы скажете при общении с журналистом, может быть использовано в статье. Нельзя говорить чего-то не для публикации. Хотя журналисты стараются расположить к приятельскому общению, не поддавайтесь этому соблазну. Большинство ошибок происходило именно при переходе на приятельские отношения.

* Ни при каких условиях не сообщайте те факты, которые не хотите сообщать.

* Чаще говорите “Я”, а не “Мы”.

* Смотрите на свою компанию со стороны публики.

* Сообщите правду даже если это может навредить.

* Не преувеличивайте факты.

* Если вы не знаете ответа на вопрос, то не надо уходить в сторону от темы. Журналист может подумать, что вы что-то скрываете и по-своему истолкует факты. Скажите, что вы не знаете, но узнаете или познакомите с человеком, который знает. Если информация содержит коммерческую тайну, то так и скажите.

* Если репортер задает вопрос, на который можно ответить либо “Да”, либо “Нет”, то скорее всего он ждет от вас развернутого ответа. То есть ответ должен содержать несколько предложений развивающих тему.

* Если репортер своими вопросами прошел мимо какой-либо вашей удачной домашней заготовки, то удлините ответ на какой-либо вопрос и приведите мысль к упущенным фактам. Практически всегда развив мысль можно подойти к той теме, которую вы подготовили дома перед интервью.

* Запаситесь перед интервью интересными фактами.

* Не спорьте с репортером. Вы можете с ним выиграть в споре, но публикацию все равно будет делать он, и в конечно счете вы все равно проиграете.

* Если вы не согласны с фразой репортера, не повторяйте ее. Существует распространенный прием позволяющий заложить в ваши уста фразы, которые вы бы никогда не сказали. Например, одного из предпринимателей спрашивают: “Это, правда, что прибыль вашего предприятия – золотое дно” - а он отвечает – Нет, наша прибыль не золотое дно”. В результате он сам сказал сам фразу “наша прибыль золотое дно”. Затем вопрос журналиста и начальная часть интервью будут вырезаны, и останется только эта фраза. В устах городского чиновника она может стать великолепным черным PR.

Чтобы натренировать себя соблюдать эти правила нужно сделать несколько тренировочных интервью. Кто-то из ваших сотрудников или знакомых должен выступить в роли корреспондента, намерено заставляя вас говорить плохо. Вы же стараетесь соблюдать эти правила и выкручиваться из сложных ситуаций. Перед теле интервью рекомендуется записывать свое выступление на видео и затем просматривать, замечая ошибки. Пред радио интервью соответственно записывайте свой голос на диктофон и слушайте. Не думайте, что этот навык может появиться сам собой.

Напор и агрессия часто помогает выступать лучше. Вы можете представлять себя огромным бульдозером или великаном, разрушающим стену сомнения, страха и неуверенности в себе.

Решив стать успешной бизнес-леди, нужно быть готовой ко всему. На пути к карьерному Олимпу вам предстоит пересекаться со многими людьми. Не исключением будут и представители прессы.

Пресс-конференция – тактика и стратегия

В данном случае важно понимать, что и вы заинтересованы в прессе, и она – в вас. Поэтому не стоит бояться идти на контакт, но и осторожность в общении необходимо соблюдать. В первую очередь необходимо «налаживать контакты» с представителями средств массовой информации. Используйте разнообразные способы сотрудничества, но не забывайте, что вся ваша «помощь» не должна вредить вам самим.

Если вдруг выходит газета или журнал с материалом, который содержит лживые сведения о вас, вашей фирме, деятельности, то следует написать опровержение в редакцию.

Сейчас каждая фирма время от времени проводит пресс-конференции. Повод для проведения такого мероприятия может быть разнообразный – от запуска в производство новой продукции до объявления о закрытии завода. А также пресс-конференция является неплохим способом рекламы своего бизнеса.

Отнеситесь к пресс-конференции со всей ответственностью – напишите заранее текст, тщательно проанализируйте всё до мелочей. Дома несколько раз отрепетируйте свою речь. Постарайтесь предугадать вопросы, которые могут вам задать журналисты, подумайте над ответами.

Для себя четко решите, какие вопросы будут считаться уместными в данной ситуации, и строго придерживайтесь принятого решения. Также рекомендуется не забывать о соответствующем внешнем виде – деловая одежда, строгий макияж и простая прическа.

Если вы хотите донести правду до общества, то пресс-конференция будет удачным вариантом для этого. Поэтому стоит всегда придерживаться честных отношений с журналистами. Никогда не забывайте, что доверие сложно заслужить, но еще сложнее сохранить его.

А вот если вы хотите наоборот скрыть какие-либо неудобные для вас факты, то вам потребуется много доказательств, чтобы ложь выглядела правдоподобной. Но, как говорится, «все тайное становиться явным». Вряд ли потом, спустя несколько лет, когда вы уже заслужите замечательную репутацию, вам будут приятны всплывшие наружу нелицеприятные факты о вашем бизнесе.

Будьте готовы к тому, что зачастую журналисты приходят на такого рода мероприятия только ради скандальных новостей, шокирующих подробностей, грандиозных сенсаций, которые поднимут рейтинги их газет, журналов, телеканалов… Поэтому вам необходимо быть очень аккуратной в своих высказываниях.

Дискутируйте с улыбкой

Участие в дискуссии считается еще одним важным этапом в общественной жизни деловой женщины.

Согласившись принять участие в таком мероприятии, важно понять, каков предмет дискуссии. Необходимо знать, какая будет форма мероприятия: круглый стол, ответы на телефонные звонки, полемика или что-то другое.

Детально продумайте все ваши фразы. Вполне возможно их записать на отдельном листочке, к которому вы сможете изредка обращаться на протяжении всей дискуссии.

Неплохой подготовкой также будет считаться изучение информации про оппонентов. Запомните их имена, должности. Это очень хорошо вам поможет при ведении беседы. Заранее узнайте, будет ли у вас возможность ответить на заявление вашего оппонента.

Если ваш собеседник вас перебивает, остановитесь. Выслушайте, что он скажет. После чего тактично выскажите свои мысли. Не забывайте уделять время каждому участнику беседы, слушайте его внимательно, при необходимости задавайте вопросы.

Если вы будете прекрасно подготовлены, тактичны, будете кратко, лаконично и вместе с этим логично излагать свои мысли, вы зарекомендуете себя, как прекрасная и успешная бизнес-леди, которая превосходно может подержать любой разговор. А это значит, что вас еще не раз пригласят на дискуссию.

Еще очень важным для каждой успешной женщины этапом считается получении награды. Если вы знаете, что должны получить награду, обязательно продумайте заранее свою благодарственную речь. Никогда не полагайтесь на случай –так сложилось, что у многих от переизбытка положительных эмоций отнимается дар речи.

Необязательно перечислять всех людей, которым вы хотите сказать «спасибо». Достаточно просто выразить свою признательность. Если вы получили награду, это значит, что вы победительница. Теперь вашему взору открывается еще больше возможностей. И выступление поможет еще раз хорошо себя зарекомендовать. Поэтому очень важно сделать его ярким, красноречивым и максимально эффектным.

Также вас могут попросить сфотографироваться. Пробуйте избежать снимка, на котором два человека с наигранными улыбками будут друг другу пожимать руки. Предложите сфотографироваться сидя за столом и увлекшись интересной беседой. Такой снимок будет действительно «живым».

Разговаривая по телефону… следите за собой

Телефонные разговоры стали неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Задумайтесь сколько времени в день вы тратите на связь со своим собеседником.

Единственным «инструментом» в таком разговоре является голос. Поэтому очень важно вложить в него максим всех эмоций, так как ваш взгляд, мимика и жесты в телефонной трубке не видны. Попробуйте записать свой телефонный разговор на диктофон. Не пугайтесь услышанного – устройство может исказить ваш голос и выделять ненужные нюансы.

Проанализируйте ситуацию. Попытайтесь понять, что в вашем голосе не так. Возможно, вы неправильно или неудобно сидите, поэтому вам сложно дышать, а, следовательно, и нормально, четко говорить. При телефонном разговоре желательно принимать те же позы, что и при выступлении на публике. Это выработает у вас привычку всегда следить за собой.

Быстрый темп разговора символизирует напряжение, а вот медленный – наоборот вызывает доверие. Излагайте свои мысли просто и никогда не перескакивайте с одной темы на другую. В любом разговоре важна последовательность. Всегда важно сдерживать обещания, данные при беседе. Сделайте все возможное, чтобы собеседник оценил вашу искренность, ответственность и эмоциональный настрой.

У каждого бывают неотложные дела, важные встречи. Чтобы ничего не пропустить, важно всегда оставаться на связи с окружающим миром. Это поможет вам сделать такое достижение техники, как автоответчик.

Если вы звоните и попадаете на автоответчик, надиктуйте что-то свое оригинальное, необычное. Можете для начала попробовать это сделать на диктофон (дабы услышать, как это выглядит со стороны). Попытайтесь произвести хорошее впечатление с помощью своего сообщения на адресата. Ведь это является частью вашего имиджа.

Общение - основа профессии журналиста

Смысл общения - в его результате.

Профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место среди других его линий жизни. Искусство повседневного живого общения с людьми – органическая часть профессиональной квалификации журналиста. Мы постараемся показать вам: как сделать журналистский стиль общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее; как научиться слушать собеседника; как контролировать ситуацию общения; как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных психологических типов.

Для журналиста «творческое состояние – состояние взаимодействия с другим человеком, который становится “источником” информации». Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Умение общаться является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И, тем не менее от 50 до 70 процентов журналистов испытывают те или иные трудности в процессе интервьюирования, при работе с источниками информации, с документами и при наблюдении ситуации в процессе знакомства с объектом своего внимания. Исследователи считают, что профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью поведения журналиста во всех подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях, особенно в работе с людьми - героями будущих произведений.

Каждый человек имеет свою систему социально-психологических знаний, которые складываются из эпизодических наблюдений, обобщений услышанного и прочитанного, т. е. каждый из нас обладает определенным багажом обыденного сознания и навыком общения, коммуникативным опытом. Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров.

Журналисту, в какой бы области он не специализировался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие. Хотя и не существует универсальных чудодейственных методов воздействия на других людей, которые подходили бы для любой ситуации общения и могли гарантировать журналисту профессиональный успех, имеется ряд психологических и педагогических принципов, которыми он может придерживаться для эффективного общения.

Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, опытом, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее процесс общения». Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние.

В общении как процессе последовательных, взаимозависимых поведенческих актов происходят следующие действия: 1) получение и прием информации; 2) интерпретация информации; 3) взаимное восприятие; 4) взаимное понимание; 5) взаимная оценка; 6) сопереживание друг другу; 7) формирование симпатий и антипатий; разрешение возникающих противоречий; 9) осуществление совместной деятельности; регулирование характера взаимоотношений; убеждений; взглядов; 10) психологическое воздействие.

Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе – закрытой или открытой – работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку, позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, обеспечивающую полную свободу любых обсуждений. Если стиль общения, в котором собеседник проявляет себя, как заискивающий, обвиняющий или отстраненный тип человека, то и результат может получиться хаотичным, случайным и деструктивным. Если вы подошли к выбору героя легкомысленно, то это непременно спровоцирует дефектное общение.

Ольга Нарышкина - студентка 3-го курса факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета не без смущения вспоминает свой первый опыт работы в газете «Зооинфо». Ее собеседником оказался бывший ректор Санкт-Петербургской ветеринарной академии – известный ученый в области оплодотворения крупного рогатого скота. Корреспондентка была совершенно не подготовлена к беседе, поэтому обрадовалась, когда собеседник взял на себе инициативу и первым начал разговор. Далее все ее попытки свернуть тему с «вымывания эмбрионов» на что-то более интересное для обычных клиентов зоомагазинов (где и распространяется газета) не увенчались успехом. «Тогда я поняла, что нужно вооружиться терпением. Действительно, минут через сорок профессор, видимо, утомился». Вот тогда инициативу молодая журналистка взяла на себя и разузнала о его военном детстве, преподавательских уловках и интересных историях из жизни (Личный архив).

Королёв Егор- член Союза журналистов России, выпускник факультета журналистики Волгоградского государственного университета и магистратуры факультета журналистики СПбГУ, корреспондент областной газеты «Волгоградская правда» (2004-2006), корреспондент еженедельника «СПб Курьер», редактор информационного web-проекта «Полит-грамота», совершая свои первые шагах в журналистике,также попадал в неловкие ситуации. Как-то он загорелся взять интервью у главного врача. Звали врача психиатрической больницы Эльдар Ахмедов. Надо отдать ему должное – на интервью он согласился с легкостью. И вот Егор Королев в кабинете у главврача.

– Я вас слушаю. Что вы хотите узнать? – спросил меня, словно пациента, Эльдар Ахмедов.

Повисла долгая пауза. В моей голове пронеслась мысль: «А не зря ли я выбрал журфак», потом пронеслось что-то про Наполеонов и я выпалил:

– А Наполеоны у вас есть?..

Даже не видя реакцию строгого врача в шикарном кресле, я понял – надо уходить.

– Вы зачем пришли? Вы совершенно не подготовлены!..

Факультет журналистики Королев решил не бросать и совершил вторую ошибку – засел за книги о психиатрии. Было интересно, он вчитывался в специальные тексты, углублялся в тему, и ему становилось интересно.



– Может ли эндогенная депрессия привести к тому, что человек станет психически больным?..

Эльдар Ахмедов был счастлив, и мы с ним разговорились об эндогенной депрессии.

– Что Вы думаете по поводу того, что многие представляют психиатрию системой подавления личности, в которой проявление индивидуальности рассматривается как аномалия?..

«Сейчас бы я посмеялся над студентом, который может задать такой вопрос. Но тогда я был "на высоте". Интервью получилось большим. Очень большим. Я его долго и нудно расшифровывал, а потом долго и нудно предлагал в две газеты. В газетах мне ничего не объяснили, но печатать текст отказались. Не сразу я понял, в чем беда. И была у меня даже эндогенная депрессия. К моему великому удовольствию, вот уже три года нет ни одного текста, за который было бы стыдно. Или над которым можно посмеяться (Личный архив).

Журналист знает, что людям свойственно брать на себя различные роли. Не даром говорят, что мир - театр, а люди в нем актеры. Причем людям свойственно желание казаться лучше, поэтому они создают свой имидж. В этом случае ваша задача - распознать, что в человеке истинное, а что напускное.

Человек предсказуем в целом ряде своих проявлений: ему свойственна поведенческая устойчивость, привитая нормами, однако «человек никогда не совпадает с самим собой, ему нельзя применить формулу тождества А+А» (8). Он может оказаться лучше или хуже образа, который презентует публике.

При оценке людей журналисту важно понимать, какому виду сценария они следуют в жизни, видеть систему их потребностей, иметь представления о структуре мотиваций и ценностных ориентациях.

Восприятие журналистом других людей базируется на поиске впечатлений, которые отражают основные характеристики личности. Часто самым прочным оказывается наше первое впечатление. Оно почти всегда означает, что вы относите воспринимаемое лицо к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые у вас уже сложились. При последующем познании этого человека мы раскрываем в нем своеобразные черты, присущие только этой личности. Индивидуальные качества человека (его приватная индивидуальность) воплощают конкретные целостные представления окружающих о нем (публичная индивидуальность). Причину поведения того или иного человека мы видим либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался.

Журналист старается определить, является ли конкретное поведение постоянным или случайным, однотипно оно или различно в сходных условиях; выделяет их тип поведения (дружеского, любовного, агрессивного). При этом обращает внимание на то, какой образ действий демонстрирует этот человек.

В познавательной деятельности журналиста присутствует как важный компонент понимание самого себя и себе подобных в различных ситуациях межличностных отношений и психических состояний. При этом мотивы поведения журналиста, его функциональные обязанности должны восприниматься им не как арена для самоутверждения, а как приглашение к самосовершенствованию во взаимодействии с людьми разных профессий, статусов, возраста, пола, интересов.

Коммуникативная компетентность предполагает адекватность в любой ситуации. Однако деятельность пишущего человека связана с риском, неопределенным исходом и возможностью непредвиденных последствий. При взаимном реагировании и восприятии, журналист, пытающийся изменить поведение другого, всегда должен помнить, что объект реагирует не только на методы и способы, но и на него самого как на личность. Вопрос об отклонениях, допускаемых социальными (личностными и ролевыми) нормами, очень важен. Поэтому здесь необходимо приспособление к партнерам с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций и т. д.

Для достижения целей общения каждый использует свою наработанную систему средств - речь, интонацию, акценты, стиль выражения мысли, вербальные и невербальные средства (поза, внешность, организация предметной среды) и добивается при этом разной степени успеха.

Знание журналистом общих закономерностей - ключ к пониманию других. Это делает процесс общения более легким. Адекватность восприятия другого зависит от многих психологических качеств журналиста, в первую очередь связанных с его восприимчивостью, которая может быть выражена искренней любознательностью, вниманием к другим, способностью к аналитическому анализу ситуаций и отношений. Во вторую очередь адекватность восприятия обеспечивается реактивностью, т. е. подвижностью эмоций журналиста, их многообразием. Впечатлительность, искренний интерес к другому, способностью к сочувствию и сопереживанию нередко делают успешной профессию журналиста. Более того, становится необходимым сам психологический повседневный тренинг общения с разными людьми. Это требует определенного состояния души.

Журналист «Российской газеты» Игорь Свинаренко вспоминает:

В бытность мою большим начальником в одном солидном издательском доме («Коммерсант»), меня ужасало, что я с утра до вечера все время суетился, принимал людей, отвечал на звонки, куда-то ехал, давал команды, подписывал кипы документов… Потом смотришь - прошел день, наступила ночь, я смертельно устал. А что сделал? Ничего! Бумажки - из кабинета в кабинет, деньги - из сейфа в сейф… Я понял, что с этой руководящей высоты я вижу большие проблемы, но люди оттуда не видны. Их вообще как бы нет. У меня была тоска от того, что я не вижу деталей человеческих, выражения лица, интонации голоса. И я сказал: «Нет, не надо! Мне хочется обратно, к людям». Я вернулся. Многим это показалось странным, люди думали, что меня выгнали.

В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии - способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.

Волынская Ирина Александровна – студентка 3 курса факультета журналистики СПбГУ,
специализируется по кафедре радио и телевидения:
Любопытство, возведенное в абсолют, экстремальная степень сочувствия и болезненное желание помочь всем и каждому – эти, казалось бы, абсурдные качества не раз играли на руку пытливому журналисту. Картина дня… За окном промозглая сырость, и на душе как-то слякотно, ядовито. Так хочется быть не просто выслушанным, но и услышанным. Знакомые чувства? Не правда ли? Ощутив весь букет уязвимостей, вы сможете понять, на каких сердечных нотах стоит импровизировать акуле пера. Помните, фальшь прозрачна, она отталкивает собеседника, как одноименно заряженный магнит. Только искреннее сопереживание расположит интервьюера на распахнутое доверие.

Синдром Попутчика – популярное словосочетание, но я его назову душевным феноменом. Момент откровения в чуждой, непривычной среде, способность обнажить душу, доверить сокровенное первому встречному, малознакомому человеку, попутчику. Профессиональный журналист должен интуитивно чувствовать приближение бури наболевшего, острого желания разделить задушевное. Тогда связующая нить эмпатии поможет по зернышку, а, возможно и лавинным потоком, получить необходимую информацию и даже больше.

Сочные плоды этого феномена я вкусила в одной из командировок. Редакция N меня отправила на спецзадание в Старую Ладогу. Я писала материал из рубрики «Маршрут выходного дня», в котором должна была подробно рассказать всю полезную информацию, именуемую в нашей газете «полезнухой», ответить на все обстоятельственные вопросы, которые могут возникнуть у любознательного читателя: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?» и насущное «Сколько?». Но голые факты – продукт несъедобный. Материал должен дышать атмосферой города. А где ее родную заполучишь? У местных жителей, хранителей многовекового исторического сознания. В народе таится душа отчего края. Поездка была щедра на общение. В транспорте, на автобусных остановках, в магазинах и местных гостиницах. Куда бы меня не завел мой маршрут, я встречала удивительных людей с непохожими судьбами. Эти сутки я работала «свободным ухом». Я внимала, внимала, внимала… Со мною делились настроением, семейными неурядицами, детскими страхами. Рассказывали обо всем. Попутчик из автобуса поведал о чреде личных несчастий и детских мечтах, пассажир электрички пожаловался на жизнь, сосватал сыновей, пригласил в гости, оставив свой адрес, телефон и симпатию. Мне не приходилось выуживать информацию, насиловать собеседника, терроризируя его личное пространство. Люди охотно шли на контакт. Моей провокацией мог послужить лишь взгляд, внушающий доверие, взгляд человека, который не осудит, поймет. Простого взгляда иногда было достаточно, чтобы нужный персонаж сам подошел, подсел, заговорил и при этом искренне оставался уверенным, что общение инициировал именно он. Но главным моментом остается неравнодушие. Каждый человек, каждая история мне были интересны. Я пропускала через себя каждую эмоцию рассказчика, ощущала все его боли и радости, как собственные.

Рассказ студентки-практикантки очень показателен. Ее искреннее желание услышать людей, живущих в небольшом городе, понять их, посочувствовать было вознаграждено. «Материал удался, а опыт остался бесценным…», - заключает студентка (Личный архив)

Психологической предпосылкой эмпатии является способность «входить» в состояние другого и постигать причинно-следственные связи в его проявлении. Важным фактором эмпатии является развитая система подсознательного мышления, которую понимают как способность оперировать неполной информацией, соединять разные информативные потоки и признаки, освобождаться от шаблонов и избегать предвзятых суждений.

Существуют различные способы постижения другого человека. Рациональный уровень достигается с помощью системы логического выявления и оценки причины, мотивов и следствия поведения другого человека. Эмоциональное постижение зависит от эмоциональных ассоциаций и идентификации с собеседником. Интуитивный уровень означает предвосхищение самопроявлений человека, их угадывание. Выбор адекватного средства реагирования или воздействия на собеседника зависит от умения на всех уровнях фиксировать особенности другого человека.

В профессиональном общении роли участников разные: журналист, как правило, субъект исследования, а его собеседник - объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов. Нужно понимать, что журналист часто работает в экстремальных условиях, вызванных необходимостью оперативно собрать материал и распространить информацию раньше других коллег, при этом не исказив суть полученных от расспросов людей фактов и данных. Технологии получения сведений должны быть отточены и давать минимальные сбои. Но человек, с которым имеет дело журналист, материал тонкий, работать с ним нужно максимально осторожно и бережно. Это требует умственных и эмоциональных затрат.

Общаясь с собеседником, журналист ориентируется в его поведении, поскольку он как бы “читает” его, т. е. расшифровывает значение его внешних данных и раскрывает смысл получающегося таким образом текста в контексте, и имеющем свой внутренний психологический план. Это “чтение” протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у журналиста вырабатывается более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст и отношение к поведению людей, с которыми он общается. Для журналиста подобное «чтение» выступает как профессиональное требование, следовательно, эти навыки должны совершенствоваться.

В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а вы, подмечая индивидуальные особенности, сможете уточнить тактику отношения с собеседником. Например, видеть перед собой авторитетного руководителя, или неудачника, или эгоиста. Эти качества реализуются всегда индивидуально. У авторитарной личности могут обнаружиться особенные черты, например, склонность к фаворитизму, перекладыванию ответственности на подчиненных. Эгоист может быть общительным, а может быть замкнутым, ожесточенным, недоверчивым, способным на месть и т. д.

Нельзя забывать, что человек принадлежит к определенной группе, поэтому его поведение несет на себе отпечаток тех принципов и норм поведения, которые характерны для этой группы. Но человек может оказаться хуже или лучше группы. Правильная оценка партнера возможна лишь при отвлечении от стереотипов. Но и в этом случае свою (даже многогранную) оценку вы, очевидно, не можете считать догмой.

Общение редко бывает бескорыстным. Приоритетной целью журналиста является получение максимума информации. Однако любое общение должно приносить пользу всем участникам межличностного общения, означающего взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействие). Общение означает восстановление связи, движение навстречу, взаимоперетекание.

Как видим, профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего, это направленность на других, т. е. возможность проникнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитанность и организация эмоциональной сферы.

Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста.

Ряд качеств журналиста, способствующих успеху в общении, связан с особенностями мышления, объемом внимания, необходимого, чтобы выслушать собеседника. Потребуются и определенные свойства восприятия - наблюдательность, способность различать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист должен обладать тренированной памятью, помогающей помнить лица, а также привычки и другие детали и подробности, характеризующие данную личность, в том числе факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека. Трудно обойтись и без воображения. Зримое представление ситуации общения способствует лучшей подготовленности (выстраивается алгоритм предстоящей беседы - образуется логическая нить, на которую «нанизываются» словно бусы - факты, мнения, оценки, представления о предмете беседы).