Дубровицы. Церковь иконы Божией Матери "Знамение". Церковь знамения пресвятой богородицы

Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.

Архитектура церкви

Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.

В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.

Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.

Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.

К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII - начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.

Среди многообразия российских храмовых построек, подчас являющих собой шедевры архитектуры, есть одна, не имеющая аналогов. Это, расположенная в посёлке Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на её очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к её истории, нельзя не почувствовать сокрытую в ней тайну.

Воспитатель наследника престола

В те далёкие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церквушка во имя Илии-пророка, усадьба Дубровицы, расположенная невдалеке от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них - Борис Алексеевич - был воспитателем и наставником будущего государя Петра I. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел российским престолом, князь, как ближайший к нему человек, вошёл в большую силу.

Но переменчивы бывают порой гнев и милость сильных мира сего. Нашлись при дворе завистники, нашептавшие государю клевету на его старого учителя, и скорый на расправу Пётр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение - те самые Дубровицы. Горько было старику Голицыну получить благодарность такой монетой за всё усердие, выказанное им на воспитательском поприще. Утешало, что хоть головы не лишился - у Петра Алексеевича это было в обычае.

Заступничество Царицы Небесной

Однако горяч был государь, да отходчив. Через год сменил он гнев на милость и вновь дозволил Борису Алексеевичу явиться пред царские очи. Чтобы утешить старика, жаловал ему боярское достоинство. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной. Исполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была и церковь Знамения Пресвятой Богородицы - памятник счастливому избавлению от опалы.

Шедевр неизвестного гения

Строительство князь начал в 1690 году, предварительно приказав разобрать прежнюю деревянную церковь построенную в 1662 году, и перенести её в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются сплошные загадки. Дело в том, что абсолютно ничего не известно о зодчем, создавшем проект этого архитектурного чуда.

В петровские времена многие выдающиеся иностранцы трудились в России и обессмертили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой запечатлена рука гения, лишена авторства. Абсолютно исключено, чтобы кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнил работу подобного уровня, и она не украсила его творческую биографию.

Не выдерживает критики и гипотеза о некоем русском гении. Не умаляя достоинств отечественных мастеров, следует всё же от неё отказаться.

Это становится очевидным при первом же взгляде на то, что являет собой постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, это порождение итальянской творческой мысли, нашедшей своё воплощение в стиле барокко. В России строили совершенно иначе. По всей вероятности, отечественные мастера также приложили руку к её созданию, но лишь претворяя в жизнь чей-то гениальный замысел.

Торжества по случаю освящения церкви

Но, так или иначе, а церковь была воздвигнута. Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Завершены работы были в 1699 году, но освятили церковь пятью годами позже.

Причина такой задержки в том, что желал пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась в память их примирения, и его желание было вполне объяснимо. Но, поскольку в те годы государь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось дожидаться удобного случая пять лет.

Представился он в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына царевича Алексея новый храм был освящён. Поскольку государь любил всё отмечать широко и с размахом, торжества продлились целую неделю, и в них по его желанию (точнее, приказанию) принимали участие все местные жители от мала до велика.

Храм, представший взорам съехавшихся гостей, был действительно прекрасен. В своём основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности его огибала паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой. Поражало воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главной изюминкой была, выполненная из металла и покрытая позолотой корона, венчающая церковь и заменившая собой традиционный купол.

Церковь, не тронутая врагом

В годы наполеоновского нашествия французами был занят Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предававшие огню чуждые им православные святыни, не только не посмели её уничтожить, но даже не тронули находившуюся внутри утварь и не повредили богатые оклады икон.

Времена гонений на церковь

Относительно тихим и благополучным было для церкви последующее столетие, вплоть до тех пор, пока не грянул XX век, и власть в стране не захватил тот самый народ, который Лев Толстой так опрометчиво назвал богоносцем. Волна антирелигиозной кампании, начатая сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, докатилась и до посёлка Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой к тому времени насчитывала уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.

Очень скоро всех церковнослужителей, посчитав их чуждым элементом, вместе с семьями и малыми детьми выселили из домов, которые передали в собственность местному совхозу, а саму церковь закрыли. Её последний настоятель - протоиерей отец Михаил (Порецкий) - был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.

Под властью вандалов

Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.

В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев - они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.

Церковь, возвращённая людям

Но всему на свете, в том числе и бедам людским, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, осмелев за годы перестройки, потребовали возвращения им Знаменской церкви. Поскольку к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли на глазах, то, закоренелые в своём атеистическом упорстве, они не смогли долго упорствовать. Через год церковь была возвращена в ведение Московского патриархата и в ней возобновились богослужения.

В наши дни, отреставрированная и принявшая тот самый облик, который снискал ей славу, она вновь принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут к ней и те, кто, ещё не найдя свой «путь к храму», желает тем не менее увидеть, созданную более трёх столетий назад в усадьбе Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Как доехать до неё?

Удобный маршрут общественным транспортом указывает, принадлежащий церкви интернет-сайт. На нём рекомендуется следовать электропоездом с «Курского» вокзала до станции Подольск, и далее, автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы является там основной достопримечательностью. Кроме неё, будет также интересно осмотреть и само здание усадьбы.

Тем, кто располагает личным транспортом, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы». Карта, прилагаемая к статье, позволит без труда добраться до нужного места.

Недалеко от города Подольска Московской области есть усадьба Дубровицы, известная оригинальным храмом знамения Пресвятой Богородицы. Добраться от Москвы до усадьбы Дубровицы можно на электричке с Курского вокзала (или станций Текстильщики, Царицыно). Ехать до станции Подольск. От станции идёт автобус №65 до самых Дубровиц. Усадьбу пропустить трудно, да и в случае чего кондуктор подскажет где выйти. Автомобилистам - двигаться по Варшавскому шоссе до города Подольска. В Подольске - по проспекту Ленина, далее - по улице Кирова, на которой будет стоять указатель на Дубровицы. Вот карта проезда .

До середины 17 века Дубровицы принадлежали Боярину Ивану Васильевичу Морозову. Его дочь, которой усадьба досталась по наследству, Аксинья Ивановна вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Так Дубровицы стали владениями этой фамилии.

Голицынам усадьба принадлежала до 1781 года. Тогда она была продана графу Григорию Александровичу Потёмкину

Потёмкину усадьба принадлежала недолго - до 1788 года. Императрица Екатерина в 1788 году приобрела усадьбу для своего фаворита Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. Правда через несколько лет она уличила его в измене, но усадьба осталась за родом Дмитревых-Мамоновых.

В 1864 году усадьба вновь перешла в руки рода Голицыных.

После революции 1917 года Дубровицы сначала превратили в музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года.

В 1932 году здесь был размещён сельскохозяйственный техникум, в 1947 году - ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных, позже объединённый с ВНИИ животноводства (ВИЖ). Часть помещений дворца ВИЖ занимает и сейчас.

Также во дворце сейчас располагается ЗАГС и ресторан

Дворец был построен в середине 17 века. Тогда он выглядел иначе чем сейчас - он был двухэтажным. Однако, перестройки последующих хозяев, в том числе и пришедших после революции существенно изменили его облик и теперь дворец имеет уже 3 этажа.

Перед дворцом сохранились флигели, расположенные по левую и правую сторону от дороги, ведущей к дворцу.

Но конечно, наибольшую славу этому месту делает церковь Знамения Пресвятой Богородицы, установленная чуть в стороне от Дворца ближе к слиянию Пахры и Десны.

Знаменская церковь - пожалуй одна из наиболее оригинальных православных церквей России.

Венчает церковь не шатёр, не шлем, и не маковка, а корона. Декоративные элементы, украшающие церковь также мало похожи на украшания православных храмов. Да и внутреннее убранство весьма нетипично.

Своим строительством церковь Знамения обязана князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю и сподвижнику Петра I.

22 июля 1690 года был заложен первый камень данной церкви. Строительство продолжалось до 1697-98 годов.

Строительство храма велось только летом, а в зимнее время года велись подготовительные работы, а также усердно работали резчики по камню, создавая детали будущего интерьера и экстерьера храма.

К сожалению, имени архитектора сего чуда не сохранилось. Учёные называют несколько имён, однако доподлино имя автора проекта церкви неизвестно.

Впрчем известно (да и видно невооружённым взглядом) что над храмом работали не только русские, но и европейские мастера из Германии Италии, Польши.

Храм украшают статуи апостолов и высеченные в камне ангелы.

формление церкви настолько нетипично для православного храма, что сразу после его создания местные священнослужители отказывались его освящать.

Патриарх Адриан, стоявший в то время во главе церкви был непримиримым противником всего католического в любых проявлениях и подобная архитектура храма не могла вызвать у него одобрения

Лишь после кончины Адриана и церковной реформы, устроенной Петром I в начале 18 века церковь была освящена. Произошло это 24 февраля 1704 года

На освящении присутствовал сам Император Пётр I и Местоблюститель Патриаршего престола Стефаний Яворский. Благоволение столь высоких лиц не могло не послужить признанию церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Храм был освящён в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы

Интересная деталь - вместо традиуционных фресоки нтерьер храма украшают скульптурные изваяния сцен из Библии. Правда фотографировать внутри не благословляется, так что фотографий интерьеров в данном репортаже нет. По возможности - съездите посмотрите, оно стоит того.

Первая реставрация храма была проведена в 1848-1850 годах, более чем через 140 лет после строительства.

Ремонт храма проводил архитектор Фёдор Фёдорович Рихтер.

В годы советскоо богоборчества храм сильно пострадал. Множество деталей убранства было утрачено.

До сих пор у многих скульптур недостаёт частей.

Особо досталось скульптурам, находящимся внизу, в зоне лёгкого доступа.

Фигуры евангелистов лишились голов, рук, всего что можно было легко отломать

Однако в 1966 году всё же было принято решение о начале реставрации храма

Реставрация фасада была закончена к 1980 году. Был даже позолочен крест.

К 1990 году был восстановлен резной иконостас и интерьеры храма, и храм был передан церкви.

Сейчас церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является действующей

Изначально церковь была построена как летняя, но в 2003 году было проведено отопление, и теперь богослужения в ней проходят круглогодично.

Сейчас реставрация потихоньку продолжается

Видно что работы ещё довольно много, так весь низ храма огорожен строительными конструкциями.

Однако в целом мы уже можем наслаждаться прекрасным видом памятника архитектуры.

До 1931 года недалеко от церкви находилась колокольня, построенная в середине 18 века.

Сейчас на месте колокольни за тонкой оградкой стоит установка с 4 колоколами.

Рядом с колоколами неоконченная статуя

От этой каменной скульптуры так и тянет историей...

Колокола подвешенные в практически свободном доступе привлекают праздно гуляющих и особенно детей.

Хотя на стойке висит объявление что не нужно самостоятельно звонить, однако периодически приходится слышать как раздаётся несколько звонких ударов - многие, особенно дети, не выдерживают соблазна ударить в колокол.

Знаменская церковь поставлена на возвышении. Так что гуляя по усадьбе постоянно обращаешь на неё внимание.

А погулять по усадьбе стоит. Спуститься к берегу Десны...

Пройти на стрелку, широкую поляну на слиянии рек.

В любом случае взгляд всё время будет останавливаться на высоком каменном столпе церкви Знамения.

Почему-то издалека здание церкви кажется похожим на шахматную фигурку.

У восточной стороны церкви поставлен крест в память о церкви, стоявшей на этом месте ранее, а также как крест в память о захороненых здесь при церкви.

Каждый приезжающий в усадьбу обязательно поднимается на курган, насыпаный около церкви.

На земле около мостика перекинутого к кургану валяется несколько замков.

Видимо их вешают молодожёны. По современной традиции надо на мост повесить замок а ключ выбросить тогда его никто не снимет и он будет скреплять брак... Но видя сколько валяется замков на земле я бы не советовал верящим в этот обычайвешать их на мостике или кургане.

Кроме архитектуры по усадьбе просто приятно погулять в погожий денёк

С другой, нежели церковь, стороны от дворца находится небольшой парк в одну аллею

Посреди аллеи находится два ступенчатых возвышения - видимо здесь была какая-то архитектурная постройка.

Думается, летом гулять здесь гораздо приятнее, хотя и весной было хорошо

Стоит упомянуть и об ещё одном архитектурном памятнике, находящимся на территории усадьбы - воротах каретного двора

Ворота выглядят очень "Готично"

Говорят раньше они были красные и смотрелись более интересно.

Вот такие они Дубровицы в развёртке. Кликните на эту фотографию и сможете

Не мог я пройти и мимо базы ФК Витязь. Не знаю как с инфраструктурой, но с местом размещения базы клубу очень повезло - на противоположном берегу красивая усадьба

И несколько кадров из жизни подсмотренных в усадьбе

и Мочалов Артём

А это просто кошка. Какой же репортаж без кошки:0))

Фото - Nikon D70S. Sigma DC 18-200mm. NEF(RAW). Перевод в JPG, постобработка - Photoshop CS3.

Храм Знамения сооружен в 17-18 веках в селе Дубровицы. Храм построен по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына в стиле барокко. Предполагается, что строительство вели мастера из Италии или Швейцарии. Сверху до низу храм покрыт белокаменной резьбой преимущественно растительного характера, большое количество барельефов и круглой скульптуры.



Первое упоминание о Дубровицах относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова - Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.

В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым четырёхлепестковым ярусом возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от "нарышкинского барокко". Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. И освящен был храм при высочайшем присутствии государя и царевича Алексея в 1704 году.

Церковь частично отреставрирована при советской власти, внутренние работы ведутся и сейчас, храм действует.



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII- начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом.

Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа - святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней. Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

http://www.dubrovitsy-hram.ru/



Прекрасная жемчужина подольской земли, одна из самых красивых церквей Подмосковья, уникальный памятник русской барочной архитектуры - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Церковь расположена среди холмов и лесов, том месте, где сливаются реки Пахра и Десна. Владелец Дубровиц, магнат и крупный землевладелец князь Борис Алексеевич Голицын, был одним из могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 г. он попал в опалу и удалился жить в загородную резиденцию, где и развернулось большое строительство и появилась задумка отстроить храм в лучших иностранных формах.

Храм возводился на месте бывшей деревянной церкви в период с 1690 по 1704 гг. По некоторым сведениям, к строительству привлекались итальянские мастера. Множество знаменитых гостей и даже сам Петр I присутствовали при освящении храма 24 февраля 1704 г. Освящение проводил местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан.

В архитектуре церкви прослеживается удивительный синтез русского искусства и традиций западноевропейского зодчества. Основанием центральной части церкви служит квадрат, к сторонам которого примыкают полукруглые трехлопастные части, ориентированные по сторонам горизонта - восточная служит алтарем, а три другие притворами. Нетрадиционное завершение трехъярусной восьмигранной башни золотой короной с крестом в сочетании с белокаменной резьбой по всему фасаду создают впечатление воздушности и легкости. В создании уникальной резьбы участвовали швейцарские мастера, специально для этого привезенные князем Голицыным. Ажурная резьба растекается сплошным орнаментом, изумительным и изысканным, по всему фасаду. Кроме резьбы фасад украшен рельефными скульптурами святых, апостолов, ангелов. По сторонам света расположены веерообразные лестницы. Рельефная скульптура и не менее великолепные орнаменты поражают и во внутреннем убранстве церкви. Особенно обильно барельефами украшено внутреннее пространство восьмигранной башни. Интересно, что изначально скульптурные композиции были сопровождены текстами на латыни, однако при реставрации церкви в середине XIX в. их заменили церковнославянскими. Авторский вариант был восстановлен в 2004 г. Настенная роспись отсутствует, в иконостасе сохранились иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.

Недавно уникальный храм был внесен в список погибающих памятников. К сожалению, здание храма разрушалось и разрушается под воздействием естественных причин. Кроме того, к разрушению храма приложили руку борцы с религией XX века. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_znameniya_bogorodicy_v_dubrovicah



Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: "На реке Пахре, усть речки Десны... двор боярский, двор коровий с деловыми людьми... А в селе церковь Илии Пророка деревянна... а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница". Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце ХVII столетия переходит к воспитателю-"дядьке" Петра Первого - Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале ХIХ века, говорится, что Голицын - "муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества". Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего "дядьки", был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. "На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля", - так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге "Дубровицкие повести, легенды и были". По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему "дядьке": "Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!". Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос - кто строил, точного ответа нет.

В книге начала прошлого века "Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына" сказано, что "самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии". Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет "Коронование Богоматери". Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий "спрятал" свой портрет. Речь идёт о так называемой "маске мастера" - голове молодого человека над изображением сцены "Возложение тернового венца". Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге "К югу от Москвы" из знаменитой серии "Дороги к прекрасному" пишет: "В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других".

К концу ХVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), "при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ".

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир - царь Пётр обожал застолья. "По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение", - сообщается в книге "Дубровицы - знатное село". По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург - его ждали великие дела. Исследователи "подозревают" в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли "наши". И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает "резь" иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены "обобщённые образы людей необычайной внутренней силы". Внутри же здания мы видим "не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей". К середине ХIХ века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от "бесполезных" трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу - московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в "старорусском" стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) - всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, "под старину", да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.

Что только не размещалось в дубровицком храме после Октябрьской революции! После разграбления храма, помещение использовали в качестве склада, "квартировавших" в главном доме воспитанников детского дома, военных лётчиков, Института кормления домашних животных (с 1960-х годов - Всесоюзного НИИ животноводства). Лишь в 1990 году Знаменскую церковь вернули верующим. Конечно, помещение, столько лет служившее складом, требовало ремонта. Фронт работ был огромен - начиная с очистки цокольного этажа от груд строительного и прочего мусора и заканчивая просушиванием самой церкви. И позолота на короне требовала восстановления, и крест надо было реставрировать, и отопление с вентиляцией провести... Дубровчане рассказывают, что Знаменский храм трижды оказывался на краю гибели. Впервые - во время Отечественной войны 1812 года. Тогда в этих местах мародёрствовали французы, но дубровицкую церковь они не тронули - уж очень красивой она показалась "утончённым" оккупантам. По этой же причине храм - с минимальными утратами (в частности, он лишился колокольни) - устоял и в послереволюционные годы. В 1941 году, во время наступления гитлеровцев, на крыше Знаменского храма установили пулемёт. Она значилась в списках "приговорённых" к уничтожению. Однако, когда сапёры уже заминировали храм, у их юного командира язык не повернулся отдать приказ. Говорят, он тянул несколько дней, находя разные предлоги повременить со взрывом. К счастью, как раз в те дни немцев удалось остановить, и командир, ответственный за судьбу храма, попросил позвать кого-нибудь постарше. Приехал полковник, потом генерал, чей штаб располагался неподалёку. Последний, увидев необычную церковь и помолчав, произнёс: "Приказ приостанавливаю! Временно. А за неисполнение приказа - обоих..." Но в ту же минуту наши войска в наступление пошли... Так в третий раз церковь Дубровицкую спасла её красота.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №92, 2014 г.



Знаменский храм в Дубровицах - уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? "Построено в России" ведь не гарантирует "русскости". Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название "голицынского барокко". Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий - понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он - во многом искусственный. "Голицынское барокко", в отличие от того же "нарышкинского", не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль - это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое "петровское барокко" с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с "голицынским" казалось более русским - в нём сохранились традиционная планировка "храма-корабля", знакомая композиция "восьмерик на четверике". Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него - на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика - в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве "голицынское барокко" не получило, и это результат закономерный. Ярчайшие примеры этого стиля - храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово. Знаменский храм оригинален в плане - он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно "закамуфлированный": с каждой стороны к нему "примыкают четыре апсиды - каждая трёхлепестковой формы. План распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц" ("Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства" В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами. Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения - от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее - чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны - это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь - она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное - скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская "реплика" в 1703 году смотрелась более чем смело... Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они - небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей - Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно - его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация. Высота Знаменского храма с куполом - свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно - ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его "иностранном происхождении" у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма - чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.

Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: "Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях". К слову о регистровости композиции". Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы "башни" Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под "башней" помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Распятие Христово". В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - "Господь Саваоф". Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 92, 2014 г.



В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».

В окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 - 76 гг. Ильинская церковь писалась «в вотчине боярина Василия Петровича Морозова», без означения села. В 1646 г. в селе Дубровицах, вотчине боярина Ивана Васильевича Морозова, находились дворы: боярский, приказчий, 13 дворов дворовых людей. В 1656 г. боярин И. В. Морозов ту свою подмосковную вотчину село Дубровицы и село Ерино написал в духовной дочери своей Аксинье, жене князя Ивана Андреевича Голицына. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1676 г. в статье об Ильинской церкви отмечено: «впредь писать в вотчине боярина князя Ивана Андреевича Голицына в селе Дубровицах, дани 2 алтына, заезда гривна, платил те деньги той же церкви поп Иван». В 1678 г. в селе Дубровицах показано: «двор вотчинников строится вновь, двор скотный и 4 двора дворовых людей; к селу принадлежала деревня Фокина, Гридина тож, на реке Пахре».

11 августа 1685 г. «по докладной выписке за пометою думного дьяка Лукьяна Голосова, теми вотчинами, которые написал в духовной боярин Иван Васильевич Морозов, в иноцех старец Иоаким, своей дочери княгине Аксинье, велено владеть после ее смерти мужу ее князю И. А. Голицыну с его детьми».

Князя И. А. Голицына не стало, а после него остались дети его «князья Андрей, Иван большой и стольник Иван меньшой». В 1683 г. они полюбовно между собою поместья и вотчины своего отца разделили и село Дубровицы досталось князю Ивану Ивановичу большому Голицыну и того же года оно было продано князю Борису Долгорукову. В 1687 г. у последнего оно куплено женою князя Ивана Голицына большого вдовою княгинею Марфою Федоровною и в 1688 г. продано князю Борису Алексеевичу Голицыну.

При князе Б. А. Голицыне построена была в селе Дубровицах каменная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на месте Ильинской церкви, которая была перенесена в село Лемешево, находившееся близ села Дубровиц. /А. Вельтман в «Обновление храма Знамения Пресвятой Богородицы», Москва 1850 г., говорит, что по показанию священника, находившегося в прошлом столетии при оной церкви, храм этот основан в 1690 г. и освящен в 1704 г. в присутствии государя Петра Алексеевича митрополитом Стефаном Яворским./

Князь Б. А. Голицын при жизни отдал это село своему сыну Алексею, по смерти которого жена его вдова княгиня Анна Ивановна в 1734 г. разделила недвижимое имение разных уездов между детьми князя: Сергеем, Яковом и Иваном; село Дубровицы досталось Сергею Алексеевичу, а дочерям Марье и Екатерине она отдала приданые своей вотчины в Ярославском уезде. После князя Сергея Голицына и его жены Настасьи Васильевны селом владел их сын Алексей, а от него перешло к его сыну Сергею. Он продал село Дубровицы в 1781 г. князю Григорию Александровичу Потемкину, а у него оно куплено в 1787 г. Александром Матвеевичем Дмитриевым-Мамоновым.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Недалеко от Подольска - архитектурная жемчужина Подмосковья. Пожалуй, подобного сооружения не встретишь больше нигде в России: многочисленные скульптуры и символы, украшающие фасад, привлекают любителей необычного. Вид церкви в Дубровицах настолько странен, что сотни туристов ежедневно приезжают посмотреть на это чудо. Из Москвы в Дубровицы можно приехать самостоятельно, не затратив больших финансов. О нашей самостоятельной поездки в усадьбу Дубровицы и Ивановское я постараюсь подробно рассказать в своем отзыве.

Знаменская церковь в Дубровицах

Иногда очень хочется провести выходной день на природе и при этом посмотреть на что-либо красивое и необычное. В таких случаях Подмосковье - идеальный вариант. Например, усадьба Дубровицы. Попробуем разобраться, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах

Как самостоятельно добраться до церкви Дубровицы

Адрес: Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Если у Вас есть автомобиль, то Вам следует двигаться по Варшавскому шоссе через Подольск, вплоть до указателя «Усадьба Дубровицы», далее свернуть направо и ехать не сворачивая до самого поселка Дубровицы.
Самостоятельно можно доехать на электричке Курского направления, идущую до станции «Подольск», а затем на автобус 65, останавливающийся на автовокзале рядом со станцией, ехать до остановки «пос. Дубровицы»
Тем, кто принципиально не ездит на электричках, можно также добраться, сев на автобус № 417 от станции метро Южная, до остановки «Поселок Дубровицы».

Отзыв о посещении церкви Знамения в Дубровицах

Наше путешествие началось на Курском вокзале. Билет до Подольска стоил 102 рубля. Время в пути - один час. Расписание автобуса 65 лучше смотреть заранее в интернете. На самой остановке его почему-то нет. Но нам повезло, ждать долго не пришлось. Заплатив за билеты по 43 рубля и проведя в пути около 20-ти минут, мы оказались на месте. Ошибиться остановкой трудно, ведь, поскольку многоэтажных зданий вокруг нет, главная местная достопримечательность - церковь Знамения Пресвятой Богородицы - хорошо видна при подъезде к усадьбе, что делает её прекрасным ориентиром.

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.


Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.


Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы - князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.


Знаменская церковь в Дубровицах

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Ноя 9 2016 в 11:06 PST


Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.


Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях - «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии - 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.


Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.


вид со смотровой площадки


вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.


Конный двор


Конный двор

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Усадьба Ивановское

Ещё в Москве моя спутница выяснила, что в получасе ходьбы от Дубровиц располагается усадьба Ивановское. Сверившись с картами в своих смартфонах, мы пошли в короткий пеший поход. Конечно, можно было сесть на знакомый нам автобус 65, доехать да остановки Сквер Подольских курсантов и пройти по Парковой улице прямо к усадебному дому, но автобус нужно было ждать около часа, а световой день уже подходил к концу.
Пройдя по Беляевскому проезду мы свернули на улицу Беляевская и по ней вышли на высокий берег реки Пахры. Отсюда открывается красивый вид на реку и на Знаменскую церковь.


вид с противоположного берега реки Пахры

Нужно заметить, что идти здесь можно только в сухую погоду, ибо дорога явно не приспособлена для пешеходов. Кроме того, пользуясь подсказками местных жителей, мы свернули с улицы на «партизанские тропы», идущие вдоль берега к усадьбе. Таким образом, мы вышли к ресторану «Отдых», расположенному в начале ул. генерал-губернатора Закревского и дальше наш путь шёл уже по комфортной дороге.
В том виде, остатки которого дошли до наших дней, усадьба была выстроена в самом начале 19-го века при графе Федоре Андреевиче Толстом, двоюродном деде Л.Н.Толстого. Расположена она в очень живописном месте, на высоком берегу реки Пахры и, если бы не была заброшена, то могла бы быть одной из красивейших усадеб Подмосковья. Но то состояние, в котором она находится сейчас, не вызывает восторга.


Усадьба Ивановское

На данный момент в усадебном доме находятся Федеральный музей профессионального образования, являющийся филиалом Московского государственного машиностроительного университета, филиал Подольского краеведческого музея и ЗАГС. Здесь постоянно проводятся мастер-классы, концерты, съёмки фильмов и т.п.


Усадьба Ивановское

Поскольку мы были в воскресный вечер, ни в один музей попасть не удалось, ибо они уже были закрыты. Только несколько рабочих монтировали декорации для очередного мероприятия.


местные обитатели

Осмотрев двор, мы решили обойти вокруг усадебного дома, но это оказалось проблематично. Усадебный парк давно заброшен и пройти сквозь сухостой и сорняки, растущие возле стен, довольно сложно, да и не имеет смысла.


вокруг усадебного дома

С внешней стороны стены дома и флигелей выкрашены в ядовито-жёлтый цвет, а декоративные элементы в белый, тогда как со стороны двора все здания полностью белые. Выглядит это необычно.


вокруг усадебного дома

Остатки парка являются довольно популярным местом для прогулок. С левой стороны от дома протоптана дорожка, ведущая вниз к воде. Спускаться можно только, когда нет дождя потому, что спуск достаточно крутой.


вид на усадебный дом от реки


вид на усадебный дом от реки

Кстати, здесь же, с левой стороны от дома, расположен Чайный домик - парковый павильон, который также относится к Подольскому краеведческому музею.


Чайный домик

Поняв, что смотреть здесь особо нечего, мы вернулись к остановке, расположенной рядом с павильоном и стали ждать транспорт. Здесь только один маршрут - 4. Билет до вокзала стоит 43 рубля. Нам повезло, автобус приехал через 5-7 минут. Точно по расписанию. У нас было желание погулять ещё и по городу, но световой день уже подходил к концу и мы решили возвращаться домой. Но город мы всё-таки посмотрели, из окна автобуса, поскольку идёт он от усадьбы почти через весь город.
Но перед отъездом мы не смогли не подойти к памятнику Екатерине Великой, основательнице города, установленному в 2008 году в сквере, носящем её имя.


памятнику Екатерине Великой

На этом мы закончили нашу прогулку. Нам опять повезло: электричка стояла на платформе уже «под парами» и тронулась в сторону Москвы через три минуты после того, как мы в неё сели.
Вот так мы и провели один воскресный день в октябре.
Дубровицы очень хорошее место для прогулки в выходной день. Сюда можно приезжать не один раз и всё равно будет интересно. Если же совместить Дубровицы с Ивановским, то сначала лучше заехать в Ивановское, чтобы зайти в музеи в первой половине дня. Гулять здесь неинтересно.