Что такое репарация и контрибуция в истории? Чем они отличаются

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция) . Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долларов, предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долларов) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции.

С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долларов при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота, а все репарации – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 млрд. золотых марок — эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долларов, т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота.

Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору.

На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР, вскоре после своего образования, полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне . Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики:

«Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы ».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долларов, что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики — преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту.

Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию:

«Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны ».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении.

Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено . По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу .

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок, или 15,8 млрд. долларов. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий – 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) – 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии.

С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 - немецких предприятий Польши, 206 - Австрии, 11 - Венгрии, 54 — Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием . В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

"26187"

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция).

Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долл ., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долл .) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота , а все репарации - 20 тысячам тонн золота . Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долл., т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота . Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики - преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту. Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию: «Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги , с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении. Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено. По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского , за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок , или 15,8 млрд. долл . По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий - 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) - 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии. С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 — немецких предприятий Польши, 206 — Австрии, 11 — Венгрии, 54 - Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием. В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

РЕПАРАЦИИ

Возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Р. впервые были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 (см.).

Во время второй мировой войны в 1945 на Крымской конференции (см.) было признано справедливым обязать Германию возместить путём натуральных поставок в максимально возможной мере ущерб, причинённый ею союзным странам. Тогда же были установлены и формы Р. с Германии.

После окончания войны положения о Р. были зафиксированы в ряде международно-правовых документов, касающихся Германии и её бывших союзников. Во всех этих документах установлены два основных принципа:

1. Принцип возмещения бывшими неприятельскими государствами ущерба не в полном объёме, а лишь частично. Советский Союз, исходя из стремления к установлению демократического мира, ограничился требованием возмещения лишь части понесённого им ущерба. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет не больше чем 1 / 20 или 1 / 25 часть прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу фашистскими войсками Италии. Тот же принцип провозглашён Советским Союзом в отношении Р. с Германии. Общая сумма одних только прямых потерь Советского Союза на оккупированной немцами территории составляет 128 млрд. долл., но СССР предъявил требование об уплате Германией Р. в размере только 10 млрд. долл.

Соглашаясь лишь на частичное покрытие понесённых им убытков, Советский Союз определяет Р. в размере, посильном для побеждённых стран, и стремится обеспечить возможность свободного демократического развития этих стран и их экономической самостоятельности.

2. Принцип уплаты репараций натурой, а не деньгами. Побеждённые страны уплачивают Р. наличным имуществом (оборудованием, предназначенным для производства военных материалов и техники, заграничными активами) и продукцией своей промышленности. Уплата Р. из текущей продукции даёт побеждённым странам возможность выполнить свои репарационные обязательства путём самостоятельного развития своей промышленности, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения долларов. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, А. Я. Вышинский указывал: "Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы".

Советская делегация добилась включения в мирные договоры 1947 правил об уплате Р. натурой.

Правильность и справедливость указанных принципов, обеспечивающих жизнеспособность побеждённых стран, подтверждена на практике. Румыния, Венгрия, Финляндия выполняют свои репарационные обязательства в пользу Советского Союза, но это отнюдь не приводит к умалению их суверенитета. Что касается репараций из текущей продукции германской промышленности, то В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 указал: "Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны. Из этого видно, что репарационные поставки не только не мешают восстановлению промышленности, но, наоборот, содействуют этому восстановлению".

Что касается Р. с Германии, то их формы были установлены ещё на Крымской конференции: а) единовременные изъятия из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её, б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции, в) использование германского труда. На Потсдамской конференции (см.) в соответствии с решением Крымской конференции об ответственности Германии были указаны следующие источники покрытия репарационных претензий СССР: 1) изъятия из советской зоны Германии, 2) некоторое количество оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и должно быть изъято из западных зон оккупации Германии, 3) германские активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Постановления Потсдамской конференции не отменили и не могли отменить установленные на крымской конференции Р. из текущей продукции Германии. Между тем после окончания войны США, Англия и Франция в прямое нарушение крымских решений стали возражать против получения Советским Союзом Р. из текущей продукции Германии.

США и Англия извлекли из Германии огромные ценности в виде патентов, золота и т. п., стоимость которых достигает не менее 10 млрд. долл. Вся промышленность Рура фактически поставлена под контроль американских монополий. В то же время в силу проводимой США и Англией (в явном противоречии с потсдамскими решениями) политики раскола Германии и сохранения германского военного потенциала указанные державы сорвали репарационные изъятия в пользу Советского Союза и других государств из западных зон Германии.

Другим примером политики США, Англии и Франции, направленной против законных интересов СССР, являются препятствия, чинившиеся ими разрешению вопроса о германских активах в Австрии (см. Совет министров иностранных дел).

На сессии Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 В. М. Молотов, говоря о Р. с Германии, заявил, что "Советский Союз не просит, а требует, чтобы вопрос о репарациях был, наконец, решён". Этот вопрос имеет тем большее значение, что, как указал В. М. Молотов на Совете министров иностранных дел 31. III 1947, "для Советского Союза не может быть решения германской проблемы без решения вопроса о репарациях". Также и в заявлении от 24. VI 1948 министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания 1948 (см.) о Германии было указано, что в числе требующих неотложного разрешения вопросов находится и вопрос о мероприятиях по выполнению Германией её репарационных обязательств по отношению к государствам, пострадавшим от германской агрессии. В вопросе о Р., как и в других важнейших вопросах послевоенных международных отношений, с полной силой сказывается борьба двух линий внешней политики - справедливой политики Советского Союза и экспансионистской политики стран империалистического лагеря во главе с США.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "РЕПАРАЦИИ" в других словарях:

    Репарации - – возмещение субъектом международного права причиненного вреда другому субъекту международного права в виде товаров, денег, работ или услуг. Частный случай репараций – возмещение ущерба, нанесенного государством агрессором государствам,… … Банковская энциклопедия

    - (от латинского reparatio восстановление), в международном праве форма материально правовой ответственности государства за международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством ущерба, причиненного им другому государству, в денежной… … Современная энциклопедия

    - (от лат. reparatio восстановление) одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. Р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или… … Юридический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) полное или частичное материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государству победителю. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    Форма материально правовой ответственности государства, развязавшего агрессивную войну. Заключаются в возмещении государством ущерба, причинённого им другому государству, в денежной или иной материальной форме. Выплата репараций обычно… … Исторический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также … Политология. Словарь.

    Репарации - (reparations), компенсационные выплаты потерпевшей поражение стороной за нанесенный ей во время войны ущерб. Р. были условием прекращения воен. действий во время 1 й мировой войны и частью Версальского мирного договора 1919г. Франция,… … Всемирная история

    РЕПАРАЦИИ - (лат. reparatio восстановление) материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государствупобедителю; одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб,… … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация. Репарации (от лат. reparatio восстановление) форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им… … Википедия

    - (от лат. reparatio восстановление), в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Геномная нестабильность и нарушение репарации ДНК как факторы наследственной и соматической патологии человека , Наталья Савина. Книга посвящена исследованию целостности генома и функциональных изменений процесса репарации ДНК в лимфоцитах периферической крови человека в связи с наследственной и соматической…

В финансовом мире изредка случаются эдакие всплытия лох-несских чудовищ, о которых все забыли десятки лет назад. К примеру, в это воскресенье объединенная Германия завершила выплату репараций (точнее долгов по обслуживанию репараций) по итогам Первой мировой войны. Со времени начала войны прошло 96 лет, со времени подписания Версальского мира - 91 год.

Вопрос этот будоражил умы сотен политиков и миллионов избирателей Европы и Северной Америки практически весь межвоенный период. Идеологами репараций (и лозунга «Немцы заплатят за все») были титаны послевоенной политики Клемансо и Ллойд-Джордж. Из-за несогласия с непомерными репарациями, наложенными на Германию, подал в отставку из британского Минфина Джон Мейнард Кейнс . Написанная им блистательная брошюра о финансовой катастрофе, ожидающей побежденных, и убытках от неизбежного дефолта, ожидающих победителей, стала бестселлером и сделала его известным и авторитетным за пределами академических кругов задолго до публикации его «Общей теории занятости процента и денег». Гитлер и нацистская партия прошли в рейхстаг на волне протеста против невыносимого долгового бремени, наложенного на страну. Американский банкир Дауэс, в 1923-1924 году разруливавший вопрос репараций, стал вице-президентом США. Строго говоря, сами версальские репарации были глобальным финансовым экспериментом, затянувшимся на девять десятков лет.

Репара́ции в 1919 году были финансовой инновацией - введенной в международное право материальной компенсации государства за ущерб от развязанной им агрессивной войны. Концепция репараций была побочным продуктом заявленных еще в 1916 году американскими посредниками условий будущего мира «без аннексий (передачи территорий победителям) и контрибуций (штрафов, налагавшихся на побежденных независимо от того, по чьей инициативе началась война)». Так как договор диктовали победители, а побежденные были полностью деморализованы, то на Германию были наложены репарации в размере 269 млрд золотых марок - эквивалент примерно 100 000 т золота (по нынешней цене - около $4 трлн, или примерно треть госдолга значительно больших по всем параметрам современных США). Сумма долга вдвое превышала ВВП Германии, а ежегодные выплаты превышали профицит ее торгового баланса. Германия предлагала выплату 50 млрд марок золотом и товарами - в основном за счет передачи германских активов странам-победителям и постепенных выплат за 15 лет. По мнению Кейнса (подтвержденному последующими событиями), требования к Германии превышали ее возможности по выплатам примерно в 4 раза.

Обязанность платить репарации возлагалась на новое германское правительство, которое делало это без энтузиазма, отлынивая любыми способами. Экономический кризис дал для этого достаточные основания. Германия оказалась неспособна обслуживать свой долг, в основном переданный в форме государственных облигаций нового правительства страны, уже к 1922 году. Внутренний долг был обесценен гиперинфляцией («Черный обелиск » Ремарка - замечательное описание ситуации изнутри, репортажи Хемингуэя - как она виделась извне), а проблемы внешнего долга страны, т. е. репараций, стали международными.

Уже в ноябре Международная комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством американского магната Чарльза Дауэса. Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму 1 млрд новых «золотых марок». Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило частных и суверенных кредитов на сумму 21 млрд марок. По факту за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов по госкредитам для немецких компаний. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. По факту международный контроль был номинальным, а вот стабилизационные кредиты - вполне реальными.

Финансовый кризис 1929-1930 годов привел Германию к 40%-ной безработице, полноценному банковскому кризису и очередному дефолту по репарационным платежам. И у американских банкиров оказался новый план - план Юнга. Он предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), растягивание их до 1989 года, превращение двух третей ежегодных выплат в условные и отлагаемые обязательства, отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, а также ликвидацию иностранных контрольных органов. Но для немецких националистов, в том числе маргинального Адольфа Гитлера, это было все равно слишком много. Националисты добились проведения референдума для проведения Закона Свободы, запрещающего немецким официальным лицам платить по долгам. Референдум провалился, но Гитлер стал знаменит и на ближайших выборах был избран в рейхстаг. Став канцлером в 1932 году, он отказался от выплат репараций и сопряженных с ними долгов в одностороннем порядке. Кстати, суммарный объем выплат к этому времени составил около 51 млрд марок, то есть выплаченная сумма примерно равнялась германскому предложению по выплатам 1918 года.

Победители после Второй мировой войны были значительно умнее, да и оккупация Германии была полной. Все возмещения брались по возможности натурой - промышленным оборудованием, промтоварами, вагонами, произведениями искусства. Было очевидно, что растянутые на десятилетия долги никогда не будут выплачены. Но остались просроченные выплаты по обязательствам 1919 года. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года. При этом часть суммы была отложена до крайне маловероятного тогда события: выплаты должны были возобновиться, только когда - и если - Германия будет объединена. В 1990 году эта часть обязательств и стала подлежать выплате в двадцатилетний срок, закончившийся в минувшее воскресенье. Кстати, по Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Советская Россия отказалась от них в обмен на признание правомерности национализации немецкой собственности в 1914 году царским правительством и более поздних конфискаций уже при советской власти.

Печальная финансовая история, начавшаяся выстрелами в Сараево в июне 1914 года и закончившаяся на прошлой неделе, приводит к нескольким выводам. Во-первых , справедливость в межгосударственных расчетах - вещь весьма условная и сильно зависящая от текущей политики. Во-вторых , жадность и желание разорить побежденного только теснее связывает его судьбу с победителями, и в итоге платят именно они. В-третьих , политикам стоит слушать своих экспертов - хотя и не каждый из них Кейнс; способность страны оплачивать долг должна быть значимее желания накручивать нули на мифических будущих поступлениях от выплат. В-четвертых , как говорил киношный папаша Мюллер, «Верить нельзя никому» - расплата по золотым облигациям 1924 года произошла через 86 лет и электронными евро. Долгосрочные обязательства - штука крайне ненадежная: мудрый Бисмарк, назначивший в 1871 году побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП, подлежащую уплате за три года, хорошо понимал, что скорость выплат значительно важнее суммы.

Бисмарк говорил, что русские всегда приходят за своими деньгами. Так ли это? После Великой Отечественной войны, по подсчетам экономистов, Германия возместила меньше пяти процентов ущерба, нанесенного экономике Советского Союза.

Прямой материальный ущерб СССР, по оценкам Чрезвычайной Государственной Комиссии, составил, в валютном эквиваленте,128 млрд долларов. Общий ущерб - 357 миллиардов долларов. Чтобы представить, сколько это, достаточно сказать, что в 1944 году валовой национальный продукт США (по официальным данным американского министерства торговли) составлял 361,3 миллиарда.

Материальный ущерб (по отчетам ЧГК, представленным на Нюрнбергском процессе) составил около 30 % национального богатства СССР; на территориях Советского Союза, находившихся в оккупации - около 67 %. Народному хозяйству был нанесен ущерб на 679 миллиардов рублей (в госценах 1941 года).

Щедрый Сталин

Принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года.

Сохранились стенограммы ялтинских переговоров. По ним видно, что советский лидер проявил невиданную щедрость. Он предложил установить для Германии общую сумму репараций в размере 20 миллиардов долларов, половину этой суммы должен был получить Советский Союз как государство, внесшее самый большой вклад в Победу и больше всех от войны пострадавшее.

Черчилль и Рузвельт со сталинским предложением с незначительными оговорками согласились, что неудивительно - 10 миллиардов долларов - это примерная сумма помощи США СССР по программе ленд-лиза. С помощью таких репараций можно было покрыть только 8 % прямого ущерба от войны, 2,7 % от суммы общего ущерба.

Почему половина?

Почему Сталин в Ялте сказал о «располовинивании» репараций? То, что он взял такое деление «не с потолка» подтверждают и современные подсчеты. Западногерманский экономист Б. Эндрукс и французский экономист А. Клод провели большую работу, сделав оценку расходов бюджетов стран-участниц Второй мировой войны и прямых экономических потерь воюющих стран.

По их оценкам, военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны составил (в ценах 1938 года) 968,3 миллиардов долларов.

В общей сумме военных расходов бюджетов 7 основных участников войны на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямого ущерба экономик пяти основных стран-участниц на СССР пришлось 57%. В общей итоговой сумме общих потерь четырех стран на Советский Союз пришлось ровно 50%.

Основные трофеи

В 1990-годы российскими учеными Борисом Кнышевским и Михаилом Семирягой были опубликованы документы Главного трофейного управления. Согласно им, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (из них 72 тысячи вагонов стройматериалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака.

По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Также около тысячи заводов было перевезено в СССР из Маньчжурии и Кореи.

Однако все это не идет ни в какое сравнение с количеством уничтоженных заводов за время войны. Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило меньше 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР.

Советские акционерные общества

Эффективным инструментом проведения репарационных платежей Советскому Союзу были созданные на территории Восточной Германии советские торговые и акционерные общества. Это были совместные предприятия, во главе которых часто были генеральные директора из СССР.

Это было выгодно по двум причинам: во-первых САО позволяли своевременно переводить репарационные средства, во-вторых - САО обеспечивали жителей Восточной Германии работой, решая острую проблему занятости.

По подсчетам Михаила Семиряги, в 1950 году доля Советских акционерных обществ в промышленном производстве Германской демократической республики составляла в среднем 22 %. В некоторых же областях, таких как электроника, химическая промышленность и энергетике эта доля была ещё выше.

Телефоны рейхсканцелярии в СССР

Из Германии в Советский Союз технику, в том числе и сложную, везли вагонами, в СССР были доставлены также круизные лайнеры и вагоны поездов берлинского метро. Из астрономической обсерватории университета Гумбольдта были вывезены телескопы. Конфискованным оборудованием оснащались советские заводы, как, например, Краснодарский компрессорный завод, полностью оснащенный немецким оборудованием. На кемеровском предприятии КОАО «Азот» и сегодня работают трофейные компрессоры 1947 года выпуска фирмы «Шварцкопф».

На московской центральной телефонной станции (номера начинались на «222» - станция обслуживала ЦК КПСС) до 1980-х годов применялось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. Даже спецтехника для прослушки, применявшаяся после войны МГБ и КГБ была немецкого производства.

Золото Трои

Многие исследователи признают, что в сфере искусства самым важным советским трофеем стал так называемый «Клад Приама» или «Золото Трои» (9 тысяч предметов, найденных Генрихом Шлиманом на раскопках Трои).

«Троянские сокровища» были скрыты немцами в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Башня чудом не пострадала. Немецкий профессор Вильгельм Унферцагт передал клад Приама вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре.

12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж. Долгое время местонахождение «троянского золота» было неизвестно, но в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку этих редких сокровищ. «Клад Приама» Германии не вернули до сих пор. Впрочем, Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившийся на дочери московского купца, был русским подданным.

Дискуссии

Для Советского Союза тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ. 1 января 1954 года вышло совместное соглашение СССР и ПНР о прекращении взимания репараций с ГДР.

Однако тема эта по-прежнему является дискуссионной. Причем об исторической несправедливости говорят не только депутаты Госдумы, но и западные ученые.

По словам американского профессора Саттона репарации Германии и её союзников позволили только на 40% компенсировать утраченный СССР в войне промышленный потенциал.

Проведенные же американским «Бюро стратегических служб» вычисления ещё в августе 1944 года показывали цифру возможных репараций СССР в 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов), что в 25 раз больше, чем СССР фактически получил по итогам войны. Что касается союзников Третьего рейха, то Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн долларов.