Я кайфую от того, что в грузии нет коррупции и не знаю, как бы я смог вернуться в россию. Какие методы борьбы с коррупцией в грузии приемлемы для казахстана

Среди государств, которые больше всего пострадали от коррупции и длительное время имели негативный имидж, была и Грузия. Так, по данным международной организации Transparency International, эта страна в 2000-2006 годах имела такой рейтинг: 2000-й - 2,3 (84 место), 2001-й - не оценивалась, 2002-й - 2,4 (85 место) , 2003-й - 1,8 (124 место), 2004-й - 2,0 (136 мисице), 2005-й - 2,8 (126 место), 2006-й - 2,8 (101 место). Однако начиная с 2007 года ситуация начала стремительно меняться. И уже в том году Грузия с 3,4 балла заняла 79 место, в 2008-м - с 3,9 балла - 67 место, в 2009-м - с 4,1 балла - 66 место, а в 2010-м - с 3 8 балла - 68 место.

В 2014 году показатели индекса восприятия коррупции в Грузии выросли до 5,2. По этим показателям Грузия занимает 50 место из 175 стран и является лидером в Восточной Европе и Центральной Азии.

Изучение состояния коррупции в Грузии позволяет сделать вывод о трех этапах изменения коррупционной ситуации: первый - 2000- 2004 pp .; второй - 2005-2010 pp .; третий - 2010 - до сегодня.

Так, в течение 2000-2004 pp. коррупционная ситуация в Грузии характеризовалась проникновением этого явления в политике, экономике и управлению. это | проявлялось во всем - коррупция и коррупционные отношения были основой бытия грузинского общества. Также имели место экономический кризис, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация самых секторов экономики, контроль над ресурсной базой.

Оценивая состояние реализации антикоррупционных инициатив в Грузии в 2004 году, в отчете Организации экономического сотрудничества и развития отмечено, что для этой страны основными проблемами в сфере борьбы с коррупцией является применение и соблюдение действующего антикоррупционного законодательства и недостаточный общий потенциал правоохранительных органов. В 2010 году эта организация отмечала, что политическая воля к борьбе с коррупцией в Грузии нашла свое подтверждение в реализации эффективных мер, которые существенно снизили уровень коррупции в государстве, особенно - административной коррупции, которая ежедневно влияет на граждан.

Второй период начался после Революции роз и может быть охарактеризован как этап формирования основных направлений антикоррупционной политики и стратегии, а также осуществление первоочередных шагов к реформам в преодолении коррупции.

Переломным моментом в правовом регулировании антикоррупционной политики Грузии стало принятие президентом Грузии указа от 24 июня 2005 года № 550 "Об утверждении национальной антикоррупционной стратегии" и Плана действий по реализации этой стратегии. Указанные нормативные акты были разработаны с участием представителей гражданского общества и международных организаций.

Новая грузинская власть сосредоточила свои усилия на проведении радикальных реформ, значительной частью которых стала их антикоррупционная направленность. Было принято решение о реформировании системы государственного управления, масштабную дерегуляцию экономики, снижение налогов и пошлин, проведение образовательной реформы и тому подобное.

Искоренение коррупции началось с Министерства внутренних дел и тотальной замены кадров в этом ведомстве. Первым шагом стала ликвидация Госавтоинспекции как одной из наиболее коррумпированных структур и освобождение 15 тыс. Ее сотрудников. Вместо ГАИ и участковых было создано патрульной полиции, набрано подготовленный персонал, которому суждено высокую заработную плату. Новые сотрудники; были отобраны на конкурсной основе, бывшие работники составляли лишь 10% состава нового коллектива.

Проведение реформ в правоохранительной сфере сопровождалось активными рекламными мероприятиями, направленными на повышение интереса молодежи к государственной службе и формирования положительного имиджа правоохранительных органов. Информационная кампания по поддержке реформ включала демонстрацию новой формы одежды и экипировки полицейских, оборудование и автотранспортных средств, установленные на улицах рекламных проспектов и билбордов, проведения полицейскими занятий в учебных заведениях и тому подобное. С целью усиления мотивации молодежи к прохождению службы в системе МВД Грузии предусмотрен комплекс социальных гарантий и льгот. Благодаря штатным сокращением и оптимизации финансовых расходов за годы реформы заработная плата полицейских разных категорий выросла в 15-40 раз. Например, ежемесячное денежное обеспечение участкового инспектора полиции составляет от 400 до 500 долларов США, патрульного полицейского - от 600 до 1 тыс. Долларов, начальника отдела, оперативного офицера, следователя - до 2 тыс. Долларов США. Профессия полицейского стала одной из самых престижных в стране, а конкурс на замещение вакантных должностей в различных службах составляет от 10 до 50 человек на место (в следственных отделах - около 30 человек на место).

Была проведена кардинальная реструктуризация органов власти. Количество министерств и ведомств было значительно уменьшено, аппарат государственных служащих сокращен почти на 50%, заработная плата лиц, работающих в государственном секторе, увеличилась примерно в 15 раз, что позволило привлечь профессионалов на государственную службу и т.д., то есть произошло улучшение методов работы госаппарата. 95% граждан Грузии, опрошенных Международным республиканским институтом в феврале 2007 года, сообщили, что они не давали взяток для получения услуг от сотрудников государственных служб в течение последних 12 месяцев.

На основании изученных конкретных примеров было выявлено 10 факторов, которые объясняют достижения Грузии по коррупции, а именно: наличие сильной политической воли; установление доверия на раннем этапе; осуществление фронтального наступления; привлечение новых кадров; ограничения роли государства; внедрение нестандартных подходов; тесная координация; адаптации международного опыта к местным условиям; использование новых технологий, а также стратегическое применение средств массовой информации. Многие из этих факторов могут показаться очевидными, хотя масштабность, смелость, темп и последовательность реформ делают грузинский опыт уникальным.

В 2010-2013 pp. правительство Грузии продолжил реализацию важных реформ, направленных на дальнейшее снижение уровня коррупции. Законодательство Грузии было частью приведен в соответствие с международными стандартами по установлению уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Грузия была первой страной Стамбульского плана действий, которая ввела ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения в 2006 году, однако соответствующие положения вовсе не применяли на практике, что можно объяснить консервативным отношением прокуроров, недостаточным информированием и отсутствием специального обучения.

Знаете, что самое удивительное в Грузии? Нет, не ее великолепная природа и гостеприимство жителей. А тот факт, что общество, традиционно столетиями построенное на кумовстве и блате преобразилось за какие-то десять лет. Мой негативный опыт с газовой компанией Socar, чей сотрудник взамен на скорейшее подключение газа вызвала настоящую бурю в грузинских соцсетях и внутри данной компании. Руководство компании по их словам обращалось в полицию, правда, ко мне никто не обращался. Но при любом раскладе мне понравилось, что у сотен и тысяч грузин ситуация вызвала негодование и возмущение. Молодые грузины говорили мне, что словно грязная и вонючая лапа "Совка" попыталась вылезти из ада. И это в стране, где совсем недавно творился абсолютный беспредел: менты-вымогатели, воры в законе, крышевание, блат.

Сегодня на низовом уровне коррупции в Грузии практически не существует. История с Сокаром - единичный и позорный случай, но это азербайджанская компания и они притащили с собой азербайджанские нормы ведения бизнеса. Что же касается компаний грузинских - такое практически невозможно.

В моем доме в Батуми живут десятки сотрудников полиции, поскольку половина квартир выкуплена местным МВД. С некоторыми из них я общаюсь. Им сделали великолепные по грузинским меркам зарплаты (рядовой патрульный получает вдвое больше, чем средняя зарплата в Грузии, а офицеры втрое-вчетверо больше) и ввели драконовский надзор за их работой. Не дай бог будет хотя бы намек на некие неуставные отношения с гражданами. Бдят за полицией настолько жестко, что те же ГАИшники вовсе прекратили следить за дорогами. У них нет "палочной" системы и зарплата от количества оштрафованных не зависит. В результате полициейские пришли к выводу, что разумнее сидеть в своих экипажах и ничего не делать. Пофиг, что вокруг нарушают правила и тысячи гибнут на дорогах (про ад творящийся на грузинских дорогах рассказывал в статье ""), главное поменьше общаться с гражданами, чтобы соблазн принять "бакшиш" не возник.

Если вам кажется, что грузинские чиновники не делают свою работу и намекают на взятку, то... ВАМ КАЖЕТСЯ. Именно кажется, поскольку в 99,9% случаев это раздолбайство и лень. Поначалу я злился от грузинского распиздяйства, считая, что таким образом они что-то у меня выпрашивают, мол, "дядя позолоти ручку". Никто взятку от вас не ждет. Нужен хороший пинок под зад и жалоба вышестоящему начальству и ваш вопрос немедленно решится. Помню, исчез электрический счетчик в моей квартире и света, соответственно нет. Украли? Прихожу в электрическую компанию, а там тупят, типа ничего не знают. Обратился к старшему по дому, может быть он в курсе. А тот просто ленивый оболтус и ответил как-то невнятно. Раз так, то я вызвал полицию. Если взломали счетчик и раскрутили электрощиток, то это уже вопрос уголовки. Полиция примчалась немедленно, см. "". Старший по дому перепугался и вспомнил, что счетчик не украли, а его свинтил электрик из электрической же компании. Такие у них правила якобы, управдом дружит с электриком и сообщает ему где пустующая квартира. Управдом находит электрика (хороший пинок под зад делает чудеса) и те обещают немедленно вернуть счетчик.

Полиция обьяснила, что управдом раздолбай и должен был нам все обьяснить, это такие неформальные правила, если жильцов долгое время нет. Полицейские при мне сделали пару звонков и счетчик вернулся на следующий день. А потом мне еще перезванивали из электрической компании и извинялись за произошедшее. А управдом, благодарный за то, что я не дал делу ход (мог настоять на составлении протокола и управдом побегал бы по инстанциям), подстраховал меня во время ремонта, встречая грузовики с материалом и успокаивая других жильцов что мы не сломаем лифты.

Еще я напомнил управдому, что его бдительность на тему пустующих квартир похвальна, но если меня вдруг обворуют - я буду знать, кто слил информацию квартирным ворам. Тот в ужасе замахал руками: "Нет! Я не собираю информацию и нет никаких воров, не думай про меня так плохо!". Хорошо, расслабься дорогой, дружеская шутка.

Резюме

На самом же деле чудес не бывает. Секрет борьбы с коррупцией прост: необходимо избавиться от тех инстанций, без которых государство может обойтись, и свести контакты между гражданами и правительством к минимуму. И ввести норму равенства перед законом и судом. Чиновник-взяточник всегда должен получать вдвое более суровое наказание, чем дающий. Скоро в Грузии в целом изменилось восприятие, и страна не опустилась в рейтинге Transparency даже после ухода Саакашвили. Сегодня Грузия является самой "чистой" страной бывшего СССР, но ни одно другое государство включая постмайданную Украину - не нашло в себе мужества принять подобные меры.

p.s Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

В 2003 году Грузия была на 127 месте из 176 в Индексе восприятия коррупции Transparency Int. В прошлом году она была уже 44-й. За несколько лет власти решили проблему взяток: ни полицейские, ни чиновники, ни врачи их не берут. Нет в стране и "блата". Но коррупцию на самом верху искоренить не удалось

Ситуация в Грузии до начала реформ середины нулевых: при помощи родственных связей, знакомств и взяток можно было "решить" практически любой вопрос. Но молодым политикам, которые пришли к власти после "Революции роз", понадобилось всего несколько лет, чтобы коренным образом изменить положение.

В 2003 году Грузия занимала 127-е место в мировом рейтинге Индекса восприятия коррупции, который готовит правозащитная организация Transparency International. Этот рейтинг охватывает 176 стран. , показав наилучший результат за последние пять лет и обогнав такие страны, как Италия, Румыния, Греция, Чехия и Словакия. По оценкам и экспертов, и местных жителей, страна практически избавилась от коррупции на низовом уровне.

Что же именно произошло?

Грузинские реформаторы, по сути, ничего нового не изобрели. Просто дали понять чиновникам, и не только им: либо карьерный рост и высокие зарплаты, либо суровое наказание, поблажек не будет.

В следующие несколько лет в Грузии прошло много показательных процессов, фигурантами которых были чиновники, пойманные на взятках. Причем размер этих взяток значения не имел. Например, на экс-сотрудника мэрии Тбилиси и бывшего руководителя молодежного крыла правящей партии "Грузинская мечта" Отара Абесадзе завели дело за получение взятки в три тысячи долларов: ему грозит до девяти лет тюрьмы.

"Человеку, чтобы он не крал, надо, во-первых, дать долгосрочную идею: для чего он должен служить стране? И дать два основных стимула: биологический и материальный, – объясняет политолог Гия Хухашвили. – Материальный стимул – это более-менее нормальная зарплата. Биологический стимул – это страх перед потерей работы".

По словам политолога, именно такую комбинацию в середине нулевых и взял на вооружение экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Позже комбинация превратилась в пусть не совсем идеальную, но устойчивую систему, которая в Грузии работает до сих пор. Впрочем, сейчас, по словам Хухашвили, возникли риски, которые могут ее пошатнуть.

"Системного отката пока не произошло, но динамика движения, конечно же, настораживает, – говорит политолог. – Количество коррупционных завязок увеличилось: они и тогда были, мы всегда говорили об элитарной коррупции, о каких-то бизнес-интересах. Но это все было под высочайшим контролем. Но сейчас такие "завязки" люди начали снова решать и на местных уровнях".

Политолог Ника Читадзе подтверждает, что побороть коррупцию как систему на низовом уровне в Грузии все-таки удалось. Те же полицейские и врачи по-прежнему не берут взяток, нельзя "положить в карман" судье или чиновнику, на нижнем и среднем уровне в Грузии нет "блата" и "договорняков".

С этим соглашаются и жители страны.

"Наверно, какие-то факты коррупции имеются. Нет таких стран, где бы ее не было. Но сам я с подобным давно не сталкивался", – замечает
житель Тбилиси Бежан.

"Государство смогло победить коррупцию, как и криминал. Вон, машины оставляем без присмотра. Думаю, тут дело в страхе перед неизбежным наказанием", – соглашается с ним Гурам.

"Не могу сказать, что коррупция – это большая проблема, но тем не менее, определенные факты имеются. Но мы боремся, и надеюсь, окончательно ее искореним", – уверена Марехи из Тбилиси.

Читадзе проблему видит в другом: в том, что коррупционные связи остались на самом верху грузинской власти.

"Во многих министерствах отсутствовала прозрачность во время конкурсов и подбора кадров. Это было и во время предыдущих властей, это есть и при нынешней власти, к сожалению. Это непотизм, когда личные контакты играли решающую роль. Эта проблема существует в Грузии, и это большая проблема", – признает он.

Олег Панфилов

Как в Грузии победили коррупцию и «воров в законе»

Пётр Старобинец

Грузинские реформы для общества были электрошоком, а вот политкорректностью никто не озадачивался. И что из всего этого вышло?

Тбилиси встречает теплом, солнцем и новым зданием аэропорта. Старое, в стиле сталинского ампира с традиционным шпилем, тут же, неподалеку. Но с его реконструкцией решили не связываться, и вместо этого выстроили рядом новый современный аэровокзал. Это, как выяснилось позже, очень по-грузински. Переделками и перепланировками тут не заморачивались. Основной подход – «до основанья, а затем...» – прямо как в знаменитом когда-то гимне.

Твои впечатления о Грузии будут зависеть от того, кто будет тебе рассказывать о нашей стране, – предупредил меня профессор Государственного университета Илии Олег Панфилов. – Если уволенный из МВД полковник – будет одна страна. Если сторонник реформ – совсем другая.

Справедливость этого утверждения я быстро прочувствовал на себе. В Грузии реформы прошли во многих сферах – в госуправлении, образовании, здравоохранении, МВД, армии, целый комплекс экономических реформ. И отношение к этим реформам и к самим реформаторам разное. Даже в экспертном сообществе, не говоря уже о рядовых жителях страны. Судить кто прав не мне – мое дело рассказать о фактах и наблюдениях. Ну а делать выводы вы будете сами, ладно?

Основная статья доходов Грузии - автомобили. Хотя здесь их не производят

Первое впечатление о любой столице – автомобили. Автопарк на стоянке перед аэропортом разнообразен и в большинстве своем современен. Кстати, старых советских автомобилей и нынешних российских (рука не поднимается написать слово «современных») за четыре дня на улицах Тбилиси я насчитал всего три – одну «Волгу» и двое «Жигулей». Все остальное – вполне себе европейские авто. Немало праворульных машин – то ли из Японии, то ли, что скорее, из Великобритании.

А вот столько «Мерседесов» всех марок и модификаций я не видел, пожалуй, нигде. «Мерседес» – мечта любого настоящего грузинского автомобилиста, это вам здесь подтвердит любой. Машина может быть не новой, но трехлучевая звезда над радиатором автоматически поднимает ваш статус на порядок. Нет, BMW и Audi тоже хорошие машины, но «Мерседес»... Хотя и новых «Мерседесов» в грузинской столице очень даже немало.

Причина наличия неплохого автопарка на поверхности: растаможка автомобиля 2005 года выпуска с бензиновым двигателем объемом 2.0 обойдется всего-то в 800 долларов с оформлением всего пакета документов, включая номера.

Как думаешь, какая основная статья доходов Грузии? - спросил у меня Олег Панфилов , профессор Государственного университета Илии. Я начал лепетать что-то про вино и «Боржоми», но был осмеян. Основная статья – автомобили. При этом Грузия их не производит.

Олег Панфилов

У нас самый большой авторынок на постсоветском пространстве, - поясняет Олег Панфилов. – Сюда машины приходят морем из всех стран Европы и не только. Процесс таможенного оформления занимает пятнадцать минут. Создана система одного окна, и уже через четверть часа ты получаешь номер и все необходимые документы.

Кстати, если вы хотите купить особый номер - с определенной комбинацией цифр, со своим именем - пожалуйста. Набираете в платежном терминале требуемую комбинацию, и, если номер свободен, сразу видите сумму оплаты. Заплатил – получил. Чиновники не заведуют номерами. Как, впрочем, не заведуют они в этой стране уже многим.

Ну а закупаются на грузинском авторынке все многочисленные соседи – и армяне, и азербайджанцы, и казахи. Мне же оставалось лишь в очередной раз тяжело вздохнуть. С нашими пошлинами мы, лет через десять, когда развалится и сгниет все, завезенное в страну до 2010 года, будем ездить, как на Кубе, подставляя вместо сидения ящик из-под бананов.


Таксистов в Тбилиси тьма. В аэропорту они наперебой предлагают свои услуги. Таксовка для многих – способ заработать на жизнь. Безработица – одна из основных грузинских проблем. Но власти дают возможность заниматься извозом всем желающим: чтобы стать таксистом в Грузии, не нужны ни лицензии, ни любые другие бумажки. Купи себе плафон с шашечками на крышу – стоит он 2 лари, это без пары центов евро – и валяй на улицы города. Дальше все в твоих руках, хотя конкуренция, конечно, велика. Тарифов нет, повезут, «за сколько договоришься».

Дешевле вызывать машину по телефону, заранее узнав у оператора стоимость поездки. Разница в цене между машиной по вызову и пойманной на улице может быть весьма ощутимой: от 6 до 30 лари за поездку на одно и то же расстояние. Сразу поясню, чтобы впоследствии не возникало вопросов, и вы могли высчитывать цены самостоятельно: курс лари – 1,6 к доллару и 2,2 к евро. С копейками на конце, которые тут называются тетри. Хотя копейки эти вполне себе ходовые – 50 тетри стоит одна поездка в маршрутке или в метро.

Техосмотр в Грузии отменили в свете борьбы с коррупцией

А теперь лучше присядьте, если читаете стоя. В Грузии нет понятия «обязательный гостехосмотр автотранспорта». Вообще нет. Его отменили в свете борьбы с коррупцией. Вот так, ни больше, ни меньше. Наверное, можно было изобретать другие методы борьбы – ставить камеры слежения на станциях, заводить системы контроля, но тут к решению проблемы подошли кардинально. Видимо, поняли, что все равно водители найдут возможность сунуть условному дяде Резо на станции десятку лари, и тот закроет глаза на недостатки.

А вот к катастрофе отмена гостехосмотра не привела. Наоборот, по статистике число погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 в 2003 году (до отмены техосмотра) до 1,05 в 2010 году. Разваливающихся на ходу машин я тоже на улицах не видел. Хотя с такой ценой на растаможку чего им разваливаться...

Движение в городе имеет свою специфику – понятия пешеходный переход здесь, кажется, нет в помине. Вообще, пешеход в Тбилиси – это жалкая и ничтожная личность. Преодолевать проезжую часть в шесть полос приходится резвой трусцой после глубокого вдоха. Но к этому быстро привыкаешь и уже на второй-третий день походы поперек тбилисских улиц не вызывают особых трудностей. Полиция на бегунов смотрит равнодушно: ну а что, «здэсь все так ходят...».

Из полиции выгнали всех

А вот скорость превышать не принято – штраф ощутимый, 150 лари. И откупиться от полицейского вам не удастся. Никак и никогда. Попробуете – вам наденут наручники, так что лучше даже и не пытайтесь. Это – результат местной реформы МВД.

Проводилась она довольно просто. Из полиции взяли и уволили всех, кто там служил. Единомоментно. Раз и навсегда. Правда, при ближайшем изучении предмета выясняется, что уволили не всех, небольшую часть технических специалистов, криминалистов, все же оставили. Процентов пять от личного состава. Остальных безжалостно выставили на улицу. И набрали новых.

Реформа МВД тоже была напрямую увязана с борьбой с коррупцией.

В Грузии вам любой расскажет, что десяток лет назад коррупция в МВД была на всех уровнях: дорожные полицейские останавливали машины и в прямом смысле клянчили по пару лари, – рассказывает руководитель Института стратегии управления, экс-глава аппарата Государственной канцелярии Кабинета Министров Грузии Петре Мамрадзе . – Если у водителя были лишь крупные купюры – брали свои два лари и давали сдачу. За взятку можно было закрыть уголовное дело, «замять» ДТП, выкупить задержанного, на что порой скидывались всей родней...

Петре Мамрадзе

В общем, выгнали из полиции всех. Набрали новых, молодых, провели для них курс обучения. Дали полицейским новую форму, подняли зарплаты, обеспечили новейшими техническими средствами.

Скажем, у грузинских полицейских нет понятия «лимит топлива». Принцип работы – по схеме, принятой в США. Это когда экипаж полицейской машины контролирует определенный район, отвечая на все вызовы – от ДТП до тяжких преступлений. Машина в районе дежурит, понятное дело, не одна.

Вообще, полиции в Тбилиси много. Сразу напрашиваются сравнения с нашей милицией. Но наши часто почему-то смотрят так, словно ты уже что-то «скоммуниздил» или готовишь диверсию. Такого взгляда я у грузинских полицейских не видел. Эти похожи на средневековых рыцарей – столько в глазах гордости и преданности делу. Ну а что – полицейская служба здесь в большом почете. По уровню доверия населения полиция на третьем месте после церкви и армии.


Но если вы думаете, что все вновь набранные сотрудники не стремились брать взятки, то это не так. Кое-кто пытался, конечно. Но для проверки чистоты рядов к ним подсылали специальных агентов, одетых по гражданке. Агенты предлагали деньги. А дальше все просто. Взял взятку? Получи десять лет тюрьмы. Десять лет. За 50 лари взятки. Сурово? Сурово. А права человека, спросите вы? Зато за несколько волн посадок полиция очистилась от взяток. Полностью. Так-то.

Хотя у любой медали, как говорится, есть две стороны. Вот в такси вез меня бывший начальник отдела полиции одного из районов Тбилиси. Говорит, уволили его за то, что учился он не в США, как сейчас модно в Грузии, а в Харьковском институте МВД. Понятное дело: в его годы и выбора-то не было. Что ж, может, и так. Электрошок, одним словом.

Чем Саакашвили похож на Муссолини

Не менее жестко разобрались тут с ворами в законе. Схема такова: по воровским понятиям вор не может сказать, что он – честный человек, потому что его свои же «раскоронуют». Этим и воспользовались. Причем показательно, на телекамеру:

– Ты вор?

– Вор.

– Тогда получи срок.

Несколько десятков воров посадили всерьез и надолго. Остальные разбежались подальше от суровой родины.

Ужесточением наказания тут боролись со многими преступлениями – сажали, к примеру, в тюрьму не только наркоторговцев, но и наркоманов. В результате почти полностью победили наркоманию – самую страшную грузинскую беду, доставшуюся в наследие от позднего СССР и гражданской войны первых лет независимости.

Почти полностью извели уличную преступность – гулять по Тбилиси стало безопасно в любое время суток. Кстати, в Грузии действует американская «накопительная» система: сроки наказания суммируются, так что в итоге даже по пустяковым статьям может выйти очень немало...

За победу над преступностью президента Михаила Саакашавили здесь порой сравнивают с Муссолини – в свое время дуче практически теми же методами угомонил мафию в Италии. Впрочем, имена этих персонажей звучат в Грузии вместе и не только поэтому...

О методах борьбы с коррупцией в Грузии, которые могли бы быть применимы и в Казахстане, рассказал в интервью корреспонденту заместитель председателя Общенационального движения против коррупции "Жанару", председатель совета директоров АО "Национальный центр "Өрлеу" Мурат Абенов.

Абенов после участия в международной конференции "Борьба с коррупцией и профессиональная честность: опыт Грузии" поделился мнением о том, как и в каких ситуациях грузинский опыт может быть использован в Казахстане.

По мнению зампредседателя общенационального движения против коррупции, основное отличие грузинского подхода по борьбе с коррупцией от казахстанского в том, что наряду с репрессивными методами там системно занимаются превентивно-профилактическими мерами. Он пояснил, что в Грузии борьба с коррупцией не оценивается по количеству задержанных взяточников, а больше ориентируется на предотвращении подобных случаев.

"Там нет отдельного Антикоррупционного органа, который вынужден был бы ежегодно выполнять план "посадок". Ведь нацеленность на количество выявленных преступников заставляет правоохранительные органы, зная о готовящемся преступлении, наблюдать со стороны и задерживать только тогда, когда коррупция уже совершена. А ведь это большой вред государству: экономический - раз коррупционное деяние произошло, государственные деньги тратятся не эффективно, позволили отдать тендер недобросовестному поставщику, только для того, чтобы поймать чиновника с поличным; общественный - не уберегли госслужащего от коррупции, делали вид, что не замечают и ждали, пока он оступится. В угоду хорошим отчетам по борьбе с коррупцией теряем экономический и человеческий потенциал", - отметил Абенов.

Он подчеркнул, что декларация о доходах в этой стране доступна всем. "Например, декларации о доходах. И у нас чиновники их сдают. Но в Грузии они доступны для всех, и общественные организации бдят за тем, кто что имеет. Записал дом на дядю, а машину на бабушку, налоговая это не всегда сможет проверить, а от соседей не укроешься. Речь не идет о платной услуге "тайных информаторов" для правоохранительных органов, которую у нас ввели, где о позитивных результатах, кстати, пока нет информации. Здесь же совершенно другой подход: разоблачать коррупционеров - это служебный и гражданский долг. Разница большая, не за деньги, а из любви к родине", - рассказал Абенов.

Он добавил, что сообщить о совершении преступления в Грузии - это почетно: ты защищаешь общественные интересы. И тех, кто сообщил, государство защитит. Сейчас в Грузии вводится так называемая "красная кнопка". То есть в Интернете есть специальная форма, и любой гражданин может анонимно сообщить о факте коррупции или о слабых местах, создающих условия для мздоимства.

Он также обратил внимание на то, что система государственных закупок в этой стране работает открыто. "Здесь я впервые услышал термин "бизнес-разведка". Это касается госзакупок, где у них настолько все прозрачно, что каждый гражданин может проследить на сайте все этапы конкурса от планирования до подписания акта приема товаров и услуг. Без хитроумных, как у нас, электронных ключей", - заметил зампред общественного объединения.

Он отметил, что в Грузии этические нормы - это не вопросы теста при приеме на работу, а высокие моральные стандарты. "Этому учат всех студентов, а не только кандидатов на госслужбу, как у нас", - пояснил Абенов. Он также отметил, что немаловажным фактором в решении системной проблемы с коррупцией являются качественные кадры.

По мнению бывшего вице-министра образования, хорошая практика Грузии в том, что те, кто пишет законы и правила, сами проводят тренинги, как эти нормы понимать и использовать. "Ведь зачастую нормотворчество так запутано, что невозможно не ошибиться, и некоторые это делают намеренно, чтобы потом проверить и найти нарушение. А раз им надо идти к людям и объяснять, как должен работать закон, и где надо не ошибиться, они стараются писать их качественно", - продолжил Абенов.

Кроме того, он добавил, что еще одной причиной такой прозрачной деятельности в нормотворчестве в их стране является то, что у министерств нет привычных для нас функций контроля. "Ведь это и есть один из источников коррупции: сами придумают правила, сами потом выявляют и наказывают", - заметил зампред "Жанару".

Мурат Абенов особо остановился на роли общества, подчеркнув, что в Грузии население не только верит, но и гордится тем, что они сумели взять верх над коррупцией. Сами готовы участвовать, чувствуют свою личную ответственность. "Думаю, это и для нас урок. Не надо ждать, что привезем со стороны хороший метод или пригласим авторитетного специалиста, и это поможет. Пока общество само не включится в эту борьбу - бесполезно", - полагает Абенов.

В заключение представитель движения против коррупции отметил, что зарубежные коллеги- участники конференции заинтересовались механизмом формирования корпуса "А" для высокопоставленных должностей в Казахстане. "Они удивлялись тому, что никто не может занять пост без участия в конкурсе на ключевые должности", - рассказал зампред "Жанару". Вместе с тем он подчеркнул, что обмен опытом был полезен, но переносить его на Казахстан без адаптации нельзя.

Отметим, международная конференция проходила в грузинском городе Батуми. Инициатором выступил Региональный хаб государственной службы при ООН. В мероприятии приняли участие представители Казахстана, Грузии, Армении Кыргызстана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Армении и Азербайджана.