Методология исследования экономических процессов. Основные методы исследования экономических процессов

Экономическая наука использует общенаучные и специфические методы исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Методы экономической науки не только отражают познанные законы мира экономической реальности, но и выступают средством его дальнейшего познания.

Мир экономической реальности сложен и запутан, задача экономической теории в том и состоит, чтобы систематизировать хаотический набор фактов. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности. В построении закономерностей используются следующие методы познания:

1. Позитивный метод - это объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.

2. Практика показывает, что в экономической науке имеет место также противоположный подход – нормативный анализ , предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста. Наличие нормативного анализа связано с гуманитарным характером экономической науки и с выполнением ею идеологической функции.

3. Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

4. Синтез - противоположный анализу метод, который предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

5. Метод научной абстракции - это начало любого, в том числе экономического исследования, заключается в отвлечении от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.

6. Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

7. Аналогия – метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.

8. Метод математического моделирования - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов. Переменные величины, меняющие свое значение под влиянием различных факторов, обозначаются стандартными буквенными символами. Например, латинскими буквами Р обозначается цена, Д спрос, S – предложение и т. д. Если две переменные величины экономического исследования x и y связаны функциональной зависимостью, то на математическом языке это означает, что y является функцией: x [ y=f(x)].



Для экономического анализа недостаточно показать эту зависимость, надо еще раскрыть каким, образом они связаны, т. е. как меняется y в зависимости от изменения x . Наиболее наглядно характер взаимоотношений двух величин определяет графическая форма функций. В экономической теории широко используется традиционная для математики декартова система координат, представляющая собой две взаимно перпендикулярные оси: ось ординат и ось абсцисс. Зависимость двух величин будет отражать кривая (с известной долей приближения). И чем больше исходных данных для построения графика, тем точнее кривая опишет характер зависимости этих величин (все остальные переменные фиксируются).

Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического. При микроэкономическом анализе исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономические показатели деятельности отдельной фирмы. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Макроэкономический анализ используется для исследования экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называются агрегированными показателями (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход). Макроэкономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами. Поэтому макроэкономический анализ оперирует такими величинами, как валовой объем продукции, валовой объем дохода, общий уровень цен и т. д.

Хотя в микро = и макроанализе экономические явления рассматриваются под разным углом зрения, методы и инструменты исследования одни и те же.

Использование микро = и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, а другие – к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро= и макроэкономики. Так, например, современная безработица – проблема не только макроэкономического анализа. Для определения уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд ОБЩЕНАУЧНЫХ методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.




Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов , происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явленийпо их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий , таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Анализ и синтез, системный подход.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.



Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия - «волчьи ямы» (pitfalls ) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событиюА(причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен - рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины - рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А - низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В - низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом .

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика - к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - к принципу социального эффекта.

В микроэкономике - только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.




Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция , ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.

Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

Исторический и логический методы

Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.


Графический метод.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваютсянаглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.

Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:

позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда - основная причина безработицы).

нормативные утверждения имеют рекомендательный характер. Нормативные суждения исходят из оценки людей и подтвердить их фактическими данными невозможно (правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда).

Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержитследующие элементы:

Суждение о двух специфических переменных;

Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;

Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;

Одно или несколько предсказаний о дальнейшем ходе событий.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие. Теория потребительского поведения. Построение кривой предельных издержек. Расчет реальной процентной ставки. Эластичность кривой предложения труда в долгосрочном периодах.

    контрольная работа , добавлен 22.07.2009

    Предмет, методы, основные этапы развития экономической теории. Формы собственности и предпринимательства. Основы теории спроса и предложения, производства и издержек. Поведение фирмы в условиях конкуренции. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.

    практическая работа , добавлен 18.12.2014

    Формирование кривой производственных возможностей продавца. Альтернативные издержки: понятие и порядок расчета. Сущность спроса и предложения в рыночной экономике, управление данными показателями. Исследование и оценка эластичности спроса и предложения.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2013

    Изучение теории потребительского поведения и особенностей ее развития на современном этапе. Обобщение направлений теории потребительского поведения, а также рынка и условий его появления. Подходы к анализу спроса, экономических и неэкономических благ.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Классическая и кейнсианская модели экономики. Рыночное неравновесие как нормальное состояние экономических систем. Теоретические концепции равновесия национальной экономики. Кривая производственных возможностей. Частичное и общее экономическое равновесие.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Методы экономической теории. Построение кривой производственных возможностей фермера и определение альтернативной стоимости производства тонны картофеля. Механизм функционирования свободного рынка. Функция спроса и предложения, потребительский излишек.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Значение категорий спроса и предложения на микро-, и макроуровне. Классическая теория потребительского спроса, теории жизненного цикла и перманентного дохода. Колебание рыночных цен, проблемы измерения факторов спроса и предложения, сдвиги кривой спроса.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приёмов изучения и описания какого-либо явления. Научное познание жизни в отличие от её непосредственного восприятия позволяет проникнуть вглубь процессов и явлений, раскрыть их связи и взаимозависимости, выявить причины и движущие силы развития, если используется надёжный метод исследования.

Рис. 1.4. Методы экономической теории

Подлинно научным и всеобщим методом познания служит диалектический метод . Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания действительности. К ним относятся: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, математическое моделирование, постановка экспериментов и др. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках. Но формы и границы их применения зависят от предмета науки и её характера.

В экономической теории процесс познания состоит из трех этапов:

· эмпирический (сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами);

· теоретический (выведение общих принципов, закономерностей из известных фактов, создание новых гипотез и теорий);

· практический (формирование на основе выявленных закономерностей принципов, подходов экономической политики).

Учитывая специфику предмета, экономическая теория выбирает и соответствующие ему приёмы исследования. Если, например, в химии первостепенное значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии – микроскоп, в ядерной физике – ускорители, то в экономической теории невозможно использовать ни первое, ни второе, ни третье. Здесь основными методами являются научные абстракции, анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез собранных фактов. В процессе анализа используются группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика и др. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия. При этом используется основной метод экономической теории – метод научной абстракции.

Метод научной абстракции включает в себя два взаимосвязанных процесса познания:

· движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

· движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение с них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, формулировать категории и законы, выражающие эти сущности.


В результате абстрагирования выводятся экономические категории , то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений (например, товар, деньги, кредит, стоимость и т.п.). Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы , отражающие наиболее объективные и устойчивые взаимосвязи в экономических процессах (например, законы стоимости, спроса и предложения, возвышения потребностей и др.). Однако этим процесс познания не завершается. Движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом – восхождением от абстрактного к конкретному, в ходе которого происходит как бы "превращение" простейшей экономической формы (категории) в многогранную реальность, внутренняя структура которой теперь известна. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных моментов, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом объяснено, начиная от общих основ и заканчивая конкретными формами их проявлений. Но теперь конкретное предстаёт уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной экономической жизни.

Другим важным приёмом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического . Вся наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, анализировать. Факты могут быть самыми разнообразными, поэтому их надо осмыслить, найти принципы их взаимосвязей и выявить объединяющий их смысл. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Что объединяет, допустим, походы Македонского, Наполеона, Гитлера? Анализируя эти войны в историческом плане, экономическая теория отвечает, что целью всех этих и других войн был захват ресурсов. То есть логика поведения всех агрессоров, начинавших войны, одна – захват ресурсов.

Переход от эмпирического к теоретическому этапу познания происходит путём индукции, когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы, и дедукции, когда к сбору фактов подходят с позиции определённой теории (гипотезы). Дедуктивный метод – это способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, законов, правил). Индукция – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Наконец, при переходе от теоретического к практическому этапу познания, то есть при обосновании экономической политики используется позитивный и нормативный анализ . Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен, независим от субъективных оценочных суждений. Нормативный анализ, напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры, действия следует рекомендовать, основываясь на определённой экономической теории.

Многообразие приемов, используемых учеными, при изучении предмета экономической теории позволяет заключить, что их совокупность является надежным инструментом, позволяющим свести сложные события к простым моделям для того, чтобы обнаружить общие элементы в непохожих на первый взгляд ситуациях.

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos - "путь исследования") призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории - это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Индукция - это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция - метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

Метод качественного и количественного анализа . Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

Метод сравнения . Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

Разработка научной гипотезы . Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.