Автоматика для газовых котлов: устранение проблем с розжигом запальника. Автоматика для газовых котлов: устранение проблем с розжигом запальника Приступаем к работе

Из данной статьи вы узнаете, какие проблемы могут возникать в автоматике газовых котлов, почему не получается разжечь запальник, из-за чего котёл может без причины отключаться, а главное, разберёмся, какие действия необходимо предпринять для диагностики и устранения данной неисправности.

Владельцам энергонезависимых газовых котлов наверняка знакома ситуация, когда по какой-то причине не удаётся разжечь котёл, или же на розжиг тратится много времени. В данном случае проблема кроется в автоматике котла.

На сегодняшний день в отечественном и импортном газовом оборудовании наиболее часто применяется газовый клапан EUROSIT 630. Именно он выполняет функции поддержания заданной температуры теплоносителя и в случае аварийной ситуации осуществляет полное перекрытие подачи газа к горелкам. Дальнейший запуск котлов с такой автоматикой возможен только вручную. Однако не всегда причиной аварийного отключения котла является реальная авария.

Попробуем разобраться в этом на примере котла «Житомир-3». Из автоматики в нём предусмотрена защита от пропадания пламени на запальнике и нарушения тяги.

Примечание: Все газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Поэтому данная статья предоставляется исключительно в ознакомительных целях. Также данная статья поможет проконтролировать работу мастера и, возможно, избавит вас от необходимости приобретения ненужных запчастей.

Определимся, что мы будем называть розжигом запальника. Ручка управления клапана EUROSIT 630 позволяет переводить котел в три основных режима:

  • отключён;
  • зажигание;
  • регулировка температуры (1-7).

Для розжига пилотной горелки (запальника) необходимо перевести ручку управления в положение «зажигание» (искра), нажать на неё и при помощи кнопки пьезорозжига разжечь пилотную горелку. Далее ручка удерживается в течение нескольких секунд (не более 30) и отпускается. Запальник должен продолжать гореть. Это мы и будем называть розжигом запальника. Если запальник погас — необходимо повторить процедуру ещё несколько раз. Если это не помогло — необходимо искать неисправность.

В момент розжига запальника пламя нагревает термопару, которая в свою очередь вырабатывает ЭДС (примерно 25 мВ для исправных термопар SIT), которая поступает через цепь датчика (датчиков) автоматики к электромагнитному клапану.

Нажимая на ручку газового клапана, мы вручную открываем электромагнитный клапан, подавая газ на запальник, который, в случае правильной работы оборудования, удерживается вырабатываемой термопарой ЭДС и остаётся в открытом положении после отпускания ручки. Сама термопара выполняет функцию защиты от пропадания пламени на запальнике. Датчики, находящиеся в цепи, являются нормально-замкнутыми и при срабатывании размыкают свои контакты, обеспечивая полное отключение котла.

Подготовка к работе

Для проведения работ по определению и устранению проблем с розжигом запальника нам понадобится следующий инструмент:

  • рожковые ключи № 9, 10, 12;
  • плоскогубцы;
  • мультиметр;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • спирт.

Приступаем к работе

Для определения причины возникновения неисправности проверим цепь термопары — электромагнитный клапан. Для начала проверяем датчик тяги. В данном котле он расположен на газоходе. Для этого снимаем две клеммы с датчика.

Замыкаем две клеммы между собой, они должны соединиться плотно (для этого можно их немного поджать плоскогубцами).

Пробуем произвести розжиг запальника. В случае если это удалось сделать, причина неисправности в датчике тяги. Однако не спешите его менять. Для начала проверим его.

Примечание: в данной работы мы демонтируем датчик для того, чтобы показать особенности его установки на котле и маркировку. Для проверки это делать не обязательно.

Откручиваем два винта крепления датчика тяги к газоходу котла.

Обратите внимание, что датчик не крепится вплотную к корпусу газохода, а установлен на паронитовых прокладках. Это необходимо для того, чтобы уменьшить нагрев датчика через его контакт с корпусом, а также чтобы обеспечить зазор между отверстием в газоходе и плоскостью датчика.

Осматриваем датчик. Его контакты должны крепко держаться на корпусе. На них не должно быть окисления. Номинал датчика (температура, при котором контакт датчика разомкнется) в данном случае 75 °С (обозначение на корпусе L75C).

Проверяем датчик тяги тестером, измеряя его сопротивление. Оно должно быть минимальным (равным сопротивлению щупов) — 1-2 Ом. В случае если датчик не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания).

Если датчик удалось прозвонить, протираем спиртом контакты датчика и клеммы цепи, поджимаем их плоскогубцами и просушиваем. Монтируем датчик на место и подключаем его. Пробуем произвести розжиг.

Если розжиг удалось произвести, причина неисправности найдена и устранена.

Обязательно после розжига основной горелки нужно проверить тягу. Для этого можно поднести руку к месту, где установлен датчик тяги. Из этого отверстия не должно идти тепло. Если это происходит — необходимо устранять причину, вызывающую недостаточную тягу. Датчик в таком случае срабатывает правильно.

Внимание! Эксплуатировать котел с неисправным дымоходом категорически запрещено!

Снимаем клеммы с контактов тягопрерывателя и измеряем сопротивление цепи. Оно должно быть не более 3 Ом.

Если это условие соблюдается, производим следующие действия. Ключом № 9 откручиваем гайку крепления термопары к тягопрерывателю. Ключом № 12 откручиваем на пол оборота тягопрерыватель, который состоит из двух деталей: латунной гильзы и пластиковой вставки.

Вынимаем пластиковую вставку с контактами и откручиваем деталь полностью.

Проверяем термопару. Присоединяем её напрямую к электромагнитному клапану (место, где был установлен тягопрерыватель). Фиксируем её ключом № 9.

Производим розжиг запальника. Если его не удалось произвести — причина неисправности, скорее всего, в термопаре. Электромагнитный клапан выходит из строя крайне редко.

Осмотрим термопару. В некоторых случаях термопара поддаётся ремонту. Случается, что контакт термопары отпадает. Это не повод для замены, достаточно пропаять его.

Важно, чтобы диэлектрическая прокладка была цела.

Проследите, чтобы термопара правильно была установлена в пламени запальника. В пламя должен быть погружен кончик термопары.

Для настройки положения термопары относительно пламени запальника необходимо отпустить ключом № 10 гайку крепления термопары к пилотной горелке. Передвигая термопару, необходимо установить её в правильное положение и зафиксировать ключом № 10.

Для вынесения окончательного вердикта о замене, можно измерить ЭДС, вырабатываемую термопарой. Для этого необходимо произвести розжиг запальника, и, удерживая ручку клапана нажатой, замерить ЭДС между контактом термопары и её корпусом. Оптимальная величина должна быть не менее 18 мВ. Если термопара исправна — очистим спиртом детали тягопрерывателя, а также протрём контакт термопары. Особенно если её пришлось пропаять.

Собираем тягопрерыватель в обратной последовательности, подключаем к нему термопару. Сильно обжимать детали не следует. Усилия должно хватить для обеспечения надёжного контакта. Обжимаем клеммы плоскогубцами и, протерев их спиртом, пробуем произвести розжиг.

Выполнение всех вышеперечисленных операций наверняка поможет вам устранить неисправности с вашим котлом.

Ещё одной причиной проблем с розжигом может быть недостаточное давление газа на запальнике. Это происходит из-за засорения форсунки. Для её прочистки необходимо ключом № 10 отпустить гайку крепления медной трубки запальника и извлечь жиклёр.

Совет: можно легонько обстучать запальник, чтобы было легче извлечь жиклёр.

Прочищаем отверстие жиклёра жилой медного провода. Нарушение размера отверстия не допускается!

В моменты наиболее интенсивного потребления газа давление в центральной магистральной трубе может падать. Соответственно, давление газа на запальнике тоже может снизиться. Для этого может понадобиться подстройка давления газа на запальнике. Откручиваем винт крепления декоративной накладки и снимаем её.

Настройка осуществляется вращением винта на клапане. При повороте его против часовой стрелки давление газа на запальнике увеличивается.

Данные советы помогут вам разобраться с проблемами розжига вашего котла. На практике наиболее распространёнными являются именно проблемы с контактами, а не с датчиками. Потому, если с каждым разом при розжиге запальника приходится держать ручку клапана все дольше и дольше, советуем просто почистить контакты и поджать клеммы автоматики. Для того чтобы избежать действительных проблем со срабатыванием автоматики, рекомендуем вовремя проводить чистку котла .

Если у вас тухнет и задувает газовый котёл, то следует изучить ряд причин, которые способны вызвать эту проблему, а затем как можно быстрее предпринять необходимые меры, направленные на стабилизацию и возобновление нормальной работы котла.

Мы предлагаем ознакомиться с восемью основными причинами таких проблем и их решением.

Фитиль газового котла

Фитиль горит слабо по двум причинам: либо забит и его нужно прочистить, либо у Вас слабое давление на входе. При наличии надомного регулятора, обязательно проверьте его настройки. Возможно, Вам нужно повысить давление на входе, так как оно постоянно колеблется из-за того, что потребление газа разное в разные периоды.

Соответственно, в отопительный сезон, когда газовые котлы работают, потребление газа больше и давление на входе также падает. А регулятор, насколько вы знаете, держит определенный дифференциал между давлением на входе и давлением на выходе. Соответственно, этот дифференциал тоже падает, из-за этого может слабее гореть ваш фитиль. Проверьте настройку регулятора, а также прочистите фитиль.

2. Вышел из строя датчик контроля пламени

Термопара

Это следующая причина почему может тухнуть газовый котел. В разных котлах датчик контроля разны. В большинстве домашних котлов это термопара. Термопара должна постоянно находиться в огне, так же, как и электрод ионизации и фотодатчик всегда должен обнаруживать пламя на вашей горелке. Если термопара находится в изношенном состоянии, то она при любом слабом дуновении ветра, когда ваш фитиль совсем немного отклонится от этой термопары, тут же выбивает автоматику и у вас происходи затухание газового котла.

Если у вас это электрод ионизации, происходит аналогичная ситуация. Электроды ионизации обычно устанавливаются в энергозависимых двухконтурных котлах, которые вешают на стенку. Фотодатчики же стоят в котлах большей мощности. Но это уже, в принципе, промышленный тип котлов, который в обычных домах встречается довольно редко.

3. Плохая тяга в дымоходе

Это говорит о том, что у вас либо туда попал какой-то мусор, либо обвалился какой-нибудь кирпич, либо пролетающая птица, вдохнув угарного газа, выходящего из дымохода, оказалась дизориентированной в пространстве и упала прямиком в ваш котёл, либо же там мог поселиться паук и создаваемая им паутина вам запутала весь дымоход. Соответственно, дымоход надо почистить, для того, чтобы улучшить тягу. Будет хорошая тяга и не будет тухнуть фитиль. Если тухнет газовый котёл, то это один из распространённых способов решения.

4. Одноэтажное здание или верхний этаж

В таком случае ветру проще всего попасть в ваш котёл. Для того, чтобы избежать затухания фитиля в газовом котле при таком устройстве дымохода, необходимо сделать защиту оголовка дымохода, то есть поставить специальные защитные устройства — шайбы.

Обратите внимание на то, что козырьки в виде зонтиков, которые могут встречаться на тех или иных домах, по правилам безопасности газоснабжения строго запрещены. Это связано с тем, что в процессе таяния снега, образующаяся вода тут же начинает постепенно стекать и образовывать сосульки на горящем дымоходе. Таким образом, дымоход может быть полностью закупорен. Поэтому ставят шайбы. Они как бы стоят вокруг оголовка дымохода и таким образом защищают его от ветра.

Ещё один из способов защититься от затухания и задувания газового котла при такой проблеме — это увеличить количество поворотов дымохода. Если у вас дымоход выходит из котла и сразу в стенку, соответственно чтобы попасть туда ветру, достаточно преодолеть лишь один поворот. То есть место стыковки вашего дымохода и котла.

Если же вы увеличите количество поворотов в вашем котле, то ветру будет намного сложнее добраться до вашего газового котла и вероятность задувания будет меньше.

5. Недостаточная приточная вентиляция или отсутствие вентиляционного канала

При сжигании одного куба газа сжигается десять кубов воздуха. Соответственно, в большинстве случаев в домашних бытовых котлах, если это не турбинированный тип котлов с коксиальной трубой, используется воздух из помещения.

И, соответственно, если у вас недостаточная приточная вентиляция: не подрезана дверь, либо не сделаны отверстия, и помещение у вас находится постоянно закрытым, топритока воздуха не хватает для того, чтобы котёл горел.

Либо вентиляционного канала у вас может не быть, либо он просто может быть у вас забит. Опять же, надо либо прочистить вентканал, либо обеспечить приток воздуха снизу. Это нужно для того, чтобы сжигать необходимое количество воздуха в помещении и газовый котел у Вас не тухнул. Если же у вас не будет приточной вентиляции, либо не будет тяги в вентканале, то котёл начнёт сжигать воздух из помещения. Когда весь воздух помещения будет сожжён, он начнёт воздух захватывать с улицы через дымоход. Таким образом, образуется обратная тяга. Образуется некий сквозняк и этот сквозняк может задувать Ваш котел.

6. Проблема цепи безопасности пилотной горелки

Цепь безопасности в основном представлена либо датчиком тяги, либо предельным термостатом — специальными устройствами, которые способны вовремя обнаружить какие-либо проблемы.

Все расположенные там средства защиты необходимо проверить. Зачастую контакты эти все киснут и их надо хорошо зачищать. Если у вас будут где-то закисшие контакты, то взаимодействия не будет. При отсутствии контакта при попытке разжечь фитиль у вас будет просто выбивать автоматику.

В случае если фитиль газового котла немного отклонится от вашего электрода ионизации, либо термопары, то напряжение, которое останется на вашем датчике, его величины может просто не хватить для того, чтобы удержать клапан в открытом состоянии и фитиль тухнет. Поэтому обязательно нужно проверять контакты цепи безопасности вашего котла. Это датчик тяги, предельный термостат, а также термопара.

7. Дымоход находится в зоне ветрового подпора

Зона ветрового подпора

Что такое зона ветрового подпора? На самом деле это с виду сложное понятие можно объяснить достаточно просто и наглядно. Если с вашим дымоходом рядом находится высокое здание, либо дерево, то зоной ветрового подпора называется линия, которую можно провести от этого близко стоящего здания, либо дерева, в сторону вашего дымохода.

То есть проводим линию от здания в сторону вашего дымохода, визуально 45 градусов, и ваш дымоход должен находится выше этой воображаемой линии на половину метра. Если у вас дымоход находится ниже, то у вас могут в дымоходе могут образовываться завихрения и котел будет тухнуть.

По правилам безопасности газоснабжения дымоход должен быть вне зоны ветрового подпора. А учитывая то, что эти правила придуманы не просто так, стоит их соблюдать.

8. Неправильное расположение газового котла в помещении

Местонахождение газового котла в помещении также играет важную роль. В отдельных случаях наблюдались такие ситуации, когда, к примеру, котёл находится на кухне, та в свою очередь находится где-нибудь на втором или третьем этаже здания и в этой кухне имеется балкон.

Итак, что происходит? Люди открывают дверь балкона, тяга в дымоходе у них великолепная и… Что получается? У нас сначала был, какой-нибудь приток воздуха из коридора или из соседних комнат при открытии двери на кухне и тяга была более-менее стабильна. И тут при резком открытии балкона что происходит? Огромное количество свежего холодного воздуха поступает в кухню и образуется очень резкая сильная тяга в дымоходе.

Количество воздуха увеличивается и горячий воздух начинает уходить в дымоход с ещё большей скоростью. Таким образом, фитиль начинает буквально вот аж колебаться, гулять. То есть его может просто либо сдуть, либо, если там плохие контакты цепи безопасности, либо изношенные датчики. Это тоже может повлечь за собой то, что ваш котёл потухнет.

Стоит отметить, что вышеназванные причины — это наиболее распространённые проблемы. Возможны особые случаи, когда причину затухания и задувания газового котла может определить только специалист в результате тщательного осмотра.

Важно лишь одно — соблюдайте правила безопасности газоснабжения и выполняйте прописанные там нормативы.

Видео по правильному выбору газового котла

Каким должно быть давление в расширительном баке котла

В данном материале Вы узнаете какое должно быть давление в расширительном баке котла отопления для того чтоб эффективность и экономия энергии отопительного котла держалась на самом максимальном уровне. Независимо от энергоносителя на котором работает отопительная система, одним из важнейших элеме...

Грамотная настройка газового котла Vaillant

В данном материале мы поговорим о том как правильно производится настройка газового котла vaillant, о том какие проблемы могут возникнуть у Вас в процессе настройки данного котла, а также рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки

Основные неисправности газовых котлов Ферроли

Котлы газовые ферроли выпускаются известной итальянской фирмой. они обладают превосходными техническими характеристиками, и созданы по современным передовым технологиям. Эти агрегаты конкурируют с самыми известными фирмами производителями, выпускающие аналогичное оборудование. Несмотря на то, что...

Что делать если котел Vailant не нагревает горячую воду

Котлы Вайлант отличаются особой надежностью и безопасностью. Поломки столь сложного оборудования должен устранять мастер. Но, мелкие неисправности можно убрать и самостоятельно, если вы обладаете базовым уровнем знаний об устройстве отопительных и нагревающих котлов. На дисплее котла большинство...

К написанию этой публикации подвигла цепь событий, вынудивших меня опробовать свои силы в самостоятельном обслуживании газового котла. Замечу сразу – это не совсем «обмен передовым опытом», как его обычно представляют, так как некоторые изложенные факты говорят, наоборот, об исходной полной неопытности пользователя. Но, возможно, изложенная информация поможет тем, кто ознакомится с ней, избежать подобных ошибок.

Дело в том, что при кажущемся изобилии информации в сети, пришлось столкнуться с тем, что внятных пошаговых инструкций отыскать не так уж и просто – чаще всего всё ограничивается выборочными советами на форумах. Заводское руководство по эксплуатации многие проблемы освещает достаточно сухо, и особой ясности не вносят, а некоторые важные аспекты вообще в нем практически упущены, что, в принципе, и привело к ситуации, о которой пойдет речь. Итак, чем была вызвана и как проводилась чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками.

С чего всё начиналось

В приобретенный собственный дом мы въехали в сентябре 2002 года. Система отопления была (и остается) , но тогда она была организована по принципу естественной циркуляции. Котельная – в отдельной пристройке, оборудованной по всем имеющимся правилам. В качестве генератора тепла использовался старый чугунный котел с газовыми горелками, каких-то, как сейчас помнится, невероятно больших размеров, еще и с «самопальной» кладкой из шамотного кирпича внутри. С ним было – полное разорение: ежемесячно в наши не самые холодные зимы (Молдавия, Приднестровье) счетчик накручивал по 800 кубометров!

Одним словом, было принято решение провести замену. Остановили свой выбор на АОГВ-11.6-3-У, и из соображений невысокой стоимости, и учитывая массу хороших отзывов об этой модели от знакомых. Одновременно был установлен и циркуляционный насос. Результаты не заставили себя ждать – уже следующей зимой в доме было намного комфортнее, причем тепло распределялось равномерно по всем помещениям. А ежемесячный расход газа упал более, чем втрое! – обычно укладываемся в 220 – 270 кубометров.

Цены на газовый котел АОГВ-11.6-3

газовый котел АОГВ-11.6-3


К чести производителей, необходимо сразу сказать, что за прошедшие 13 лет абсолютно никаких проблем с работой этих приобретённых приборов не было. Даже в холодную зиму 2008-2009, когда шла очередная «газовая война», и давление в трубах подачи газа было снижено до критического минимума, котел вполне справился с задачей – дома было нежарко, ну и замерзание нам не грозило. Честно говоря, мне даже странно было читать на форумах, что у многих дома на таких стоит постоянно подвязанной кнопка газового клапана – никаких проблем с автоматикой за все время эксплуатации просто не проявлялось.

Визиты инспекторов газового хозяйства у нас в городе проводятся регулярно. Никогда особых нареканий по поводу эксплуатации оборудования не высказывалось. Единственное замечание было в позапрошлом году – заменить гофрированный участок дымохода (до врезки в коренную трубу) на изготовленный из оцинковки. Недостаток был устранен.

В этом году похолодание пришло рановато, и уже в начале октября было решено запустить котел на самую минимальную мощность. Но обнаружилась проблема – фитиль запальника не желал загораться, а если и загорался, то таким крошечным пламенем, что его еле было видно. Естественно, такой факел не обеспечивал прогрев термопары, и автоматика не срабатывала.

Похожая ситуация (но в меньших масштабах: факел загорался сразу, но был слабеньким) наблюдалась и годом ранее. Сопло запальника явно подзабилось, и в прошлом году помогло то, что я (на свой страх и риск), ухитрился через длинную изогнутую трубочку брызнуть на этот «жиклер» баллончиком с жидкостью для прочистки карбюраторов. После того как жидкость испарилась, попробовал зажечь – все заработало, и прошлой зимой в течение всего отопительного сезона больше никаких проблем не возникало.


В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов

Но в этом году подобная мера оказалась недостаточной – эффект получился даже обратный. Запальник вообще перестал зажигаться.

Очень не хотелось полностью снимать весь газовый узел с горелками (а я тогда еще и не знал, насколько это доступно). Попробовал, открутив трубочку подачи газа на запальник от блока магнитного клапана, продуть ее с помощью автомобильного насоса. Бесполезно. Делать нечего – пришлось думать, как снять весь блок горелок, чтобы провести механическую очистку форсунки запальника.

Котел, естественно, обвязан, система заполнена. Доступ снизу – минимальный, так как котел еще стоит и в специальном приямке. Все это поначалу очень пугало – как же провести демонтаж газового узла? Толковых советов не нашёл, но попалась на одном из форумов подсказка – этот узел вращается относительно центральной оси – входной газовой трубы.

Так как не предполагалось сколь-нибудь значительных по масштабу операций, фото на той стадии я не делал. Показанные ниже операции проводились позднее, при повторной разборке котла. Но суть остается той же.

  • Итак, если постараться взглянуть на котел снизу (для первичного обследования «обстановки» поначалу использовал подложенное снизу зеркало) открывается примерно такая картина:

Сам блок горелок смонтирован на донной крышке. Стрелкой поз. 1 показан вход трубы подачи газа на основную горелку. Поз. 2 – это вход трубок запальника и термопары. А весь этот узел, помимо жесткости газовой трубы, удерживается на отбортовке цилиндрического кожуха котла тремя зацепами. Они расположены по краю донной пластины на вершинах правильного треугольника. Синей стрелкой показан один из них, тот, что расположен несколько левее запального окошка.


Второй зацеп – ближе к тыльной части котла слева (если стоять лицом к запальному окну).

Третий – почти что ровно под узлом автоматики, на уровне опускающихся вниз к поддону вертикальных трубок.

Цены на газовые котлы

газовый котел


  • После тщательного осмотра всей донной части, никаких других крепежных или фиксирующих элементов не обнаружил. Значит, должны быть пазы, через которые эти выступы можно вывести из зацепления с отбортовкой кожуха. В итоге оказалось, что паз – всего один, и расположен он в области третьего зацепа (по ходу показа). Чтобы попасть на него, поддон необходимо немного провернуть по часовой стрелке. На иллюстрации направление проворота показано зеленой стрелкой. Кстати, хорошо виден и открывающийся непрокрашенный участок кожуха – видно, как смещается поддон.
  • С принципом крепления разобрался. Но для того, чтобы провернуть поддон и снять блок горелок, естественно, необходимо отсоединить от узла автоматики газовую трубу, трубку запальника и контактную трубку термопары.
  • Первым делом, еще раз проверил, перекрыта ли подача газа из домашней разводки.

  • Затем аккуратно свинтил гайки на штуцерах блока автоматики.

1 – трубка подачи газа на факел запальника. Ключ на 12.

2 – трубка с контактом термопары. Ключ на 12.

3 – труба подачи газа на основную горелку. Ключ на 27.

Паронитовая прокладка на основной газовой трубе снялась. Проверил –состояние отличное. На факельной трубке – прокладка осталась на штуцере тройника, но тоже – видно, что не изношенная, и вполне еще послужит.

  • После разборки этого узла поддон достаточно легко провернулся, и через паз ближний к трубкам держатель вышел из зацепления с кожухом. Теперь, поддерживая поддон снизу, слегка подаем его на себя – и из зацепления вышли и остальные два держателя. Весь узел опускаем на пол, а потом аккуратно достаем между ножками котла наружу.

На фото показан снятый поддон, но еще раз оговорюсь – фото делались позднее, при вторичной разборке котла. В первый раз картина была намного «чище». Далее, по тексту будет понятно, почему на это обращается столько внимания.

  • Проверил состояние основной горелки – она была совершенно чистая, без следов какой-либо деформации. Претензий к ее работе и не возникало.
  • Затем перешел к «виновнику» всей этой затеи – к соплу запального факела. Открутил два винта, удерживающие этот узел (фитиль плюс термопара) в собранном положении. Винты, правда, поначалу сопротивлялись, но после обработки WD-40 все же пошли. Снял коробчатый кожух с запальной горелки, добрался до форсунки.

Сама латунная форсунка была сверху покрыта легким белым налетом (типа накипи), и это очень быстро, без усилий, снялось мелкой наждачкой. Само сопло, да, было подзаросшим, едва «прорисовывалось» даже визуально. Тоже ничего страшного – взял тонкую медную жилку от распущенного кабеля и прочистил отверстие. Для гарантии – еще и продул под давлением насосом со стороны подключения трубки к тройнику блока автоматики. Все задача выполнена!

  • Заодно, пока есть свободный доступ, очень аккуратно наждачкой-«нулёвкой» почистил и изгиб трубочки термопары: там был очень легкий слой окисла – накопилось за период летнего простоя.
  • Произвел аккуратно сборку всех узлов в обратной последовательности. Немного помучался с обратной установкой поддона – но потом приловчился.

Надо сначала поступательно, без перекоса, поднять весь этот блок, чтобы горелка зашла внутрь корпуса, а узел запальника и термопары не цеплялся за отбортовку кожуха. Затем, стоя со стороны труб, слегка подать весь этот узел на себя, дать небольшой наклон вниз, чтобы слегка приподнялся (буквально на пару градусов!) противоположный край поддона. Потом, подавая поддон вперед, следует одновременно надеть два дальних зацепа, чтобы они зашли на отбортовку кожуха. Ближний к себе зацеп направить в вырезанный паз, а когда он войдет в него – весь поддон провернуть против часовой стрелки. Величину этого проворота визуально подскажет положение труб – газовая труба окажется прямо под своим патрубком блока автоматики, как было при разборке.

  • Установил на место все трубки, предварительно проверив наличие и правильность прилегания прокладок. Обтянул ключом гайки на трубе подаче газа и на трубке запальника. Перед обратной установкой трубки термопары очень осторожно, буквально еле касаясь, почистил «нулевкой» контактные площадки. Эту гайку, в соответствии с прочитанными рекомендациями, затягивал не ключом, а от руки, только усилием пальцев.
  • Проверил герметичность соединений – принёс с кухни губку с моющим средством, открыл подачу газа, «промылил» места соединений газовых трубок - все нормально, никаких признаков утечки нет.
  • Попробовал запустить котел. Фитилек загорелся отлично – ровным пламенем, «омывающим» изгиб термопары. Буквально через 15-20 секунд – сработал газовый клапан. Подождал пару минут, потом открыл подачу газа на основную горелку – загорелось ровно, без хлопка. Поэкспериментировал – несколько раз закрывал и открывал подачу на основную горелку: все хорошо – фитиль горит ровно, не гаснет, горелка разжигается так же штатно.

Все, выставил примерно нужный уровень нагрева, закрыл щиток на окошке розжига, и ушел, полный гордости за успешно проделанную работу.

Тогда я еще не знал, что мои «приключения» только начинаются!

Узнайте, изучив основные критерии оценки, в специальной статье нашего портала.

Неожиданная проблема

Несколько дней работа котла не вызывала никаких нареканий – он не затухал, система отопления работала хорошо. Однако прошло около недели, и мне показалось, что в котельной появился ранее несвойственный ей запах – это не запах газа в чистом виде, а скорее «аромат» сгоревшего газа. Кроме того, начало складываться впечатление, что, по ощущениям домашних, тепла стало недоставать.

Пару раз котел погас ночью – безо всяких видимых причин. Ну а дальше – больше. Спустя примерно неделю, я, зайдя в котельную, увидел жутковатую картину – пламя горелки пытается «выбраться» через закрытое щитком окошко розжига. Достаточно большой участок металлического кожуха над окном раскалился почти докрасна, краска на нем полностью, до «чистого» металла обгорела.


Естественно, котел был сразу же потушен. После того как он остыл, я попробовал, в качестве эксперимента, провести розжиг. Фитиль работает нормально, автоматика тоже срабатывает хорошо. Но когда разжигается основная горелка, то, во-первых, пламя имеет выраженные оранжевые концы языков пламени. А во-вторых – «корона» пламени направлена не полностью вверх, а стремится еще и в просвет между теплообменником и внешним кожухом котла.

Понятно - это явный признак того, что внутри котла поток горячих газов встречает какое-то сопротивление, одним словом – каналы заросли сажей. Сажа везде, даже на обводе запального окошка – никогда ранее не было, чтобы я как-то пачкал руки при розжиге, а сейчас на пальцах появляются черные пятна, кстати, очень трудно смываемые даже теплой водой с мылом.

Но остается не выясненным вопрос – почему? Ведь за столько лет с подобной проблемой сталкиваться не приходилось никогда.

Полез вновь по форумам – искать причину. И на одном из них наткнулся на дельный совет – такая картина свойственна неполному сгоранию газа, без подачи дополнительного воздуха. Стал плотнее разбираться с конструкцией своего котла, и выявил то, на что просто не обратил ранее внимания. Это – хомутообразная заслонка на входе газовой трубы в котел, снизу, прямо у поддона. Там на трубе имеются два диаметрально-противоположно расположенных отверстия, которые и прикрывает эта заслонка.


Побежал проверять: так и есть – заслонка практически полностью перекрывает оба отверстия. Слабое знание «матчасти» привело к тому, что я на этот нюанс совершенно не обратил внимания. А в процессе разборки блока горелок, по всей видимости, случайно переместил эту заслонку в положение, при котором доступ воздуха был перекрыт.

Попробовал открыть эти окошки и провести розжиг котла – да, пламя тут же изменило цвет и стало более ровным. Но «корона», естественно, все так же стремится в пространство между кожухом и теплообменником, то есть от очистки котла найденная причина меня никак не избавляет.

Проведение чистки котла

Понятно, что для проведения чистки мне необходимо вновь выполнить разборку – так же демонтировать блок горелок, и плюс к этому – снять верхнюю крышку котла.

  • Пришлось несколько помучаться со снятием зонта, переходящего в металлическую часть дымохода. Дело в том, что сам в котельной – кирпичный, коренного типа, установлен на фундаменте, и в него вмурованы две трубы – от котла и, выше, от газовой колонки.


Трубу котла вмуровывал сам, сделал это в свое время качественно, и «сидит» она очень плотно. Пришлось приложить усилия, чтобы добиться небольшого люфта. Но в итоге получилось – удалось приподнять ее настолько, чтобы хватило просвета для снятия с трубы зонта. Картина открылась весьма колоритная.


Уж под самим зонтом видны залежи сажи. А если посмотреть на зонт снизу, то на полусферическом рассекателе–сборнике конденсата – мягкий рыхлый слой сажи толщиной под 10 миллиметров.



  • Чтобы снять верхнюю крышку котла, необходимо для начала отсоединить и демонтировать датчик тяги. Он удерживается на крышке пластинками, которые прикручены двумя саморезами (на иллюстрации выше – показаны синими стрелками). Но сколько я не крутил эти саморезы – они проворачивались на месте, не страгиваясь вверх ни на миллиметр. В конце концов, плюнул на это дело – решил снимать крышку вместе с датчиком. Для этого вначале ключом на 14 отвернул гайку соединения трубки с тройником блока автоматики.

Сразу проверил паронитовую прокладку – «живая», осталась на месте, и поэтому решил ее не тревожить.


  • Дальше, казалось бы, все просто – крышка зафиксирована на кожухе котла тремя саморезами.

Саморез, который расположен на фасадной стороне котла, вышел достаточно легко.

А вот два других – оказали «яростное сопротивление». Они попросту не желали страгиваться с места. Не помогали ни мощные отвёртки, ни обработка WD-40, ни простукивание – стоят неподвижно.


В конце концов, начали «зализываться» прорези под отвёртку – но все с тем же нулевым результатом. Выход напрашивался один – срезать головки саморезов шлифмашинкой, благо, они сделаны не «под потай».

Цены на саморезы

саморезы


Ничего страшного – срезал очень аккуратно. Забегая вперед, скажу, что впоследствии заменил эти крепления на кровельные саморезы с головкой-шестигранником – на случай будущих чисток котла. Держит даже лучше, и выкрутить – никакой проблемы не составит.

  • Крышка сидела плотно, и пришлось даже несколько простучать ее снизу – уперев деревянный брусочек в нижнюю кромку. После этого она ровненько снялась.

На тыльной стороне крышки хорошо заметны следы, которые остались из-за неправильного прохождения продуктов сгорания. Они отыскали себе путь между теплообменником и кожухом котла, далее сходясь к центральному отверстию дымохода.


Естественно, говорить о какой-то эффективности работы котла в такой ситуации не приходится – он скорее грел помещение котельной, чем отдавал тепло в систему. Про безопасность подобного функционирования лучше вообще промолчать.

  • Водяной теплообменник котла сверху прикрыт своей крышкой. Она зафиксирована и плотно прижата к нему с помощью специальных креплений – металлических клиньев (на иллюстрации сверху они показаны желтыми стрелками). Снимаются эти фиксаторы – очень легко.

Думал, что они пружинные – ничего подобного. Эти клинья сделаны из обычной мягкой стали, а их усики изогнуты по тому же принципу, что и обычные шплинты. Они легко сводятся к центру, а затем клин вынимается из прорези.


  • Таким же образом убрал все стопора, а затем снял крышку. И ужаснулся…

Этот небольшой просвет между теплообменником и крышкой, в котором потоки газа от трех каналов должны объединяться в один центральный для выхода в дымоход, плотно забит сажей.

  • Теперь необходимо из каналов теплообменника достать вставки-турбулизаторы газового потока. Они без особого сопротивления поддались вверх, когда подцепил их плоскогубцами.

Картина получилась даже хуже, чем я мог себе представить – слой сажного нагара на лопастях турбулизаторов впечатляет своей толщиной!


Заодно сразу смотрю, в каком состоянии эти вертикальные цилиндрические каналы. Картина соответствующая…


Естественно, что если даже «вывести за скобки» проблемы тяги, ни о какой эффективности работы котла при столь заросшем снаружи теплообменнике и речи не идет.

  • Далее, снял поддон котла с блоком горелок – как выполняется эта операция, я уже рассказывал выше.

  • Все, можно переходить непосредственно к чистке всех узлов. Для этой операции в хозяйственном магазине была приобретена обычная пластиковая щётка для бутылок – она пойдет для вертикальных каналов. Подвязал ее изолентой к деревянной рейке, чтобы пройти каналы по всей их высоте.

Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая 🙂

А для чистки остальных деталей и поверхностей приобрел плоскую щетку с мягким латунным ворсом.


  • Прочистку начинаю с верхней плоскости теплообменника – счищаю и сметаю вниз весь сажный нагар. Получилось так, как показано на иллюстрации выше.
  • Затем перехожу к прочистке каналов. Сажа от стенок отходит достаточно легко – еще не успела «задубеть». Характерно, что она очень маслянистая.


  • После очистки самого котла, перехожу к снятым деталям и узлам. Чтобы не разводить лишнюю грязь в помещении котельной, переношу все это действо во двор.





Сама горелка и в этот раз чистая, если не считать той сажи, что нападала сверху – она легко смахнулась щеткой. Заодно сразу слегка подчищаю «нулевкой» трубочку термопары – это не помешает.


  • После завершения операции чистки, перехожу к обратной сборке котла. Вначале установил на место блок горелок – об этом уже рассказывалось выше. Сразу скоммутировал все трубки, проверил прокладки и затянул гайки.

И вот здесь сразу заострил свое внимание на положение задвижки воздушного канала. При чистке я этот хомут снял с трубы (не знаю, правда, зачем), но при обратной установке оказалось, что он изготовлен из мягкой стали, и никакими пружинящими качествами не обладает. После установки он стал болтаться и просто соскальзывать вниз. Пришлось сделать небольшое усовершенствование – просверлить в «ушах» отверстия, и после надевания заслонки чуть стянуть ее длинным винтом М5. Получилось нормально – теперь хомут надежно удерживается в заданном положении, но и переместить его – не составляет особого труда.


На иллюстрации показано, что отверстия для подачи воздуха открыты наполовину.

  • Следующий шаг – ставлю на место турбулизаторы.

Установка турбулизаторов – очень проста, и ошибиться здесь просто невозможно – они вставляются в каналы и удерживаются в них за счет расположенного сверху уширения центральной металлической пластины. Вставляю их так, чтобы эта пластина была сориентирована по радиусу цилиндрического теплообменника, то есть лопасти при этом расположатся примерно по касательной к окружности.



  • Следующий шаг – ставлю на место крышку теплообменника. Проушины для фиксаторов вошли в прорези крышки.

Вставляю в прорези проушин металлические шплинты-клинья, и слегка подбиваю их с тыльной части – чтобы крышка максимально плотно прилегла к теплообменнику. После этого плоскогубцами развожу усики – всё, крышка надежно закреплена.


  • Далее, устанавливаю на место верхнюю крышку котла. Сориентироваться с ее правильным положением помогают отверстия от единственного вышедшего нормально самореза. В моем случае датчик тяги не снимался – он уже стоит на месте, и остается только подсоединить его трубку к тройнику и затянуть гайку.

  • Завершаю сборку установкой колпака. Подсовываю его под трубу, надеваю на ее раструб (заходит очень плотно), и затем аккуратно устанавливаю на место. Три выступа на колпаке должны попасть в соответствующие отверстия крышки котла, и при этом вырезанное полукруглое окошко разместится над проходящей трубкой термодатчика.

  • Естественно, после этого были проверены все соединения на герметичность.
  • Перехожу к долгожданному моменту – к запуску котла. Фитилек загорелся сразу, и уже через секунд 15 сработал магнитный клапан. Пока все хорошо.

Открываю подачу газа – горелка зажигается легко, огонь горит ровной короной, с одинаковой высотой языков пламени, и смотрят они не в стороны, а направлены выраженно вверх, что и требовалось доказать!


  • Попробовал «поиграть» с воздушной заслонкой. В итоге пришлось ее приоткрыть еще немного – добился ровного голубого пламени, практически без примесей красных или оранжевых оттенков. Экспериментальное перекрытие и подача газа (моделирование выключений и пусков котла) прошло успешно – факел запальника устойчив, и горелка загорается сразу и практически бесшумно.

С тех пор прошло уже две недели – каких-либо нареканий на работу котла не было! Впереди зима, и, надеюсь, что никаких неприятных сюрпризов система отопления нам не преподнесёт.

А для себя решил следующее:

  • Внимательнее относиться к мелочам любой конструкции – все имеет свое предназначение, и непродуманные действия способны привести к нештатным ситуациям.
  • Процесс чистки освоен, он не столь сложен, так что буду проводить его регулярно – перед началом каждого отопительного сезона, хотя бы для профилактики.

Узнайте, как произвести , изучив требования обязательные к соблюдению, в специальной статье нашего портала.

Автор отдает себе отчет, что подобные работы, вообще-то, должны проводиться соответствующими специалистами. Поэтому эту статью необходимо расценивать не в качестве руководства к действию, а только как повествование о случившемся – о том, как одна совсем небольшая ошибка, невнимательность, привела к серьезным проблемам и потребовала их срочного устранения. Надеюсь, что полученная информация кому-то покажется полезной.

Напольные газовые котлы АОГВ-6,9;-9,3;-12,5 от компании «Термолюкс» уже много лет отапливают дома по всей России. Доступная цена и простота конструкции сделали эту марку достаточно популярной у многих покупателей с невысоким достатком.

Сегодня мы подробно рассмотрим модельный ряд и технические характеристики котлов фирмы «Термолюкс» российского производства на основе инструкции по эксплуатации (паспорта) данного отопительного газового напольного оборудования. Разберем устройство и автоматику аппарата по фото-схемам, цены, настройку, а также все неисправности при работе газового котла АОГВ, методы их устранения и ремонт.

Модельный ряд

Газовые котлы «Термолюкс» производят в городе Таганрог Ростовской области. На рынке мы можем встретить несколько модификаций . Аппараты выпускаются как одноконтурные, так и двухконтурные — для подогрева проточной воды, способные работать не только на природном, но и баллонном газе. Какие же модели котлов производит компания? А их несколько.

Газовые напольные котлы «Термолюкс»


Одноконтурные напольные газовые котлы АОГВ для отопления:

— АОГВ 6,9;
— АОГВ 9,3;
— АОГВ 11,6;
— АОГВ 12,5;
— АОГВ 15;
— АОГВ 20.

Цифры в названии конкретной модели аппарата обозначают номинальную мощность котла, она может быть от 6,9 кВт до 20 кВт. Котлы «Термолюкс» могут отопить частный дом или производственное помещение общей площадью до 200 м2. Наиболее популярными, судя по отзывам покупателей, стали модели АОГВ-6,9 и АОГВ-9,3, рассчитанные на небольшой дом площадью 50-80 м2.

Двухконтурные газовые котлы АКГВ для отопления и горячего водоснабжения:

— АКГВ 12,5;
— АКГВ 15;
— АКГВ 20.

Эти модели имеют встроенный стальной теплообменник для получения горячей воды для хозяйственных нужд. Правда, учитывая небольшую мощность котлов, производительность проточной воды будет совсем небольшая: 4-7 литров в минуту. Но и этого обычно хватает для кухонных потребностей, например, мытья рук или посуды.

Устройство газового котла АОГВ 6,9 и 9,3: автоматика

Как и большинство напольных газовых аппаратов, котлы АОГВ «Термолюкс» состоят из теплообменника, в котором нагревается теплоноситель, основной и запальной газовой горелки, автоматики и дымоотводящего устройства. Давайте подробнее рассмотрим по схеме внутренние особенности таганрогского аппарата:

1 — теплообменник для нагрева воды;
2 — газовый кран;
3 — терморегулятор для автоматичесого поддержания нужной температуры теплоносителя;
4 — термометр;
5 — дверца;
6 — фронтальный щиток.
7 — термодатчик с фиксирующим винтом;
8 — узел крепления рычага;
9 — заслонка;
10 — запальная горелка;
11 — рычаг;
12 — клапан с кнопкой;
13 — воздушная заслонка;
14 — регулятор подачи воздуха;
15 — стабилизатор тяги;
16 — газораспределитель.

Автоматика газового котла АОГВ «Термолюкс»


Настройка газового котла АОГВ: инструкция для пользователя

1. Отрегулируйте тягу в дымоходе при помощи воздушной заслонки.
2. Откройте заслонку, нажмите на кнопку клапана и зажгите запальник поднеся к нему зажженную спичку.
3. Удерживайте кнопку пока рычаг не отойдет на треть его диаметра.
4. Откройте газовый кран для переброса пламени на основную горелку.
5. Воздушной заслонкой и регулятором воздуха отрегулируйте подачу воздуха в котел.

При соблюдении этих правил, пламя на основной горелке должно быть сине-голубого цвета, устойчивым и непрерывным. Не должны присутствовать при работе котла хлопки, шипение и образование копоти. Периодически рекомендуется контролировать процесс горения газа и тяги в дымоходе.

Терморегулятор автоматически поддерживает заданную температуру в отопительном контуре котла, плавно изменяя объем подачи газа к основной горелке. Для изменения температуры необходимо поворачивать регулировочный винт в одну или другую стороны, но не более, чем на половину его оборота. Температуру можно периодически сверять по показаниям термометра, расположенного в котле.

При достижении выставленной температуры, клапан терморегулятора плавно закрывается, переводя работу газовой горелки в режим «малое пламя» пониженной мощности. В случае изменения температуры, терморегулятор автоматически отрегулирует подачу газа на горелку, обеспечив постоянную температуру нагрева воды в контуре отопления.

Если площадь отапливаемого помещения очень небольшая, терморегулятор может полностью перекрыть подачу газа к основной горелке, при этом запальник будет гореть всегда.

Технические характеристики газовых котлов АОГВ «Термолюкс»

Котел АОГВ «Термолюкс»: технические характеристики


Преимущества газового котла АОГВ «Термолюкс» :

— простота конструкции;
— невысокая цена на котел (от 12000 рублей) и на запчасти;
— минимальный диаметр дымохода на моделях АОГВ-6,9 и АОГВ-9,3 равен всего 100 мм;
— компактность.

Недостатки газовых котлов АОГВ «Термолюкс» :

— устаревшая автоматика;
— качество материалов и комплектующих;
— отсутствие в ассортименте котлов аппаратов большой мощности.

Неисправности газовых котлов АОГВ-6,9;-9,3;-12,5 и методы их устранения

1. Гаснет или отключается основная газовая горелка.

В трубе дымохода недостаточное разрежение или он забился, что потребует его прочистки. Проверьте также настройку терморегулятора, возможно потребуется его ремонт или замена.

2. Чувствуется запах газа.

Проверьте резьбовые соединения путем их обмыливания, возможно также потребуется замена прокладок.

3. Рычаг не сходит с кноки клапана.

Настройте положения этого рычага винтом узла его крепления. Проверьте термодатчик на деформацию.

Газовые котлы АОГВ-6,9;-9,3;-12,5


4. Котел плохо греет воду, недостаточная температура теплоносителя.

Выполните правильную настройку терморегулятора путем вращения регулировочного винта.

5. Длинное пламя оранжевого цвета на основной горелке.

Отрегулируйте заслонками подачу первичного и вторичного воздуха к основной горелке. Необходимо также проверить тягу в дымоходе.

6. Плохая циркуляция теплоносителя: вода в котле горячая, а батареи холодные.

Добавьте в систему теплоноситель, возможно его количество недостаточное.

7. Основная горелка шипит.

Избыточная тяга в дымоходе или избыток подачи воздуха. Произведите регулировку воздушных заслонок.

8. Вода в котле закипает.

При малой площади помещения не полностью потребляется мощность котла. Полностью откройте воздушную заслонку и тяги.

9. Котел самопроизвольно отключается.

Нет подачи газа к горелке. Выполните повторный розжиг горелки. Смотрим видео.

Газовые котлы АОГВ-6,9;-9,3;-12,5 «Термолюкс» отзывы покупателей имеют разные. Эти аппараты больше ориентированы для неприхотливого потребителя, желающего купить отопительный аппарат минимальным набором функций за небольшие деньги. Мы рассмотрели основные технические характеристики и внутреннее устройство котлов АОГВ по инструкции по эксплуатации, модельный ряд, а также их неисправности и способы устранения этих проблем.