Понятие апперцепции в психологии. Апперцепция: определение и значение термина

АППЕРЦЕПЦИЯ - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем‑то. В гештальт‑психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:

1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;

2) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к + perceptio - восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов ) его текущей деятельности , от личностных особенностей (чувств , аттитюдов и т. д.).

Термин «А.» ввел в науку Г . Лейбниц . Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания . В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И . Кант , И . Гербарт , В . Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания . Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия , зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез . Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д . Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Часть третья, заключительная

Б. М. Бим-Бад

Логический анализ явлений и трактовок апперцепции

Из рассмотрения истории интересующей нас категории видно, что в качестве термина апперцепция многозначна, она наполнялась различным содержанием в рамках отдельных направлений, школ, течений теоретической и экспериментальной психолого-педагогической науки. И каждая трактовка этой категории, каждая модификация ее значения имеет отношение к воспитательно-образовательной теории и практике.

Переходя от исторического к логическому анализу, подчеркнем, что на протяжении всей истории научного изучения апперцепции она понималась и понимается ныне как нечто, дополняющее перцепцию, примешивающееся к восприятию и перцепту (объекту и результату восприятия), и потому имеющее по сравнению с восприятием свои особые свойства.

Апперцепция и перцепция . В своем подавляющем большинстве ученые склонны трактовать апперцепцию как предпосылку и процесс восприятия как такового.

В современной психологии апперцепция обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержа-ния психической деятельности человека и его личностных и инди-видуальных особенностей. В современной психологии под апперцепцией понимается процесс , в ходе которого которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося "тезауруса" личности. Определяя собой влияние прошлого опыта на настоящее восприятие, апперцепция тем самым сильно влияет и на будущее .

Наконец, важно подчеркнуть, что апперцептивные массы амбивалентны. Они только вероятностно детерминируют восприятие и самосознание.

Итак , апперцепция – и процесс, и продукт, и качество человеческого познания. Именно апперцепция объясняет, каковы источники и надежность человеческого знания; как человек воспринимает внешнюю и внутреннюю информацию и как это восприятие влияет на его поведение; как человек изучает мир, насколько адекватно; существуют ли врожденные идеи ли весь опыт происходит от контакта с внешним миром, опосредстсвованным органами чувств; каково соотношение между врожденными факторами и результатами научения в процессах восприятия.

Прикладное значение знаний об апперцепции для педагогической практики

В широком смысле проблема апперцепция – основная проблема педагогики, в узком смысле это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: апперцепция выступает в качестве одной из важнейших причин индивидуальных различий. Среди этих проблем находятся вопросы накопления опыта, научения, понимания, интерпретации, содержания и характера воображения и фантазий. Избирательность внимания и памяти. Система отношений к людям, институтам и социуму. Диагностика нормы и отклонений от нормы в областях характерологии, ценностных ориентаций и т. д.

Как и все другие кардинальные концепты воспитания, образования и обучения, апперцепция непосредственно и опосредствованно вовлечена во все их важнейшие закономерности, процессы, явления и факты. И педагогические изыскания в известной мере сводятся к изучению апперцепции и апперцептивных образований.

Значение для практических воспитательно-образовательных процессов закона (аксиомы) апперцепции также расширяется: он требует не только согласования обучения с непосредственной средой, но и с коллективным содержанием.

Воспитание. Закон золотого совпадения согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедея-тель-ности воспи-танников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принуди-тельное управле-ние развитием ре-бенка без вклю-чения в него са-моуправления воспитуемых или бесполезно или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмеша-тельства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого.

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Со-блюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспи-туе-мыми. Без принятия уча-щимся активного участия в воспитательном процессе нау-чить его ничему невозможно. Педа-гог помогает питомцам при-своить куль-туру, но он не в состоя-нии делать этого за них, вместо них. Растущий чело-век задыхается и хи-реет, когда ему не дают простора для саморазвития, са-мосовершенст-вова-ния.

Закон апперцептивной последовательности воспитания гласит: все самое лучшее как можно раньше (но не все с самого начала!), ибо последующее зависит от предшест-вующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые". (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И, вообще, образцы всего качественного чувств, мысли, дела, слова, поступков, образа и стиля жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Но ум не только форма и не только содержание способностей и зна-ний, а синтез того и другого. Функционирование ума возможно только как непрерывное слияние его формальных компонентов с содержанием апперцепции.

Роль опыта . Влияние индивидуального опыта на становление и развитие ума весьма велико. Человеческий опыт накапливается главным образом благодаря апперцепции. Этот закон объясняет, почему так важны процессы накопления, переструктурирования опыта решения задач и жи-тейских, и познавательных.

Для педагогики это означает необходимость сугубого внимания к содер-жанию апперцепции в связи с изменениями личного опыта. Рост и изменения в содержании апперцепция как интериоризованного тезауруса личности зависят от конкретных условий окружающей культурной среды.

Установка и направленность личности . Один из важнейших результа-тов системы апперцепций установка. Это готовность человека к совер-шению действия, которое может удовлетворить те или иные его потребно-сти.

И это направленность личности, которая зависит от содержания и струк-туры всего предшествующего опыта.

Казалось бы, одни и те же условия жизни и быта или все происходящее в классной комнате, одинаковы для всех ребят, но действие на каждого они оказывают разное. Разное потому, что различны установки детей.

Возникает парадоксальная ситуация: стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опираясь на уже имеющуюся потреб-ность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности лич-ности. Общая направленность личности может изменяться только по мере появления в ней новых и новых потребностей.

Казалось бы, замкнутый круг. Но многочисленные эксперименты пси-хологов, прежде всего школы Д.Н. Узнадзе (18861950), показывают, что этот круг можно прорвать.

Установку есть возможность создавать, организовывать, обеспечивать. Это и есть важнейшая задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер всего предшествующего опыта данного человека. Всю накопленную и сохраненную им апперцептивную массу впечатлений.

Издавна известно, что ум с сердцем не в ладу, что логические решения противоречат подчас влечениям и желаниям. "Жизнь сердца" это апперцептивно продолженные восприятия, идущие из детства. Это страхи, пристрастия, оценки, установки, ценности. При рассогласовании этого "до-разума" с постепенно созревающим разумом получается, как у героя Ф.М. Достоевского: "Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красо-той".

Проблема цели воспитания тесно связана и с апперцепцией ценностей. Постепенно становящихся в человеческом сознании и в подсознании тоже, в системе чувств, эмоций, непосредственных реакций и предвосхищений жизненных ситуаций, которые в человеке складываются и по очень сложным процентам изменяются по мере приобретения им жизненного опыта. На самом деле ценности и оценки в огромной степени руководят поведением людей.

На фундаменте трансцендентальной апперцепции надстраивается личная (эмпирическая, чувственная, индивидуальная) апперцепция. Но если она останется только личной , то человек обречен на непонимание других и другими.

Апперцепционность индивида означает его отъединенность от других, преодолевать которую способен только разум, общий всем и наделенный способностью постигать общее для всех.

Необходимость диалога в приближении к истине вообще, и в образовании тоже – следствие неизбежной апперцепции. Ибо преодолеть субъективность всерьез можно только с помощью диалога.

Стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опи-раясь на уже имеющуюся потребность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности личности. Общая направленность личности мо-жет изменяться единственно по мере появления в ней новых и новых по-требностей. Казалось бы, возникает замкнутый круг. Однако многочисленные эксперименты показывают, что этот круг можно разорвать, поскольку установку есть возможность создавать, организовы-вать, обеспечивать. Это и есть задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер предшествующего опыта данного человека.

Диагностика, профилактика, прогноз, сама терапия для своего правильного выстраивания нуждаются в знании о системах апперцепций данного индивида.

Вот почему необходимо изучать апперцепции воспитанников с помощью тематических и иных апперцептивных тестов.

Обучение. Восприятие учебного материала учащимися зависит не только от особенностей его преподнесения учителем, но и специфики реципиента, от характера его апперцепции в данный момент. Начинать введение нового учебного материала можно только предварительно выяснив имеющиеся представления у членов группы и осторожно, если нужно, скорретиктировав их с помощью эвристической беседы.

Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между апперцепцией и подсознательным с помощью апперцепции. Апперцептивная теория экспериментально обоснована Жаном Пиаже. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.

Апперцепционность учащегося требует начинать любое обучение с того, что ему близко, интересно и важно. Новый материал может контрастировать с привычным, но и в самом контрасте отталкиваться от известного. Например, чтобы ввести понятие вигвама, надобно связать его с известными детям типами укрытий от непогоды, дома, шалаша. Иногда полезно столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым.

Выработка навыков, тренаж полезны в тех случаях, когда речь идет о достижении мастерства, притом осознанном и добровольном достижении мастерства. Конечно, гештальтисты правы, когда выступают за комплексное обучение на его ранних ступенях. Это объясняется целостным характером восприятия.

В. Ф. Одоевский совершенно правильно замечал, что ребенку не нужна лошадь по частям, ему нужна целая лошадь. Но важно и необходимо дополняющее движение от элемента к целому. Да, лошадь необходима целиком как нечто существующее, но одновременно для развития умственных сил растущего человека важно и понимание исторического происхождения лошади, т. е. ее развития из зародыша, ее становления, роста ее качеств и свойств.

В. В. Давыдов оправданно требовал начинать обучение с категорий, с апперцепирования категорий: тогда весьма облегчается эмпирическая апперцепция.

Закон апперцепции обязывает воспи-тателя при-вя-зывать содержа-ние усваиваемой культуры к налич-ному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвое-нию информации, смысл и личностное значение которой усколь-зает от их чувств и апперцепция.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Новый материал может контрастировать с привычным, но и в самом контрасте отталкиваться от известного. Например, чтобы ввести понятие вигвама, надобно связать его с известными детям типами укрытий от непогоды, дома, шалаша. Иногда полезно столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

И система повторения учебного материала нуждается в учете содержания апперцепции, а – не только кривой забывания Германа Эббингауза.

Апперцепция состоит в сочетании и слиянии прошлого с настоящим значит, как предварительная ступень, для нее необходимо оживление соответствующих частей прошлого. Новый материал должен связываться в душе с тем материалом, который может быть с ним сопоставлен.

"Обволакивание" нового материала элементами прошлого фиксирует и подчеркивает те вехи, ступени, по которым можно идти к познанию предмета.

Например, слушая лекции, мы, как принято говорить, входим в мир идей, сообщаемых нам в первый раз профессором; мы слушаем, совсем не будучи знакомы с материалом, предлагаемым нам, но мы не только его усваиваем, но иногда даже можем прозревать нить мысли вперед. Конечно, мы понимаем и усваиваем это с помощью учителя. Это явление совершенно аналогично воодушевлению ребенка, способного в присутствии матери совершить то, что без нее было бы для него совершенно немыслимо. Присутствие старшего учителя, матери страхует от трудностей, дает силы, как бы сообщает тот апперцепирующий материал, которого нам не хватает.

Мы в присутствии авторитета способны пробраться туда, куда без него бы, конечно, не дошли: для этого у нас не оказалось бы своих данных. Мы берем как бы напрокат не наши силы. Это не одно только пребывание с авторитетом но пользование им. Именно потому можно условно назвать это "переносом" апперцепции : мы апперцепируем с помощью того, чем обладает учитель. Присутствие авторитета, дающее опору и чувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Оно обогащает ученика тем, чего у него не имеется. Если устранить учителя, то все вдохновение пропадет. Это явление объясняет творческое значение авторитета в школе, оно поднимает детей с их уровня на более высокий, оно вызывает развитие, создает творческий скачок вперед." (В. В. Зеньковский).

Метод, примененный Коменским и заключающийся в изучении сразу всего целого, с большим и большим углублением в это целое в течение последующих лет и постепенным усвоением в нем подробностей, можно было бы назвать принципом концентрических кругов. При этом самый низший круг отличается наименьшей величиной, каждый последующий больше предыдущего, и весь ряд этих ступеней идейного характера построен по схеме, которую представляет волчок или точнее опрокинутый на вершину прямой конус (в математическом смысле).

Например, с центральной личностью Христа могут близко познакомиться даже маленькие дети, а ветхозаветные личности заслуживают внимания и на высшей ступени. Между тем обыкновенно ученики знакомятся с личностью Христа только во вторую половину школы; о ветхозаветных же личностях сохраняется детское представление, соответствующее тому, как они были восприняты. (Пауль Барт).

Неизбежность расхождения в реакциях, различий в восприятии между взрослыми и детьми . Учитель подчас ждет реакции детей, похожей на его собственную реакцию. Но опыт взрослых людей и опыт наших воспитанников заведомо разнится. Разнится по содержанию, по объему, по качеству, по структуре. Именно он определяет собой характер и степень реакции и сам характер и степень восприятия. Потому что человек в своем восприятии активен и эта активность сама зависит от содержания его апперцепций.

©Борис Михайлович Бим-Бад, 2007.

Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: "зеленый маленький кружок", "большой красный треугольник". При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого - о цирке или кастрюле. Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности. Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка. На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и - возможно - даже назвать его, соотнеся с определенным понятием. При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях. Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий: 1) выделение комплекса стимулов из потока информации, 2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, 3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект, 4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы), 5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией, 6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это "человек-женщина", то могут быть добавлены индивидуальные особенности: "молодая", "красивая", "одетая в платье", "интеллигентного вида").

лат. ad-к, per ceptio - восприятие) - зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АППЕРЦЕПЦИЯ

от лат. ad-к и perceptio- восприятие)- понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Т. о., следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...» (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1. M., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились... во мнении о смертности душ».

И. Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы Обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознания» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всем человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «...Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету... то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137-138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т. е. объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В 19-20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования Д. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью -закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т.п.), во втором-психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта - мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Лит.: Ивановский В. К. вопросу об апперцепции. - «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1); Теплое S. M. Психология. M., 1951.

Отличное определение

Неполное определение ↓


апперцепция
(от лат. ad - к, perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта , от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем , трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. - универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания , современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида , обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений , образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния ({{}}эмоции , экспектации , установки и т. п.).
-
Петровский Артур Владимирович

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .


апперцепция
- свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:
1 ) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;
2 ) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


апперцепция
Этимология. Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.
Автор. Г.Лейбниц.
Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.
Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.
После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .


АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. ad - к + perceptio - восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов ) его текущей деятельности , от личностных особенностей (чувств , аттитюдов и т. д.).
Термин «А.» ввел в науку Г . Лейбниц . Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания . В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И . Кант , И . Гербарт , В . Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания . Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.
Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия , зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез . Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д . Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .


апперцепция
АППЕРЦЕПЦИЯ (с. 57) (от лат. ad - как + perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «апперцепция» введен Г.В.Лейбницем. И.Ф.Гербарт считал, что всякое новое представление осознается и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, которые он назвал апперцепцирующей массой. Сам же процесс соединения и есть апперцепция. Именно апперцепция определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гербартом понимание апперцепции явилось теоретической основой его педагогического учения о принципах и приемах усвоения знаний. Учение Гербарта об апперцепции применительно к педагогике использовалось У.Джемсом, П.Ф.Каптеревым. Понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии благодаря работам В.Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от апперцепции сложные деятельности сознания - внимание, мышление, а также волевые процессы.
Современная психология сохраняет название апперцепции для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психическом процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, профессиональной принадлежности, социального опыта. Сущест вуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творческий процесс познания, в котором отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности.

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .


Синонимы :
    восприятие