Откуда появился термин «социализм»? Сущность социализма и его основные черты

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма?

Вконтакте

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства . В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты - это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

  1. Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему . Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
  2. Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для .
  3. Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления .
  4. Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
  5. Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
  6. Националистический – более известный как , который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей . Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
  7. Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.

Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от , где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом .

Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.

Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.

Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.

Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
  2. Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами , чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
  3. Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
  4. Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения . И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.

Внимание ! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.

Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.

Современные государства

Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:

  • Вьетнам;
  • Китайская народная республика;
  • Непал;
  • Корейская народная республика;
  • Куба.

Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Индии;
  • Португалии;
  • Боливии;
  • Венесуэлы.

Политические идеологии

Социализм и капитализм. Что такое равенство?

Вывод

Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.


Понятие «социализм» - существует в двух значениях: во- первых, как идеология, система взглядов на общество, и, во-вто- рых, как обусловленная объективным процессом исторического развития общественно-экономическая система. Даже те, кто отрицают социализм как общественную систему, вынуждены признать существование социалистической идеологии как совокупности идей о социальной справедливости, социальном равенстве, товарищеском отношении между людьми.
Идеи возникают в сознании на основе реальности бытия. Соответственно, общественная идеология рождается на базе общественного бытия. При этом идеи возникают, как правило, значительно раньше, чем возникает соответствующая общественная система, и являются важным фактором становления общественной системы. Так, идеология либерализма, представляющая собой идеологию капиталистической общественной системы, ставящая личность над обществом, возникла гораздо раньше, чем появилась общественная система капитализма, и умрет, по-види
мому, позднее его. Точно так же социалистические идеи возникли задолго до социалистической общественной системы. Своими корнями социалистическая идеология уходит в эпоху возникновения христианства, и в особенности православия, в эпоху гуманистических идей Возрождения. Эта идеология нашла свое отражение в трудах социалистов-утопистов и лишь по мере созревания реальных условий воплотилась в марксистско-ленинской теории научного социализма и коммунизма.
Марксизм-ленинизм, являющийся наукой об общих законах природы и общества, впитал в себя все самое ценное, что было создано человеческой мыслью за многие века. Вместе с тем он представляет собой социалистическую идеологию, воплотившую в себе многовековую мечту миллионов людей о справедливом устройстве человеческого общества. Социалистическая идеология играет огромную роль в процессе перехода от исчерпавшей себя общественно-экономической формации капитализма к новой посткапитали- стической формации.
Признавая важнейшее значение социалистической идеологии, следует подчеркнуть, что социализм становится реальностью прежде всего под воздействием материальных факторов. Действительно, происходящее в процессе развития производительных сил углубление разделения труда объективно требует все более широкой кооперации труда не только в рамках отдельных предприятий, но и в рамках всего общества. Производительные силы общества независимо от воли и сознания людей начинают складываться в целостный народно-хозяйственный комплекс. В этих условиях капиталистическая система общественных отношений, основанная на частной собственности, конкуренции и рыночных механизмах регулирования, постепенно превращается во все более мощный тормоз развития производительных сил. Возникает объективная необходимость перехода к качественно новой системе общественных отношений, к новой общественно-экономической формации.
Положение марксизма об общественно-экономических формациях - одна из главных его идей, создающих основу научного подхода к анализу общественных процессов. Как известно, общественно-экономическая формация определяется прежде всего способом производства, который, в свою очередь, зависит от характера про
изводительных сил и типа производственных отношений. Применяя такой подход к анализу человеческой истории, классики марксизма выделяли первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй как последовательные ступени развития цивилизации. Именно такой подход позволил научно доказать историческую неизбежность перехода от капитализма к качественно новой формации, которая в марксистской теории получила название коммунизм.
Буржуазная общественная наука, включая ее нынешних российских приверженцев, отрицает формационный подход к анализу общественных явлений, подменяя его так называемым цивилизационным подходом, выделяющим в человеческом обществе типы цивилизаций по этнокультурному признаку. Такая подмена обусловлена не только апологетическими мотивами, стремлением затушевать классовый характер общественных процессов. Она связана с типичным для буржуазной общественной науки позитивистским подходом, концентрирующим внимание лишь на внешних проявлениях общественных процессов и не пытающимся проникнуть в их сущностную природу.
Марксизм никогда не отрицал и не отрицает огромного значения этнокультурных факторов в истории развития того или иного народа. Естественно-географические и исторические особенности жизни народа формируют своеобразие склада мышления, этических отношений и характера того или иного народа (так называемый менталитет). Все это определяет специфические особенности культуры народов, их религиозных взглядов, что, в свою очередь, существенно влияет на процессы исторического развития. Известно, что для менталитета западных народов более характерен индивидуализм, аналитический тип мышления, тогда как, например, для менталитета славянских народов более характерен коллективизм, обостренное чувство социальной справедливости, синтетический тип мышления, способствующий целостному образному восприятию окружающего мира. Все эти особенности, безусловно, влияют на процессы исторического развития того или иного народа и должны учитываться при общественно-историческом анализе. Однако учет этих факторов совершенно недостаточен для понимания сути общественных процессов, реального механизма их развития.

Глубокое понимание исторических процессов может дать только формационный подход, рассматривающий историю как последовательно меняющуюся систему общественных отношений людей под воздействием развития производительных сил человеческого общества.
Осознавая гигантское качественное различие между капиталистическим и коммунистическим способами производства, марксизм выдвинул идею о двух фазах развития коммунистической формации: первой, именуемой социализмом, где еще сохраняются некоторые черты, унаследованные от капитализма, и второй, высшей фазе, собственно коммунизме. Различия между этими фазами обычно характеризуются прежде всего формой распределения (при социализме - по труду, а при коммунизме - по потребности). Что касается производительных сил и производственных отношений, то здесь в основном подчеркиваются количественные различия: более высокий уровень концентрации, механизации и автоматизации производства, постепенное стирание существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней и т. п. В 70-х гг. некоторыми советскими политэкономами, а также некоторыми обществоведами ГДР высказывалось предложение рассматривать социализм как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Представляется, что для этого предложения имеются достаточно серьезные основания. К сожалению, этот подход не был принят, что, по нашему мнению, отрицательно сказалось на углублении теории социализма и, в частности, его экономической теории.
Опыт XX в. дает достаточные основания считать, что социализм по характеру производительных сил и типу производственных отношений качественно отличается не только от капитализма, но и от коммунизма.
Если говорить о производительных силах социализма, то их важнейшие отличительные черты - это не только высокий уровень концентрации производства, механизации, автоматизации, электрификации и химизации, но и возникновение общенациональных технических систем - энергетических, транспортных, коммуникационных и информационных. Эти общенациональные технические системы связывают производительные силы социалистиче
ского общества в единый народно-хозяйственный комплекс. Внутри этого народно-хозяйственного комплекса еще сохраняется техническая обособленность отдельных комплексов средств производства (предприятий). Однако углубляющееся разделение труда и общенациональные технические системы принципиально повышают уровень технологической взаимосвязанности и взаимозависимости этих комплексов, формируя единый народно-хозяйствен- ный комплекс.
Другая отличительная черта производительных сил социализма - принципиальное повышение роли интеллектуального труда в процессе производства. Интеллектуальный труд еще полностью не заменяет физический труд, не становится даже преобладающей формой труда, что достигается лишь при коммунизме. Однако его значение становятся принципиально более существенным, чем при капитализме.
Новый уровень производительных сил требует адекватного изменения системы общественных, в том числе и производственных отношений. Главные черты этих новых отношений: народовластие, господствующее положение общественной, и прежде всего общенародной собственности на средства производства, управляемость процесса общественного развития.
Эти главные особенности общественных и производственных отношений социализма коренным образом меняют характер всех фаз воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления. Принципиальная особенность социалистического производства - его новая целевая ориентация. Непосредственной целью производства становится не получение прибавочного продукта и прибыли, как при капитализме, а удовлетворение материальных и духовных потребностей общества. Распределение по капиталу, играющее определяющую роль при капитализме, уступает место распределению по количеству, качеству и эффективности труда. В сфере обмена происходит сужение области товарно- денежных отношений (товаром перестают быть рабочая сила, природные ресурсы), меняется их качественная природа, резко сокращается, хотя и не исчезает полностью, рыночная форма обмена. Принципиальная особенность потребления при социализме - достаточность и доступность основных материальных и духовых благ для всех слоев и членов общества.

Все это в совокупности принципиально меняет природу и характер труда. Исчезает эксплуатация человека человеком. Труд перестает быть наемным. Существенно повышается творческий характер труда, что постепенно превращает труд не только в условие жизни человека, но и в его потребность. При капитализме наличие у человека собственности является одним из важных условий для творчества. При господстве общественной собственности такая зависимость исчезает, что создает громадный простор для массового роста творческого характера труда.
Таким образом, важнейшими чертами общественных и производственных отношений при социализме являются: народовластие; господство общественной, и прежде всего общенародной, собственности; управляемость (планомерность) воспроизводственного процесса в целом.
Эти главные сущностные черты определяют своеобразие основных фаз социалистического воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления, а также характер труда. Это своеобразие состоит в следующем: непосредственная нацеленность производства на удовлетворение потребностей общества и его членов; распределение по количеству, качеству и эффективности труда; преимущественно нерыночный характер обмена; общедоступность основных материальных и культурных благ; отсутствие эксплуатации человека человеком, резкое возрастание творческого характера труда.
Основные сущностные черты социализма как общественной системы можно представить в виде следующей схемы (см. схему 1).

Социализм является широким общественно-политическим движением, которое включает в себя многочисленные группы, течения и партии. Он позиционируется как средство урегулирования общественных конфликтов. Так ли это? Какие главные принципы социализма, способствующие этой цели, существуют?

Общая информация

Непосредственно сам термин «социализм» впервые был использован где-то в начале 1830 годов. Под ним подразумевают совокупность различных течений левого толка, что стремятся реформировать человеческое сообщество таким образом, чтобы были обеспечены самые благоприятные условия для всестороннего совершенствования как отдельных личностей, так и всего общества. Хотя принято считать, что эта идея берёт своё начало с шестнадцатого века. Ведь именно тогда написали первые социальные утопии Томазо Компанелла и Томас Мор. Хотя практически они начали воплощаться в реальность только к началу девятнадцатого века. Тогда социализм был своеобразной реакцией на рост социальных противоречий как результат утверждения буржуазных общественных отношений. Он тогда отражал недовольство, выражаемое пролетарских классом относительно результатов промышленного развития.

Историческое развитие

Как сформировались главные принципы социализма? В каких условиях? Характерной чертой раннего капитализма является хаотичность и разорение миллионов людей, вследствие чего наблюдался всплеск массовой нищеты, и усилилась поляризация общества. В девятнадцатом веке не смогла предложить реальный путь для устранения или хотя бы смягчения существующих противоречий. Первоначально концепция социализма строилась не на определённом конструктивном идеале и его описании, а на разоблачении существующего положения дел. Тогдашние представители этого направления отражали взгляды той части общества, которая считала, что следует гармонизировать интересы личности и общества. Вытекающим из этого стало требование создания условий, при которых они смогут достойно существовать и развиваться. Тогда же и формировались главные принципы социализма.

Особенности

Социализм выступает в качестве альтернативы развитию цивилизации. Большинство сторонников этого направления - это приверженцы мирных и ненасильственных методов совершенствования общества, которые возлагают основные надежды на воспитание и убеждение широких масс. Основные принципы социализма базируются именно на том, что люди будут принимать решение в пользу этого пути развития сознательно, опираясь на свой житейский опыт. Образование же сможет в этом сильно помочь. Несмотря на наличие характерных особенностей, социальные течения 19 века несложно привести к единому знаменателю, выделив основные идеи и принципы, что их сближают. Так, тогда внимание было приковано к связке индивид - общество. Значительное внимание уделялось тому, где же находится черта влияния социума на человека. Равно как и проблеме угнетения узкой элитой большинства людей. Поэтому выдвигались требования, чтобы отсутствовало превосходство определённого класса. Этот принцип социализма и коммунизма является одним из самых востребованных в современном мире.

Движение вперёд

Некоторые принципы существования мировой системы социализма и преодоления классового деления можно преодолеть только благодаря ликвидации государства в качестве органа насилия. Так, люди, исповедующие эту точку зрения, считают, что человеку первоначально необходима свобода от эксплуатации. А экономический и политический аспекты, а также право выбора - это всё вторичные и вытекающие из неё положения. В этом главным образом они и расходятся с приверженцами либерального вектора развития.

Создание идеального общества

Вы уже получили довольно много информации. И 4 принципа существования мировой системы социализма могут уже быть истолкованы без искажений. Но для лучшего понимания мы на них остановимся более подробно в дальнейшем. Итак, главные принципы социализма:

  1. Уничтожение частной собственности.
  2. Ликвидация семьи.
  3. Уничтожение религии.
  4. Равенство.

Как бы это странно ни звучало, но это основные принципы модели шведского социализма. Посмотрев на современное положение дел в Швеции, можно попытаться поспорить с таким утверждением. Но тут на первый план выходят особенности реализации. Давайте рассмотрим это более детально.

Уничтожение частной собственности

Наиболее известными сторонниками такого принципа являются Маркс и Энгельс. Так, в «Коммунистическом манифесте» выражалось утверждение, что одного этого достаточно для выражения сути всей теоретической основы. Это положение присутствует во всех социалистических доктринах и государствах, которые их используют (в той или иной мере). Но для полноты понимания сообщим, что оно рассматривается не только с негативной точки зрения (как думают многие), а и с позитивной. Так, часто можно встретить декларацию общности имущества. В качестве примера можно привести озёра, школы, детские сады и так далее. Следует ещё раз отметить, что были разработаны принципы социализма в 19 веке, поэтому не стоит удивляться определённым особенностям этого типа организации государства. Особенно это касается следующего раздела статьи.

Уничтожение семьи

Этот пункт присутствует в большинстве социалистических учений. Правда, радикальность этого утверждения всё же не является чрезвычайной. Если говорить по существу, то этот принцип направлен на то, чтобы уменьшить роль семьи и связей между её членами, а также перебросить часть функций на другие институты общества. В качестве примера можно назвать общность жен, уничтожение связи между детьми и родителями или же просто превращение ячейки общества в бюрократическую составляющую государства. Чтобы не удивляться, следует понимать, что принципы существования мировой системы социализма разрабатывались «фанатиками», и на практике сейчас их реализация не представляется возможной.

Уничтожение религии

Этот принцип можно наблюдать, за малым исключением, во всех современных учениях и доктринах государствах. Причем уничтожение религии подразумевает под собой не осуществление комплекса действий в стиле большевиков времен Троцкого, а постепенное вытеснение религии из всех Как вариант, можно обратиться к странам скандинавской группы. У них наблюдается низкая религиозность и высокий уровень жизни. Причем последний рассматривается как один из самых важных инструментов для достижения цели. Существующие модели предусматривают постепенное и мирное вытеснение религии из общественной жизни как ненужной составляющей. Этот принцип методологического социализма начал формироваться ещё в семнадцатом веке, и его совершенствование продолжается и в наше время.

Равенство (общность)

Требование наличия такого явления в общественной жизни можно встретить практически в любом социалистическом учении. Оно может выражаться как в стремлении и желании уничтожить сложившуюся иерархию общества и упразднить все существующие привилегии. Часто вместе с этим ещё можно наблюдать и враждебность к культуре из-за того, что она вызывает интеллектуальное и духовное неравенство. Причем в данном случае доктрины требуют её уничтожить ввиду того, что она создаёт такую неравномерность в обществе. Следует отметить, что этот принцип был разработан весьма давно - так, подобной точки зрения придерживался Платон. Сейчас его используют различные современные левые течения, считающие культуру удушающей и репрессивной.

Заключение

Это не весь теоретический базис, на котором строятся соответствующие учения. Так, многие, наверное, слышали про такой принцип социализма: Этот постулат можно встретить во многих учения и доктринах, что не предусматривают радикальных изменений и рационалистически подходят к изменению общества. Но такая точка зрения имеет один недостаток: согласно ей, люди будут действовать осознано и добровольно. То есть каждый будет трудиться, насколько хватит сил, на благо всего общества, а значит, и для себя самого. Это же можно сказать и про рассмотренные основные принципы социализма. Даже скандинавские страны, которые считаются наиболее продвинутыми в этом направлении, не могут похвастаться полной реализацией хотя бы одного положения. Хотя ранее, в разделе, посвященном религии, упоминалось, что шведы смогли достичь весьма неплохих результатов. Но от окончательного воплощения в жизнь подобных идеалов они всё же далеки.

Что такое социализм? Данный термин был впервые напечатан в работе Пьера Леру в 1834 году. Однако дальнейшее определение понятия им так и не было сформулировано, обозначая противоположное «индивидуализму». Примерно в это же время в Англии данный термин стал употребляться у последователей Оуэна. В те времена социализм обобщал учения о необходимости общественного преобразования.

Общинный социализм, возникший в середине 19 века в России, стал наглядным примером обстановки, царившей в то время. Именно в своих работах обратил внимание на общинные порядки, которые главенствовали в крестьянском мире. По его мнению, именно они должны были стать началом установления социалистического строя. Многолетний опыт общинного строя привел к возникновению целого комплекса мер, которые поддерживали разорившиеся хозяйства. Для крестьянской общности явились характерными чертами переделы земли, коллективное принятие решений.

Уже по прошествии времени М. Туган-Барановский написал о том, что создатели,

Отвечая на вопрос о том, что такое социализм, хотели охарактеризовать общественное новое направление, которое выдвигало значение сотрудничества в обществе. Оно должно было явиться противоположностью экономической школе, которая господствовала в то время и которая признавала идеалом хозяйственного строя единоличное предпринимательство.

На основе философского определения того, что такое социализм, была сформулирована политическая идеология, которая выдвигала в качестве цели общество, где отсутствует эксплуатация человека, а утверждаются справедливость и социальное равенство. Отбросив национальные специфики, данное понятие долгое время определялось как форма общественной организации, где основные производительные средства, а также земля принадлежат государству, которое организует ведение хозяйства. Кроме этого, оно занимается распределением продуктов труда во взаимосвязи с принципом: "от каждого по способностям, каждому по труду".

Однако история внесла свои корректировки. Что такое социализм в современном понимании? Это общество, где доминирует собственность государства на средства производство в равенстве с другими в том числе и частной. Кроме этого он предполагает такую форму политической власти, которая нацелена на удовлетворение интересов всего населения.

Данное определение тесно связано с таким понятием как «демократический социализм». Под ним понимается общество, которое имеет многоукладную экономику, ориентированную на интересы народа, эту же направленность имеет и государственный и общественный контроль. Фундаментальными

Что такое социализм? Это политическая идеология, которая стремится завершить человеческую предысторию. Для этого мобилизуются ресурсы, которыми располагает государство. Данная доктрина затрагивает социальные и экономические спектры.

Собственность должна принадлежать обществу или же находиться под его контролем. Именно широкое право владения ресурсами считается ключевой характеристикой, которая вкладывает в данный способ ведения политики смысл. Пьером Лером это определение было использовано впервые в 1834 году в его труде «Индивидуализм и социализм».

С одной стороны, в сказанном мы не наблюдаем никаких скрытых подвохов. Однако так ли на самом деле хорош социализм? Почему одни страны от него отказались, а другие вполне успешно применяют основные его принципы и при этом имеют стабильную экономику и достаточно высокий ВВП? Далее поговорим об этом и других вопросах и разберемся в том, что собой представляет социализм.

Откуда растут корни

Для начала следует сказать несколько слов о самом термине. Что такое социализм, и откуда он пришел к нам? Во все времена люди задумывались об отказе от частного владения собственностью, жажда равенства присутствовала всегда.

Такое, как правило, происходило, когда народ не устраивала его жизнь. Как мы знаем, граждане довольны господствующим в стране порядком крайне редко и недолго. Просыпается жажда справедливости. Отправной точкой, с которой началось строительство социализма, считается Древняя Греция, где Платон выражал идеи в своих трудах «Законы» и «Государство».

Зерна идеологии можно обнаружить, если рассмотреть Афины шестого века до нашей эры. Свой вклад сделали и утописты Томас Мор, а также Томмазо Кампанелла. В их произведениях общество описывается именно свободным от частной собственности, все люди равны. Если рассматривать Западную Европу, построение социализма здесь началось в 19 веке благодаря Сен-Симону, Оуэну и Фурье.

Видение Карла Маркса

Маркс сделал значительный вклад в развитие идеологии. Система социализма, по его мнению, должна была обрести следующие черты:

  • Участок должен быть экспроприирован. Земельная рента использовалась для того, чтобы покрыть государственные расходы, от чего должен обогатиться пролетариат.
  • Нужно было введение высокого прогрессивного налога.
  • Упразднить право наследования.
  • Конфисковать собственность, принадлежащую эмигрантам, мятежникам и спекулянтам.
  • Должен быть централизован кредит. Это обеспечит Национальный банк, где будет содержаться государственный капитал.
  • Монополизировать весь транспорт. Пролетариат вводит диктатуру.
  • Станут более многочисленными фабрики, средства труда, пашни, улучшатся земли.
  • Сельское хозяйство и промышленность объединят в одно целое. Не должно быть особых различий между деревнями и городами.
  • Все дети воспитываются бесплатно и на общественных основах.

Ограничение передвижений

У социализма есть еще одна интересная черта: граждане не имеют права свободно передвигаться за границу и обратно. Правительство внимательно следило за тем, чтобы страну покидали максимум в рамках командировки или с целью туризма.

Некоторым людям запрещали выезжать, если они обладали информацией, которая гипотетически могла оказать важное значение, будучи распространенной.

Националистическая модель

Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.

Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.

Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.

Модель управления периода Перестройки

Развитой социализм - что это? Таким термином называли власть, которая царила в тот момент, когда общественное правление переходило в коммунизм. Относят данную схему правления к периоду застоя, когда государство переживало не самые простые свои времена.

Положительной чертой являлось то, что поддерживал в своих гражданах общительность, желание мыслить и анализировать, создавать что-то неординарное, уделять время духовному развитию развитой социализм. Что это за возможности, становится предельно ясно, если сравнивать с тем же тоталитаризмом, когда инициатива сурово пресекалась. Культурная жизнь общества шла вверх, а на прилавках в то время было пусто, и, даже заработав деньги, проблемой было что-то за них купить.

Плановое производство

Экономический социализм также называют плановым хозяйством. Ресурсная база при такой управленческой модели принадлежит всему обществу, ведется централизованное распределение.

Физические и юридические лица совершают те или иные действия по распоряжению единого экономического планирования. Свойственно это для СССР. В наши дни можно заметить данный порядок в КНДР. Все государство работает по одному плану, подобно огромной и мощной машине.

Это похоже на организм, приказы в отдельные части которого поступают из мозга. Планирование объемов и ассортимента производимой продукции, а также услуг контролируется государственными органами. Ими же назначаются цены, заработная плата, инвестиции. Отрицается частная собственность.

Средства производства принадлежат стране. Противоположной схемой организации воспроизведения материальных благ является рыночная экономика. К плюсам можно причислить поголовную занятость людей, никто не сидит без дела, когда царит социализм. Суть состоит в уменьшении уровня общественного расслоения. Можно сосредоточиться на создании той продукции, которая сыграет ключевую роль в случае кризиса.

Негативные стороны

У всего есть свои недостатки. Что такое социализм в этом его варианте? Это фактическое отсутствие свободы выбора занятия в жизни для человека.

Ни у производителя, ни у работника нет собственных стимулов, ведь они не выбирают свою жизнь и работу. Следовательно, постоянно чувствуют себя лишь винтиками в системе, которые и собственную судьбу спланировать не могут, кто-то уже все за них решил. К тому же создавать планы для всей страны очень тяжело и трудоемко. Для этого должны быть отобраны самые лучшие специалисты, и все равно есть возможность ошибки. Так что велика возможность риска. Система должна достичь идеального своего состояния, чтобы работать корректно.

Медленные темпы развития

Зачастую плановая экономика не может быстро и правильно применять те вещи, которых достигают благодаря прорыву науки каждый день. Обычно ставятся долгосрочные планы, в которые просто не вписывают возможность перемен. Из-за этого происходит торможение, застой, отставание.

Не используются те возможности, которые могли бы пойти на пользу в более гибкой системе. Такие схемы управления подходят при массовом производстве однотипных товаров. В данный момент рыночная экономика, с ее постоянными гонками, превосходящими друг друга предложениями рынка, считается более жизнеспособной. Ситуация меняется настолько быстро, что ставить далеко идущие планы просто нет смысла.

Больше социальной свободы

Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.

В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.

Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.

Власть в руках народа

Общественные отношения приобретают зрелость, ведь теперь люди управляют государством. Главной ценностью считается народный суверенитет. Государство руководимо обществом, руками всех людей в нем производятся общественные преобразования. Решения народных депутатов являются основой законодательства, обязательного для всех граждан. Это главный принцип правового государства, где во главу угла поставлены не личные цели правящего класса, а общественное благо.

Трудовой народ сам является властвующей силой, при этом используя институты не управленческого рода. Велика роль кооперативных и прочих организаций, в качестве задач которые ставили себе регулировку работы державы и дел народа. В качестве примера политических и общественных объединений можно привести "Народный фронт", который включает по большей мере те движения и объединения, что участвуют в политических процессах страны. С каждым годом значение таких организаций только возрастает, ведь для людей очень важно ощущать, что они сами вершат судьбу собственной страны.

Где получил распространение

Страны социализма были обозначены КПСС в то время, когда шла холодная война на территории Советского Союза. Подразумеваются те государства, что избрали дорогу социалистических перемен. Приоритетными являются идеологии марксизма и ленинизма. Режимы характеризуются достаточно устойчивой структурой.

Отношения с Советским Союзом могли быть как дружеские, так и вражеские. Также эти государства называются коммунистическим или же социалистическим содружеством (лагерем, блоком). В период 40-50-х годов прошлого столетия страны, совершающие переход между капитализмом и народным правлением, назывались государствами народной демократии. То же самое в прошлом относилось ко многим странам третьего мира, которым в 60-80-х годах двадцатого века СССР помогал ресурсами. Это были Ангола, Йемен, Афганистан, Конго, Мозамбик, Алжир, Бангладеш и многие другие.

В наши дни

По состоянию на сегодняшний день к ним можно отнести Социалистическую Лаосскую Республику, Корейскую Республику, Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам. В этих государствах политической жизнью управляет коммунистическая партия, хотя частная собственность тоже играет свою роль в экономике. 21-й век привнес социализм в Латинскую Америку. Ярко выражена эта модель власти в Непале, куда она пришла в 2008 году.

Куба – еще один яркий представитель стран, которые затронули социалистические идеалы. Рауль Кастро, глава государства, в 2010 году последовал примеру китайского правительства и перенес восточную модель правления в условия собственной страны. Дали зеленый свет предпринимательству, больше возможностей появилось для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, кубинское правительство сочетало плановую экономику с некоторой свободой для предприятий, которые хотят развиваться и зарабатывать, видя, что для государства в этом будет определенная польза.