Бетховен годы жизни и произведения. Сообщение о бетховене. Бетховен: детство и юность маленького гения

Музыка Бетховена известна всем любителям классики. Его имя считается культовым для тех, кто мечтает стать настоящим музыкантом. Как жил и творил один из самых популярных композиторов?

Бетховен: детство и юность маленького гения

Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

Зрелые годы Бетховена

Сотрудничество Гайдна и Бетховена в Вене трудно назвать плодотворным. Состоявшийся наставник считал творения своего ученика прекрасными, но слишком мрачными. Позже Гайдн уехал в Англию. Затем Людвиг ван Бетховен сам нашел себе нового учителя. Им оказался Антонио Сальери.

Благодаря виртуозной игре Бетховена был создан фортепьянный стиль игры, где крайние регистры, громкие аккорды и использование педали на инструменте стали нормой.

Такая манера игры полностью отражена в популярной «Лунной сонате» композитора. Кроме новаторства в музыке, стиль жизни и особенности характера Бетховена также заслуживали немалого внимания. За своей одеждой и внешним видом композитор практически не смотрел. Если в зале во время его выступления кто-то смел разговаривать, Бетховен отказывался играть и уходил восвояси.

С друзьями и родственниками Людвиг ван Бетховен мог быть резок, но никогда не отказывал им в необходимой помощи близким. За первое десятилетие, что молодой композитор проработал в Вене, он успел написать 20 сонат для классического фортепиано, 3 полноценных фортепианных концерта, множество сонат для других инструментов, одну ораторию на религиозную тему, а также полноценный балет.

Трагедия Бетховена и его поздние годы

Роковой 1796 год для Бетховена становится самым сложным в жизни. У знаменитого композитора начинается потеря слуха. Врачи диагностируют у него хроническое воспаление внутреннего ушного канала.

Людвиг ван Бетховен сильно страдал от своего заболевания. Помимо боли, его преследовал звон в ушах. По советам врачей он отправляется жить в небольшой и тихий город Хайлигенштадт. Но ситуация с его болезнью не меняется в лучшую сторону.

С годами Бетховен все сильнее презирал власть императоров и принцев. Он считал, что равные права людей – вот идеальное благо. По этой причине Бетховен раздумал посвящать одно из своих произведений Наполеону, назвав Третью симфонию просто «Героической».

В период потери слуха композитор замыкается в себе, но продолжает работать. Он пишет оперу «Фиделио». Затем создает цикл музыкальных работ под названием «К далекой возлюбленной».

Прогрессирующая глухота не стала преградой к искренней заинтересованности Бетховена тем, что происходит в мире. После поражения и ссылки Наполеона на австрийских землях был введен строгий полицейский режим, но Бетховен, как и прежде, продолжал критиковать правительство. Возможно, он догадывался, что его не посмеют тронуть и бросить в тюрьму, ведь его слава стала действительно грандиозной.

О личной жизни Людвига ван Бетховена известно немного. Ходили слухи, что он хотел жениться на одной из своих учениц графине Джульетте Гвиччарди. Некоторое время девушка отвечала композитору взаимностью, но потом предпочла другого. Следующая его ученица Тереза Брунсвик была преданным другом Бетховена до самой смерти, но истинный контекст их отношений окутан тайной и доподлинно неизвестен.

Когда у композитора умер младший брат, он взял опеку над его сыном. Бетховен старался привить юноше любовь к искусству и наукам, но парень был игроком и гулякой. Однажды проигравшись, он попытался покончить с собой. Это очень расстроило Бетховена. На нервной почве у него развилась болезнь печени.

В 1827 году великий композитор скончался. Похоронная процессия включала более 20 тысяч человек. Известному музыканту было всего 57 лет, когда он ушел из жизни и был захоронен на венском кладбище.

Людвиг ван Бетховен родился в эпоху великих перемен, главной из которых стала Французская революция. Именно поэтому тема героической борьбы стала основной в творчестве композитора. Борьба за республиканские идеалы, стремление к переменам, лучшему будущему - этими идеями жил Бетховен.

Детство и юность

Родился Людвиг ван Бетховен в 1770 году в Бонне (Австрия), где и провел детство. Воспитанием будущего композитора занимались часто сменявшиеся учителя, друзья отца обучали его игре на разных музыкальных инструментах.

Поняв, что сын обладает музыкальным талантом, отец, желая видеть в Бетховене второго Моцарта, начал заставлять мальчика долго и упорно заниматься. Однако надежды не оправдались, Людвиг не оказался вундеркиндом, однако получил хорошие композиционные знания. И благодаря этому в 12 лет было опубликовано его первое произведение: «Фортепианные вариации на тему марша Дресслера».

Бетховен в 11 лет начинает работать в театральном оркестре, не оканчивая школу. До конца своих дней он так и писал с ошибками. Однако композитор много читал и без посторонней помощи выучил французский, итальянский и латынь.

Ранний период жизни Бетховена был не самым продуктивным, за десять лет (1782-1792) было написано всего около пятидесяти произведений.

Венский период

Понимая, что ему еще многому необходимо научиться, Бетховен переезжает в Вену. Здесь он посещает уроки композиции и выступает в качестве пианиста. Ему покровительствуют многие ценители музыки, однако композитор держит себя с ними холодно и гордо, резко отвечая на обиды.

Этого периода отличаются своей масштабностью, появляются две симфонии, «Христос на Масличной горе» - знаменитая и единственная оратория. Но в это же время дает о себе знать болезнь - глухота. Бетховен понимает, что она неизлечима и быстро прогрессирует. От безнадежности и обреченности композитор углубляется в творчество.

Центральный период

Этот период датируется 1802-1012 годами и характеризуется расцветом таланта Бетховена. Преодолев страдания, причиненные болезнью, он увидел схожесть своей борьбы с борьбой революционеров во Франции. Произведения Бетховена воплотили в себя эти идеи стойкости и непоколебимости духа. Особенно ярко они проявились в «Героической симфонии» (симфония № 3), опере «Фиделио», «Аппассионате» (соната № 23).

Переходный период

Этот период длится с 1812 по 1815 год. В это время в Европе происходят большие перемены, после окончания властвования Наполеона собирается Его проведение способствует усилению реакционно-монархических тенденций.

Вслед за политическими переменами изменяется и культурная ситуация. Литература и музыка отходят от привычного Бетховену героического классицизма. Романтизм начинает захватывать освобожденные позиции. Композитор принимает эти перемены, создает симфоническую фантазию «Битва при Ваттории», кантату «Счастливое мгновенье». Оба творения имеют большой успех у публики.

Однако не все произведения Бетховена этого периода таковы. Отдавая дань новой моде, композитор начинает экспериментировать, искать новые пути и музыкальные приемы. Многие из этих находок были признаны гениальными.

Позднее творчество

Последние годы жизни Бетховена ознаменовались политическим упадком в Австрии и прогрессирующей болезнью композитора - глухота стала абсолютной. Не имея семьи, погруженный в безмолвие, Бетховен взял на воспитание племянника, но и тот лишь приносил огорчение.

Произведения Бетховена позднего периода разительно отличаются от всего того, что он писал ранее. Романтизм берет верх, а идеи борьбы и противостояния светлого и темного приобретают философский характер.

В 1823 году на свет появляется величайшее творение (как он считал сам) Бетховена - «Торжественная месса», впервые прозвучавшая в Петербурге.

Бетховен: «К Элизе»

Это произведение стало самым известным творением Бетховена. Однако при жизни композитора багатель № 40 (формальное название) не была широко известна. Рукопись обнаружилась только после смерти композитора. В 1865 г. ее нашел Людвиг Ноль, исследователь творчества Бетховена. Получил он ее из рук некой женщины, которая утверждала, что это подарок. Время написания багатели установить не удалось, так как датирована она была 27 апреля без указания года. В 1867 году произведение опубликовали, но оригинал, к сожалению, был утерян.

Кто такая Элиза, которой посвящена фортепианная миниатюра, доподлинно неизвестно. Существует даже предположение, выдвинутое Максом Унгером (1923 г.), что изначально произведение называлось «К Терезе», а Ноль просто неправильно разобрал почерк Бетховена. Если принять эту версию за истину, то пьеса посвящена ученице композитора - Терезе Мальфатти. Бетховен был влюблен в девушку и даже сделал ей предложение, но получил отказ.

Несмотря на множество прекрасных и чудесных произведений, написанных для фортепиано, Бетховен для многих неразрывно связан именно с этой загадочной и чарующей пьесой.

Людвиг ван Бетховен (1770─1827) – немецкий композитор и пианист, ярко представлявший «классическую венскую школу», входит в число самых исполняемых мировых композиторов. Писал сочинения для хоров, музыку для драматических спектаклей и опер. Самыми значимыми его произведениями считают концерты и сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано.

Детские годы

16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.

Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.

Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.

Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.

Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.

Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.

Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.

Юность

Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.

На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.

В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.

К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.

Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.

Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.

И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.

Вена

Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.

Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.

Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.

Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.

Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:

  • ораторию «Христос на Масличной горе»;
  • около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
  • Первую и Вторую симфонии;
  • восемь сонат для скрипки;
  • балет «Творения Прометея».

Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.

Глухота, уединение, смерть

В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.

Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.

Бетховен был довольно влюбчив, но никогда не получал в ответ взаимности. Свою знаменитую «Лунную сонату» он посвятил молодой графине Джульетте Гвиччарди. Ему очень нравилась эта девушка, и он даже подумывал сделать ей предложение, но вовремя остановился, решив, что глухой композитор не самая подходящая партия для молодой красавицы.

Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.

К глухоте и нервным переживаниям добавились проблемы с печенью. Здоровье композитора стало резко ухудшаться. В середине марта 1827 года у Людвига воспалились лёгкие. 26 марта композитора не стало. Похоронен он на Центральном Венском кладбище, за гробом шли 20 тысяч человек, и звучал его любимый «Реквием».

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — немецкий композитор, пианист, дирижёр.

Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы.

Людвиг Ван Бетховен родился 1770г.в г. Бонне, недалеко от французской границы. Отец и дед его были придворными музыкантами.Маленький Людвиг рано проявил свои музыкальные способности и отец начал занятия с ним с пяти лет, рассчитывая сделать своего сына, подобно Моцарту, вундеркиндом, извлечь из этого материальную выгоду.

Занятия проходили беспорядочно. Отец Бетховена часто бывал грубым, жестоким, чрезмерно требовательным. Он заставлял мальчика часами играть одни и те же упражнения. Иногда, приходя домой поздно ночью, он будил сына и сажал его за инструмент.

Мать Людвига была добрая и ласковая, но она не могла должнымобразом повлиять на отца. Итак, детство Бетховена было тяжелым инерадостным.

Восьми лет Бетховен начал выступать в концертах. Играл он на разных инструментах, пробовал писать музыку и хорошо импровизировал. Но систематическое образование, регулярные занятия начались только с одиннадцати лет, когда Людвиг уже сам работал при дворе в должности помощника придворного органиста-музыканта, который сопровождает церковную службу на органе.

Органистом был талантливый композитор Неефе, культурный музыкант, который хорошо владел техникой писания музыки, отлично знал музыкальную литературу. Неефе очень полюбил своего ученика и был для него не только хорошим педагогом, но и наставником и другом. Именно Неефе посоветовал и помог Бетховену в 1787 г. поехать в Вену для занятий с Моцартом.

Моцарт, которому надоедали посещения многочисленных вундеркиндов, встретил Бетховена не особенно приветливо. Но, услышав импровизацию семнадцатилетнего юношу на заданную тут же тему, гениальный композитор обратился к своим знакомым, которые были в соседней комнате: «Обратите внимание на этого юношу - в будущем весь мир заговорит о нем»,

Бетховену не удалось работать с Моцартом, так как он вынужден был вскоре вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вернуться скоро в Вену Людвиг не смог, потому что мать его умерла, и он вынужден был взять на себя заботу о семье.

Несмотря на заботу о младших братьях и материальные трудности, Бетховен в это время много работал, пополняя свое общее и музыкальное образование. Он слушал некоторое время лекции по философии в университете, быстро проникся передовыми идеями того времени, связанными с французской буржуазной революцией 1789 p., ознакомился с демократическими идеями французских просветителей, и это заложило основу республиканским взглядам Бетховена, мыслям об общественной справедливости, о свободе человека, о борьбе с тиранией.

В 1792 г., после смерти отца, Бетховен вновь поехал в Вену, где получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.

У Бетховена было сильно развито чувство собственного достоинства, он остро и болезненно чувствовал унизительное придворного музыканта и поэтому часто бывал резкий по отношению к людям, которые оскорбляли его своим чванством. Бетховен часто подчеркивал, что иметь талант значительно важнее и почетнее, чем иметь знатное происхождение. «Князей много - Бетховен один», заявил он меценату князю Лихновскому.

В эти годы Бетховен много писал, обнаруживая в своем творчестве уже полную зрелость. Особенно выделяются некоторые фортепианные сонаты этого периода, в частности: № 8 - «Патетическая», №12 - соната с похоронным маршем, № 14 - «Лунная», две первые симфонии, и первые квартеты.

Благополучие Бетховена вскоре нарушается тяжелым недугом. 3 26лет Бетховен начал терять слух. Лечение не давало облегчения и в 1802 г. у Бетховена закрадывается мысль о самоубийстве. Но высокое призвание музыканта-художника, любовь к искусству, которое «должно висекать огонь из мужественной души» и с помощью которого он мог бы «обращаться к миллионам», заставили Бетховена преодолеть чувство отчаяния. В так называемом «Гейлигенштадськом завещании", написанном в то время своим братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным ». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».

Дальнейший период до 1814 г. был самым продуктивным в творчестве Бетховена. Именно в этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата». После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. В это время он очень мало писал.

В 1818 г. Бетховен почувствовал себя лучше и с новым воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает 9-я симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.

За три года до смерти Бетховена друзья организовали концерт из его произведений, в котором были исполнены 9-я симфония и отрывки из «Торжественной мессы». Успех был огромный, но Бетховен не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. Тогда Бетховен был уже совсем глухой. Уже с 1815 г. во время разговора он прибегал к записям.

Последние годы жизни Бетховена были периодом еще более гнетущей политической реакции, особенно резко проявившейся в Вене. Бетховен часто открыто выражал свои республиканские, демократические взгляды, свое возмущение тогдашним порядком, за что ему нередко грозил арест.

Состояние здоровья Бетховена резко ухудшилось. В марте 1827 Бетховен умер.

По материалам научного пособия для пед. училищ

Статья по методике музыкального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Знакомство с биографией композитора Л.Бетховена.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей.
Цель: Дать представление о Бетховене как о великом зарубежном композиторе.

1.Рассказать о тяжелых испытаниях композитора.
2.Формировать представления о творчестве композитора.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве композиторов.

I. Композитор Л.В. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен (Beethoven) принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше. Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее - с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. Гениальный немецкий композитор, фоном, для произведений которого служила эпоха наполеоновских войн. Эти события первоначально вдохновляли Бетховена. Потом он разочаровался в них, оглох, обнищал и скончался. Но его гениальная музыка продолжает жить.

1.Жизненный путь.

Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества, была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелен во Фландрии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 12 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: "Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе". Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.
В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня "Сурок", трогательная "Элегия на смерть пуделя", бунтарски-плакатная "Свободный человек", мечтательная "Вздох нелюбимого и счастливая любовь", содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, "Жертвенная песня", которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы.

2.Бетховен переезжает в Вену.

Он мечтал о Вене, втором после Парижа музыкальном центре Европы. Семнадцати лет он впервые и ненадолго попал в этот город, и рассказывают, что Моцарт, услышав игру молодого музыканта, предсказал ему блестящее будущее. С тех пор Вена стала предметом постоянной мечты Бетховена. Желание жить там еще более укрепилось после знакомства с Гайдном, проездом посетившим Бонн. Вена была не только городом, где музыка постоянно звучала в театрах, на концертах, просто на улицах,- это был город, где жили и работали великие отечественные музыканты - Моцарт и Гайдн. Двадцати двух лет Бетховен переезжает в Вену.
Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

3.Сонаты Бетховена.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. Ясное осознание каждой творческой задачи, стремление решить ее по-своему были свойственны Бетховену с самого начала. По-своему пишет он фортепианные сонаты, и ни одна из тридцати двух не повторяет другую. Его фантазия не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с определенным соотношением обязательных трех частей. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор снабдил сонату подзаголовком: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия» или «Как бы фантазия»). Лирический, мечтательный характер первой части натолкнул издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». А иногда и сам Бетховен давал подобные названия: три части сонаты № 26 названы им «Прощание», «Разлука» и «Возвращение». Бетховен очень широко раздвинул рамки фортепианной сонаты, расширил круг образов. Иногда сонаты кажутся фортепианным переложением симфоний - такова прежде всего знаменитая «Аппассионата», мужественная, героическая музыка. Колорит поздних сонат суров и сумрачен, но иногда в них, как цветы в каменистом ущелье, расцветают такие нежные и трогательные мелодии, как «Ариетта» из последней сонаты.

4.Мир симфоний Бетховена.

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800г. он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. Работа над Третьей симфонией (1802-1804) совпала с увлечением Бетховена личностью Наполеона, в котором он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда композитор узнал, что былой республиканец короновал себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она и осталась в веках: музыкальным памятником не одному какому-либо человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти. В это же время была написана его единственная оратория "Христос на Масличной горе". Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г. Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой ("Пасторальной") симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах.

5.Девятая симфония. Бетховен становится глухим.

Ярче всего нравственные и художественные идеалы Бетховена сказались в его Девятой симфонии. Она явилась синтезом всего самого глубокого и значительного, что было создано в музыке и самим Бетховеном, и его предшественниками. Образы житейских бурь и горьких утрат, мирные картины природы и жизни людей, к природе близких,- все это воспринимается как пролог к единственному в своем роде финалу, впервые в истории жанра симфонии объединившему звучание оркестра и хора. Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Глядя вперед, в будущее, композитор вкладывает в уста хора великие и пророческие слова, обращенные к грядущей радости:
Власть твоя связует свято.
Все, что в мире врозь живет,

Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полет.
Ф. Шиллер
А ведь этот великолепный гимн радости был написан в очень трудные для композитора годы! Судьба не поскупилась для него на тяжкие испытания. После недолгих лет славы, житейского благополучия, радостей дружеского общения его ожидало одиночество, разочарование в близких людях и, самое страшное, глухота, оторвавшая его от общения с людьми и с музыкой. За исключением той, которая звучала в его сознании…
Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться "разговорными тетрадями", в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя "бессмертной возлюбленной", к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя хлопоты по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

6.Великий художник и великий человек Бетховен.

В 1823 г. Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как "Торжественная", в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Одной из немногих и неожиданных радостей последних лет жизни было известие из далекой России об исполнении в Петербурге бетховенской «Торжественной мессы», написанной в те же годы, что и Девятая симфония, и так же проникнутой идеей всеобщего мира и единения. Это было первое и единственное при жизни Бетховена полное, без сокращений, исполнение замечательного сочинения. Нельзя не удивляться тому, что одинокий, больной, почти вытесненный из музыкального мира более удачливыми современниками Бетховен и в самые тяжелые годы жизни создавал произведения, полные мужества и душевной чистоты.
Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умер 27 марта 1827г. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховена - музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Бетховен отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Бетховена. Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Бетховена - борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.