Ореховый спас: история праздника и традиции. Народные поговорки на Ореховый Спас. Значение Орехового Спаса в народе: традиции и приметы

Ореховый или Хлебный Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Ореховый спас

Третий Спас называют Ореховым, Хлебным и даже Холщовым. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном. В народе говорили: «Первый Спас — на воде стоят; — яблоки едят; Третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Другие названия Орехового Спаса

В последние августовские дни на Руси издревле начинался сбор диких орехов (лещины), а также выпечка хлеба из зерна нового урожая и торговля домоткаными полотнами и холстами. В связи с этим праздник также называли:

Спас на холстах,

Спас на полотне,

Холщовый спас .

Также этот день назывался Малым спасом - он считается как бы полупраздником, поскольку приходится на послепразднование очень важного в православии праздника - Успение Богородицы.

Ну, а народные называния праздника - Осенний спас и Холодный Спас - напоминают, что с окончанием августа лето, увы, уступает место осени.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса , как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы осветить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • яблоки с медом.

Обычаи и приметы на ореховый спас

В этот день можно употреблять в пищу орехи из нового урожая, перед этим их освещают в церкви. Существует примета, что если урожай плодов орехового дерева хороший, то на следующий год будет богатый урожай ржи.

На Ореховый Спас принято сеять озимые и печь пироги из муки нового урожая.

Наши предки после утреней молитвы провожали мужчин с хлебом и солью на поле. В телегу укладывали три снопа, поверх которых помещали мешки ржи для посева. Придя на поле, мужчины отведывали гречневую кашу, а после посева, вернувшись домой, они ели кашу и пироги в кругу всей семьи.

Поговорки и приметы

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • «Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.)

Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль.

Как предсказать погоду на Спас?

Журавли, улетевшие до Третьего Спаса, - признак наступления заморозков до середины октября (до 14 октября, когда отмечают Покрова). Гроза в этот день предвещает теплую осень. Ее же признаком является спокойное течение реки в праздник.

Хлебный или Ореховый Спас: заговоры

В этот день нужно обязательно принести в дом немного собранных орехов. Очень хорошо, если вы сможете отыскать двойной или тройной орех – это значит, что скоро вы обязательно разбогатеете. На такой плод нужно прочитать специальный заговор:

«Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,

Принесет мне удачу и денег целую телегу».

Храните заговоренный орешек рядом со своим кошельком. Можете его носить с собой. Он поможет привлечь в вашу жизнь деньги и значительно улучшить финансовое положение.

Существует поверье, что 29 августа каждая ведьма делала себе волшебную палочку. Материалом для её изготовления служил орешник, который в этот день наполняется особой магической силой. Простые люди на третий Спас делали себе веники из ореха для бани. Считалось, что использование этих веников поможет излечиться от разных болезней. Но сушить и хранить их нужно отдельно.

Заговор на Ореховый Спас на замужество

Девушки, у которых по каким-то причинам не получается выйти замуж, могут провести любовный ритуал. Для этого 29 августа вам нужно сорвать орех и принести его домой. Расколоть его на две половинки. Съедобную часть уберите.

«В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.

Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,

Обо мне одной думать и мечтать.

Наши сердца в унисон забьются,

А судьбы навсегда переплетутся.

Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,

Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь».

После этого возьмите орех, отнесите к дому любимого и закопайте его там.

Гадание на любовь и отношение на Ореховый Спас

Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и определить его вкус. Сладкий он предвещает удачу в любовных делах, горький – разочарование, предательство любимого человека, недоспевший орех сообщает о важной новости, а гнилой сулит неприятности.

Как загадать желание на Спас?

Есть много способов загадывания желаний на третий спас. Вот те, которыми пользуюсь я. Это очень простые гадания, но у меня сбывались предсказания, так, что я в них верю.

  1. Из собранных орехов берут в руки приглянувшийся из них по внешнему виду, задумывают желание. Затем его нужно расколоть. Вкусное, крупное ядро предвещает исполнение загаданного, пустой или гнилой орех – признак того, что ему не суждено исполниться.
  2. После загадывания желания нужно взять в руки много орехов (сколько поместится), раскинуть на столе, пересчитать их количество. Четное число будет означать скорое исполнение задуманного.
  3. На улице чертят круг радиусом 15-20 см, бросают в него 13 орехов, предварительно перемешав их в руках и загадав желание. Бросать плоды нужно не вниз, а вверх. Задуманное сбудется, если в центр круга попадет большая часть орехов (7-13). Если их меньше – желание не исполнится. Можно внимательно присмотреться на композицию из орехов в круге. Ее форма, расположение могут о чем-то рассказать гадающему, если тот подключит воображение.

Что приготовить на Третий Спас? Праздничный стол на Ореховый или Хлебный Спас

Во время застолья принято радоваться закончившейся жниве и лакомиться угощениями. Нужно попробовать все блюда праздничного стола, чтобы был достаток и здоровье.

Хлебный Спас приходится на окончание Успенского поста, в это время уже можно кушать различные блюда. Главой стола являются орехи. Третий Спас завершает августовские Спасы, в честь которых принято кушать еще яблоки, мед. Эти продукты наряду с орехами являются главными ингредиентами, из которых готовят праздничные угощения.

Не стоит игнорировать и мясные блюда. Их можно усовершенствовать, добавляя в них орехи, фрукты.

В этот день на столе обязательно должен быть хлеб, испеченный из новой муки. Угощаются и угощают гостей не только в доме. Можно выйти на улицу, раздать соседям и прохожим приготовленные блюда.

Рецепт на Ореховый Спас — Печенье с орехами и медом

Вариант быстрой выпечки - невесомые медово-арахисовые «улитки» из покупного теста. Если не придерживаться точного списка ингредиентов, идеальное во всех отношениях тесто для штруделя заменяют слоеным, слоено-дрожжевым, арахис - фундуком, грецким или миндалем, цветочный мед - сахаром, а от придающего глянец желтка и вовсе отказываются.

Ингредиенты

  • тесто-полуфабрикат для штруделя - 200 г;
  • арахис - 100 г;
  • мед - 50 г;
  • яйца - 1 шт.

Как приготовить

  1. Орехи предварительно прогреваем на сухой сковороде - держим пару минут при высокой температуре, снимаем шелуху и даем раскрыться аромату.
  2. Измельчаем арахис, прокатав обычной скалкой вручную, или в чаше блендера.
  3. Арахисовую крошку смешиваем с медом любого сорта - начинка для выпечки готова!
  4. Так как у нас «живое» тесто, не подвергшееся заморозке, сразу разворачиваем рулон, покрываем равномерным слоем сладкой начинки из арахиса и меда - снова скручиваем пласт.
  5. Разрезаем «сверток» заготовками шириной около 2 см.
  6. Выкладываем будущие «улитки» срезом вверх/вниз на пергамент - соблюдаем небольшую дистанцию. Разбавленным с водой или молоком яичным желтком смазываем «шайбы» и ставим в уже прогретую до максимума духовку. Выпекаем при температуре 180 градусов примерно 20 минут.
  7. Свежеиспеченные «улитки» остужаем на решетке и перед подачей слегка «припудриваем».
  8. Домашние медово-арахисовые «улитки» одинаков хороши как с кофе, чаем, так и молоком или ягодным морсом!

(16/29 ав-гу-ста)

Тро-парь Пре-чи-сто-му Об-ра-зу

Мы по-кло-ня-ем-ся Пре-чи-сто-му Тво-е-му Об-ра-зу, о Бла-гой Хри-стос Бог наш, про-ся про-ще-ния гре-хов на-ших, ибо Ты бла-го-во-лил доб-ро-воль-но взой-ти пло-тью на крест, чтобы из-ба-вить со-здан-ных То-бою от вра-же-ско-го раб-ства. За это мы с бла-го-дар-но-стью вос-кли-ца-ем Те-бе: «Спа-си-тель наш, Ты, при-шед-ший спа-сти мир, всё ис-пол-нил с ра-до-стью!»

Хри-стос и Ав-гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле-то на ис-хо-де: на сле-ду-ю-щий день по-сле Успе-ния на-сту-па-ет по-след-ний из трех ав-гу-стов-ских «Спа-сов». В цер-ков-ном ка-лен-да-ре этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пе-ре-не-се-ние из Эдес-сы в Кон-стан-ти-но-поль Неру-ко-твор-но-го об-ра-за (Убру-са) Гос-по-да Иису-са Хри-ста (944 г.)» и име-ет ин-те-рес-ную предыс-то-рию.

Во вре-ме-на зем-ной жиз-ни Иису-са Хри-ста в се-вер-ной Ме-со-по-та-мии су-ще-ство-ва-ло го-су-дар-ство Ос-роэ на. Его сто-ли-цей был го-род Эдес-са, а ца-рем - Ав-гарь (Аб-гар) V Чер-ный (13-50 гг. н. э.). Узнав от сво-их по-слов в Иеру-са-ли-ме о чу-дес-ных де-я-ни-ях, со-вер-ша-е-мых там неким необык-но-вен-ным Че-ло-ве-ком, он буд-то бы на-пра-вил Ему пись-мо сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния.

«Ав-гарь Уха-ма, то-парх, - бла-го-му Спа-си-те-лю, объ-явив-ше-му-ся в пре-де-лах иеру-са-лим-ских, - здрав-ство-вать!

Слы-шал я о Те-бе и о Тво-их ис-це-ле-ни-ях, ко-то-рые без ле-карств и ко-ре-ньев То-бой со-вер-ша-ют-ся. Го-во-рят, что Ты сле-пых де-ла-ешь зря-чи-ми, хро-мых - хо-дя-чи-ми и про-ка-жен-ных очи-ща-ешь, и нечи-стых ду-хов и де-мо-нов Ты из-го-ня-ешь, и му-чи-мых дол-говре-мен-ной бо-лез-нью ис-це-ля-ешь, и мерт-вых вос-кре-ша-ешь. И всё это услы-шав о Те-бе, по-ло-жил в уме сво-ем (по-ду-мал) од-но из двух: или что Ты Бог и, со-шед-ши с неба, со-вер-ша-ешь та-кое, или Сын Бо-га, тво-ря-щий это. И по-это-му я счел нуж-ным про-сить Те-бя, чтобы Ты взял за труд прий-ти ко мне и бо-лезнь, ко-то-рая у ме-ня есть, ис-це-лить. Слы-шал так-же, что иудеи роп-щут на те-бя и хо-тят при-чи-нить Те-бе зло. Го-род же ма-лень-кий есть у ме-ня и пре-крас-ный, ко-то-рый до-ста-то-чен для обо-их».

Иисус Хри-стос, удо-сто-ив Ав-га-ря от-ве-та, на-пи-сал ему:

«Бла-жен ты, Ав-гарь, и го-род твой, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся Эдес-са. Бла-жен ты, что уве-ро-вал в Ме-ня, не уви-дев Ме-ня, по-это-му здо-ро-вье бу-дет те-бе обес-пе-че-но все-гда. О том же, что ты на-пи-сал Мне, чтобы Я при-шел к те-бе, от-ве-чу: Мне сле-ду-ет преж-де все-го ис-пол-нить то, для че-го Я сю-да по-слан. И по-сле ис-пол-не-ния Я бу-ду взят к по-слав-ше-му Ме-ня От-цу. Я по-шлю же те-бе од-но-го из уче-ни-ков Мо-их по име-ни Фад-дей, он же Фо-ма, ко-то-рый и бо-лезнь твою ис-це-лит, и жизнь веч-ную и мир те-бе обес-пе-чит и всем тем, кто с то-бой...» (Ра-зу-ме-ет-ся, эта пе-ре-пис-ка Ав-га-ря с Хри-стом недо-сто-вер-на, но от-ра-жа-ет факт ран-не-го при-ня-тия Эдес-сой хри-сти-ан-ства.)


Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со-глас-но од-ной из ле-генд, Ав-гарь не слиш-ком на-де-ясь уви-деть са-мо-го Хри-ста, дал по-ру-че-ние сво-е-му слу-ге и пись-мо-нос-цу Ана-нии при-вез-ти в Эдес-су хо-тя бы Его изо-бра-же-ние. При их встре-че, Иисус, про-чи-тав невы-ска-зан-ную еще прось-бу Ана-нии, омыл ли-цо и, отер-шись пла-том, от-пе-ча-тал на нем Свой лик. По-лу-чив порт-рет, Ав-гарь ис-це-лил-ся, по-сле че-го об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство сам и кре-стил свой го-род. А Неру-ко-твор-ный об-раз, как ве-ли-чай-шая свя-ты-ня, был по-ме-щен в од-ном из за-лов цар-ско-го двор-ца. Позд-нее Осро-эна ста-ла рим-ской про-вин-ци-ей, а в VII сто-ле-тии бы-ла за-ня-та ара-ба-ми-му-суль-ма-на-ми.

Воз-ник-но-ве-ние же са-мо-го празд-ни-ка от-но-сит-ся к со-бы-ти-ям, слу-чив-шим-ся уже в X ве-ке, ко-гда Ви-зан-тий-ская им-пе-рия пы-та-лась вер-нуть по-те-рян-ные зем-ли на Во-сто-ке. От-во-е-вав несколь-ко го-ро-дов, ви-зан-тий-цы при-ну-ди-ли эми-ра Эдес-сы за-клю-чить с ни-ми мир и пе-ре-дать им дра-го-цен-ную ре-лик-вию, пе-ре-не-се-ние ко-то-рой и встре-ча в Кон-стан-ти-но-по-ле бы-ли весь-ма тор-же-ствен-ны-ми. Араб-ский ис-то-рик Яхья Ан-тио-хий-ский пи-сал:

«И был он (об-раз) до-став-лен ту-да в 15-й день ме-ся-ца Аба (ав-гу-ста). И вы-шли Сте-фан и его брат, пат-ри-арх Фе-о-фи-лакт, и Кон-стан-тин, сы-но-вья ца-ря Ро-ма-на, к «Зо-ло-тым во-ро-там», чтобы встре-чать об-раз. И шли пе-ред ним все са-нов-ни-ки го-су-дар-ства с мно-ги-ми све-ча-ми, и был он при-не-сен в ве-ли-кий со-бор Свя-той Со-фии и от-ту-да во дво-рец. И бы-ло это в 24-м го-ду сов-мест-но-го цар-ство-ва-ния стар-ца Ро-ма-на с Кон-стан-ти-ном, сы-ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По-сколь-ку 15 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) празд-ну-ет-ся Успе-ние Бо-го-ма-те-ри, то че-ство-ва-ние Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ло со-вер-шать-ся Гре-че-ской Цер-ко-вью на сле-ду-ю-щий день. Об-раз хра-нил-ся в сто-лич-ной церк-ви Бо-го-ро-ди-цы Фа-рос-ской, и о даль-ней-шей его судь-бе до-сто-вер-ных све-де-ний нет.

Хри-сти-ан-ская Русь за-им-ство-ва-ла этот празд-ник у гре-ков, при-чем с Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ли пи-сать не толь-ко по-ме-ща-е-мые в хра-мах ико-ны, но и вы-ши-вать его на во-ин-ских зна-мё-нах (вспом-ним стяг кня-зя Дмит-рия Дон-ско-го). В на-ро-де Тре-тий Спас на-зы-ва-ли «Спа-сом на хол-стах» или «Спа-сом на по-лотне», а так-же «хлеб-ным», по-то-му что пек-ли пи-ро-ги из но-во-го хле-ба. Дру-гое на-зва-ние, «оре-хо-вый Спас», от-ме-ча-ет со-зре-ва-ние в ле-су оре-хов. И ещё од-на пе-чаль-ная при-ме-та осе-ни - по-сло-ви-ца «Ла-сточ-ки от-ле-та-ют в три ра-за, в три Спа-са».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Цит. по: Ме-щер-ская Е. Н . Ле-ген-да об Ав-га-ре - ран-не-хри-сти-ан-ский ли-те-ра-тур-ный па-мят-ник. М., 1984.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день - примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький - трудности и разочарование.
1646 просмотров

Ореховый Спас празднуется 29 августа по календарю славян . Это последний из трех Великих Спасов, помимо и . Иначе его называют Спас на холсте, Холщовый Спас, Хлебный Спас или Осенний. Сразу скажу без предисловий, что событие у верующих носит иное название Перенесение нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

О сути празднества у православных, традициях, народных обрядах и пойдёт речь.

Перенесение нерукотворного образа Господа в Константинополь

События уносят нас на тысячу лет назад, во времена царствование в Едессе царя Авгаря. Он страдал от проказы и воспаления суставов. Услышав о чудесах Иисуса, сам не имея возможности передвигаться, царь отправил в Иерусалим писца Анания с посланием к Иисусу и просьбой излечить его. Ещё будучи художником, писец должен быть написать портрет того, от кого зависела жизнь царя.

Письмо было доставлено и вручено будущему Спасителю. И только написать его портрет художнику не удавалось. Лицо Сына Божьего постоянно менялось под действием высокой благодати, которая от Него исходила. Иисус догадался о намерении Анании, решил ему помочь. Он доказал на себе невозможность отделить человеческую сущность от Божественной, явив великое чудо. Христос омыл лицо и вытер его полотном (убрусом). Отпечаток лица Христа тут же проявился на холсте. В последствии образ получил название Святой Мандилий.

Он вместе с письмом, написанное Иисусом, был вручён писцу.

Анания доставил Мандалий больному царю Авгарю. При вручении и все окружающие были свидетелями частичного исцеления царя на их глазах. Полное же исцеление произошло позже, когда апостол святой Фаддей, покрестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. На Нерукотворном Образе были изречены слова:

«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится»

Образ был размещён над городскими воротами и отныне был причислен к Нерукотворному Образу.

Однако, в событиях следующих сотен лет, пришло идолопоклонство, Христианство забыто, как и Нерукотворный образ Мандилий.

И только спустя годы в 545 г. данный Образ был возвращен всем верующим. А 29 августа 944 году император Константин Багрянородный дал указание перенести Образ и то письмо в тогдашнюю столицу Православия в Константинополь.

Вот поэтому Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте» и празднуют 29 августа. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Спас на Холсте является заключительным и закрывает строгий Успенский пост.

Самое важное в этом празднестве посещение службы, молитвы и дань Господу за силу его и нескончаемую Божью благодать. Можно помолиться дома.

В храме проходится освещение воды.

На Хлебный Спас почитают мученика Диомида . Он помогает в излечение болезней. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . В этот праздник особенно молятся женщины о благополучие в семье, просят избавления от проблем и житейских трудностей. Беременные просят легких родов.

После службы происходит освещение орехов. С этого дня их рекомендуется есть.

Ореховый Спас: народные традиции

Учитывая, что в наших широтах лето заканчивается, а вместе с ним и уборка урожая. К этому времени собрано зерно с полей, и хозяйки пекли первый хлеб из новой муки.

И сейчас в традициях славян печь вкусные булки, пироги с орехами, яблоками, на стол ставить мёд. Праздничную трапезу начинают именно с этих продуктов, всё усердно поедается гостями, угощают близких, бедных людей.

Накануне праздника заканчивался Успенский пост (27 августа), и поэтому на столе рядом с героями днями уже присутствуют рыбные и мясные блюда.

Холщовый Спас давал отсчёт торговле тканями. Традиционно повсюду открывались ярмарки.

Если в другие церковные праздники работа не приветствуется, то на Осенний Спас труд в почете. Как раз самое время заканчивать работу в поле, в огороде, продолжать делать запасы на зиму, заготовки, соленья, варенья, консервацию.

Подробно о приметах на Ореховый Спас можно посмотреть в видео ниже.

Поговорки на Ореховый спас

Третий Спас хлеба припас.

Спас - на полотне, а хлебушко - в гумне.

Урожай на орехи - жди в следующем году урожая хлеба.

Ласточки отлетают в три раза - в три Спаса.

Журавли отлетели к третьему Спасу - на Покров будет морозно.

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - холсты продают.

Это осенний праздничный день, наполненный силой земли и природы. Следует использовать энергетику дня и направить её на лечение, обогащение или решение своих проблем.

С праздником всех, с Ореховым Спасом.