Нумерология в японии. Японские цифры — написание и произношение

Большинству наверняка незнакомо слово трискайдекафобия, хотя с обозначаемым им явлением сталкивались все. Речь идет о болезненной боязни числа 13, которая распространена среди людей западной христианской культуры и объясняется религиозными предрассудками.

В Восточной Азии религии и традиции свои, и они порождают собственные суеверия. Один из них – тетрафобия, то есть иррациональная боязнь числа 4. Это явление получило наибольшее распространение в Китае, Корее и Японии.

Сы – значит смерть

Если боязнь числа 13 объясняется сразу несколькими более или менее правдоподобными версиями, то с тетрафобией все проще и понятнее. Причиной страха перед четверкой является то, что китайский иероглиф «сы», обозначающий это число, произносится почти так же как слово «смерть». Разница здесь только в том, какой тон используется при произношении. В японский и корейский языки эти слова пришли из китайского с незначительными изменениями.

Куда приводят предрассудки

В названных странах суеверие настолько сильно, что в отелях, больницах и прочих общественных зданиях обычно нет этажей, которые оканчиваются на число 4. Это значит, что, к примеру, в 20-этажном здании не будет не только четвертого, но и четырнадцатого уровня. Еще больше путаницы добавляет стремление угодить европейцам – тринадцатый этаж из нумерации тоже исключается, поэтому после двенадцатого идет сразу пятнадцатый.

Суеверные люди в Восточной Азии всячески стараются избегать появления числа 4 в повседневной жизни. Особенно это касается времени, когда семья отдыхает на праздничных каникулах или переживает болезнь одного из членов. В доме больного стараются не упоминать четверку. Предлагать четыре предмета (неважно каких) тоже не рекомендуется.

Негативные ассоциации со смертью действуют не только на гражданское население. Суеверия в полный рост присутствуют и в армии. Например, при обозначении военных кораблей и самолетов в Южной Корее и на Тайване тоже избегают числа 4.

Если у нас принято считать крайне неудачным днем пятницу 13-е, то у подверженных тетрафобии аналогом этого является 4 апреля. «Нехорошее» число избегают при нумерации чего угодно – больничных палат, улиц, столиков в ресторане. Суеверные люди не хотят видеть негативных комбинаций в своих телефонных и других идентификационных номерах.

Тетрафобия в Азии значительно сильнее, чем боязнь числа 13 на Западе. Если у нас исключение «чертовой дюжины» из перечня этажей или рядов сидений в самолете считается скорее курьезом, к которому следует относиться со снисхождением, то у китайцев и японцев отношение к своим страхам совсем иное. В этих странах тетрафобия пронизывает и бизнес-круги, и общество. Люди с большой вероятностью откажутся покупать недвижимость на улице с неправильным названием, а попытку положить близкого человека в палату номер 14, 24 или 42 воспримут как оскорбление, требующее возмездия.

Как жить без четверки

Выросшему в Японии человеку не нужно объяснять, почему стоит избегать числа 4. Кстати, вторым несчастливым числом у японцев является 9, так как по произношению оно созвучно со словом «мучение». В связи с этим число 49 в этой стране не любят еще больше, потому что оно ассоциируется не просто со смертью, а со смертельными мучениями.

Но есть и области, которые не впитали в себя местные суеверия, например, стандартная система счета и ведение бизнеса с иностранцами. Здесь всем приходится подстраиваться. Если где-то в название улицы неудачно затесалась четверка и цены на недвижимость из-за этого пошли вниз, то заинтересованные лица просто добьются от местных властей, чтобы ее убрали. Иногда из нумерации нельзя просто выкинуть числа 4 или 14. В таких случаях номера блоков в жилых комплексах могут заменяться на 3А или 13А.

Еще одна отрасль, в которой четко видны последствия тетрафобии – мобильная связь. Номера сотовых телефонов генерируются по порядку из определенного диапазона, и операторы не могут по желанию просто пропускать не нравящиеся им комбинации. Если, конечно, они хотят продать больше SIM-карт. Что же делать с номерами, которые заканчиваются на 4 или имеют в своем составе слишком много четверок? Их тоже продают, но по сниженным ценам.

Если речь идет о мобильных телефонах как аппаратах, то здесь трюк со снижением стоимости для моделей с «неправильной» нумерацией не подходит. Когда компания еще была значительным игроком на рынке средств связи, она попросту не использовала число 4 для обозначения моделей, которые продавались на азиатских рынках.

Пекин претендовал на проведение летней Олимпиады 2000 года, но тогда победил Сидней. Следующие игры в 2004 году Китай проводить у себя не хотел, поэтому не подавал тендера. Предполагается, что причиной отказа от борьбы за ОИ-2004 стало именно отношение значительной части населения к четверке. Китай пропустил один олимпийский цикл, и в итоге принял у себя Олимпиаду 2008 года. Обстоятельства сложились как нельзя лучше – восьмерка в китайской культуре считается счастливым числом.

Нумерология, несмотря на свое название, это не наука, скорее, это алхимия на числах. Математическое понятие чисел по определению не содержит в себе ничего, кроме категории количества, тогда как нумерология предполагает, что числа обладают некими эзотерическими свойствами.

В России мы часто следуем традициям, когда полагаем число “7” счастливым, а “13” – числом, которое всячески следует избегать, дабы “не сглазить”. Мы уже на рефлекторном уровне три раза сплевываем через левое плечо, три раза стучим по дереву и, следуя поговорке “бог троицу любит”, распиваем на троих под сенью трех ветвей власти, увенчанной российским триколором. Но что бог не любит, так это “число зверя” 666, о котором недавно вспомнили по случаю внедрения в жизнь россиян ИНН – индивидуальных номеров налогоплательщиков.

Действительно, человек наделяет числа свойствами, которые по математическим меркам числам не присущи. Некоторые числа становятся “особыми” вследствие естественного порядка вещей. Так, с числом “1” ассоциируются понятия: первенство, уникальность, универсальность, шанс. Сама природа предопределила разбивку года на 12 месяцев и длительность недели в 7 дней: лунный год (т.е. “месяц”) длится около 30 дней (точнее – 29,5306 дня), которые для 4-х стадий луны разбиваются на периоды по 7 дней, а 365 дней в году (точнее – 365,2422 дня) разбиваются на 4 сезона, каждый приблизительно по 91 дню, в которые укладывается 3 полных лунных года. В итоге, 4 сезона по 3 месяца каждый дают 12-месячный календарь с 7-дневными неделями. Сотворение христианским богом мира за семь дней de jure, похоже, есть признание солнечной механики de facto. С другой стороны, отношение дней и месяцев в году не составляют целочисленных пропорций, что говорит о более сложном устройстве мира, нежели чем в часовом механизме с шестеренками.

Однако человеческая натура не знает границ разумного. Мистика, религия, астрология, псевдонаука внесли свой вклад в понимание чисел как особой формы материи. «Что самое мудрое? – Число!» – говорили пифагорейцы на западе в V веке. На востоке мудрость, как продукт деятельности выдающихся умов, была не в меньшей чести, и она вместе с магией чисел вошла в плоть и кровь культур восточных народов. Китай и Япония тому подтверждение.

Простейшее проявление нумерологии – в лексике, в образовании устойчивых словосочетаний с числительными. При этом за числительными закрепляются привнесенные смыслы, обусловленные либо отдельными философско-религиозными толкованиями данных чисел, либо свойствами иероглифов, которыми числа записываются. В японском языке очень много подобных слов. Они дают на уровне подсознания такие ассоциативные связи, которые, по мнению рационально мыслящих людей, в самой природе не могут существовать.

С числом “2” (ни), очевидно, связываются ряд философских понятий, означающих двойственность. Так, нигэнрон это “дуализм”. В основе этого – китайские инь и ян, а также ассоциированные с ним взаимодополняющие понятия: большой-маленький, мужской-женский, светлый-темный и т.д. Среди политических терминов – это система двухпалатного парламента Японии ниинсэй – палата представителей и палата советников.

Иероглиф, обозначающий число “3” (сан), совпадает с чтением другого иероглифа, обозначающего “рождение”, поэтому “3” считается “хорошим” числом. Число “3” встречается в составе многих слов и понятий: санзэ – “три мира” (прошлый, настоящий, будущий); сансэй – три великих Учителя или Учения (Будда – буддизм, Конфуций – конфуцианство, Лао-цзы – даосизм); сансю-но-дзинги – три символа власти Императорской Японии (восьмиугольное зеркало, волшебный меч, яшмовые подвески); самбо – “три сокровища” (изображения Будды, буддийские сутры, имущество буддийской монашеской общины); сансай – “три силы”, сущее (небеса, земля, человек); санкагэн – триада; сансэдай-токё – “три поколения, живущие под одной крышей”; сангун – “три армии”, великая армия (сухопутные, морские, воздушные силы); сантосэйдзи – “политика трех голов”, триумвират; санкэй “3 вида” – три наиболее прекрасных места в Японской Империи и др.

В Японии “плохим” числом считается “4”, поскольку иероглиф, обозначающий это число, читается как и иероглиф, обозначающий “смерть” – си. В ряде слов иероглиф “4” читается не как си, а как ён, дабы не гневить богов и не накликать беду на себя и других. Может быть топтание на месте в переговорах о Южных Курилах обусловлено тем, что в японском термине ёнто (“четыре острова”) таится что-то безжизненное? Также “нехорошим” числом считается “9”, поскольку его чтение – ку – у японцев ассоциируется с другим иероглифом, означающим “мучения, трудности”. В японских отелях и больницах отсутствуют комнаты с номером 49, поскольку ассоциированнное с этим числом слово сику означает “смертельные мучения”, “смертельная агония”. Во время свадебных церемоний произносить слова, где есть эти си и ку, запрещено аналогично тому, как у нас неприлично говорить плохо о покойнике на похоронах. С другой стороны, российский призыв “горько!” на японской свадьбе, наверно, выглядел бы пожеланием ложки дегтя в медовый месяц.

С числом “5” (го) связан целый спектр восточных религиозных и философских понятий: годай – пять великих начал в буддизме (земля, вода, огонь, ветер, небо), гогё – пять движущих начал (дерево, огонь, земля, металл, вода), гоаку – пять грехов (убийство, воровство, измена, лжесвидетельство, алкоголизм-наркомания), годзё – пять основных добродетелей (человеколюбие, справедливость, вежливость, мудрость, верность), годзё – пять страстей (наслаждение, радость, страсть, гнев, горе), горин – пять отношений между людьми (между отцом и сыном, хозяином и слугой, мужем и женой, братьями, друзьями), годайсю – пять континентов (Азия, Африка, Европа, Америка, Океания), годайё – пять океанов, гококу – пять злаков (рис, пшеница, просо, конопля, бобы), госэкку – пять фестивалей (7 января – нана-куса “семь трав”, 3.3 – дзёми-но-сэкку “фестиваль девочек”, 5.5 – танго-но-сэкку “фестиваль мальчиков”, 7.7 – танабата “фестиваль звезд”, 9.9 – тёё-но-сэкку “фестиваль хризантем”), гокё – пять китайских классических работ и др. Пять великих начал годай нашли выражение также в храмовых постройках – в пятиярусных пагодах годзю-но-то. В игре го для победы нужно выложить в ряд 5 костяшек. В японских счетах соробан не 10 костяшек в ряду, а 5. Если добавить в список еще сугубо человеческое – пять пальцев госи, пять частей тела готай (голова, шея, грудь, руки, ноги), пять внутренних органов годзо (легкие, сердце, селезенка, печень, почки) и пять органов чувств гокан, – то число “5” по праву можно назвать “числом человека”.

Число “7” (сити, нана) в Японии, как и в России, также “хорошее” число. Известны “семь счастливых богов” ситифукудзин: бог здоровья Дайкокутэн (с мешком), бог торговли Эбису (с рыбой), бог богатства Бисямонтэн, богиня здоровья и мудрости Бэндзайтэн, высоколобый бог здоровья и долголетия Фукурокудзю, бог долголетия Дзюродзин и пузатый бог удовольствия Хотэй. По одной из японских версий, русская матрешка является “дочкой” кукольных изображений этих богов, которые сами являются вариантом игрушки в виде 12-ти вложенных друг в друга яиц, в 1880-ых годах попавших в Россию из открытого для иностранцев японского портового города Хакодатэ. Число “7” встречается во многих словосочетаниях: нанафусиги – семь чудес (света), ситидогаран – семь строений в буддийских храмах, хару-но-нанакуса – семь весенних трав, аки-но-нанакуса – семь осенних трав, ситинан – семь (стихийных) бедствий и др.

Иероглиф, означающий число “8”, напоминает дорогу, ведущую к небу. И не является ли это символом восьмеричного пути в буддизме? Число “8” вошло даже в одно из древних названий Японии – Ясимакуни, т.е. “страна восьми островов”. Иероглиф, означающий число “10”, имеет вид креста, поэтому он входит в слова, означающие: пересечение дорог, перекрестный огонь, Красный Крест или кроссворд. Очевидно, что в русском языке нет подобного рода ассоциативных связей, обусловленных графикой букв. Впрочем, с изображением числа “69” и в Европе, и в Азии неразрывно связана акробатическая фигура из Камасутры.

Значительный вклад в создание мирового культа чисел внес буддизм, в котором на основе законов, ассоциированных с рядом чисел от 3 до 12, формируются разнообразные числовые комбинации. В этом ряду: “3” – триада, 4 истины состояний нирваны, 5 скандх, 6 органов чувств, “7” – один шаг до восьмеричного пути, “9” – один шаг до совершенства бодхисатвы, 10 совершенств бодхисатвы, “11” – один шаг до 12-ричного полного цикла. Всевидение Будды можно представить расположением трех рядов: первый – от 3 до 12; второй, после умножения первого ряда на 3, – от 9 до 36; третий, после умножения второго ряда на 3, – от 27 до 108 (в частности, в буддийских четках 108 косточек). По буддийским канонам усопших поминают через 7, 14, 35 и 49 дней, а не через 3, 6, 9, 20 и 40 дней, как это принято у христиан. Да и во время брачной синтоистской церемонии, согласно принципу сансанкудо “3 и 3 – 9 раз”, жених и невеста пьют рисовое вино – сакэ – тремя глотками в три захода, а не сколько душа просит.

Японские стихи также пишутся в соответствии с числовыми последовательностями. Так, стихи в форме танка, есть поэтическая миниатюра из 31 слога, следующих в соотношении 5-7-5-7-7. Стихи хайку соответствуют усеченному числовому ряду 5-7-5. Здесь счет ведется по количеству слогов – букв японской азбуки. Очевидно, что стихосложение в русском языке основано на несколько иных принципах – принципах ритма и рифмы, а на подсчет количества букв, слов или строк в “Евгение Онегине” способны только буквоеды.

Числа также выступают в роли неточных категорий “мало”, “много”, “несколько” или “разные”. В поговорке “заблудиться в трех соснах” число “3” имеет значение “небольшое количество”. С другой стороны, в идиоме “идти на все четыре стороны” число “4” означает “куда угодно”. В России число “7” имеет также смысл “несколько” или “много”, что нашло отражение в поговорках: семь раз отмерь – один отрежь, семеро одного не ждут, семь бед – один ответ, у семерых нянек дитя без глаза, лук от семи недуг и т.д. В Японии аналогичную нагрузку также могут нести числа. Например, нисан “2-3” – несколько; сихо “4 стороны”, хаппо “8 сторон” (четыре стороны света, плюс диагональные) или сихо-хаппо – все направления (т.е. “куда угодно”); гобугобу “5 частей и 5 частей” – поровну; ситинан-хакку “7 бед, 8 мук” – всевозможные напасти (ср. с идиомой семь потов); нанацудогу “7 принадлежностей“ – все нужное для жизни; нана-короби я-оки “7 раз упал, 8 раз поднялся” – бороться до конца; дзютю-хакку “8, 9 из 10” – почти наверняка; дзюнин-тоиро “10 человек, 10 желаний“ – сколько людей, столько и мнений; сихякусибё “404 болезни” – всевозможные болезни; ятикуса “8000 трав” – все травы и т.д. и т.д.

Не обходятся стороной и дни рождения. В России они обычно отмечаются ежегодно, при этом особо выделяются даты, оканчивающиеся на нули и пятерки. В Японии ежегодно 15 ноября отмечается синтоистский праздник сити-го-сан (“7-5-3” – “хорошие” числа!) для мальчиков, которым в текущем году исполняется 3 или 5 лет, и для девочек, которым в текущем году исполняется 5 или 7 лет. Также в январе те, кому в текущем году исполняется 20 лет, отмечают “день совершеннолетия”. Однако отдельно дни рождения традиционно отмечать не принято. Имеется всенародный праздничный день – День рождения Императора Японии (у нынешнего Императора Акихито – 23 декабря). Возможно, что собственные дни рождения японцы не отмечают из-за традиционно негативного отношения в Японии к проявлению какого-либо индивидуализма, тогда как День рождения божества – Императора Японии – выступает в роли дня единения нации. Но и в Японии, как дань старшему поколению, выделяются особые возрасты, имеющие специальные названия: 60 лет (канрэки “возвращение календаря” – название от 60-летнего китайского цикла), 70 лет (коки), 77 лет (кидзю “радостное долголетие”), 80 лет (сандзю “долголетие под зонтиком”), 81 год (хандзю), 88 лет (бэйдзю “рисовое долголетие”), 90 лет (соцудзю “заключительное долголетие”), 99 лет (хакудзю “белое долголетие”), 108 лет (садзю) и др.

В России культ чисел не практикуется. И даже не принято подсчитывать что-либо особенное или выдающееся. Вспоминаются лишь “три составные части марксизма”, “26 бакинских комиссаров” или же спиритическое число застольной “эпохи застоя” – 3,62 (госцена водки). Но никому в голову не придет говорить о трех, пяти или семи великих поэтах, писателях или музыкантах России, тем самым их канонизируя и противопоставляя остальным. Тем более, что далеко не все замечательные люди России были в ладах с православной церковью. Некоторые японцы, изучая русский язык и русскую культуру, занимаются, в частности, исследованиями поэтического наследия А.Блока. Но, похоже, никто в Японии не изучает феномен авторской песни и творчество таких поэтов-песенников как, например, Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого или Ю.Визбора. Не потому ли, что А.Блока уже “посчитали” и повесили на него ярлык “классик”, а бардов еще нет?

Однако, есть в таком подходе и положительные стороны. Если мы признаем за тем или иным событием его значимость, то это предполагает, что его нельзя не знать и нельзя не помнить. Может быть нумерология и является тем психо-эмоциональным “клеем”, который цементирует важные понятия, способствуя их запоминанию и в дальнейшем не давая памяти избавиться по частям от “печальной мудрости” знаний?

Многие кто занимаются Айкидо несмоненно обращали внимание на такие интересные вещи в названии японских техник, как то что при счете цифра 4 звучит как си или ши(shi, 四, а четвертый контроль звучит как ёнкё(yonkyo,四教), но бросок "на четыре стороны света" снова звучит как сихо нагэ(shihou nage, 四方 投げ).
В чём же здесь дело? Пора разобраться с эти и паралельно углубится в этот вопрос, может есть где ещё подобные разновидности названий одинаковые по смыслу но разные по звучанию и наоборот.

Во первых, как известно, японцев используют иероглифы в качестве письма. В свою очередь каждый иероглиф имеет свой смысл и звучание. Но звучение или чтение ироглифа может иметь не одно, а несколько(!). Почти каждый иероглиф имеет онное чтение и кунное чтение. Почти все японские иероглифы были заимствованы из китайского языка, по этой причине в японском сохранились подобия китайским чтениям иероглифов на момент заимствования — онные чтения иероглифов. "Подобие" потому что данные чтения сильно отличаются от чтений в современном китайском языке, ибо происходит от северных диалектов, именно тех от которых произошло заимствования. Кунные чтения, соответственно по логике это есть исконно японское чтение. Как правило, иероглифы, представляющие самостоятельные слова, читаются кунными чтениями, в то время как в сложных словах иероглифам присущи преимущественно онные чтения. Вот и поди пойми, когда как и что читается;-)

Во вторых, чтение разных(!) иероглифов может быть одинаковым. И подоных омонимы в японском письме множество. Что вносит еще большую путаницу, уже почти не разребаемую без разбора каждого иероглифа в отдельности прилежно со словарем.

Учитывая два этих факта вернемся к нашей цифре 4. Когда японце слышит звучание цифры 4, а именно Shi и учитывая по особому ассоциативное устройство японской головы, ему слышится Shi в значении "смерть", записывается иероглифом 死, в отличие от иероглифа "четыре" 四. Для понимания русского говорящего очень хороший пример с омонимом можно привести такой. Когда русский человек слышит выражение "женщина с косой", ему больше именно понимается "смерть", а не женщина с роскошными волосами. Таким образом цифра 4 приборетает жутковатый смысл. По агентурным данным в японских больницах опасаются палат с номером 4, так же это распространяется и на некотогрые гостиницы, где комнаты имеют номера 3а и 3б вместо 3 и 4.

На этом вся история не заканчивается, подобные вещи существуют и с цифрой 9 кю(ku, 九). По звучанию чтение иероглифа цифры 9 одинаковое с иероглифом 苦 обозначающим "беспокойство; волнение; мука; мучение; старания; страдание; труд; тяжёлые переживания; усилия".
Тогда под звучанием 49(四九, shiku, сикю) мы можем услышать как "смертельные мучения".
Отчасти становится понятно почему 4 контроль в Айкидо не звучит как "сикё", а звучит уже "ёнкё", иначе бы он по звучанию был созвучен с "сикю" - что в переводе как "смертельные мучения"(что при правильном исполнении очень наверно похоже), но записывается другими иероглифами 四教.
В свою очередь бросок "сихо нагэ" в принципе можно перевести, не зная иероглифов, которыми он занисывается (四方 投げ), как "бросок смертельного направления"(死方 投げ) и опять таки при некоторых способах исполнения так оно и может быть.

Некоторые мутно в даль глядящие айкидоки, слушая таинственных японских наставников и их рассуждения о смертельности техники Айкидо, могут и не подозревать об "игре слов", так и оставаясь в невежестве, не удосуживаясь открыть словарь. Совсем недавно один такой айкидока убеждал меня что термин ирими это "наполнение пустоты", а тэнкан - "опустошение пустоты", не верите? можете воочию убедиться в комментариях.

Каждый может почувствовать себя непобедимым войном в играх драки на двоих http://playshake.ru Станте мастером единоборств и смело вступайте в схватку с серьезным противником, выйдя из нее победителем.

Как и у многих представителей других культур, у китайцев есть свои представления о счастливых и несчастливых цифрах. Значение чисел в Китае зависит, в первую очередь, от их энергетики. В восточной философии и религии Вселенная предстаёт двойственной. Причём, в отличие от европейской, христианской культуры, два мировых первоначала — тьма и свет, Инь и Ян — не только противостоят друг другу, но также могут сливаться в гармонии. Такие же представления пронизывают и восточную нумерологию. Чётные числа связаны с миром живых, они источают благо и порядок, а нечётные — с миром умерших, они несут с собой хаос и источают дурную энергию. Именно поэтому, в отличие от России, в Китае принято вручать букеты, составленные из чётного количества цветов, и преподносить в качестве подарка только чётные суммы денег.

К нумерологии в этой стране вообще относятся с большим трепетом, числовая символика здесь пронизывает абсолютно всё. Для большинства местных жителей принципиально важно проживать в квартире со счастливым номером или иметь удачную комбинацию цифр в телефоне. А за покупку номерного автомобильного знака, содержащего определённые цифры, некоторые китайцы готовы отдать целое состояние. Кроме того, поскольку звучание многих китайских слов совпадает с произношением цифр, числовые ряды часто используют для передачи сообщений.

Тетрофобия

Из ряда приносящих удачу чётных чисел выбивается четвёрка. Дело в том, что эта цифра обозначается на письме тем же иероглифом, что и слово «смерть». Если в наше время в западных странах к суевериям, связанным с числами, обычно относятся с иронией, то большинство китайцев воспринимают цифровую символику очень серьёзно. В повседневной жизни жители Поднебесной стараются избегать цифры 4, не допускать, чтобы она появлялась в телефонных номерах и номерах машин. Во многих зданиях вы не найдёте четвёртого этажа или кабинета под таким номером, вместо него используют обозначения 3А или 5А. Опасения также вызывают числа 13 (потому что 1 и 3 в сумме дают 4) и 14 (иероглифы, которым соответствуют эти две цифры, также можно прочитать как словосочетание «верная смерть»). Их заменяют комбинациями 15А и 15В соответственно. Либо же опасные числа просто пропускают. По этой же причине в Китае особой непопулярностью пользуются авиаперелёты на самолёте ТУ-154.

Людям, не склонным к суевериям, такой страх может быть выгоден. Приобретение квартиры под номером 4 или покупка телефонного номера, содержащего четвёрки, могут обойтись гораздо дешевле их реальной рыночной стоимости. Продавцы, знающие о тетрофобии своих соотечественников, стараются сбывать всё, что содержит страшную цифру, с большими скидками. Впрочем, эти же страхи могут стать причиной того, что коммерсанты будут округлять цены до красивого числа в свою пользу.

Несмотря на то, что большинство старается избегать демонического числа, 4 в Китае также является важным сакральным символом. Как уже говорилось выше, для восточной философии нет ничего абсолютно белого и абсолютно чёрного. Положительные значения этой цифры воплощают четыре времени года, четыре стихии или четыре стороны света.

Число два в Китае

Отношение к чётной двойке также весьма неоднозначно. С одной стороны, 2 — несчастливое число в Китае. Именно с двойки начинаются противоречия и конфликты. Это символ того, что всё в мире разделено на чёрное и белое, Инь и Ян. Однако противоположности могут не только вступать в борьбу, но и взаимодополнять друг друга. Инь и Ян способны сливаться в единый символ. Поэтому одновременно число 2 — это знак брачного союза, любви и гармонии. Очень часто на китайских свадебных церемониях можно увидеть иероглиф, которым это число передаётся на письме.

Также, согласно поверьям, цифра 2 — это ещё и символ луны, которая олицетворяет нерешительность и неуверенность. Человека, родившегося второго числа, двойка будет постоянно сбивать с пути и тянуть в разные стороны.

Счастливое число в Китае

Наиболее благоприятным числом в китайской нумерологии считается восьмёрка, это символ наивысшей гармонии и процветания. Данная цифра обозначается тем же иероглифом, что и глагол «разбогатеть». А поскольку по своей форме число ещё и напоминает знак бесконечности, оно также олицетворяет непрекращающийся поток богатства. Неслучайно торжественное открытие Пекинской Олимпиады состоялось восьмого августа 2008 года ровно в 8 часов 8 минут 8 секунд, а телефонный код Китая представляет собой цифру 86.

Культ числа 8 пронизывает всю китайскую философию и религию. Например, в мифологии существует представление о восьми божественных ветрах. Следы почитания восьмёрки можно найти в традиционной китайской архитектуре, живописи и даже стихосложении. В буддизме 8 также является важным сакральным числом. Несмотря на то, что в настоящее время деятельность буддистских общин на территории КНР строго запрещена, эта религия сильно повлияла на культуру и менталитет китайцев. Согласно буддистским представлениям, для достижения Нирваны верующий должен пройти по Благородному Восьмеричному пути, отказавших от всех своих мирских желаний. Колесо Дхармы, символизирующее освобождение от очередных перерождений в Сансаре, также часто изображается с восемью спицами.

Для того чтобы благо никогда не иссякало, восьмёрок должно быть как можно больше, или же они должны сочетаться с другими счастливыми числами. Три восьмёрки — это утроение богатства и всевозможных благ. Таким же почётом пользуется и цифра 168, образующие её иероглифы можно прочитать как «путь процветания».

Нумерология в Китае стала основой маркетинга. Для того чтобы привлечь клиентов многие компании и магазины стараются использовать число 8 в своих телефонных номерах или названиях.

Зная об отношении китайцев к числовой символике, вы сможете легко расположить местных жителей к себе. Для этого во время общения обращайте внимание на цифры и старайтесь выделять наиболее удачные из них.