Летающие насекомые летом. Опасные летние насекомые. Комары и мухи

Предлагаем вам 12 интересных фактов о насекомых, которые будут интересны детям:

1.У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2.Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.

3.Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!

4.Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5.Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6.Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

7.Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, трениря при этом пальчики.

8.Другой серьезный враг огорода – медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли. Медведка не кусается. Она умеет летать и даже стрекотать, как сверчок.

9.Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.

10.Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.

11.Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что у тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

12.Шмель летает очень быстро, со скоростью взрослого велосипедиста (18 км/ч). У него есть мягкая шерсть, которая помогает ему согреваться ранним утром. Шмели живут в своих «шмелиных городках» (примерно по 200 особей). Утром им не дают поспать. В шмелиных гнездах перед рассветом появляется «трубач», который гудит, поднимая соплеменников на работу по сбору пыльцы. Чтобы «развить» тему про шмелей вы можете поставить ребенку аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Так шмели помогут вашему ребенку приобщиться классической музыке.

Фокус-покус: гусеницы превращаются в бабочек!
Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом. Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными.
Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.
Гусениц бабочки капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию – на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.
Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в платиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся – превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

Лето и дети Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра копошатся они в цветках, отыскивая пыльцу и сладкий сок -нектар.

Существует строгое соответствие между строением цветка и посещающим его насекомым. Так, например, на цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Только шмель благодаря своему длинному хоботку может добыть нектар, спрятанный на дне трубчатых венчиков, пчелы же достают его, прокусывая цветки. Жуки и мухи своими короткими хоботками могут достать нектар только у тех цветков, у которых он расположен неглубоко.
Среди порхающих над цветущим лугом бабочек есть очень красивые: павлиний глаз - получившая свое название за большие пятна на крыльях, траурница - бабочка с бархатисто-темными крыльями со светлой каймой и рядом голубых пятен на их нижних краях, адмирал, махаон и др.

На зонтиках дикой моркови можно найти зеленую гусеницу с красными точками. От прикосновения она выпускает рога. Если такую гусеницу посадить в садок и кормить листьями моркови, петрушки, она вырастает, превращается в куколку, из которой вылетает бабочка-махаон.

На растениях - дреме, хлопушке, табаке, у которых цветки закрыты днем, раскрываются и пахнут только вечером, можно встретить ночных бабочек. Дрема выделяет нектар только перед дождем, лишь тогда на ее цветках и сидят эти насекомые.

В июне на пасеках стоит гул: начинают роиться пчелы. Б саду, на огороде, в лесу и поле можно найти много божьих коровок. Этого круглого красного жучка с семью черными точечками на верхней стороне в народе называют «солнышком», оберегают его, так как он очищает культурные растения от тлей. Защитой от врагов жучку служит неприятно пахнущая, горькая кровь, которую он выделяет, когда его сдавливают.

На лугу после сенокоса появляются слепни, оводы, мухи-жигалки. Последние в отличие от домашних мух имеют острый хоботок, которым они прокалывают кожу, больно «кусаясь».

В жаркие июльские дни громко стрекочут кузнечики. У них длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают им делать большие прыжки. Стрекочет только самец. На левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом - перепонка со вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренной жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук.

По лесным дорожкам и на опушке леса, где еще продолжает цвести иван-да-марья, можно встретить муравьев, которые тащат к своим гнездам ее семена. Последние часто по дороге теряются и прорастают на некотором расстоянии от материнского растения. Около муравейника можно найти чистотел. Семена его, снабженные гребешком, муравьи перетаскивают к гнезду. Объедая гребешки, они оставляют семена, которые здесь и прорастают. Муравьев можно наблюдать за перетаскиванием не только семян, но и трав, кусочков хвои, мух, жуков, небольших гусениц. На растениях около муравейника встречаются божьи коровки, которые охотятся за тлями, Тлей же муравьи затаскивают к себе и «доят», слизывая выделяемую ими сладкую жидкость.

В жаркие и тихие дни в воздухе появляются муравьи, совершающие брачный полет. После полета самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья и возвращаются в старое гнездо или закладывают новое. Муравейник устраивается на опушке леса около деревьев и пней.

Муравьи истребляют очень много вредных насекомых, защищая от них наши растения, поэтому муравейники нужно оберегать.
В теплые летние вечера в траве и кустах можно заметить зеленовато-голубые «огоньки» - это светится конец брюшка у бескрылых самок жука-светляка. Он живет в сырых местах.

В водоемах со стоячей водой быстрыми толчками, широко расставив длинные тонкие ножки, носятся клопы-водомерки, кружатся небольшие жучки-вертячки, плавают жуки-плавунцы, жуки-водолюбы и их личинки.

На растениях и палках, погруженных в воду, живут червеобразные красные личинки комара-толкунчика - мотыль. Это лучший корм для рыбок в аквариуме. На подводных растениях можно найти личинок стрекозы. У них большие глаза, зачатки крыльев на спине и длинное брюшко. Нижняя губа личинки вытянута и на конце образует подобие клещей, которыми она хватает добычу -мелких водных животных. В спокойном состоянии губа сложена и прикрывает «лицо». Перед последней линькой личинка стрекозы вылезает из воды и прикрепляется к стеблям трав. Хорошо такую личинку перенести в уголок природы и понаблюдать за ее превращением.

Недалеко от воды летают стрекозы: у зарослей камыша и осоки порхают синие красотки. В траве встречаются малоподвижные небольшие стрекозы. Самые крупные - коромысло - не порхают: взмахнув несколько раз Крыльями, они планируют в воздухе, хватая на лету добычу - мелких насекомых.

Татьяна Бутаева
Летний проект «Насекомые»

Актуальность

Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.

Во время прогулок детям всегда интересно наблюдать за полетом шмеля, порханием бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать – зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научит правильному отношению к ним.

Вид проекта : групповой, долгосрочный 01.06.2016-31.08.2016

Участники : воспитатели, родители, дети группы «Улыбка» .

Цель проекта : познакомить детей с миром насекомых , развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта .

Задачи проекта :

Развивать умение обобщать ребенка по существенным признакам;

Воспитывать интерес к насекомым ;

Узнать о разнообразии насекомых ;

Выяснить среду обитания, разновидность, питание, образ жизни;

Определить, какую роль играют насекомые в нашей жизни , в жизни леса;

Нуждаются ли насекомые в защите и охране ;

Развивать интерес к жизни насекомых , умение наблюдать;

Воспитывать любознательность.

Материалы и оборудование : фотографии, книжные иллюстрации, компьютер, энциклопедии, стихи о насекомых , загадки о насекомых , материалы для конструктивной и изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат : дети научатся

Узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик) ;

Получат простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев,способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые ;

Узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые ;

Научатся находить сходства и различия;

Овладеют обобщающим понятием «насекомые » .

Предполагаемый продукт : альбом «Насекомые » , коллективная аппликация «Бабочки летают на лугу» , выставка рисунков «Бабочки – красавицы» , «Стрекоза» , выставка рисунков по теме «Насекомые » .

1 этап. Подготовительный. 01.06.2016-08.06.2016

Сбор литературы, содержащий информацию о насекомых и их роль в окружающей среде.

Подбор художественной литературы.

Подбор игрового материала.

Раздать родителям задание исследовательской деятельности «Насекомые » .

2 этап. Основной. 08.06.2016-25.08.2016

Срок реализации Содержание деятельности

Июнь 1. Чтение немецкой народной сказки «Про бабочку» .

2. Беседа «Кто такие насекомые » .

3. Беседа «О насекомых » .

4. НОД «Шестиногие малыши»

5. Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

6. Рисование «Бабочки летают на лугу» .

7. Аппликация «Бабочки на лугу» (коллективная работа) .

8. Рассматривание альбома «Насекомые » .

9. Пальчиковые игры «Насекомые » , «Стрекоза» , «Труженица пчела» .

10. Подвижные игры : «Бабочки, лягушки и цапли» , «Ловля бабочек» .

11. Прослушивание и заучивание песни «Божья коровка» .

12. Экскурсия с детьми «Дом бабочек» .

13. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых » .

Т14. ворческое задание для детей и родителей :

Сбор материала, фотографий, рисунков – поделок из бросового материала, рисунки по понравившемуся насекомому , коллаж собственных наблюдений на выезде с семьей, составление описательного рассказа об изученных насекомых , их особенностях строения, среде обитания. По желанию родителей предоставить материал по созданию исследовательских детско-родительских проекта , презентацию запланировать на начало учебного года 2016-2017. Содействие сотрудничеству детей и родителей в организации создании среды развития познавательных способностей ребенка.

Июль 1. Чтение сказки «Сказка про бабочку» , «Муха – цокотуха» .

2. Беседа «Какие бывают насекомые » .

3. Беседа «Насекомые и цветы созданы друг для друга» .

4. Беседа «О насекомых » .

5. Рисование «Гусеница» .

6. Лепка «Божья коровка» (пластилинография) .

7. Театральна деятельность «Муха – цокотуха» .

8. Стихи о насекомых .

9. Подвижные игры : «Кузнечики» , «Найди свой домик» .

10. Пальчиковые игры : «Муравьишка» , «Пчела» , «Жук» .

11. Консультация для родителей : «Как привить любовь к природе» .

12. Просмотр мультфильма «Под грибом» , «Путешествие муравьишки» .

Август 1. Сказка «Дюймовочка» .

2. НОД «Таинственный мир насекомых » .

3. Беседа «В мире насекомых » .

4. Беседа «Какие бывают насекомые » .

5. Рисование «Божья коровка» .

6. Аппликация «Стрекоза» .

7. Подвижные игры : «Бабочка» , «Ловля бабочек» .

8. Загадки которые мы любим – отгадывание загадок о насекомых .

9. Консультации для родителей

10. Просмотр мультфильма «Лунтик» .

11. Подведение итогов творческого домашнего задание для детей и родителей : о любимом насекомом .

3 этап. Заключительный.

1. Консультации для родителей.

2. Оформление альбома вместе с детьми о насекомых (наполнить альбом рисунками, фотографиями) .

3. Картотека подвижных игр.

4. Коллективная аппликация «Бабочки на лугу» .

5. Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Летний проект «Чудесные насекомые» Паспорт проекта Вид проекта:познавательно- исследовательский, групповой. Продолжительность: краткосрочный (в течение 2 недель). Участники.

Паспорт проекта. Тип проекта: По содержанию – позновательно-творческий, исследовательский, игровой, групповой. Продолжительность проекта:.

Информационно-творческий проект «Насекомые» Проект «Насекомые» Вид проекта: информационно-творческий Продолжительность проекта: краткосрочный 15.05 – 16.05 Участники проекта: воспитатель.

Познавательный исследовательский проект «Насекомые» Проект «Насекомые» (средняя группа) Выполнила: Леонова Светлана Николаевна «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал.

Проект «Насекомые» для раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида №33 Познавательно-информационный проект в группе.