Кирицы усадьба фон дервиза. Веневский уезд - усадьба фон мекк в хрусловке. История усадьбы фон Дервиза

Усадьба в Хрусловке , ноябрь 2006

Близ села сохранилась усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка (17.01.1869-1950). Дворянский род фон Мекк происходил от силезского канцлера Фридриха фон-Мекка (1493г.) Его внук Яков переселился в Лифляндию и был каштеляном рижским (1569г., каштелян - войсковой начальник, ведавший тылом и снабжением армии).

Его потомки до начала XVIII века служили Швеции. Максимилиан - потомок Якова в 12-м колене. Он был предпоследним сыном Карла Оттона Георга фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876), называемого в России Карлом Федоровичем. Один из крупнейших в России инженеров путей сообщения, действительный статский советник.


В начале 1860-х годов он был подрядчиком строительства Московско-Рязанской, а потом Рязано-Козловской железных дорог, затем стал концессионером Курско-Киевской и Любаво-Роменской железных дорог, на всем этом он сумел нажить миллионное состояние.

Мать Максимилиана Карловича фон Мекка - знаменитая меценатка Надежа Филаретовна фон Мекк, купившая в Хрусловке землю и организовавшей строительство дворца и парка в конце 1880-х годов. Надежда Филаретовна длительное время оказывала финансовую помощь композитору П. И. Чайковскому.

Здание дворца выстроено в романском стиле, веневским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым (1851-1911). Сергей Александрович - окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 г. получил звание неклассного художника-архитектора. В 1891 г. служил в управлении Государственных железных дорог. Жил в Москве вместе с братом Николаем, начальником телеграфа, в здании вокзала Московско-Казанской железной дороги. В 1895 г. оба брата были действительными членами Московского архитектурного общества.


Дворец ф онМекк

Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24-х комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната - сплошь с зеркальными стенами, потолком и полом.

М.К. фон Мекк женился в 1895 году на Ольге Михайловне Кирьяковой и покинул имение в Веневском уезде. Он начал служить в ведомстве иностранных дел, сначала секретарем русского посольства в Вашингтоне, а потом и в других странах. С 1917 года находился в эмиграции и на родину больше не приезжал.

Есть сведения, что где-то в 1901-1902 годах семья фон Мекк продала Хрусловское имение местным помещикам Толмачевым. Вероятно, именно данная усадьба упоминается в описании станции "Предтечево" Веневской ветки 1913 года: "Вблизи этого пункта много красивых помещичьих усадеб. Из них особенно живописна усадьба госпожи Толмачевой, при реке Осетр, представляющая собою изящное архитектурное здание в современном, несколько модернизированном вкусе" ("Рязанско-Уральская железная дорога и ея район СПБ. Общество РУЖД", 1913 - 395 с.). В 1909 году усадьба принадлежала Людмиле Владимировне Толмачевой, она же владела ею до революции. В 1916 году она вышла замуж за морского офицера Александра Павловича Миролюбова.

Советский период

Дворец удалось спасти от разграбления, и после национализации в 1918 году все имущество было передано в Музей дворянского быта в Москву, где частично продано с аукциона. В усадьбе расположилось "Государственное хозяйство", здесь выращивали сахарную свеклу, разводили скот. Руководила хозяйством Прасковья Николаевна Черносвитова.

С 1923 года в бывшей усадьбе был открыт Хрусловский детский дом им.Фомина, для прибывших с Волги сирот. Закрыт в 1984 году, а здание передано одному из Новомосковских предприятий для организации пансионата, который так и не был открыт.

В Рязани, как и в Москве, очень много пробок в часы пик, к счастью, их протяженность не сравнится с московскими. Рязань всего лишь в 180 км, и москвичи часто приезжают на один-два дня. Традиционные маршруты пребывания: Константиново (Государственный музей-заповедник С.А. Есенина) - Пощупово (Иоанно-Богословский монастырь) - мемориальный музей-усадьба академика Павлова и Рязанский кремль (рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
Но на Рязанщине существуют и другие, не менее интересные места, пусть и не так раскрученные среди туристов, сегодня я хочу рассказать вам об одном таком месте.

Кирицы - село, расположенное в 50 километрах к юго-востоку от Рязани. Рядом проходит трасса М5. Достопримечательность Кириц - Усадьба фон Дервизов, этот сказочный домик хорошо виден с трассы, так что проехать, не обратив на него внимание, у вас не получится. Сейчас в усадьбе располагается Детский туберкулёзный санаторий «Кирицы», считавшийся лучшим в стране, видимо это не случайно: у Павла фон Дервиза умерли от костного туберкулеза дочь и сын, вот такой поворот судьбы.
Пройти и осмотреть усадьбу можно, если двигаясь со стороны Рязани перед прудиками повернуть налево, перед шлагбаумом можно оставить машину, ну а дальше пройти пешком, несмотря на вывеску «Посторонним вход воспрещен», никто никого не прогоняет.
Стоит ли ехать в Рязань только из-за одной усадьбы, наверное нет, но если Вы приехали отдохнуть в наш город и у Вас есть лишние три часа -съездите, посмотрите «Дворец Золушки».

Итак, а теперь об истории усадьбы.
Фон-дер-Визе- русский дворянский род немецкого происхождения. Иоанн-Адольф приехал в Петербург при Петре III и получил дворянство с частицей «фон-дер».
Основная же часть родового состояния была заработана на строительстве железных дорог Павелом фон Дервиз. Его называли «Русский Монте-Кристо», был он действующим статским советником. Помимо «зарабатывания» он так же занимался благотворительностью: построил детскую клиническую больницу в Москве в память о своих старших детях, а так же лицей в память Цесаревича Николая. Кирицы же были приобретены его сыном - Сергеем Павловичем, любившим музыку, поэзию и прочие искусства. Проект усадьбы был заказан начинающему архитектору Федору Шехтелю.
В 1887-1889 годах в Кирицах Шехтель построил чудо: сказочную усадьбу с Дворцом, арками, лестницами, спусками к каскадным прудам, мостом Любви, гротами с настоящими кораллами, фонтанами, статуями кентавров. Но строительство этого чуда и разорило Сергея: продав свое имущество, он с семьей уехал жить в Париж. А потом была революция и, как все усадьбы, Кирицы были национализированы, и в 1938 там открыли санаторий для детей, больных туберкулезом, это и спасло усадьбу от разорения: по сохранности она выгодно отличается от усадеб фон Дервизов в Сохе и Старожилово, но статуи кентавров превратились в «советских» оленей, медведей и пионеров, гроты разрушились, кораллы пропали, фонтаны пересохли. Но все равно усадьба великолепна, и, конечно же, она не могла не «обрасти» легендами.
Первая из них – про Мост любви, согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви -девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч. Вторая легенда связана с кино – в Рязани многие считают, что именно в Кирицах снимали «Золушку» (имеется в виду фильм 1947, снятый режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро), однако документальных подтверждений этому нет."
А теперь сама усадьба.

В Рязанской области сохранились красивые усадьбы. После посещения усадеб в Столпцах и Коленцах мы отправились в деревню Соха и районный центр Старожилово, которые были имениями известного и очень богатого рода фон Дервизов.

В этих населенных пунктах частично сохранились псевдоготические усадебные постройки предположительно авторства знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, в Старожилово поработал и другой столичный зодчий А.Ф. Красовкий. Столько громких имен в отдаленной Рязанской глубинке не могли оставить нас равнодушными. Несмотря на то, что организованные экскурсионные группы привозят сюда очень редко, любители живописных исторических развалин наведываются в эти места постоянно. Мы не стали исключением, за годы наших самостоятельных путешествий научились читать буквально каждый камень, и то, что для других всего лишь руины, для интересующегося человека превращается в уникальный туристический объект с богатой историей.

Усадьбы фон Дервизов Соха и Старожилово в Рязанской области

По дороге в Соху мы проезжаем местечко с забавным названием Суйск. Здесь еще можно увидеть храм Бориса и Глеба, построенный в 1850 г.


храм Бориса и Глеба

Он находится в крайне печальном состоянии, колокольня церкви давно разобрана. Внутри, говорят, сохранилось несколько фресок, но так как дверь была закрыта, мы не смогли в этом убедиться.

Наконец мы проезжаем между искусственными прудами и оказываемся в бывшей усадьбе фон Дервизов Соха.


фон Дервизов Соха

Здесь сохранилось достаточно много каменных зданий бывшего дворянского имения, но в основном они в заброшенном состоянии.


Каменные постройки

Особенно печально смотреть на когда-то шикарный дворец, который стоит без крыши и едва виден за зарослями.


когда-то шикарный дворец

Хорошо, что мы приехали зимой и к стволам и веткам не добавляется еще и листва.


Развалины

Местные старожилы рассказывают, что это был вовсе не жилой дом, а железнодорожный вокзал, очень похожий на старое здание Павелецкого в Москве.


железнодорожный вокзал

Такое совпадение при изучении оказывается вовсе не случайным, да и предположение о назначении этой постройки тоже имеет все основания. Дело в том, что в XIX веке владения в Старожилово и Сохе приобретает миллионер Павел Григорьевич фон Дервиз, который был известен и разбогател благодаря строительству железных дорог. Сначала он хотел устроить здесь обширные усадьбы с конным двором, парком, картинной галереей и многими другими нужными и не очень развлечениями и хозяйственными постройками. Однако в конце жизни в 1874 г. он разъехался с женой и она с детьми, во время своего пребывания в Рязанской губернии, жила в Старожилово. Там был усадебный дом, конный завод и еще много всяких построек. Из Старожилово до Сохи сейчас на машине ехать минут двадцать, на лошадях допустим было побольше, но все равно не много. Зачем же было строить два жилых дома так близко друг от друга? Зато в Сохе работал завод по производству вина, и можно предположить, что для его нужд вполне могли задумать проложить железную дорогу. К тому же архитектором Павелецкого вокзала в Москве по некоторым данным был А.Ф. Красовский, который строил для фон Дервизов дома в Петербурге, а также является автором храма Петра и Павла в Старожилово. Говорят, что у этой церкви он и был похоронен. Может именно он и возвел этот удивительный дворец в Сохе, похожий на другое свое творение. Однако некоторые признаки больше склоняют нас к версии, что все-таки это был жилой дом. Во-первых, рядом с ним мы до сих пор видим ледник - прототип современного холодильника.


жилой дом

Не знаю, так ли необходим он был на вокзале. Кроме того, железной дороги здесь так и не появилось, а дом все-таки был построен. Если бы это был вокзал, наверное, работы бы велись параллельно. Ну а то, что касается целесообразности возведения двух жилых особняков в соседних имениях, то состоятельные фон Дервизы вполне могли себе это позволить.

Сейчас здание стоит без крыши, а это, скорее всего, ускорит его разрушение.


С одной стороны располагается местная администрация, к которой ведет еловая аллея.


С другой парадной стороны вдоль всего дворца идет липовая аллея.


липовая аллея

Сохранился оригинальный декор окон и лепнина в некоторых помещениях.


Детали усадьбы

Выходим за ограду и идем к бывшему конному двору, который сохранился лучше всего.


Конный двор

Судя по тому, что ворота закрыты, возможно, его используют как склад или гараж, за ним полуразрушенная каретная.


полуразрушенная каретная

Внутри мы увидели милое граффити с лошадками. Ведь именно разведение лошадей стало одним из главных дел жизни младшего сына Павла Григорьевича фон Дервиза - Павла Павловича.


граффити с лошадками

Бравый гусар и любитель женщин, во время военной службы проникся страстью к скакунам и математике. Именно этим он всю жизнь и занимался, так что можно сказать, что, несмотря на все удары судьбы, он был счастливым человеком. В Старожилово для строительства конного завода был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель, уже построивший этой семье дворец в Кирицах. Некоторые здания в Сохе, возможно, тоже были построены по его проекту, документальных подтверждений этому нет. Павел Павлович фон Дервиз занялся у себя в усадьбах разведением лошадей. В Старожилово рысистых и верховых, в Сохе в основном тяжеловозов. Конный двор в Сохе был рассчитан всего на тридцать голов, в Старожилово поголовье было довольно многочисленное, около трех тысяч скакунов. Занимались на заводе и племенной работой, улучшая качества пород. Другой страстью богатого дворянина была математика. Он получил в Москве соответствующее образование и стал преподавать этот предмет в Пронской гимназии. Во время Первой мировой войны Павел Павлович из патриотических чувств сменил фамилию фон Дервиз на Луговой, именно так она переводилась на русский с немецкого. Потом случилась революция. Несмотря на то, что Павел Павлович Луговой ее принял и добровольно отдал всю свою собственность, его происхождение не давало покоя новой власти. Жители Старожилово во время предупредили его об опасности, и он уехал в Петербург. Через какое-то время Павла Павловича поймали и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму, где он перенес тиф. Ему грозил расстрел, но вмешательство бывших учеников спасло Лугового от этой участи. Он вернулся в Старожилово, получил надел земли, по прежнему преподавал математику. Одним из его учеников был будущий великий полководец Г. Жуков. Однако власть не оставляла Павла Павловича в покое, через какое-то время он решился переехать в Тверскую область, в село Максатиха на родину жены. Там они работали учителями и умерли во время войны с фашистами. Павел Павлович Луговой, человек со сложной судьбой, который оставил после себя добрую память и несколько архитектурных шедевров, благодаря которым мы немного лучше узнаем о том, какой была Россия.

В Сохе сохранилось еще одно готическое здание, предположительно это дом управляющего.


дом управляющего

В советское время в нем размещался детский сад, сейчас двери заколочены, а окна заложены кирпичом. На другой стороне пруда мы видим руины винного завода.


руины винного завода

Едем туда. Практически повсюду одни развалины.


Руины винного завода

Лучше всего сохранилась высоченная каменная труба.


руины винного завода

Парк вокруг сильно зарос.


Говорят, где-то в зарослях сохранилось подземное хранилище, где когда-то стояли бочки с вином. На другой стороне видим каретный сарай, в котором только что были.


каретный сарай

Едем дальше в сторону Старожилово. В прошлый раз мы въезжали в этот населенный пункт с другой стороны, было очень холодно и мы быстренько осмотрели конезавод и уехали. На этот раз удалось увидеть побольше. Сначала подъехали к уже упомянутому мной храму Петра и Павла.


Храм Петра и Павла

Он недавно восстановлен и выглядит очень нарядным, как праздничный торт.


Храм Петра и Павла

Внутрь не заходили. Проезжаем мимо площади с памятником Ленину и вот мы уже на территории конного завода.


Памятник Ленину

Оказывается кроме основного здания, где до сих пор содержатся лошади, есть еще много исторических построек.


Старожиловский конный завод

Надеюсь, что до этого не дойдет.

Старожиловский район богат достопримечательностями, за одну поездку можно осмотреть усадьбы в Истье, Старожилово и Сохе, храмы в Перевлесе и Коленцах. И находится это все примерно в пятидесяти километрах от Рязани. Я была очень рада, что наконец-то здесь побывала и увидела практически все знаменитые усадьбы фон Дервизов на Рязанщине.

Сказочное поместье семейства фон Дервиз (дворянский род немецкого происхождения) - пожалуй, одно из самых интересных мест на Рязанщине. Архитектура этой постройки скорее типична для просторов Центральной Европы, чем для средней полосы России. Местные жители даже окрестили необычный особняк «Дворцом Золушки». Комплекс был построен в конце XIX столетия. До наших дней он дошел в удовлетворительном состоянии, так как его неоднократно реставрировали.

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.




В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.










Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.










В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.













Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.







Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...










В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.







Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

А теперь подробнее про этот прекрасный особняк...

Да, это действительно особняк фон Дервиза на Садово-Черногрязской...

Прошлым летом я уже немного писал про него (http://community.livejournal.com/moya_moskva/528696.html) и даже выкладывал фотографии, которые сделал второпях... Сейчас же мне удалось по-дольше в побывать в нём и попытаться запечатлеть самые красивые части интерьера... К сожалению у меня пока нет широкоугольного объектива, который позволил бы показать общие виды комнат и залов, поэтому из-за ограниченности пространства пришлось довольствоваться тем, что получилось... Добавим к этому сложные условия съёмки и полумрак...


Начну с истории...

Не буду вдаваться в историю рода "фон дерВизов", начну сразу с наиболее известного - Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881). Он был один из первых крупных деятелей в области железнодорожного строительства.

Действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3).

табличка перед кабинетов Иосифьяна. Сейчас в нём никого нет

Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. С 1886 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).

Вот, что написано об этом доме в Энциклопедии Москвы: Дом Дервиза, Садовая-Черногрязская, 6. Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна - золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911-12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).

В 1904 году С.П. фон Дервиз продаёт этот особняк потомственному дворянину Л.К.Зубаловую, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И в 1911 по его указанию была воздвигнута массивная высокая ограда. По одной версии, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, по другой - напуганный событиями 1905 года, Зубалов уехал из Москвы и, возвратившись в 1909 г., попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от улицы.

Очень интересный "безключный" сейф. Как-то по-хитрому открывается

Однако уже в 1918 году, жена Зубалова - Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.

Надо скачать, что Иосифьян выбрал себе в качестве кабинета, пожалуй, самую лучшую комнату. Такое обилие голых женщин можно встретить только в его кабинете

В 1920 году в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), а познее НИИ-20. При этом художественные красоты не пострадали. НИИ-20 в сентябре 1941 года был эвакуирован из Москвы. И здание было передано ВНИИЭМ, которым руководил А.Г.Иосифьян с 1941 по 1993 гг. Руководство ВНИИЭМ и поныне располагается в дома, красота которого охраняется государством.

Витражи... Насколько я знаю некоторые из них сейчас на реставрации

Дверь в шкаф

Женские бюсты из дерева по краям дивана

Собственно бюст самого Иосифьяна...

Пирсидский ковер возрастом более 200 лет. Какая-то арабская делегация, увидев ковёр, предлагала очень большие деньги за него...

Люстра в холле... Везде разные...

И на стене...

Самы красивый витраж с родовым гербом фон Дервизов на пролёте главной лестницы

А это уже комната-сейф. Она расположена в правой пристройке дома. Сейфом она называется из-за мощных и тяжелых входных дверей и таких же окон. Видимо, чтобы никто не влез.
А на фотографии единственный оставшийся дейвствующий камин из чёрного мрамора

Фигурки по краям камина...

Герб фон Дервизов можно найти практически везде... В данном случае на камине

Главная лестница из белого мрамора. Ведёт на второй этаж

Камин на втором этаже. Заглушка с гербом

Потолок

И это потолок

Красивейшие гобелены на стенах

Герб на ограде лестницы

Люста в зале заседаний. Выполнена из богемского хрусталя. Во время реконструкций маляры пытались украсть хрустальные части. Некоторые безвозвратно потеряны

Это вообще один из красивейших залов. Украшены стены и потолки

Край камина

Заглушка в камине. Здесь не бывает плоских поверхностей

Самы красивый камин. Из красного мрамора

Наверное таким был идеал женщины в то время

А это уже чайна комната с атриумом. Правда сейчас лежит снег и всей красоты не видно

Вот такая вот софа перед чайным столом

Мраморный стол

Диван с какими-то японскими мотивами

Фонари у подъезда. Их ещё можно увидеть в советском фильме "Праздник святого Йоргена" 1930 года

Гриффоны на стенах

Вазы на крыше. Внешнее убранство значительно беднее