Как отличить предмет исследования от объекта. Чем отличается предмет исследования от объекта

Работы, конкретизируя проблему, рассмотренную автором. Корректная формулировка этих двух пунктов помогает правильно организовать подготовку к написанию и гарантирует, что тема будет раскрыта полностью.

Что такое объект и предмет исследования

Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

Объект в курсовой работе - это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.

Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.

Предмет в курсовой работе - это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.

Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.

Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект - фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.

Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов - искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.

Как определить предмет и объект курсовой работы

В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет - пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.

Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».

К примеру, объект - педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, . Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.

Примеры, как написать

Пример № 1 - прямое цитирование названия.

Пример № 2 - детализация.

Пример № 3 - выделение ключевого момента.

Точное указание объекта и предмета в курсовой помогает рецензентам и заинтересованным читателям составить верное представление о содержании работы, поскольку ее название не всегда точно передает суть исследования.

Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется

аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.

Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.

Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.

Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.

Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.

Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.

Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.


Дополнительно

Чаще всего при написании научной работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект – это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, – психика человека, – человек.

Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой научной работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Научная работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом – зависимость их роста от определенной музыки.

В предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В предмет – это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Труднейшим моментом, возникающим при написании введения , считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы . Зачастую студент вуза обращается за помощью к справочникам и словарям.

В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами, а в словаре русского языка С.И. Ожёгова - любая материальная вещь или явление.

В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект - любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания, а в словаре С.И Ожёгова — предмет, на который направлена какая-либо человеческая деятельность.

В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы . Мы постараемся как можно проще объяснить, что такое .

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Объект - определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет - конкретный аспект проблемы , занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

В любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным - предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

Объект: электронная почта.

Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

Объект: производственная деятельность.

Предмет : эффективность производственной деятельности.

Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

Объект: инвестиционная деятельность.

Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания...

Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук – тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения – остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет – объект позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.

Пример: предмет исследования - кожа, объект исследования - человек.

Предмет – это то, что исследуется, а объект – это то, у кого (чего) исследуется.

Объект исследования - это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например, - тема: "Особенности физического развития детей 5-летнего возраста". Объект исследования - дети 5-летноего возраста, предмет – физическое развитие.

Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.



Предмет исследования - эта та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целост­ный объект, выделяя при этом наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет исследования - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей.

Человек - объект. Для психолога предмет - это его поведение, Для врача - физиологическое состояние, а для патологоанатома - предмет уже совершенно другой, хотя человек может быть и тот же самый, просто врач не справился.

Предмет чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы).

Предметом исследова­ния могут выступать:

· прогнозирование чего-либо;

· совершенствование или развитие сестринского процесса;

· формы и методы деятельности медсестры;

· диагностика какого-либо процесса (заболевания);

· пути, средства, факторы, условия совершенствова­ния ухода за пациентом;

· характер психологических требований и взаимодействий между медперсоналом и пациентами;

· особенности и тенденции развития науки и практи­ки;

· особенности и тенденции развития взаимоотношений между участниками лечебно-диагностической деятельности или сестринского процесса.

Из всего вышесказанного следует, что объектом вы­ступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Например:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: студенты I курса Ижевского медицинского колледжа.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рацион питания студентов.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение рациона питания студентов Ижевского медицинского колледжа.

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теории и практики состояния проблемы. Это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то процессов или явлений, методами экспериментального исследования. Различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулиру­ются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - это утверждение в отно­шении неизвестного параметра, сформированное на языке математической статистики (гипотеза о различии или гипо­теза о сходстве).

Для курсовой работы, как правило, характерно вы­движение статистической гипотезы, а для ВКР - научной.

Например, статистическая гипотеза будет зву­чать так:

В современном мире увеличилось количество людей с патологией желудочно-кишечного тракта. Приоритетной проблемой гастроэнтерологической патологии является абдоминальная боль.

Длительная работа за компьютером утомляет глаза и снижает остроту зрения в большей степени у студентов с нарушением зрения.

Например, научная гипотеза будет звучать так:

включение в реабилитационный процесс (та­ких-то) методов и приемов будет способствовать ....

формирование ценностных ориентаций медсестёр возможно при условии ....

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяются следующие типы гипотез:

Сравнительные:

- * и * имеют сходство по следующим признакам***:

И * отличаются по признакам***:

Аналитические:

Имеют следующую структуру*:

Наиболее важными показателями (характеристиками. формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т. д.) *являются ***

- *устроено так*.

Дедуктивные:

Характерной особенностью заболеваемости * начала 21 века является*.

Наблюдаемый феномен * является частным случаем

- *не является*

Специфика проявления * в * заключается в* .

- * представляет собой частный случай*.

Классификационные:

- Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.

Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): * .

Основанием для классификации данных явлений служит.

Задачи связи и отношения:

- *связано (связан, связаны, связана) с * .

Влияние * на * опосредовано (происходит через*).

- * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от*).

- Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):

- Если применить * и *, то получим *.

- * поведение * являетсяследствием влияния *.

Замена * на * приведет к *.

- * влияет на *. - * обусловлено действием *.- Влияние* на * происходит опосредованно, через фактор *.

Оценочные:

- Использование аппарата * вместо аппарата * в диагностике заболевания * позволит повысить эффективность лечения.

Использование аппарата * вместо аппарата * для измерения * в условиях * позволит точнее производить диагностику *,

Данное описание более полное (актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *

- * должно (не должно) быть * (или не *).

- * эффективно для * в условиях *.

Преимущество * перед * состоит в том, что *.

Алгоритмические:

- Последовательность манипуляций должна строиться так: *.

Программа обработки данных * должна включать в себя *.

Есть необходимость изменить алгоритм так: *.

Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой манипуляции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.

Системные:

- Структурными единицами (составными частями) * являются *.

- * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.

Системообразующим элементом в изучаемом процессе будет *.

Индуктивные (обобщения):

- Механизм (принцип действия) * устроен так: *.

Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.

На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать,
- Все * являются *. .
Технологические:

Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.

Технология * может строиться так: *.

Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операция и т.д.).

Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

К гипотезе предъявляются следующие основные требования: а) гипотеза не должна содержать, понятий, которые не уточнены; б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик: в) она должна быть сформулирована на четком грамотном языке; г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

Так в исследовательской работе на тему «Донорство: история и современность» можно дать такую формулировку гипотезы»: Дальнейшее развитие донорства в современных условиях на территории Кировской области возможно только в том случае, если законодательство закрепит более широкие конкретные социальные льготы донорам.

Обычно в ходе исследования гипотеза должна проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезы подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями. Так для проверки гипотезы о развитии донорства необходимо проведение социологического опроса, в ходе которого большинство опрашиваемых высказались бы за расширение социальных льгот.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даст отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Характеристики исследования Вопросы для проверки характеристик
ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ГИПОТЕЗА Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Методы исследования . После выдвижения рабочей гипотезы необходимо определить методы исследования, которые будут способ­ствовать подтверждению или опровержению выдвинутой гипотезы. Методы исследования включают в себя теоретиче­ские, эмпирические и методы математической обработки данных.

· Теоретические методы исследования: анализ источников научной информации (монографий, избранных трудов, статей, авторефератов, учебных пособий, учебни­ков и т.д.), обобщение, сравнение, классификация, систе­матизация, схематизация, проектирование, моделирование и др.

· Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, экспертные оценки, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.д.

· Методы математической обработки данных , при помощи которых проводится количественная обработка полученных результатов исследования.

Методы исследования во введении просто перечисляются.

Например:

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, схематизация, анкетирование.

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и

выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом , он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование . С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое ; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Итак, К эмпирическим методам можно отнести:

метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);

метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;

метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Практическая значимость курсовой работы. Оценка результатов исследования по этому параметру указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в лечебно-диагностический процесс, сестринский процесс и т.д.

В данной части введения необходимо отметить, где была использована ваша работа и (или) где может быть использована, для какого контингента читателей будет интересна.

Примеры научного аппарата курсовой работы:

1. Тема: «Особенности восстановительного процесса в послеоперационный период у пациентов с различными типами восприятия своей болезни».

Цель : выявить особенности процесса выздоровления в послеоперационный период хирургических больных с различными типами восприятия своей болезни.

Объект : больные хирургического отделения Северной городской клинической больницы г. Кирова с различными типами восприятия своей болезни в количестве 90 чел.

Предмет : Процесс выздоровления хирургических больных в послеоперационный период.

Задачи :

1. Изучить типы восприятия своей болезни у послеоперационных больных.

2. Провести анализ информации по проблеме особенностей процесса выздоровления послеоперационных больных с различным восприятием своей болезни.

3. Провести мониторинг выздоровления пациентов с различными типами восприятия своей болезни Северной городской клинической больницы г. Кирова.

Методы: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, тестирование, анализ амбулаторных карт, математическая обработка результатов.

Гипотеза : при адаптивных вариантах восприятия болезни восстановление организма в послеоперационный период будет проходить легче и быстрее, а при дезадаптивных и интерпсихических вариантах более длительное время сохраняются болезненные симптомы и психическое напряжение.