Tom Clancy's Rainbow Six: Siege – рецензия. Операция «Дырявый носок». Обзор Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege

Игры про борьбу с терроризмом всегда были популярны в геймерской среде. Вспомните хотя бы культовый Counter Strike, в который по сей день играют десятки миллионов пользователей. В наши дни вопрос терроризма как никогда злободневен, а игры, связанные с данной тематикой, привлекают к себе пристальное внимание. Популярная серия Rainbow Six, насчитывающая почти два десятка игр для различных платформ, рассказывает нам о буднях антитеррористического отряда, состоящего из оперативников разных стран. Сегодня мы с вами обсудим новую игру этой франшизы с подзаголовком Siege («осада» — англ.).

Том Клэнси – американский писатель, сделавший свою карьеру в жанре альтернативной истории. Он написал множество книг о холодной войне, а также сценарии к таким знаменитым фильмам, как «Охота за Красным Октябрём» (1990), «Игры патриотов» (1992), «Цена страха» (2002) и многим другим. В 1998 году Клэнси опубликовал книгу под названием Rainbow Six («Радуга шесть»), которая рассказывала о становлении международного антитеррористического подразделения Rainbow. Сотрудники этой организации должны были предотвратить массовое распространение смертельного вируса. В то время ещё никто не знал, что книга положит начало целой новой франшизе.

Rainbow Six: Siege – тактический шутер от первого лица, который стал «идейным наследником» так никогда и не вышедшей игры Tom Clancy’s Ranbow 6: Patriots. «Патриоты» были анонсированы в 2011 году, однако в связи со смертью Тома Клэнси в октябре 2013 издательство Ubisoft, владеющее правами на игры, созданные по его франшизам, приняло решение свернуть разработку текущего проекта и выпустить совершенно новый, более качественный продукт с подзаголовком Siege. Что конкретно пошло не так при разработке Patriots, никому доподлинно не известно.

Традиционно в центре сюжета игры некая террористическая организация, которая планирует распространить смертельный вирус среди мирного населения в самых разных точках планеты. Противостоять им способна лишь команда Rainbow во главе с темнокожей начальницей штаба, которая проводит с ними эмоциональный вводный брифинг. Собственно, в этом и заключается весь сюжет игры, так как дальше игрок остаётся наедине с игровым процессом. Тот факт, что игра была лишена сюжетной составляющей, лично меня сильно расстроил. Siege — это сугубо мультиплеерный продукт, играть в который придётся по сети с другими игроками. Да, в нём есть однопользовательские тренировочные задания, но, как вы прекрасно понимаете, это не совсем то, чего бы нам всем хотелось.

Итак, в игре нам доступны три режима. «Операции» – это 10 ознакомительных миссий, выполнив которые вы сможете понять игровую механику и проникнуться духом Siege. Каждая операция отличается как основной миссией, так и набором дополнительных необязательных задач, за выполнение которых игроку выплачивают так называемые «очки славы» — некий аналог местной игровой валюты. Второй режим – это «Сетевая игра», здесь особо ничего вам объяснять не нужно. Игроков делят на две команды: оперативников и террористов. Первые штурмуют здание, в котором засели вторые. Задания варьируются от разминирования химических бомб до спасения заложников. Игрокам также доступны два варианта мультиплеера – упрощенный и ранговый, доступ к которому вы получите лишь после достижения 20 уровня. Третий режим игры – это «Антитеррор», когда вы в одиночку или вместе с другими игроками из сети вынуждены сражаться против противников, которыми управляет искусственный интеллект. Выбираете уровень сложности, а игра сама генерирует для вас суровые испытания, которые придётся преодолеть.

Мультиплеер-матчи начинаются с минутной подготовки обеих сторон к началу штурма. Террористы укрепляют оборону, баррикадируя дверные и оконные проёмы с помощью металлических раздвижных щитов, раскидывают по полу колючую проволоку и возводят укрытия, из-за которых можно отстреливаться от противника. Оперативники организации Rainbow при помощи крошечных колёсных дронов (чем-то они мне напомнили игрушки компании Sphero) проникают в здание и осматриваются изнутри, отмечая места расположения террористов, химического оружия и заложников. Если противник заметит ваш дрон, он может его уничтожить и оборвать вашу с ним связь, так что будьте предельно незаметны и по возможности бесшумны.

Когда «подготовительная минута» заканчивается, начинается непосредственный игровой процесс. Оперативники бросаются штурмовать здание, а террористы занимают наиболее безопасные позиции для эффективной обороны. Здесь следует отметить, что в игре появилась возможность уничтожать некоторые разновидности стен при помощи приклада, выстрелов или особых взрывпакетов, а также создавать проёмы в определённых местах пола и потолка, что значительно расширяет поле для экспериментов и позволяет создавать ещё более эффективную стратегию борьбы с террористами. Как я уже отметил выше, существует несколько способов укрепить разрушаемые поверхности, что сделает их разрушение практически невозможным. Можно проделать в стене небольшое отверстие и через него аккуратно расстрелять неприятелей, а можно взорвать стену и пойти в лобовую атаку, воспользовавшись клубами пыли и дыма от взрыва.

Изначально вам доступен лишь безликий оперативник, играть за которого не так весело, ввиду отсутствия у него каких-либо особых навыков. Вы можете лишь бегать, стрелять, взрывать или укреплять поверхности, швыряться оглушающими гранатами да карабкаться по стенам с помощью крюка-кошки. Накапливая очки славы, вы сможете приобретать для себя уникальных оперативников из пяти стран, по четыре человека на каждую. Здесь вам и британский SAS, и американский SWAT, и французский GIGN, и немецкий GSG 9, и даже российский Спецназ. Все оперативники делятся на штурмовиков и защитников, то есть одни заточены на проведение атаки, а вторые наделены продвинутыми навыками, позволяющие им эффективно обороняться. У каждого приобретённого вами оперативника есть один уникальный навык, например, улучшенное прицеливание, способность пробивать укреплённые стены, слышать пульс приближающихся врагов или возможность использовать щит в полный рост. При разблокировке каждого персонажа вам покажут невероятно крутую заставку, эффектно демонстрирующую его преимущества в бою. Лично меня эти заставки очень впечатлили.

Прокачка в игре просто невероятно медленная. Видимо, разработчики рассчитывали на то, что фанаты серии Rainbow Six не особо боятся неспешности игрового процесса. Но в современной игровой индустрии принято награждать игрока за успехи гораздо активнее, нежели это происходит в Siege. Вы получаете за миссии порядка 150-200 очков славы, ещё по 200 очков вы получите, выполнив особые задачи вроде «Выжить с более чем 50% здоровья» или «Совершить три выстрела в головы противников». Поначалу этих очков кажется вполне достаточно, но затем ты понимаешь, что каждый новый оперативник стоит всё дороже, а его ещё и прокачать нужно, камуфляж купить соответствующий и оружие улучшить. Всё это стоит денег, которых у тебя нет. Есть в игре интеграция с сервисом Ubisoft Club (в девичестве UPlay), и там можно получить несколько приятных халявных бонусов, но этого явно недостаточно.

И разработчики словно издеваются над игроками, предлагая купить специальный бонус к зарабатываемым очкам славы на один или на три дня игры. Купить его можно за те же очки славы, которых у тебя и так нет. А если не можешь заработать – милости просим в магазин, где можно приобрести всё необходимое за реальные деньги. И неважно, что вы уже купили игру за 60 евро без сюжетной кампании в комплекте. Кого это вообще волнует? Ещё вы можете приобрести себе столь популярный в наше время Season Pass. Он автоматически разблокирует вам доступ к дополнительным 8 оперативникам, которые появятся в игре в ближайшее время, увеличит на 5% количество получаемых вами очков славы, откроет доступ к 6 уникальным расцветкам оружия, а также разблокирует два дополнительных испытания в течение каждого нового дня.

В игре доступны три уровня сложности. Низкий, когда меткость и урон, наносимый вам врагами снижены, а автоприцеливание включено. Обычный, в котором урон и меткость неприятелей повышается, а автоприцеливание всё ещё включено. И реалистичный, где всё максимально хардкорно, а игра не оказывает вам помощи во время прицеливания. Я вам честно скажу, даже при наличии автоприцеливания на первых двух уровнях сложностей вам придётся несладко. В этой игре правит бал вовсе не ваша скорость или умение стрелять, а холодный расчет и стратегическое планирование. Очень важно общаться с остальными членами команды. Желательно вообще играть по сети со своими товарищами, которых вы хорошо знаете. Один игрок может войти в комнату, а второй должен его прикрывать, чтобы видеть, откуда его атакует противник. Один разрушает стену, используя свой уникальный навык, второй глушит сигналы с дронов врага, а третий закидывает в комнату шумовую гранату, чтобы ослепить неприятелей. Только работая в команде, вы сможете максимально эффективно одерживать победы в этой игре. И это, на мой взгляд, замечательно.

Игра была разработана на графическом движке AnvilNext версии 2.0, который также был использован в таких играх Ubisoft, как Assassin’s Creed Unity, Assassin’s Creed Syndicate и в готовящейся к релизу игре For Honor, запланированной на 2016 год. Движок включает в себя ряд графических и физических технологий, активно используемых в современных видеоиграх, таких, например, как глобальное освещение, объёмный дым, динамическая погода, физически обсчитываемая листва на деревьях и многое, многое другое. Он активно использует рендеринг, основанный на физике, что делает изображение материалов, объектов и их поверхностей более реалистичным. Как бы там ни было, в Rainbow Six: Siege любоваться окружающими красотами вам будет просто некогда. Игра намеренно выдержана в приглушённых тусклых тонах, чтобы игрок мог сосредоточиться на планировании наступления или обороны. Графика в игре ровно такая, чтобы вы могли максимально чётко выполнить поставленную перед вами боевую задачу, то есть без особых изысков.

Плюсы:

  • Тактический геймплей требует от игрока наличия мозгов, а не рефлексов.
  • Хорошо продуманные карты позволяют вам использовать разные стили игры.
  • Широкий выбор оперативников со своими уникальными способностями.
  • Невероятно качественный звук, позволит вам слышать буквально каждый шорох.
  • Очень качественные видеовставки создают неповторимую атмосферу.
  • Лично меня сильно порадовало наличие в игре российского спецназа.
  • Лучшее воплощение командной игры среди всех известных мне проектов.

Минусы:

  • Игра достаточно быстро утомляет однообразием и малым количеством режимов.
  • Чего Rainbow Six: Siege не хватает больше всего, так это сюжетной кампании.
  • Слишком медленный прогресс может оттолкнуть некоторых игроков.
  • Наличие в игре встроенных покупок наводит на нехорошие мысли.

Игра Rainbow Six: Siege, несомненно, понравится людям, которые любят умные шутеры. Если вам нравятся лёгкие увеселительные матчи Call of Duty, делать в этой игре вам точно будет нечего. Слишком уж специфичный продукт, рассчитанный на любящих думать игроков. Здесь вам придётся активно работать головой, время от времени совершая редкие, но точные выстрелы. Надеюсь, что в будущем в игру будут добавлены новые режимы, так как те, что есть в ней на сегодняшний день, довольно быстро наскучивают. Тебе хочется всё больше и больше. И да, это самая лучшая командная игра последнего времени – с этим спорить просто глупо. Если вас не смущает отсутствие в Siege сюжетной кампании, или вы просто соскучились по серии Rainbow Six, то данная игра подарит вам немало увлекательных часов. Ставлю ей 8 баллов из 10 .

По материалам hi-news

С момента основания игровой индустрии мы повидали великое множество проектов, которые были посвящены работе спец-подразделений. Чего только стоит старая добрая «Контра», горячо обожаемая миллионами людей на нашей планете, или же «хардкорная» SWAT 4. В общем и целом, тематика тактических командных боевиков о противостоянии спецназа и террористических группировок ещё никогда не была представлена так ярко, как в новом многообещающем «Tom Clancy"s Rainbow Six: Осада » от французкой компании Ubisoft. С самого момента анонса игры на E3 2014, разработчики постепенно раскрывали нам различные подробности, чем ещё больше подогревали интерес. Но что же получилось в итоге и насколько успешно французам удалось реализовать обещанную концепцию проекта? Давайте разбираться.


Нашему вниманию представлено целых пять группировок по борьбе с терроризмом. Каждая из них относится к одной из мировых держав, в числе которых Российская Федерация, США, Великобритания, Германия и Франция. В игре представится возможность побывать в шкуре бравых «Спецназовцев», оперативников французкого GIGN, английского SAS, американского SWAT и германского GSG 9. Сразу же стоит отметить то, с какой ответственностью разработчики подошли к деталям представления каждого подразделения.

Так, каждый из оперативников, коих в игре представлено аж в количестве двадцати штук (по четыре на каждую группировку), сопровождается персональным высококачественным роликом, в той или иной мере (а иногда и в довольно комичной форме) преподнося нам особенности данного класса. Также сотрудников не обошло и персональное досье, включающее в себя ФИО персонажа, его кличку, дату рождения и краткое описание «рода занятий».

Например оперативник с кодовым именем «MUTE», специализирующийся на обороне, выделяется тем, что может устанавливать особые «глушилки», которые не позволят противникам в радиусе нескольких метров использовать радиоуправляемые устройства. Подобный гаджет весьма полезен для сокрытия от глаз вражеских разведочных ботов стратегически-важных объектов. А огромный, закованный в броню парень-спецназовец по кличке «FUZE» специализирующийся на нападении, с улыбкой на лице воткнёт в стену «бомбу-матрёшку» и выпустит по ту сторону три осколочных заряда, буквально разрывающих на части всё живое в небольшом помещении.


Однако, после получасового изучения всех оперативников может показаться, что гаджеты половины из них абсолютно бесполезны и неприменимы в повседневных деньках спец-подразделений, это вовсе не так. Ubisoft специально постарались максимально разнообразить выбор оперативника. Именно того, который подошел бы вам и вашему стилю игры, коих, к слову, в игре огромное множество. Хотя, большая часть из них раскрывается при исключительно полноценной командной работе.

Действительно, не стоит ожидать от игры веселых «пострелушек» в стиле Call of Duty или Battlefield. Перед нами действительно взрослый серьезный проект, в котором ваши реакция и умение метко стрелять меркнут по сравнению с необходимостью глубокого тактического мышления и умению действовать по ситуации. Кроме того, для успеха в большей части матчей подобные навыки также требуются от членов вашей команды, ровно как приветствуется и наличие средств голосовой связи. Голосовая кооперация помогает не только играть сплочённо, но и задействовать различные инструменты вроде камер наблюдения и управляемых разведочных ботов.



Мультиплеер делится на две категории. Первой является классический матч с обезвреживанием/захватом объекта или же его обороной, который представлен в формате «Best of 5». То есть для выйгрыша вам и вашей команде необходимо одержать три победы. Неважно в какой последовательности, лишь бы сделать это раньше противника. Также присутствует категория «Ранговых схваток», доступ к которым открывается лишь по достижению 20-го уровня доступа.

В свою очередь «Осада» окромя многопользовательских режимов 5 на 5 предлагает нам также кооперативный «Антитеррор» и режим «Операции». Последний слегка опровергает убеждения некоторых игроков об отсутствии однопользовательского режима в игре. Так, нам будет предоставлено 11 заданий, выполнять которые предстоит сугубо в одиночку. Завернуты они в крохотный такой «сюжет» уровня «Есть группировка которая хочет всех убить, вы наша последняя надежда!», сопровождающийся небольшими, но приятными видео-вставками. На самом деле, «Операции» являются своего рода обучающим режимом в игре. За 11 миссий нас научат пользоваться доброй половиной инструментов, любезно предоставленных нам разработчиками, дадут опробовать нескольких оперативников в деле и подзаработать кругленькую сумму «очков славы», за которые нам предстоит разблокировать весь внутриигровой контент. На этом всё. В течение последней операции нам уже будет необходимо подключиться к другим 4-м игрокам с которыми мы и будем «спасать мир». Так что не рекомендую начинать вам играть в «Tom Clancy"s Rainbow Six: Осада» без активной подписки PlayStation Plus или Xbox Live Gold.


Возвращаясь к теме внутриигрового контента, хочется добавить, что его разработчики предоставили в достаточно крупном количестве. Несколько вариантов раскраски и модулей для персональной настройки вооружения не могут не порадовать истинных любителей выделиться на общем фоне. Однако, стоит запастись терпением, так как для разблокировки даже какой-нибудь среднестатистической раскраски для MP5K нам потребуется порядка 5000-10000 очков. Для достижения такого количества «славы» в банке вы уж точно потратите несколько часов своей жизни. Ну а если вы не любите ждать, то не возбраняется приобретение вами бустеров «славы» или очков опыта, а также специальных R6-кредитов за реальную валюту. С ними получение заветных «скинов» не должно составить труда.


А вот эту вот прекрасную раскрасочку вы получаете за приобретение «Золотого Издания» игры.

Пресловутый «Антитеррор» же предлагает нам кооперативные схватки с искусственными оппонентами в различных режимах и включает в себя возможность выбора одной из трех сложностей: от низкого до реалистичного. Сразу же хочется отметить то, что наиболее яркие ощущения вы сможете получить только на «реализме», так как на более низких сложностях успех операции в два счета складывается от банального отстрела электронных болванчиков самыми извращенными способами, вплоть до коллективного избиения оных баллистическими щитами. Однако тут Ubisoft допустили маленькое упущение: даже на реалистичной сложности противники невероятно тупы и не стесняются отчаянно «бросаться на амбразуру». Вся сложность складывается из громадного количества наступающих/сопротивляющихся ботов и невероятно безжалостных «хит-боксов». Так, поймав корпусом несколько пуль, начинаешь осознавать свою беспомощность в происходящем вокруг безумии.

В визуальном же плане игра не выглядит революционно, но это не мешает ей просто выглядеть хорошо. Да, она не дотягивает до уровня недавнего Star Wars: Battlefront , однако подобная мелочь вполне компенсируется полной разрушаемостью всего и вся. К тому же, французкие дизайнеры здорово постарались над тем, чтобы сделать локации более естественными. Заходя в очередную комнату особняка в Куршавеле, радуешься тому, что все объекты будто бы стоят на тех самых местах где им и положено быть. Отдельно стоит упомянуть детализацию огнестрельного оружия: выполнена оная на должном уровне, ровно как и баллистика в игре. Над отдачей, проникновением и скорости полёта пуль разработчики также поработали на славу.


Тем не менее, не избежала «Осада» и явных технических недоработок. При в ходе в игру на Xbox One первоначальное подключение к серверам осуществляется довольно долго и всегда безуспешно, хотя после повторного переподключения всё встает на свои места. Так же впечатления могут попортить редкие, но внезапные ошибки соединения с хостом во время перерывов, ошибки создания матчей и соединения с серверами Ubisoft. Во время же игрового процесса, каких-либо просадок частоты кадров или проблем с соединением замечено не было.

В своём проекте «Tom Clancy"s Rainbow Six: Осада» студии Ubisoft всё же довольно хорошо получилось реализовать задуманное. Это действительно новый тактический командный боевик, достойных аналогов у которого на сегодняшний день нет. И слово командный тут можно выделить двойным жирным шрифтом, так как именно в совершении операций со своими товарищами игра доставит вам массу несравнимых ощущений. Впрочем, она может и довольно-таки неслабо разочаровать при игре в одиночку. Разработчики предоставили тонны инструментов, благодаря которым вы сможете «без шуток» окунуться в трудовые будни специальных подразделений. Различные технические неполадки являются лишь маленькой ложечкой дёгтя в огромной бочке мёда, и наверняка скоро будут исправлены всевозможными заплатками.


Обзор написан по цифровой версии игры для Xbox One, предоставленной редакции издателем. Снимки экрана сделаны автором на указанной платформе.

Развлечение на пару недель или новая киберспортивная дисциплина? Разбираем игру на составляющие

Отправить

Вышла новая игра в линейке Tom Clancy"s Rainbow Six с подзаголовком Siege. Развлечение на пару недель или новая киберспортивная дисциплина? Ответит на этот вопрос только время, а пока постараемся разобрать на составляющие.

Жанр трехмерных шутеров уже долгое время находится в стагнации, и вовсе не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать это. Аркадные проекты превратились в ежегодное «каловдутие»: что-то по-настоящему интересное изобретают разве что Respawn Entertainment , а другие разработчики только и делают, что растаскивают изобретенные последними игровые механики по собственным играм. Достойных же тактических шутеров вообще раз-два и обчелся: если не учитывать более-менее популярную серию , то на ум приходит разве что , которая вышла целых десять лет назад. Тем приятнее было следить за судьбой новой игры Ubisoft — в очень сжатые сроки она смогла подрасти от «сомнительного проекта» если и не до лучшей игры 2015-го, то по крайней мере до самого интересного релиза Ubisoft в уходящем году.


Результаты очередного переосмысления серии стоят одинаково далеко как от сингл-плеерных тактических шутеров начала франшизы, так и от аркадного «пиу-пиу» из-за стены времен и . Хоть и ближе по духу к хардкорным первым частям, многие фанаты наверняка останутся разочарованы отсутствием хоть какой-нибудь одиночной компании в игре: — проект исключительно мультиплеерный, хорошо это или плохо. Максимум, что получат игроки-одиночки — это чертовски сложный обучающий режим, призванный раскрыть новичкам нюансы и тонкости геймплея в онлайне.

Стоит лишь попробовать свои силы в мультиплеере , и такие незначительные вещи, как отсутствие одиночной кампании, сразу перестанут казаться чем-то важным. Формула здешнего геймплея, как и все гениальное, проста: на небольшой карте в смертельном противостоянии сходятся террористы и бойцы спецназа. Цели каждой из сторон прозрачны до невозможности: террористам нужно взорвать бомбу или удержать заложников, а бойцам анти-террористических подразделений — не дать совершить задуманное опасным рецидивистам. Все это здорово напоминает правила , не правда ли? Не правда!


Дьявол, как всегда, сокрыт в деталях, и дьявол — это тотальная разрушаемость всего и вся, присутствующего на карте. Причем она носит вовсе не косметический характер, как в , где разрушения являются самопричиной и самоцелью — небоскреб падает, делает это красиво, все довольны. Уничтожаемые поверхности в существуют с вполне конкретной целью — они создают для игроков пространство для тактического маневрирования. И, надо сказать, у разработчиков вышло реализовать задуманное в полной мере: реиграбельность любой отдельной карты в игре благодаря такому ходу повышается в разы.

Успех или провал любого сражения зависит в первую очередь от способности его участников мыслить тактически: зачем врываться в особняк с заложниками через дверь, если можно просто взорвать стену направленным зарядом и проникнуть через образовавшийся проход? А для чего вообще штурмовать укрепления террористов, окопавшихся в одной из комнат здания, когда есть возможность просто-напросто взорвать потолок и закидать недоумевающих врагов гранатами сверху? Тактика здесь преобладает над спинно-мозговыми рефлексами: наивно полагающиеся на свое умение стрелять и решившие пойти «в лоб» игроки могут самым глупым образом погибнуть от грамотно расставленных ловушек, как в фильме с Маколеем Калкином — и бой завершится без единого выстрела.


Любое сражение в состоит из нескольких этапов. Сначала игроки выбирают подходящий класс персонажей, различающихся экипировкой и умениями. Спецназовец Sledge, например, вооружен огромной кувалдой, с помощью которой может быстро проделать проход в практически любой стене, а террорист Castle защищает проходы не поддающимися разрушению баррикадами. Это, кстати, одна из немногих неразрушаемых поверхностей в игре, но цель у нее точно такая же, как у менее устойчивых аналогов — новые тактические возможности. Всего в около десятка классов, каждый из которых по-своему полезен в стратегическом плане. Каждый из них обладает особенным набором гаджетов, недоступным остальным: тут-то и приходится решать, что будет полезнее для команды — медик или дополнительные патроны? Подрывник с зарядом термита или боец с щитом, за которым может проскочить в узкий проход хоть вся команда?

После выбора классов и снаряжения команды голосуют за точку появления на карте, а затем наступает этап подготовки, который длится ровно 40 секунд. За это время обороняющиеся строят укрепления и расставляют ловушки, а атакующие пытаются разведать происходящее внутри здания при помощи дронов с видеокамерой — узнать, какие козни строит твой соперник здесь критически важно. Ну и решающая исход сражения стадия, непосредственно, сам бой, длится 3 минуты. За этот короткий промежуток времени атакующие должны вывести заложников, разминировать бомбу или уничтожить команду соперника. Если время истекло, а совершить что-то из вышеописанного спецназу не удалось, битву выигрывают террористы.


Конечно же, получить полную порцию впечатлений и эмоций, которые потенциально может подарить игроку , можно только в компании друзей. Одиночки в большинстве ситуаций обречены на провал: даже при наличии голосовой связи в игре, нужной для победы степени синергии в команде можно достичь лишь при наличии полного и взаимного доверия со стороны всех ее участников. Зато сыгранный «стак» опытных бойцов под командованием неплохого тактика творит настоящие чудеса — смотреть за тем, что вытворяет такая команда приятно даже в случае, когда ты находишься не на стороне победителей.

Удивительно, но вдохнуть новую жизнь в тактические шутеры смогли те, от кого такие новшества ожидались в последнюю очередь - Ubisoft с их ежегодными и отличающимися друг от друга не больше, чем две капли воды, «ассасинами».

Как бы скверно ни играли вы или ваши напарники, любая стычка в Rainbow Six: Siege похожа на сцену из фильма про SWAT. Вот пятеро отважных спецов крадутся по захваченному полицейскому участку. Замечают, что дверь в одну из комнат отгорожена раздвижной заслонкой, а из соседней стены торчат анкера — вот где укрепился противник. Один из атакующих лепит на стену термический заряд. Бронированный здоровяк прячется за щитом, остальные - за его спиной, за косяками и мебелью. Другой оперативник уже достал светошумовую. Кто-то жмет кнопку детонатора, заряд неспешно прожигает дыру в стене.

Дым, щепки, какие-то клочья в воздухе. В дырищу летит граната, но ее сбивает дрон. Под ноги щитоносцу катится газовый распылитель, нападающие торопливо отступают, стремясь выбраться из едкого желтого дыма. Выстрелы не смолкают, почти все пули летят наугад. Пятый оперативник атакующих спускается на тросе снаружи и заглядывает в окно. Враги приветствуют его свинцом и бранью. Из-за наспех выстроенных баррикад выглядывают стволы винтовок и дробовиков.

И тут нападающие начинают умирать один за другим, потому что сзади на них накинулся «рэмбо». Он чихал на тактику, на приемы и на ловушки. У него скилл, и он решает. Четыре фрага ему в таблицу, а «медвежатник» за окном с горя падает вниз и сворачивает себе шею.

В этой миниатюре - иллюстрация лучших и худших моментов «Осады».

Почему здесь нет дыры в стене?

Если отбросить подробности, правила Siege примерно такие же, как где-нибудь в Counter-Strike . Одна команда удерживает позицию, охраняя заложника, бомбу или контейнер с химикатами, и ощетинивается стволами, другая старается одолеть первую лихим наскоком.

Но едва ли операция будет похожа на классическую перестрелку. Прежде всего, ни на одной локации нет хоть сколь-нибудь открытого пространства. Штурмовая группа начинает на улице, но почти все стычки происходят внутри зданий: если кто-то из обороняющейся команды выйдет на улицу, его позицию через несколько секунд засветит зависший над объектом вертолет.

Так что пятеро условных преступников (именно условных, поскольку на самом деле это тоже оперативники) окапываются внутри, а где - еще предстоит выяснить. С разведки дронами начинается каждый раунд, и пренебрегать ею нельзя, иначе команда соберет на себя все мины, обмотается колючей проволокой, нафаршируется пулями и в таком занимательном виде отправится в следующий тур.

Лучше ставить ловушку в проходах с обычной баррикадой, которая ломается ударами приклада. Потому что укрепленную будут взрывать, и ловушке не поздоровится.

Поиск злодейского «гнезда» - та еще задачка. Каждая локация - это путаница коридоров, нагромождение помещений и очень неудобно расположенные окна. Даже в самолете легко заблудиться - и это, кстати, верный способ уберечься от пули, если ваша команда слегла на первом же кордоне.

Блуждания по коридорам - не единственная сложность в механике, ведь многие стены в этом коридоре можно подорвать, а другие - проломить или прострелить. Знаете, проковырять дырочку размером с бильярдную лузу и выпустить туда целую обойму, злорадно посмеиваясь. Только не ругайтесь, поймав «маслину» в ответ, - у всякого отверстия две стороны.

Эти отверстия и есть камень преткновения Rainbow Six: Siege . Защитники предотвращают их появление, нападающие, напротив, организуют. Одни закрывают стены раздвижными непробиваемыми щитами, запирают дверные проходы, ставят ловушки, закладывают взрывчатку, протягивают «колючку», создают ложные укрытия, на взлом которых уйдут ценные ресурсы.

А нападающие всеми средствами ломают, взрывают, режут, залетают, вбегают и даже проваливаются. Какой-нибудь байкерский загородный клуб - это не просто декорация, а целый тактический театр, слоеный пирог, где каждый слой нужный.

Важно не давать противнику сделать ни одного выстрела по открытой цели. Короткая очередь запросто уложит и двоих, и троих.

Правильная радуга

Разномастные спецназовцы и их умения - это еще и одна из основ тактики защиты, проникновения и унижения противника. Кое-какие способности доступны любому и без ограничений: например, настенные щиты есть у всех защитников, равно как и взрывпакеты - у нападающих.

Но львиная доля тактических штучек индивидуальна. Pulse, американский оперативник, использует для поиска врагов датчик сердцебиения. При этом пистолет он уже одновременно держать не может, так что этот герой строго для командной игры. Как и французский Montagne с огромным щитом и толстой броней - не столько «танк», сколько передвижной бруствер для своих товарищей.

Есть суровый химик, прожигающий преграды особыми зарядами, есть обыкновенный снайпер, есть мастер ловушек, подрывающий врага прямо на пороге, есть враг радиотехники, глушащий камеры и детонаторы. Здесь двадцать классов, и почти все из них нужны в той или иной ситуации.

Тут нет случаев, когда один оперативник «контрит» другого (разве что отчасти), и беспроигрышной синергии (хотя сочетать доктора и бронежилеты Rook - хорошая идея), однако пасьянс складывается любопытный. Координация действий и сложное, точное устное планирование - не ключ к победе, а залог выживания в ходе миссии.

Это касается и защитников, которым важно укрепить одни стены, оставить другие, не запереть случайно друг друга и не дублировать средства обороны (например, не ставить на один дверной косяк и заряд С4, и ловушку спецназовца Капкана), и атакующих, кому важно ворваться внезапно, слаженно и желательно со всех сторон.

У каждого оперативника есть ролик типа «Знакомьтесь с...» и непростое прошлое. Из этого можно было бы вытянуть неплохую историю.

До обезвреживания бомбы дело доходит редко. Обычно раньше умирают либо ее хозяева, либо - те, другие.

Пять халявных фрагов

В любой командной игре единоличники не в фаворе (даже в футболе). В «Осаде» - в особенности, в том числе потому, что пара шальных пуль в лучшем случае положит оперативника на пол, чтобы тот кривясь зажимал рану, а в худшем - убьет сразу. Это ли не повод работать сообща и держать стволы по ветру?

В среднестатистической партии с незнакомыми людьми, пожалуй, лучший старт для атакующих - когда вся толпа дружно семенит за лидером. Стадо баранов? Верно. Но стадо живет дольше и насыщеннее, чем пять одиноких баранов. К несчастью, среди баранов, или просто средних игроков, или трусов, или прирожденных исполнителей обязательно окажется хотя бы один БАТЯ, который все знает и умеет без всякой подтанцовки.

Он срывается с места и исчезает в логове врага. Ловким выстрелом сквозь перегородку отнимает пару жизней, потом садится и через два-три дверных проема снимает случайную жертву, которая и подумать не могла о таком исходе. Потом на бегу убивает еще пару человек - помните? Достаточно одного выстрела.

И вот, пока вы честно разбираете колючую проволоку и вчетвером вляпываетесь в неприятности, этот чудо-человек лихо собирает урожай фрагов и скромно пишет в чат: gg.

Заложник - удобный и компактный, даже на тросе с ним можно подниматься. Только зачем это человеку, который из стрейфа валит всю команду похитителей?

Хорошенькая опечатка. Спорим, что не случайная?

Если защитники все-таки возьмутся за ум и организуют толковую оборону, шансы у «рэмбо» резко упадут. Если же такой герой затесался в ряды обороняющихся - все немного печальнее. Что еще хуже, не наделенные подобными талантами игроки тоже могут плюнуть на командные усилия и разбежаться, не перекинувшись и словечком. Вы увидели, как в чате кто-то советует взорвать потолок и закинуть пару гранат? Радуйтесь, у кого-то проснулась сознательность! А голосовой чат, как ни парадоксально, почти все время молчит.

Толковой системы индикации и целеуказания - кроме желтого маркера, который как хочешь, так и понимай, - в Siege тоже нет. Вот и выходит, что от того, насколько вам повезло с командой, качество партии зависит особенно сильно. Обычно если большая часть отряда не проявит силу воли и не сконтачится по-человечески, никакого взаимодействия не будет, а знатная механика Siege не заработает вовсе.

Похожие претензии мы адресовали Evolve . Но «Осаду» спасает то, что она куда реже повторяется и не исчерпывает себя так быстро. Благодаря ломким стенам, крюкам-кошкам, пробивным зарядам и прочим радостям спецназовца на одной и той же карте вы вряд ли увидите две одинаковые сцены. И как бы печален ни был расклад в партии, она завершится быстро и решительно, не успеет никого утомить и позволит без сожалений перейти к следующей.

Уровень в университете - единственный, где толком показывают «Белых масок» и их темные дела. В самом деле темные - поди разгляди что-нибудь в этой едкой мгле.

В битве с ботами важно не допускать их до заложника, его могут подстрелить. Пусть и не насмерть.

* * *

Еще в «Осаде» есть сражения против ИИ, однако какую бы сложность вы ни выставили, как бы слаженно ни отыграли матч, накал все равно не тот. В одиночных «ситуациях» и вовсе наворотили глупостей: карты те же, рассчитанные на пятерых, а выпускают вас в одиночестве и пытаются чему-то обучать. В этих же «ситуациях» остался и зародыш кампании - два роскошных CG-ролика про нападение на университет и героическое его освобождение. По крайней мере, та кампания могла бы оказаться зрелищной.

В мультиплеере же, который суть локомотив Siege и причина в него играть, все работает по изумительным правилам, пусть даже играющие зачастую на них чихали. Если у вас есть команда, в которой вы уверены, «Осада» восхитительна...

И тогда ее подводит только сетевой код. Не слишком часто, но все же. Бывает, пинг взлетит до небес, бывает, просто резко оборвется связь. Бывает, аккуратно вползаешь в комнату под прикрытием комода и умираешь от пули в черепушку, а потом видишь в повторе, как твой оперативник спокойно заходит в ту же комнату даже не пригнувшись. И ты уверен, что все было совсем не так, но сервер решил иначе.

Когда дело касается Тома Клэнси, Ubisoft - та ещё мастер сюрпризов. Из года в год она продаёт один и тот же Assassin’s Creed, а как только дело доходит до шутеров типа Ghost Recon, Rainbow Six и даже Splinter Cell, начинаются эксперименты. Концепции меняются так часто и так радикально, что все перечисленные сериалы уже потеряли или почти потеряли своё лицо, став просто ещё одним пустым, но громким брендом, под которым продаётся что угодно. В этом, конечно, есть и позитивная сторона: уж лучше что-то новое и непривычное, чем старое и страшно надоевшее. Но говорить о какой-то фанатской базе тут не приходится: у каждой игры она оказывается своя отдельная, а иногда её и вовсе нет, как, например, у последних Ghost Recon, не нашедших особого признания ни среди игроков, ни среди критиков.

Начиная новую Rainbow Six, нужно забыть про все предыдущие. В новой игре, конечно, сохранились какие-то концептуальные идеи, это по-прежнему контртеррористический тактический шутер, но в целом она не похожа на прежние игры. Siege - детище своего времени, и даже немного странно видеть её не условно-бесплатной. Тут, видимо, виновата западная аудитория, которая в отличие от азиатской и постсоветской так и не смогла полностью принять free-to-play и больше полагается на игры, за которые следует обязательно платить. И в этом они, кстати, только сделали себе хуже, потому что в таких играх всё равно появились микротранзации, но это уже другая тема для разговора. В общем, перед нами игра, которая замечательно смотрелась бы чуть более халявной или, как минимум, в два раза более дешёвой, чем она есть на самом деле. А так её продают за большой ценник, и это уже успело смутить если не всех, то многих.


Почему так вышло? В первую очередь, тут нет нормальной одиночной кампании. Вместо неё только 10 операций, представляющих собой, по сути, обучение азам игры. Правда, все они происходят на разных локациях, ставят игрока в разные обстоятельства и диктуют разные цели, обладают тремя уровнями сложности и несколькими видами наград. То есть, вы не только проходите задание, обучаетесь какому-то новому персонажу и важному скиллу, но и зарабатываете бонусы. Их дают, например, за то, что к финалу у вас осталось не меньше половины здоровья. Или за то, что взорвали троих террористов гранатами. Или дважды выбили дверь. Важный момент, правда, в том, что хотя это сингл, нужно всё равно быть в онлайне, иначе награды вы не получите. Такая, видимо, маленькая пакость пиратам со стороны разработчиков.

Хотя воровать эту игру бессмысленно. Это командный мультиплеерный шутер от первого лица, где общение с товарищами - самое ценное. Бой идёт 5 на 5. Одни штурмуют, другие - защищают. Террористы (без какой-либо национальности, надо отметить) либо берут кого-нибудь в заложники, либо устанавливают бомбу в здании, либо просто захватывают какой-нибудь объект, так что спецназу нужно пробраться внутрь и, в зависимости от условий, освободить и вывести заложников, установить деактиватор бомбы или просто зачистить территорию.


Звучит так, будто это такой типичный милитари-шутер, вдохновлённый Counter-Strike, и на первый взгляд он действительно им кажется. Но достаточно уже двух-трёх боев провести так, будто это CS или Call of Duty, чтобы набить себе шишек и перестать геройствовать и начать думать. Я даже больше скажу: думать в той игре вы будете даже больше, чем стрелять.

Всё начинается с того, что независимо от того, где укрылись террористы, штурмуешь как будто крепость. Почти все двери и окна всегда заколочены досками. Это касается не только входов и выходов наружу, но и внутренних помещений. Игра полностью оправдывает своё название и свои же трейлеры: действительно по ходу дела приходится пробиваться сквозь стены в прямом и переносном смыслах, брать в осаду и прорываться внутрь сразу с нескольких сторон. Если новый Rainbow Six и близок к каким-то современным мультиплеерам по духу, то это, скорее. Payday 2. Один ты ничего не стоишь. Команда - это всё. Правильный матч начинается с того, что команда выстраивает план действий: если террористы, то речь об обороне, если спецназ, то речь о штурме. И всегда нужно быть готовым к тому, что всё пойдет не так. Нужно постоянно координировать действия.


Каждая карта - это лабиринт. Неважно, здание это или президентский самолёт, оно всегда состоит из нескольких этажей, многочисленных комнат, холлов, закоулков и коридоров. Снаружи всегда есть несколько позиций для снайперов, и при наличии такого бойца команда может чувствовать себя чуть более уверенно на улице, особенно когда дело касается заложников, которых нужно выводить к точке эвакуации и там ещё, прямо на ней, ждать некоторое время.


Но внутри лабиринта никто не может быть спокоен. Во-первых, благодаря разрушаемости. Стандартная ситуация: забросить трос на крышу, вскарабкаться на высоту второго этажа, прострелить окно, влететь в пустую комнату и... умереть от выстрелов из другой комнаты. Просто потому, что противник услышал шум и решил стрелять сквозь стену. Обычно пары выстрелов хватает, чтобы проделать дыру и стрелять через неё. Не говоря уже о том, что есть специальное оружие, как раз чтобы пробивать себе путь сквозь баррикады и стены. И выглядит это даже эффектнее, чем знаменитая разрушаемость Battlefield. Не говоря уже, что там это была, скорее, декоративная фишка, и на геймплей она не сильно влияла, а здесь от неё зависит очень многое. В Siege иногда достаточно неправильной команды, маленького промедления либо ещё какой-нибудь ошибки, чтобы проиграть матч.


Во-вторых, внутри осаждённой крепости хорошая слышимость, В игре фантастический звук. Ты всегда хорошо понимаешь, откуда был шорох, с какого этажа, на какой лестнице. Ты слышишь, кто и куда пробежал, откуда прозвучала речь, где стреляли. И выстрелы ещё такие - громкие, резкие, короткие. Причем без них не обойтись. Сложно пройти миссию, не наделав шума. Хотя бы потому, что рано или поздно понадобится взорвать какую-нибудь дверь. Но стелс, конечно, тоже реален: можно идти полусогнутым и резать зазевавшихся врагов ножом.


Постепенно, матч за матчем, игрок приобретает очки, которые тратит на открытие новых классов, скиллов и апгрейдов. Открываются они относительно быстро - спустя часов пять у вас уже будет открыто около половины. Выбор персонажа и амуниции, само собой, влияет на тактику всей команды. И в этом кроется второе неоднозначное качество Siege - она для тех, у кого есть друзья. Играть с анонимами непросто, разумеется. Среди них часто встречаются либо герои-одиночки, которые в такой игре быстро гибнут и оставляют команду в неравном бою, либо трусы, либо дураки, либо просто лентяи. Некоторым хочется просто пострелять. И даже если находятся нормальные ребята, то нужно время, чтобы сработаться. А ещё лучше - нужно голосовое общение. Так что в идеале для хорошей игры в Rainbow Six: Siege нужны не только деньги и время, по и четыре друга. Если всё это есть, то вы вряд ли пожалеете.


Вердикт


Хороший тактический шутер, особенно если играть со знакомыми. Правда, сейчас он стоит чуть дороже, чем того заслуживает, и если цена имеет значение, то лучше немного подождать.


Итоговая оценка: 8 баллов из 10!