Станция подмосковная музей как добраться. Станция подмосковная. Стоимость посещения музейного комплекса


30 фотографий,общий вес 17,5Мб

В рамках строительства Рижской железной дороги (ранее Виндавской ж/д) к 1901 году была построена
станция Подмосковная. К открытию движения по дороге было сооружено и паровозное депо веерного типа с поворотным кругом. От станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. Сейчас пассажирская линия проходит севернее Подмосковной, которая по-прежнему является одним из крупнейших грузовых узлов Москвы. Расположено депо между метро Сокол и Тимирязевским лесопарком. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена инфраструктура для профилактического обслуживания паровозов. Депо обслуживает как местные паровозы (ежедневно курсирующие от Рижского вокзала в рамках экскурсионной программы Музея РЖД), так и паровозы Щербинского Кольца. Именно сюда привозят посетителей в рамках экскурсии "Ретропоезд", отправляющейся с Рижского вокзала.

В 2001-м году соорудили такую вывеску:

На станции сохранилось деревянное здание вокзала, комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним (по версии интернет источников), уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги.
Сперва прогуляемся на веер. Ранее было 13 стояночных мест, однако в последствие часть из них превратили в помещения. Сейчас есть места для 9 или 10 паровозов/ локомотивов:

Все въезды выложены из кирпича, равно как и лицевая часть веера. Основной ангар сделан из железобетона.

Несмотря на небольшой кажущийся размер веера, внутри очень просторно - ширина веера метро 30, высота до 8-9м:

Высота этого паровоза типа Л 5 метров!

В ангарах стоят также разобранные и реставрируемые паровозы:

Створки ворот, возможно, висят тут более 110 лет и повидали поколений 5 монтеров:)

Вообще довольно здорово идти по такому вееру, даже не подозреваешь, что увидишь за проходом в следующую секцию. В каждой секции 5 паровозных мест:

А тут пусто, наверное уехал пассажиров возить:)

Встретили план работ на 3 месяца вперед:

Несмотря на лояльность местных монтеров, все же было решено не попадаться им на глаза с фотоаппаратом, поэтому оттуда мы в скором времени ретировались на улицу. Еще фото въездов в ангары:

На пути веера паровозы распределяет поворотный круг, естественно до сих пор действующий:

Деревянная будка управляющего кругом сохранилась до сих пор:

Весьма интересна электрификация круга, верховая:

Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях - от западной части станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД, к станции Серебряный Бор, а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению). А выходящие из депо пути вообще жутки:

При выезде стоит еще одна раритетная вещь - гидравлическая колонка для заправки паровозов водой:

На территории депо есть еще один ангар на 2 паровозоместа. Как я понял - это основная мастерская, где проводят кратковременный мелкий ремонт, смазку и проверку деталей машин. В момент нашего посещения там стояло два паровоза Л начала 50-х годов 20 века. Высота этих махин 4,99м, а рабочая масса аж 102т!!!

Так выглядит въезд во второй ангар издалека:

У въезда стоит еще пара ржавых паровозов:

На территории Подмосковной есть еще памятники. Например, везде присутствующая мемориальная доска в память о погибших во время ВОВ:

Старая водонапорная башня, 1901 года постройки. Думаю сейчас она не используется по назначению.

"Современный" сменщик паровозов - локомотив ЧМЭ3 э 1989 года:

А вообще, мы случайно забрели в депо, такой цели не было. Просто продравшись через Тимирязевский парк, мы увидели дымящий паровоз на Рижском направлении между платформами Краснй Балтией и Гражданская и реши попробовать сходить посмотреть на паровозы, вот так вот:)

Согласно Википедии 18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла». Согласно этому постановлению, станция Подмосковная будет ликвидирована, и на её месте будет построен жилой район, чего, надеюсь, не произойдет!

Станция «Подмосковная» - уголочек начала 19 века в огромном современном мегаполисе. Станция и примыкающее к ней паровозное депо построены в 1901 году в рамках строительства Виндавской железнодорожной ветки, которая ныне именуется Рижским направлением МЖД.

Паровозное депо – веерного типа с поворотным кругом, есть собственная водокачка, водонапорная башня и угольный склад для экипировки паровозов. В 1938 году на станции был построен соединительной путь к строящемуся тогда метродепо «Сокол», через который метрополитен стал получать вагоны с завода. И если вы когда-то задавались вопросом «как же поезда попадают под землю?», то это часть ответа для вашего любопытства.

Современная станция и депо представляют собой музейно-производственный комплекс. Географическое положение депо делает его доступным для посещения в любое время.

Добраться до музея можно:

На пригородном поезде рижского направления до станции Красный Балтиец, далее по надземному переходу.

Автобусами №105 и №110 от станции метро Динамо до остановки «МИИТ»

Прогуляться пешком от метро Сокол в сторону платформы Красный Балтиец

Вход – 100 рублей, стоимость фотосъемки (без штатива) – 200 рублей.

Музейно-производственный комплекс открыт в июле 2015 года и включает в себя здание вокзала, водонапорную башню, дом (контору) начальника станции, насосную станцию, паровозное депо, поворотный круг, угольный склад, ремонтные цеха и, разумеется, множество вагонов и паровозов.

Стоит отметить очень удобную навигацию на территории комплекса, которая сопровождает вновь прибывших посетителей.


В небольшом здании вокзала мы находим сразу несколько залов:

Залы, рассказывающий нам историю об обществе Виндавской железной дороги

Зал ожидания 3го класса

Телеграфно-почтовый зал

Багажная комната

Буфет, багажная комната и почтовый залы действуют исключительно как выставочная экспозиция. Ни перекусить, ни отправить почтовую открытку домой. Зато на интерактивной панели можно составить и «отправить» телеграфное сообщение.


Следующим зданием, которое можно беспрепятственно посетить, является водонапорная башня. Башня, как и прилегающие к ней объекты инфраструктуры: насосная станция и заправочная колонка, стрелки, указатели и поворотный круг – действующие. Эта водонапорная башня до сих пор заправляет паровозы водой перед отправкой их на работы. Да, в 21 веке паровозы эксплуатируются в составе курсирующих поездов! Мы же их привыкли видеть как памятные экспонаты на какой-либо станции или у вокзала городка.


Внутри башни также есть интерактивно табло, которое рассказывает от том как производится заправка паровоза и о том, какой путь проходит вода от заправки и до выхлопа из трубы паровоза в виде пара.


Следующий объект – дом начальника станции. Тут сразу и рабочий кабинет, и гостиная, и спальная комната. Весь интерьер начала двадцатого века.


На площади находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны. Ранее для его вращения использовалась обычная человеческая сила. Крепкие и молодые парни вращали платформу руками, а барышни из окрестных деревень прибегали на них посмотреть. Сейчас, разумеется, платформа вращается с помощью электрических двигателей.


На отдельном пути стоят действующие дымящие локомотивы и макет первого паровоза Ефима и Мирона Черепановых.


Здание паровозного депо за поворотным кругом состоит из нескольких цехов. В одном находятся станки для ремонта узлов и агрегатов, в других вагоны. Один из самых интересных цехов тот, в котором расположен настоящий паровоз в разрезе. Рядом расположена коллекция масштабных копий локомотивов, вагонов и целая железнодорожная инфраструктура воображаемой станции.


Несмотря на то, что музейно-производственный комплекс был открыт совсем недавно – в выходные дни тут можно встретить множество посетителей. Одни приобщаются к паровозному делу семьями, другие в составе экскурсионных групп. Регулярно проходят исторические мероприятия-соревнования среди детей, так что можно считать их самыми главными посетителями музея. Как и подобает современным музеям - станция и депо «Подмосковная» соответствуют современным требованиями искушенных посетителей.

(G) (O) (Я) 55.814089 , 37.527858

Станция Подмосковная

Рижское направление

Московская железная дорога
Дата открытия:
Количество платформ:
Выход к:
Пересадка на:
Расстояние до Москвы :
Код станции:

Подмоско́вная - узловая железнодорожная станция Рижского направления Московской железной дороги в Москве , расположенная в районе Сокол.

История станции

Станция построена в 1901 году в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. От этой станции отправлялись поезда до открытия Виндавского вокзала в сентябре 1901 года, первый поезд отправился 2 июля 1901 года.

В 1938 году на станции был построен соединительный путь со строящимся электродепо «Сокол» , через который Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.

До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. Примерно с того же года попасть на платформу Красный Балтиец можно по пешеходному мосту, проходящему над путями станции.

В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла.

Предприятия и инфраструктура станции

Инфраструктура

Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях: от западной горловины станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД к станции Серебряный Бор , а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению МЖД). В границы станции Подмосковная входят платформы Красный Балтиец, Ленинградская и Покровское-Стрешнево, т. к. первые две расположены в непосредственной близости, а на платформе Покровское-Стрешнево до недавнего времени существовало путевое развитие, относящееся к станции Подмосковная. Путевое развитие насчитывает более 30 путей, не считая путей, относящихся к депо.

У платформы Красный Балтиец на улице Космонавта Волкова находятся остановки автобуса № 780 и троллейбуса № 57. От станции можно выйти на Амбулаторный пер., 2-й Амбулаторный пр., 3-й Балтийский пер. и ул. Космонавта Волкова. Ближайшие станции метро - «Сокол», «Войковская».

Предприятия станции

На станции находится цех ТЧ-18 локомотивного депо имени Ильича, до 2000-х годов - локомотивное депо ТЧ-16 Подмосковная. Подвижной состав - тепловозы ЧМЭ2 и ЧМЭ3 . Также на станции базируется восстановительный поезд . Работает погрузочный терминал.

Исторические памятники

На станции сохранилось деревянное здание вокзала (ул. Космонавта Волкова, д. 10, стр. 2), а также комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним, уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги; все остальные её станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. До открытия Виндавского (современного Рижского) вокзала 11 сентября 1901 года Подмосковная служила конечной станцией Московско-Виндавской железной дороги, а её вокзал выполнял функции одного из столичных вокзалов в период с июля по сентябрь 1901 года. С декабря 2008 года здания Подмосковной являются памятниками истории и архитектуры регионального значения и находятся под государственной охраной. С 2006 года Подмосковная является туристическим объектом - по станции и депо проводятся регулярные экскурсии для всех желающих. Каждое воскресенье с Рижского вокзала на Подмосковную отправляется ретропоезд на паровозной тяге. Во время экскурсии можно увидеть исторические здания станции, а также наблюдать разворот паровоза на поворотном кругу и заправку паровоза водой.

Движение по станции

Направления движения

Движение поездов по станции осуществляется в трёх направлениях:

  • На восток
  • На запад - на МК МЖД.
  • На северо-запад - на Манихино-1 , Ржев, Великие Луки , Ригу.

Движение поездов

Пассажирские поезда (3 пары в день) следуют по парку станции без остановок и только по Рижскому направлению МЖД, как и пригородные поезда (порядка 75 пар в день), останавливающиеся на платформах

В конце июля, среди прочих анонсов, наткнулся на приезд главы РЖД на открытие музейно-производственного комплекса на базе депо «Подмосковная». К сожалению, аккредитация была уже закрыта, поэтому отправился я туда уже в свободное от работы время с ребенком, который очень любит поезда.

Итак, сразу о главном — НЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ сюда в будни. Музей работает только по выходным с 10 до 16. Поскольку у музея нет даже своего сайта, то узнать об этом вы можете только из этого поста, либо с бумажки на закрытых воротах.

Станция и паровозное депо при ней были построены в 1901 году. Там же было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка. В 1938 году на станции был построен соединительный путь со строящимся электродепо «Сокол», через который Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.

Веерное депо станции «Подмосковная». 1900-1930гг

На входе встретил вежливый охранник. Денег за билеты не взял, что удивило, но потом стало понятно почему. Отвел в здание вокзала. На самом деле здание вокзала находится в другом месте, но было принято решение сделать музей в этом подсобном помещении, чтобы все объекты находились в одном месте.

Тут есть зал ожидания, касса…

… багажное отделение

еще есть буфет и макет омнибуса, в котором можно посидеть, но в принципе на этом все. Зато понятно, почему денег за вход не взяли. В ближайшее время откроется кафе в отдельном здании и начнут водить экскурсии в само депо. А пока можно посмотреть на него снаружи

Если повезет, то застанете еще неподалеку действующий паровоз

Так же в конце июля на станции открыли самое современное в России моторвагонное депо «Подмосковная», где обслуживаются пассажирские электропоезда, которые будут курсировать по Малому кольцу МЖД, а также поезда «Ласточка» и «Сапсан». От музея до депо можно дойти пешком, никто не гоняет. Через стекло довелось полюбоваться на полуразобранный Сапсан