Советы для путешествующих автостопом. Путешествие автостопом: плюсы и минусы, правила, отзывы

И не нарваться на неприятности.

В закладки

В рубрике «Инструкция» TJ рассказывает о том, как подступиться к занятиям, которые в теории вызывают интерес у многих, но на практике порождают много вопросов. В новом материале речь пойдёт о самом бюджетном, но при этом рискованном способе путешествовать, который актуален круглый год.

Что такое автостоп и кто им занимается

Автостоп - это бесплатное движение на попутном транспорте с согласия водителя. В широком смысле слова это не движение, сформировавшее вокруг себя субкультуру, а способ познавать мир и свободно по нему передвигаться, не ограничивая себя стандартными методами путешествий.

Бытует мнение, что автостопом занимаются в основном неформалы. На самом же деле голосующие могут быть разными. Есть действительно специфические ребята, есть профессиональные автостопщики (члены автостопных клубов), любители и те, кто вынужденно оказывается в ситуации, когда нужно добираться на попутках.

Клубы, сообщества, гонки

В России есть организованное движение автостопа, в которое входит несколько разных школ, различающихся не столько по территориальному признаку, сколько по подходу к путешествиям с научной точки зрения.

Первая и самая популярная школа - Петербургская лига автостопа - была основана путешественником Алексеем Воровым, который проехал автостопом больше миллиона километров. Члены этого клуба путешествуют в узнаваемых жёлтых комбинезонах и увлекаются автостопными гонками. Первая организованное сообщество автостопщиков в Москве - это Московская Школа автостопа. Его организовал известный путешественник Валерий Шанин. Одна из самых увлечённых научным подходом к автостопу и систематизации знаний о нем - Академия Вольных путешествий . Её лидер - Антон Кротов.

Есть много клубов и в регионах. Автостопщики в клубах часто тусуются вместе, ездят в путешествия группами, организовывают выезды на природу и гонки. Гонки - это соревнования автостопщиков. Участники гонок едут в команде или по одному заявленному маршруту. Побеждают те, кто доберется до конечного пункта быстрее.

Как подготовиться к самостоятельному путешествию

Перед тем, как отправляться в поездку автостопом, почитайте о способах путешествовать, найдите советы в книгах и , вдохновитесь художественными книгами («В дороге») и фильмами («Дикая», «В диких условиях»), пообщайтесь с опытными автостопщиками. Попробуйте найти себе напарника для путешествия, с ним ездить будет безопаснее и веселее.

Путешествуйте в удобной одежде и обуви. Берите с собой тёплые вещи в любое время года. Некоторые автостопщики советуют выбирать одежду ярких цветов (жёлтый, оранжевый), чтобы быть более заметными на трассе. Если вы собираетесь стопить в тёмное время суток, берите светоотражающие полоски и фонарик. Для вещей лучше всего подойдёт компактный рюкзак.

Возьмите с собой деньги и документы, нужные вам гаджеты, а также сменную одежду, средства гигиены, немного еды и спальник.

Маршрут и дороги

Всем автостопщикам полезно иметь при себе атлас автомобильных дорог. Не стоит рассчитывать только на мобильные приложения, указатели и собственные знания. Бумажный атлас помогает ориентироваться и менять маршрут по ситуации.

Для путешествия автостопом важно заранее определить маршрут, выбрать крупные города-ориентиры и промежуточные пункты с возможностью для манёвров.

При подготовке маршрута важно учитывать не только свой изначальный план, но и то, какие дороги соединяют интересные вам города. Опытные путешественники говорят, что самый короткий маршрут - необязательно самый быстрый. Обращайте внимание на типы автодорог.

  • М - магистральные дороги федерального назначения, соединяющие Москву и крупные города. Это хорошие асфальтированные дороги с большим потоком машин. На них несложно уехать, но некоторая сложность заключается в большой скорости движущегося транспорта.
  • ​А - автомобильные дороги федерального или регионального назначения. Эти дороги похуже магистральных. Они тоже асфальтированные, но поток машин меньше. Тем не менее автостоп вполне возможен.
  • Р - региональные дороги. На деле такая дорога может оказаться как более или менее приличной, с асфальтом или насыпью, так и грунтовкой и даже зимником, где стопить почти нереально.
  • К, Н - дороги местного назначения. Такая дорога может в реальности быть получше иной федеральной, а может выйти так, что этой дороги не будет вообще. Не зная дорогу, не стоит планировать по ней маршрут.

В городе стопить гораздо сложнее. Перед вами часто будут останавливаться таксисты, и даже обычные водители cтанут просить деньги. Поэтому начинайте стопить на выезде.

Один из важнейших моментов в автостопе - это удобная позиция, где водителю будет удобно остановиться. Такие попадаются нечасто, так что ради них не жаль пройти несколько километров пешком, но зато быстрее уехать.

Самые неподходящие и нелогичные для голосования места - на мосту, на эстакаде, в тоннеле, в зоне действия знака «остановка запрещена», на крутом подъёме или спуске и в черте населённого пункта, а также на автобусной остановке (водители машин будут думать, что вы ждёте автобус).

На трассе есть и некоторые особенные точки, с которыми связано снижение скорости или смена направления движения. Это посты ДПС, границы и таможни, перекрёстки и разветвления дороги, железнодорожные переезды, большие дефекты покрытия, светофоры. Позиции перед такими точками очень неудачные, а вот через 20-30 метров после них вероятность остановить машину заметно увеличивается. Если таких точек много, то лучше стать за последней из них. Также удобно голосовать на изгибах трассы, где водители притормаживают.

Хорошая штука для старта автостопного маршрута - так называемая «волна». Это большой поток машин, движущийся из города. Наиболее ярко выражена утренняя «волна» между 7 и 9 утра. Чуть менее заметна вечерняя, в 18-20 часов (при этом вечером многие машины едут в пригород).

С часа ночи до пяти утра количество машин заметно сокращается, но движение всё ещё возможно, если вы выглядите приметно и запаслись фонарём и светоотражающими полосками.

Как правильно голосовать

Многие начинающие автостопщики очень переживают из-за того, как правильно голосовать и держать руку. Некоторые, подражая героям европейских фильмов, поднимают её большим пальцем вверх, другие просто держат руку параллельно земле.

В Европе действительно принято голосовать с большим пальцем вверх. Этот жест записывает вас в ряды автостопщиков. А вот в России делать так совершенно необязательно. Голосуйте как хотите, но помните, что жест должен быть энергичным и уверенным. Не машите рукой, не голосуйте стоя вполоборота, боком или спиной.

Многие автостопщики советуют не стопить всех подряд, а выбирать конкретную машину, которая, по вашим ощущениям, должна остановиться, стопить именно её, смотреть водителю в глаза и надеяться на успех.

Ещё на Западе часто голосуют с табличками. Так делают и у нас. Часто это помогает уехать, потому что водители видят название родного населённого пункта или места, куда едут сами, и понимают, что им с человеком точно по пути. Но не стоит сразу указывать слишком далёкий город. Если вы голосуете под Москвой, не пишите, что собираетесь в Хабаровск - это может отпугнуть водителя.

Как общаться с водителями и вести себя в дороге

Перед тем, как сесть в машину, лучше сразу договориться с водителем обо всех условиях. Расскажите в двух словах, куда вы едете, попросите подвезти. Можно сразу назвать конечный пункт, но добавить, что будете рады просто проехать в ту сторону. Сразу предупредите, что вы путешествуете автостопом (без денег).

Некоторые водители берут к себе автостопщиков в надежде, что те развлекут беседой или отгонят сон. С самого начала попробуйте завязать небольшой разговор: расскажите немного о том, куда и зачем едете, расспросите водителя о местах, по которым путешествуете.

Если водителю нужна помощь, постарайтесь ему помочь: поделитесь лекарствами, едой, полезными вещами, помогите поменять пробитое колесо.

Питание и ночлег

Лучше всего возить с собой небольшой запас продуктов и воды. Это могут быть любые снеки и нескоропортящиеся продукты. Но если вы путешествуете не в глуши, то можете покупать в дорогу всё, что привыкли есть дома. Для путешествий в холодное время года берите с собой горелку с газовым баллоном, чтобы всегда можно было обеспечить себя чаем и горячей пищей.

В городах автостопщики часто ищут вписки. Современный способ вписываться к незнакомым людям в других городах - каучсёрфинг через сайт , где многие люди готовы приютить вас совершенно бесплатно, а часто ещё и показать город.

Как обезопасить себя

В дороге важно мыслить здраво, всё время анализировать ситуацию и придерживаться простых правил безопасности.

  • ​Самая большая опасность в автостопе, как и вообще на дороге, - это авария. Старайтесь не садиться в машину к лихим водителям и пристегивайтесь на переднем сидении.
  • Не спите ночью в машине.
  • Будьте осторожны, если водитель начинает засыпать. Развлеките его беседой, предложите остановиться на некоторое время.
  • Не садитесь в машину к пьяным водителям и сами старайтесь оставаться трезвым.
  • С осторожностью относитесь к тому, что водитель подсаживает других людей по пути.
  • Не возите с собой оружие, но продумайте, что из ваших вещей может на всякий случай служить средством самообороны.
  • Если вы девушка, несколько раз подумайте, действительно ли вы готовы ездить одна и, если что, сама себя защищать. Одевайтесь скромно, чтобы вас не спутали с другими девушками на дороге.
  • Доверяйте своим предчувствиям. Если вам кажется, что не стоит садиться в машину или вы чувствуете, что нужно из неё выйти, сделайте это и поблагодарите водителя.
  • Предупреждайте близких людей о поездке и её примерном маршруте, старайтесь связываться с ними в пути.
  • Возите с собой документы и немного денег. Лучше также взять в дорогу необходимые лекарства.

Как стартовать уже завтра

Достоинство автостопа в том, что таким способом можно начать путешествовать хоть завтра, потому что для этого не нужно покупать билеты, бронировать гостиницы и иметь много денег. Нужно лишь свободное время.

В первый раз лучше путешествовать в тёплое время года и выбирать короткий маршрут по оживлённой трассе (150-200 километров). Будет удобно, если обратно можно вернуться на электричке.

Предупредите близких людей о том, куда вы направляетесь. Оденьтесь удобно, возьмите с собой небольшой рюкзак, положите туда карту, гаджеты, документы, деньги и немного еды. Примерно в 7 утра встаньте на выезде из города в интересующем вас направлении. Выберите правильную позицию и начинайте уверенно голосовать. Когда остановится ваша первая машина, вы поверите в то, что автостоп существует и теперь вы тоже можете свободно путешествовать таким образом.

Посмотреть мир своими глазами хотят многие. Хорошо, если вы достаточно зарабатываете и можете позволить себе купить путевку. Ну, а что же делать, если вы еще студент и не имеете постоянного дохода? Или ваших отпускных явно не хватает для путешествия?

В этом случае путешествие автостопом – выход для вас. Можно бесплатно добраться практически до любой точки мира, зная всего лишь несколько секретов.

Как путешествовать автостопом правильно

Как правильно останавливать попутку?

Вам необходимо добраться до определенного города, а денег на поездку у вас нет. Самое время попробовать автостоп. В вашу сторону на своих машинах едут огромное количество людей. Берите карту автодорог, вещи и езжайте в край города, там, где начинаются трассы.

Попутку можно тормознуть и около своего дома, но как показывает опыт, так вы только до окраины города можете добираться полдня. Гораздо больше шансов, что на загородной трассе вам встретится водитель, которому с вами по пути.

В путешествии автостопом ничего трудного нет, хотя это целый вид спорта. Наибольшая сложность – психологическая, и заключается она в способности попросить подвести вас без денег.

Конечно, буквально об этом просить не стоит. Вы просто идете по шоссе метров сто, поворачиваетесь лицом к городу и голосуете. Для этого вытяните в сторону правую руку с поднятым большим пальцем руки. показывает, что вам надо доехать, но денег для оплаты у вас нет. Многие водители понимают этот знак и через какое-то время, перед вами остановится машина.

Как правильно останавливать попутную машину

Теперь необходимо первому завести разговор. Коротко сообщите водителю, куда вы направляетесь и попросите вас подкинуть. Общайтесь вежливо и улыбайтесь. Водитель может все-таки попросить денег. В таком случае скажите, что их у вас нет, поблагодарите и продолжайте голосовать на обочине.

В основном попутчиков подбирают те, кто особо ни куда не спешит и им просто скучно. Это могут быть дальнобойщики, дачники или просто люди в хорошем настроении. Не стоит надеяться, что вас подберет кортеж президента или скорая помощь.

Через какое-то время вас все равно подберут. Поблагодарите обязательно.

Обязательно определите, какой водитель перед вами

Теперь постарайтесь распознать, что за водитель перед вами: слушатель или болтун, которому нужны свободные уши. Затем просто поговорите с человеком по душам, приняв правильную роль. Вероятнее всего, менее чем через час вы уже перейдете на ты.

Правильно определите водителя

Вот так вот, интересно общаясь, вы и не заметите, как доедете до места, где ваши пути расходятся. Поблагодарите водителя и голосуйте дальше.

Важно: таким способом можно добраться куда угодно, но есть моменты, о которых нельзя забывать:

1. Первое, не просите вас подвезти, как будто вы просите милостыню. Не умоляйте, а просто спрашивайте, как будто спрашиваете, который час или стреляете сигарету. Машин на дороге много и ни чего страшного нет, в том, что вас кто то не хочет подбирать, вы всего лишь предлагаете свою компанию.

2. Второе, установить с водителем эмоциональный контакт и обязательно будьте вежливы. В любом случае поддерживайте беседу, ведь он только из-за этого решил вас подвезти.

3. Третье, оденьтесь ярко, но просто. Подберите стиль, который покажет, что вы свой парень. Отлично подходит легкий спортивный стиль. И совсем не подходит строгий классический костюм. Вести себя лучше слегка небрежно, чем казаться крутым и представительным.

В этом видео рассказывается, что нужно взять в путешествие автостопом.

После нескольких раз, вам понравится и вы станете закоренелым автостопщиком. Затем, будете также подвозить попутчиков, помня, что раньше сами были на их месте.

Как вы знаете, с недавних пор я перешел на новый уровень путешествия самостоятельно – автостоп. И в этом году с 1 июня мы с Милой отправились в . Кроме этого условия наша поездка была еще бессрочной, а за плечами имелась палатка. Это не значит, что теперь я буду колесить по миру только таким образом, однако, как любой развивающийся человек, нужно повышать уровень сложности, чтобы расти. Я знаю, что не многие путешественники могут позволить себе такую проверку нервов. А ведь это действительно проверка, прежде всего самого себя и своих сил. Я бы сказал, что путешествуя автостопом, человек начинает по настоящему жить (для кого-то, может, и выживать), а именно при таких условиях законы жизни (аксиомы) начинают более явно проявляться. Я могу утверждать, что они работают для всех людей и в привычном мире, но заметны они становятся только когда остается больше места для внезапности, случайности, неизвестности, не запланированности, называйте как хотите. И сегодня я хочу осветить 10 аксиом (именно аксиом, потому что они просто работают без доказательств и причин), с которыми мы столкнулись в пути, путешествуя по миру автостопом с палаткой .

Запомнить нужно одно – аксиомы действуют при любых обстоятельствах, хотите вы этого или нет, все зависит от времени. Но, если вы добавите хотя бы капельку веры, то работать они будут чуть быстрее, вы уж поверьте.

Правило №1. Если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас подвезет бесплатно.

Это правило включает в себя сразу две аксиомы:

  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас увезет,
  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который подвезет бесплатно.

Давайте рассмотрим первый случай. Бывало такое, что стоишь в какой-нибудь глуши уже несколько часов, а дорога настолько безжизненная, что кажется, мы отсюда не уедем никогда. Такая ситуация была с нами в Турции, когда нам очень хотелось попасть на , что располагается на вершине горы. Населенных пунктов по близости раз-два и обчелся, транспорта почти нет. Одна автостопщица рассказывала, что они с группой добирались до Немрут Дага пару дней, ночуя по дороге на обочине, так как совершенно не было попуток. Место на тот момент было еще не очень туристическим, а автобусы туда не ходят, поэтому мы не знали, уедем ли вообще. И что вы думаете, уехали. В тот же день на маршрутке с рабочим, который как раз приводил в порядок эту достопримечательность. Обратно спустились по счастливой случайности с тем же дядькой.

Теперь второй случай – широкая автострада с огромным количеством машин, которые просто не останавливаются, а те единицы, которые притормозили просят денег. Такая ситуация была с нами в Азербайджане, где в туристических местах встретить сердобольного водителя просто нереально, там все подрабатывают таксистами, даже если перед вами остановился крутой белый лексус – это тоже такси. А если вы решите отойти пешком на пару километров, то таксисты, которые вас увидят, будут специально “тащиться” за вами, вдруг передумаете. Это хорошо в Азербайджане еще русский язык знают, а в странах, где у вас проблемы с языком нужно обязательно выучить фразу на местном “нет денег”, чтобы избежать возможных проблем. В итоге мы потратили кучу времени на смену позиций и на ловлю нормальной машины, но все равно уехали.

Правило №2. Если долго не можешь поймать машину, смени позицию.

На первый взгляд, кажется, что это и так понятно любому автостопщику, зачем об этом писать. Однако, есть нюансы. Это правило применяется даже в спецефических случаях, когда кажется место выбрано идеально, машин ходит нормально, автостоп в стране хороший, проблем не должно быть. Но блин! Никто не останавливается, хоть тресни, даже пресловутые таксисты, сидя в салоне в гордом одиночестве, проезжают мимо и в ус не дуют. А нужно всего лишь сменить позицию, можно просто пройти вперед или назад буквально на несколько шагов. Смешно?! Проверьте сами! По началу и мне было смешно, а потом начал этим пользоваться.

Правило №3. Закон подлости.

Кстати, одни законы можно использовать, чтобы сократить время работы других законов. К примеру, всем известный закон подлости. Если среди вас есть те, кто курит (я себя к таким не отношу, но видел как это работает по факту), то наверняка они знают, что если долго стоять на остановке, а автобуса все нет и нет, то достаточно только достать сигарету и прикурить, как по закону подлости подойдет нужный автобус. Причем чем сильнее вы хотите курить, тем быстрее и точнее сработает этот закон.

В нашем случае часто точно так же срабатывало с едой. К примеру, мы долго находимся в дороге, сменяя одну машину другой, не находя времени даже на перекус. И вот, когда наконец выдалась свободная минутка, я полез в рюкзак (расстегивая крышку, развязывая узел, доставая пакет со съестным), как неожиданно перед нами тормозит автомобиль с предложением подвезти. Даже руку поднимать не надо.

Так вот, как я уже говорил, этот закон можно легко пробовать использовать, совмещая с первыми двумя правилами, чтобы быстрее поймать машину.

Правило №4. Дают — бери!

В дороге частенько что-то предлагают совершенно безвозмездно, от души. Когда мы с Милой только-только начали путешествие автостопом, то как “воспитанные” люди отказывались от предложенного, стесняясь или думая, что это “не прилично”. Пока не наступал тот момент, когда предложенная ранее вещь (услуга) реально была нужна.

В Казахстане, будучи уже на выезде из страны, и замерзая от наступивших сентябрьских холодов, мы потратили последние местные деньги, думая что осталось нам недолго. Тут вдруг очередной водитель предложил нам 1000 “тугриков”. Это не так много, буквально на обед на двоих. Мы сначала отказывались, думая, что до границы дотянем, но водитель настоял, и я их взял. В итоге автостоп в тот день был совершенно плохой, а в рюкзаке кроме полбулки хлеба ничего съестного. Вот и пригодились деньги на восстановление энергии в холодную погоду.

Еще один пример: в дороге у Милы случилась небольшая проблема с зубом. Прибыв в Догубаязит (Турция), мы познакомились с ребятами-курдами, среди которых была девочка-стоматолог. Она предложила Миле совершенно бесплатно “отремонтировать” зуб. Договорились на прием после , но потом девушка забыла, а Мила не стала настаивать из-за типичной “скромности”. В итоге запустила зуб, теперь его лечение вышло в два раза дороже.

Поэтому, дорогие друзья, если вам окружающие что-то предлагают от чистого сердца, не отказывайтесь, потому что мир считает, что на данный момент вам это нужно. Только не надо путать с такими понятиями, как “наглость”, “попрошайничество” и “обязанность”, эти качества с данным правилом не работают.

Правило №5. Если в пути вам кто-то что-либо пообещал и не выполнил, то за него это сделает другой.

А вот это очень интересная аксиома. Если об остальных я еще где-то слышал или интуитивно догадывался, то этот закон всплыл совершенно случайно. И началось это в Азербайджане. Вообще азербайджанцы очень добрый и гостеприимный народ, но есть у них в менталитете такая штуковина, как “словесная показуха”. Не раз сталкивались с примерно следующим азербайджанским поведением.

Вы познакомились, подружились, вас пригласили в гости, рассчитывая как раз на вашу природную “скромность” и отказ. А вы берете и соглашаетесь. Опа! И после этого неожиданно ваш новый знакомый испаряется в неизвестном направлении. С таким мы сталкивались не только в этой стране, но там больше всего. Очень обидно было по-первости, рассчитывал на человека, доверился, а он… Однако, не стоит отчаиваться раньше времени, потому что если человек вам пообещал “в гости”, и вы ему поверили, ожидая выполнения обещанного, то мир вам это даст, только с помощью кого-то другого.

Клянусь, так и есть! Пример, в Грузии на границе нас подвозил азербайджанец, ехавший на свадьбу к родственникам. И по привычному менталитету пригласил нас туда же в гости, рассчитывая что мы откажемся. Но, мы то уже на тот момент знали, что не стоит отказываться, если предлагают, взяли и согласились. Азербайджанец не ожидал, и до места назначения нас так и не довез. Высадил где-то на середине пути, сказав, подождите 5 минут, я спрошу у своих родственников насчет вас, а потом вернусь в любом случае. Мы час простояли, так он и не вернулся. За это время стоянки мы познакомились с грузином, который после 5 минутного разговора с нами, увез к себе домой.

Еще один пример в Узбекистане мы двигались в сторону Самарканда. Один паренек, подобравший нас, и ехавший совсем не туда, решил помочь. Он позвонил своему другу, который тоже собирался в Самарканд, но через час, и договорился с ним о том, чтобы тот забрал двух туристов в указанном месте. Мы прождали этого товарища полтора часа, собираясь вновь выходить на дорогу голосовать, как вдруг к нам подошли трое незнакомых узбеков и спросили, куда мы направляемся. Оказывается ребята тоже ехали в Самарканд и решили нас подбросить.

Как видите, закон в нашем случае срабатывал в тот же день.

Правило №6. Земля-то она круглая!

Или я бы еще назвал так: “Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Не нужно беспричинно обижать людей, которые встречаются вам на пути, потому что эти же самые люди могут встретиться вам вновь и оказать помощь.

Такой случай у нас был в . Мы с Милой шли по одной из тропинок, разговаривая между собой, как вдруг, проходящий мимо молодой турок, услышав нашу речь, на чисто русском спросил “откуда?”. Мила, уставшая от чрезмерного внимания горячих турков решила, что он хочет выпендриться и хотела уже ответить ему в грубой форме, однако, вовремя передумала. И что же? На выходе из долины, когда мы не знали, на чем же выбраться с того места, мы случайно столкнулись с тем самым парнишкой, который предложил подвезти на своей машине. Как вы думаете, захотел бы он помочь, если бы ситуация изначально сложилась иначе?

Правило №7. В любом заборе есть дыра.

Этот закон действует в основном на достопримечательности, которые имеют очень большую территорию, и зачастую расположены под открытым небом. Но даже в закрытые помещения можно найти “черный ход”. Такие ходы находились, к примеру в собор или в . Лично я нашел дыру даже в обычном заборе в Элисте. Так что если у вас есть какое-либо ограждение, советую пройтись по его периметру, там наверняка найдется “секретный лаз” ;).

Правило №8. Чем хуже отзываются о какой-либо стране (нации), тем гостеприимнее и добрее там люди.

А эта аксиома выявлена уже не первым автостопщиком. Люди такие существа, которые любят всякие байки, особенно о тех местах, где сами не бывали. Что поделать, жить-то скучно, приходится себя развлекать историями, благо воображение развитое.

Очень часто можно услышать негативные или компрометирующие отзывы о соседних народах. К примеру в Узбекистане таджики плохие, а в Таджикистане – узбеки. В Турции курдов боятся и смакуют . Армяне азербайджанцев не жалуют понятно по каким причинам, а азербайджанцы армян. Вот только многим невдомек, что я, как турист, не отношусь ни к тем ни к другим, я не террорист, не убийца, не вор, не взяточник, и даже не гастарбайтер. Почему ко мне в той стране должны относиться плохо? Я еду в гости, страну посмотреть, с людьми познакомиться, у меня самые добрые намерения.

А смешнее всего, что самые страшные истории рассказывают те, кто сам никогда не был в в той стране, о которой нелестно отзывается и не общался с ее местными представителями. Или еще распространенный шаблон: многие фурщики по ходу поездки общаются только с определенными “органами”, а потом делают вывод, что весь народ такой. О чем тут еще можно рассуждать?

Правило №9. Чем больше вкладываешь (материально, физически, морально), тем больше получаешь.

Об этой аксиоме вам расскажет любой успешный миллиардер или бизнесмен. И работает она не только с деньгами. Как вы думаете, почему многие богатые люди мира занимаются благотворительностью? Или являются спонсорами крупных проектов? Да потому что они знают, как работает этот закон (аксиома) жизни.

Мы тоже с наглядным примером столкнулись только в путешествии автостопом. И вкладывали мы не только деньги, убедиться в этом достаточно, если посмотреть . Но всегда лучше рассматривать ситуацию на примере. Заметил, что если мы потратим в день на билеты, еду, транспорт, больше, чем рассчитывалось, то в это же день нас могут угостить бесплатно обедом, пригласить в гости, или на ужин. Да даже вспомним ужасный физически затратный спуск в каньоне Ихлара, совсем не ожидал, что после такого у меня руки и ноги ходуном ходить будут. И в тот же вечер мы попадаем (что случилось единственный раз в Западной части Турции).

Или в Узбекистане от местной еды заработали расстройство желудка, так в этой стране мы вообще палаткой не пользовались, ночуя у кого-то в гостях. Конечно, в гостеприимных странах все намного легче получается, чем к примеру в той же Боснии и Герцеговине. Однако не стоит забывать, что любое правило действует лучше и быстрее только в определенном состоянии, о чем я расскажу ниже.

Правило №10. Будь оптимистом и все получится!

Думаю, нет смысла говорить о том, что позитив притягивает позитив, а негатив – соответственно, сто раз писал об этом на блоге. Сколько раз бывало, выйдем с Милой на дорогу не в духе, так ни одна машина останавливаться не хочет. А если и останавливается, то не везет с водителем. Попадается какой-нибудь “шумахер” в лучшем случае, а в худшем – товарищ, с которым проблем не оберешься. Поэтому прежде, чем “стопить”, мы с Милой стараемся разобраться в конфликте между нами, а уже потом с чистыми мыслями идем навстречу судьбе.

Если вы занимаетесь своим личным развитием, то данное правило должно быть для вас первостепенным. Об этом говорят все эзотерические и духовные учения: трансерфинг, симорон, эзотерические практики, йога и т.д. По идее это правило надо ставить на первое место, потому что оно является на мой взгляд основой для всех остальных. Но, уж очень хотелось завершить список чем-нибудь позитивным. Так что будьте оптимистами, друзья, и все у вас получится вне зависимости от того, чем вы занимаетесь в этой жизни.

Навык езды автостопом я считаю достаточно полезным.

Во-первых, путешествуя автостопом, вы учитесь быстро оценивать обстановку и принимать решения. Действительно, когда вы садитесь (а в идеале еще до того как сели) в автомобиль к водителю, вам необходимо быстро оценить что перед вами за человек, какие у него жизненные интересы и т.п. Замечать приходится буквально все: кольца на пальцах, висюльки на зеркале, наклейки в салоне, выражение лица и прочее.

Во-вторых, начав ездить автостопом, вы учитесь находить с совершенно незнакомым человеком общий язык , выводить водителя на интересные для вас темы или раскручивать его на разговоры о нем самом. Конечно, иногда водитель вовсе не собирается с вами разговаривать – тогда автостопер просто отдыхает и наслаждается музыкой или дорогой.

Кроме того, вы учитесь преодолевать страх и робость . Впервые выйти на трассу и поднять большой палец верх – нередко сложная задача. Когда человек только начинает ездить автостопом, в голову лезут всякие глупые мысли «а как на меня посмотрят люди? А возьмут ли меня?» Когда машина останавливается – вы учитесь входить в контакт с новым человеком. Иногда водители сами будут открывать вам дверь с криком «садись, а то я засыпаю». Это зачастую бывалые дальнобойщики, для которых автостопер – особенно желанный гость. В целом, вы поймете, что ехать автостопом не так опасно и страшно, как может показаться тем, кто ни разу так не ездил.

На трассе вам встретится много интересных людей. Вы сможете познакомиться с психологами, профессиональными охотниками, хоккеистами, изобретателями и бизнесменами. Конечно, не в каждой пойманной машине вас будет ждать увлекательный собеседник, но иногда они встречаются и такие поездки запоминаются на всю жизнь

Научившись ездить автостопом, вы почувствуете свободу от автобусов и поездов. На попутках можно хоть с Москвы до Хабаровска доехать, а можно и дальше. Но лучше конечно же начинать с более коротких дистанций.

Следуя определенным правилам, и не забывая работать головой, вы сможете вполне безопасно ездить автостопом, открывая новые города и дороги.

Итак, мои правила как ездить автостопом:

Оденьтесь правильно если вы девочка – все должно быть закрыто, не в обтяг и неэротично. Автостоп это не показ мод, а средство передвижения. Одевайтесь ярко. Идеальный вариант – наличие светоотражателей (даже днем). Камуфляж и кожаные куртки это может быть круто во дворе, но не на трассе. Тут вас не должны спутать с местным жителем (хотя, если вы в камуфляже весь из себя турист – то, сойдет).

Идеально ездить автостопом парой мальчик-девочка. Берут проще, принимают за пару, к девочке не пристают.

Вещи желательно хранить в рюкзаке, а не в сумках или пакетах. Рюкзак – еще одна вещь, которая намекает, что вы путешественник, а не житель окрестной деревни. В рюкзак положите фонарик, зонтик, если грозит дождь, влажные салфетки. Не забудьте взять с собой и документы.

Если вы хотите начать ездить автостопом — первый маршрут выбирайте километров в 150-300. И выезжайте утром. Так при жестком невезении, вы хотя бы к вечеру приедете (а если все нормально, то через 2-4 часа).

Место для автостопа выбирайте там, где водителю будет легко вас заметить. Либо это участки, где автомобили еще не успели набрать скорость (после поста ДПС, например) или там, где они естественным образом ее снижают (перед поворотами).

Когда машина остановится – помните, вы не обязаны в нее садиться , только потому что она остановилась. Более того, если машина остановилась сама, когда вы ее даже не стопили – лучше перестраховаться и не садиться. Ваша безопасность – в ваших руках. Автостопер сам выбирает машины, на которых едет.

По этой же причине, стопить стоит не все подряд (держа поднятой руку, по потоку машин), а ловить взглядом понравившуюся машину и поднимать руку именно ей (заранее конечно).

Один из оптимальных вариантов фраз, которую нужно сказать, когда открываете дверь автомобиля: «Здравствуйте, автостопом в сторону …… возьмете?». Из этой фразы водителю сразу становится понятно, что А) вы едете автостопом. Б) вас устроит, если вас просто подбросят в сторону нужного города, и ему не обязательно вас везти прямо до нужного вам места, вас устроит, что он подвезет вас пока ему с вами по пути (обычно они говорят «я только до деревни Гадюкино/до поворота на Урюпинск» — «отлично! На повороте …., высадите»). В) Это уже правило из психологии. Когда автостопер говорит «в сторону Хабаровска не подбросите?», гораздо легче на автомате сказать «не подброшу», чем, если вы предлагаете утвердительно «взять».

Если вы полчаса ничего не можете поймать – такое бывает. Это в пределах нормы. Но возможно стоит сменить позицию или умыться. Как правило, автостоп доступен каждому, но бывают мелочи, которые заставляют водителей проехать мимо вас.

В беседах с водителем, есть мнение, что нельзя касаться трех тем: политики, религии и секса. Любое правило автостопа – это не правило, а рекоммендация. В любом случае, по первым двум темам не стоит вступать в жесткую конфронтацию, а лучше просто перевести тему. По третьему – если едете с девушкой – есть смысл тему менять сразу же.

Не страдайте фигней на трассе. Если лОвите машину – так ловИте ее. Помните, что пока вы гуляете по полям, прыгаете на стогу сена возле трассы, вы не только потеряете «товарный вид», но и пропустите кучу добрых водителей. Так же не бросайте монетку «в жертву дороге». Это бред и те кто сорят деньгами ездят не лучше тех, кто никогда этого не делает. Это суеверие – лишь демонстрация несистемности их .

Самый лучший вариант – в первые поездки ехать с бывалым стоппером. С ним будет и безопасней, и узнаете много его собственных правил езды автостопом.

И помните, что автостоп это не поездка задарма, это не халява, а взаимовыгодное сотрудничество автостопера и водителя.. Это не водитель делает вам великое одолжение, что берет вас с собой, а вы делаете ему интересное предложение пообщаться и совместно скоротать время в дороге.

Теперь вы, в общих чертах, знаете, зачем и как ездить автостопом. И, если вы решитесь на свой первый автостоп — надеюсь мои правила вам помогут.

А теперь вы можете перейти на
или посмотреть другие интересные записи из рубрики .

Путешествие автостопом — это нечто большее, чем просто возможность съездить куда-то с минимальными затратами, это целая культура, которая позволяет по-новому взглянуть на мир, расширить свой пространственный диапазон, ощутить всю красочность и полноту жизни, завести неожиданные знакомства и испытать собственную выносливость и изобретательность.

Интересно, когда люди додумались до такого способа передвижения?

Ломоносов и автостоп

Говорят, что путешествие автостопом по России имеет историю длиной в 300 лет. Первым счастье на этом поприще испытал Михаил Ломоносов, которого в шутку называют первым автостопщиком. Ведь, действительно, чтобы получить образование, он преодолел расстояние почти в 1000 километров, добираясь из Холмогор (Архангельская область) до Москвы то пешком, то на чьей-то телеге. Вот какая сильная у человека была жажда знаний.

Автостоп: зачем это нужно

Современную же традицию таких путешествий тоже завели студенты — народ взбалмошный и готовый на всякого рода экстрим. Но это было продиктовано не так безденежьем (хотя невысокие стипендии — тоже двигатель всяких безумных идей), как желанием "оторваться по полной" с помощью массы новых впечатлений.

Ни к чему отрицать, денежный аспект все равно является одним из стимулов в таких поездках. Кто же откажется от экстремального отдыха, который возможен не вопреки, а именно благодаря такому дешевому способу передвижения?

Хотя крайне неразумно начинать без какой-либо подготовки собственное путешествие автостопом; плюсы и минусы следует все же обдумать заранее. На одном энтузиазме далеко не уедешь и в прямом, и в переносном смысле.

Также навыки автостопа пригодятся, когда нет билетов до нужного пункта в разгар сезона, когда расписание транспорта крайне неудобное, когда хочется исследовать какую-то местность или страну и погрузиться в реальность происходящего. Кажется, что каждый человек хотя бы раз в жизни должен вкусить этот запах пыльных дорог, чтобы прочувствовать, что это такое. А для кого-то он может стать и стилем жизни.

Плюсы путешествия автостопом: экономия средств

Когда слышим, что кто-то умудрился объехать полмира со 100 долларами в кармане, то сразу возникает мыслишка: "А мне слабо?"

Это правда, что водители денег с автостопщиков в основном не берут. Если учесть немалую стоимость проезда в то это существенный плюс. Своеобразной платой за услугу является простое человеческое общение. Обычно попутчиков берут к себе в кабину дальнобойщики, которые много часов просиживают за баранкой, и им попросту хочется выключить радио и послушать живого человека. Вот такая взаимовыручка.

Это не значит, что денег в поездку брать не надо, ведь в дороге все что угодно может случится (к примеру, придется обратиться в больницу), просто нужно хорошо экономить. Крупные купюры лучше разменять на более мелкие.

Эмоциональный аспект

Итак, из всего вышесказанного понятно, что отсутствие средств и уйма свободного времени — отнюдь не основная причина того, что заставляет человека тормозить незнакомые машины. Настоящим автостопщиком руководит желание увидеть страну как бы изнутри, познакомиться с местными жителями, послушать байки разговорчивых дальнобойщиков.

Конечно же, есть негласные правила путешествия автостопом относительно того, каким собеседником надо быть. Водитель в основном берет попутчика для собственной потехи, и если он начинает разговор, то лучше его поддерживать и отвечать не односложно, а давая больше подробностей.

Зависеть от своего везения или чужого произвола не всегда удобно, потому что никогда не знаешь, сколько придется ждать следующую попутку, застанет ли дождь в дороге, найдется ли ночлег в новом городе или вообще нужно будет ночевать в поле под кустом.

Но именно этот, на первый взгляд, недостаток путешествий автостопом так манит своих приверженцев. Если утрировать суть таких поездок, то можно сказать, что человек сам создает себе экстремальную ситуацию, сам героически находит из нее выход, одновременно повышая чувство собственного достоинства, — и вуаля: потом есть чем похвастаться друзьям.

Свобода передвижения

Приятно ощущать, что не зависишь от наличия билетов, расписания автобусов и т. д. Это состояние называется "сам себе хозяин". Путешествие автостопом дает возможность следовать своим неожиданным импульсам, к примеру, увидев интересную картину за окном, можно без зазрения совести поддаться внутреннему порыву и выйти, чтобы рассмотреть все вблизи. А можно спонтанно изменить маршрут или даже задержаться где-то на денек-другой.

Безопасность

Нельзя отрицать, что путешествие автостопом несет в собе немалую долю риска. Это самый существенный недостаток такого вида передвижения. Что касается девушек и женщин, то им в одиночку делать это крайне опасно. Лицам сильного пола попроще, но им тоже надо быть предельно внимательными и не садиться в подозрительные машины. При возможности никогда не нужно брать в дорогу дорогие мобильные или планшеты, не держать на виду кошелек.

Конечно же, есть еще опасность попасть в ДТП. Печально, но факт, что автостопщик становится жертвой аварии в среднем один раз на 100 тысяч километров. Хотя такая опасность равным образом касается и тех, кто ездит за деньги. Но береженого Бог бережет, поэтому бывалый автостопщик не тормозит те машины, которые несутся на бешеной скорости.

Знание языка

Без этого никак. Пантомима и жесты выручат не всегда. Пообщаться по существу с водителем точно не получится, а ведь это сводит на нет почти весь смысл автостопа. Конечно же, не значит, что нужно знать язык в совершенстве, достаточно разговорного уровня. Нелишним будет прихватить разговорник или гаджет с онлайн-переводчиком, а также карту местности на языке той страны, по которой планируется ездить.

Польза от этого существенная: местные жители могут дать очень дельные рекомендации относительно того, где лучше остановится, где недорого можно поесть, чего такого еще посмотреть и прочее.

Табличка

Известный почти во всех странах жест автостопа — это вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем.

Как правило, если водитель берет такого пассажира, это подразумевает, что он согласен на бесплатный проезд и готов подкинуть новоиспеченного попутчика по своему маршруту. Правда, в отдельных странах (Россия, Украина) лучше уточнить этот щекотливый момент, а то можно оказаться в неловкой ситуации, если шофер ни сном ни духом не знает ни про какой автостоп или знает, но хочет денежное вознаграждение за свою услугу.

Плюс ко всему желательно иметь в руках табличку. Это главный помощник на дороге для путешествия автостопом по миру. Одно дело стоять с поднятой рукой (особенно на разветвленных международных трасах, ведущих во многих направлениях: водителям бывает просто лень остановиться, чтобы уточнять), а совсем другое — с конкретным указателем пункта назначения.

На всякий случай можно писать две-три таблички (одну с конечным пунктом назначения, куда надо попасть, а другие — с промежуточными), ведь не всегда машина едет прямо до нужного нам места, иногда приходится делать пересадки. Маркер и то, на чем писать (картон, листы бумаги), лучше взять из дома, а то где-то посреди поля на дороге они не появятся сами собой.

Изучение маршрута

Это залог успеха. Надо собрать как можно больше информации про возможные места ночлега, рассчитать километраж, прикинуть, какое расстояние реально преодолевать в день, перелопатить кучу отзывов от себе подобных про конкретный участок дороги (ведь везде есть такие точки, где можно застрять на целый день, и это лучше учесть заранее).

Навигатор будет хорошим подспорьем во всей этой затее. Также желательно узнать прогноз погоды или поинтересоваться о средних температурных показателях для конкретного времени года, от этого зависит, что взять в путешествие автостопом, а что будет лишним.


Если оценивать возможности для автостопа в Европе, то говорят, что самые отзывчивые водители — в Германии, а самые равнодушные — в Испании. Так что если планируется турне по странам Запада, то лучше добраться поездом до Берлина, а уже там начинать ловить попутки.

Намного больше шансов словить машину у автостопщиков возрастом до 25 лет (так сказать, социально приемлемый возраст; считается, что людям постарше останавливать машины несолидно).

Одеваться надо всегда аккуратно, чисто, но желательно с учетом некоторых особенностей: нужно иметь яркие элементы гардероба, чтобы настроить водителей доброжелательно и подходить по внешнему виду под образ чудака-студента, а ни в коем случае не напоминать потенциального террориста.

В компании ловить машину веселее, да и надежней, но это весьма утрудняет все мероприятие; автостопщик-одиночка в любую точку доберется быстрее, чем парочка влюбленных (хотя они вряд ли сильно огорчатся).

И если некоторые недостатки такого вида туризма не стали преградой и принято решение все-таки попробовать путешествие автостопом, что нужно в первую очередь — так это дух авантюризма.