Лётчик Гулаев. Солнце поднимается на востоке




26.02.1918 - 27.09.1985
Дважды Герой Советского Союза


Гулаев Николай Дмитриевич – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт), старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского (ныне город Аксай Ростовской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в Аксайской, в 1935 году – школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935-1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Западном особом военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – лётчик 162-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку (город Кузнецк Пензенской области).

В апреле-августе 1942 – командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 – командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО.

В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде (город Саратов).

В январе 1943 – апреле 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го (с октября 1943 – 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (май-июль 1943), Степном (октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – апрель 1945) Украинских фронтах.

Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской и Сандомирско-Силезской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково (Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. 31 мая 1944 года был ранен в правую руку.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

Всего за время войны совершил более 200 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55 (один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1951 – командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов (город Таганрог Ростовской области).

С 1951 – старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952-1955 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 – сентябре 1958 – командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 – декабре 1963 – командир 15-й дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Елец Липецкой области). В декабре 1963 – ноябре 1966 – командир 2-го корпуса ПВО (в Московском округе ПВО; город Ржев ныне Тверской области).

С ноября 1966 – 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 – ноябре 1974 – командующий 10-й отдельной армией ПВО (город Архангельск).

В 1974-1976 – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976-1979 – помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев – в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (в 1971-1975 годах).

Генерал-полковник авиации (1972). Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции (4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени (15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, польским золотым «Крестом Заслуги», иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н.Д.Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москва, Архангельск и Ярославль на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапа Краснодарского края.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 95 боевых вылетов, в которых сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника (на июль 1943 года);
2) Награждён за выполнение 125 боевых вылетов и участие в 42 воздушных боях, в которых сбил лично 32 и в составе группы 5 самолётов противника (на февраль 1944 года).

Воинские звания:
Младший лейтенант (6.01.1941)
Лейтенант (16.08.1942)
Старший лейтенант (7.06.1943)
Капитан (10.05.1944)
Майор (30.04.1945)
Подполковник (6.05.1949)
Полковник (30.12.1952)
Генерал-майор авиации (25.05.1959)
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
Генерал-полковник авиации (15.12.1972)

Источники
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Бодрихин Н.Г. Сталинские соколы. М., 1997
Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Великая Отечественная война 1941-1945: Энцик.-М.: Сов.энциклопедия, 1985.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои и подвиги. Книга 3. М.: Воениздат, 1965
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гречко С.Н. Решения принимались на земле. - М.: Воениздат, 1984.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Красовский С.А. Жизнь в авиации. - Минск: Беларусь, 1978.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: Архив-Пресс, 2000.
Личное дело
Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Николай Гулаев входил в тройку самых результативных лётчиков Великой Отечественной войны. На борту его самолёта красовалось 57 звёзд. Именно столько вражеских машин сбил Гулаев. Он остался в истории как дважды Герой Советского Союза. Но на самом деле Николай Дмитриевич был представлен и к 3-й Золотой звезде.

Вылет без разрешения

Николай был первенцем супругов Гулаевых, простых рабочих, которые проживали в станице Аксайской Ростовской области. Николай, как и многие его сверстники, в юности увлёкся самолётами и даже посещал занятия в местном аэроклубе. Когда пришла пора службы в армии, Гулаев решил стать лётчиком. В 1938 году он поступил в авиационное училище в Сталинграде. Через 2 года Гулаев его окончил и войну встретил уже в звании лейтенанта.
Интересно, что свой первый результативный вылет Николай Гулаев совершил, даже не имея соответствующего допуска. Августовской ночью 1942 года под Сталинградом лётчик сбил самолёт противника. Вернувшись назад, он получил сначала выговор, а затем повышение в звании и награду. Как человек без опыта, который не имел понятия даже о том, какую набрать высоту, смог в темноте уничтожить самолёт противника, остаётся загадкой.

Дерзкий нрав дважды героя

Между тем именно в описанном выше поступке прекрасно виден характер лётчика. Журналист Сергей Доморощенов, который изучал биографию аса, рассказал в одной программе, что Гулаев отличался дерзким нравом. Именно это качество и стало впоследствии причиной лишения лётчика 3-й Золотой звезды.
Впервые Гулаев получил звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» в сентябре 1943 года. К тому времени на его личном счету уже было 13 немецких самолётов. Через год Николай Гулаев сбил 42 машины противника и удостоился второй аналогичной награды. Примечательно, что в одном из боёв за 4 минуты он уничтожил сразу 11 вражеских самолётов.

Скандал в столичном ресторане

Летом 1944 года Гулаева отозвали в Москву для обучения в военно-воздушной академии. Тогда наряду с Николаем Дмитриевичем в столицу прибыло ещё несколько таких же талантливых лётчиков. К концу войны власти решили поберечь их жизни для мирного времени и последующей службы на руководящих должностях. Перед началом учёбы Гулаев должен был получить свою 3-ю Золотую звезду. Указ об этом уже был обнародован, но непримиримый характер лётчика оказался сильнее тяги к славе.
По одной из версий, выдвинутой журналистом Андреем Сидорчиком, прибыв в Москву, Гулаев решил зайти с товарищами в ресторан одноимённой гостиницы. Однако сотрудник ресторана сообщил лётчикам, что мест в зале больше нет. На свою беду Николай Дмитриевич заметил среди посетителей румынских военнослужащих, которые, как известно, некоторое время были союзниками Германии. Гулаев разозлился и устроил скандал. После того, как о произошедшем узнало командование, приказ о награждении воздушного аса отозвали.

После войны

Гулаев окончил академию уже после войны. Несколько лет он прожил в Ярославле, где командовал 133-й авиационной истребительной дивизией. С середины 1960-х годов Николай Дмитриевич руководил 10-й армией ПВО в Архангельске, которая в то время считалась одной из самых сильных в мире. В 1979 году, уже будучи генерал-полковником, Гулаев ушёл в отставку. Через 6 лет гениального лётчика не стало.

26 февраля 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Гулаева, прославленного летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза, третьего из советских асов по количеству лично сбитых самолетов в годы Великой Отечественной войны. На его счету было 55, по другим данным, 57 личных побед, и еще 5 побед в группе. Так получилось, что о Гулаеве сегодня знают гораздо меньше, чем о двух других знаменитых советских летчиках-истребителях: Иване Кожедубе и Александре Покрышкине.

И если по количеству лично сбитых самолетов Николай Гулаев уступал некоторым советским асам, то по своей эффективности – соотношению числа сбитых самолетов врага на количество проведенных воздушных боев, – он был лучшим летчиком-истребителем Второй мировой войны среди всех воющих стран. По подсчетам исследователей, у Ивана Кожедуба этот показатель эффективности составлял 0,5, у знаменитого немецкого аса Эрика Хартмана – 0,4, тогда как у Гулаева – 0,8. Почти каждый его воздушный бой завершался сбитым самолетом врага. Николай Гулаев был сверхрезультативным советским асом. Трижды в течение одного дня ему удавалось сбить сразу 4 самолета противника, дважды – по 3 самолета и 7 раз – по две вражеских машины за день.


Будущий летчик-ас Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (сегодня это город Аксай в Ростовской области) в семье простых рабочих, по национальности русский. Окончив 7 классов неполной средней школы и школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), Гулаев некоторое время работал слесарем на заводе в Ростове. Тогда же, как и многие советские юноши, Николай Гулаев проникся любовью к небу, днем он трудился на предприятии, а вечерами посещал занятия в аэроклубе. Во многом эти занятия и предопределили его дальнейшую судьбу.

В 1938 году Гулаева призвали в РККА, при этом занятия в аэроклубе помогли ему в армии. Его отправили для дальнейшего обучения в Сталинградское авиационное училище, которое он успешно окончил в 1940 году. Великую Отечественную войну будущий летчик-ас встретил в составе авиации ПВО. Полк, в котором служил Гулаев, обеспечивал защиту промышленного объекта, расположенного далеко от линии фронта, поэтому его боевой дебют был отложен до августа 1942 года.

Первая звездочка на борту истребителя Гулаева появилась 3 августа 1942 года. Свой первый самолет он сбил в небе под Сталинградом. Уже первый его боевой вылет был необычным. Летчик, не имевший на тот момент времени допуска к совершению полетов в темное время суток, самовольно поднял свой истребитель в ночное небо, где сбил немецкий бомбардировщик Heinkel-111. В первом же бою в нестандартных для себя условиях и без помощи прожекторов он сбил вражеский самолет. За самовольный вылет молодого офицера «наградили» выговором, но также представили к награде, а затем повысили в звании.

Особенно отличился летчик-истребитель Николай Гулаев во время боев в районе Курской дуги возле Белгорода. Здесь произошло сразу несколько сверхудачных боев с его участием. В первой же схватке на этом направлении 14 мая 1943 года, отражая налет противника на аэродром Грушка, Гулаев в одиночку вступил в бой с тремя пикирующими бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 4 истребителя Me-109. Советский ас приблизился к ведущему бомбардировщику на малой высоте и первой же очередью сбил его, стрелок второго бомбардировщика успел открыть огонь, но Гулаев сбил и его. После этого он пытался атаковать третий «Юнкерс», но у него закончились патроны, поэтому он решился на таран врага. Левым крылом своего истребителя «Як-1» Гулаев ударил по правой плоскости Ju-87, после чего тот рассыпался на части. От удара Як-1 вошел в штопор, летчику удалось вернуть машине управляемость у самой земли и посадить самолет возле переднего края в расположении нашей стрелковой дивизии. Прибыв в полк с вылета, в котором было сбито три бомбардировщика, Николай Гулаев вновь вылетел на боевое задание, но уже на другом самолете. За этот свой подвиг он был награжден орденом «Красного Знамени».

Николай Гулаев в январе 1944 года в своей «Аэрокобре»


В начале июля 1943 года четверка истребителей, ведомая Николаем Гулаевым, провела внезапную и очень смелую атаку на большую группу самолетов противника, в которой было до 100 машин. Расстроив боевые порядки врага, летчики-истребители смогли сбить 4 бомбардировщика и 2 истребителя, после чего все четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В тот же день звено Гулаева совершило еще несколько боевых вылетов, сбив в общей сложности 16 самолетов противника.

Уже 9 июля 1943 года Николай Гулаев совершает свой второй воздушный таран в районе Белгорода. После этого ему пришлось покидать свой самолет на парашюте. Июль 1943 года оказался крайне продуктивным для Гулаева. В его летной книжке за этот месяц была зафиксирована следующая информация: 5 июля – 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля – сбит «Фокке-Вульф 190», 7 июля – в составе группы сбито 3 самолета противника, 8 июля – сбит «Ме-109», 12 июля – сбиты два бомбардировщика «Ю-87».

Спустя месяц он переучивается на новый для себя истребитель «Аэрокобру» и в первом же полете сбивает немецкий бомбардировщик, а буквально через два дня еще один бомбовоз – Ju-88. Уже тогда можно было говорить о том, что список его побед не характерен для большинства летчиков фронтовой авиации, список побед которых состоял главным образом из истребителей врага. При этом стоит помнить и о том, что Николай Гулаев практически никогда не находился в режиме так называемой «свободной охоты», которая при должном мастерстве летчиков, а мастерство у Гулаева, безусловно, присутствовало в избытке, позволяло существенно увеличить счет воздушных побед. Боевые задачи Гулаева главным образом заключались в прикрытии наземных целей: аэродромов, железнодорожных узлов, переправ.

Уже 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Николаю Дмитриевичу Гулаеву заместителю командира 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиадивизия) было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К тому моменту он уже совершил 95 боевых вылетов и лично сбил 13 самолетов противника и еще 5 машин в группе.

Николай Гулаев в кабине своей «Аэрокобры»


В начале 1944 года Гулаев уже командует эскадрильей. Вместе со своими летчиками он принимает участие в боях по освобождению Правобережной Украины. Весной 1944 года он проводит свой самый результативный воздушный бой. В небе над Румынией над рекой Прут Николай Гулаев во главе шестерки истребителей P-39 «Аэрокобра» атакует большую группу бомбардировщиков противника – 27 машин, шедших в сопровождении 8 истребителей. За четыре минуты боя советские летчики сбили 11 самолетов противника, из них 5 лично сбил Николай Гулаев.

30 мая 1944 года над Скулянами Николай сбивает 4 самолета противника за один день, при этом бомбардировщик «Ю-87» и истребитель «Ме-109» он сбивает в одном бою. В этом же бою сам советский ас был тяжело ранен в правую руку. Сконцентрировав всю силу воли, он сумел довести истребитель до своего аэродрома, посадил машину, зарулил на стоянку и уже здесь потерял сознание. В себя герой пришел только в госпитале, где ему была сделана операция.

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза. Об очередном награждении он узнал, вернувшись с боевого вылета. Боевую работу на фронте прославленный ас закончил в августе 1944 года, когда его, несмотря на протесты, отправили на учебу в академию. Это было желание руководства страны, которое хотело сохранить цвет нашей авиации, а также дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии. К тому моменту он уже успел лично сбить 55 вражеских самолетов в 69 воздушных боях, что позволило ему установить абсолютный рекорд боевой эффективности для летчика-истребителя. «Это был по-настоящему выдающийся летчик, – рассказывал журналистам РИА историк авиации Николай Бодрихин. – К примеру, над двухмоторными самолетами он одержал больше побед, чем кто-либо другой. Тот же Кожедуб сбил только 5 таких самолетов, а на счету Гулаевы было более 10 «двухмоторников».


Несмотря на свои по-настоящему выдающиеся успехи в небе Николай Гулаев не сумел снискать той славы, которая досталась его именитым коллегам – двум советским асам – Ивану Кожедубу и Александру Покрышкину. Историки считают, что во многом причиной был непростой характер героя. Некоторые источники говорили о том, что Гулаев уже в 1944 году был присвоен к третьей звезде Героя Советского Союза, однако представление «завернули», так как летчик, якобы, устроил дебош в московском ресторане. Это не помешало летчику-герою в 1950 году окончить Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1960 году – Военную академию Генерального штаба. При этом в послевоенные годы Гулаев одним из первых советских летчиков освоил управление реактивным истребителем.

После завершения Великой Отечественной войны Николай Гулаев в разное время командовал авиационной дивизией в Ярославле, а затем сумел дослужиться до командующего 10-й армией ПВО со штабом в Архангельске. Сослуживцы летчика-героя по 10-й армии ПВО вспоминали, что генерал не воспринимал свою жизнь на севере страны как ссылку и всегда целиком отдавался военной службе – объем возложенных на него задач был огромным. По воспоминаниям сослуживцев, среди офицеров его армии все-таки ходили слухи о том, что у Гулаева в Москве имелись высокопоставленные недоброжелатели. Он вполне мог стать главнокомандующим войсками ПВО, однако кто-то тормозил его продвижение по карьерной лестнице. Возможно, играли свою роль фронтовая прямолинейность Николая Гулаева и его нежелание пресмыкаться перед старшими по званию.

Полковник Георгий Мадлицкий бывший офицер штаба 10-й армии ПВО отмечал: «Гулаев имел высочайший авторитет, хотя не любил рассказывать о своих военных подвигах. С одной стороны он был очень требовательным и жестким офицером, который на дух не переносил в армии бездельников и разгильдяев. С другой стороны он с большим вниманием относился к людям, стараясь всеми способами помочь им, улучшить условия жизни и прохождения службы». «Только представьте себе, в 1968 году он лично пригласил в нашу «деревню» Владимира Высоцкого, который выступил в Доме офицеров, это было большое и запоминающееся событие», – вспоминает Георгий Мадлицкий.

Бюст героя Советского Союза Николая Гулаева в городе Аксай


Николай Гулаев командовал 10-й армией ПВО с 1966 по 1974 год, к этому моменту он был уже генерал-полковником. В 1974 году он был назначен на должность начальника управления боевой подготовки войск ПВО страны. Формально это можно было считать повышением, но фактически означало почетную отставку генерала. Этому событию предшествовал неприятный эпизод. В 1973 году норвежские экологи обратились в Москву, сообщив, что личный состав 10-й армии занимается браконьерством и отстреливает белых медведей. На самом деле, по словам Георгия Мадлицкого, Гулаев дал распоряжение отстреливать медведей при их приближении к частям после двух случаев нападения белых медведей на солдат. В результате Гулаева вызвали для разбора в Москву на парткомиссию, где генерал снова продемонстрировал свой характер, не сдержавшись и заявив: «Прошу встать тех, кто был на фронте». Поднялись единицы…».

В отставку генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев вышел в 1979 году, жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года в возрасте 67 лет. Сегодня на родине героя в городе Аксай есть улица его имени, также в Аксае установлен бюст героя. Не так давно на доме в Архангельске, в котором жил генерал-полковник, когда возглавлял 10-ю армию ПВО, ветераны данной армии установили мемориальную доску. Ежегодно 9 мая возле нее появляться живые цветы.

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180226/1515171440.html
http://www.aif.ru/society/people/neistovyy_gulaev_istoriya_samogo_effektivnogo_letchika_vtoroy_mirovoy_voyny
http://gorodskoyportal.ru/news/russia/42611329
Материалы из открытых источников

Гулаев Николай Дмитриевич (1918-1985).

Военный летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.
В 1938 году вступил в РККА.
В 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище, затем служил в авиации ПВО.
На фронтах Великой Отечественной войны — с августа 1942 года. Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д.Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.
В начале 1944 года Н.Д.Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.
Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д.Гулаев удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.
В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично 57 самолётов противника и 4 — в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый — И.Н.Кожедуб — 62 лично сбитых самолёта; второй — А.И.Покрышкин — 59 лично сбитых самолётов).
После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.
В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского , а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.
С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле.
С 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев в отставке.

Награды:
-две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-четыре ордена Красного Знамени;
-два ордена Отечественной войны 1-й степени;
-два ордена Красной Звезды.

Н.Д.Гулаев в кабине своего истребителя Р-39.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Гулаев Николай Дмитриевич.

Список источников:
Гулаев, Николай Дмитриевич. Cайт «Герои Страны».
В.Печорский. Ас из первой десятки.

Дважды Герой Советского Союза Гулаев Николай Дмтриевич

Историки военного искусства называют Гулаева «лучшим лётчиком-снайпером двадцатого столетия», дотошно высчитав, что на 57 лично сбитых самолётов врага он затратил 69 воздушных схваток (эффективность - 0,82). У Кожедуба она составила 0,51, а у разрекламированного немецкого аса Хартмана - 0,4. Другое достижение Гулаева останется незыблемым, видимо, навсегда: 42 победы подряд в 42 боях. По свидетельствам сослуживцев, фактических побед у него значительно больше, но он «раздарил» их семейным товарищам, дети которых голодали в тылу: ведь за сбитые самолёты врага тогда неплохо платили. Приземлившись после результативного боя, он порой говорил: «Запишите сбитого фашиста на счёт моего ведомого, это он его уничтожил».

Родился Н.Д. Гулаев в 1918 году в станице Аксайской под Ростовом, работал слесарем на одном из ростовских заводов, учился в аэроклубе, перед войной окончил Сталинградское авиационное училище.

Первый же его боевой вылет 3 августа 1942 года под Сталинградом был нестандартным. Вылетев без приказа (его подначил на это механик), Гулаев в ночном бою с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик «Хе-111». Прибывший на аэродром генерал сказал: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде». Примерно на таких контрастах продолжалась и его дальнейшая фронтовая биография.

Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода. Вот несколько эпизодов. В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Разогнав самолёт на малой высоте и приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго «Юнкерса» открыл огонь, но Гулаев сбил и его. Он пытался атаковать третий самолёт врага, но кончились патроны, и наш лётчик решился на таран. Левым крылом своего «Як-1» он ударил по правой плоскости «Юнкерса», и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении нашей стрелковой дивизии. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала группу из 100 (!) самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

Ровно через месяц, после краткого инструктажа, он впервые вылетел на «Аэрокобре» и уничтожил вражеский бомбардировщик, через два дня мощной очередью по кабине сбил «Ю-88», назавтра - двух «Ме-109», 29 октября - ещё одного «мессера», а закончил месяц, сбив модифицированный «Хе-111» с усиленным вооружением и бронированием. В составе 27-го авиаполка он в течение года добился выдающихся побед в воздушных боях. Трижды Гулаев одерживал по 4 победы в день, ещё дважды уничтожал по 3 самолёта, а в семи боях делал дубль. На его счету в числе 57 сбитых самолётов - 9 двухмоторных бомбардировщиков, 5 «рам» («Фокке-Вульф-189»), 15 пикировщиков «Юнкерс-87». Столь весомый расклад трофеев абсолютно не характерен для лётчиков фронтовой авиации, список побед которых составляли главным образом истребители. При этом надо помнить, что Гулаев почти никогда не находился в режиме «свободной охоты», позволявшей заметно увеличить счёт побед. В его задачу входило, как правило, прикрытие наземных целей: аэродромов, переправ и железнодорожных узлов.

28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Н.Д. Гулаеву за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года он стал командиром эскадрильи. В одном из боёв над рекой Прут Гулаев во главе 6 истребителей «P-39» атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично им!

30 мая над Скулянами Гулаев сбил 4 самолёта за один день. «Ю-87» и «Ме-109» он уничтожил в одной атаке своим фирменным приёмом: после смертоносной очереди по «Юнкерсу» резко развернув «кобру» навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен в правую руку. Сконцентрировав все силы и волю, лётчик сумел привести истребитель на аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Пришёл в себя только в госпитале, после операции. 1 июля 1944 года гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоился звания дважды Героя Советского союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолета противника лично и 3 - в группе.

О второй Золотой Звезде Николай Дмитриевич узнал после очередного приземления из боевого вылета. Радостные однополчане потребовали обмытия награды: мол, спирт будет наш, а закуска с тебя. Но где же взять достойные деликатесы? Гулаев говорит: «Я хряка привезу». Оказывается, он видел с воздуха, где пасутся свиньи. Ас Гулаев подлетел к деревне, посадил самолёт между сараями, нашёл хозяйку, которая обрадовалась деньгам. Хряка погрузили в бомболюк, и самолёт чудом оторвался от земли: слишком уж мало места было между сарайчиками. В небе хряк начал вести себя неспокойно, самолет кренило то в одну сторону, то в другую, но штурмовик приземлился на родном аэродроме. Обмывали Золотую Звезду всем полком.

Однажды в очень непростом бою Гулаеву удалось сбить истребитель-разведчик, ежедневно круживший над нашими позициями. Выбросившегося с парашютом немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. На допросе тот сказал: «Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал...» Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, «русского медведя», а перед ним стоял молодой невысокий человек (у Гулаева было прозвище «Колобок»).

Командование ВВС летом 1944 года приняло решение об отзыве лучших асов с фронта, чтоб сохранить цвет нашей авиации и дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии. Когда Гулаев понял, что его рапорты об оставлении в действующей армии бесполезны, то попросил дать ему три дня на последние боевые вылеты. И три дня подряд - 10, 11, 12 августа - методично сбивал по «Фокке-Вульфу».

По сравнению с публичной славой Кожедуба и Покрышкина вокруг Гулаева, можно сказать, стояла тишина. Помимо элементарной зависти к герою было ещё одно обстоятельство, способствовавшее прижизненному его забвению. В 1944 году его представили к третьей Золотой Звезде Героя Советского Союза. В «Известиях» был опубликован Указ, и Гулаев с другими награждаемыми прибыл в Москву. За день до церемонии он зашёл в ресторан гостиницы «Москва» позднее своих товарищей, и места для него не оказалось. Там уже восседали представители военной делегации Румынии, длительное время воевавшей на стороне Гитлера. Услышав от администратора, что «вам места пока нет», Гулаев вспылил: «Как это нет? Моим врагам есть, а Герою Советского Союза - нет?!..» Смолчали бы новоиспечённые союзники, глядишь - всё бы и обошлось. Но кто-то из них на отчётливом русском бросил оскорбительную для героя фразу. И тут же от сильного удара отлетел в угол фойе. На шум прибежали товарищи, открылась пальба, зазвенели люстры, за «пресмыкательство» досталось от лётчиков и администрации ресторана. О международном скандале доложили Сталину. Резюме вождя было таким: «Немедленно отправить в часть. И пусть молит Бога, что так легко отделался. Храбрый какой, устраивает международные разборки у ворот Кремля». Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении был аннулирован.

После войны Николай Дмитриевич одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году он окончил академию имени Жуковского, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в войсках ПВО страны, в том числе командовал Ржевским корпусом, а затем, уже в звании генерал-полковника авиации, был командующим 10-й армией ПВО в Архангельске.

Гулаев хорошо знал Владимира Высоцкого, тот по приглашению командующего выступал в 1968 году в армейском Доме офицеров в Архангельске, что очень не одобрили большие люди в партийной власти. Есть версия, что свои знаменитые песни «Смерть истребителя (Я - Як-истребитель…)» и «Песня лётчика (Их - восемь, нас - двое…)» Высоцкий написал после встреч и разговоров с истребителем-асом Гулаевым.

На Севере произошел ещё один скандальный случай, повлиявший на карьеру Николая Дмитриевича. Норвежские погранслужбы нажаловались на Гулаева, что он якобы охотился на белых медведей на их территории, используя боевые вертолёты. После этой кляузы Гулаев был переведён в Москву на штабную работу, затем отправлен в отставку, очень переживал по этому поводу и прожил после этого довольно недолго.

Бронзовый бюст героя установлен на его родине в городе Аксае, мемориальные доски - в Ростове-на-Дону, Ярославле и Архангельске. Настало время увековечить память о дважды Герое Советского Союза Николае Дмитриевиче Гулаеве и в городе воинской славы Ржеве, где он командовал 32-м корпусом ПВО.