Глиэр и прокофьев. Рейнгольд глиэр и первый советский балет. Учреждения имени Глиэра

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении - Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874-1956) - советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка) и Е. Рыба (композиция) и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов - участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900-1907, 1909-1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902-1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.

В 1913-1920 годах - профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников - А. А. Давиденко, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920-1922 годах - заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах - член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924-1930 годах - председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году - председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

“Композитор должен очень много знать и очень много уметь. Я не мог видеть, чтобы кто-нибудь работал больше меня”, – говорил Рейнгольд Глиэр.

Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться.

Отец, переселившийся в Киев из немецкого городка Клингенталь, владел мастерской медных духовых инструментов, громко именовавшейся «фабрикой духовых инструментов». Мать композитора – Юзефа (Жозефина Викентьевна) была образованной, начитанной женщиной.

В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.

Жозефина Викентьевна обучила своих детей не только русскому, но и своему родному польскому языку. И когда взрослые сыновья разъехались из родного дома, она переписывалась с ними только по-польски, особенно нежные письма отправляя своему «дорогому Гольдичку».

«Я передать вам даже не могу, сколько поэзии, сколько спокойного счастья и радости прилетало тогда в нашу комнату»,

– вспоминал Глиэр о детских годах.

В те годы его неудержимо влекла музыка, он радовался каждому посетителю мастерской, ибо знал, что услышит голоса каких-нибудь инструментов, а если будут долго играть, то погрузится в завораживающий мир звуков. Разговоры же о том, что он тоже хочет научиться играть, не вызывали радости у взрослых: в доме нужен был умелец, способный мастерить и настраивать инструменты, а не артист, исполнитель.

“Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался „музыкантом”, и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов…»

Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.

«Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

К четырнадцатилетнему возрасту композитора относятся его первые творческие опыты. Это были пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано. Тогда Гольдик был уже в четвертом классе гимназии, которую начал посещать в 1885 году.

Увлекаясь музыкой все больше и больше, в 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.

21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр.

«Когда Чайковский прошел мимо меня, и я увидел перед собой лицо, так хорошо знакомое мне по многочисленным портретам, я невольно поклонился, и Чайковский с улыбкой ответил на мой поклон. Эта безмолвная – единственная – встреча оставила глубокий след…»

Концерт был настоящим праздником для юноши.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»,

– так сам композитор определил роль этого концерта в его жизни.

В конце лета 1894 года молодой музыкант отправился в Москву, поступать в Московскую консерваторию.

Среди экзаменаторов Глиэр рассчитывал встретить Сергея Ивановича Танеева, у которого он больше всего хотел учиться, или Антона Степановича Аренского, но их не оказалось. Огорчившись, он решил не показывать свои сочинения, привезенные из Киева, хотя среди присутствовавших был Николай Дмитриевич Кашкин, о котором слышал много хорошего. Экзамен прошел благополучно, и Рейнгольд Глиэр был зачислен в класс молодого скрипача Николая Соколовского (от которого, правда, вскоре перешел к знаменитому Яну Гржимали).

В Московской консерватории ему надлежало посещать занятия по гармонии у Аренского, хотя сам Глиэр мечтал попасть к Танееву. Общение с Аренским принесло большую пользу Глиэру. Аренский, сам талантливый композитор, во время скучных разборов, когда приходилось оперировать сугубо профессиональными терминами, умел будоражить творческую мысль. Глиэр рассказывал:

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: „Вы что, влюблены?” Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

Глиэр делал заметные успехи. Так, уже в первые консерваторские годы, Глиэр вошел в среду московских музыкантов общепризнанным главой, наставником и «музыкальной совестью» которых был Сергей Иванович Танеев, а кумирами-Скрябин и Рахманинов. Особенно Рахманинов – простой, скромный, немного угрюмый и замкнутый внешне, но бесконечно обаятельный. Обладая чувством юмора, как отметил Глиэр, Сережа Рахманинов любил веселую шутку, любил, когда вокруг него звучал непринужденный смех.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»,

Вспоминал Глиэр.

Потом велись долгие, интереснейшие беседы о музыке – Глиэр показывал Сергею Васильевичу свои сочинения и выслушивали советы, замечания, порой, по словам Глиэра, очень критические.

Сдав экзамены по гармонии, Рейнгольд Глиэр поступил, наконец, в класс к Танееву, который в те годы преподавал только строгий стиль и фугу. Иногда Танеев сажал возле себя ученика и предлагал играть с ним в четыре руки (что в транскрипции иных потом звучало так: «Мы с Танеевым музицировали»). Будучи художественной натурой, во многом не сходной с Чайковским, Танеев, однако, в области форм придерживался такой же совершенной ясности, идущей от классиков (в частности, от Моцарта), как и Чайковский. Эту максимальную ясность формы, стройность произведения усвоил от Танеева и Глиэр.

Под влиянием своих наставников Глиэр обратился к сборникам русских народных песен М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ю. Н. Мельгунова и начал делать обработки некоторых из них. Возраставший интерес к народному творчеству, естественно, отразился и на сочинениях Глиэра консерваторской поры. Список их открывает Первый струнный секстет (для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей), написанный в 1898 году и посвященный наставнику и учителю С. И. Танееву.

Уже тогда Глиэр, постоянно общаясь с музыкантами, слушая много новой музыки, достаточно хорошо знал о различных «звуковых экспериментах», о стремлении некоторых композиторов к нарочитой сложности, изысканности художественных образов. Однако он без колебания определил, что путь к этой сложности - не для него, хотя вовсе не казался ему трудным. Кроме того, Глиэр считал, что музыка непременно должна быть оптимистичной, должна радовать людей, вселять бодрость, надежды.

Консерваторские годы омрачили три смерти близких ему людей: вслед за кончиной деда, в 1896 году умер отец композитора, а в 1899, оставив трех маленьких детей, трагически погибла любимая сестра Цеся, с которой были связаны все светлые воспоминания детства. Первый струнный квартет (Ля мажор, ор. 2), последовавший за секстетом, писался в год гибели сестры, однако в нем нет и следа тех горьких переживаний, во власти которых был автор. Почти одновременно с квартетом сочинялся и Октет (Ре мажор, ор. 5) для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.

В 1900 году Рейнгольд Глиэр окончил Московскую консерваторию с золотой медалью (в качестве экзаменационного сочинения Рейнгольд Морицевич представил одноактную ораторию «Земля и небо» по Дж. Байрону). Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина…

В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат – Третья симфония “Илья Муромец” (1911), о которой Леопольд Стоковский писал автору:

“Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре – музыку, которая выражает силу русского народа”.


Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии (расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.

В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Звали ее Мария Робертовна Ренквист, она играла на фортепиано, изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.

В июне 1905 года у композитора появились на свет две дочери-близнецы Нина и Лия. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому (Лия была очень слабенькой и все время болела) Глиэр с семьей в начале зимы уехал в Германию, договорившись с Александром Гречаниновым, что на время его отсутствия тот будет вести у Гнесиных уроки по гармонии.

За рубежом Глиэр не переставал сочинять фортепианные миниатюры по просьбе Евгении Фабиановны Гнесиной и сразу отсылал ей в Москву. По поводу «Двенадцати детских пьес» Евгения Фабиановна писала 8 октября 1907 года Глиэру в Берлин:

«Этому opus’y предстоит популярность, и в частности он получит громадное распространение в нашей школе».

Имея доказательства творческой активности Глиэра, получая вести о его успехах за рубежом, Евгения Фабиановна писала:

«Я хочу надеяться, что Вы не порвете связи со школой, не утратите интереса к ней и останетесь почетным членом нашего маленького товарищества и нашим любимым другом».

В Москву доходили сведения о множившихся исполнениях камерных сочинений Рейнгольда Морицевича. Так, 4 января 1906 года в Америке (в одном концерте с произведениями Гайдна и Дворжака) впервые был сыгран Первый квартет Глиэра. Звучала его музыка во многих городах Германии, в Англии. Берлинские концерты в феврале и марте 1907 года, проходившие в Бетховенском зале, особенно широко отмечались прессой. В одном исполнялся Первый квартет, в другом – Второй квартет и Третий секстет, а также романсы (их пела певица, специально приглашенная Кусевицким из Парижа) и фортепианные пьесы – прелюдии и мазурка, блестяще сыгранные Леопольдом Годовским. Певице Глиэр аккомпанировал сам.

В 1913 году Рейнгольд Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору:

“За самую консерваторию можно во всяком случае порадоваться – в лице Вашем ее судьба в верных руках!”

Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Лев Ревуцкий, Борис Лятошинский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов – Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова. Зная доброе сердце Танеева, Глиэр писал ему:

«Может быть, Вы не откажетесь выступить в этом полугодии… Я, да и все киевские музыканты были бы очень счастливы увидеть и услышать Вас в Киеве. Я лично очень желал бы с Вами повидаться, посоветоваться, поговорить о консерваторских делах»

В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин…

“Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым”,

– писал Сергей Прокофьев.

Помимо педагогической, развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или даже рассказывал сказки, импровизируя на рояле.


Балет “Красный мак”. В роли Тао Хоа – Галина Уланова

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет “Красный мак”, поставленный в Большом театре в 1927 году. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Спектакль Большого театра был удостоен Государственной премии. Он пользовался таким успехом, что его показывали даже в помещении Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, вмещавшего девять тысяч зрителей. В передовой статье газета «Советский артист» утверждала:

«Балет “Красный мак” можно смело назвать произведением советской классики».

В новой постановке Большого театра, осуществленной Леонидом Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Галина Уланова и Ольга Лепешинская, в Ленинграде - Наталья Дудинская.

В 1930 году легендарный американский импресарио и продюсер Сол Юрок, который определял атмосферу культурной жизни США, несколько раз приглашал в Америку Рейнгольда Морицевича – как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки»

В 1935 году, в год шестидесятилетия Глиэра, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным Государственной премией первой степени. Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, написан в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942 – 1943 год). Композитор, ютившийся в эвакуации с семьей в одной комнате и для работы располагавшим лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска, воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств! Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, этот концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное.

В послевоенные годы в образе жизни Глиэра не было заметно перемен – он так же напряженно концертировал, встречался со слушателями. Была закончена музыка к пьесе Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», поставленной в студии имени К. С. Станиславского, Концерты для виолончели (1946), для валторны (1951), скрипки (1956), балеты “Медный всадник”, ” Тарас Бульба”.

Наступил 1956 год. Глиэр в четвертый раз принялся переделывать партитуру «Красного мака» с целью показать еще более выразительно активную, героическую роль народа в развитии сюжета. Дописаны были новые танцы, дополнительные номера. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. Поглощенный этой работой Глиэр заново переживал все связанное с рождением балета и с благодарностью вспоминал всех ему помогавших. В первую очередь, Екатерину Гельцер. В начале 1955 года он писал:

“Искренне благодарю… за все то, что я получил от Вас как от великой артистки, работая с Вами над “Эсмеральдой” и “Красным маком”.

В мае 1956 года Глиэр дал несколько концертов в Кишиневе и в Одессе – в программу входили две сюиты из балетов «Тарас Бульба» и «Дочь Кастилии» и Концерт для арфы с оркестром, сольную партию которого великолепно играла Вера Дулова. 22 мая Рейнгольд Морицевич присутствовал на генеральной репетиции и первом спектакле «Медного всадника» и чувствовал себя очень усталым. Даже пожаловался своему старому приятелю одесскому врачу А. М. Сигалу на неприятные ощущения в области сердца.

30 мая Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и, превозмогая боль в пояснице, вышел на эстраду с дирижерской палочкой в руках. Концерт в городском Доме учителя, в программу которого входили увертюра на славянские темы, баллада из оперы «Шахсенем», сюита из балета «Красный мак», романсы («О, если б грусть моя», «Мы плыли с тобой») с оркестром и фрагменты из «Медного всадника», стал последним публичным выступлением Глиэра.

В ночь с 3 на 4 июня тяжелый сердечный приступ уложил его в постель. Он позволил вызвать врачей, покорно принимал предписанные лекарства. Но однажды ночью, когда Нина пошла посмотреть, как спит отец, она увидела его стоящим на коленях на кровати, а перед ним на подушке была разложена корректура сюиты последнего балета, которую он правил.

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»,

Пояснил он кротко дочери.

На пюпитре рояля остался лист нотной бумаги, первая страница которого была почти до конца заполнена карандашным эскизом с надписью на верху «Квартет V». Когда еще перед болезнью друзья говорили Рейнгольду Морицевичу, что ему необходимо отдохнуть, он, указывая на этот набросок, отвечал: «Вот за этим и отдохну».

“…Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед…”,

– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

сайт, из разных источников


Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя.

В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию. Во время учебы активно общался с композитором С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, композитором Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым. 29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство.

В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С.С. Прокофьев и Н.Я. Мяковский.

11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра.

В 1906 – 1908 годах он поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения.

20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С.А. Кусевицкому.

17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра.

В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового.

В 1914 стал директором Киевской консерватории.

В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.

В 1920-1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта.

В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году.

11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина.

13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему».

В 1937 году Рейнгольд Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий.

В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов (ССК).

23 ноября 1938 года в Большом зале К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра.

В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР.

В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки.

12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова.

Рейнгольд Глиэр был награжден Сталинскими премиями в 1946, 1948 и в 1950 годах.

27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А.С. Пушкина в Большом театре.

30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Рейнгольда Глиэра на его авторском концерте в городском Доме учителя.

Советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (1925).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Народный артист Азербайджанской ССР (1934).
Народный артист РСФСР (1935).
Народный артист Узбекской ССР (1937).
Народный артист СССР (17.04.1938).
Доктор искусствоведения (1941).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М. Ипполитова-Иванова, гармонии - А.С. Аренского и Г.Э. Конюса, полифонии - С.И. Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев.
10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
С 1913 года - профессор (с 1914 года - директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников - Б.Н. Лятошинский, Л.Н. Ревуцкий и другие).
В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан.Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и другие).
В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди других балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова) по поэме Пушкина.

Автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1949, там же). Написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии - 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений - "Запорожцы" по картине И.Е. Репина, 1921, концертов с оркестром: для арфы - 1938, голоса - 1943, виолончели - 1947, валторны - 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес. Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
В 1938-1948 годах - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Имя Р.М. Глиэра носят: Киевское музыкальное училище (Киев/Украина), детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан).

призы и награды

1905 - премия имени М.И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым).
1912 - премия имени М.И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены».
1914 - премия имени М.И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»).
1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара».
1938 - орден «Знак Почёта».
1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия».
1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром.
1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвёртый струнный квартет.
1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949).
1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия».
1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».


Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.


Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»