Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…. "из-под таинственной, холодной полумаски"

Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова?

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю. Лермонтов, 1841

Показать текст целиком

Лирическая героиня в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Из-под таинственной,холодной полумаски…”- мечта,с которой лирического героя связывают романтические отношения. Он восхищается красотой возлюбленной:”пленительные глазки”,”лукавые уста”.

Лирическую героиню можно представить в образе незнакомки.Персонаж стихотворения замечает каждую деталь героини:”шеи белизна”,”девственные ланиты” .Он запомнил определенные черты внешности,

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности. Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен­ных ланит»).

"Из-под таинственной, холодной полумаски" «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ» , стих. (предположительно 1841), характерное для интимной лирики поздней поры: в отличие от ранних любовных циклов с их патетикой укоров и признаний, внимание поэта сосредоточено теперь не на истории собств. чувства, а на женских образах, значительных независимо от их причастности к лирич. биографии автора (ср. «М. А. Щербатовой»; «К портрету»). «В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом... как мелькнувшая надежда на будущее... или как мечта» [Максимов (2), с. 101]. Развитие темы стих. определяется поэтич. преображением первоначального - беспокойно-чувственного - впечатления от женского облика. В 1-й пол. стих. «слагаемые» этого впечатления: «холодная полумаска» как символич. признак душевной закрытости и вызова (в контексте дисгармонической и тревожной лермонт. темы маскарада; см. Игра в ст. Мотивы), подчеркнутая пластическая телесность 2-й строфы, моменты дерзкой любовной игры (жадное вглядывание героя, улыбка "лукавых уст" героини). Неслучайно А. А. Блок в лирически стилизованном портрете Л. (стих. "Безвременье", 1906) сопряг этот "знойный", по его словам, женский образ со своими инфернальными, возникающими посреди "таинственной пошлости" незнакомками в "черных шелках" (см. Собр. соч., т. 5, 1962, с. 76). Между тем в двух последних строфах - в потаенно-сердечной области воспоминания и надежды - возникает «бесплотное виденье» красавицы, сотканное из «легких признаков»; строки 11-12 перекликаются с мечтой об идеальной возлюбленной в стих. «Как часто, пестрою толпою окружен», в строках 13-14 приглушенно звучит тема платоновского «припоминания» и поисков утраченного идеала в новом обличье (ср. «Нет, не тебя так пылко я люблю»). Среди «легких признаков» особо выделен поэтич. памятью «отрадный, как мечта» голос героини («живые эти речи» - в 4-й строфе), что в лирике Л. обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви («Она поёт - и звуки тают», «Есть речи - значенье» и др.). Однако завершительный непринужденный прозаизм («старые друзья») вновь сводит идеализиров. создание поэтич. «мечты» в сферу отношений, исключающих безусловное поклонение и романтич. дистанцию. В целом стих. свидетельствует о том, как далеко отстоит вольно-противоречивое жизнеощущение позднего Л. и от пушкинского классич. культа «чистой красоты», и от предписаний романтич. идеализма (ср. стих. платоника А. К. Толстого «Средь шумного бала», написанное на лермонтовский - но лишившийся многотонности - лирич. сюжет; Л. Н. Толстой, сближая оба стих., отдавал предпочтение лермонтовскому, возможно, из-за его жизненной непреднамеренности и прихотливости; см. "Лев Толстой об иск-ве и лит-ре", т. 2, 1958, с. 152-53). Стих. - образец лермонт. композиц. мастерства. Тематич. равновесие частей (1-2-я строфы - впечатление, 3-4-я - мечта) сдвигается с места единым интонац. напряжением последних двух строф («И создал я тогда...», «И с той поры...», «И все мне кажется...», «И кто-то шепчет мне...»). Шестистопный ямб в катренах с перекрестной рифмовкой (8-й и 11-й стихи - «облегченные», пятистопные) благодаря сравнит. обилию дактилич. цезур и слабоударенным ходам в зачинах мн. стихов получает новое звучание - нередкий у Л.-ритмиста случай преображения традиц. размера. Строки 7-8 позволяют заметить, что Л. не прошел мимо «рискованной» поэтики В. Г. Бенедиктова. Стих. положили на музыку: М. А. Балакирев, Л. О. Бакалов (Попов), С. Н. Василенко, В. А. Гайгерова, З. А. Левина, А. В. Мосолов, В. Я. Шебалин и др. Автограф неизв. Впервые - «ОЗ», 1843, т. 28, № 5, отд. 1, с. 80.

Лит.: Гинцбург , с. 207-08; Пумпянский , с. 417; Пейсахович (1), с. 435; Удодов (2), с. 127-31.

И. Б. Роднянская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Из-под таинственной, холодной полумаски"" в других словарях:

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушный корабль «Наполеон поднимается из гроба», (картина Ораса Верне, 1860) Жанр: баллада … Википедия

    - «На смерть Пушкина» … Википедия

    И, род. мн. сок, дат. скам, ж. Узкая маска, закрывающая только верхнюю часть лица. Черная полумаска. Полумаска сварщика. □ Из под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Лермонтов, Из под таинственной… Лицо ее… … Малый академический словарь

    ПОЛУМАСКА, полумаски, жен. Узкая маска, закрывающая только верхнюю часть лица (лоб, брови, часть носа). «Из под таинственной холодной полумаски звучал мне голос твой, отрадный, как мечта.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

Михаил Юрьевич Лермонтов

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но всё же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Варвара Лопухина, по мужу Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью - увидеться с Лопухиной. Одна из этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым - украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, он честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ: Стихотворение предположительно написано в 1841 году. Центральная тема - тема любви. В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собственного чувства, а на женских образах.

В первой половине стихотворения (1 и 2 строфа) слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста». В двух последних строфах возникает «бесплотное виденье» красавицы, соткан­ное из «легких признаков», среди которых особо выделен «отрадный, как мечта» голос героини. Это в лирике Лермонтова обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви. Однако финальное «старые друзья» определяет отношения как исключающие безусловное поклонение и романтическую дистанцию.

Размер: ямб(но не точно)

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Анализ: М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов: это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса: от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.


Размер: 4 ямб

СМЕРТЬ ПОЭТА

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

_____________________

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Анализ: Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

… И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:

Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.
Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,..

Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:

Есть грозный суд: он ждёт;

В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.

Размер: 4ямб

Афанасий Афанасьевич Фет

«Заря прощается с землею»

Анализ: Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.