Юсуповых на мойке. Роскошный дворец юсуповых на мойке. Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге является памятником истории и культуры. Его часто называют энциклопедией петербургского аристократического интерьера. Над созданием ансамбля Юсуповского дворца на Мойке работали известные русские и зарубежные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А.М. Михайлов-второй, Б. Симон и другие. С 1830 по 1917 гг. владельцами усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Можно сказать, что весь дворцовый ансамбль создавался в течение двух столетий. Его биография начинается в период зарождения северной столицы и разделить ее можно на «доюсуповский» период, длившийся более века, и «юсуповский» - после приобретения дома Н.Б. Юсуповым.

Режим работы Юсуповского дворца в 2019 г.

Посещение Юсуповского дворца возможно только в сопровождении экскурсовода или с аудиогидом:

  • Экскурсии по парадным залам на русском языке проводятся ежедневно с 11:00 до 17:00, в начале каждого часа.
  • Самостоятельный осмотр парадных залов и жилых покоев с аудиогидом ежедневно с 11:00 до 17:00 (аудиогид на русском, английском, французском, немецком, итальянском, финском и испанском языках). Мы рекомендуем осматривать дворец с аудиогидом, хоть это и стоит дороже. С аудиогидом Вы сможете свободно гулять по дворцу сколько пожелаете, осматривать интерьеры сколько хотите, а не бегать за группой; в случае необходимости - прослушать часть экскурсии заново. Кроме того, не нужно будет ждать начало экскурсии. Экскурсия с аудиогидом возможна в двух вариантах:
    • Получить устройство во дворце, при этом потребуется залог 1000 рублей.
    • При наличии смартфона скачать приложение «Юсуповский дворец» в App Store или Google Play.
  • Расписание экскурсии «Покои Феликса и Ирины Юсуповых» с посещением экспозиции «Убийство Григория Распутина» можно уточнить на официальном сайте или по телефонам.
  • Касса открывается в 10:30.

Не могла не утащить на память к себе.
Я столько про него читала, а теперь есть возможность посмотреть.
Оригинал взят у deletant в Музей роскоши

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

На тихой набережной реки Мойки, между Почтамтским и Поцелуевым мостом стоит дворец. Этот дворец - один из первых, один из самых красивых и один из тех дворцов, что хранят зловещую историю. Принадлежал он Юсуповым - богатому, древнему и необычному княжескому роду, сыгравшему серьёзную роль в истории нашей страны.

«Парашин дворец» и резиденция Шувалова

Место, где сейчас находится дворец, использовалось с самых первых лет Санкт-Петербурга. Здесь стоял деревянный дворец Прасковьи Ивановны, племянницы Петра Великого, не слишком выдающейся особы, благодаря которой резиденция получила неприглядное прозвище «Парашин дворец». В 1726-м году царевна попрощалась с дворцом и подарила его Семёновскому полку, уже тогда бывалому и заслужившему немалую славу. Не совсем понятно, как здание использовали военные, но до 1742-го года оно находилось в их распоряжении, после чего дворец приобрёл граф П.И. Шувалов - тогдашний глава правительства и человек огромного влияния.


План усадьбы Шувалова

В конце XVIII века здание ещё не выглядело так же внушительно, как сейчас. Это был двухэтажный особняк, хороший для того времени, но слишком величественный. При Шувалове дворец перестроили, но кто руководил строительством ныне неизвестно. Затем в 1760-м году над дворцом поработал знаменитый Валлен-Деламот, который, помимо всего прочего, возвёл шестиколонный портик и надстроил ещё один этаж. Особняк жил пышной жизнью: тут устраивали балы и маскарады, собирались знатные люди со всего города, и даже праздновалось рождение будущего императора Павла I. Но это продолжалось недолго: в 1762-м граф Шувалов умер, а его наследник продал дворец императрице.

Столько же, сколько Илья Муромец лежал на печи, столько и пустовал дворец после возвращения к монархам - тридцать лет и три года. Наконец, судьба его изменилась: Екатерина II подарила дворец одной из своих статс-дам, которая не проводила в нём много времени, а затем, в 1830-м, здание купил Борис Николаевич Юсупов. С тех пор он стал одной из резиденций этого знатного рода и стал зваться Юсуповским дворцом.

Путь к великолепию

Юсуповы были богаты. Они были богаты баснословно, несметно, разносторонне и давно. Григорий Юсупов, основатель рода, служил при Петре I и прошёл две войны, дослужившись до звания генерала. Его сын Борис побывал губернатором обеих столиц, тайным советником при императоре и, кроме этого, владел крупнейшей в России суконной фабрикой. Николай, сын последнего, стал дипломатом и, как и его предок, был тайным советником. Помимо этого он побывал на посту директора Эрмитажа, министра Департамента уделов, члена государственного совета, и, в то же время, возглавлял ряд крупных заводов. К тому же, он был меценатом и коллекционером, владел выдающимися картинами кисти Лорена, Рембрандта и Буше. Огромное состояние, накопленное Юсуповыми, не разделялось - по необычной закономерности у каждого князя всегда доживал до зрелости только один сын, которому и переходило наследство.


Борис Николаевич Юсупов

И вот Борис Николаевич Юсупов покупает дворец на Мойке. Это была капля в море - у Юсуповых тогда было 57 дворцов по всей России. С обретением нового хозяина особняк, привыкший пустовать, стал превращаться в обитель невероятной роскоши. Он перестраивается архитектором А.А. Михайловым, который создал из трёхэтажного дома усадьбу-ансамбль. Отделкой помещений занимаются пять именитых декораторов. Во дворец начинают стекаться предметы роскоши из Италии, Франции и Архангельска, где располагалась старая резиденция Юсуповых. У входа вырастают тосканские колонны, появляется домашний театр и дворцовый музей. Великолепный и властный ампир овладевает дворцом.


Красная гостиная

При Николае Борисовиче Юсупове-младшем дворец стал ещё роскошнее. Изюминкой резиденции стали интерьеры залов, каждый из которых выдержан в своей особой тематике, отражённой в названиях: Синяя и Красная гостиные, Турецкий кабинет, Танцевальный зал, Мавританская гостиная.


Мавританская гостиная

Жил Николай Борисович-младший вполне в духе своих предков: собирал произведения искусства и драгоценности, среди которых были вазы из горного хрусталя, наполненные драгоценными камнями, искусно сделанные табакерки, музыкальные инструменты со всего мира, а главной гордостью коллекции была огромная жемчужина «Пелегрина» - фамильная драгоценность рода.


«Пелегрина»

Нужно отдать князьям должное: они были не только стяжателями, но и благотворителями и меценатами. Николай Борисович жертвовал деньги на нужды армии и библиотек, а его отец очень заботился о крестьянах и во времена голода кормил на свои средства до 70 000 человек, а также жертвовал огромные суммы городским богадельням.


Турецкий кабинет

Убийство Раскольникова

Николай Борисович стал последним настоящим Юсуповым по мужской линии. Его сын не дожил до зрелого возраста, дочь Зинаида вышла замуж, и фамилия Юсуповых перешла другой семье. Новым князем стал Феликс Юсупов, которому было суждено сыграть в жизни дворца роковую роль.


Феликс Юсупов с невестой

Молодой князь увлекался актёрским мастерством, чему, скорее всего, поспособствовало наличие во дворце театра, вмещавшего 180 зрителей. Юсуповский театр действует и до сих пор. На его сцене в разное время выступали такие выдающиеся деятели искусства как М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен и Ф. Лист. Но эпоха славы и роскоши подходила к концу: началась Первая мировая война, близились смутные времена, и Феликс Юсупов предпринял действие, которое до сих пор обсуждают и пытаются оценить историки.

17 декабря 1916 года князь Юсупов вместе с В.М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудником британской разведки О. Райнером убил Григория Распутина, «царского друга» Николая II. Убийство произошло во дворце Юсупова, где сейчас установлены восковые фигуры, иллюстрирующие произошедшее. Всем известны таинственные обстоятельства этого убийства, а последствия его обсуждаются до сих пор. Для самого Феликса они были вполне однозначными: он был выслан из столицы, а затем уехал в Лондон.

В советское время дворец стал музеем дворянского быта, затем - дворцом культуры работников просвещения. После Великой Отечественной войны дворец опять стал музеем, и с тех пор служит петербуржцам напоминанием о былом богатстве угасшего рода князей, которые любили роскошь, искусство и свою страну так сильно, что шли ради неё на всё.

Словосочетание «дворец Юсуповых» требует конкретизации. У этой знатной и богатой семьи было множество дворцов в разных частях Российской империи. Например, дом на Мойке был во владении пяти поколений Юсуповых. Это строение полностью отражало материальное положение семьи. За четким, гармоничным фасадом, не позволяющим сказать о подлинных размерах дворца, прячется роскошное великолепие его внутреннего убранства.

О дворце

Юсуповский дворец — бесценный объект для сферы туризма. Экскурсии по Петербургу часто включают посещение этого здания. В нем нашли себя самые известные городские сюжетные линии: роскошная жизнь русского аристократического общества и знаменитое К сожалению, легендарный случай для многих аннулировал великую историю дворца.

Историческая справка

Дворец на Мойке перешел во владение Юсуповых в 1830 году, поменяв перед этим несколько владельцев. В начале XVIII века поблизости располагалась усадьба племянницы Петра I, затем принадлежавшая построил первый дворец в стиле барокко. Сын графа продал этот дом и основал рядом еще одно здание, созданное в стиле классицизма, ставшее прототипом современного Юсуповского дворца. До сегодняшних дней от этого строения сохранилась триумфальная арка парадного въезда и высокая ограда с колоннами.

Во времена правления Екатерины II дворец на Мойке был передан в казну, а в 1795 году царица отдала его в качестве подарка своей фрейлине - Александре Браницкой. Спустя 35 лет усадьбу выкупил племянник Браницкой — князь Борис Николаевич Юсупов. Так как материальные средства семьи Юсуповых были безграничными, дворец вскоре стал прообразом сказочной роскоши и изысканной красоты.

С огромным размахом Юсуповы приступили к преображению дворца. Архитектор Андрей Михайлов не стал менять центральный фасад, но сделал больше на этаж боковые ризолиты, возвел трехэтажный корпус на востоке усадьбы, объединил флигели, где расположилась картинная галерея и домашний театр. Был сооружен сад, построены и оранжереи. Появилась парадная лестница со стороны реки, ведущая к парадным покоям. Интерьеры оформили лучшие декораторы того времени.

После кончины первого хозяина дворец был вновь реконструирован.

Еще одной перепланировке дворец подвергся к концу XIX века. Его оснастили необходимыми достижениями тех времен — канализацией, водопроводом, паровым отоплением, электрическим освещением. Последние видоизменения были произведены в 1914 году: покои на 1 этаже обновили перед свадьбой князя Феликса с великой княжной Ириной Александровной.

После революционного периода в Юсуповском дворце на короткий срок разместили выставку, посвященную убийству Распутина, и Музей дворянского быта. Потом здание передали ленинградским работникам просвещения. Благодаря этому Юсуповский дворец на Мойке смог избежать разорения. Во время блокады во дворце был госпиталь. В 1960 году дворец Юсуповых на Мойке стал признанным историко-культурным памятником федерального значения.

Наше время

Отреставрированные залы дворца открыты для экскурсионных программ, также здесь можно взять в аренду помещение для корпоративных праздников, балов, свадеб и других мероприятий. В театре проходят спектакли и концерты.

Образовательная деятельность также театрализована: актеры показывают сцены из Самая популярная - это экспозиция «Убийство Распутина», сделанная в тесном подвале, где все и совершилось. У некоторых посетителей и гостей создается эффект реального присутствия: восковые фигуры участников событий и фотографии усиливают действие.

Юсуповский дворец: как добраться?

Строение расположилось в центре города. Юсуповский дворец (адрес) находится на набережной Мойки в доме 94. Добраться до этого исторического памятника можно как пешком, доехав до ближайших станций метро, так и воспользовавшись наземным транспортом.

  • Дворец в свое время был широко известен высшему свету Петербурга, в нем постоянно проходили балы и светские приемы, поражавшие гостей роскошью и богатством.
  • Юсуповский дворец на Мойке был одним из 57 зданий, которые принадлежали в России этой семье. В Петербурге у княжеского семейства было 4 дворца.
  • В дворцовом театре ставились знаменитые на весь город спектакли, в нем был исполнено дебютное первое действие оперы Глинки - «Жизнь за царя».
  • Юсуповский дворец на Мойке входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

Заключение

Юсуповский дворец на Мойке - поистине шедевр архитектуры своего времени, прекрасный как снаружи, так и внутри. Этот памятник культуры до сих пор восхищает всех его гостей. Побывав в Санкт-Петербурге, следует обязательно посетить это место. Экскурсии по Петербургу предлагают богатую программу, в том числе и с посещением дворца Юсуповых.

"В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь»."

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.

Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):

" Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.

При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни - сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, - кричал я прохожим на улице, - какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. "


2.


Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке.

" В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>

3.

Семейная фотография Юсуповых

Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>

4.

Феликс

Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. "

5.

Франсуа Фламенг / François Flameng (1856-1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (...) 1894. via

" Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург - Москва - Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.

За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.

На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой - спальня родителей, за ней - наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше - ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя - кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.

В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.

6.


Юсуповский дворец на Мойке

Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.

Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей - создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.

7.

Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.

Что до чиновников - эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.

8.


Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее - князя Бориса Юсупова. Новый толчок - уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай - основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.

Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин - незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.

9.


Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.

Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.

10.

Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. <…>

11.


Подвальная столовая. 1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Музейная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

В бельэтаже находились отцовские апартаменты, окнами на Мойку. Комнаты были некрасивы, но уставлены всякими редкостями. Картины, миниатюры, фарфор, бронза, табакерки и проч. В ту пору в обжедарах я не смыслил, зато обожал, видимо наследственно, драгоценные камни. А в одной из горок стояли статуэтки, которые любил я более всего: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиною брильянтов.

12.


Мавританская гостиная 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Рядом с отцовым кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я - сатрап, а вокруг - рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившеюся невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» - закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен.

13.


Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.

14.

Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б.И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце - театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже.

15.

Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Тут же находилась домашняя часовня.

16.


Малая гостиная (Серебряный будуар) княгини Ирины - супруги Феликса. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художники В.М. Конашевич, С.В. Чехонин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться дивными матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.

17-18.

Кабинет княгини (Малая белая гостиная). 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. Художник О. Руйи 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге


Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в доме на Мойке. Серов Валентин Александрович. 1900-1902 гг. Холст, масло. 181,5 х 133 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. via

Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все - и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ним! <…>

19.


Гобеленовая гостиная. 1840-е. Архитектор Б. Симон. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Генерал Бернов, о котором я рассказывал выше, и матушкина приятельница княгиня Вера Голицына люто ненавидели друг друга и ругались при каждой встрече. Однажды вечером генерал был сильно не в духе и не захотел отвезти княгиню домой, хотя до ужина обещал. «Бог с вами, - сказала княгиня. - Дурак натощак и сытый - набитый». У Голицыной был артрит правого большого пальца, и она то и дело сосала его, говоря, что от этого болит меньше. И руку ее целовать я отказывался. Замуж она не вышла и о том жалела. «Жаль, что я старая девка, - твердила она матушке. - Так и не узнаю, как это бывает».

20.


Большая ротонда. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Художники А. Виги, А. Травин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге была у нас знакомая пожилая дама, вдова военачальника, вечно влюбленная - непременно в гвардейского генерала, командира полка. Мало, что верна, еще и страшна как смерть, о взаимности и думать нечего. Вдобавок ужасно белилась и румянилась и носила рыжий парик. Когда отца назначили на место генерала, вкупе с полком унаследовал он и непременную влюбленность дамы. Старуха ходила за ним по пятам, стояла у дверей клуба, где отец бывал после полудня, и, заметив его в окне, посылала ему воздушные поцелуи. Любовные письма ему она подписывала «твоя Фиалка». Летом в собственной карете она ездила за ним на маневры.

Великий князь Николай Михайлович был обожаем вдвойне - сразу двумя сестрами, старыми девицами. Каждое утро старухи прогуливались по набережной у его дворца. Одеты были одинаково, позади лакей в ливрее нес их меховые накидки, галоши, зонтики и двух облезлых мопсов. Когда великий князь выезжал и возвращался, старые идиотки делали глубокий реверанс.

Другие сестрицы, провинциалки, обе тоже незамужние, уродины и богачки, решили покорить Петербург. Вознаме-рясь принимать высшее общество, купили они в Петербурге блестящий особняк. Обставили его с крикливой роскошью, наняли модного повара и миллион слуг, одели их в яркие ливреи и немедленно разослали приглашенья всей столичной знати. В пригласительном билете, полученном отцом с матерью, писано было: «Дорогие князь с княгиней, полноте сидеть дома да грызть сухари. Будьте к нам на ужин в субботу в восемь». Родители пошли смеха ради. Не мудрено, что встретили они там всех своих друзей.

21.


Бильярдная (Турецкий кабинет) 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Разумеется, петербургский свет состоял не из одних шутов. Заезжие иностранцы в один голос твердили, что в России полно даровитых и образованных людей, что беседовать с ними приятно и интересно. А стольких чудаков и клоунов я знал потому лишь, что с ними весело было отцу. Дивлюсь матушкиным кротости и терпенью: вечно принимай эту братию и всем улыбайся. Но тут я, признаться, весь в отца. Меня влекли, да и теперь влекут всякие шуты гороховые, сумасброды и психопаты. По-моему, в их чудачествах - непосредственность и воображенье, которых так не хватает людям порядочным.
Каждую зиму в Петербурге у нас гостила моя тетка Лазарева. Привозила она с собою детей, Мишу, Иру и Володю - моего ровесника. Я уж писал, как отчаянно шалили мы с ним. Последняя шалость разлучила нас надолго.

22.

Около 1900. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон старший (1856-1928), Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс / Portrait of the family of Count Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston, c.1900. Family portrait of Princess Zinaida Yusupova (1861-1939), Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston (1856-1928) and their sons Nikolai and Felix (1887-1967). Nikolai would be killed.

Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку - приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики. Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!

23.


Феликсу 16 лет. Валентин Серов пишет портрет Феликса Юсупова, 1903

Нас с Володей заперли на десять дней в наших комнатах, строго запретив выходить. Вскоре тетка Лазарева уехала, увезла детей, и несколько лет Володи я не видел. "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший – единственный наследник богатейшего состояния.

Его супруга – княжна императорской крови Ирина Александровна в девичестве Романова (1895-1970), племянница императора Николая II, по матери – внучка Александра III (он был внуком Николая I), по отцу – правнучка Николая I.

Ранее :


// Пасха в аристократическом доме - фрагмент мемуаров Феликса Юсупова (1887-1967)