Стихотворение «Родная земля» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка. «Родная земля» Анны Ахматовой (Лингвостилистический анализ)

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой

Тема родины в произведениях Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. Поэтесса нередко задумывалась над тем, что человек может обладать принадлежностью к чему-то большему, чем является он сам. И в частности он связан незримыми узами со своей родной землей. Подобные мотивы и подвигли поэтессу написать произведение «Родная земля» в 1961 году. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой.

Произведение об отношении к земле

Анализ «Родной земли» Ахматовой можно начать с того, что с первых строк произведение провоцирует недоумение у читателя. Ведь патриотичное название абсолютно идет в разрез с его содержимым. В нем нет никаких хвалебных од, а главный образ - родная земля - сравнивается с грязью, прилипшей к калошам. Однако это сравнение говорит намного громче и значимее, чем любая похвала в адрес родины. Анализ стиха «Родная земля» Ахматовой демонстрирует, что поэтесса не выделяет себя из русского народа, и она пишет о том, что среди широких народных масс понятие «Родина» стало обесцениваться. Люди забывают о том, что для них должна значить родная земля, не осознают ее святости и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся. Родина сравнивается с грязью на калошах.

Перемена отношения к святыне

Стихотворение нельзя назвать замысловатым. Оно написано простым, однако искренним языком. Анализ «Родной земли» Ахматовой показывает: в начале стихотворения поэтесса отмечает, что землю люди не носят в «заветных ладанках». Когда-то в древние времена землю именовали «святой», однако в послереволюционные времена отношение к ней стало другим. Все, что наделялось мистическим смыслом, опровергалось. Саму родину народ стал любить как родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы.

К началу 60-х годов прошлого столетия традиция поклонения родной земле осталась в прошлом. Однако поэтесса напоминает нам, что почитание родной земли должно жить в каждом человеке. Невозможно истребить этническую память, которая накапливалась столетиями. Конечно, те люди, которые не работают в поле, не обращают внимания на землю. Но без этой самой «грязи», приставшей к калошам, жизнь невозможна. И землю нужно почитать хотя бы по той причине, что после смерти каждый человек возвращается в нее, отдает ей свое бренное тело. В простых словах Ахматовой заключается глубокий сакральный смысл.

Обличение

Проводя анализ «Родной земли» Анны Ахматовой, школьник может указать: произведение достаточно короткое, однако оно обладает мощной обличительной силой. Заключительные строки раскрывают важнейшую философскую истину об отношении к родной земле. Человек снова становится одним целым со своей родной землей после того, как умирает. Он превращается в ее часть, и в этих словах поэтесса раскрывает глаза на то, что земля не является обычной грязью. Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой по плану должен содержать в себе указание на то, что произведение это отражает тему родины. Эта тема была важнейшей для поэтессы. Родина должна обладать священным статусом, о ней должен памятовать каждый, кто имеет представление о своей сути и своем призвании.

Отношение поэтессы к родным краям

Анализ «Родной земли» Ахматовой можно дополнить информацией о том, как относилась к родине сама поэтесса. Ахматова была истинной патриоткой. Она навсегда связала свою жизнь с родной Россией и не покинула страну даже после тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Ее произведения отказывались печатать, два раза ее сын был арестован. Первого супруга Ахматовой расстреляли. Однако даже все эти страшные обстоятельства не смогли угасить в ее сердце любви к родным краям.

Ахматова не стала переезжать в Европу ни в 1917 году, ни позднее, когда ее настойчиво звал с собой Н. Гумилев. Она не осознавала, как можно быть счастливой в чужих краях. Поэтесса пережила все ужасы блокадного Ленинграда, смертельную опасность. Ахматова даже находилась под угрозой репрессий. И в своем произведении она пишет о земле как о плодородном черноземе, который и по сей день почитается хлеборобами.

Два значения слова «земля»

В анализе «Родной земли» Ахматовой можно указать, что в произведении раскрываются два значения слова «земля» - с одной стороны, это родина, на которой человек рождается, живет и умирает; с другой - это почва, благодаря которой кормится народ. И данные значения не противостоят друг другу. Напротив, они дополняют друг друга своим смыслом и содержанием. В каждой из строк произведения раскрывается то одно значение этого понятия, то другое. Но для самой Ахматовой эти слова являются неразделимыми, ведь одно невозможно без другого.

Не только для поэтессы, но и для других людей родная земля не стала обетованным раем. Многие во времена Ахматовой были подвергнуты гонениям, преследованиям. Земля оставалась «хрустом на зубах», однако ее вины в бедах простых людей нет - ведь исторические события создаются теми, кто управляет народом. Земля же представляет собой физическую форму, способную давать жизнь. В заключительной части произведения указывается, что рожденный на земле человек в конце жизни становится ее частью. И это важнейшие события в круге жизни, что и придает земле статус святыни.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой: размер стихотворения

Также особенно стоит отметить необычность размера, которым написано поэтическое произведение. Начинается оно пятистопным ямбом. Затем этот размер сменяет трехстопный анапест, а после этого - четырехстопный анапест. Зачем же поэтессе оказалось необходимым подобное переключение ритмов? Это нужно для того, чтобы разделить стихотворение на разные по смыслу эмоциональные части и логическое завершение произведения.

Анна Ахматова
Родная земля

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.

1961 Ленинград

Читает И.Чурикова

"Анализ стихотворения" А. Ахматовой "Родная земля".

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории.
Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.
Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку.
В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О ней стихи навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в течественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко!
м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно –своею».
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа».
К. Чуковский