Что означает герб россии. Георгий Победоносец: святой с герба и монеты

Дата принятия: 20.12.1781, 16.05.1883, 23.11.1993, 01.02.1995, 11.06.2003

Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия .

Автор эскиза герба Москвы - художник К. К. Иванов. В общем было сохранено композиционное решение герба 1780 года, но Святой Георгий приобрел традиционные для русских воинов доспехи и остроконечный шлем. По сравнению с гербом 1781 года также были уточнены цвета доспехов и мантии всадника, а также копья. Цвет дракона в отличие от герба 1883 года был оставлен черным (как в гербе 1780 года).

Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ "О восстановлении исторического Герба города Москвы"; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 "О гербе и флаге города Москвы" (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.

Эскиз герб Москвы 1991 г., художник К. К. Иванов

Фактически исторический герб был восствновлен в 1991 г., когда художник К. К. Иванов предложил свой эскиз (где всадник внешне походил на грека), но герб тогда утвержен не был, хотя и использовался неофициально. Официально герб был восстановлен только в 1993 г.

Геральдические изображение и описание всадника - как Святого Георгия Победоносца - не соответствуют нормам православной иконографии, в которой святых принято изображать с нимбом.
Кроме того, будучи повернутым в правую для зрителя сторону, изображение всадника на современном официальном гербе Москвы противоречит правилу западноевропейской геральдики, в соответствии с которым живые существа на гербе должны быть повернуты только в левую для зрителя (правую геральдическую) сторону. Это правило было установлено для того, чтобы фигура, изображенная на рыцарском щите, который традиционно держался у левого бока, не казалась убегающей от противника. В гербе Москвы 1883 года всадник был повернут в левую для зрителя (геральдически правую) сторону, но в 1993 году с восстановлением исторического герба всадник опять был повернут как в гербе 1780 года.

Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.

Проект советского герба города Москва 1924 г.:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» - эмблема электрификации.
(описание дано по данным сайта )

Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.

Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.

Исторический герб города Москвы

Герб 1780 г.:
Современный герб города основан на исторической гербе, пожалованном Екатериной II 20 декабря 1781 года (ПСЗ, собр.1, т.21, №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии: "в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона ".
Герб 1883 г.:

В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою ".
Фигура Георгия Победоносца была развёрнута в геральдически правую сторону. Дракон из чёрного стал жёлто-зелёным, а епанча Святого - лазуревой.
Утвержден 16 марта 1883 года (ПСЗ, т. XXXIII, №32037)

Герб 1730 г. :
Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года "Знамённого гербовника" для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: "Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное ".

В разные моменты времени для Московской области было изготовлено несколько видов гербов, но самыми известными из них стали всего два. Автором первого герба в 1781 году выступил герольдмейстер Волков. Затем в 1884 году гербы Московской губернии были изменены и сделаны по новым стандартам, которые разработал герольдмейстер Кене по указу Николая I. И именно с этого исторического момента, все новые гербы должны были изготавливаться только согласно новым правилам. Нововведения коснулись также и старых гербов, которые были исправлены, однако лишь в Московской губернии были видоизменены все имеющиеся гербы. Кене сумел добиться того, что по стандартам, которые он создал, все гербы Российской империи стали соответствовать западноевропейской геральдике.

Описание герба

Всего существовало три допустимые версии создания герба, которые можно было использовать в разных композициях (в одном цвете или нескольких):

  • Гербовый щит - на гербе Московской области отсутствует корона и ленты.
  • Гербовый щит с короной - на гербе отсутствуют красно-желтые ленты трех орденов.
  • Полный гербовый щит - на гербе Московской области есть золотая корона и ленты.

Геральдическое описание герба: в червленом поле Георгий Победоносец в серебряном вооружении (латах и шлеме) и лазоревом плаще, сидящий в красном седле с золотой бахромой на серебристом скачущем коне, поражающий позолоченным копьем, увенчанным золотым восьмиконечным крестом, золотого крылатого змия (дракона о четырех лапах) с зелеными крыльями. Гербовый щит увенчан золотой императорской короной и дополнен лентами трех орденов Ленина.


Как возник герб?

Ни для кого не секрет, что основой областного герба послужил герб столицы, вы уже могли ознакомиться с фото герба Московской области выше. Областной символ зародился еще в Средневековье. Давайте ближе познакомимся с историей герба Московской области.

Георгий Победоносец был духовным символом правителей и жителей русских земель. Еще до появления на Руси Георгий Победоносец был защитником византийских императоров. Как же он оказался на гербе Московской области?

В конце XIV века московский князь Иван III был обручен с Софьей Палеолог, которая происходила из древней византийской династии императоров. Конечно, правитель Руси перенял многие черты византийской геральдики и атрибутики, одной из них и был двуглавый орел с копьем, который убивал змея.

Окончательная версия была согласована лишь в 1883 году и изображала на гербовом щите великомученика Георгия. Герб был обрамлен короной, которая была символом власти императора, а также дубовыми ветвями как символом доблести и мужества.

Символика

Что изображено на гербе Московской области, мы можем увидеть на фото. Разберем подробнее, что означает каждый из негласных символов.


  • Георгий Победоносец - это основа гербового щита. Святой стал покровителем всего русского населения. Георгий Победоносец олицетворяет вечную тему противостояния добра и зла, в которой добро побеждает. Змей, пораженный копьем, погибает от руки хранитель русских земель.
  • Золото - как и во все времена, это символ богатства, а в христианстве этот благородный металл является еще и верой и милосердием.
  • Серебро - чистота и невинность, справедливость и откровение.
  • Червлень как символ отваги, мужества и силы русского народа. Красный цвет - цвет красоты и празднеств.
  • Голубой (лазурь) - это образ честности и добродетели, безупречность во всем.
  • Пурпур символизирует достоинство и власть.
  • Корона - символ статуса Московской области.
  • Ленты 3 орденов Ленина - это награды области, которых она была удостоена трижды в XX веке.

Сходства и различия


Как уже было сказано, гербовый щит Московской области очень похож на герб Москвы. Следует разобраться, какие же сходства есть, а чем отличаются эти гербы.

Первое, что бросается в глаза, это одинаковые главные фигуры на гербах, но здесь и всплывает первое существенное отличие - на гербе Москвы Георгий Победоносец повернут в другую сторону и цветовая гамма более яркая и красочная.

Следующее отличие коснулось изображения змея - на гербе Москвы он выполнен в черном цвете, а вот на гербе Московской области змей золотой с зеленоватыми крыльями.

Сходства в цвете щитов: оба герба выполнены в богатом, привлекающем внимание, алом цвете, помимо этого, всадники тоже похожи, оба в серебряном цвете.

Георгий Победоносец: жизнеописание


Главным достоинством и символом гербового щита является Георгий Победоносец, и поэтому хотелось бы более детально рассмотреть его не как символический образ, а как реально существовавшего человека.

Великомученик Георгий родился в богатой и богобоязненной семье, был воспитан в соответствии с христианскими устоями. Георгий рос сильным и смелым юношей и поступил на военную службу. Очень быстро он добился успехов на этом поприще и получил звание тысяченачальника. В то время правил Диоклетиан, который славился жестокостью к христианам и фанатичной пропагандой римских богов. Георгий не мог стерпеть мучительные казни и гонения христиан и однажды явился к Диоклетиану и объявил себя христианином. Правитель пытался уговорить Георгия отречься от христианской веры, но ничего не вышло, и святой Георгий был заключен в тюрьму, где подвергался изощренным пыткам, но никакие лишения и физические тяготы не сломили Георгия. Тогда император решил, что заключенный прибег к магии, и приказал отрубить ему голову. Так ушел из жизни заступник всех христиан.

Мощи Георгия Победоносца оставили в городе Лидда (ныне Лод), что находится в Израиле, голова же хранилась в римском храме, который был посвящен ему.

На иконах Георгий сидит верхом на белом коне и поражает копьем змея. Этот образ основан на легенде, по которой недалеко от места проживания семьи Георгия было озеро, в котором обитал змей. Жители регулярно по жребию отдавали змею на съедение человека. И вот однажды жребий пал на дочку императора тех мест, ее привязали к дереву и стали ожидать появления чудовища. Когда змей открыл свою пасть, чтобы поглотить несчастную, на берегу появился Георгий и убил змея, тем самым спас девушку.


Историческая преемственность

Областной герб положил начало для создания гербов для каждого из городов Московской области.

Так, в 1989 году, а именно 21 сентября по решению Дзержинского Совета депутатов был создан и утвержден герб города Дзержинска.

Конечно, Георгий Победоносец не включен в символику каждого герба, ведь тогда они не были бы уникальными. Но именно герб Московской области олицетворяет всю мощь и величие городов области, которые всегда способны сплотиться перед лицом опасности и победить любого врага.

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века... И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи.

О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.

Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками?

Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов ... Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром...), и даже не единственным святым воином - вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата... Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно - настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси.

Церковь в первую очередь вспоминает и прославляет великомученика, претерпевшего страшные страдания и мученическую кончину и тем запечатлевшего свою веру во Христа; свидетельством этого почитания является как иконопись, с которой мы начали разговор, так и храмы и обители - вспомним хотя бы древний Юрьев монастырь близ Новгорода (главный и старейший храм в нем ненамного младше знаменитой новгородской Святой Софии). Да и «осенний» праздник - память святого Георгия 26 ноября по юлианскому календарю - празднуется как раз в честь освящения Георгиевской церкви в Киеве в XI веке. «Весенний Егорий» (память святого Георгия 23 апреля) пользовался особым почитанием у земледельцев, просивших его упасти скотину от диких зверей. Наконец, военачальник-мученик, мученик-победоносец закономерно становился «княжеским», «дружинным» святым. Неслучайно Георгий - одно из довольно распространенных «княжеских» имен, и даже Ярослав Мудрый во святом Крещении был Георгием. Уместно вспомнить здесь и города, носившие это имя,- Юрьев-Польской, Юрьев-Поволжский (Юрьевец) или, скажем, Юрьев в Прибалтике - впоследствии Дерпт, а ныне эстонский Тарту.

Вы справедливо отметили разнообразие древнерусской иконографии святого Георгия. И всё же это имя в первую очередь ассоциируется с изображением чуда о змие.

Да, не будет преувеличением сказать, что большинству русских людей имя святого Георгия в первую очередь приводит на память икону, изображающую всадника с копьем - победителя змия (дракона). И это совпадение одного из чудес святого Победоносца с излюбленным мифологическим и сказочным сюжетом змееборства также, вероятно, поддерживало «популярность» именно этого угодника.

И символом первопрестольной столицы Русского государства со временем становится также образ чуда Георгия о змие, хотя путь святого Победоносца на московский герб и на герб всея Руси, Великия, Малыя и Белыя, а затем Российской империи не был простым.

Как давно появился этот символ Москвы, поэтически запечатленный Мариной Цветаевой: «Московский герб: герой пронзает гада...»?

Геральдики в западном смысле слова - системы строгих правил составления и описания гербов - Россия долгое время не знала, хотя своя государственная и областная («земельная») символика на Руси, разумеется, существовала. В первую очередь устойчивые изображения-эмблемы встречаются на монетах и печатях, причем здесь сочетается символика областная с личной, принадлежащей суверену - владетелю данной области или города, кому принадлежит печать или от чьего имени осуществляется монетная чеканка. И вот знакомая фигура всадника с копьем (реже с саблей) с XIV века становится обязательным изображением на московских монетах и печатях. А после принятия великим князем Иоанном III двуглавого орла - своего рода наследия павшей под османскими ударами православной Византии - изображение всадника всё чаще и чаще сочетается с этим новым для Руси символом и на двух сторонах «вислой» печати, и переходя, в малом щитке, на грудь царственной птицы.

Дело, однако, в том, что это еще не Георгий Победоносец, что следует как из повествовательных источников, неоднократно и совершенно определенно свидетельствующих, что изображается царствующая особа, великий князь, а затем царь («князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах: князь великий на коне, а имея копие в руце, и оттоле прозваша денги копейныя»), так и из особенностей самого изображения - на подавляющем большинстве монет всадник предстает коронованным, хотя даже в иконописи мученический венец вовсе не является обязательным атрибутом, да и изображался он по-другому. Змия на монетах также не видно (под копытами коня обычно обозначение монетного двора), хотя вообще особенности чеканки были таковы, что часть фигуры, даже голова, могла запросто оказаться за пределами монеты. Впрочем, и змий сам по себе не был непременным указанием, что побеждающий его всадник - именно святой Георгий. Так, на титульном листе Библии, отпечатанной в Москве в 1663 году, среди других изображений был и всадник-змееборец (внешне явно изображавший не святого) со стихотворной подписью, обращенной к царю Алексею Михайловичу, где были и такие слова: «Побеждай копием сопротивного тя змия, / Наипаче же мечом духа еретика злаго».

Надо сказать, что портреты властителей (с большим или меньшим сходством, в том числе просто схематические) с Античности являются одним из устойчивых сюжетов монетной чеканки. Но у нас изображение «ездеца» как конкретного государя постепенно превращается в символ общегосударственный. Скажем, земское ополчение Минина и Пожарского продолжает в 1611-1613 годах изображать на своих монетах «московского ездеца» в короне (в 1612 году монеты чеканились в Ярославле, что обозначалось буквами «ЯР»), хотя для собственной печати как Первое, так и Второе ополчения в 1611-1612 годах не использовали ни этого изображения, ни двуглавого орла - на печати ополчения был летящий одноглавый орел (с другой стороны, и монеты чеканились «советом всея земли» не от своего имени, а от имени царствовавших монархов). А к концу XVII века происходит удивительный процесс, как бы обратный «секуляризации»,- своего рода сакрализация изображения: внешнее композиционное сходство приводит к тому, что «царь-всадник» всё чаще и чаще воспринимается как святой Георгий. В XVIII веке, веке «вольнодумном» и «секулярном», принесшем Русской Церкви немало испытаний, именно эта интерпретация укореняется прочно и навсегда.

В течение XVIII столетия всадник постепенно исчезает с монет (наиболее полное изображение, с поражаемым змием, относится к эпохе императрицы Елисаветы), уступая место двуглавому орлу (и оставаясь при этом на груди орла как символ Москвы). Зато уже законно изображение святого Георгия становится московским гербом, хотя «родословная» Победоносца в городской символике намного древнее: ее можно вести хотя бы с 1464 года, когда скульптурное его изображение - рельефная икона - было установлено на Спасской башне Кремля. Петр I и его наследники, перенося в Россию многие из европейских правил и норм, положили начало и систематическому герботворчеству, в том числе земельному. Первоначально массовая разработка городских и земельных гербов была связана с помещением их на полковых знаменах, поскольку полки в России в большинстве своем носили имена городов, иногда по традиции сохранявшиеся на протяжении десятилетий и веков, даже если подлинная связь воинских частей с этими городами бывала утрачена. В новой геральдике зачастую использовались, будучи переработанными по правилам европейской геральдической науки, старинные изображения, традиционно бывшие эмблемами русских городов, земель или княжеств, но иные гербы и изобретались. Что же касается герба для знамен Московских полков (как пехоты, так и кавалерии), по меньшей мере с 1729 года он описывался как «Георгий на коне, против того, как в средине государственного герба».

Таким образом, как будто получается, что изображение святого Георгия в качестве эмблемы первопрестольной столицы Российского государства вошло в Государственный герб Российской империи раньше формального утверждения городского герба Москвы: последний был высочайше утвержден императрицей Екатериной II лишь в 1781 году, представляя собою, по официальному описанию, «Святого Георгия на коне против того ж, как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающего копием черного змия», и использовался в таком виде в самых разных случаях: к примеру, карабинеры существовавшего при Екатерине «Московского легиона» носили на шапках медный налобный знак с изображением святого Георгия.

А почему в разные времена фигура святого Георгия на московском гербе оказывалась направлена то в правую, то в левую сторону? Это связано с какими-то правилами геральдики?

В 1883 году московский городской герб был изменен по образцу губернского герба 1856 года; последний появился в ходе геральдической реформы, связанной с именем Б. В. Кёне, историка и начальника Гербового отделения Департамента герольдии. У Кёне было много недругов, создавших ему репутацию «самозваного геральдиста», однако для городской и земельной геральдики России его реформа представляется важной и оправданной. Для московского же герба внесенные изменения следует считать поистине благотворными.

Прежде всего это относится к «направлению движения» всадника на гербе. Дело в том, что по геральдическим правилам гербовый щит должен восприниматься буквально как рыцарский щит, надеваемый на левую руку и обращенный лицевой стороной (изображением) к противнику. Представим себе это и поймем, что «правильным» будет движение изображенных фигур «влево от зрителя», потому что иначе фигуры «побегут» от врага, а это, конечно, нежелательно. В московском гербе XVIII века направление движения «слева направо», вероятно, было связано с традицией изображений на монетах и печатях, а может быть, и на иконах, и в этом случае имело свои основания (иногда в геральдике намеренно «нарушаются правила», дабы умудренный зритель задумался, а зачем такое нарушение и не кроется ли в нем какой-нибудь особенный смысл). Но совершившийся при Кёне «поворот» фигуры всадника в «геральдически правильном» направлении, думаю, был полностью оправданным (к сожалению, в ныне утвержденном гербе Москвы это не учтено - за основу в нем взят вариант XVIII века).

Претерпел изменения и рисунок самого святого Георгия. В XVIII веке он изображался в виде западноевропейского рыцаря, с ног до головы закованного в доспехи, в шлеме с открытым забралом и с турнирным копьем в руке. Теперь же облик Победоносца был сделан в каком-то смысле более «историчным» и, несомненно, более православным - он предстает в вооружении, условно говоря, «греко-римского» образца, в греческом шлеме с гребнем, а главное - копье святого Георгия теперь увенчано крестом (по описанию - осьмиконечным, но из-за недостатка места мог изображаться и четырехконечный крест). Согласно официальному описанию, московский губернский герб образца 1856 года представлял «в червленом щите, Святого Великомученика и Победоносца Георгия, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающего золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою»; описание городского герба образца 1883 года практически идентично, за исключением сопутствующих гербовому щиту «украшений»: «Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою (обозначавшие столичный статус Москвы. - А. К. )». В таком виде герб просуществовал до 1917 года.

- Расскажите, пожалуйста, об ордене Святого Георгия.

Наградная система европейского образца появилась в России опять-таки при Петре I, учредившем ордена апостола Андрея Первозванного и дамский орден великомученицы Екатерины. Император предполагал учредить и специальный воинский орден, закономерно наименовав его в память святого благоверного великого князя Александра Невского, но после смерти Петра воинский смысл этой награды как-то сам собою утратился (да и какие там войны были при его ближайших преемниках?), и она превратилась просто в орден за государственные заслуги, а в сущности - для высших сановников, оставшись таковым до самого конца Российской империи. К мысли о необходимости военного ордена вернулись в «век Екатерины», известный славными победами русского оружия. Первоначально существовал проект и назвать его «Екатерининским орденом», но у Екатерины II хватило мудрости и такта не создавать орден «во имя свое» (именно свое , потому что орден Святой Екатерины уже существовал!), и нашли лучший вариант - 26 ноября (по старому стилю) 1769 года, на «осеннего Егория», было объявлено об учреждении «Военного Святого Великомученика и Победоносца Георгия ордена» в четырех степенях.


Статут (законоположение об ордене) неоднократно редактировался, однако основные его положения оставались неизменными с екатерининских времен: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны,- гласила первая редакция,- не дают права быть пожалованным сим орденом, но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для Нашей воинской службы полезные советы». Неизменным оставался и внешний вид ордена: «Крест большой, золотой, с белою с обе стороны финифтью, по краям с золотою каймою, в средине которого изображен царства Московского герб на финифти ж, то есть в красном поле Св. Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящей епанчею, имеющий на главе златую диадиму (на практике изображение могло быть упрощенным.- А. К. ), сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся збруя золотая, черного змия в подошве щита золотым копьем поражающий; на задней стороне в средине, в белом поле, вензелевое сего Св. Георгия имя», «лента шелковая, о трех черных и двух желтых полосах»; при первой и второй степенях к орденскому кресту присоединялась еще «звезда четвероугольная, золотая, посреди которой в черном обруче желтое или золотое поле, а на оном изображено вензелом имя Св. Георгия, а в черном обруче золотыми литерами и надпись: за службу и храбрость» (орденский девиз).

С 1807 года существовала и награда, «причисленная к Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия» и именовавшаяся «знаком отличия Военного ордена» для нижних чинов (солдат, матросов, казаков, унтер-офицеров). В манифесте императора Александра I объявлялось: «Сей знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей или на водах. Он дается тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках Наших действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростию». С 1856-го этот знак получил четыре степени, а с 1913-го стал официально именоваться Георгиевским крестом. Внешний вид его соответствовал кресту ордена Святого Георгия, но без эмали. Упомянем кстати, что для лиц нехристианского вероисповедания в Российской империи изображения христианских святых на орденах заменялись государственным гербом, вероятно, из боязни как-то задеть их чувства. Но эти опасения выглядят преувеличенными: известны случаи, когда получившие Георгиевский крест всадники-горцы возмущенно требовали себе награду непременно «с джигитом», а не с какой-то там «птицей».

Еще со времен Екатерины было установлено: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается», причем со временем это положение приобрело дополнительные особенности. Орденами награждались и представители духовенства , однако во время священнодействий ордена следовало снимать. Исключение составлял лишь наперсный крест на ленте ордена Святого Георгия, которым могли награждаться военные священники, или сам орден (хотя случаи награждения священника этим орденом и были чрезвычайно редки, соответствующее правило существовало).

В комплекс Георгиевских наград, согласно статуту 1913 года, помимо «принадлежащего» к ордену Георгиевского креста, впервые включались еще Георгиевская медаль четырех степеней (ранее это была медаль «За храбрость» для награждения в мирное время пограничников) и Георгиевское оружие. Пожалование наградным оружием (золотым оружием) существовало намного ранее, но только теперь оно было официально объявлено «причисленным» к ордену - как заметил позже один из эмигрантских авторов, будучи «как бы пятой его степенью».

Кроме того, Георгиевские награды были не только индивидуальными, но и коллективными, и комплекс таких наград тоже складывался десятилетиями. В первую очередь (по степени важности) сюда относились Георгиевские знамена и штандарты; в зависимости от рода оружия, полкам или батареям могли жаловаться также украшенные Георгиевскими лентами сигнальные инструменты (труба или рожок, которые составляли целые «хоры»); воинские части могли получать Георгиевские петлицы. Был и, так сказать, целый «Георгиевский» полк - один из кирасирских полков (впоследствии драгунский) именовался «полком Военного Ордена» и имел на касках изображение орденской звезды. И хотя это не означало комплектования его непременно георгиевскими кавалерами, долгое время этот полк считался одним из образцовых (что признавал, к примеру, такой взыскательный судия, как император Николай I).

Позже, применительно к наградной практике Первой мировой войны, существовало мнение: если в части георгиевские кавалеры составляют сравнительно большой процент личного состава, это сказывается на боевых качествах... отрицательно - согласно этой точке зрения, награжденный должен непременно быть «из ряда вон выходящим», иначе награда теряет смысл.

Мировая война с ее беспрецедентными масштабами действительно резко увеличила число георгиевских кавалеров, в первую очередь среди солдат: счет награжденных четвертой степенью пошел на сотни тысяч, а затем перевалил и за миллион! Вместе с тем относительно собственно ордена (офицерской награды) продолжала существовать достаточно жесткая процедура представления и награждения, о которой стоит сказать подробнее.

Ведь вообще орден Святого Георгия давался с таким разбором, что «полных» кавалеров (еще раз: именно ордена, а не солдатского креста) за всю историю было лишь... четверо: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. И. Дибич-Забалканский и И. Ф. Паскевич-Эриванский. Удивляет отсутствие в этом списке А. В. Суворова, но первоначально ордена могли даваться не в порядке постепенности: Суворов был награжден 3-й (1771), 2-й (1773) и 1-й (1789) степенями, а низшей не имел . В дальнейшем же процедура награждения четвертой степенью, а затем и Георгиевским оружием стала в качестве обязательного этапа включать обсуждение вопроса о заслугах представленного к награде в специальных Георгиевских думах (или «думах из лиц, имеющих Георгиевское оружие»). Важно подчеркнуть, что, согласно статутам некоторых других орденов, для них тоже должны были существовать такие думы, однако они как-то оставались на бумаге, в то время как помимо Георгиевских дум награждать мог только лично государь.

Вот лишь один пример взыскательности Георгиевской думы. В 1915 году, в тяжелые дни отступления русской армии, в одном из боев штабс-капитан Я. А. Слащов (впоследствии известный белый генерал) во главе своей роты храброй атакой, «несмотря на убийственный огонь противника», сбрасывает наступающих германцев с тактически важной высоты, причем, будучи раненым незадолго до этого, лично ведет солдат в штыковую... с рукой на перевязи. Однако дума отказалась поддержать представление к ордену Святого Георгия (нет сомнений, что офицер получил бы другую награду, но не Георгиевскую!). И лишь «дополнительные показания» командира батальона, сообщившего, что сам он в тот момент выбыл из строя по ранению, и Слащов бросился в атаку не по приказу, а по своей инициативе, заставили думу изменить мнение.

- Император Николай II в дневнике от 25 октября 1915 года называет «незабвенным» день, когда он был награжден орденом Святого Георгия, причем из записи видно, что награждение стало для него полной неожиданностью. Георгиевская дума была правомочна наградить самого царя?

Дума все-таки не награждала, а проверяла, соответствовали ли обстоятельства и характер деяния столь высокой награде. В данном же случае дума Юго-Западного фронта ходатайствовала перед государем о принятии (всего лишь!) четвертой степени ордена, свидетельствуя, «что присутствие Государя Императора на передовых позициях вдохновило войска на новые геройские подвиги и дало им великую силу духа». Император и вправду во время поездки на фронт находился в зоне действительного огня вражеской артиллерии. Возглавлявший думу генерал признавался потом: «Мы, по правде, потрухивали за результат; но, слава Богу, всё прошло хорошо...» (Государь ответил: «Несказанно тронутый и обрадованный незаслуженным Мною отличием, соглашаюсь носить наш высший боевой орден и от всего сердца благодарю Вас, всех Георгиевских кавалеров и горячо любимые Мною войска за заработанный Мне их геройством и высокой доблестью белый крест»). Надо сказать, что тем самым генералом, бесстрашным в бою и боявшимся, не откажется ли император принять награду, был кавалер Георгиевского оружия и орденов третьей и четвертой степеней, а в будущем - один из основоположников Белого движения А. М. Каледин...

Вообще, среди тех, кто своими подвигами заслужил на Великой войне Георгиевские награды, было немало будущих вождей и героев Белого движения. Одним из первых, если и не первым (вопрос бурно дискутировался в эмиграции) кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени стал будущий генерал, а тогда ротмистр П. Н. Врангель - за лихую атаку стрелявших почти в упор германских пушек. Первым русским летчиком, удостоенным этой награды, стал В. М. Ткачев - будущий начальник врангелевской авиации, в 1914 году умудрившийся доставить результаты разведывательного полета на аэроплане с пробитым пулей масляным баком, отверстие в котором приходилось во время полета затыкать ногой. Другой награжденный летчик, В. Л. Покровский (в годы Гражданской войны он получил известность как командир конных соединений), в 1915 году, не имея на своем самолете серьезного вооружения, атаковал австрийский аэроплан и стрельбой из маузера (!) так напугал вражеских пилотов, что те вынуждены были приземлиться и попали в плен. Генерал А. И. Деникин, командир прославленных «Железных стрелков» (бригады, затем дивизии),- название говорит само за себя! - кроме Георгиевского оружия и орденов Святого Георгия четвертой и третьей степеней, был удостоен еще «Георгиевского оружия, бриллиантами украшенного» - награды чрезвычайно редкой, да и вообще четыре Георгиевские награды за одну войну сами по себе заслуживают внимания. Наконец, последним русским полководцем, удостоенным второй степени ордена Святого Георгия (за «суворовский» штурм турецкой крепости Эрзерум в 1916 году), стал генерал Н. Н. Юденич, будущий руководитель «похода на Петроград» 1919 года...

Во время Первой мировой войны изменений в Георгиевский статут не вносилось, однако существовал секретный циркуляр, которым дозволялось представлять к наградам «военных врачей, военных священников, а также лиц, не принадлежащих к боевому составу войск», но не просто за храбрость, а именно за «офицерский» подвиг, совершенный во главе солдат; одним из побудительных мотивов для такого решения мог стать поступок сестры милосердия Риммы Ивановой, которая в сентябре 1915 года, в тяжелую минуту боя, возглавила атаку оставшихся без командиров солдат и, как говорилось в тогдашних официальных формулировках, «смертью своей запечатлела содеянный подвиг» .

Другое же нововведение стало приметой уже следующего, страшного периода русской истории. Великая война закончилась великой трагедией - революцией и развалом армии, в которой при безвольном попустительстве Временного правительства была разрешена политическая пропаганда, в том числе самых экстремистских и пораженческих партий во главе с большевиками. Одновременно пытаясь «демократизировать» войска и создать дополнительные стимулы для не желавших воевать солдат и деморализованных офицеров, военный министр, а затем и министр-председатель Временного правительства А. Ф. Керенский распорядился награждать офицеров солдатским Георгиевским крестом по решению солдат, а солдат - офицерским, с производством в прапорщики. Отличительным знаком таких наград должна была стать металлическая лавровая ветвь на ленте. Нет сомнения, что многие из этих крестов были действительно заслужены офицерами и генералами умиравшей русской армии, но почетом эта награда (а особенно «веточка», презрительно прозванная «метлой») не пользовалась. Примечательно, что во время Гражданской войны выдающиеся генералы Добровольческой армии В. З. Май-Маевский и Б. И. Казанович свои солдатские кресты носили, а вот «революционные» ветки с их ленточек сняли...

- Как сложилась судьба Георгиевских наград в эти страшные для России годы?

История ордена Святого Георгия не закончилась с революцией 1917 года. Несмотря на то что «главным начальником», или гроссмейстером, российских орденов был император , тесная связь самого ордена с историей русского воинства не позволяла отказаться от него в условиях борьбы, которую повели против большевизма Белые армии. На большинстве Белых фронтов (на востоке у адмирала А. В. Колчака, на севере у генерала Е. К. Миллера, на северо-западе у генерала Н. Н. Юденича) было восстановлено удостоение старыми русскими наградами, в том числе и Георгиевскими (хотя на северо-западе и известен лишь один случай награждения Георгиевским оружием), и лишь на юге России у генерала А. И. Деникина это не практиковалось; солдатским же Георгиевским крестом награждали все (и Деникин, порой собственноручно прикалывавший крест отличившимся воинам).

- Но вот генерал Врангель полагал: «Награждение подвигов, совершенных в междоусобной брани, общероссийскими орденами, коими доселе награждались подвиги в борьбе с внешним врагом, представлялось едва ли уместным»...

К сожалению, сегодня, когда речь заходит о наградной практике Белого движения, обычно вспоминают лишь эту фразу из воспоминаний Врангеля, которая скорее запутывает, чем разъясняет вопрос. Конечно, и Колчак, и Деникин, и Юденич понимали - и скорбели! - что по другую сторону фронта находятся русские люди. Да и сопротивление начиналось еще в период, когда не окончена была Первая мировая война, и Деникин горько сожалел в своих мемуарах, что красные командиры утратили элементарный патриотизм, иначе единым фронтом можно было ударить по зарвавшимся австро-германским оккупантам... Но советские правители (как и правители украинские - Грушевский ли, Скоропадский ли) готовы были дарить немцам русские земли, русский хлеб и золото, лишь бы удержаться у власти. Борьба с такой антироссийской, антипатриотической силой, по существу - с «правительством национальной измены», вряд ли должна была вызывать угрызения, препятствующие награждению русскими орденами. Дело было в другом: такое награждение - прерогатива государя , и Деникин в этом отношении был, очевидно, щепетильнее Колчака. Но ведь и Колчак из перечня наград, которыми можно было отмечать военные подвиги и государственные заслуги, исключил высшие степени орденов, по сути дела также символизируя этим «вакантность» высшего поста в государственной иерархии, несмотря на свой титул Верховного правителя.

Уместен и вопрос: если уж награждение орденом Святого Георгия было бы настолько неприемлемым для «междоусобной брани», то почему же изображения именно этого ордена и самого святого стали излюбленными эмблемами, в каком-то смысле слова символами армии, ведущей эту брань? А ведь практически так и было - достаточно посмотреть хотя бы на почтовые марки или денежные знаки, выпущенные Главным командованием Вооруженных сил Юга России, то есть тем же самым Деникиным. На многих из них присутствует изображение как святого, так и ордена («белого крестика», иногда как одного из атрибутов, приданных двуглавому орлу). А один из «билетов Главного командования» - тысячерублевая купюра - в обиходе даже назывался «ленточкой», потому что лента и крест ордена Святого Георгия были первым, что бросалось в глаза при взгляде на нее.

Не забудем и приказ Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала Колчака от 30 ноября 1918 года, которым праздник ордена Святого Георгия (26 ноября по старому стилю) не просто восстанавливался, но и превращался в «праздник всей Русской Армии, доблестные представители которой высокими подвигами, храбростью и мужеством запечатлели свою любовь и преданность нашей Великой Родине на полях брани»: повелевалось его «торжественно праздновать ежегодно во всех воинских частях и командах».

Дополнительное значение получал образ святого Георгия и как герб Москвы, с 1918 года ставшей стратегической целью, к которой были устремлены операционные направления всех Белых армий. Интересно, что в своем проекте «Русская Народная Армия» (1919) полковник В. К. Манакин (в 1918 году - организатор и командующий Саратовским корпусом, состоявшим из местных крестьян-повстанцев) специально подчеркнул: «Гербом Русской Народной Армии, до установления Российского герба законным правительством России, должно быть изображение Св[ятого] Великомученика и Победоносца Георгия - герб Московский, принятый при начале собирания Руси и как эмблема конечной задачи Р[усской] Н[ародной] А[рмии]: в Москве, как сердце России, собрать лучших выборных людей, в лице коих сам народ Русский решит дальнейшую судьбу родной земли (выделено в первоисточнике. - А. К. )». Однако официальных последствий это предложение не возымело, и самостоятельной «геральдической роли» святого Георгия предстояло воскреснуть лишь на последнем этапе Гражданской войны (1921-1922) на Дальнем Востоке, под властью Временного Приамурского правительства, а затем - Правителя Приамурского земского края генерала М. К. Дитерихса (убежденного монархиста и глубоко верующего христианина).

Наиболее известным является изображение святого Георгия на учрежденной 16 августа 1922 года медали в память о деятельности Приамурского Земского Собора, который и принял решение передать, впредь до восстановления монархии, власть генералу Дитерихсу; известно и изображение святого Георгия в полном смысле слова геральдическое, на гербовом щите, - по оттискам печатей канцелярии Правителя и уполномоченных Временного Приамурского правительства. Поэтому не выглядит слишком большой натяжкой предположение, что государственным гербом «Приамурского земского края» являлось чудо Георгия о змие - герб заведомо не входившей в его состав Москвы - в ситуации, когда, кроме чуда, надеяться было уже не на что.

Можно даже сказать, что Георгиевская лента и сам святой Георгий, наряду с «колчаковским» вариантом двуглавого орла, у которого короны заменял сияющий крест, были своего рода гербом Белых армий - наследниц и преемниц армии Российской империи, которая сама неразрывно была связана с этим угодником Божиим. Традицию почитания святого Георгия русские воины унесли и в изгнание, и еще долгие годы в самых разных уголках земли его образ входил в число любимых эмблем воинских объединений.

Вообще же история ордена Святого Георгия и «георгиевской» символики настолько обширна, что в кратком разговоре можно лишь обозначить основные ее «разделы». Но еще об одном знаке отличия, появившемся уже в эмиграции, упомянуть хочется обязательно. Он очевидно напоминает орден Святого Георгия (белые лучи, красный центральный медальон), а лента его, своей черно-оранжевой гаммой, - Георгиевскую ленту, но отличается необычной формой лучей и медальона - в виде пяти сердец (в центре ордена - русский двуглавый орел). Это «орден Сострадательного Сердца», учрежденный в начале 1930-х годов генералом А. Я. Ельшиным, который возглавлял американский отдел Зарубежного союза русских военных инвалидов. Ельшин, георгиевский кавалер Великой войны, и сам был инвалидом: после германской газовой атаки у него вследствие поражения центральной нервной системы были парализованы ноги. Тем не менее в 1918 году, с трудом передвигаясь на костылях, он согласился стать начальником штаба у генерала Ф. А. Келлера. Как вспоминал впоследствии Ельшин, в тогдашней безнадежной ситуации он «никак не мог отказать такой Рыцарской просьбе, быть может, последней в моей и его <Ф. А. Келлера> жизни». Келлер был убит петлюровцами, его начальнику штаба удалось спастись и выбраться за границу, и в эмиграции он посвятил себя заботам о тех из русских военных изгнанников, кто ввиду потери трудоспособности оказывался в наиболее тяжелом положении. Учрежденный Ельшиным орден был призван отмечать заслуги благотворителей (как русских, так и иностранцев), помогавших защитникам России - тем, кто пожертвовал для нее всем и оказался лишенным Родины. Избрав «георгиевский» вариант оформления, генерал как будто отклонился от исключительно боевого характера императорской награды, но - вольно или невольно - как бы завершил своим (безусловно, воинским!) орденом тропарь святому Георгию - покровителю русского воинства:

«Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим ».

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии.

В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее.

Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия.

В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.

Георгий победоносец и змей

Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах

Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Гербы пришли на Русь из Европы. Их ближайшие родственники - родовые знаки-тотемы. А прообразом современных гербов стали символы, которые в древние времена изображали на военных доспехах и знаменах. Например, морской конь украшал шлем Александра Македонского. В античное время эмблемы были не только у людей, но и у островов и городов. Например, символом Афин была сова. Но обычно такие изображения не передавали по наследству, то есть они не были гербами в привычном нам понимании.

Появление геральдики связывают с началом крестовых походов в 1096 году. Тогда потребовались опознавательные знаки, заметные на большом расстоянии. Решили нанести на щит крест и тем самым разделить его на части. Затем щит стали делить не только горизонтально и вертикально, но и по диагонали, а получившиеся сегменты окрашивать в разные цвета.

В середине XII века влиятельная военная знать Европы начала использовать гербы в качестве личных знаков. Причина проста: во время боев и турниров лицо воина скрывали кольчужный капюшон и шлем, и нужны были специальные знаки, чтобы различать рыцарей. А уже в конце XII столетия появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, городов, корпораций, государств, провинций.


Первые русские гербы.

На Руси княжеские роды также имели отличительные знаки. У Владимиро-Суздальских князей, например, это было изображение льва, у Ярославских - медведя. Эти родовые символы ставили на печатях, они были знаком главного города княжества. За границей их называли русскими гербами, но, по сути, они еще не были гербами. Если гербы Западной Европы составляли по строгим правилам геральдики, то русские эмблемы этим правилам не следовали.

Не было на Руси и слова «герб». Его начали использовать лишь в конце царствования Алексея Михайловича. В то время страна уже не могла обойтись без герба: переговоры с иностранными державами требовали знания геральдики. Поэтому в 1672 году появился рукописный «Титулярник» с изображениями 33 гербов земель тогдашней России. В их основе лежали древние городские печати.

А в 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу человека для создания гербов. Тогда прежние «печати», «знамена» и «клейма» официально назвали «гербами» и обязательной государственной символикой.

Нужно было как можно скорее разработать государственный герб, гербы царств, провинций, городов, чтобы перенести их на знамена воинских частей. Тогда Петр попросил Якова Брюса найти знающего человека. Брюс рекомендовал пьемонтского дворянина графа Франциска Санти, знатока геральдических наук и художника. Тот получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера».


Герб Москвы работы Санти.

Несмотря на формальное отсутствие гербов на Руси, Санти признал, что гербы все же есть. В работе он опирался на существующие эмблемы печатей и изображения из «Титулярника». Некоторые эмблемы уже были оформлены по правилам геральдики: имели устойчивую традицию в рисунке и размещении в ограниченной плоскости на щите. Но над большинством гербов предстояло поработать.

Санти начал с государственного герба. Как образец он взял рисунок государственной печати с двуглавым орлом и эмблемой Москвы на груди, перерисовал орла, поместил эмблему во французский щит (четырехугольник с закругленно-заостренной нижней стороной) и привел размещение и раскраску в соответствие с правилами европейской геральдики. Но Санти признал, что у русской геральдики могут быть свои законы. Например, он принял типичное для нее положение фигур в левом геральдическом повороте (в геральдике стороны определяются по отношению к держащему щит), тогда как западноевропейская геральдика предписывает только правый поворот (левым боком к зрителю).

Санти увлеченно работал над созданием гербов, выписывал из-за границы литературу по геральдике, составлял геральдический словарь, запрашивал сведения для «сочинения» гербов в русских губерниях. А в 1724 году вышел указ о введении печатей для губерний, провинций и городов, и работа по созданию гербов пошла особенно интенсивно. Но в июне 1727 года Санти обвинили в заговоре против малолетнего внука Петра I, императора Петра II. Обвинение было ложным, но Санти пробыл в ссылке в Сибири 15 лет. Вернула его лишь Елизавета Петровна.

Описание герба работы Санти определяет, что всадник на нем - святой Георгий. Но до начала XVII века официально утверждали, что всадник на московском гербе - великий князь. При этом в народе говорили, что на московском гербе изображен святой Георгий Победоносец. А иностранцы прямо называли всадника святым Георгием. Лишь при Петре I Георгия Победоносца официально признали московским гербом.

Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нашего отечества, а в зловещем змее - поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам. В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге «святого» Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея.

В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и немецкого профессора И.С. Бекенштейна, специалиста в области юриспруденции. Он попытался отказаться от этой должности, но тщетно. Также Бекенштейну поручили подготовить студентов для работы в Герольдии, но и тут не все прошло гладко: геральдике пожелали учиться лишь студенты-чужестранцы.


Герб Москвы работы фон Эндена.

Вновь интерес к городским гербам возник во время царствования Екатерины II. После реформы местного управления в 1770-1780-х, города получили некоторую самостоятельность в управлении, а гербы превратились в правовой символ, подобно свободным городам Западной Европы.

В то время «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден. Существовало уже большое количество городских гербов, но некоторые он исправлял. Обновил он и герб Москвы. Новый герб утвердили 20 декабря 1781 года. На гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину. Энден одел его в полный доспех от пяток до макушки, подобно немецкому рыцарю XV-XVI веков.

Хотя «сочиненный» фон Энденом герб утвердили, им старались не пользоваться. И даже на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия сохранялось прежнее изображение святого.


Герб Москвы работы Кене.

В 1850-х управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий «ученый нумизмат» на русской службе Б.В. Кене. Он-то повернул всадника на гербе Москвы по западноевропейским правилам. Поэтому с 1856 до 1917 года Георгия Победоносца изображали на гербе в неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева.

В царствование Николая I и Александра II Георгия Победоносца изображали в западноевропейских сплошных доспехах, а при Александре III ему вернули прежний античный облик. А 23 февраля 1883 года герб Москвы утвердили как элемент Большого государственного герба.

На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем.

В Москве начала XX века редко и неохотно пользовались официальным московским гербом. Зато было много художественных произведений на его тему, больше связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Это, например, барельеф работы В.М. Васнецова на фасаде Третьяковской галереи. А в 1919 году в Белом движении попытались сделать Святого Георгия государственной эмблемой России.


Советская власть уничтожила эмблематику царской России, и 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы работы архитектора Д.Н. Осипова.

Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу над надписью «Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динамо-машина - эмблема электрификации.
Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета.

Этот герб Москвы в конце 1920 - начале 1930-х изображали на печати Моссовета и печатали на его изданиях. Но уже к концу 1930-х годов он вышел из употребления. Сейчас советский герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Большого Каменного моста через Москву-реку.

Хрущевская «оттепель» затронула все стороны жизни СССР. Тогда же возродился интерес к геральдике. В журналах появились статьи о старых гербах. Любители начали сочинять новые гербы для городов и поселков, возникших уже после революции, и переделывать старые гербы на современный лад.

В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы. Из 177 проектов большинство предлагало гербы с новой - социалистической - символикой: красная звезда, серп и молот, Останкинская телевизионная башня, Ленина, горящий факел, голубь мира, восходящее солнце и другие подобные эмблемы на фоне зубчатой кремлевской стены. Но при этом много проектов включало изображение всадника наподобие дореволюционного герба Москвы. Ни один из проектов не удовлетворил жюри.

Вновь вопрос о гербе Москвы возник в 1992 году. Депутат Моссовета художник Константин Иванов по своей инициативе разработал эскизы и предложил на их основе восстановить старый герб с изображением Георгия Победоносца. Но этот вариант не утвердили и подвергли критике. Чаще всего художника упрекали, что изобразил святого Георгия без шлема. Так художника вынудили вернуться к «сочинению» подполковника фон Эндена.


Возвращение герба Москве.

23 ноября 1993 года вышло распоряжение Мэра Москвы «О восстановлении исторического герба города Москвы».

А каноническое изображение Георгия Победоносца как святого - с нимбом - есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста. Но почему святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий бог Перун. Не проливает света на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на Московском гербе как «Святой Георгий Победоносец», и при этом закон регламентирует изображать его как рыцаря, а в гербе Российской Федерации - как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, и был воином. Приняв христианство, он раздал свое имущество бедным и пошел проповедовать. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан. Георгий также попал в руки палачей. У него потребовали отречься от веры, но он отказался. Тогда Георгия казнили. Почитать великомученика сначала стали на Востоке, а затем и в христианских странах Европы.
Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывает его «Житие». Одно из них - спасение от змия. Возле одного языческого города поселился в пещере змий. Он похищал и губил жителей, и чтобы умилостивить его, жители отдавали своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к пещере. Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги. Святой привел его в город и на глазах у всех отрубил змию голову. Горожане обрадовались и приняли христианство.
На Руси о святом Георгии узнали еще до принятия христианства. Его считали покровителем воинов и князей, поэтому в 988 году князя Ярослава Владимировича крестили под именем Георгия. Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей. А Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в благодарность за победу заложил в селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.

А вам есть что добавить в рассказ об истории московского герба?