Чернение меди в домашних. Методы чернения меди в домашних условиях. Изменение цвета меди сульфидом калия

Медь - это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина - поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.

Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:

Оксидирование - процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
патинирование - пленка образуется под действием серы и хлора.
Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.

Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды - в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.

Методы с использованием химических реактивов

Одним из наиболее распространенных методов является использование серной печени. Ее можно приобрести в магазине или приготовить в домашних условиях. Для этого смешивают порошковую серу с хлористым калием в соотношении 1:2 и ставят на огонь в жестяной банке. Спустя несколько минут, порошок расплавится и, спустя 15 минут, спечется, цвет его при этом станет темно-бурым. Этот процесс может сопровождаться пламенем, сбивать которое нет необходимости.

Первый метод, в котором используют серную печень для чернения меди, выглядит следующим образом: 10–20 грамм порошка растворяют в одном литре воды либо же два-три грамма, если необходимо получить не интенсивную окраску. Медное изделие опускается в раствор до изменения цвета, потом достается, промывается и высушивается. Цвет получается коричнево-серым и его оттенки.

Практически черный цвет изделия получают методом нагревания, после обработки в растворе серной печени с водой и добавлением нашатырного спирта. Спирт необходимо добавлять в насыщенный раствор до тех пор, пока он не станет прозрачно-синим. Опускается в раствор монета или украшение из меди, а после нагревается, пока не почернеет.

Еще один метод получения черно-коричневого цвета заключается в следующем. На изделие наносится хлористая платина, например, смачивается с помощью кисточки. В случае если раствор не имеет кислой реакции, в него добавляется соляная кислота.

Красно-коричневую патину можно получить с помощью смеси один к одному медного купороса и хлористого цинка. Смесь порошков необходимо будет смешать в таком же количестве воды и опустить туда медное изделие на несколько минут.

Патинирование меди сернистым аммонием дает черный цвет. Вещество (20 г) разбавляют в литре воды. Можно как опустить изделие в раствор, так и нанести его кистью. Происходит реакция на поверхности, результатом которой является образование сульфида меди. Если нагреть пластинку перед патинированием, то в зависимости от температуры, можно регулировать оттенок получаемого цвета.

Еще одним способом получения черного цвета является прогревание при высокой температуре монеты или украшения в растворе персульфата аммония (9,25 г/л) и едкого натра (50 г/л). Температура должна составлять 90–95 градусов, время прогревания - 5–25 минут. Повторить два-три раза до достижения необходимого эффекта.

Светло-коричневую патину можно получить, если покрыть изделие следующим раствором:

124 г/л дихромата натрия;
15,5 г/л азотной кислоты (1,4);
4,65 г/л соляной кислоты (1,192);
3–5 г/л 18 % раствора сульфида аммония.
Нанести кистью только что приготовленный раствор, подержать четыре-пять часов, смыть и просушить. Процедуру необходимо повторять трижды.

Зеленого цвета патину получают двумя основными методами:

Используя губку, медную поверхность смазывают раствором азотнокислой меди в низкой концентрации с добавлением поваренной соли. После высыхания смазывают ее раствором, содержащим: 94 % столового уксуса, 5 % аммиака, 1 % щавелевокислого калия. После просыхания смазывают сначала первым, а потом и вторым раствором повторно. Процедуру проводят до тех пор, пока медь не обретет желаемый цвет. По окончании окрашивания поверхность растирают щетками.
Во втором методе поверхность медного изделия несколько раз натирают олеиновой кислотой. Это дает темно-зеленое вещество на поверхности - олеиновую медь. Со временем оттенок меняется на светло-зеленый, так как под воздействием влаги и кислорода олеиновая медь преобразуется в углекислую. Золотисто-коричневого цвета патину дает раствор пяти грамм марганцовки и 50 грамм медного купороса. Разводить в одном литре воды и нагревать до температуры 70–80 градусов. Опустить изделие и держать до получения нужного цвета.
Для получения покрытия с высокой износостойкостью, защищающее металл от коррозии, на литр воды берут в граммах: 50–70 бертолетовой соли, 40–50 нитрата меди, 80–100 хлорида аммония. Изделие кладут в ванну с подогретым раствором на 10–15 минут. Цвет получается от коричневого до оливкового.

Можно получить удивительной красоты золотистую патину. Для этого на литр воды берут 0,6 грамма сульфида меди, 180 г молочного сахара и столько же едкого натра. Водные растворы последних двух компонентов готовят отдельно и только потом смешивают. Сульфид меди добавляют только после кипячения смеси. В подогретый до 90 градусов раствор кладут изделие на четверть часа.

Получение патины с помощью яйца

Патину черно-коричневого цвета можно получить с помощью вареного яйца. Эффект заключается во взаимодействии поверхности металла с серой, которая выделяется в желтке при высоких температурах. Чтобы сделать это, необходимо сперва отварить яйца, а только после добавить в воду медное изделие. В зависимости от размеров изделия потребуется разное количество яиц.

Еще один вариант. После того как яйца сварятся вкрутую (10 минут), их необходимо вынуть из воды и охладить. Почищенные яйца измельчаются и кладутся в емкость с широким дном, также туда помещается и медь. Емкость закрывается на 20–30 минут или более, в зависимости от того, какой цвет вы хотите получить: за более длительное время изделие станет темнее. Основные достоинства такого метода - простота и доступность. Главным недостатком является то, что эффект, скорее всего, не будет долгосрочным и покрытие сойдет.

Патина обладает прекрасными свойствами. Например, в нумизматике стоимость изделия зависит от того, насколько равномерной она является. Искусственное покрытие натурального не заменит.

Если патина имеет однородную структуру и равномерно покрывает поверхность, то ее на изделии лучше сохранить. В особенности это относится к антиквариату и монетам. Чтобы верхний слой не повредился, необходимо ухаживать за изделием и обращаться с ним особо аккуратно. Не следует производить чистку абразивными средствами и инструментами. И лучше не трогать руками изделие.

Но если она имеет сколы, пятна, некрасиво выглядит или неоднородная, то такие методы вполне сойдут. Если вы хотите чтобы патина легла ровно, то старый слой необходимо очистить до металлического блеска.

Scunc 10-02-2015 14:14

Всем здоровья и успехов!
Поделитесь пожалуйста опытом кто чернил медяху,поиск я пользовался,но хочу спросить кто лично это делал.
Получается ли устойчивый(руками не стирается) чёрный цвет и чем?
Желательно из доступных материалов...

Max_CM 10-02-2015 14:19

Стереть можно всЁ.

берете медяшку в руки, пускаете из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

sansem80 10-02-2015 14:22

цитата: Изначально написано Max_CM:
...из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

О, как. А то я на сухую и холодную медь эту мазь наносил, толком ничего не чернилось.
А под струей мазь не смывается? Чем натирать то? Тряпкой?

vladimir c 10-02-2015 14:30

Пробовал натирать просто пальцем на холодную мелкодисперсной серой (продается в садоводческих магазинах)- зачернилось.

Виталий Б 10-02-2015 14:36

цитата: Originally posted by Max_CM:

В ближайшей аптеке серная мазь 3коп цена.


Я по другому делал, намазываю слой и на горячий корпус настольной лампы кладу, или феном горячим воздухом обдуваю и всё чернеет не плохо за 3-5 минут правда делал на серебре, медь должна быстрее потемнеть. после ацетончиком или с мылом всё помыть...
------------
С уважением Виталий.
www.vitaliknife.ru

Scunc 10-02-2015 14:37

Вот серной мазью я и чернил,черниться хорошо но чернила стирается легко совсем,про струю интересно,что это даёт?

Max_CM 10-02-2015 14:44

Просто нагревает, мне так удобнее, прям пальцАми, Виталий вот на лампу кладет, не важно как главное нагреть.

Viziter 10-02-2015 14:45

Тиосульфат натрия (из аптеки ампулы по 10мл, недорого) + любая кислота (я делал с уксусной). Наливаем тиосульфат, добавляем кислоты до получения цвета молока и запаха сероводорода, опускаем медяху (бронзу, латунь и т.д.). Цвет в зависимости от выдержки, довольно быстро.
По серной мази хорошо подсказали, я на холодную мазал, не помогало.

niks78 10-02-2015 15:07

когда морил дуб в нашатыре ложил шину медную стала черная с переливом синего. стойкость не проверял

vityuxa 10-02-2015 15:43

цитата: вот здесь есть отличное средство чернения.
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.

Нестор74 10-02-2015 15:53

цитата: http://www.medwed-hunt.ru/Good...atalogBegin-вот здесь есть отличное средство чернения.

Действительно
Ищите в оружейных магазинах BrassBlack - лучше пока я ничего не видел. Эффект моментальный. Чернит медь, латунь, бронзу, серебро. Какая еще серная мазь? В ногу со временем надо шагать. На всех моих работа патинирование выполнено этой жидкостью.

Trident8 10-02-2015 16:00

Серная печень: серу(брал в ветаптеке) смешать с содой 1:1, прокалить помешивая до коричневого цвета, разбавить слегка водой - и в дело, дешево и сердито.

niks78 10-02-2015 16:39

а я когда дуб морил нашатыоем ложил медную шину стала черная

Androniy 10-02-2015 16:53

Хотел затемнить медную монету только слегка, но при малейшем нанесении серной мази получался сразу темно коричневый налет. Нашел решение - добавить чуть-чуть серной мази в большое количество вазелина. Потом нанес на ткань и интенсивно натер. Получилась светло-коричневая патина.

Max_CM 10-02-2015 17:03

цитата: Изначально написано vityuxa:
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.

www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,
выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!
Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!
Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!

hunter1957 10-02-2015 18:51

цитата: Ага! года два три назад заморочился серной печенью, поташ в www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!
В Русхиме побюджетней будет брать химию.......

Scunc 10-02-2015 20:45

А печень эта хранится,ежели впрок?

vityuxa 10-02-2015 21:29

цитата: каждый раз надо варить заново. Во!
Месяц раствор стоит в холодильнике, секрет прост, под самое горлышко, вобще постараться с "горкой", чтоб из под пробки выливалось при закрутке,работает нормально, правда когда холодный помедленней. Порошок сваренный будет лежать скоко угодно, без влаги, у меня в пузырьке из под витаминов там еще накидал маленькие пакетики силикагели от лекарств. И еще ньюансики есть, сначала серу растопить надыть, ну воняет, понятно, главное чтоб не всыхивала, не страшно, но вони больше, а уж потом потихоньку поташ сыпать и помешивать. Я делал 1серы 1,5 поташ. Хорошая правильная порошка только с 4 раза вышла, то сера не растворяется, то какой то говённый, комками. Ну заё# в голову, надо сделать и всё!, не остановишь...

i_vb 10-02-2015 22:16

Я ножи массово не делаю, но делаю много, с медными элементами - еще реже. Использую вышеупомянутый BrassBlack. Для мельхиора то же подходит. Флакон стоит 700р., а не 1600, по крайне мере - в Москве. Мне не знаю, на сколько хватит, но 3 года, около 20 разных деталей - треть флакона. Ножнами и руками сие не снимается, нулевкой - легко, впрочем, как и хваленая печень.
ПыСы: Если есть кошак в доме - брось больстер из меди, или латуни в его туалет на сутки, старую бронзу гарантирую. При чем, даже нулевкой не сразу сдерешь. Но - слегка в разводах. Проверено.

vityuxa 10-02-2015 23:00

Вот от химиков: оне то уж точно, беспристрастны. http://chem21.info/info/18373/ В цвета от серо-черного до черно-коричневого можно окрасить изделия из меди и ее сплавов оксидированием в растворах сульфида аммония или серной печени. Так называемая серная печень является смесью различных полисульфидов калия с тиосульфатом калия. Получают серную печень сплавлением серы с поташом в течение 15-20 мин. В различных рекомендациях предлагается сплавлять 1 ч. (масс.) серы с 1-2 ч. (масс.) поташа (карбоната калия К2СО3). В фарфоровой чашке расплавляют серу, далее к расплаву постепенно при постоянном перемешивании добавляют сухой поташ. При доступе воздуха происходит взаимодействие между компонентами расплава и образуется коричневая вязкая масса  

Если при приготовлении серной печени вместо поташа сплавлять с серой соду (карбонат натрия), то на поверхности серебра, обработан, ной таким препаратом, будут образовываться светло-серые плен. 

Scunc 11-02-2015 06:57

Я так понял сера обычная,т.е.жёлтые куски?

RashchektaI 11-02-2015 08:26

Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.

Scunc 11-02-2015 11:35

цитата: Изначально написано RashchektaI:
Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.

К нему добавляют кислоту и всё? Только не пишут какую и сколько(
У меня есть азотка 60 и уксусная 70,пойдёт?

Scunc 11-02-2015 12:42

Интересно,а Вы пробовали его?

Нестор74 11-02-2015 13:01

цитата: Интересно,а Вы пробовали его?

цитата: Работает почти по всей "цветнине" проверено



Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил (!!!) 100
Как еще Вас можно убедить?


Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле... это не работа. Только расстройство.

vityuxa 11-02-2015 13:25

цитата: Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))
Не Сань, я не жадный, я идейно-пиз#анутый, и не во что не верущий, пока сам не посчупаю, иль не сделаю, а делать буду до усёру пока не получиться... А водовки сынки купят ежли чё, не проблема.

Scunc 11-02-2015 17:06

BrasBlack интенресен,просто сначала остановила цена и доступность,потом посмотрел..сера на работе в мешках стоит,тиосульфат в аптеке продаётся т.е. в любом случае некоторый гемор. Просто купить в магазе не получится(
Но три варианта основных я для себя выделил,вот и буду двигаться в этом направлении,какой первый доступен будет с того и начну)
А за советы спасибо! Мне и нужны были личные мнения.

LE 11-02-2015 18:04

цитата: Originally posted by i_vb:

Флакон стоит 700р


Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?

GM63 11-02-2015 19:50


я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо.... Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил... Никаких танцев с бубном...
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))

Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить?

Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже)))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь...


Александр.



Как то Вы меня не так поняли видимо

Scunc 11-02-2015 21:17

Тиосульфат натрия-препарат рецептурный(

Scunc 11-02-2015 21:24

цитата: Изначально написано GM63:

Александр.
Чет я не поняла. Я наоборот говорю, что против этого колхоза с серами кислотами и вонью на кухне.
Но за то, чтобы просто купить в "ножинске" специальную жижу "Noirit" по 400р за 100мл. и ей пользоваться, т.к. она чернит и старит почти любой цвет мет, а латунь-медь вообще в вороное крыло.
Правда при заказе надо им напоминать, чтобы проверяли упаковку. Крайний раз заказывала, половина вытекло.
Как то Вы меня не так поняли видимо

i_vb 12-02-2015 12:24

цитата: Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?

Я же написал, что брал давно - два года назад. По 560р.
Последний раз видел в охотмагазине на Каланчевке за 750р. перед Новым годом.
Если не забуду - зайду, посмотрю.
А так - в охотмагазинах. Идея с котом зря игнорировалась - работает и бесплатно!

GM63 12-02-2015 01:00

цитата: Изначально написано Scunc:

ищу пока(BIRCHWOOD CASEY 15225 BB2 Brass Black Metal Touch-Up) вот так он правильно называется.

А что тут искать...
В любой оружейной лавке есть.

RashchektaI 12-02-2015 08:31

цитата: Изначально написано Нестор74:

я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо.... Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил... Никаких танцев с бубном...
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил [b](!!!) 100

Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить?

Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже)))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь...

Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле... это не работа. Только расстройство.

Ишь ты какой апологет Брасблека. Когда тебе надо сделать сто ножей и стоимость одного переливает за 30 р, то да проще купить, а когда делаешь один нож в год с медью - сомнительно. На счет кислоты - плохо пробовал, да же с уксусной эссенцией работает на ура. НО азотка или серная кислота предпочтительнее.

111StS111 12-02-2015 10:04

Черню средством для воронения Ворон3. Чернит сталь, мельхиор, медь, бронзу, латунь. Нержавейку не пробовал. Серебро не берёт. Покрытие довольно стойкое.
Стоит рублей 200.

В предыдущем моем посте #378, где используется серная печень для патинирования/оксидирования есть один момент: несмотря на то что медь при обработке темнеет быстро и интенсивно, есть подозрение (мои познания химии не настолько глубоки для 100% суждения) что состав темного покрытия лишь отчасти содержит оксид меди (и содержит ли вообще?!), а возможно большая часть составляющей принадлежит CuS, ибо в состав реагента входит сера. Не берусь судить на этот счет и буду рад услышать мнение опытного химика (ауууу). Соответственно селективность данного покрытия созданного серной печенью под вопросом и ждет своего пытливого исследователя. Кстати серную печень элементарно сделать в домашних условиях: спекаются на медленном огне сера и обычная пищевая сода, инфы на этот счет в инете куча, ищущие найдут.
А для всех страждущих и терпеливо дочитавших данную тему до этого момента хочу поделится (впрочем фанатов этого вопроса судя по всему почти не осталось) еще последними личными открытиями, делающими получение оксидной пленки на меди ооочень простым и безопасным, а также способ как быстро легко и безопасно эту пленку полностью удалить, вернув меди ее первоначальный розоватый оттенок.
1) аналогично промышленному методу чернения меди едким натром NaOH+NaClO2 со всеми рисками работы с этим едким составчиком, да еще и подогретым (мощное испарение гарантированно) было решено попробовать обычную пищевую соду и более ничего!.. И о чудо - все получилось! В чем суть идеи: в промышленности выгодно использовать NaOH, как широко распространенный очень активный и недорогой реагент, использование же такой щелочи как пищевая сода обойдется в разы дороже и в голову такой бред может прийти только бытовому маньяку-рационализатору, также NaOH позволяет производить процесс достаточно быстро, 15-30 минут, а в промышленности время-деньги. Именно поэтому в инете не были найдены ссылки на чернение меди пищевой содой (сколько их этих энтузиастов желающих чернить медь дома подручными методами для получения именно селективных оксидов! О безумцы! ) Но! В домашних условиях разориться на покупку пищевой соды удобнее и безопаснее.
И следующий важный момент: в отличие от едкого натра процесс в соде протекает очень медленно (другая причина почему сия тема неизвестна -ложишь медь в соду и почти ничего не происходит, даже через пару часов, создается впечатление что это не работает) но разве это беда? лично я не торопился! Вобщем, 2 чайные ложки соды на примерно 100гр.воды дают насыщенный раствор, в который ложим медное изделие и оставляем... Через сутки приходим и видим ощутимое потемнение до буро-коричневого оттенка (как и положено), а через вторые сутки медная деталь становится почти черной с легким фиолетовым оттенком! Третьи сутки держать не стал, на фото показана именно 2-х дневная выдержка. Все как и должно было быть! И пусть кто-то скажет что это не оксид! Кроме щелочи (также как и с едким натром) ничего не использовалось, цветовая последовательность потемнения полностью повторяет описание оксидирования промышленным способом: чистая медь - бурый оттенок - коричневый - черный - черный с фиолетовым. Помимо простоты, доступности и безопасности данный бытовой метод оксидирования меди пищевой содой имеет очень интересное и важное преимущество перед промышленным методом чернения едким натром: образование оксидной пленки в содовом растворе идет очень медленно, а значит очень легко получать нужную интенсивность окраски и равномерность нанесения пленки! Передержать или перегреть/недогреть раствор, не соблюсти пропорции как в промышленности - надо быть совсем лопухом, шкала оттенков - плюс минус 1-2 часа выдержки. Достаточно 3-4 раза в сутки шевелить раствор (перемешивать, взбалтывать) чтобы достичь равномерного окраса всей поверхности. У меня получилась очень красивенькая равномерно окрашенная в черный цвет с фиолетовым отливом деталь.
2) открытие N2 и вовсе еще дурнее (разумеется для умных людей это не открытие, но в инете ничего такого обнаружено не было) и сделано "методом тыка" или "а что если", вобщем изничтожить пленку на меди превратив ее в чистую розовую медь еще быстрее и проще, при помощи той же самой пищевой соды (чайная ложка) + повареной соли (чайная ложка), примерно 100гр.воды: помещаем в эту смесь медь, мешаем и через несколько секунд медь как новая!
Помещаю фото медной трубки оксидированной 2-е суток в насыщенном растворе соды и отмытой трубки в смеси сода+соль.
Если эти идеи помогут кому-то сделать эффективный солнечный коллектор не сильно уступающий промышленным аналогам, сэкономить много денежек и ополовинить счета газпрому за подогрев или отопление, значит на этой ветке я пробегал не зря..
Надеюсь эти вопросы еще кому-то интересны

Медь -- это светлый цветной металл, часто используемый в декоративных целях, в том числе при изготовлении мебели, предметов искусства и ювелирных украшений. Поверхность меди реагирует с кислородом и другими газами, содержащимися в атмосфере, и со временем на ней образуется характерно окрашенный слой, или патина. Хотя в большинстве случаев патина имеет зеленый оттенок, встречается также патина коричневого и даже черного цвета. Цвет патины определяется обработкой металлической поверхности, так что вы можете попробовать различные способы обработки меди и найти тот, который более всего подходит вам.

Шаги

Затемнение меди вареными яйцами

    Этот способ можно использовать для создания легкого и незначительного эффекта. В желтках сваренных вкрутую яиц содержится некоторое количество серы и ее соединений, реагирующих с медью и приводящих к потемнению ее поверхности вплоть до коричневого и черного оттенка. Хотя данный метод и требует больше времени по сравнению с использованием сульфида калия и не приводит к таким ярким результатам, для него не нужны какие-либо специальные приспособления, кроме сваренных вкрутую яиц и емкости с крышкой.

    Сварите вкрутую два или более яйца. Для небольшого ювелирного изделия из меди возьмите 2-3 яйца, для более крупного предмета или набора из нескольких вещей яиц должно быть больше. Положите яйца в кастрюлю с кипящей водой и варите их не менее десяти минут. Сернистый запах переваренных яиц и зеленоватый слой вокруг желтка послужат вам надежными свидетельствами того, что яйца готовы.

    Растолчите сваренные яйца. С помощью ложки или другого столового инструмента подавите яйца. Если в качестве емкости вы будете использовать пакет, можете поместить в него яйца и растолочь их внутри.

    Поместите медный предмет и яйца в емкость. Во избежание образования на меди цветных пятен постарайтесь, чтобы металл и яйца не соприкасались. Поместите медные предметы на отдельное блюдце или в дальний край емкости.

    Накройте емкость. Плотно прикройте емкость крышкой или пластиковым пакетом. Это необходимо для того, чтобы газы, выделяемые яйцами, не выходили из емкости, а скапливались внутри.

    Периодически проверяйте результат. В зависимости от свежести яиц и их качества, эффект может проявиться как через двадцать минут, так и спустя несколько часов. Заглядывайте в емкость каждые полчаса-час, а если вы собираетесь сделать медь как можно более темной, оставьте ее на всю ночь.

    В случае необходимости избавьтесь от излишней тусклости полировкой. Если медь чересчур потускнела, протрите ее чистой тряпкой; протереть отдельные участки можно и в том случае, если вы хотите достичь неоднородной окраски.

    Затемнение меди при помощи сульфида калия

    1. Для значительного затемнения используйте данный метод. Сульфид калия и сопутствующие ему сульфиды реагируют с медью, окрашивая ее поверхность в различные цвета. Хотя сульфид стоит дороже и потенциально более опасен по сравнению с веществами, используемыми в других методах, данный способ лучше всего подходит для формирования слоя темной патины.

      Очистите медь. Помойте медь в теплой воде с мылом. Если металл чист изначально, и на нем нет жирных пятен или другой видимой грязи, просто протрите его поверхность чистой тканью или полотенцем.

      Достаньте сульфид калия в виде жидкости, геля или твердых кусков. Сульфид калия доступен в различном виде. В жидком виде он уже разведен, но срок годности такого раствора может составлять лишь несколько недель. Гелеобразный или сухой сульфид перед употреблением необходимо развести водой, но в неразведенном виде хранятся они намного дольше. Учтите, что в сухом виде (так называемый "кусковый" или "крупчатый") сульфид калия может распыляться, и его пыль вредна при вдыхании.

      Работайте в перчатках и в хорошо проветриваемом месте. Перед тем, как иметь дело с сульфидом калия, наденьте латексные или резиновые перчатки, поскольку при попадании на кожу он может привести к ее раздражению. Работайте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, это особенно важно при операциях с сухим веществом. Сульфид имеет сильный неприятный запах, избавиться от которого поможет хорошая вентиляция. Если у вас имеются защитные очки, также наденьте их.

      • В случае попадания сульфида калия на кожу сдвиньте одежду в сторону и промойте пораженный участок проточной водой в течение пятнадцати минут.
      • Если сульфид попал вам в глаза, промойте их под проточной водой в течение пятнадцати минут, оттягивая при этом нижнее и верхнее веко для лучшего проникновения воды. Не лишним будет также посетить врача.
      • Если вы случайно проглотили сульфид калия, немедленно спровоцируйте рвоту, после чего обратитесь к врачу.
    2. Разбавьте сульфид калия. Осторожно растолчите твердый сульфид, пока наиболее крупные куски не будут размером с горошину; сильнее на медь будет действовать более темный материал, находившийся ранее в середине крупных кусков. Разведите полученный порошок примерно одной чашкой (240 мл) воды. Гелеобразный или жидкий сульфид следует разбавить согласно приложенной к нему инструкции, поскольку разные производители могут поставлять вещество в различных концентрациях, вплоть до необходимой вам.

      • Для затемнения меди подойдет холодный и довольно разбавленный раствор, что облегчит вам контроль за изменением цвета металла. Теплый или горячий раствор затемнит медь быстрее, но ни в коем случае не разводите сульфид калия кипятком, поскольку при этом выделяются вредные газы.
    3. Заранее приготовьте раствор пищевой соды. Сода нейтрализует сульфид калия, остановив потемнение меди в нужный вам момент. Подготовьте водный раствор пищевой соды заранее, так чтобы вы смогли немедленно прекратить потемнение металла. В отдельной емкости размешайте одну часть пищевой соды в шестнадцати частях воды. Емкость должна быть достаточно большой, чтобы полностью вместить ваш медный предмет.

      Погрузите медный предмет в раствор сульфида калия на одну-две секунды, пользуясь щипцами. Используя перчатки и щипцы, либо пинцет для мелких предметов, опустите медь в водный раствор сульфида калия на короткое время.

      • Если медный предмет слишком велик, нанесите на его поверхность раствор при помощи щетки или перелейте раствор в более вместительную емкость.
    4. Повторяйте процедуру, пока не будет достигнут нужный цвет. Достаньте предмет из раствора и проверьте его цвет; при этом не подносите его слишком близко к незащищенным глазам и не поднимайте выше уровня глаз. В зависимости от концентрации раствора и его температуры, медь может приобрести цвет от розового до черного. Дальнейшее погружение в раствор приведет к более темным цветам, и в конце концов вы получите черную или темно-серую патину.

      • Если изменения цвета минимальны, попробуйте разогреть металл в кастрюле с горячей, но не кипящей водой. Высокая температура значительно ускорит процесс потемнения.
      • Если металл потемнел недостаточно, попробуйте добавить в раствор чайную ложку (5 миллилитров) чистого аммиака. Добавление аммиака может привести к образованию красноватой, а не черной патины.
    5. Для предотвращения дальнейшего потемнения промойте металл водным раствором соды. Как только медь окрасилась в нужный вам цвет, погрузите ее в ванну с раствором соды на несколько минут. После этого достаньте предмет и промойте в теплой мыльной воде.

      • Если металл стал темнее, чем вы планировали, или вы хотите получить более неоднородную окраску, осторожно потрите поверхность меди проволочной мочалкой или порошком соды, разведенным несколькими каплями воды.
      • По окончании работы пищевую соду можно добавить и в раствор сульфида калия. Она нейтрализует раствор, и вы без опаски сможете слить его в раковину.
    6. Для дольшей сохранности слоя патины покройте медь воском или лаком. Можно использовать любой воск или лак, предназначенные для металлов, справившись предварительно с его описанием, предоставляемым производителем. Это предотвратит или замедлит дальнейшее потемнение меди.

    Окраска меди в зеленый или коричневый цвет при помощи собственного раствора

      Приготовьте собственные растворы для окраски металла. Патину естественного зеленого цвета можно создать при помощи раствора аммиака, а немного более темный цвет получится при обработке водным раствором пищевой соды. Эти растворы просты в изготовлении, и их применение описано ниже.

      Почистите медь. Протрите металл сухой тканью. Если поверхность слишком грязная, предмет следует промыть в теплой мыльной воде, после чего высушить.

Медь - это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина - поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.

Медь до и после чернения

Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:

  • оксидирование - процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
  • патинирование - пленка образуется под действием серы и хлора.

Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.

Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды - в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.

Методы с использованием химических реактивов

Одним из наиболее распространенных методов является использование серной печени. Ее можно приобрести в магазине или приготовить в домашних условиях. Для этого смешивают порошковую серу с хлористым калием в соотношении 1:2 и ставят на огонь в жестяной банке. Спустя несколько минут, порошок расплавится и, спустя 15 минут, спечется, цвет его при этом станет темно-бурым. Этот процесс может сопровождаться пламенем, сбивать которое нет необходимости.

Первый метод, в котором используют серную печень для чернения меди, выглядит следующим образом: 10–20 грамм порошка растворяют в одном литре воды либо же два-три грамма, если необходимо получить не интенсивную окраску. Медное изделие опускается в раствор до изменения цвета, потом достается, промывается и высушивается. Цвет получается коричнево-серым и его оттенки.

Практически черный цвет изделия получают методом нагревания, после обработки в растворе серной печени с водой и добавлением нашатырного спирта. Спирт необходимо добавлять в насыщенный раствор до тех пор, пока он не станет прозрачно-синим. Опускается в раствор монета или украшение из меди, а после нагревается, пока не почернеет.

Еще один метод получения черно-коричневого цвета заключается в следующем. На изделие наносится хлористая платина, например, смачивается с помощью кисточки. В случае если раствор не имеет кислой реакции, в него добавляется соляная кислота.

Красно-коричневую патину можно получить с помощью смеси один к одному медного купороса и хлористого цинка. Смесь порошков необходимо будет смешать в таком же количестве воды и опустить туда медное изделие на несколько минут.

Патинирование меди сернистым аммонием дает черный цвет. Вещество (20 г) разбавляют в литре воды. Можно как опустить изделие в раствор, так и нанести его кистью. Происходит реакция на поверхности, результатом которой является образование сульфида меди. Если нагреть пластинку перед патинированием, то в зависимости от температуры, можно регулировать оттенок получаемого цвета.

Черненое медное изделие

Еще одним способом получения черного цвета является прогревание при высокой температуре монеты или украшения в растворе персульфата аммония (9,25 г/л) и едкого натра (50 г/л). Температура должна составлять 90–95 градусов, время прогревания - 5–25 минут. Повторить два-три раза до достижения необходимого эффекта.

Светло-коричневую патину можно получить, если покрыть изделие следующим раствором:

  • 124 г/л дихромата натрия;
  • 15,5 г/л азотной кислоты (1,4);
  • 4,65 г/л соляной кислоты (1,192);
  • 3–5 г/л 18 % раствора сульфида аммония.

Нанести кистью только что приготовленный раствор, подержать четыре-пять часов, смыть и просушить. Процедуру необходимо повторять трижды.

Зеленого цвета патину получают двумя основными методами:

  • Используя губку, медную поверхность смазывают раствором азотнокислой меди в низкой концентрации с добавлением поваренной соли. После высыхания смазывают ее раствором, содержащим: 94 % столового уксуса, 5 % аммиака, 1 % щавелевокислого калия. После просыхания смазывают сначала первым, а потом и вторым раствором повторно. Процедуру проводят до тех пор, пока медь не обретет желаемый цвет. По окончании окрашивания поверхность растирают щетками.
  • Во втором методе поверхность медного изделия несколько раз натирают олеиновой кислотой. Это дает темно-зеленое вещество на поверхности - олеиновую медь. Со временем оттенок меняется на светло-зеленый, так как под воздействием влаги и кислорода олеиновая медь преобразуется в углекислую. Золотисто-коричневого цвета патину дает раствор пяти грамм марганцовки и 50 грамм медного купороса. Разводить в одном литре воды и нагревать до температуры 70–80 градусов. Опустить изделие и держать до получения нужного цвета.

Для получения покрытия с высокой износостойкостью, защищающее металл от коррозии, на литр воды берут в граммах: 50–70 бертолетовой соли, 40–50 нитрата меди, 80–100 хлорида аммония. Изделие кладут в ванну с подогретым раствором на 10–15 минут. Цвет получается от коричневого до оливкового.

Можно получить удивительной красоты золотистую патину. Для этого на литр воды берут 0,6 грамма сульфида меди, 180 г молочного сахара и столько же едкого натра. Водные растворы последних двух компонентов готовят отдельно и только потом смешивают. Сульфид меди добавляют только после кипячения смеси. В подогретый до 90 градусов раствор кладут изделие на четверть часа.

Получение патины с помощью яйца

Патину черно-коричневого цвета можно получить с помощью вареного яйца. Эффект заключается во взаимодействии поверхности металла с серой, которая выделяется в желтке при высоких температурах. Чтобы сделать это, необходимо сперва отварить яйца, а только после добавить в воду медное изделие. В зависимости от размеров изделия потребуется разное количество яиц.

Еще один вариант. После того как яйца сварятся вкрутую (10 минут), их необходимо вынуть из воды и охладить. Почищенные яйца измельчаются и кладутся в емкость с широким дном, также туда помещается и медь. Емкость закрывается на 20–30 минут или более, в зависимости от того, какой цвет вы хотите получить: за более длительное время изделие станет темнее. Основные достоинства такого метода - простота и доступность. Главным недостатком является то, что эффект, скорее всего, не будет долгосрочным и покрытие сойдет.

Патина обладает прекрасными свойствами. Например, в нумизматике стоимость изделия зависит от того, насколько равномерной она является. Искусственное покрытие натурального не заменит.

Если патина имеет однородную структуру и равномерно покрывает поверхность, то ее на изделии лучше сохранить. В особенности это относится к антиквариату и монетам. Чтобы верхний слой не повредился, необходимо ухаживать за изделием и обращаться с ним особо аккуратно. Не следует производить чистку абразивными средствами и инструментами. И лучше не трогать руками изделие.

Но если она имеет сколы, пятна, некрасиво выглядит или неоднородная, то такие методы вполне сойдут. Если вы хотите чтобы патина легла ровно, то старый слой необходимо очистить до металлического блеска.