Крупнейшие буддийские храмы. Священные здания буддизма

Храм Боробудур - буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты (приблизительно 42 км или на расстоянии в 25 миль).

Ученые не могут прийти к общему мнению, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веками. Так же ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет.

На протяжении последних ста лет, храм был заброшен из-за массового принятия ислама. В течении долгого времени храм был покрыт пеплом от извергавшихся вулканов, и в конце-концов зарос джунглями.

Храм был обнаружен в 1814 году сэром Томасом Рэффльзом, который проспонсировал очищение территории храма от зарослей. С тех пор храм подвергся разным реконструкциям, но самая значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах, при поддержке ЮНЕСКО. Среди похожих храмовых комплексов можно выделить Пагоду Шведагон в Мьянме, одно из самых известных сооружений подобного плана

Боробудур возвращал свою великолепную красоту, и был зачислен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Структура храма представляет мифологическую модель, состоит из различных террас. Каждая терраса и стена этого древнего храма покрыты самыми удивительными запутанными видами барельефа, на котором изображено учение Будды. Вогнутости, изображающие статуи Будды, всюду, и каждый проход или терраса показывают много жизней и много форм принятий Сидхартха, прежде, чем достигнуть просвещения Будды.


Конечно, проходя все эти барельефы, Вы заметите, что многие из вогнутостей теперь пусты, или содержат, обезглавленные статуи Будды. Почему? Из-за безграничного грабежа, который был актуален несколько десятилетий назад. Многие из украденных голов Будды сейчас находятся в домах богатых людей и в музеях всего мира. Грабеж продолжается и сейчас, но значительно меньше. Ещё одним подобным комплексом является древний город Баган на территории Бирмы

В главной части храма туристу встретится центральная ступа (символ просвещения Будды) – символ вечности. Туристы не могут входить через центральную ступу. Только буддистским монахам позволено входить через центральную ступу.

Кроме главной ступы есть 72 колоколообразных ступы меньшего размера. Некоторые ступы содержат сидящего Будду, а другие пусты. Есть одна особая ступа, которая представляет жилище Будды с его пересеченными ногами. Легенда гласит, что если подойти и прикоснуться к пересеченной ноге Будды, то ваше желание обязательно исполнится.

День Просвещения: Хари Рая Вайсак

Одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек, происходит один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить дату в точности, используя лунный календарь.


В назначенный день, в пределах 2:00, процессия начинается в Candi Mendut, храма меньшего размера, и продвигается в Храм Pawon. Продолжительность движения составляет приблизительно 1.5 мили, и заканчивается в Храме Borobudur. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины одевают белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся.


Кульминационный момент наступает около 4:00, когда прихожане сходятся в храме. Несколько сотен монахов окружат храм по часовой стрелке к центральной ступе, где они будут ждать луны, которая ознаменует, время рождения Будды. Основной момент церемонии - приветствие аудитории, и призыв Будды песней. Итак, это был рассказ о самом старом буддистском храме в мире. Советую Вам также почитать о пещерных

В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

Как называется буддийский храм в России

Храмы Будды по всему миру называют по-разному. Есть варианты именований со словом «дацан», или же непосредственно название самого храма представляет собой словосочетания, включающие слова «дзи», «дэра», «тэра», «гаран». Если в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется «дзи». Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. Дополнительное название «гаран» применяют для древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Как выглядит буддийский храм в России

Как правило, такие места, как буддийские храмы, защищены от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. По структуре буддийские храмы России мало чем отличаются от помещений храмов по всему миру. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды. Следующая обязательная на территории храма постройка – пагода – предназначена для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки святого в него попали. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды. Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания здесь, в стенах храма, передаются из уст в уста.

Где находятся буддийские храмы в России

Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

Бурятия, Иволгинский дацан

Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

Бурятия, Агинский дацан

Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

Бурятия, Угданский дацан

Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский». Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраиваетс я. В Угданском дацане служит штат высококвалифицир ованных лам и ведёт практику лекарь.

Бурятия, Анинский дацан

Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят. Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом - вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

Бурятия, Атаган-Дырестуйс кий дацан

Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторн ые мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительны е работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него. Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель. Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды». Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенног о в странах Юго-Восточной Азии.

Тува, Цеченлинг

Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированн ых в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года. К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

На сегодняшний день около одного процента населения России является буддистами. Буддизм - распространенная мировая религия, но в России о ней известно очень мало. Буддийских храмов на территории нашей страны также немного. Это связано с историко-политическими причинами. Наиболее известными считаются буддийские храмы в Калмыкии, Иркутской области и Забайкальском крае. Своей экзотической красотой они привлекают не только буддистов из России, но и паломников со всего мира, а также туристов, далеких от данной религии. Рассмотрим наиболее известные подобные храмы нашей страны.

Буддийские храмы в Санкт-Петербурге

Сегодня гости и жители Санкт-Петербурга могут посетить довольно необычную для России достопримечательность - буддийский храм. Он известен как Дацан Гунзэчойнэй и стал первым подобным заведением в Европе.

Изначально приверженцы этой религии начали появляться в Санкт-Петербурге еще в 18 веке, когда только строилась Петропавловская крепость. В то время буддистов в городе было еще мало, всего около 75 человек (в 1897 году). В первое десятилетие двадцатого века их число выросло почти до двухсот человек. Среди них было много иностранцев, приехавших из стран Востока, а также бурятов, калмыков и представителей модного в то время буддийского течения - необуддизма.

История Санкт-Петербургского буддийского храма

Число буддистов быстро росло, но у этих людей не было своего храма, где они могли бы молиться. В бурятский лама Авган Доржиев, который был представителем Далай-ламы в России, получил разрешение на строительство первой буддийской молельни в Санкт-Петербурге. Деньги на постройку пожертвовал сам Далай-лама, а также верующие со всей России.

Однако строить дацан (буддийский храм) начали только в 1909 году. Архитекторами были Барановский Г.В. и Березовский Н.М., которые создали свой проект в соответствии с канонами архитектуры Тибета. Строительство храма также находилось под научным руководством специально созданного комитета ученых-востоковедов.

Строительство дацана было сопряжено со многими трудностями и завершилось только в 1915 году. Несмотря на это, первые службы там проводились уже в 1913 году.

В 1915 году храм освятили, а настоятелем стал Авган Доржиев. Однако он недолго действовал в религиозных целях. Советский период стал трудным временем для буддистов России. Уже в 1916 году они начали уезжать из Санкт-Петербурга. В 1919 году Дацан Гунзэчойнэй был разграблен, но в 1920-е-1930-е годы снова начал функционировать в религиозных целях. В 1935 году храм окончательно закрыли, а всех буддийских монахов репрессировали.

В годы Отечественной войны в храме находилась военная радиостанция, и только в 1968 году здание дацана объявили памятником архитектуры, а в 1990 году храм передали буддистам, и он снова начал работать в религиозных целях.

Дацан Гунзэчойнэй в наши дни

Если вы хотите посетить буддийские храмы в Санкт-Петербурге, то вам обязательно стоит обратить внимание на Дацан Гунзэчойнэй. Он является крупнейшей буддийской достопримечательностью в городе. Туда приезжают с лекциями учителя буддийской философии из Тибета. Монахи храма ежедневно молятся о здоровье живущих и о благополучном перерождении умерших. Также здесь можно записаться на прием к астрологу или к врачу - специалисту традиционной тибетской медицины.

Сегодня любой желающий может посетить это заведение. Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй работает с каждый день с 10.00 до 19.00 (выходной день - среда). У храма есть официальный сайт в Интернете, где можно узнать расписание всех проходящих там молебнов и хуралов. Вы можете совершенно бесплатно посетить этот буддийский храм. Фото- и видеосъемка внутри дацана запрещена.

Безусловно, храм поразит вас своей красотой и восточным колоритом. На территории можно увидеть интересную достопримечательность - буддийские барабаны, наполненные священной травой и бумагой, на которой 10800 раз написана мантра «Ом Наме Падме Хум». Чтобы привлечь счастье, нужно покрутить каждый барабан не менее одного раза.

Кроме того, вы можете посетить не только буддийские храмы в Санкт-Петербурге, но и общины приверженцев этой религии.

Буддийские храмы в Москве

Сегодня в Москве проживают около 20 тысяч человек, исповедующих буддизм. Однако у них нет своего храма, а есть только религиозные центры. К 2015-му году в столице планируется возвести два буддийских храма. Первый будет расположен на Поклонной горе, а второй - в Отрадном.

Оба храма будут строиться на пожертвования. Они дополнят собой уже имеющиеся в тех местах религиозные комплексы, которые состоят на данный момент из православных храмов, иудейских синагог и исламских мечетей.

Первый храм, который будет располагаться на Поклонной горе, будет посвящен буддистам, погибшим в Великой Отечественной войне. На первом этаже планируется построить молельню для монахов, а на втором - организовать выставку, посвященную героям Отечественной войны.

Иволгинский дацан в Бурятии

Один из наиболее известных буддийских храмов в России - это Иволгинский дацан. Расположен он в Бурятии, в нескольких часах езды от Улан-Удэ. Это место имеет большое значение для паломников не только из России, но и со всего мира.

Был возведен в 1945 году и стал первым буддийским храмом, открытым в советское время. Сегодня его может посетить любой желающий. Здесь проводятся экскурсии специально для туристов. Иволгинский буддийский храм, фото которого приведено ниже, мало кого может оставить равнодушным. На территории дацана можно сфотографироваться, покрутить особые молитвенные барабаны и купить сувениры.

Другие буддийские храмы в России

Еще один известный буддийский храм России - это Хамбын Хурэ, находящийся в городе Улан-Удэ. Он представляет собой большой буддийский комплекс, состоящий из нескольких храмов и служебных зданий. При одном из них имеется университет, где студенты могут обучиться искусству рисования Мандалы. Главный храм комплекса Цогчеган-дуган был освящен в 2003 году и сегодня он регулярно проводит традиционные религиозные службы.

Также внимание паломников привлекает буддийский храм Римпоче-багша, Агинский дацан, расположенный в Читинской области, Ацагатский дацан рядом с Улан-Удэ и Дацан Баргузинской долины.

В Калмыкии расположены: Храм Великой Победы, Золотая обитель Гедден Щеддуп Чойкорлинг. Все они по-своему уникальны.

Несмотря на малый процент россиян, исповедующих древнюю восточную религию, в нашей стране все же можно найти буддийский храм. Петербург, Улан-Удэ и другие города имеют свои дацаны, некоторые из которых были заложены много лет назад.

В советское время древнеиндийское учение подвергалось многочисленным репрессиям, многие храмы были уничтожены, поэтому сегодня буддийской традиции в полном смысле этого слова в России не существует, а дацанов насчитывается небольшое количество. Поэтому буддисты, у которых нет возможности отправиться в храм, посещают соответствующие центры, молельные дома и ретритные центры.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, возведён в 1789 г. по проекту архитектора В. И. Баженова (1737 - 1799). Архитектурный стиль: Русская псевдоготика. Село Быково, Раменский р-н, Московской обл.

https://www..html

Столице. Жестокое подавление религии заставило буддистов укрыться в отдаленных горных районах, где они строили свои храмы и монастыри. Так буддизм стал монашеской, а не светской религией. Эти исторические обстоятельства объясняют тот факт, что большинство буддийских... . В поведении хвараны руководствовались моральным кодексом "Хварандо", который потом лег в основу Хагакурэ-бусидо - знаменитого кодекса японских самураев. Корейцы по праву гордятся своим вкладом в воспитание "японских варваров" - ведь...

https://www.сайт/religion/12381

Для того же, чтоб достичь состояния "разрушения нечистоты" ["архатства"], следует объединить эти два качества"13. Знаменитый текст в "Саньютта-никая" (II, 115) противопоставляет Мусилу и Нараду, каждый из которых символизирует... освобождения. "Висуддхимагга", "Путь чистоты", Буддагхоши - наиболее полный и глубокий трактат по медитации из существующих в хинаяна-буддизме (ок. Середины V века н. э.) - обнаруживает ту же тенденцию. Этапы медитации классифицируются, разъясняются, обосновываются при...

https://www..html

Академических школ в Европе. Два наиболее квалифицированных буддийских журнала - "Буддизм России" и "Гаруда" - издаются в Петербурге. В нем же в два раза больше буддийских общин, чем в Москве До 2000 г. в европейской России был только один буддистсткий храм - в Петербурге. В 2000 г. начато строительство буддистского храма в Москве. Сейчас петербургский дацан превратился в некий всероссийский Дхарма...

https://www.сайт/religion/11296

И науки. В девяностые годы началось духовное возрождение. В Калмыкии буддизм объявлен государственной религией. В Бурятии и Туве (Тыве) восстанавливаются храмы и учительские традиции. В России зарегистрированы сотни буддийских общин, которые представляют направления тибетского буддизма , старейшей школы тхеравады, школы дзэн японского буддизма , различные формы буддизма тантрического и др. В общинах проводятся лекции, семинары, молитвенные собрания...

https://www.сайт/religion/14350

Великобритании (основано в 1924), издающее журнал “The Middle Wey” (“Срединный путь”), к-рый публикует информацию о буддизме в европ. странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзэнский тренировочный центр. Друзья западной буддийской...

§ 15. Храмы и обряды Буддизма

Храмы (дацаны) в буддизме являются центром религиозной жизни. Все культы и обряды происходят именно там. Различие форм самих храмов в разных странах объясняется разнообразием культур и смешиванием с местными культами и традициями в верованиях и строительстве. Буддийские храмы имеют не только разнообразные формы, но и самые неожиданные размеры: от нескольких построек с жилыми домами до огромных пагод (храмов). Есть целые города с десятками храмов и сотнями служебных построек. Несмотря на это все храмы имеют ряд общих черт.

Главной достопримечательностью буддийских храмов является китайский стиль крыши с загнутыми вверх краями. Величественный многоэтажный комплекс с золоченной четырехскатной крышей, обнесенный оградой в форме правильного прямоугольника. На всех четырех углах ограды на высоких шестах развеваются разноцветные полоски ткани с магическими текстами, служащие защитой монастыря от злых сил.

По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые представляют собой насаженные на вертикальную ось металлические цилиндры, заполненные молитвенными текстами. Обычно количество барабанов 108, почему именно столько, не знает никто. В верхней части крыши (особенно в Непале) нарисованы глаза на всех четырех сторонах пагоды. Верующие до того, как зайти в монастырь, должны обойти ограду и вращать барабаны. Считается, что один поворот барабана равен прочтению всех молитв, находящихся в нем. Затем верующий заходит в ворота монастыря, обычно окрашенные в красный цвет и с нарисованными драконами. По обе сторона ворот размещаются статуи божеств – покровителей четырех сторон света, охраняющих монастырь. От ворот до входа в главный храм идет выложенная из белого камня дорога, называемая «высокий путь». Этой дорогой пользуются ламы, и то по праздникам во время торжественных церемоний. На самой середине этого пути установлена курильница в виде чаши, пагоды или льва, сидящего на задних лапах с поднятой вверх пастью. Сама курильница сделана из чугуна, из нее струится дым можжевельника и ароматических палочек. О начале ритуала извещает гонг из морской раковины. Ламы поднимаются на помост напротив жертвенника и начинают церемонию.

Главный храм расположен всегда в центре, вокруг него еще множество культовых сооружений. Почти всегда одна из построек предназначена для огромной фигуры сидящего Будды Мантрейя (грядущего Будды). Иногда высота этой статуи доходит до 16 м.

Внутри храм представляет собой прямоугольный зал. Северная стена предназначена для скульптур с изображениями буддийских божеств. Это полые изнутри статуи Будды и других божеств, заполненные свитками священных текстов и различными реликвиями.

По бокам обычно развешивают живописные картины божеств, выполненные на коже, бумаге или грунтованном полотне. Будда и Бодхисаттвы изображаются всегда обнаженными до пояса. Окраска их тела и предметы, которые они держат в руках, имеют цвета: белый, желтый, красный, зеленый и синий. Будду Шакьямуни всегда можно узнать по чаше, которую он держит в левой руке, Будду Мантрейю – по телу, окрашенному в красный цвет.

Наряду с изображениями Будд, Бодхисаттв и грозных божеств, есть также изображения «колеса сансары», рая и ада, а также двенадцати важнейших событий из жизни Будды.

Самым важным обрядом в Буддизме, который ежедневно совершается в храме во время общего молебна, является жертвоприношение. Алтарь – стол, обтянутый материей, находится у северной стены перед изображениями и скульптурами божеств. На алтаре раскладывают ритуальные предметы и 7 жертвенных сосудов, в которые наливают воду, кладут цветы и сладости, наливают масло и ставят благовония. Вдоль боковых стен устанавливают помосты, где рассаживаются ламы. Перед ними на столиках кладут книги, ритуальные предметы и музыкальные инструменты, а также чашки с чаем или водой. Убранство зала состоит из разноцветных лент, красочных матерчатых цилиндров, шелковых платков, зонтов, ароматных шаров и фонарей разных цветов и форм. В этом обряде внутри храма участвуют только ламы, остальные верующие стоят у входа в храм, перебирая четки или читая молитвы.

Чтение молитв и проведение самого обряда является зрелищным явлением. Ламы читают молитвы под музыку, гармонично сопровождая пение движениями рук. Звучат колокольчики, маленькие медные тарелочки, им отзываются барабаны различных размеров и звуков, гудят огромные гонги. Внезапно в их хор врывается труба, означающая ржание небесного коня.

После молебна миряне идут поклониться божествам и приносят свои подношения.

Праздники . В Буддизме Российской Федерации отмечаются 6 основных праздников:

1. Новый Год по лунному календарю. В течение 15 дней этого праздника совершается Великий молебен, посвященный 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни. В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому что они причиняют людям зло и нет от них покоя. И Будда согласился. Было выбрано место – город Шаравасти, где он сотворил свои 15 чудес:

– 1-го числа первого весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим 5 ведер воды.

– 2-го числа Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую от него паслись животные.

– 3-го числа Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озаривших весь мир и наполнивших его благоуханием.

– 4-го числа по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.

– 5-го числа Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.

– 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которые их за это ожидают.

– 7-го числа Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми.

– 8-го числа Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними существо Ваджрапани прогнало их своей ваджрой – оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.

– 9-го числа Будда предстал перед всеми окружающими выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.

– 10-го числа Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.

– 11-го числа Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил свои сиянием тысячи миров.

– 12-го числа он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.

– 13-го числа Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они, в свою очередь, испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили Вселенную.

– 14-го числа Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.

– 15-го числа Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся.

2. Поворот «колеса времени» посвящен началу проповеди Буддой учения о калачакре. Устраиваются театрализованные представления, посещают храмы, делают подношения ламе.

3. День рождения, просветления и ухода из жизни Будды. Отмечают 7 дней. Это самый важный из буддийских праздников. Во всех монастырях читают молебны, устраивают праздничные шествия. В эти дни многие соблюдают строгий пост и молчание все 7 дней.

4. «Круговращение Мантрейи». В этот день вокруг монастыря совершают объезд колесницы со статуей Мантрейи. В течение дня процессия двигается вокруг наружных стен монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития.

5. «Праздник огней» – день нисхождения Будды Шаньямуни для своего последнего перерождения среди людей.

6. День ухода в нирвану Цзонхавы. Едят особую кашу из кусочков теста. С наступлением темноты внутри храма зажигают лампы, которые горят до рассвета.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Храмы и святилища Главные храмы строились на видном месте, часто следуя тому же плану, по которому строились дома или дворцовые комплексы, хотя от святилищ не требовалось, чтобы они служили убежищем для прихожан. Храм Солнца в Куско, Кориканча, состоящий из четырех

Из книги Религия древних кельтов автора Маккалох Джон Арнотт

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Храмы и святилища Скудные остатки финикийских храмов, дошедшие до нас, дают слишком мало информации. Кое-какую помощь в изучении архитектуры предлагают модели храмов и известняковые стелы финикийских святилищ (рис. 24). Кое о чем, во всяком случае о более позднем облике,

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Друиды автора Кендрик Томас Даунинг

Из книги Откуда все это появилось? автора Рогозин Павел Иосифович

Рукотворные храмы Всевышний не в рукотворенных храмах живет Деян.7,48 Начало сооружения христианских храмов относится к царствованию миролюбивого римского императора Александра Севера. Будучи язычником, Александр обладал религиозным чувством и благоволил к

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

Храмы Постройте Мне святилище, и Я буду пребывать среди вас. Исх. 25:8 История знает два Храма – первый и второй. Оба стояли на Храмовой горе в Иерусалиме, и оба играли огромную роль в жизни религиозных евреев и всего Иудейского государства.После Исхода евреев из Египта и

Из книги Описание религии ученых автора Бичурин Никита Яковлевич

V. Жертвенники и храмы Слово «жертвенник», по-китайски тхань, берется в двух значениях, которые и в разговоре, и на письме легко различить одно от другого. Собственно, жертвенником называется земляное возвышение, с искусством устроенное для приношения жертв. Это есть

Из книги История Православной Церкви до начала разделения Церквей автора Победоносцев Константин Петрович

XI. Храмы и богослужение Ветхозаветный закон воспрещал иудеям совершать свое богослужение иначе, как в храме Иерусалимском. Но слово Спасителя возвестило людям, что поклонение Богу возможно на всяком месте: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Введение в дзэн-буддизм автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на формулирование того, что