"... Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Августина Барриоса Мангоре. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не мог поверить; то, что он делал с инструментом... это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться".
из воспоминаний Антонио Лауро о первом знакомстве с Барриосом.
"Талант парагвайского виртуоза характеризуется удивительной техникой, основанной на музыкальном совершенстве и выразительности. Сеговия открыл для нас возрождение искусства, которое достигло вершин красоты столетия назад. Мангоре в своем сольном концерте в Королевской Консерватории является блестящим подтверждением этого искусства".
цитата из брюссельской газеты "National Beige" о концерте А. Барриоса в Бельгии.
Семья и обучение
Августин Барриос (при рождении ему дали и имя Мангоре, в честь национального героя Парагвая) родился в семье Доротео Барриоса и Марселины Феррейры, которая проживала в уникальной сельской местности, исторически находившейся под влиянием древних народов Гуарани и их обычаев. Отец и мать А. Барриоса ценили литературу и музыку. Эту любовь родители передали восьмерым своим детям, которые играли на различных музыкальных инструментах (в семье Барриоса даже был организован небольшой оркестр). Августин Барриос с раннего возраста с успехом занимался на гитаре сначала самостоятельно, а затем в музыкальной школе под руководством Густаво Соса Эскалады. В 15 лет его зачислили в Colegio Nacional, где он, отучившись три года, достиг больших успехов в точных и филологических науках. В 23 года Августин уже был успешным виртуозом гитары и сочинял музыку для своего инструмента. В 1910 г. гитарист отправился в свое первое концертное турне, которое продлилось 12 лет. Успех молодого Августина Барриоса был потрясающий, его игру на гитаре сравнивали с виртуозными выступлениями самого Никколо Паганини.
Многочисленные таланты
Августин Барриос был наделен многочисленными талантами, среди которых можно выделить не только исполнительство на гитаре, но и сочинение музыки, написание стихов, а так же, не многие знают, что он был талантливым художником-графистом. Обладая уникальными способностями в каллиграфии, его музыкальные рукописи вызывали восхищение и были названы «каллиграфическим совершенством». Стихи Августина декламировал его брат Франсиско Мартин как на испанском, так и на языке гуарани во время выступления гитариста. Романтические взгляды «на себя и свою жизнь странствующего артиста», выраженные в небольшой поэме Bohemio, могли настроить слушателей на лучшее восприятие музыки, исполняемой на сцене:
Как стремительны повороты судьбы!
В буре событий я двигаюсь,
подчиняясь неизбежности,
танцуя в сумасшедшем вихре
четырех ветров планеты!
Моя страсть не знает отдыха,
в моей бродячей неопределенной жизни
искусство освещает мне путь,
как фантастическая комета!
Я брат тем средневековым трубадурам,
которые страдают от романтического безумия.
Так же как они, когда я умру,
только Бог будет знать,
в каком далеком пристанище
я найду свою безвестную могилу!
Выдающиеся люди в жизни Августина Барриоса
На протяжении всей жизни Августина Барриоса окружали выдающиеся личности не только из миры гитары. Его знакомство с Борда-и-Пагола, Эйтором Вила-Лобосом, Хулио Мартинесом, Андресом Сеговией, Антонио Лауро и мн.др. оказало большое влияние на дальнейшее развитие гитарного творчества. Судьбоносными стали отношения с дипломатом Доном Луисом Саломони, который в момент их знакомства был послом Парагвая (именно он стал для Барриоса на многие годы покровителем). Под его руководством был организован концерт для королевы Виктории-Евгении, жены короля Альфонсо XIII. Королева после концерта подарила Августину гитару Моран, на которой он играл в последние годы.
Нововведения
Будучи революционером в творчестве, он сделал множество нововведений. Музыка Августина Барриоса, основанная на классических началах, охватывает все виды современной классической техники игры на гитаре. Его этюды тремоло (Un Sueno en la Floresta, Contemplacion и Una Limosna рог el Amor de Dios) развивают технику тремоло еще более по сравнению, например, с "Воспоминаниями об Альгамбре" Франсиско Тарреги. Использование среднего и басового звучания в тремоло у Барриоса очень полифонично. Игра большим пальцем - это не просто гармонический аккомпанемент к мелодии тремоло, но это почти всегда контр мелодия с превосходным ощущением каждой струны.
Общий подход к исполнению мелодии на гитаре - это игра в басовом регистре с дискантовым аккомпанементом. В романсах Confesion, Imitacion al Violoncello Августин Барриос использовал технику игры из «Прелюдии №1» Вила-Лобоса, но представил ее в более сложном варианте.
В его мастерски используемой технике арпеджио в таких произведениях как Концертный этюд, Las Abejas и Allegro Solemne из La Catedral (Собор) получены уникальные эффекты, никогда раньше не используемые на этом инструменте.
Августин прекрасно владел музыкальной формой, даже если брался за произведения в одном темпе.
Музыку, созданную Августином Барриосом, принято разделять на три категории, первая из которых, эта популярная или салонная современная музыка (Junto a tu Corazon; Don Perez Freire; Sarita). Вторая тесно связана с фольклорными мотивами и ритуалами гуарани (Danza Guaraní (Танец гуарани), Cueca, Maxixe, Aconquija, Choro da Saudade, London Carape, Tha Che Valle). Третья – классические и романтические произведения, которые по праву признаны гитарными шедеврами (La Catedral (Собор), Mazurka Appassionata (Мазурка аппассионата), Las Abejas).
Сохраняя верность гитаре на протяжении всей жизни Барриос не переставал совершенствовать свой инструмент. Для своей гитары он использовал струны стальные, а не из кишки, которые были очень популярны до появления нейлоновых струн (примерно до конца 1940-х). Возможно, это новшество было введено им потому, что Мангоре не мог себе позволить приобрести и сохранить в хорошем состоянии струны из кишки. Но, не смотря на это, стальные струны для дискантового звучания подходили намного лучше, чем их предшественники. Однако, что бы уменьшить металлический «привкус», Августин использовал маленькие кусочки ластика, через которые пронизывал каждую струну, опуская их до нижнего порожка гитары. Получалось, что при игре струны достаточно вибрировали, но не воспринимались как металлические.
Барриос не был похож на своих современников и выбором концертных площадок. Не ограничиваясь рамками больших залов, его выступления проходили и в самых глухих местах, где концертная гитара до его приезда была вообще никому неизвестна. В программу выступлений включались оригинальные произведения автора, классика и сочетание более популярных произведений для гитары, но при этом всегда пренебрегались вариации, включение которых в программу того времени было обязательно.
Начиная с 1930 г (по 1934) Августин Барриос перестает выступать в привычном смокинге и фраке. Теперь его залы украшались листьями пальм, а сам исполнитель (для того, чтобы напомнить слушателям о своих индейских корнях и максимально привлечь внимание слушателей) выходил на сцену в национальном индейском костюме.
- Вождь Нитсуга Мангоре, Паганини гитары из джунглей Парагвая, - так он объявлял себя, начиная свое выступление. Далее шел отдельный поэтический рассказ, что называется, из первых уст:
- Тупа, главный дух и заступник моего народа, однажды обнаружил меня в зеленом лесу, восхищенно созерцающего природу. "Возьми эту волшебную шкатулку, - сказал он, - и открой ее секреты". Заключив в нее песни и дыхание растений, он оставил ее в моих руках. Следуя совету Тупа, я поднес ее к своему опечаленному сердцу, и много лун прошло через гребень бегущей воды. И однажды ночью Йаси (Луна, наша мать) отразилась в кристальной воде, почувствовав печаль моей индейской души, и подарила мне шесть серебряных лунных лучей, чтобы я мог раскрыть секреты шкатулки. И произошло чудо: из глубины шкатулки вырвалась чудесная мелодия самых прекрасных и чистых природных голосов Америки!
После подобного вступления Барриос играл репертуар от Баха до популярной фольклорной музыки.
Если же гитариста-виртуоза в Барриосе публика признавала молниеносно, то как композитора и новатора - лишь спустя 50 лет после смерти. Именно столько времени понадобилось, чтобы оценить его вклад в гитарное искусство.
Много споров вызывает вопрос о взаимоотношениях Августина Барриоса с Андресом Сеговией. Воспоминания о первой встрече (15 октября 1921г.) двух этих выдающихся людей сохранились в письме Августина Баррисоса к другу Мартину-и-Пагола:
«Дорогой брат Мартин, Ты ни за что не поверишь<…> я имел счастливую возможность слышать Сеговию в одном из его концертов в этом же салоне. На этом концерте меня представил ему маэстро Элво, и теперь Сеговия и я - хорошие друзья. Позже я был у него в гостях. Он принял меня очень тепло. Я сыграл на его гитаре несколько своих сочинений, которые ему очень понравились. Сеговия оказал мне искренний и открытый прием, и я должен сказать тебе, брат, что я чувствую большую теплоту к этому великому артисту. Я очарован его манерой исполнения и в целом пытаюсь подражать ему, не теряя естественности и индивидуальности. Он особенно заинтересовался "Собором" и попросил у меня экземпляр этого произведения с тем, чтобы он мог исполнять его на концертах. Поэтому прошу тебя, Паголита, об одном одолжении - выслать мне как можно быстрее экземпляр этого произведения до отъезда Сеговии в Европу 2 ноября. Он оказывал мне большую поддержку и сказал, что мне следует как можно раньше отправиться в Старый Свет. Между нами не было никаких намеков на неуважение или раздражение. Напротив, он дал ясно понять, что чувствует ко мне особое уважение (которое испытывает лишь к нескольким профессионалам), т.к. видит во мне много искренности. Сеговия обещал дать мне несколько произведений из своего репертуара, среди которых Torre Bermeja, которое особенно ценно».
Но вот о том, как развивались их отношения, и сыграл ли А. Сеговия знаменитое произведение А. Барриоса - не известно. Существует множество споров и догадок о том, что в действительности произошло между ними дальше, но не будем вдаваться в подробности их личной жизни, ведь это дела давно минувших дней. Для нас, ценителей и почитателей гитарного искусства, эти два имени - Андрес Сеговия и Августин Барриос - стоят в одном ряду гениальных деятелей искусства XX века.
Знаете ли вы, что:
*В конце мая 2008 года Центральный банк Парагвая ввел в обращение первую партию “гитарных” банкнот. На парагвайской купюре номиналом 50 000 гуарани размещен портрет знаменитого гитариста-виртуоза, композитора Августина Барриоса, а с оборотной стороны его гитара.
*Августина Барриоса порой называют Шопеном гитары. Подобно Шопену (известны лишь 2 концерта Фридерика Шопена для фортепиано с оркестром, все остальные его сочинения исключительно фортепианные) Барриос всю жизнь сочинял исключительно для одного инструмента - гитары, достигнув в этой области больших высот. Многие произведения гитариста представляют собой не только большую эстетическую ценность, а также являются достаточно сложными для исполнителя в техническом отношении, несмотря на то, что уровен современной гитарной школы довольно высок. Возможно, поэтому музыка Августина Барриоса звучит и в концертных залах, и в рамках фестивальных программ, и в виде обязательных произведений в ряде международных гитарных конкурсов.
(1944-08-07 ) (59 лет)Агустин Пио Барриос (Мангоре) (родился 5 мая 1885 г., Парагвай, умер 7 августа 1944 г., Сан-Сальвадор) – величайший гитарист-виртуоз и композитор начала XX столетия. Значение этой необыкновенной личности в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти.
Барриос – первый композитор и гитарист Нового Света, получивший мировое признание. Его музыка, прочно основанная на классических началах, охватывает все виды современной классической техники игры на гитаре - гаммы, арпеджио, тремоло, мелодическое использование басового и дискантового аккомпанемента, эффект campanello и tambora. Количество музыкальных произведений для гитары соло, которое он написал, составляет приблизительно около 80 произведений в рукописях и 50 записей (78 об/мин), являющихся ценным наследием. Многие произведения, такие как La Catedral ("Собор") и Las Abejas ("Пчелы"), считаются шедеврами гитарного репертуара. В будущем все больше и больше исполнителей будет обращаться к "богатой жиле музыкального золота", каковой являются произведения Барриоса.
ЗАПИСИ
В течение периода приблизительно с 1912 до 1928 год Барриос записал большую часть из 36 известных сочинений на пластинки 78 об/мин, являющиеся бессмертным доказательством его виртуозности и музыкального искусства. Большинство из этих записей были сделаны на лейбле Одеон, но также он записывался на студиях Америка, Артигас и Атланта. Барриос был признан первым классическим гитаристом, записавшим свои пластинки (он начал эту деятельность спустя некоторое время после своего первого приезда в Буэнос-Айрес, в 1910 году).
Музыкальные сочинения, записанные им на грампластинки можно разделить на три части: 1. Популярная музыка его времени; 2. Фольклорные произведения; 3. Сочинения классического и романтического жанра.
Популярная музыка представлена такими произведениями как, например, Junto a tu Corazon, быстрый вальс и Sarita, очаровательная Мазурка. В категорию фольклорных произведений входят известные Парагвайский танец, Сиеса (чилийский народный танец), Aconquija и Aire de Zamba из Аргентины и Caazapa - популярная песня на родине Барриоса, в Парагвае. Большое число произведений представлено в классическом и романтическом жанре: La Catedral, вальс № 3, вальс № 4, Madrigal Gavota, Sueño en la Floresta, тарантелла, Contemplacion, менуэт in A, Confesion и "романс с имитацией виолончели". Сюда также входят произведения европейских классиков: Бурре из 3-ей виолончельной сюиты И. С. Баха, менуэт Бетховена, Traumerei Шумана, менуэт Сора и Арабское каприччио Тарреги.
Эти записи демонстрируют искусство Барриоса как исполнителя и композитора. Безупречная гармония техники и чувственной музыкальности обнаруживает в нем великолепного интерпретатора не только собственной музыки, но также и классических произведений.
У Барриоса были терпение и талант записывать трудные произведения для гитары в эпоху, когда появилась возможность выпускать грампластинки. Он был способен исполнять не только классическую музыку, но также и современную (такую, например, как популярная чилийская мелодия "Ай-ай-ай" или даже более известная кубинская "Голубка"). Многим другим гитаристам-виртуозам, современникам Барриоса из Рио де ла Плата, не представилась возможность сделать это, и поэтому не существует записей таких прославленных гитаристов, как Хулио Сагрерас, Антонио Синополи или Доминго Пратт.
В действительности Барриос создал новый "вид" музыки для гитары-соло. Действуя в рамках функциональной гармонии, его творческая способность и глубокое знание гитары позволило ему развить вид музыкального произведения, для которого используется 6 струн и 19 ладов (в некоторых случаях 20!), чего никто до него не достигал. Если кто-нибудь желает убедиться в этом, сядьте с гитарой в руках и выучите его знаменитый "Парагвайский танец".
Барриос остаётся внутри традиционных гармонических границ и в то же время достигает новых эффектов на инструменте. Теперь, когда его произведения напечатаны и доступны, многие гитаристы начинают узнавать подлинную правду об этом человеке и его музыке.
Для дискантовых струн своей гитары Барриос использовал стальные вместо традиционных струн из кишки, используемых до появления нейлоновых в конце сороковых годов. Вполне вероятно, он поступал так, потому что не мог свободно купить и сохранить в хорошем состоянии струны из кишки (самые лучшие из которых были с маркой "Пирастро"). Все это плюс то, что он обладал тонким музыкальным слухом, привело к необходимости использовать стальные струны для дискантового звучания, которые с точки зрения интонации намного лучше струн из кишки и которые были вполне доступны в Южной Америке. Однако, он добавил нечто новое. Чтобы уменьшить звон стальной струны, ему пришлось нарезать очень маленькие кусочки обычного карандашного ластика. Протягивая каждую струну через эти крошечные кусочки, он опускал их до тех пор, пока они не касались нижнего порожка гитары. Это производило глушащий эффект подобно использованию сурдинки на скрипке. Струны вибрировали достаточно, чтобы производить звук, который не воспринимался как металлический. Таким образом были осуществлены все записи. И никому не придет в голову, т.к. трудно распознать, что Барриос действительно использовал металлические дискантовые струны.
ЖИЗНЬ БАРРИОСА
Барриос родился в семье, с уважением относившейся к литературе и музыке. Он был одним из 8 детей, которые все играли на музыкальных инструментах (гитара, парагвайская народная арфа, флейта и скрипка). В семье был организован маленький оркестр. В возрасте 7 лет Барриос уже мог играть аккорды и небольшие произведения. Когда ему было 13 лет, преподаватель классической музыки из Асунсьона Густаво Coca Эскалада, проезжая через те места, был поражён исполнением Барриосом произведений Карулли и La Perezosa аргентинского композитора XIX века Хуана Алайса. Он начал учить Барриоса правильной методологии. Через несколько месяцев Coca Эскалада организовал для своего талантливого ученика посещение музыкального института в Асунсьоне, где он преподавал. Здесь Барриос изучил классические приёмы игры на гитаре Агуадо и Сора, а также исполнение произведений Аркаса, Джулиани, Парга, Виньяса и Тарреги.
В пятнадцатилетнем возрасте его зачислили в Colegio Nacional, где он учился 3 года и получил среднее образование, отличившись в математике, литературе и философии. Будучи талантливым художником-графиком он обладал значительными способностями в каллиграфии. По словам Исиаса Савио, музыкальные рукописи Барриоса были "каллиграфическим совершенством". В 1906 г. мы узнаем о его выступлении в концерте Хулиана Аркаса. К 1908 году он стал "известным профессором гитары", выступавшим в концертах с "прекрасной фантазией на темы Санта Фе" и также в дуэте со своим учителем Coca Эскалада. Отсюда каждый поймёт, что Барриос добился успеха как виртуозный исполнитель в возрасте 23 лет и уже сочинял и аранжировал музыку для своего инструмента. Также интересно заметить, что он, очевидно, никогда глубоко не интересовался каким-либо другим инструментом, сохраняя верность гитаре.
В 1910 г. Барриос покинул Парагвай и не возвращался в течение 12 лет. Он начал своё первое концертное турне, отправившись в Коррьентес, Аргентина. Отсюда он продолжал двигаться по течению реки Параны и закончил путешествие в Буэнос-Айресе. Надо заметить, что в это время он также путешествовал по Чили.
В 1912 г. он оказался в Монтевидео, Уругвай, где прожил около 4 лет. Здесь он познакомился с Мартином Борда-и-Пагола, адвокатом и поклонником гитары, который распахнул двери своего дома для Барриоса и оказывал определенное "стабилизирующее" влияние на его жизнь в то время. Их дружба продолжалась до смерти Барриоса. За время, проведенное в Монтевидео, Барриос сочинил "La Catedral", Andante-Allegro, Парагвайский танец, Las Abejas, Концертный этюд, вальсы N 3 и 4, Madrigal Gavota, Mazurka Apasionata, Invocacion a mi Madre, Contemplacion, Un Sueño en la Floresta, Confesion и Allegro Sinfonico. Очевидно, что к тому времени (1912-1915) он достиг "эклектического" качества, которое отличает его стиль. На наш взгляд, заслуживает внимания тот факт, что Барриос, хотя и обладая прекрасным слухом и понимая "традиционную" науку гармонии, возможно относящуюся к временам Брамса, был в определенной степени "наивным и невежественным" в области европейского музыкального развития (хотелось бы знать, какова была бы реакция Барриоса, если бы он смог услышать "Весну священную" во время её дебюта в Париже в 1912 г.). Это, конечно, показывает, что его произведения по форме и гармонии отличаясь от европейских, обращены к XIX столетию, но на высоком индивидуальном уровне.
В 1916 г. Барриос отправился в Бразилию, где находился до 1931 года. В 1922 г. он вернулся в Парагвай на несколько месяцев и безуспешно пытался заинтересовать правительство в субсидировании консерватории под его руководством.
Проживая в Бразилии (главным образом в Сан-Пауло), Барриос встречался с Эйтором Вила-Лобосом. Хулио Мартинеса Оянгурена (1901-1973), уругвайского гитариста, также как и Исиаса Савио (1902-1977) можно отнести к тем, кто восхищался им и находился под его влиянием.
Барриос давал концерты в каждой столице каждого штата Бразилии в течение 15 лет, продолжая концертировать в Аргентине и Уругвае. Это ясно показывает, что он в самом деле был "латиноамериканским пионером" классической гитары, непохожим на своих современников (таких как Хулио Сагрерас), и не ограничивая свои концертные программы рамками больших городов, выступал в глухих местечках, где концертная гитара была неизвестна до его приезда. Он обычно составлял свои программы из трех частей: оригинальные произведения; классика; и заключительная часть включала сочетание стандартных произведений для гитары и нескольких оригинальных пьес. Барриос всегда использовал такие программы, пренебрегая вариациями.
Многих интересует, встречались ли когда-либо Барриос и Сеговия. Ответ: да, встречались. Они знали друг друга и встречались несколько раз. И это можно подтвердить тем фактом, что они дважды проводили время вместе: в октябре 1921 г. в Буэнос-Айресе, Аргентина, и в марте 1944 г. в Сан Сальвадоре, Сальвадор. Ниже приведены (в переводе) отрывки письма Барриоса, написанного им своему другу Мартину Борда-и-Пагола, освещающего его первую встречу с Сеговией:
"Буэнос-Айрес 15 октября 1921 г. Дорогой брат Мартин, Ты ни за что не поверишь, я - в Буэнос-Айресе. Я приехал сюда 18 дней назад по контракту с Максом Глюксманом, чтобы сделать несколько записей. У меня уже есть 6 пластинок в этом году, и я должен сообщить тебе, что я подписал контракт сроком на 5 лет с Глюксманом на 5 пластинок в год. Формат, в котором будут выходить записи, - "избранные диски", продолжительность звучания одной стороны всего 3 минуты. Любимый брат, пользуясь моим пребыванием здесь, я также намерен дать 2-3 концерта в салоне "Аргентина". По этому поводу я хочу сообщить тебе кое-что, что тебя порадует: я имел счастливую возможность слышать Сеговию в одном из его концертов в этом же салоне. На этом концерте меня представил ему маэстро Элво, и теперь Сеговия и я - хорошие друзья. Позже я был у него в гостях. Он принял меня очень тепло. Я сыграл на его гитаре несколько своих сочинений, которые ему очень понравились. Сеговия оказал мне искренний и открытый прием, и я должен сказать тебе, брат, что я чувствую большую теплоту к этому великому артисту. Я очарован его манерой исполнения и в целом пытаюсь подражать ему, не теряя естественности и индивидуальности. Он особенно заинтересовался "Собором" и попросил у меня экземпляр этого произведения с тем, чтобы он мог исполнять его на концертах. Поэтому прошу тебя, Паголита, об одном одолжении - выслать мне как можно быстрее экземпляр этого произведения до отъезда Сеговии в Европу 2 ноября. Он оказывал мне большую поддержку и сказал, что мне следует как можно раньше отправиться в Старый Свет. Между нами не было никаких намеков на неуважение или раздражение. Напротив, он дал ясно понять, что чувствует ко мне особое уважение (которое испытывает лишь к нескольким профессионалам), т.к. видит во мне много искренности. Сеговия обещал дать мне несколько произведений из своего репертуара, среди которых Torre Bermeja, которое особенно ценно."
Надо заметить, что Барриос был индейцем. Он и сам пытался убедить других, что относится к местной этнической группе. Дело в том, что его отец был аргентинцем испанского происхождения, а его мать, родом из Мисионес, возможно, и имела каких-то предков индейского происхождения из южного Парагвая. Его отца звали Доротео Барриос, а его мать - Марселина Феррейра, что наводит на мысль о предках европейского происхождения.
Барриос рос в сельской местности, которая исторически и культурно находилась под глубоким влиянием древних народных обычаев Гуарани; здесь наиболее широко использовался язык Гуарани по сравнению с испанским, сохранились и процветали уникальные обычаи и нравы. Многие произведения Барриоса основаны на темах, берущих начало от ритуалов и легенд гуарани: Invocacion a la Luna, Danza Guarani, Diana Guarani и т.д.
В Бразилии, примерно в 1930 г., Барриос начал выступать перед публикой в стиле совершенно отличном от традиционного концертного смокинга и фрака. Он использовал костюмы в сочетании с перьями и украшениями и объявлял себя в афишах как "Вождь Нитсуга Мангоре - Паганини гитары из джунглей Парагвая". ("Нитсуга" – обратное прочтение слова "Агустин", а "Мангоре" – имя легендарного вождя индейцев гуарани). Такое сенсационное появление на сцене было предназначено для того, чтобы привлечь как можно больше публики и создать более непринужденную обстановку, в условиях которой он зарабатывал себе на жизнь. Латиноамериканская публика совсем не такая, как европейская. Возможно, Барриос получал удовольствие от своих выступлений, но остается загадкой, как мог этот великий артист выступать в таком стиле просто для того, чтобы выжить. Приблизительно 4 года Барриос выступал в такой необычной форме.
Зачастую сцена украшалась пальмовыми листьями, чтобы создать более экзотическую, похожую на джунгли обстановку. Представьте себе, что вы присутствуете на концерте, где ярко разукрашенный "индейский вождь" проходит на середину обсаженной пальмами сцены и произносит следующее:
"Тупа, главный дух и заступник моего народа, однажды обнаружил меня в зеленом лесу, восхищенно созерцающего природу. "Возьми эту волшебную шкатулку, - сказал он, - и открой ее секреты". Заключив в нее песни и дыхание растений, он оставил ее в моих руках. Следуя совету Тупа, я поднес ее к своему опечаленному сердцу, и много лун прошло через гребень бегущей воды. И однажды ночью Йаси (луна, наша мать) отразилась в кристальной воде, почувствовав печаль моей индейской души, и подарила мне шесть серебряных лунных лучей, чтобы я мог раскрыть секреты шкатулки. И произошло чудо: из глубины шкатулки вырвалась чудесная мелодия самых прекрасных и чистых природных голосов Америки!"
После этого он садится и начинает играть репертуар от Баха до популярной фольклорной музыки.
В январе 1932 г. Барриос дал концерт в Пуэрто-Эспанья, Тринидад, после которого он отправился в Каракас, Венесуэла. Здесь у него сложились дружеские отношения с Раулем Боргесом, классическим гитаристом, который часто бывал в Европе и который знал Пухоля и Сеговию и был хорошо знаком с современной техникой игры. Боргес пригласил Агустина и его жену Глорию погостить в его доме. Именно в доме Боргеса в 1932 году пятнадцатилетний Антонио Лауро услышал игру Барриоса и был поражен его исполнением.
Вот что говорит Лауро о своем первом знакомстве с Барриосом: "... Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Агустина Барриоса Мангори. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не мог поверить; то, что он делал с инструментом... это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться."
Будучи в южной части Латинской Америки, Барриос оказал определенное влияние на гитаристов Венесуэлы.
В дополнение к своему музыкальному таланту, Барриос любил и сочинял стихи. В молодости (годы, проведенные в Парагвае и в Бразилии до отъезда из Южной Америки в 1932 году), он играл на гитаре, а его брат Франсиско Мартин Барриос декламировал его стихи как на испанском, так и на языке гуарани (родном языке Парагвая).
Ниже приводится короткая поэма, названная Bohemio, в которой Агустин выражает романтический взгляд "на себя и свою жизнь странствующего артиста".
Как стремительны повороты судьбы! В буре событий я двигаюсь, подчиняясь неизбежности, танцуя в сумасшедшем вихре четырех ветров планеты! Моя страсть не знает отдыха, в моей бродячей неопределенной жизни искусство освещает мне путь, как фантастическая комета! Я брат тем средневековым трубадурам, которые страдают от романтического безумия. Так же как они, когда я умру, только Бог будет знать, в каком далеком пристанище я найду свою безвестную могилу!
Фильмы о Барриосе
В 2015 году студия Metatron Films выпустила фильм «Мангоре. Из любви к искусству» («Mangoré, por Amor al Arte»). Однако до сих пор купить или найти этот загадочный фильм в сети не представляется возможным.
По неподтвержденной информации, другая студия из Голливуда также снимает фильм Mangore (существует
… Жизнь и Смерть, Творчество и Равнодушие, Человек и Природа, Бог и Человек… Понятия эти касаются самых глубоких наших духовных истоков. Наверное, нет человека, совсем равнодушного к этой тематике. Каждый, возможно, хоть раз в жизни задумывался об этом, пусть на кратное мгновенье, задавая себе вопрос: «Кто я? Для чего я живу на свете?»…
Люди всегда пытались передать свои впечатления, посредством творчества. Множество творческих людей во все времена, вдохновляли на создание шедевров произведений искусства, вечные темы. Тема Человека. Тема Природы. Тема Любви. Тема Бога… Создавались произведения, - начиная от отдельных малых пьес, до крупных форм; от написанных для инструмента (или голоса) соло, - до больших составов, включающих в себя по несколько хоров, оркестров, множества инструментов. От древнейших напевов через всю историю музыки проходят трактовки, музыкальные и художественные видения религиозных, библейских сюжетов или того, что их окружает. Многие из этих произведений знакомы широкой публике, эти мелодии узнают, играют, поют…
Для нашего любимого инструмента тоже было создано множество произведений, начиная с миниатюр и заканчивая большими концертами для гитары с оркестром. Но не так уж много найдется композиторов - гитаристов, в чьем творчестве есть произведения, которые можно назвать посвященными Богу.
Августин Барриос Мангоре (23.05.1885-7.08.1944), гениальный парагвайский гитарист- виртуоз, значение которого в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти, является одним из таких редких композиторов.
… Об Августине Барриосе было сказано многое. Его творческое наследие являет миру множество произведений в рукописях и в записях. Они справедливо признаны шедеврами гитарного искусства.
Барриос любил читать, интересовался философией, писал стихи, говорил на нескольких языках. В юношестве занимался журналистикой и рисовал. Он сам называл себя «братом тем средневековым трубадурам, которые, в своей славе и отчаянии, находились в романтическом безумии»…
Он один из первых среди гитаристов начал записываться на музыкальных студиях. В этих записях, Барриос показывал себя как великолепного интерпретатора не только собственных произведений, но и классических. В числе его достижений было то, что он первым исполнил все лютневые сюиты Баха на гитаре. Как исполнитель, он практически расширил возможности гитары соло, используя все шесть струн и 19 ладов, чего до него никто не достигал. (Это можно наблюдать, например, в его «Парагвайском танце» или в «Un sueno de la Floresta»).
Лео Брауэр так отзывался о Барриосе - композиторе: " Барриос – это новое открытие в основном репертуаре гитары. Он заполнил тот разрыв в искусстве, который никогда не заполнялся романтиками. Некоторые могут это оспаривать, потому что он писал романтическую музыку в современный период. Но так же и Бах продолжал писать великолепную музыку в стиле барокко, после того, как период барокко подошел к концу, Барриос писал утонченную романтическую музыку немного позже того, как она прошла по Европе. Он внес новшество в гармонический язык XIX столетия, которое могло быть достигнуто в более поздний промежуток времени, вне «периода»…
А вот что сказал Джон Вильямс: «Барриос был несколько своенравен в написании и последующем сохранении своей музыки; только в недавнем времени большинство его пьес было найдено и собрано его друзьями, а так же переложено с его ранних записей. Я очень благодарен Карлосу Пайету из Сан-Сальвадора (где Барриос одно время работал как профессор по классу гитары в Национальной Консерватории, - У.М.) который предоставил мне множество неопубликованных произведений. К тому времени одно или два произведения были известны и опубликованы, но неожиданное появление таких прекрасных пьес вызвало мой непрерывный интерес, энтузиазм к Барриосу как одному из самых сильных личностей нашего инструмента».
Он был новатором: для дискантовых струн своей гитары он использовал стальные струны, но придумал способ, помогающий звуку приглушить металлический призвук. Он использовал маленькие кусочки карандашного ластика, поставляя их под струны у нижнего порожка. Струны вибрировали достаточно для того, чтобы звук не воспринимался как металлический. Так было сделано большинство записей.
Многие аспекты его жизни имели влияние на стиль его сочинений. Он любил свою родину, и в основе многих из его композиций - фольклорные песни из многих стран Латинской Америки. Например, Шоро - из Рио-Де-Жанейро, Танго – из Аргентины, «Куэкос» – из Чили… и так далее.
Стиль его сочинений обладал необычным музыкальным языком. Он был эклектичен: Барриос «собирал» в своих произведениях гармонии и ритмы барокко, романтической и классической эпохи, - и мог поместить этот материал в популярные ритмы и формы. Так как он сам делал переложения Баха и Бетховена, Шопена и Шумана, - их стиль оказывал свое влияние на его творчество. «Romanza en Imitaci? al Violoncello», «Estudio de Concierto», «Mazurka Apasionata», «Allegro Sinf?nico» – эти пьесы говорят о таком влиянии, при этом являясь самостоятельными художественными произведениями.
Барриос очень любил Баха. Делая транскрипции его произведений для гитары, композитор мог лучше понять его гармонический язык, и это помогало ему создавать в стиле Баха, посвящать ему пьесы. Его Прелюдия g-moll (соч. 5, № 1) написана в форме прелюдии барокко. … «Как прекрасно, совершенно, Бах поднимает нас к Вечности…» так отзывался о нем Барриос.
Он стал мастером в имитации стиля музыки Баха. Но Бах писал для разных инструментов: виолончели, клавира и лютни, что создавало бы определенные идиоматические проблемы, будучи исполняемо на гитаре. Преимущество музыки Барриоса, в том, что она комфортабельна для исполнения на гитаре. Она написана гитаристом, для гитары и поэтому более постигаема.
Давая концерты практически по всей Латинской Америке, Барриос оказывал большое влияние на гитаристов. В Венесуэле, в доме гитариста Рауля Боргеса, его игру впервые услышал юный Антонио Лауро. Эта встреча сильно повлияла на будущего композитора, которого впоследствии причислят к числу наиболее крупных композиторов ХХ века, писавших для гитары. Лауро так отозвался о своем знакомстве с Барриосом: «…Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Августина Барриоса Мангоре. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не могу поверить: то, что он делал с инструментом… это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться".
Музыка его во многом развила технику игры на гитаре и вывела ее на более высокий уровень. Она охватывает все виды классической техники игры на гитаре – гаммы, арпеджио, тремоло, яркие эффекты. Его этюды тремоло – «Un Sueno de la Floresta”, ”Contemplacion” и Una Limosna Por Amor de Dios” развивают технику тремоло еще более, чем, например, «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги. И одновременно можно сказать, что эти произведения вышли за рамки обычного концертного этюда. Использование низкого и среднего регистра очень полифонично. Барриос не просто дает большому пальцу гармонический аккомпанемент, но превращает его линию в прекрасную мелодию, подчеркивающую и оттеняющую все произведение. «Un Sueno de la Floresta», является одним из лучших тремоло, с его запутанными внутренними ведениями голосов и расширением функций левой руки. Использование 19 лада, которое сейчас вполне распространено, тогда было находкой Барриоса.
При рождении ему дали имя Августин Пио Барриос, но начиная с 1930 года, он известен публике как Августин Барриос Мангоре, или Вождь Нитсуга. Барриос действительно был индейцем по линии матери. Он рос в местности, которая исторически и культурно находилась под влиянием древних народных обычаев индейцев Гуарани. В этой местности охотнее говорили на языке гуарани, чем на испанском; здесь процветали уникальные обычаи и нравы. Именно народная музыка, присущая месту его рождения, впервые открыла ему суть самого понятия о музыке.
В 1930 году Барриос начал выступать перед публикой в совершенно отличном от традиционного концертного смокинга. Он использовал одежду племени Гуарани, в сочетании с перьями и украшениями. Сцена нередко украшалась пальмами, чтобы создать экзотическую атмосферу джунглей, а сам Барриос объявлял себя как «Вождь Нитсуга Мангоре – Паганини гитары из джунглей Парагвая». («Нитсуга» – этот творческий псевдоним Барриоса, его имя, прочитанное справа налево, был придуман для него одним из его друзей, а Мангоре – имя одного из исторических индейских вождей).
Его выход всегда был ярким, запоминающимся. В своем костюме индейского вождя, Барриос проходил на сцену и произносил:
«ТупА, главный дух и заступник моего народа, однажды обнаружил меня в зеленом саду, восхищенно созерцающем природу. «Возьми эту волшебную шкатулку, - сказал он, - и раскрой ее секреты». Заключив в нее песни и дыхание растений, он оставил ее в моих руках. Следуя совету Тупа, я поднес ее к своему опечаленному сердцу, и много лун прошло через гребень бегущей волны. И однажды ночью Йаси – Луна, наша мать, -отразилась в кристальной воде, почувствовал печаль моей индейской души, и подарила мне шесть серебряных лунных лучей, чтобы я мог раскрыть секреты шкатулки. И произошло чудо: из глубин шкатулки вырвалась чудесная мелодия самых прекрасных и чистых природных голосов Америки!»
После этого он садился и играл репертуар от Баха до популярной фольклорной музыки. Все это было сделано для того, чтобы создать непринужденную атмосферу, и в то же время служило данью уважения и почтения его предкам.
Побуждающим влиянием на многие произведения Барриоса являлась религия. Но его убеждения были скорее теософическими, чем строго католическими.
Ричард Стовер в своей книге « Шесть Серебряных Лунных Лучей: Жизнь и времена Августина Барриоса Мангоре» (Clovis, CA: Querico Publications, 1992), так говорит о Барриосе: «Для него Бог и Природа – неотъемлемые части одного целого, а Человек, будучи частью Природы, является частью Бога». Бразильская газета «Jornal do Recife» опубликовала в январе 1930 года интервью, в котором содержались мысли и высказывания Барриоса о религии:
«…Если брать во внимание несколько моих религиозных воспитаний, мой примитивный пантеизм подталкивал меня к теософии, которая отличается самым гуманистическим и философским содержанием. Я верю в неизменные законы Природы. Мою душу наполняют добро и гуманизм, как верное завершение всего сущего…»
… «Cобор». «La Cathedral». Эта музыка никого не оставляет равнодушным. А почему? Какие чувства, мысли, ассоциации, возникающие при прослушивании «Собора», привлекают, заставляют слушать, понимать?… Почему привлекает стольких исполнителей?
Собор. Величественное, прекрасное здание. Они – разные по всему свету, разная архитектура, строение, украшения… Одно у них общее: Собор – это всегда место, где человек может проникнуться мыслями о Вечном, о Боге. Храм Бога. И, приходя к нему, даже самый нерелигиозный человек может это почувствовать. Особенно, если над башнями Собора в воздухе летит прозрачный звон колоколов, привлекая внимание, словно изымая из обыденности, спешки, суеты жизни. Особенно, если внутри Собора звучит орган, и эхо прекрасных созвучий музыки Баха, летит к куполам…
Таким предстает перед нами, слушателями, «Собор», одно из самых популярных среди исполнителей, произведений. Его можно встретить в репертуаре любителей, начинающих исполнителей и заслуженных профессионалов гитары…
Говорят, на создание этого шедевра Барриоса вдохновило посещение Собора Святого Йозефа (Cathedral of San Jos?) в городе Монтевидео. Композитор своим сочинением, преступил границу простого подражания, и создал музыку истинно религиозную…
Три части «Собора» уже в самих названиях, говорят сами за себя. Prelude, Andante Religioso, Allegro Solemne. Первая часть, написанная гораздо позже остальных (Барриос создал ее спустя 19 лет) тем не менее, прекрасно создает образ высоких башен… и летевшее над землей прозрачное, призывное звучание колоколов, устремленных в спокойное синее небо…
Неторопливые, строгие аккорды Andante Religioso. Композитор воссоздал имитацию, отзвуки услышанного органа. Органист в соборе играл Баха… «Как прекрасно, совершенно, Бах поднимает нас к Вечности…»
Но, покидая спокойную, духовную атмосферу Собора и выходя на улицу, люди снова окунаются в торопливую, так быстро пробегающую жизнь за его пределами. Колокола Собора продолжают звучать над бегом шестнадцатых нот суетливой обычной жизни…
Говорят, что в «Соборе» Барриос представляет некоторые элементы Баховского контрапункта. Привлекает интерес и формообразующая деталь: относительно небольшие по размеру первые пьесы – портрет самого собора, и быстрая техническая, завершающая часть, по времени звучания превосходящая Прелюдию и Анданте. Это, наверное, чтобы нам, слушателям, было бы время подумать, вникнуть, понять, не проходя равнодушно мимо…
Как бы там ни было, «La Cathedral» навсегда останется одним из самых ярких, обладающих виртуозной техникой, глубоко эмоциональных произведений, присутствующих в репертуаре гитаристов…
…Как уже было сказано, Барриос был прекрасным поэтом. Среди его поэм есть одна, в которой Августин выражает взгляд на себя и на свою жизнь странствующего артиста:
…Как стремительны повороты судьбы!
В буре событий я двигаюсь,
Подчиняясь неизбежности,
Танцуя в сумасшедшем ритме
Четырех ветров планеты!
Моя страсть не знает отдыха,
В моей бродячей неопределенной жизни
Искусство освещает мне путь,
Как фантастическая комета!
Я брат тем средневековым трубадурам,
Которые страдают от романтического безумия.
Так же, как они, когда умру,
Только Бог будет знать,
В каком далеком пристанище
Я найду свою безвестную могилу!
…Яркие, эмоциональные, танцевальные, романтические - его произведения. Они кажутся такими разными. Слушая его музыку, можно подумать, что жизнь его была так же ярка и красочна… но это не так. Барриос испытывал и нужду, и болезни. Сам образ Нитсуги Мангоре, в котором он выступал перед публикой, был создан для того, чтобы привлечь аудиторию на концерт, в таких условиях он зарабатывал себе на жизнь, выступал, просто, чтобы выжить… Последние годы Барриос прожил в Сальвадоре, сочиняя музыку, преподавая гитару и выступая на концертах. Вся его жизнь была одним большим путешествием-концертом. Иногда слабое здоровье не позволяло ему выступать, делая невозможной работу по заключенным контрактам. Но желание выступать, вести концертную деятельность не покидало его, и во всех его произведениях живет воодушевление, они искренне открыты слушателю.
…Последняя из его композиций. Предсмертная… Он знал, что его смерть близка, но воспринимал это спокойно. Он готовился к этому, работая над этим произведением. Ее нельзя даже назвать простым произведением. Она – особенная. И даже не потому, что является своеобразной «жемчужиной» мастерства композиторского стиля Августина Барриоса.
Написанная в виде пьесы-тремоло, она напоминает концертный этюд. Но на самом деле, никак не является этюдом. И никогда не была «этюдом» задумана. В ней, как и в других его, мастерски написанных произведениях, мелодия сопранового голоса, полифонична, перекликается, ведет свою линию в дуэте с нижним. Это прекрасный дуэт, и он откроется вам, если вы его услышите как слушатель, как исполнитель… Но даже не этом дело.
«Una Limosпa por el Amor de Dios». Даже само название, переводят в различных вариантах: «Последнее тремоло», «Признание любви Богу», «Хвала милости Господней»… Лично мне очень нравится последнее название. Можно было бы сказать, что оно и есть то, что имелось в виду. И все же, дословно, Барриос нарекает ее «Милостью во имя любви к Богу»…
Милость. Милостыня, поданная нищему, постучавшемуся в ваши ворота. Так стучится в двери начальный мотив, тихий и скорбный, услышанный далее в мелодии нижнего голоса... Сможет ли ваша душа отказать этому нищему?… Кто же он, смиренно стучащийся в наши сердца и души? Не сам ли Христос?..
Обращение к Богу видится в нисходящем, молящем вздохе первых же нот верхнего голоса. И зазвучала смиренная песня-молитва, поддержанная столпами звучащего в нижнем голосе, начального мотива.
Заключительные такты прекрасного тремоло вновь выводят наш взгляд и слух ввысь, в чистоту неба, … к Богу.
Надежда на лучшее звучит в заканчивающей, мажорной части. Надежда на то, что жизнь, отданная служению искусству, людям, не была напрасной. Надежда – и вера в гуманизм и добро, которые были девизом Августина Барриоса Мангоре, в течение всей его яркой, творческой жизни благородного Трубадура гитары…