Знаменский храм дубровицы. Знаменская церковь, Дубровицы: история, архитектор, адрес. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Храм Зна́мения Богоро́дицы в Дубровицах - православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Андрей Евгеньевич Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Была заложена 22 июля 1690 года. Время постройки храма - с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.

В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого. Венчает храм не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.

В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён - митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, - и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль - дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

    Интерьер церкви

    Хоры церкви на дореволюционной фотографии

    Серебряная памятная монета Банка России с изображением Церкви Знамения, 2004 г.

    вид сверху

    Оформление стен

    Скульптура

История прихода

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года - в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы - витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых - делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

Храм возводился из известняка по заказу Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого, в течение полутора десятков лет. Строительство религиозного сооружения было завершено в 1703 году, а год спустя его освятили. Он является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потёмкиных и Дмитриевых-Мамоновых. Высота церкви составляет 42 метра; она включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах действующая - и в ней проводятся службы. Её можно посетить ежедневно, с 9:00 до 17:00; в дни, когда есть вечерняя служба, храм открыт до 20:00.

Расположение

Поселок Дубровицы расположен в 7 километрах к западу от Подольска и в 24 километрах к югу от МКАД. Добраться до церкви Знамения из Москвы можно по Симферопольскому шоссе через Подольск. От площади Ленина повернуть направо на улицу Кирова, затем - снова направо, на Октябрьский проспект, далее по указателям до поселка.

Пригородные электропоезда отходят с Курского вокзала Москвы до станции Подольск каждые 15 минут. Время в пути - меньше часа. Далее добраться до поселка Дубровицы можно на рейсовом автобусе №65, который отправляется от железнодорожной станции; поездка займет не более 20 минут. Расписание движения автобуса можно найти на сайте www.mostransavto.ru .

Автобусное сообщение соединяет Москву с Дубровицами; маршрут №417 отправляется с понедельника по субботу от станции метро "Южная". Время в пути - около часа, в зависимости от ситуации на дорогах. Автобусы из Москвы отходят в 8:00, 8:40, 11:10, 12:00, 14:50, 15:20, 18:26 и 19:08; из Дубровиц - в 6:45, 7:25, 9:55, 10:45, 13:35, 14:05, 17:11 и 17:53. Также на автобусе можно доехать до Подольска; маршруты №406, №407 и №417 также отправляются от метро "Южная", поездка займет порядка 50 минут. Необходимо выйти на остановке "Площадь Ленина" и пересесть на автобус, следующий до Дубровиц.

Как добраться

Церковь Знамения находится на вершине холма в поселке Дубровицы, на западной окраине города Подольска, к югу от .

Недавно наконец-то выбрались с семьей погулять в Дубровице, пока еще золотая осень не перешла в зиму. И сегодня мы с вами погуляем по парку, про одноименную усадьбу я вам расскажу, как-нибудь, позже, а сегодня речь пойдет о церкви Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Она является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Доподлинно неизвестно, кто автор этого шедевра, кто были мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.




Строительство Знаменской церкви началось еще тогда, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строили из местного белого камня, чем в принципе и знаменит Подольский край. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Вроде бы как строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако только спустя 5 лет ее освятили. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов - единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.
Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».
В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.
Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации - «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав - «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.
Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.
В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.
После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, - пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, - золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом - нет уже ни следов времени, ни порчи - храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».
Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.
«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», - писал А. Ф. Вельтман.
Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.
В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Увидеть уникальный шедевр в стиле барокко в России не просто. Если хотите, то поезжайте в усадьбу Дубровицы Московской области, недалеко от , где расположена Знаменская церковь.

Храм вписан в старинный усадебный комплекс и построен в честь новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда-то усадьба принадлежала родам Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Вконтакте

История

Известно, что начало строительства положено 22 июня 1690 года Борисом Голицыным. Он же является и основателем усадьбы в Дубровицах.

Также есть сведения о том, что на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная здесь примерно в 1622 году. После того как началось строительство каменного здания, деревянное сооружение перенесли в соседнее село Лемешево.

Князь являлся воспитателем будущего императора Петра Первого, но, по неизвестной причине, в 1689 году подвергся опале и удалился в свое подмосковное имение. Он сразу начал строительные работы и даже, по одной из версий, выписал для строительства храма итальянских мастеров. Существует версия и о том, что сооружение начали возводить после того, как император Петр простил Бориса Алексеевича и возвел его в боярское достоинство. Это своеобразный символ возвышения рода.

Были приглашены не только знатные духовные лица и государственные деятели, но и сам император. Возможно именно из-за того, что князь Борис Алексеевич желал присутствия императора на освящении, его так долго и переносили, известно ведь, что до 1704 года Петр Первый почти не посещал Москву и Подмосковье.

Есть и ещё одна версия столь длительного не освящения. Князь Борис Алексеевич очень долго не мог получить разрешения у патриарха Адриана, который не решался освящать столь необычное сооружение, выполненное на европейский манер иностранными мастерами. Здание, уже построенное, не раз корректировали, что-то дорабатывали, а какие-то элементы декора убирали.

В середине девятнадцатого века здание отреставрировали и по-новому освятили. Чуть позже здесь открыли церковно-приходская школу и небольшую богадельню.

После 1917 и до 1927 здесь работал музей, а потом все экспонаты были увезены в другие выставочные центры. Примерно в это время объявили запрет на официальные церковные службы. В 1929 г. состоялось закрытие, разрушили колокольню (уничтожили и маленькую часовню св. Натальи и Адриана).

Важно знать: храм — действующий, относится к Подольскому благочинному округу Московской епархии.

Простоял закрытым до 1989, пока местная православная община не начала работу по возвращению здания верующим. Через несколько месяцев разрешение от властей было получено, хотя первая служба прошла на улице.

До 2000 г. шли восстановительные и реставрационные работы. После их завершения сюда были привезены иконы, сохранившиеся в институте животноводства.

Строительство

Как уже было сказано выше, строительство началось в 1690, на высоком берегу, в месте слияния рек Десны и Пахры. Место выбрали очень живописное.

Строили усадьбу итальянские мастера (хотя есть сведения и о русских зодчих, которых князь Голицын нанял для строительства). Именно поэтому у неё столь необычный для того времени вид, отличающийся от русского зодчества.

Постройку возводили из белого местного камня. Основание сооружения – крест, концы которого закруглены. Здание поставлено на высокий фундамент. Это дало возможность обнести здание по кругу парапетом. Он украшен резьбой и каменными лепными узорами. Также по кругу идут многоарочные лестничные пролеты.

Обратите внимание : высота здания от фундамента до купола – 42 метра.

В 1848-1850 годах постройку реставрировали. На этом настоял тогдашний владелец усадьбы в Дубровицах Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Он привлек к работе очень известного в те времена зодчего, академика Федора Рихтера (Матвей Александрович – герой войны 1812 г., им был сформирован полк, в котором состояли такие известные люди как Жуковский, Вяземский и другие; хотя жизнь его закончилась печально, в сумасшедшем доме).

Академик Рихтер работал над реставрацией здания именно тогда, когда хозяин имения проходил очередной курс принудительного «лечения», но зодчий хорошо знал свое дело и не нуждался в наставлениях (он долгое время работал на строительстве Исаакиевского собора под руководством О. Манферрана).

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт : этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Адрес и другая полезная информация

Объект находится в поселке Дубровицы Подольского района (добраться можно по МКАД, ехать всего шестнадцать километров или на пригородном автобусе, который ходит из Подольска до имения по расписанию).

Она действующая, службы проходят по расписанию (есть официальный сайт Знаменской церкви , на котором выложена вся актуальная информация о часах работы и возможности его посещения). Открыта с девяти утра до пяти вечера.

Престольный праздник — 10 декабря. Именно в этот день проходит торжественное богослужение (можно посмотреть на все реликвии, хранящиеся в храме).

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку : в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви: