Формы бонсай. Дерево бонсай: изучаем стили по фото. Выращивание растений из питомника

Любитель выращивания бонсай - это садовод и художник одновременно.

Садовод знает, как растёт дерево, как его можно пересадить, формировать, как надо поливать, чтобы оно существовало так же долго, как в природе.

Художник видит красоту дерева и старается придать ему совершенный вид.

Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книг, но художественное видение, неотъемлемое условие при создании бонсай, должно быть выражено конкретным создателем.

Большую пользу начинающему бонсаисту приносят наблюдения за деревьями, растущими в природе.

Стили бонсай не выдуманы человеком, они подсказаны ему самой природой.

Следовательно, стили, в которых культивируется растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям произрастания растения в естественных условиях.

Деревья для бонсай принято подразделять на десять типов:

  • вечнозелёные, имеющие декоративный эффект в течении четырёх сезонов;
  • наиболее красивые при весеннем цветении;
  • деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве;
  • цветущие летом;
  • деревья, восхищающие летом своей густой зеленью, несущей прохладу;
  • деревья, плодоносящие весной, летом и осенью;
  • расцветающие осенью;
  • деревья, красота которых в яркой и пышной осенней окраске;
  • деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им наибольшее преимущество зимой, когда сброшена листва;
  • цветущие в зимнее время и вдохновляющие при белом снеге.

После того как бонсаист выбирает тип растения, ему необходимо выбрать стиль выращивания.

Основные стили бонсай.


Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева делится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева.


Отличается от прямостоящего тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибов ствола может быть много, но они убывают к вершине дерева. Для этого стиля контейнер подходит прямоугольный или овальный, чтобы была возможность посадить дерево асимметрично. Корни растения должны быть видны над поверхностью земли. Крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля - сосна, дуб, клён, можжевельники.


Дерево посажено в контейнере таким образом, что ствол, ветви и корни направлены в одну сторону. Когда смотришь на дерево, создаётся впечатление, что все ветви постоянно обвеваются сильным ветром. Можно использовать сосну, берёзу.


Бонсай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева на ветру тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы - сосна, туя, можжевельники, секвойя, а также лиственные - клён, берёза, липа, дуб.


Это два ствола, растущих из одного корня, один ствол зовётся "родитель", другой "дитя". "Родитель" должен быть толще и выше. Красота дерева зависит от эстетической сбалансированности в толщине стволов. Деревья с тремя стволами называются "Санкан", с пятью "Гокан". Посадка может быть как симметричной, так и асимметричной. Подходят ель, сосна, берёза, секвойя, вяз, можжевельник.


Это прямостоящий стиль. Ствол дерева прямой, посадка в контейнер строго по центру. Ветви дерева напоминают форму веера или метёлку, поставленную на ручку. Не все виды деревьев подходят для этого стиля. Используются вяз, дзельква, клён, кипарисовик, а вот берёза, ива, дуб совсем не подходят для этого стиля.


Деревья сажают одного вида, но разные по возрасту, высоте и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев. Поскольку три дерева не могут изобразить лесную поляну, то минимальным числом должно быть пять растений. Для этого стиля подойдет контейнер овальной формы.


Один или несколько стволов с небольшим изгибом ветвей лишь в верхней части, крона негустая. Эта форма является естественной для дерева. Из пород деревьев подходят кедр, сосна.


Ствол дерева круто наклонен к горшку. Контейнер для этого стиля должен быть высоким и верхняя часть дерева может спускаться ниже контейнера. Для каскада делают столик-подставку на высоких ножках. Растения подбираются пластичные, которые легко гнутся, такие как азалия, можжевельники, кизильник.


Ствол и ветви дерева расположены горизонтально по отношению к контейнеру и могут спускаться до середины высоты контейнера. Можно использовать кизильник, можжевельники, сосну, азалию, плющ.


Это корни, выступающие из почвы и придающие стволу необычный вид. Для этого стиля можно взять только те растения, которые образуют воздушные корни, например фикус ретуза, фикус бенгальский, фикус пумеля. Фикусы быстро образуют воздушные корни, которые переплетаются между собой в причудливые формы, придавая дереву особенный колорит.


Характерная особенность стиля в том, что дерево сажают горизонтально, обрабатывая ветви так, чтобы они выглядели стволами. Образование из старого ствола и ветвей новых корней возможно при способности растения хорошо укореняться. Для этих целей подходят можжевельник казацкий, бересклет, фикус.


Дерево своими корнями оплетает камень-скалу, и корни уходят в землю. В контейнере камень может быть заглублён в землю. К посадке растений на скале надо подходить творчески, в созвучии с природой, склонной к асимметрии. Никогда нельзя размещать ствол в центре поверхности скалы и стремиться, чтобы корни равномерно её оплетали. Два корня, направленные почти параллельно и прочно цепляющиеся за выступы, создадут тот эффект, который от дерева требуется. Для этого стиля подойдут сосна, клен, гинкго, можжевельники, фикусы, кедры.


Ствол лишён коры, по типу мёртвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остаётся живой. Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева так, чтобы это было, во-первых, красиво, во-вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения.


Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдет фикус или гинкго. Деревья берутся молодые, чтобы при изгибе ствол не сломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.


Множество стволов растут от одного основания, обычно от пня. Для этого стиля надо брать растение, которое быстро возобновляется прикорневой порослью в случае гибели основного ствола. Наиболее подходящими являются вяз, граб. Из тропических и субтропических растений - кармона, серисса, мальпигия.


Стиль, образованный двумя стволами. Этот стиль прост в изготовлении. Необходимо взять деревья одного вида, но разного размера и посадить их в достаточной близости друг от друга. Для этого стиля используются все виды растений, из которых формируется бонсай.

Возможно также и смешение стилей - среди посаженной рощи может быть дерево в стиле Таримики.

Самое главное - не забывать, что вид бонсай должен быть естественным, как в природе.

В прошлой статье мы познакомились с искусством бонсай и рассмотрели историю его возникновения.

А сегодня речь пойдет о стилях бонсай, которых насчитывается более 30-ти.

Среди этого богатого разнообразия можно выделить традиционные стили, ориентирующиеся на внешний вид различных деревьев, произрастающих в естественных условиях.

Тёккан – формальный вертикальный стиль, характеризующийся прямым стволом, широким у основания и зауженным ближе к вершине. Классический бонсай подходит практически для всех типов и видов деревьев. Символизирует гордое одиночество и несгибаемую жизненную силу.

Стиль тёккан:

Моёги – свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола.

Единственное правило – верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется.

Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Стиль моёги:

Сякан – наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Стиль сякан:

Сокан (“раздвоенный ствол”) – стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого.

В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород.

Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Стиль сокан:

Кэнгай – каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Стиль кэнгай:

Хан-кэнгай – полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды.

Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении.

В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Хан-кэнгай:

Бундзинги – литературный стиль, или форма «японских литер».

Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона.

Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Стиль бундзинги:

Фукинагаси (“согнутый ветром”) – сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе.

Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды.

Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Стиль фукинагаси:

Ёсе-уэ – лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке.

Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Стиль ёсе-уэ:

Хокидати – метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки.

Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб).

Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Стиль хокидати:

Сёкидзедзю (“обнаженные корни на камне”) – стиль “дерево на камне”, представляющий собой наскальную форму бонсай.

В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины.

Так, “выныривая” из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Стиль сёкидзедзю:

Исидзуки (“растущий на камне”) – один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Стиль исидзуки:

Кабудати многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Стиль кабудати:

Икадабуки – плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото.

Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев.

Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Стиль икадабуки:

Шаримики (“мертвая древесина”) – стиль “лишенное коры дерево”, заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

Стиль шаримики:

Настоящих художник, создающий бонсай, всегда черпает свое вдохновение в природе, производя на свет гармонию, при этом стараясь выразить собственное ощущение и видение эстетики живого. В любой случае дерево должно излучать естественность, словно оно никогда не подвергалось вмешательству рук человека.

Источник: http://udivitelno.com/plants/item/587-s

Виды бонсай, которые можно вырастить в домашних условиях

Самостоятельное выращивание бонсай у себя дома - это очень трудоемкое и сложное занятие. Его осуществление под силу далеко не каждому цветоводу.

При выращивании вы должны найти общий язык с вашим растением и понять, как правильно о нем заботиться.

Все существующие виды бонсай по своему индивидуальны и не похожи друг на друга, поэтому в первую очередь вам нужно определиться с сортом выращиваемого растения и его будущим стилем.

Существующие виды

Кармона

У этого растения существует несколько названий. Одни называют его кармона, другие чайное дерево, а остальные - эретия.

Довольно часто это интересное растение выращивают в домашних условиях в качестве бонсай, а из его листочков нередко заваривают чай.

Как же ухаживать за таким интересным растением, чтобы вырастить его красивым и здоровым?

Месторасположение

В первую очередь, уход за бонсай из растения кармона начинается с выбора правильного места для его выращивания. Это растение относится к теплолюбивым. В летний период его нужно содержать под открытым небом в притененном месте.

Зимой же необходимо выбрать для него теплое помещение с поддержанием высокого уровня влажности воздуха. Для этого емкость с деревом кармона нужно установить на гидрошарики, но только так, чтобы грунт и водичка не соприкасались. Воду нужно постоянно менять или подливать свежую.

Грунт

Львиная доля видов этих деревьев родом из Китая, поэтому все поставляемые экземпляры транспортируются в емкостях с большим содержанием глины. Такой вид грунта имеет свойство уплотняться при регулярном поливе, что препятствует озонированию корневой системы.

После приобретения этого растения лучше всего пересадить его в питательную почву, чтобы кармона смогла получить все необходимые питательные вещества. Такой грунт можно приобрести в специализированных магазинах либо приготовить самостоятельно в квартирных условиях.

Полив

Кармона любит, когда увлажнение осуществляется равномерное. Для этого применяется отстоянная водичка. Если вы пропустили сеанс полива и кармона начала сохнуть, в таком случае очень сложно спасти растение.

Внесение удобрений

Кармона должна постоянно получать питательные вещества, особенно это касается периода активного роста.

Внесение удобрений начинается с раннего весеннего периода и заканчивается осенним.

Удобрять грунт нужно каждые 14 дней, зимой - ежемесячно. Для этого процесса отлично подходят органические подкормки для бонсай.

Формирование

Кармона может выращиваться для создания любого стиля бонсай. Молодые ветки легко поддаются любому изменению их формы и направления. Для этого можно использовать проволоку с толстой оплеткой либо специальные опоры.

Если вы приобрели карликовое дерево в магазине и кармона уже имеет характерное направление в стиле, в таком случае его можно изменять или усовершенствовать и вырастить на свое усмотрение.

Бонсай мирт

Это маленькая копия огромного дерева из тропиков. Вырастить его в домашних условиях довольно просто. Главное - предоставить опрыскивание и полив. Бонсай из растения мирт очень ценится специалистами в этой области. Поэтому приобрести его черенки не всегда просто, да и совсем не дешево.

Мирт обладает рядом особенностей:

  1. Место для выращивания должно быть не очень влажным, но солнечным.
  2. В квартирных условиях мирт может вырасти не более 90 сантиметров.
  3. При выращивании мирта в садовых условиях, на период зимовки его нужно переносить в помещение.
  4. Мирт обладает довольно быстрым и стремительным развитием.
  5. Листья этого дерева кожистые и маленькие.
  6. Если приблизится к растению поближе, можно услышать его мягкий и приятный аромат.
  7. Мирт начинает цвести в начале летнего периода.
  8. Аллергики могут не переживать по поводу летучих выделений. Они не несут никакой опасности.
  9. Мирт имеет плоды, которые невероятно полезные, но не очень вкусные.
  10. Некоторые хозяйки добавляют в свои блюда высушенные ягоды и листочки.

Чтобы предоставить миру правильный уход и вырастить его крепким, нужно выполнить несколько существующих правил:

  1. Цветение может наступить лишь при достаточном освещении. А плоды обязательно появятся на нем, необходимо лишь осуществить опыление самостоятельно или с помощью насекомых.
  2. Если в зимний период в помещении достаточно тепло и дерево не мерзнет, тогда необходимо позаботиться о равномерном поливе и опрыскивании. Емкость в которой находится дерево мирт нельзя ставить вблизи отопительных приборов или батарей. Обязательно сливайте лишнюю воду из поддона, после полива.
  3. Мирт в природных условиях растет в субтропическом климате. Именно поэтому зимовку он должен пережить в теплом месте, которое не промерзает. Оптимальным температурным режимом является отметка не ниже 5 градусов тепла.
  4. Очень важным при выращивании бонсай из мирта выбрать правильную почву. Она не должна содержать много извести. Грунт должен быть слабокислым.
  5. На протяжении всего летнего периода дерево мирт необходимо регулярно мыть под теплым душем или опрыскивать.

Запомните! Пересадку бонсай из мирта необходимо осуществлять один раз в несколько лет, исключительно весной.

Бонсай гранат

Нередко в домашних условиях для создания и выращивания бонсай используют карликовое дерево гранат. Для того, чтобы гранат, а точнее его маленькая копия, вырос здоровым, необходимо предоставить ему качественный уход.

Влажность

Гранат способен пережить засуху, но не потерпит чрезмерную влагу. Излишки воды могут привести к гниению корневой системы и гибели растения.

Температурный режим

Домашний гранат способен развиваться в помещении, где температура не опускает ниже -10°C.

Зимовка

Гранат - это листопадное дерево, поэтому с наступлением зимнего периода у него начинается время покоя.

Полив должен быть существенно реже, чем в остальные сезоны года. Летом можно подкармливать дерево гранат минеральными удобрениями, зимой подкормку не осуществляют. Такие манипуляции помогут вырастить здоровое дерево.

Освещение

Очень важно при выращивании, чтобы бонсай гранат стоял в хорошо освещаемом месте без наличия прямых лучей солнца. Недостаток освещения может нанести больший вред, чем его переизбыток. И тогда гранат может заболеть.

Обрезка

Гранат необходимо своевременно подрезать для формирования его кроны. Весенний период является идеальным временем для осуществления этого процесса.

Кедр бонсай

Довольно часто цветоводы для выращивания бонсай выбирают кедр, благодаря его выносливости и аккуратной хвое. Кедр представлен большим хвойным деревом с корой серого цвета.

Для выращивания кедра можно выбрать один из его нескольких видов. Нужно обязательно позаботиться о том, чтобы уход за этим деревом был достаточно хорошим.

Освещение

Кедр относится к светолюбивым растениям, поэтому его желательно выращивать под открытым небом.

Температурный режим

Кедр нужно оберегать от жарко температуры и сильного холода.

Полив

В летний период нужно умеренно поливать кедр, в остальные годовые сезоны полив существенно сокращают.

Между процедурами полива нужно выдерживать интервал, чтобы грунт мог подсохнуть. При чрезмерном увлажнении кедр будет покрыт желтой хвоей.

Внесение удобрений

Подкормка в весенний период позволит растению кедр активизировать рост молоденьких побегов, а осенью - усилит уровень морозоустойчивости.

Формирование

Этот процесс должен осуществляться с помощью проволоки с толстой оплеткой. Будьте осторожны, если сильно затянуть проволоку - она может нанести раны и кедр будет покрыт рубцами. Обычно, проволоку наносят на 1 годовой цикл, а то и больше.

Новые молоденькие побеги нужно прищипывать в период вегетации, а вот обрезку лучше всего проводить в августе и тогда ваш кедр будет излучать здоровый внешний вид.

Азалия бонсай

Главным достоинством этого растения является его многочисленное цветение. Азалия в домашних условиях выращивается лишь в двух видах.

Один из них Индийская азалия.

Вырастить цветущий живой бонсай в домашних условиях не так уж и просто, поэтому ознакомьтесь со всеми пунктами, чтобы азалия получила должный уход.

Грунт

Почва должна быть кислой и содержать множество питательных веществ. При пересадке нужно частично менять почву.

Освещение

Азалия относится к светолюбивым растениям. Лучше всего для ее выращивания выбрать хорошо освещенное место, без наличия прямых лучей солнца.

Температурный режим должен варьироваться от 6 до 8 градусов тепла в зимний период и от 10 до 15 в летний. На протяжении периода цветения необходимо опрыскивать азалию теплой водичкой.

Полив

Грунт в емкости должен быть постоянно влажным. Азалия нуждается в регулярном и обильном поливе. Для этого нам потребуется мягкая или талая вода комнатной температуры.

Формирование

Азалия в качестве бонсая должна подвергаться обрезке в конце весеннего периода. Азалия, как и все цветочки, довольно хрупкая, поэтому нужно с особой осторожностью применять проволоку для формирования ее кроны.

Бонсай глициния

Многие цветоводы стараются изо всех сил, чтобы вырастить в домашних условиях бонсай из растения глициния. Нужно тщательно изучить все правила по уходу, чтобы глициния порадовала вас своим прекрасным цветением и красивыми формами.

Освещение

Глициния относится к светолюбивым растениям, поэтому и место для ее выращивания необходимо выбрать соответственное.

Температурный режим

Если температура опустилась ниже отметки -5, в таком случае глициния может замерзнуть, поэтому нужно позаботиться о дополнительных мерах утепления растения. Не забывайте проветривать помещение, где развивается глициния.

Емкость

Чтобы глициния чувствовала себя комфортно для ее выращивания выбирают контейнеры из керамики.

Очищение

После завершения периода цветения, глициния начинает плодоносить. Нужно как можно раньше избавить растение от этих бобов, чтобы они не забирали много сил. Разрешается оставить лишь несколько штук.

Пересадка

Глициния должна каждый год, после завершения цветения «переезжать» в новую емкость. При этом нужно хорошо осматривать корневую систему и удалять поврежденные части. В противном случае, глициния после пересадки может заболеть.

Помимо всех этих представленных видов бонсай в квартирных условиях выращивают следующие разновидности: бонсай самшит, бонсай береза, бонсай дуб. Нередко цветоводы увлекающиеся фен шуй предпочитают выращивать бонсай из толстянки для привлечения денежных масс в свой дом.

Источник: http://www.pro100-cvety.ru/raznovidnosti-bonsaj/

Искусство бонсай, пришедшее к нам из Китая, становится все более популярным и разнообразным по стилям: от классических до самых оригинальных.

Деревья, растущие на камнях, ствол, закрученный в тугой узел или роща в миниатюре - здесь каждый найдет пространство для творчества: и профессионал, и любитель.

Вопреки расхожему мнению о том, что бонсай появился в Японии, истинной родиной этой техники является Китай, а уже позже он был заимствован японскими монахами и возведен в ранг искусства.

Бонсай представляет собой миниатюрные копии деревьев в горшках или поддонах.

Подобное выращивание становится возможным благодаря уплощению корневой системы растения и сопутствующему перераспределению ее основных функций.

Таким образом можно воссоздавать настоящие пейзажи в домашних условиях и всецело наслаждаться собственным уголком природы.НА ФОТО: Минисад в стиле бонсай

За более чем тысячелетнюю историю существования искусства бонсай сформировались различные стили, соответствующие природному разнообразию.

Все деревья растут в различных условиях: во влажном, сухом, жарком, умеренном или холодном климате, - по отдельности или в группе, на равнинной местности или на горном склоне.

Это определяет их форму, угол наклона, объем кроны, что и пытаются повторить поклонники бонсая.

Но ко всему прочему, порой они добавляют свое собственное видение, что делает это искусство намного более значимым, чем просто дерево в горшке. Сегодня выделяется несколько основных стилей бонсая в зависимости от угла наклона ствола дерева, формы кроны и ряда других характеристик.

Классический вертикальный стиль (Chokkan) характеризуется прямым конусообразным стволом, сужающимся кверху, пушистой кроной и толстыми корнями.

Ветви деревьев достаточно развиты, нижние - толще и длиннее верхних. Верхушка дерева имеет коническую форму.

Этот стиль достаточно минималистичен и является основой для творческой фантазии и формирования других стилей.

Он подходит для большинства деревьев, в особенности для хвойных пород (Кипариса, Можжевельника, Ели, Сосны), а также для фруктовых деревьев (Вишни, Сливы, Персика, Яблони, Апельсина и др.).НА ФОТО: Вяз в стиле Chokkan

Свободный вертикальный стиль (Moyogi) отражает всю красоту изгибов ствола, которые придают дереву оригинальный вид и вызывают воспоминания о старых породах, растущих в горах.

Большинство деревьев, кроме Кипариса и Кедра с их тяготением к классическому стилю, можно создать в стиле Moyogi.НА ФОТО: Мирт в стиле Moyogi

Наклонный стиль (Shakan) - это нечто среднее между классическим вертикальным и каскадным. Дерево при этом наклонено под небольшим углом. Нижняя ветвь растет в противоположном направлении к стволу. Самая главная цель наклонного стиля - сохранить гармонию и баланс.

В природе дерево, растущее под наклоном, обычно подвергается особым климатическим условиям, которые изменяют направление роста, например ветру. В этом стиле рекомендуется выращивать Тую, Можжевельник, Сосну, Липу, Клен, Дуб, Березу и другие породы.

Каскадный стиль (Kengai) характеризуется тем, что ветви деревьев опускаются вниз и должны быть ниже дна горшка. По этой причине контейнер должен быть расположен на краю стола. Такая форма специфична для пород, растущих вдоль обрывов.

Поскольку для всех деревьев характерен рост в высоту, создать каскадный стиль помогает выбор низкорослых пород и изменение роста с помощью специальной проволоки. Можжевельник является одним из самых подходящих деревьев для этого стиля.

Полукаскадный стиль (Han-kengai) отличается изогнутым стволом дерева, которое сначала растет вертикально, а затем его ветви опускаются вниз. Он является переходным между вертикальным и каскадным стилями.

Здесь нижние ветви не должны опускаться ниже дна горшка, но при этом обязаны быть на уровень ниже основания ствола. В этом стиле можно выращивать хорошо гнущиеся деревья с гибким стволом, например, Азалию, Плющ, Кизильник.

НА ФОТО: Можжевельник в стиле Han-kengai

Литературный стиль (Bunjingi) представляет собой изогнутое дерево с небольшой кроной и отсутствием нижних ветвей.

Он имитирует условия произрастания в местах с густой растительностью, где мало света и выживают самые сильные породы. Для создания такого эффекта нижняя крона обрезается и дерево слегка наклоняется книзу с помощью проволоки.

Идеальными представителями этого стиля бонсай будут Сосна и Кедр.НА ФОТО: Фикус в стиле Bunjingi

Стиль согнутый ветром (Fukinagashi) создает видимость постоянного воздействия устойчивых ветров.

Все ветви дерева растут в одном направлении, в эту же сторону отклоняется и ствол. Добиться такого эффекта достаточно сложно.

Стиль Fukinagashi подходит для Плюща, Можжевельника, Кизильника, Сосны.НА ФОТО: Кедр в стиле Fukinagashi

Двуствольный стиль (Sokan) характеризуется тем, что один корень дает два ствола. Один из них, как «родитель», немного утолщен, другой - более тонкий «ребенок».

Самое главное - достигнуть гармонии, найти баланс между высотой и толщиной стволов. Для этого стиля хорошо подходят такие деревья, как Ель, Можжевельник, Сосна, Секвойя, Береза, Вяз.

Многоствольный стиль (Kabudachi) или роща напоминает двуствольный. Он создается благодаря единой корневой системе, которая дает три и более стволов.

При этом очень важно создать впечатление одной кроны, сформированной несколькими ствольными основами. В этом стиле хорошо выращивать лиственные породы, а для хвойных понадобится искусственное пробуждение спящих почек.

Лесной стиль (Yose-ue) несколько сходен с рощей. Однако здесь нет единой корневой системы. Каждое дерево, а их должно быть как минимум пять, посажено таким образом, чтобы создать ощущение настоящего леса.

Более мелкие экземпляры могут быть расположены по краям и на заднем плане, а более крупные - в центре. В лесном стиле позволительно выращивать любые деревья, подходящие для искусства бонсай.

Стиль дерево на камне (Sekijoju) сформировался на основе наблюдений за деревьями в скалистой местности, где отсутствие питательной почвы приводило последних к укоренению в скале.

Это может происходить двумя способами: за счет пористой структуры скалы, трещин и расщелин корни проникают внутрь или, в другом случае, оплетают камень, чтобы найти почву под ним.

Поэтому для такого стиля в горшке с питательной основой укладывается камень, на котором впоследствии можно будет видеть корни деревьев.

Это могут быть породы с мощной корневой системой, например, Клен, а также Фикус.НА ФОТО: Клен в стиле Sekijoju

Стиль лишенный коры (Sharimiki) имитирует старые деревья, которые подверглись естественным изменениям, а также воздействию солнца или разрядов молнии.

Для воссоздания такого эффекта очищается кора, а ствол обрабатывается специальными веществами, например, сульфатом кальция. Стиль Sharimiki достаточно сложен, поскольку он предполагает «умертвление» части ствола при сохранении жизнеспособности дерева.

Для него подходят долгоживущие породы.НА ФОТО: Ель, лишенная коры

Несмотря на сложившуюся классификацию, как и в любом искусстве, в технике бонсай остается достаточно места для творчества и собственных интерпретаций.

:

Источник: https://LePlants.ru/dizajn-i-blagoustrojstvo/harakteristika-stiley-bonsay/

Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями.

Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде.

Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы - самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см - садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи - деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов (нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных - покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь - самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму.

Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса, кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип - абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги.

В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны.

Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе - маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото.

Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля - верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля - ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак.

Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту.

Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;
Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.
Источник изображений: flickr.

com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki ..

Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d"Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai

В последние годы японское искусство бонсай стало очень популярным во всем мире. Миниатюрные копии деревьев выглядят очень привлекательно. Их удивительная возможность воспроизводить разные уголки природы в миниатюре привлекает, в первую очередь, людей, не имеющих садов. Карликовые деревья с красивой кроной придают некий азиатский колорит любому интерьеру.

Для выращивания бонсай потребуется много терпения и времени, так как форма ствола и кроны формируется долго и постепенно. Для начала необходимо выбрать форму , то есть, как миниатюрное дерево будет выглядеть. Японские мастера выделяют 15 стилей бонсай, которые отличаются расположением стволов дерева, способами формирования кроны, отличием материалов, используемых в пейзаже.

1. Стиль метлы Hokidachi

Этот стиль подходит для лиственных деревьев с большим ветвлением. Ствол прямой, вертикальный и не переходит к вершине дерева, хорошо разветвляется во все стороны примерено на одну треть высоты дерева. Ветки и листья образуют шарообразную крону, которая выглядит привлекательно и в зимний период.

2. Формальный вертикальный стиль Chokkan

Это классический стиль, который часто встречается в природе, особенно, если дерево получает много света и не конкурирует с другими деревьями, подходит для всех видов и типов деревьев. Его особенностью является идеально ровная линия ствола, сужающаяся к вершине. начинается примерно с 1/4 общей длины ствола, вершину которого образует одна ветка, сам ствол не должен занимать всю высоту дерева.

3. Свободный вертикальный стиль Moyogi

Это очень популярный стиль. Он идеален для новичков, так как стволы с изгибами чаще всего встречаются в природе. Обычно стволу придают S-образную форму, где на каждом изгибе происходит ветвление. Искривлять дерево начинают с основания, затем пропорционально вдоль всего сужающегося к верху ствола.

4. Наклонный вид Shakkan

Этот стиль символизирует деревья, которые наклонились под воздействием естественных явлений, то есть, когда дерево растет в тени и тянется к солнцу, все ветки направлены в одну сторону. Бонсай растет под углом около 60-80 градусов, при этом его корни с одной стороны должны быть хорошо развиты, чтобы могли удержать дерево. Для создания ощущения равновесия первая ветка должна расти со стороны, противоположной наклону. Ствол может быть слегка изогнутым или полностью прямым, но обязательно сужающимся кверху.

5. Каскадный стиль Kengai

Каскадный стиль представляет собой дерево, растущее в природе на крутом утесе, которое вынуждено бороться за свое существование в результате многих факторов, таких как снег или падающие камни. Это и влияет на то, что дерево растет вниз. Вырастить бонсай в каскадном стиле очень сложно и необходимы соответствующие знания и терпение, поскольку дерево, естественно, пытается вырасти вверх. Обычно каскадный бонсай высаживают в высокий горшок. Сначала дерево должно расти вертикально, затем его сгибают вниз таким образом, чтобы крона росла над краем горшка, а нижние ветки опускались вниз.

6. Полукаскадный стиль Han-kengai

Этот стиль очень похож на каскадный и копирует деревья, которые растут вдоль берегов рек и озер, где их ветви почти касаются воды. Деревья в полукаскадом стиле не изгибают столь сильно, как при каскаде, а направляют более горизонтально, в результате чего он не опускается ниже основания горшка. Крона находится выше края горшка.

7. Литературный стиль Bunjingi

Этот встречается в природе в районах с густой растительностью, где в условиях жесткой конкуренции могут выжить только деревья повыше ростом, чем остальные. Элегантно изогнутый ствол при полном отсутствии нижних веток растет вверх. Крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья можно встретить в лесах, где из-за недостатка солнечного света у них отмирают нижние ветки. Литературный бонсай обычно высаживают в небольшие, круглые чаши.

8. Стиль согнутый ветром Fukinagashi

Бонсай в таком стиле вырастить очень трудно, так как не всем удается наклонить в одну сторону ствол и растущие во все стороны ветки, словно ветер дул в постоянно одном направлении.

9. Стиль двойного ствола Sokan

В природе часто встречаются деревья, когда от одног корня идут два ствола, причем один мощнее другого. В бонсай этот стиль может быть создан путем формирования второго ствола из нижней витки. Этот стиль подходит для всех видов деревьев.

10. Многоствольный стиль Kabudachi

Теоретически многоствольный стиль повторяет двойной с отличием в том, что дерево имеет не два ствола, а три и более. Все стволы растут из одной корневой системы и это действительно одно дерево. Ветви всех стволов образуют единую крону.

11. Лесной стиль Yose-ue

Лесной стиль очень похож на многоствольный, отличие состоит в том, что в одной большой плоской чаше высаживается не одно дерево, а сразу несколько, представляющих собой миниатюрный лес. Как правило, в центре высаживают наиболее развитые деревья, по бокам и на заднем плане - несколько небольших деревьев, которые вместе образуют единую крону и создают некую глубину и перспективу. Деревья высаживают не в одну линию, а произвольно, чтобы вполне реалистически воспроизвести картину сада.

12. Стиль дерево на камне Seki-joju

В каменистой местности деревья вынуждены своими корнями искать питательную почву, которая находится в трещинах и расщелинах. Корни совсем незащищены и прежде, чем добраться до земли, они должны защищаться от солнца. Это объясняет происхождение необычной коры на них. У бонсая этого стиля корни растут на камне в горшке.

13. Стиль растущий на скале Ishitsuki

Дерево данного стиля растет в трещинах и полостях горных пород. Это значит, что для развития и питания корней есть не так уж и много места. Такие деревья никогда не имеют здоровый вид, показывая, что они должны бороться, чтобы выжить. Поэтому очень важно их часто поливать и удобрять. Камень, в котором растет бонсай, помещают в мелкий горшок, наполненный водой или мелким гравием.

14. Плотообразный стиль Ikadabuki

Иногда упавшее дерево выживает, выбрасывая вверх боковые ветки из которых образуются стволы новых деревьев. Этот довольно сложный стиль используют при наличии материала, у которого ветки растут с одной стороны.

15. Стиль лишенный коры Sharimiki

Со временем на стволах некоторых деревьев образуются оголенные от коры места. Интенсивное солнце отбеливает эти участки. У бонсай кору удаляют с помощью ножа и оголенные участки обрабатывают сульфатом кальция, чтобы ускорить процесс отбеливания.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Искусство бонсай, пришедшее к нам из Китая, становится все более популярным и разнообразным по стилям: от классических до самых оригинальных. Деревья, растущие на камнях, ствол, закрученный в тугой узел или роща в миниатюре - здесь каждый найдет пространство для творчества: и профессионал, и любитель.

Вопреки расхожему мнению о том, что бонсай появился в Японии, истинной родиной этой техники является Китай, а уже позже он был заимствован японскими монахами и возведен в ранг искусства.

Бонсай представляет собой миниатюрные копии деревьев в горшках или поддонах. Подобное выращивание становится возможным благодаря уплощению корневой системы растения и сопутствующему перераспределению ее основных функций. Таким образом можно воссоздавать настоящие пейзажи в домашних условиях и всецело наслаждаться собственным уголком природы.НА ФОТО: Минисад в стиле бонсай

За более чем тысячелетнюю историю существования искусства бонсай сформировались различные стили, соответствующие природному разнообразию. Все деревья растут в различных условиях: во влажном, сухом, жарком, умеренном или холодном климате, - по отдельности или в группе, на равнинной местности или на горном склоне. Это определяет их форму, угол наклона, объем кроны, что и пытаются повторить поклонники бонсая. Но ко всему прочему, порой они добавляют свое собственное видение, что делает это искусство намного более значимым, чем просто дерево в горшке. Сегодня выделяется несколько основных стилей бонсая в зависимости от угла наклона ствола дерева, формы кроны и ряда других характеристик.

Стили бонсай

Классический вертикальный стиль (Chokkan) характеризуется прямым конусообразным стволом, сужающимся кверху, пушистой кроной и толстыми корнями. Ветви деревьев достаточно развиты, нижние - толще и длиннее верхних. Верхушка дерева имеет коническую форму. Этот стиль достаточно минималистичен и является основой для творческой фантазии и формирования других стилей. Он подходит для большинства деревьев, в особенности для хвойных пород ( , ), а также для фруктовых деревьев ( , Персика, и др.).
НА ФОТО: Вяз в стиле Chokkan

Свободный вертикальный стиль (Moyogi) отражает всю красоту изгибов ствола, которые придают дереву оригинальный вид и вызывают воспоминания о старых породах, растущих в горах. Вершина ствола здесь должна оставаться на одной вертикали с его основанием. Все это делает свободный стиль наиболее популярным среди любителей и профессионалов. Большинство деревьев, кроме Кипариса и с их тяготением к классическому стилю, можно создать в стиле Moyogi.
НА ФОТО: Мирт в стиле Moyogi

Наклонный стиль (Shakan) - это нечто среднее между классическим вертикальным и каскадным. Дерево при этом наклонено под небольшим углом. Нижняя ветвь растет в противоположном направлении к стволу. Самая главная цель наклонного стиля - сохранить гармонию и баланс. В природе дерево, растущее под наклоном, обычно подвергается особым климатическим условиям, которые изменяют направление роста, например ветру. В этом стиле рекомендуется выращивать Тую, Можжевельник, Сосну, и другие породы.
НА ФОТО: Айва в стиле Shakkan

Каскадный стиль (Kengai) характеризуется тем, что ветви деревьев опускаются вниз и должны быть ниже дна горшка. По этой причине контейнер должен быть расположен на краю стола. Такая форма специфична для пород, растущих вдоль обрывов. Поскольку для всех деревьев характерен рост в высоту, создать каскадный стиль помогает выбор низкорослых пород и изменение роста с помощью специальной проволоки. является одним из самых подходящих деревьев для этого стиля.
НА ФОТО: Кедр в стиле Kengai

Полукаскадный стиль (Han-kengai) отличается изогнутым стволом дерева, которое сначала растет вертикально, а затем его ветви опускаются вниз. Он является переходным между вертикальным и каскадным стилями. Здесь нижние ветви не должны опускаться ниже дна горшка, но при этом обязаны быть на уровень ниже основания ствола. В этом стиле можно выращивать хорошо гнущиеся деревья с гибким стволом, например, .
НА ФОТО: Можжевельник в стиле Han-kengai

Литературный стиль (Bunjingi) представляет собой изогнутое дерево с небольшой кроной и отсутствием нижних ветвей. Он имитирует условия произрастания в местах с густой растительностью, где мало света и выживают самые сильные породы. Для создания такого эффекта нижняя крона обрезается и дерево слегка наклоняется книзу с помощью проволоки. Идеальными представителями этого стиля бонсай будут Сосна и Кедр.
НА ФОТО: Фикус в стиле Bunjingi

Стиль согнутый ветром (Fukinagashi) создает видимость постоянного воздействия устойчивых ветров. Все ветви дерева растут в одном направлении, в эту же сторону отклоняется и ствол. Добиться такого эффекта достаточно сложно. Стиль Fukinagashi подходит для Плюща, Можжевельника, Кизильника, Сосны.
НА ФОТО: Кедр в стиле Fukinagashi

Двуствольный стиль (Sokan) характеризуется тем, что один корень дает два ствола. Один из них, как «родитель», немного утолщен, другой - более тонкий «ребенок». Самое главное - достигнуть гармонии, найти баланс между высотой и толщиной стволов. Для этого стиля хорошо подходят такие деревья, как Ель, Можжевельник, Сосна, Береза, .
НА ФОТО: Двуствольная сосна

Многоствольный стиль (Kabudachi) или роща напоминает двуствольный. Он создается благодаря единой корневой системе, которая дает три и более стволов. При этом очень важно создать впечатление одной кроны, сформированной несколькими ствольными основами. В этом стиле хорошо выращивать лиственные породы, а для хвойных понадобится искусственное пробуждение спящих почек.
НА ФОТО: Многоствольная сосна

Лесной стиль (Yose-ue) несколько сходен с рощей. Однако здесь нет единой корневой системы. Каждое дерево, а их должно быть как минимум пять, посажено таким образом, чтобы создать ощущение настоящего леса. Более мелкие экземпляры могут быть расположены по краям и на заднем плане, а более крупные - в центре. В лесном стиле позволительно выращивать любые деревья, подходящие для искусства бонсай.
НА ФОТО: Японский клен

Стиль дерево на камне (Sekijoju) сформировался на основе наблюдений за деревьями в скалистой местности, где отсутствие питательной почвы приводило последних к укоренению в скале. Это может происходить двумя способами: за счет пористой структуры скалы, трещин и расщелин корни проникают внутрь или, в другом случае, оплетают камень, чтобы найти почву под ним. Поэтому для такого стиля в горшке с питательной основой укладывается камень, на котором впоследствии можно будет видеть корни деревьев. Это могут быть породы с мощной корневой системой, например, Клен, а также .
НА ФОТО: Клен в стиле Sekijoju

Стиль лишенный коры (Sharimiki) имитирует старые деревья, которые подверглись естественным изменениям, а также воздействию солнца или разрядов молнии. Для воссоздания такого эффекта очищается кора, а ствол обрабатывается специальными веществами, например, сульфатом кальция. Стиль Sharimiki достаточно сложен, поскольку он предполагает «умертвление» части ствола при сохранении жизнеспособности дерева. Для него подходят долгоживущие породы.
НА ФОТО: Ель, лишенная коры

Несмотря на сложившуюся классификацию, как и в любом искусстве, в технике бонсай остается достаточно места для творчества и собственных интерпретаций.

Моёги - свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола. Единственное правило – верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется. Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Стиль моёги:

Сякан - наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Стиль сякан:

Сокан ("раздвоенный ствол") – стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого. В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Стиль сокан:

Кэнгай - каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Стиль кэнгай:

Хан-кэнгай – полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды. Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении. В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Хан-кэнгай:

Бундзинги – литературный стиль, или форма «японских литер». Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона. Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Стиль бундзинги:

Фукинагаси ("согнутый ветром") – сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе. Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды. Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Стиль фукинагаси:

Ёсе-уэ – лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке. Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Стиль ёсе-уэ:

Хокидати – метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки. Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб). Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Стиль хокидати:

Сёкидзедзю ("обнаженные корни на камне") – стиль "дерево на камне", представляющий собой наскальную форму бонсай. В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины. Так, "выныривая" из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Исидзуки ("растущий на камне") - один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Стиль исидзуки:

Кабудати - многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Стиль кабудати:

Икадабуки - плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото. Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев. Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Стиль икадабуки:

Шаримики ("мертвая древесина") - стиль "лишенное коры дерево", заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

Стиль шаримики:

Настоящих художник, создающий бонсай, всегда черпает свое вдохновение в природе, производя на свет гармонию, при этом стараясь выразить собственное ощущение и видение эстетики живого. В любой случае дерево должно излучать естественность, словно оно никогда не подвергалось вмешательству рук человека.