80 лет в ритме столицы. Восемьдесят лет в ритме столицы. Самое красивое в мире

Дорога. Давка. Духота. Безрадостное 3-Д, не так ли? Если ваш ежедневный квест от дома до офиса/универа/школы начинается с метро, вы не можете не вздохнуть при упоминании этой до боли знакомой обстановки. Проехать до нужной станции и не свариться – done или не done? Это главный вопрос, который ставит очередное утро. Человеческая масса вносит и выносит вас из вагона, вбегают гневные бабули, которые открыто проклинают пассажиров с большим багажом или ругают задержавшихся у дверей на полсекунды. Звучит угнетающе. Час пик в столице – он такой. Неизбежный и мучительный. Однако исключительно для себя я нашла большой аргумент в пользу московского метрополитена: я без ума от него. И это не сарказм.
Почему? Сейчас объясню.
Московское метро удобно . Быстро . Оперативно . Спуститься туда – сбежать по эскалатору, что делать вообще-то нельзя – можно за считанные секунды. В час пик поезда ходят каждые полминуты, иногда даже кажется, что они мелькают безостановочно.
Вот мчится поезд. Поезда бывают разные. Мои любимые – посвященные сочинской олимпиаде, 70-летию Победы и поэзии. Тематические поезда – гениальная находка, одна из особенностей нашего столичного метро. Скуке – нет, знаниям – да. Остается лишь надеяться, что таких "музеев на рельсах" станет еще больше.
Кондиционеры. Больная тема для любого пассажира. Как видим, проблема пока неразрешима, но радуют попытки альтернативной помощи сотрудников метро в летнюю жару – бутылки воды, веера.

"Белые арки, маркие своды. Замок подземный – залы метро...". Так писала одна чудесная поэтесса нашего времени. Да, метро, бесспорно, одна из главных достопримечательностей столицы. Поднимите голову на Маяковской и Курской, погладьте "счастливую собачку" на Площади Революции, взгляните в глаза классикам – Пушкину и Чехову. Произведение искусства, подземная галерея и музей в одном флаконе.

А теперь любимая тема молодёжи и работающей части населения, фишечка современности: вай-фай в метро. Звучит все еще оригинально, согласны? Когда только начались разговоры о появлении беспроводной сети в "подземелье", это стало настоящим шоком. Сейчас без вайфая метро представить сложновато. Всюду – пассажиры с гаджетами, старательно жмущие кнопку "подключиться" и тихо ненавидящие назойливую рекламу. К слову, избавиться от неё можно за ежемесячную плату, поэтому намного проще посмотреть 23-секундный ролик. Многие шутят, что такого вай-фая нет даже дома (об этом и новая реклама, кстати), поэтому набрасываются на перегруженную сеть и качают гигабайты файлов. Отсюда и сбои, господа.
При желании на сайтах ФОМ и Левада-центра можно найти уйму опросов и инфографик, свидетельствующих о любви москвичей к подземному транспорту. Вот вам и результат: московская подземка – 4-я в мире по интенсивности использования .


Что меня особенно радует в метро, так это перспективы развития. Стоит только задуматься: а что если бы в метро появилось второе кольцо... Как вдруг нате: новость о строительстве Третьего пересадочного контура. Так же было и с вай-фаем. Причем всё, что меняется в подземке становится очередной изюминкой. Ну взять хотя бы новый дизайн схемы, оформление стойки информации или круглый светящийся стенд на некоторых платформах. Активно продвигается реконструкция станций, а это не только восстановление облика, но и повышение комфорта.


Московский метрополитен во многом обходит европейские, в этом я убедилась на собственном опыте. С чего начинается любая поездка? С покупки билета. В подземках Берлина, Лондона, Парижа и т.д. пассажир покупает билет на определенной зоне. Перенесём сценарий в Москву: если вам нужно из центра попасть на окраину, вы будете вынуждены покупать разные билеты, мучиться с выбором зоны и, соответственно, тратить больше денег. Внешний вид многих европейских подземок тоже оставляет желать лучшего. В Париже, например, следует быть осторожным, чтобы не вляпаться куда не надо. Берлинские поезда – настоящие гробики на колёсах, тесные и неуютные. О кондиционере и говорить нечего. В этом плане интересен Мадридский метрополитен (по протяжённости – 3-й в Европе после лондонского и московского). Здесь и прохладно, и довольно просторные сквозные вагоны. Однако сквозные вагоны представляют бо́льшую опасность в случае аварии или задымления, именно поэтому число таких поездов в Москве ограничено. По навигации московское метро также в преимуществе (не только потому, что я знаю русский). Повсюду цветные указатели: под ногами, на колоннах и над головой.
Новые станции радуют глаз. Они как бальзам на душу – стильные, современные, удобные. Взгляните на только что открытые Котельники (197-я по счёту станция) – здесь и зарядные устройства для любого гаджета (!), и пакеты для упаковки мокрых зонтов. Проезд можно оплатить банковской картой, а по пути к турникету сделать фото в зеркале или приобрести сувенирную монету. Любимая из последних станций – Тропарёво. Вы уже видели это милейшее архитектурное решение – входы-выходы, выглядывающие из-под земли?


Да, я больна московским метро. До́лжное впечатление на меня произвёл Музей метро на Выставочной (вход свободный, поднимитесь на эскалаторе – и вы на месте). Полюбуйтесь строением метрополитена, этого огромного, бурлящего и кипящего организма, в котором каждая деталь работает на благо пассажира, обеспечивает наш комфорт и безопасность.

Не только станции московского метрополитена способны оставить след в памяти любого спустившегося под землю жителя или гостя столицы. В столичном метро ходят удивительные составы, необычные не только внешне, но и внутри. Пассажиры московского метро прямо в пути могут оказаться в картинной галерее и среди легенд российского кино, познакомиться с сочинскими талисманами и с творчеством поэтов, прокатиться в «Ретропоезде» и вспомнить исторические события, связанные с Великой Отечественной войной.
В цикле работ, посвященных московскому метро, хочу представить еще один именной поезд под названием «80 лет в ритме столицы». Он курсирует сейчас на Таганско-Краснопресненской линии. В рамках празднования 80-летнего юбилея столичного метрополитена, торжественное открытие первой линии которого состоялось 15 мая 1935 года, проводилось огромное количество мероприятий, в том числе 13 мая 2015года был запущен этот тематический поезд, призванный знакомить пассажиров с 80-летней историей Московского метрополитена. Первоначально именной поезд был введен в эксплуатацию и курсировал полгода на Серпуховско-Тимирязевской линии. Эксклюзивно для этого состава (и в рамках проекта «Голоса метро») все голосовые объявления станций были записаны народным артистом Советского Союза, диктором Центрального телевидения СССР и Первого канала – Игорем Кирилловым и проигрывались до сентября 2015г. В начале 2016 года поезд был передан в депо «Выхино», а с 3 февраля этого же года начал регулярное движение уже на постоянной основе по «фиолетовой ветке».
В качестве подвижного состава в поезде используются вагоны типа «Ока» со сквозным проходом, где каждый из вагонов поезда посвящён отдельным этапам истории развития метрополитена: один вагон – одно десятилетие. Поезд оформлен как снаружи, так и внутри. Внешнее оформление вагонов выполнено в цветовых гаммах основных линий метрополитена, но число вагонов в составе 8, а количество линий 12. Поэтому авторы проекта нашли решение. Арбатско-Покровская и Филёвская линии объединены в один светло-синий вагон, салатовая Люблинско-Дмитровская ветка объединена с зеленой Замоскворецкая линией, а цвета 11-ой и 12-ой, самых последних и коротких линий – Каховской и Бутовской – тоже отсутствуют. На бортах поезда размещены фотографии и даты значимых событий в жизни подземного транспорта столицы. Внутри тематического поезда расположен своего рода музей: в каждом вагоне размещена информация о работниках метрополитена, а также о тех, кто участвовал в проектировании и строительстве «подземного города». Пассажиры смогут узнать об истории станций и их архитекторах. В вагонах этого современного поезда отражена вся хронология развития вагонного парка метро. Авторы оформления поезда разместили в поезде инфографику, благодаря которой пассажиры смогут проследить, как развивался метрополитен. На стенах вагонов указаны статистические данные: количество сотрудников, вагонов, станций и километров путей на начало определённого десятилетия и на период его окончания.

Тематический поезд, посвященный 80-летию московского метро. Курсирует по Калужско-Рижской линии. В составе вагоны «Ока» со сквозным проходом. Всего 8 вагонов, один вагон — одно десятилетие. В оформлении использованы фотографии того времени, описание поездов и рассказы об архитекторах. У каждого вагона своя цветовая гамма, соответствующая линии метро. Первый вагон — красный, второй — зеленый, третий — синий и т.д. Последний вагон серый. Филевская линия совмещена с Арбатско-Покровской. Люблинско-Дмитровской, Каховской и Бутовской нет.

Внутри вагона на дверях фотообои. Показаны станции и указана дата открытия. Помню, как появилась Шаболовская. Линия уже была, как вдруг между Ленинским проспектом и Октябрьской впендюрили еще одну станцию. Мне это не понравилось, зачем так? Я считала, что лучше строить по порядку 🙂 Мама нарисовала на своей карманной схеме точку оранжевым карандашом, и это тоже меня возмутило))

Почему-то про Новосибирское метро

На Авиамоторной красивый потолок

На Калужско-Рижской линии достался оранжевый вагон. Концептуально 🙂 Надписи: «1985 — на станции Тургеневская внедрена система теленаблюдения» и «1985 — 21 декабря на Серпуховской линии погашены светофоры». Именно тогда внедрена автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости и автоблокировкой без путевых автостопов и защитных участков. С тех пор движение поездов осуществляется по показаниям АЛС-АРС, светофоры стали не нужны.

Следующий вагон фиолетовый. Таганско-Краснопресненская линия построена позже.

Потом желтый вагон — Калининская линия. Последний — серый. Лично я помню как открыли Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую линии. Поначалу все по инерции пользуются старыми проверенными маршрутами, станции пустые, в вагонах народу мало. Постепенно людей становится больше.

Самым популярным мероприятием в честь дня рождения метро стала выставка старых вагонов, которые в своё время работали, как с пассажирами, так и без. Как и на параде трамваев, ни один вагон не остался без внимания, что неудивительно, так как эта техника ни разу не была представлена для широкого круга лиц. Конечно, кто-то успел на этих вагонах поездить в качестве пассажира, но, во-первых, это было давно и неправда, а во-вторых, вагоны тщательно отреставрировали на заводе по ремонту электроподвижного состава в депо Выхино, в результате чего они сияли и сверкали как будто только что сошли с конвеера.
Получилась ещё забавная дуаль: есть ретро вагоны, которые демонстрировались на Партизанской, и есть ретропоезд, который участвовал в и который как бы совсем не ретро. Надеюсь, это никого не ввело в заблуждение.
Выставка очень интересная, рекомендую всем посетить, однако, советую выбрать время пораньше, чтобы спокойно можно было рассмотреть вагоны и избежать большого скопления людей.

1. Вагоны размещены на среднем пути станции Партизанская.


2. Открывал выставку начальник метрополитена Дмитрий Владимирович Пегов.


3. В открытии принимали участие реконструкторы, которые выступили в роли работников метрополитена и пассажиров соответствующей эпохи.


4. Смотрелось очень уместно и органично.


5. Около каждого вагона представлены схемы метро, которые висели внутри, и краткая историческая справка.


6. И о каждом вагоне подробнее.


7. Вагон типа А - первые вагоны московского метро. Представлены аж двумя экземплярами в виде сцепа 1 - 1031.



9. Салон вагона


10. Вагон типа Г №530.


11. Первые вагоны данного типа появились в 1940 году, но во время войны завод переключился на продукцию военной техники. Производство восстановили лишь в 1947 году.


12. При производстве были учтены решения, которые применялись на немецких вагонах (тип В).


13. Основное отличие от типа А - все вагоны были моторными.



15. Переходным к следующему типу стал опытный вагон УМ5. Масса вагона стала меньше, а электрооборудование - надёжнее. В дальнейшем серия получит буквенное обозначение Д.


16. На его базе был создан вагон-путеизмеритель.


17. На выставке вагон заслужил всеобщую любовь. Красненький же!


18. В салоне установлено специальное оборудование для сплошного скоростного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.


19. Вагон типа Д. Внешних отличий от предыдущего типа практически нет.


20. Кроме Москвы, такж эксплуатировались в Ленинграде и Киеве.


21. Интерьер


22. Вагон типа Е - своего рода долгожитель. Созданные в 60-х годах, они и по сей день эксплуатируются в Киеве, в Петербурге в этом году эксплуатация завершится. У вагона впервые появились рёбра жесткости - гофры.


23. По этой причине вагон стал особым объектом обожания любителей метро в конце 2000-х, так как это был старейший на тот момент вагон в эксплуатации. Довелось и мне застать такие составы, однако ездил ли я именно на данном вагоне или нет - не помню.


24. Заводская табличка.


25. А вот линкруст насколько я помню - не родной.


26. Закрывает выставку контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001


27. Про электровозы я подробно рассказывал в . В Петербурге они широко эксплуатируются, а у нас как-то не пошли.


28. Вагон оборудован двумя кабинами, может использовать питание как контактного рельса, так и аккумуляторов (на фото).


29. Внутри вагона.


30. Собственно, те самые аккумуляторы.