Среди поэтов Серебряного века особняком стоит фигура сатирика, детского писателя Саши Чёрного, Александра Михайловича Гликберга, родившегося 13 октября 1880 года. Взятый им псевдоним намекает на цвет волос, так как в их семье был еще один Саша – белый.
Еврейское происхождение поэта не давало ему возможности поступить в одесскую гимназию, и родители окрестили детей в православной церкви. Но и, поступив в гимназию, Александр ее не закончил, а, боясь наказания, сбежал из дома. Ничем не занимаясь, нищенствуя, он болтался по улицам. Неожиданная помощь пришла от житомирского помещика Роше, принявшего Сашу в свою семью и давшего ему возможность получить образование.
После солдатской службы, где он пробует себя в качестве писателя, Александр переезжает в Петербург. В столичных журналах и газетах появляются сатирические произведения поэта, его произведения пользуются популярностью. Но власти неоднозначно относятся к творчеству Гликберга, некоторые его сборники так и не увидели свет. Хотя читателя привлекала манера сатирического поэта делать остроумные замечания, хлестко высмеивать отрицательные моменты жизни общества и его членов, но многие отвергают незадачливого поэта.
Боясь быть арестованным, Саша Чёрный поселяется ненадолго в Германии, где посещает лекции в Гейдельбергском университете, общается с интересными людьми. Вернувшись на родину в 1908 году уже со сложившимися взглядами на бытие, поэт заваливает своими сатирами столичные журналы.
Но вскоре читатель знакомится с совершенно другим Сашей Чёрным – лиричным. У него появляются новые поклонники – дети, для которых поэт создал много замечательных рассказов и стихотворений.
Во время начавшейся в 1914 году войны Александр служил в пятой армии, впечатления от трех лет, проведенных в окопах, он отразил в цикле стихов «Война».
Исторические катаклизмы, происходившие в России в то время, привели поэта к эмиграции, куда он отправляется вместе с женой. Латвия, Германия, а затем Франция – вот места пребывания русского эмигранта. И такая же тоска по родине, как у всех покинувших в это время Россию. Недаром Саша Черный сближается с Леонидом Андреевым, приезжая к нему в Италию. Эти настроения, ностальгия по русскому быту и природе отражены в произведениях поэта, печатавшихся в немецких, а затем французских русскоязычных изданиях. Не забывает он и детскую аудиторию, посвящая ей и прозу, и стихи. «Несерьезными рассказами», «Солдатскими сказками» до сих пор зачитываются маленькие поклонники Саши Чёрного.
К концу жизни у поэта появляется собственное жильё на участке в местечке Ла Фавьер, в котором частыми гостями были эмигранты из среды русских интеллигентов.
Смерть застала Сашу Чёрного в самом расцвете творческих и жизненных сил: летом 1932 года, придя домой после тушения пожара у соседей, он неожиданно скончался.
На могильной плите поэта можно прочитать пушкинское: Жил на свете рыцарь бедный.
О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914).
Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.
В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.
Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.
Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» . Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века» . А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить» . А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы» . Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.
В эмиграции у него выходит множество книг для детей:
1921 - поэтический сборник «Детский остров»,
1922 - переиздана «Живая азбука»,
1924 - стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина»,
1927 - отдельное издание «Дневника фокса Микки»,
1928 - отдельное издание «Кошачья санатория»,
1929 - «Серебряная елка: Сказки для детей»,
1929 - повесть «Чудесное лето»,
1930 - сборник рассказов «Румяная книжка»,
1933 - сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя. Перечислены основные крупные издания, но осталось множество стихотворений, рассказов, появлявшихся в периодике. Замысел «Библейских сказок» так и не был реализован до конца .
Это за рубежом, а на родине? Каталоги Публичной библиотеки могут рассказать увлекательную историю публикаций книг писателя и поэта в России. В 20-ые годы ХХ века выходит ряд детских книг поэта, они публикуются вплоть до 30-го года включительно . Выходят его стихи также в ряде сборников . Издательство, точнее, перепечатка публикаций эмигрантских произведений Саши Черного происходит без ведома автора, т. е. контрафакционным путем . После 1930 года многолетний перерыв. Основное издание книг поэта падает уже на 90-ые годы. Исключение составляют издания серии «Библиотека поэта», соответственно, 1960 г. - первое, 1962 г. - второе, а также публикация двух небольших детских книг в 1968 и 1976 гг. . Причем, последнее издание исключило вторую строфу из стихотворения-предисловия, открывающего «Детский остров», которая, с точки зрения редакции, дискредитирует образ советского поэта, над чем иронизируют сейчас исследователи :
Уж давным-давно пропели петухи…
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет все стихи .
Как видим, знакомство с детским поэтом Сашей Черным для современного читателя состоялось только спустя 70 лет после выхода первого издания «Детского острова». Самое первое полное издание произведений для детей и о детях - книга «Что кому нравится», составленная и подготовленная В. Приходько . Поэтому, несмотря на то, что детские книги поэта уже давно престарелого возраста, современный читатель лишь недавно открыл их для себя.
Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей.
О творчестве Саши Черного написано немного, несмотря на постоянный интерес к литературе русского зарубежья. Выделяются несколько авторитетных имен в исследовании жизни и творчества известного сатирика.
На протяжении многих лет ведется исследовательская работа Л. А. Спиридоновой. Ей принадлежат критико-биографический очерк и комментарии к первому за долгие годы молчания изданию книги Саши Черного «Стихотворения» в серии «Библиотека поэта» ; монографии, в которых рассматривается ранняя поэзия и участие Саши Черного в журнале «Сатирикон» . В последнем опубликованном исследовании Л. А. Спиридоновой о комическом в литературе русского зарубежья представлена глава «Смех - волшебный алкоголь». А. Черный» о жизни и творчестве поэта и писателя в эмиграции. Работы ученого отличают богатым фактическим материалом, привлечением воспоминаний современников поэта, хранящихся в собственном архиве ученого. Исследователь также касается и детского творчества поэта.
Наиболее полное на сегодняшний день пятитомное собрание сочинений Саши Черного с подробными комментариями и статьями в каждом томе подготовлено А. С. Ивановым (1996) . В пятитомнике представлена хроника жизни и библиографический список современных писателю отзывов и рецензий. Статьи из пятитомника представляют собой, наверное,единственное полное исследование творческого пути А. Черного. Последний пятый том, содержащий стихи, рассказы и сказки для детей, завершает послесловие «Волшебник» . Непринужденно беседуя с читателем, А. С. Иванов через биографическую канву прослеживает путь детского писателя и поэта Саши Черного. Подробная биографическая статья открывает библиографический указатель произведений поэта и писателя, изданный в Париже . Многочисленные статьи биографического и аналитического характера опубликованы исследователем, как в России, так и за рубежом.
В. А. Приходько, автором работ по детской литературе, написан ряд литературно-критических статей, посвященных Саше Черному , подготовлено первое максимально полное издание его произведений для детей, открывающее писателя и поэта современному читателю .
В последние годы количество исследовательских работ о поэте-сатирике значительно увеличилось, но именно творчество Саши Черного для детей сейчас чаще всего находится в центре внимания . С недавнего времени отдельная глава о нем появилась в учебнике по детской литературе , можно отметить также ряд статей в различных словарях по детской литературе .
Диссертационных исследований, посвященных изучению творчества писателя и поэта немного. Среди последних научных исследований привлекает внимание работа А. В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» (2002) . Автор диссертации прослеживает развитие темы детства у современников, а также творчество писателя в контексте традиций детской литературы 19 - первой половины 20 вв.
Достаточно полно освещает сатирическое наследие писателя кандидатская диссертация Г. А. Погребняка «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный)» (2003) , в которой в рамках исследования сознания «наивного человека» рассматриваются «Солдатские сказки» и «Дневник фокса Микки».
Как видим, интерес к творчеству Саши Черного достаточно стабилен, это один из благодатных материалов. Невероятно обаятельные, трогательные и забавные произведения Саши Черного для детей сейчас становятся органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.
Примечания
Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 478.
Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.
Карпов В. А Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С. 30.
Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994. - С. 8.
В том же 1933 году выходят «Солдатские сказки», но, несмотря на свое название, они адресованы, скорее, взрослому читателю.
Катюша. - Ростов-на-Дону: Сев. кав. книга, 1926; Детский остров. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1928; Крокодил. Как кот сметаны поел. - Киев: Культура, Киев-печать, 1-я фото-лито-тип., 1928; Дети. - Киев: Культура, 1929; Дождик. - Киев: Культура, 1929; Индейский петух. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930; Трубочист. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930.
Альманах для детей / Под ред. Я. Тугенхольда. - М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1924; Детвора. Сборник рассказов и стихотворений / Под ред. А. Насимовича. Кн. 1. - М.; Л.: Книга, 1926.
Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554.
Кто? [Книжка-картинка]. - М.: Малыш, 1968. - 10 с.; Что кому нравится. - М.: Дет лит., 1976. - 25с.
Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.
(Спиридонова) Евстигнеева Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1960. - (Сер. «Библиотека поэта»). - С. 23-67.
Например: (Спиридонова) Евстигнеева Л. Саша Черный // Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты «сатириконцы». - М.: Наука, 1968. - С. 159-208; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. - М.: Наука, 1977.
Спиридонова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. -М.: Наследие, 1999. - С. 167 - 208.
Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.
Иванов А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 523 - 548.
Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994.
Например: Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. - 1993. - № 5. - С. 40-46; Приходько В. А. Любит... и все // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 80-83 и др.
Черный Саша. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993.
Коротких А. В. Образ приготовишки в юмористической прозе Саши Черного // Филологический журнал. - Вып. 9. - Сахалин: СахГУ, 2000. - С. 111-115; Ковалева Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): Новые материалы. Т. 1. / Под науч. ред. А. М. Грачевой, Е. А. Михеичевой - Орел: Вешние воды, 2004. С. 142-145; Афонина Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 30-40.
Арзамасцева И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - С. 255 - 258.
Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиограф. словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 477 - 480; Казюлькина И. С. Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. - Ч. 3. - М.: Либерия, 2000. - С. 483-488.
Коротких А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи. Дис. ... канд. филол. наук. - Южно-Сахалинск, 2002.
Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный). Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2003.
(1880 - 1932)Черный Саша настоящее имя - Александр Михайлович Гликберг (1880 - 1932), поэт.
Родился 1 октября (13 н.с.) в Одессе в семье провизора. Учился в Петербургской гимназии, из которой был исключен за неуспеваемость. Служил на таможне.
Первые стихи были напечатаны в 1904 в Житомире. В 1905 переехал в Петербург, где сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах "Зритель", "Молот", "Маски" и др.
Впервые подписался псевдонимом "Саша Чёрный" в 1905 под политической сатирой "Чепуха", принесшей ему известность и послужившей поводом для закрытия журнала "Зритель". Первый сборник стихов "Разные мотивы", где наряду с лирикой были политические сатиры, был запрещен цензурой.
В 1906 - 1907 живет в Германии, слушает курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, в течение трех лет (1908 - 11) сотрудничает с "Сатириконом" (журнал сатиры и юмора), становится ведущим автором, приобретает всероссийскую известность. "Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката... которые не знали бы их наизусть" (К.Чуковский).
Уйдя из "Сатирикона", писал для различных газет и журналов, написал несколько детских книжек ("Тук-тук", 1913; "Живая азбука", 1914), занимался переводами.
После революции уехал в Вильно, где написал цикл стихов для детей. В 1920 из Ковно эмигрировал за границу, жил в Германии, выпустив третью книгу стихов - "Жажда" (1923). Выступал в основном как детский писатель.
В последние годы в его творчестве большое место занимала проза ("Солдатские сказки", опубликованные в 1933; "Несерьезные рассказы", 1928).
Умер Саша Черный во Франции, в местечке Лаванду, 5 июля 1932.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
настоящее имя Александр Михайлович Гликберг
российский поэт, переводчик и беллетрист Серебряного века
Краткая биография
Са́ша Чёрный (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг ; 1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя - 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) - русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
Саша родился в Одессе, в зажиточной еврейской семье. Отец, Мендель Давидович Гликберг (1852 - 6 сентября 1911), был провизором, разъездным представителем химической фирмы (степень аптекарского помощника Мендель Гликберг получил 16 апреля 1871 года на медицинском факультете Императорского университета Святого Владимира в Киеве). Мать, Марьям Мееровна (также урождённая Гликберг, 1857-?), происходила из купеческой семьи - её брат, купец 2-й гильдии Янкель Меерович (Яков Маркович) Гликберг, был занят в железной скобяной торговле. Родители поженились 8 июля 1877 года. В семье было пятеро детей - Лидия (1879), Александр (1880), Владимир (1883), Ольга (1885-1893) и Георгий (1893). Семья проживала в доме Семашко (квартира 18) на Ришельевской улице.
Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. Об его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.
С 1901 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде, затем работал в Новоселенской таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».
В 1905 году переехал в Санкт-Петербург, где опубликовал принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».
Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» - сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещён цензурой.
В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.
Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничал с журналом «Сатирикон». Выпустил сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Публиковался в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости». Стал известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.
В годы Первой мировой войны Саша Чёрный служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. На фронте был написан его лирический цикл «Война».
В 1920 году эмигрировал, жил в Литве, Берлине и Риме, в 1924 году переехал в Париж.
Издал сборник прозы «Несерьёзные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930).
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.
Незадолго до кончины, 14 апреля 1932 года был посвящён в масонство в русской парижской ложе Свободная Россия.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар. В 1978 году на кладбище была установлена памятная доска.
Семья
Двоюродный брат - Даниил Львович Гликберг (1882, Одесса - 21 марта 1952, Париж), журналист («Биржевые новости»), помощник присяжного поверенного, присяжный стряпчий (1909), в эмиграции - председатель парижского отделения одесского землячества в эмиграции. Поддерживал поэта и его жену в эмиграции.
Память
Могила поэта была утеряна вследствие того, что за неё некому было платить. Жена Саши Чёрного, Мария Ивановна, скончалась в 1961 году. В 1978 году на кладбище Лаванду была установлена символическая памятная доска, посвящённая поэту.
В 1933 году посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».
В начале 1960-х годов благодаря стараниям Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного были изданы в Большой и Малой сериях Библиотеки поэта.
Издания
- Первое знакомство. - Берлин, 1923.
- Чёрный С. Избранная проза / Сост., послесловие и комм. А. С. Иванова. - М.: Книга, 1991. - 432 с. (Из литературного наследия)
- Чёрный С. Собрание сочинений в пяти томах. - М.: Эллис Лак, 1996.
- Чёрный С. Избранное / Сост. В. М. Рошаль. - СПб.: ТОО Диамант, 1997. - 448 с.
- Чёрный С. Детский остров / худ. С. А. Коваленков. - М.: РИПОЛ классик, 2013. - 80 с. - (Шедевры книжной иллюстрации «mini»).
Экранизации произведений
- 1994 - Святочные рассказы, новелла «Рождественское»
- 2002 - Про девочку, которая нашла своего мишку
- 2003 - Девочка Люся и дедушка Крылов
- 2009 - Солдатская песня
В музыке
- Дмитрий Шостакович. «Сатиры» для голоса и фортепиано на стихи Саши Чёрного, Op. 109
- Сатиры - вокальная сюита в виде студийного альбома певца и композитора Александра Градского на стихи Саши Чёрного.
- Аркадий Северный исполнял песню «Окраина Петербурга» на стих Саши Чёрного.
- Жанна Агузарова с группой «Браво» исполнила песню «Медицинский институт» на стихи Саши Чёрного.
- Александр Новиков и Максим Покровский исполнили песню «Тарарам» на стихи Саши Чёрного.
- Группа «Сплин» записала композицию на стихи Саши Чёрного (1909) - «Под сурдинку» («…Васильевский остров прекрасен…»), а также взяла своё название из этого же стихотворения.
- Наум Блик использовал стихотворение «Стилизованный осёл (Ария для безголосых)» в качестве наполнения одного из своих произведений из цикла «Re:Поэты».
- Алексей Заев исполнил песню «Ламентации» на стихи С. Чёрного.
- Александр Градский и группа «Скоморохи» исполнили песню «Обстановочка» на стихи Саши Чёрного (диск «Легенды русского рока», 1997).
В театре
«Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом» - моноспектакль Алексея Девотченко, созданный артистом совместно с режиссёром Григорием Козловым в 1990 году. Литературная основа - стихи Саши Чёрного, в спектакле исполняется музыка Рахманинова, Массне, Бетховена, Штрауса, а также Алексея Девотченко. Существует также телевизионная версия постановки.
Александр Михайлович Гликберг или как многим более известный Саша Черный – русский прозаик и великий поэт, творчество данного писателя относится к Серебряному веку. Больше всего ему славу принесли фельетоны, написанные в стихотворной форме. Родился поэт в городе Одесса 13 октября 1880 году, умер в возрасте 51 года 5 августа 1932 году во Франции.
Родители были с еврейскими корнями, его папа работал агентом химической лаборатории и по совместительству провизором. Через некоторое время после рождения ребенка, семья решила перебраться жить в город Белая Церковь, где Саша и провел все свое детство.
У семьи было всего пять детей, при этом у двоих из них были одинаковые имена – Саша. Отличать детей с самого детства стали по прозвищам, светловолосого звали Саша Белый, а темноволосого Саша Черный. Именно из детского прозвища у Александра и появился в будущем псевдоним.
Мальчик очень сильно отличался от своих братьев и сестер, так как он любил постоянно фантазировать, что-то мастерить, проводить разнообразные опыты. За такое поведение ребенок достаточно часто получал от своего отца, так как тот был достаточно строгих нравов и не любил, когда дети в доме балуются.
К сожалению, его семья была малокультурной, хотя и жили они зажиточно. По поводу детства сам Саша говорил, что счастливым его точно никогда не назовешь, мальчик всегда рос нелюдимым и замкнутым ребенком. В гимназию, родителям пришлось крестить ребенка по православным традициям. Учиться там мальчик стал в 10 лет, но ему было очень сложно, за что несколько раз его отчисляли.
Через пять лет мальчик не выдержал постоянно накаленной обстановки дома и сбежал оттуда, вместе с этим забросив и обучение. На некоторое время мальчик переехал жить к своей родной тете по папиной линии, которая перевезла мальчика в Петербург и устроила его в гимназию для продолжения обучения, но и оттуда парня отчислили, из-за того, что он не сдал экзамен по алгебре.
Парень стал нищим, писал свои родителям и просил о финансовой помощи, но ответа от них он никогда не получал, дошло до того, что он занялся попрошайничеством. В 1898 году о мальчике узнал один молодой журналист Александр Яблонский, который выпустил о нем небольшой репортаж.
Крестный отец К. Роше и жизнь в Житомире
Эту статью прочел достаточно богатый гражданин из Житомира, который больше всего в жизни любил заниматься благотворительностью. Мужчина забрал ребенка себе, дав при этом ему хорошее образование и кров над головой.
Именно Роше привил Саше любовь к поэзии. Мужчина также помог устроиться молодому парню на работу небольшим чиновником в Службу сборов. По совместительству с работой, парень также стал увлеченно писать стихотворения.
огда наступил 1900 год, парень оказался призывником на военную службу, он отслужил два года в пехотном полку г. Житомир на должности вольноопределяющегося.
После армии парень стал налаживать сотрудничество с газетой «Волынский вестник», где в 1904 году впервые было опубликовано его произведение. Многих местных жителей оно очень заинтересовало.
Переезд в Петербург
К сожалению, через некоторое время газета была закрыта. Но Саша решил не прекращать свою творческую деятельность и переезжает в Петербург, где первое время он жил у родственников Роше и работал в железнодорожной налоговой службе.
Через некоторое время молодой человек стал сотрудничать с журналом «Зритель», после первого выпуска его стихотворений в этом журнале, парнем заинтересовались и другие издательства. Его популярность росла.
Личная жизнь
Саша Черный был женат один раз на Васильевой Марине Ивановне, женщина была полностью его противоположностью, и старше поэта не несколько лет, но несмотря на это они жили, душа в душу много лет, но так и не заимели детей.