Самодельный вулканизатор из утюга. Вулканизация резины. Горячая вулканизация с использованием сырой резины

Есть несколько способов заделать прокол или порез в велосипедной камере, один из которых – горячая или холодная вулканизация шин. Такой метод можно с уверенностью назвать надежным и долговечным, колесо, закрепленное при помощи сырой резины, будет служить как новое и не спустит в самый неожиданный момент. Осуществлять такой ремонт можно легко самому своими руками, как в домашних условиях, так и на природе в походе при наличии некоторых необходимых деталей. Горячий метод вулканизации отличается от холодного только тем, как закрепляется накладываемая на колесо заплатка – с нагревом или без.

Что такое вулканизация? Это такой химический процесс, благодаря которому, при затрате тепла, прочностные свойства резины улучшаются, она становится эластичной и твердой. Наложить латку на прокол можно при помощи отрезка старой камеры или готовой заплатки из ремонтного набора, а для их закрепления необходима сырая резина своими руками, которая продается в рулонах с защитной пленкой. Это очень пластичный материал, он прилипает к любым поверхностям, легко слепляется в комок и т.д. сырая резина инструкция по применению указана на упаковке.

  • Различают два вида вулканизации – холодная и горячая, рассмотрим их оба поподробнее.

Применение холодной вулканизации

Материал для такого ремонта появился еще в 1939 году в США, почти сразу начал с успехом применяться и пользуется популярностью у велосипедистов и автомобилистов по всему миру и по сей день. С его помощью можно легко и беспроблемно отремонтировать любую камеру, холодный способ очень легок к применению в домашних условиях. Для удобства потребителей некоторые производители предлагаются сразу готовые наборы для ремонта (холодная сырая резина инструкция по применению указана на упаковке), в который входят несколько заплаток различных размеров в виде пластыря, шкурка (наждачная бумага), которая используется для зачистки места прокола или царапины на резине, а также специальный быстросохнущий клей для холодной вулканизации. Именно он вступает в реакцию со слоем сырой резины на заплатке – она нанесена ярким цветом вокруг черного. Это вызывает процесс вулканизации, благодаря чему резина камеры легко склеивается без нагрева (т.е. холодным способом). Такой способ лучше всего подходит для ремонта колес в походных условиях, когда под рукой больше нет никаких инструментов. Вы не найдете ни одного велотуриста, которого бы не выручал подобный комплект хотя бы раз в жизни. Он не занимает много места в сумке или рюкзаке, а важность его сложно переоценить, особенно если в поездке вы один без товарищей вдалеке от города. На весь процесс ремонта шины с использованием холодной вулканизации при помощи латки пластыря для камеры у велосипедиста уйдет не больше десяти минут, и колесо будет как новое.

Технология горячей вулканизации шин своими руками

Такая технология применяется несколько дольше, чем холодная. Во времена, когда вокруг не было такого количества шиномонтажек, авто- и велолюбители ремонтировали свои транспортные средства в гараже при помощи именно такого метода, для которого применяется электрический или бензиновый вулканизатор, который можно легко собрать своими руками. технология здесь заключается в следующем: мастер сжигает бензин, который прогревает резину при помощи поршня. Как только температура поднимается до 90 градусов, сырая резина для вулканизации начинает укрепляться, если поднять температуру до 147 градусов, процесс идет заметно быстрее и качественнее. А вот выше 150 лучше не поднимать, т.к. материал начинается разрушаться и теряет свои свойства. После 160 градусов сырая резина начинается обугливаться. Идеальное время прогрева при горячей вулканизации сырой резины – около 8-10 минут. Фрагмент материала прикладывается к месту прокола на камере и сдавливается при помощи струбцины, чтобы в процессе химической реакции не образовывались пузырьки и не собирался воздух, образуя опасные пустоты.

Технология применения горячей вулканизации сырой резины в домашних условиях окажется на 40% эффективнее для шины, чем холодная, поэтому, если есть возможность, пользоваться лучше этим методом.

В походных условиях провести такую операцию для камер гораздо сложнее, но все же возможно: если есть фрагмент сырой резины, можно нагреть его над костром. Определить температуру пламени можно по кусочку сахара или листку бумаги: и то, и то начинает плавиться/обугливаться при температуре 145 градусов – как раз той, что требуется для вулканизации. В качестве струбцины можно использовать плоский тяжелый камень, деревянное полено или любой другой подходящий предмет.

На всю операцию вы потратите около 20 минут. Не забывайте, что место проклейки заплатки камеры нужно обязательно зачищать шкуркой или хотя бы протереть бензином, чтобы удалить загрязнения с шины.

Цемент для вулканизации и его применение

Еще один альтернативный вариант для ремонта колес велосипеда в походных условиях – это баллончик с цементным вулканизатором. Купить их можно, например, на авторынке – такой материал пользуется большой популярностью среди автолюбителей. Состав продается в жестяных и аэрозольных баллонах под давлением от таких брендов как Abro, BL, Zefal, Top RAD и многих других. По своему составу они не опасны для здоровья и не токсичны, т.к. в них не содержится хлористый и ароматический углеводород, поэтому использовать их можно свободно и дома, и на улице без защитной маски. Для того чтобы произошла цементация шины, необходима температура в 18 градусов тепла. Состав также применяется и при горячей вулканизации (необходимо 150 градусов). Для ремонта нужно извлечь из резины камеры инородный предмет, спровоцировавший прокол, через ниппель заправить камеру цементным вулканизатором, слегка подкачать ее насосом и проехать на велосипеде 2-3 километра, чтобы отрегулировать давление в колесах. Такая технология ремонта шины простая и тоже применяется повсеместно. Для закрепления результата возможно использование заплатки пластыря с последующим методом горячей вулканизации – абсолютно так же, как описывает инструкция выше. Технология подходит для любых порезов шины. латка для ремонта камер в данном случае наносится до заправки шины цементом.

Наверное, каждый водитель хоть раз сталкивался с проблемой проколотых шин. Самый простой вариант устранения такой поломки – обращение в шиномонтажную мастерскую. Но, если такой сервис находится не близко, или услугой приходиться пользоваться достаточно часто, что выливается в солидную сумму, проколотую шину можно залатать своими руками, применив для этого специальное приспособление.

Камеры автомобиля, мотоцикла и велосипеда поможет отремонтировать самодельный вулканизатор. Тем, кто заинтересовался таким инструментом, рекомендуется изучить статью, в которой подробно описаны варианты его изготовления.

Как работает вулканизатор?

При монтажных работах незаменимым устройством является вулканизатор. С его помощью целостность покрышки восстанавливается таким образом, что эксплуатировать ее можно будет еще длительное время.

Конструкция вулканизатора

Основу устройства составляет лежащая на двух горизонтальных широких швеллерах плита размером 200х400х20 мм. По ее бокам вертикально устанавливаются стойки из швеллера №65, и крепятся с помощью сварки. К этим стойкам болтами присоединяется «коромысло». Через его центр проходит зафиксированный торцевым зажимом прижимной винт. Снизу вулканизатора находится нагревательный элемент.

Принцип работы оборудования

Использовать вулканизатор достаточно просто, так как в его принципе работы нет ничего сложного.
  • При помощи специального нагревательного элемента подготавливается поврежденная поверхность покрышки.
  • На место прокола накладывается закладка из каучука.
  • Сцепление заплатки и шин обеспечивается воздействием высоких температур.
  • В результате создается неразрывное прочное соединение, которое позволяет полноценно использовать покрышку.

    Оптимальная температура для укрепления сырой резины – 147 градусов. При температуре свыше 150 градусов каучук начинает разрушиться, а 160 градусов – это критическая температура для резины, при которой она начинает обугливаться.

    Однако камеру в вулканизаторе держать долго нельзя даже при оптимальных 147 градусах. Для того чтобы заплатка держалась крепко и качественно, обычно хватает 8–10 минут.

    Правила ремонта камер

    Прежде чем наложить на камеру заплатку, ее необходимо тщательно подготовить:


  • Для удаления с поверхности камер загрязнений и шероховатостей, ее поврежденные места зачищаются наждачной бумагой или камешком.
  • Обтачивать порезы необходимо так, чтобы во время ремонта их противоположные края не соприкасались. Это объясняется тем, что во время движения края будут тереться друг об друга, вследствие чего наложенная латка быстро оторвется.
  • Заплату нужно вырезать таких размеров, чтобы она могла закрыть порез или прокол с напуском не менее 2 см. Форму латка может иметь любую.
  • Варианты изготовления вулканизаторов

    Для устранения проколов шин в домашних условиях можно с минимальными затратами сделать несколько видов вулканизаторов. Своими руками их изготовить несложно, главное выбрать подходящую конструкцию.

    Вулканизатор из утюга


    Это один из самых распространенных вариантов самодельного оборудования для ремонта шин.

    Инструкция по изготовлению:

  • Из стальных пластин толщиной в 40х60 мм и 6х8 мм делается пресс-форма.
  • Чтобы края пластин не врезались в резину, их рекомендуется сточить.
  • По углам пластин просверлить отверстия с резьбой М4.
  • С помощью винтов половины стянуть между собой.
  • Если предполагается ремонтировать элементы каких-то сложных конструкций, то пластинам необходимо будет придать соответствующую форму.

    Чтобы с помощью такого вулканизатора изделия ремонтируются следующим образом:

    • обрабатываемое место срезается под углом в 45 градусов и обезжиривается легким бензином;
    • из сырой резины вырезается заплатка и накладывается на ремонтируемое место;
    • все элементы вкладываются в пресс форму и туго стягиваются винтами;
    • на разогретый утюг пресс-форма ставится так, чтобы ее нижняя половина касалась нагревательной поверхности утюга;
    • таким образом элементы нагреваются в течение 10–15 минут.

    Ремонтируя изделие, необходимо следить, что резина не касалась нагретого утюга.

    Оборудование из электроплитки и струбцины

    Для изготовления такого вулканизатора своими руками, следует подобрать бытовую электрическую плитку с открытой спиралью.


  • С помощью сварки из железа толщиной в 5 мм по размерам керамического основания плитки изготавливается корпус нагревателя.
  • К стенкам корпуса приваривается струбцина и четыре ножки из прутка.
  • В основание устройства монтируется керамический элемент со спиралью. Для того чтобы спираль не контактировала с металлом, на нее рекомендуется положить прокладку из асбестового листа.
  • Снизу электрический обогреватель закрывается железной крышкой, которая крепится двумя болтами.
  • Около струбцины сверху основания устанавливается биметаллический терморегулятор. В сборе с сигнальной лампой и ее сопротивлением его можно взять от обычного утюга.
  • Электрическая схема такого оборудования аналогична схеме утюга. Температура его поверхности контролируется термометром, а регулятор настраивается на отключение нагревательного элемента при достижении им температуры в 140–150 градусов. При этом сигнальная лампочка должна погаснуть. Продолжительность нагрева прибора будет зависеть от мощности установленной спирали.

    Вулканизатор своими руками для устранения неприятностей в пути

    С помощью поршня от двигателя автомобиля или мотоцикла можно сделать оборудование, которое для своей работы не будет требовать электроэнергию. Для него достаточно всего лишь 40-50 грамм бензина.

    Для изготовления вулканизатора понадобится подготовить:


    Основание для оборудования лучше всего выполнять из дерева, так как оно не препятствует хорошему прогреву резины.

  • Болты вставить в отверстия и, чтобы они не проворачивались, закрепить саморезами.
  • Выполненные из металлического стержня болты должны иметь с одного конца нарезанную резьбу М12, а с другого – шайбу.
  • Со стороны резьбы на болты надевается балка, которая гайками будет прижимать поршень к основанию.
  • Конструкция и использованные материалы такого вулканизатора могут быть изменены, важен лишь принцип его действия.

    Перед ремонтом камеры с помощью выполненного оборудования в первую очередь необходимо зачистить и протереть чистым бензином повреждение. После этого из сырой резины вырезается заплата, устанавливается на нужное место и накрывается куском газеты. Сверху ставится поршень, который с помощью закручивающихся гаек прижимается рейкой.


    В поршень заливается бензин, в который опускается небольшой кусок ветоши. После этого бензин нужно поджечь и подождать пока он весь сгорит. Как только поршень полностью остынет, его можно снимать.

    Поврежденная камера отремонтирована и выглядит так, как будто заплатку ставили с помощью обыкновенного вулканизатора.

    Сделанные своими руками вулканизаторы подойдут для ремонта мото- и авто- покрышек, грелок, надувных матрасов и других резиновых изделий. Самое главное при этом соблюдать правила ремонта камер и инструкцию по применению самодельного оборудования.

    Для сегодняшних экспериментов с созданием приспособлений своими руками нам понадобится старый, но обязательно рабочий утюг, корпус от установки монометра, стандартная пластинка и пластина сделанная из алюминия на двенадцать миллиметров.

    Итак, что же у нас получится.

    Самым первым шагом станет разбор конструкции утюга , для того, чтобы в дальнейшем сделать 3 отверстия в нагревательном элементе утюга, а именно подошве, зачем, вы узнаете дальше. После создания отверстий можно сразу подключить провода, чтобы в дальнейшем не мучаться с данным аспектом.

    Важно! Приворачиваем пластину, уже придерживая снизу корпус от монометра . В данной ситуации корпус из под монометра выступает в роли подставки для создаваемой конструкции. Соответственно, мы заранее прорабатываем отверстия в корпусе от монометра, поле чего соединяем все детали. Не забываем на пластину накладывать шайбочку, чтобы детали снашивалась в более длительные сроки.

    Далее в обязательном порядке необходимо изолировать контакты на 220 Вольт , например, с помощью гетинаксовых пластин, так как они выступают в роли надежного изолятора уже на протяжении большого количества времени.

    Для изоляции контакта в пластинах делаем прорези и скрепляем их с помощью пластиковых стяжек . Следующим шагом вы в 12миллиметровой пластине создаем отверстие, но не сквозное и самое важно, по центру. Рекомендованная высота углубления 6 миллиметров.

    Далее через отверстие в согнутой пластине пропускаем болт, или же затяжную шпильку, например от ненужной мясорубки . С обеих сторон наворачиваем гайки, за счет чего фиксируем болт на необходимой нам высоте.

    Таким образом, мы получили достаточно практичный и надежный вулканизатор для автомобильной или же велосипедной камеры. Система конструкции работает таким образом, что конструкция надежно зажимает камеру.


    Активно используя колесную технику, постоянно сталкиваешься с какими-то поломками. В частности, с проколами шин.

    Живу в деревне, и чтобы не ездить по каждому поводу в город, смастерил электрический вулканизатор. С тех пор ремонтирую тракторные, автомобильные и мотоциклетные колеса сам.

    Конструкция вулканизатора


    Основу составляет плита размером 200x400x20 мм, лежащая на двух горизонтальных отрезках широкого швеллера. Снизу к ней прикреплен нагревательный элемент переменной мощности от электроплитки. По бокам плиты вертикально приварены две стойки из швеллера № 65, к которым болтами присоединено «коромысло». Через его центр проходит прижимной винт, который фиксируется на планке торцевым зажимом.


    Ремонт прокола


    Если все три спирали подключены параллельно, плита нагревается для вулканизации в течение 10-12 мин. Предварительно место прокола обрабатываю шарошками, затем обезжириваю бензином-калошей. ** Место прокола промазываю растворенной в бензине до густоты сметаны сырой резиной. После просыхания наклеиваю заплатку из такой же резины, кладу «лицом» к плите и прижимаю винтом (рис. 1) . Процесс вулканизации длится примерно полчаса.

    Ремонт вентилей-штуцеров


    Эта операция отличается тем, что непосредственно на плиту сначала ставлю специальную алюминиевую деталь с высверленным в центре отверстием по толщине привариваемого штуцера (рис. 2-3) . Срезаю часть старого вентиля. Место установки заплатки также зашарошиваю и обезжириваю. Камеру со штуцером кладу резьбовой частью в направлении нагревателя. Смазываю раствором резины, после просыхания приклеиваю заплатку с отверстием по центру. Еще раз обезжириваю и снова промазываю раствором. После просыхания устанавливаю штуцер-вентиль резьбовой частью к нагревателю, прижимаю винтом и ставлю на вулканизацию (рис. 4) . Процесс длится дольше, чем полчаса.

    *Шарошки - диски с острыми зубьями и отверстиями в середине, при помощи которых они нанизываются на валик. При вращении барабана зубья дробят и обкалывают на трубе окалину и ржавчину.
    **Бензин-калоша представляет собой легкокипящую фракцию деароматизированного бензина прямой перегонки малосернистых нефтей. Относится к группе бензинов-растворителей.


    Рис. 1 Технологическая схема ремонта прокола
    1 - прижимной винт, 2 - плита, 3 - нагревательный элемент, 4 - камера с заплаткой к плите, 5 - металлический круг с отверстием для винта, 6 - толстая резина.
    Рис. 2 Чертеж детали для приварки вентилей со вставками (задние камеры МТЗ)

    Вулканизаторы для ремонта шин и камер – устройства, в которых используется принцип соединения резины под воздействием нагрева и давления.

    Принцип соединения резины методом вулканизации известен достаточно давно. За счет нагревания происходит изменения в молекулярной структуре сопрягаемых резиновых поверхностей. Слои резины перемешиваются и образуют достаточно прочный стык, который по своим характеристикам ничуть не отличается от резины монолитной, а по некоторым характеристикам и превосходит монолитную резину.

    Принцип работы вулканизатора

    На поврежденную поверхность камеры или автомобильной шины накладывается специальная латка из сырой резины (каучука). С двух сторон на место соединения подводятся нагревательные элементы. Нагревательные элементы под действием привода, который может быть разным, создают давление в месте стыка.

    Происходит нагрев ремонтируемой поверхности. И в результате этого появляется прочное, эластичное соединение. После этого происходит постепенное охлаждение восстановленных поверхностей.

    Виды вулканизаторов по габаритам и функциональности

    Самый простой вулканизатор для ремонта камер и шин – ручной. По своему принципу он похож на струбцину, имеющую вместо традиционных губок нагревательные элементы. Такой вулканизатор предназначен для мелкого ремонта автомобильных камер. Давление задается при помощи винтового зажима вручную. Ручной вулканизатор подключается к обычному блоку питания или к аккумуляторной батарее автомобиля.

    Переносные вулканизаторы предназначены для более сложного ремонта и способны справиться с серьезными дефектами, прежде всего, на автомобильных камерах. Они имеют собственный блок питания. Но создание необходимого давления происходит за счет винтового механизма в ручном режиме.

    Настольные вулканизаторы для ремонта шин и камер – наиболее совершенные устройства. На них можно восстанавливать не только повреждения автомобильных камер, но и повреждения на шинах автомобиля. Создание давления в зоне вулканизации происходит как при помощи винтового механизма, так и при помощи пневматического или электропневматического привода.

    Напольные вулканизаторы дают возможность восстанавливать как шины, так и автомобильные камеры. Создание давления в этих устройствах происходит за счет пневматики или электропневматики. Большинство напольных вулканизаторов имеет дополнительные функции, которые облегчают работу на них. На напольных вулканизаторах ремонтируются крупногабаритные шины и камеры.

    Все вулканизаторы для ремонта камер и шин можно условно разделить на два типа. А именно:

    • Универсальные устройства;
    • Целевые устройства.

    На универсальных устройствах производится ремонт как автомобильных камер, так и покрышек. Кроме этого универсальные вулканизаторы могут использоваться для восстановления различных поверхностей автомобильных шин.

    Дополнительные возможности автомобильных вулканизаторов

    Вулканизаторы для ремонта шин и камер могут оснащаться дополнительными узлами и системами, обеспечивающими дополнительные функциональные возможности.

    Наиболее распространенная и востребованная дополнительная опция – это контроль температуры нагревательных элементов. Благодаря установке датчиков температуры полностью исключается перегрев мест соединения. Перегрев резины также опасен, как и недостаточный нагрев.

    В результате перегрева резина в местах соединения теряет не только свою прочность, но и эластичность. И в результате этого при движении автомобиля может произойти серьезный разрыв поверхностей камеры или шины.

    Установка таймера, при помощи которого происходит контроль времени за процессом вулканизации, тоже дает определенные преимущества, прежде всего, облегчая работу оператора вулканизатора. Автоматика самостоятельно выключит нагрев, как только пройдет заданное время.

    Некоторые вулканизаторы для ремонта камер и шин оснащаются гибкими нагревательными элементами, которые дают возможность более равномерно нагревать сопрягаемые поверхности и равномерно распределять давление. Если учитывать, что часто приходится сталкиваться со сложными криволинейными поверхностями при восстановлении шин, то изменяющаяся геометрия прижимных модулей – весьма полезная опция.

    Пневматические и электропневматические приводы, по сравнению с механикой обеспечивают равномерное давление на вулканизируемые поверхности, что в итоге обеспечивает качественное соединение резины.